Ледовое побоище в деталях

Подвиг на чудском озере

Ледовое побоище или битва на Чудском озере

Разгром шведов не остановил Ливонский орден в своих захватнических устремлениях.

Летом того же 1240 года ливонские рыцари и их союзники датчане, захватив Изборск, Псков и Копорье стали разорять новгородские владения. Возникла прямая угроза Новгороду, в котором в то время происходила борьба между боярством и князем, закончившаяся изгнанием последнего.

Однако, в этих условиях, по просьбе вече, весной 1241 года Александр Невский возвратился в Новгород, собрал ополчение и взял штурмом Копорье и Псков, после чего вторгся во владения дерптского епископа. Ливонцы, собрав все силы, выступили навстречу.

5 апреля 1242 года на Чудском озере состоялось Ледовое побоище.

Состав войск

Немецкое войско рыцарей Тевтонского ордена включало в себя примерно 1,5 тыс. конных рыцарей и 2-3 тысячи пеших рыцарей-кнехтов

Русское войско Александра Невского – 4-5 тыс. человек, включая в себя, приблизительно до 1000 конных дружинников

Тактика Александра Невского была следующей:

  • В центре войска находился отряд из легкой конницы, лучников
  • Основные силы были сосредоточены на флангах
  • Позади центрального отряда находился обрывистый крутой берег озера
  • Княжеская конная дружина укрылась в засаде за левым флангом

Ход битвы на Чудском озере

Войско ливонского ордена построилось в свой обычный боевой порядок-клин, русские называли его «свиньей»: узкой и длинной колонной, в центре которой находилась пехота, а вначале и по бокам рыцари.

Рыцари с ходу атаковали передовой полк и после ожесточенного боя прорвали центр русского войска и сгрудились перед обрывистым берегом озера. Предвидя такое развитие событий, полки правой и левой руки нанесли удары по флангам противника, а княжеская дружина атаковала крестоносцев с тыла. Не выдержав атаки, рыцари обратились в бегство. Апрельский лед проваливался под тяжестью бегущих, многие утонули.

Победу в битве одержало русское войско во главе с Александром Невским, рыцари были разгромлены.

Проиграв сражение, орден был вынужден отказаться от дальнейших завоеваний. Его военная мощь была ослаблена.

Вскоре после битвы на Чудском озере был подписан мирный договор Ливонского ордена с Новгородом.

Русская церковь рассматривала победу Невского в Ледовом побоище, как победу в противостоянии православия и католицизма.

В XVI в.  Александр Невский был официально причислен к лику святых.

Дата Ледового побоища.

Ледовое побоище произошло 5 апреля 1242 года на Чудском озере.
Русская армия приняла бой с Ливонским орденом, вторгшимся в русские земли.

За несколько лет до этого, в 1240 году, Александр Невский уже сражался с армией Ливонского ордена. Тогда захватчики земель русских потерпели поражение, но через несколько лет вновь решили напасть на Киевскую Русь. Был захвачен Псков, но в марте 1241 года Александр Невский смог его отвоевать с владимирской помощью.

Орденская армия сконцентрировала свои силы в Дерптском епископстве, а Александр Невский отправился в Изборск, захваченный Ливонским орденом. Разведывательные отряды Невского были разбиты немецкими рыцарями, что сказалось на самоуверенности командования Орденской армии – немцы выдвинулись в атаку, чтобы как можно быстрее одержать лёгкую победу.

Основные силы Орденской армии двинулись в стык между Псковским и Чудским озерами, чтобы коротким путём добраться до Новгорода и отрезать русские войска в районе Пскова. Новгородское войско повернуло на озеро и осуществило необычный манёвр, чтобы отразить атаку немецких рыцарей: оно двинулось по льду к острову Вороний Камень

Таким образом Александр Невский перекрыл путь Орденской армии к Новгороду и выбрал место для битвы, которое имело важное значение

Ход сражения.

Орденское войско выстроилось «клином» (в русских летописях такой порядок назывался «свиньёй») и пошло в атаку. Немцы собирались разбить сильный центральный полк, а затем атаковать фланговые. Но Александр Невский разгадал этот план и расставил войско по-другому. В центре находились слабые полки, а по флангам – сильные. В стороне также был засадный полк.

Лучники, вышедшие первыми в русской армии, серьёзного урона бронированным рыцарям не нанесли и вынуждены были отступить к сильным фланговым полкам. Немцы, выставив длинные копья, атаковали центральный полк русских и прорвали его оборонительные порядки, завязалась ожесточённая схватка. Задние шеренги немцев подталкивали передние, буквально вдавливая их всё глубже и глубже в центральный полк русских.

Левый и правый полки тем временем заставили кнехтов, которые прикрывали рыцарей с тыла, отступить.

Дождавшись, пока вся «свинья» втянулась в бой, Александр Невский подал сигнал полкам, располагавшимся по левому и правому флангам. Русская армия зажала немецкую «свинью» в клещи. Невский тем временем вместе со своей дружиной нанёс немцам удар с тыла. Таким образом, Орденская армия оказалась полностью окружена.

Некоторые русские воины были экипированы специальными копьями с крюками, чтобы стаскивать рыцарей с коней. Другие воины экипированы ножами-засапожниками, при помощи которых они выводили из строя лошадей. Таким образом, рыцари остались без коней и стали лёгкой добычей, а лёд под их тяжестью начал трещать. Из-за укрытия появился засадный полк, и немецкие рыцари начали отступление, которое почти сразу же переросло в бегство. Некоторым рыцарям удалось прорвать оцепление и бежали. Часть из них ринулась на тонкий лёд и утонула, другая часть немецкой армии была убита (конница Новгородцев гнала немцев до противоположного берега озера), оставшаяся – взята в плен.

Итоги.

Ледовое побоище считается первым сражением, в котором пешее войско победило тяжёлую конницу. Благодаря этой победе Новгород сохранил торговые связи с Европой, а угроза, исходившая от Ордена, была устранена.

Невская битва, Ледовое побоище, битва под Торопцем – сражения, имевшие огромное значение для всей Киевской Руси, ведь были сдержаны нападения с запада, пока остальная Русь страдала от княжеских усобиц и последствий татарского завоевания.

Миф второйДесятки тысяч сражавшихся

Пословицы

В славянской мифологии и этнографических источниках можно найти множество пословиц, которые украшают дневник читателя и передают главную мысль данной темы. Они раскрывают мудрость и проницательность древних славян, а также их отношение к миру и природе.

1. «Да и Велес говорит…»

Эта пословица указывает на то, что Велес, один из главных богов в славянской мифологии, обладает мудростью и знанием, которые можно поучиться.

2. «Перун громом гремит, а голова у него как веретено»

В этой пословице подчеркивается мощь и сила бога Перуна, который символизирует гром. Но в то же время она указывает на то, что даже самый сильный может быть уязвим.

3. «Про Перуна и дивой ярилы дивятся дети»

Эта пословица отражает удивление и восхищение детей перед мощью и красотой Перуна и его дивы. Она также указывает на то, что мифы и рассказы о славянских богах и героях дошли до наших времен и продолжают удивлять и вдохновлять людей.

4. «Славянский Пантеон — домашних не велеса»

Эта пословица указывает на то, что славянский пантеон богов и героев не является знакомым и близким для всех людей, но он имеет свое место и значение в славянской мифологии и культуре.

5. «В славянских мифах мертвым даждьбог да дива»

Эта пословица указывает на то, что в славянской мифологии есть мифологические существа — мертвья бога Даждьбога и дива, которые играют важную роль в жизни людей и их отношении к смерти.

6. «Дива в нашем мире тоже есть»

Эта пословица указывает на то, что в славянской мифологии существуют дивы — мифологические существа, обитающие в природе. Они соприкасаются с миром людей и влияют на его течение.

7. «Древних временах языческих мифах»

Эта пословица указывает на то, что славянские мифы и легенды принадлежат древним временам и языческой религии, которая была распространена в Славянском мире до прихода христианства.

8. «Читательский дневник — окно в мир мифологии»

Эта пословица указывает на то, что читательский дневник является инструментом, который позволяет взглянуть в мир славянской мифологии и легенд.

Главные герои славянских мифов и былин были изображены в пословицах и выразительных выражениях, которые полностью передают их сущность и значение.

Главная мысль, которую можно извлечь из пословиц о славянской мифологии, заключается в том, что эти мифы и боги служат уроками и поучением для людей в любое время. Они помогают нам понять источник жизни в природе, времена года, страсти и силу мировых богов. Славянский пантеон богов и героев ярко отражает своеобразие и многообразие славянской культуры и национальной идеи.

Бог Главная черта
Перун Бог грома и молнии, символ силы и мира
Даждьбог Бог солнца и света, символ доброй урожайности
Велес Бог мудрости и знаний, символ прозорливости и чародейства
Ярила Бог плодородия и плодовитости, символ весны и деторождения
Дива Мифическое существо, обитающее в лесах и горах, символ диких и неуёмных страстей природы

Славянские мифы читательский дневник пример заполнения

Вводная информация

В славянской мифологии существует множество интересных и захватывающих мифов, которые рассказывают о сотворении земли и природе. Один из таких мифов — «Миф о сотворении земли», в котором упоминаются самые главные боги славянской пантеона, такие как Сварог, Перун, Ярило и другие. Чтение этих мифов позволяет войти в дух древних славянских богов и лучше понять их мифологию и верования.

Читательский дневник

При чтении славянских мифов наткнулся на «Миф о сотворении земли», в котором особое внимание уделяется богу Сварогу. Этот миф рассказывает о том, как Сварог создал землю и дал ей жизнь

Главными героями мифа являются Сварог, Перун и Ярило. Сварог — бог огня и кузнечества, вышел из тьмы и начал сотворение земли. Перун — бог грома и грозы, помогал Сварогу в этом деле. Ярило — бог солнца и страсти, его присутствие в мифе придает действию больше драматизма.

В мифе упоминается также богиня Макошь, которая была священным богом земли. Она помогала Сварогу и его сыну Перуну в их работе. Также в мифе упоминается бог Велес, который помогал Сварогу в борьбе с диву. Дива — это змея, символизирующая зло.

Главная мысль

Главная мысль данного мифа в том, что земля и природа — это славянским богам священное творение, созданное Сварогом и другими богами. В мифологии земля считалась даром богов, и люди должны были беречь и защищать ее.

Чтение славянских мифов позволяет лучше понять этические ценности древних славян и их отношение к природе и окружающему миру

Эти мифы напоминают нам о важности сбережения природы и о ее влиянии на нас

Отзыв о чтении

Чтение славянских мифов, в том числе «Мифа о сотворении земли», было для меня увлекательным опытом. Я узнал много интересного о древних славянских богах и их роли в создании мира. Мифы наполнены величественными образами и яркими событиями, которые заставляют задуматься о тайнах природы и ее взаимосвязи со вселенной.

Я рекомендую еще больше узнать о славянской мифологии и истории, чтобы погрузиться в мир древних славян и ощутить связь с нашим прошлым.

Агрессивное поведение со стороны войск Ордена

В период с 1240 по 1242 год немецкими крестоносцами, датскими и шведскими феодалами были активизированы агрессивные действия. Они воспользовались тем, что Русь была ослаблена по причине регулярных атак со стороны монголо-татар под руководством хана Батыя. Перед тем как разыгралось ледовое побоище, шведы уже потерпели поражение во время сражения в устье Невы. Однако, несмотря на это, крестоносцами был предпринят поход на Русь. Они смогли захватить Изборск. А еще через некоторое время при помощи изменников был покорен и Псков. Крестоносцы даже построили крепость после взятия Копорского погоста. Это произошло в 1240 году.

Невская битва

Традиционная версия

Летом 1240 г. шведская флотилия вошла в реку Неву с целью высадки пятитысячного войска на русский берег и дальнейшего завоевательного похода на Новгород. Шведы были настолько уверены в себе, что, разбив лагерь на месте впадения Ижоры в Неву, даже не выставили охрану. Однако князь Александр отреагировал на вторжение оперативно. Он сразу собрал дружину и двинулся по направлению к стоянке шведов. Утром 15 июля под покровом тумана шведский лагерь был атакован русскими воинами. Застигнутый врасплох неприятель не смог оказать достойного сопротивления, поэтому сражение вскоре переросло в полный разгром шведов. В результате битвы остатки шведского войска в панике погрузились на корабли и ретировались с русских земель.

Невская битва. Миниатюра из «Лицевого летописного свода». XVI в.

Исторические исследования

О ходе битвы нам из первоисточников известно крайне мало. Вот фрагмент из «Жития Александра Невского», произведения, созданного в XIII в.: «…Король страны Римской из северной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою»».

Можно ли из этого текста сделать исторические выводы о целях нападения шведов?

Невская битва. Фрагмент иллюстрации из «Лицевого летописного свода». XVI в.

В те времена Новгород и экономически, и в военном плане был гораздо сильнее Швеции. Согласно летописи и «Житию…», шведы, войдя в Неву, встали лагерем у места впадения в нее реки Ижоры и простояли там вплоть до прихода Александра почти неделю. Зачем? Известные из источников факты не проливают свет на причины появления шведов на русской земле.

Надо иметь в виду, что набеги соседей друг на друга — обычное дело во все времена. Новгородцы были не менее агрессивны и либо своими силами, либо с дружественным племенем карел многократно вторгались в «свейские» земли: в 1032,1042,1123,1143,1178, 1186,1188 (была взята шведская столица Сигтуна, которую разграбили и сожгли), 1191, 1198 (взята столица Шведской Финляндии Або), 1227 гг.

Возможно, шведы хотели построить некую фортецию (крепость), чтобы иметь форпост для защиты собственных территорий на земле противника. Тогда становится понятным их долгое нахождение на ижорской земле.

Далее, число шведских воинов (5000) не находит подтверждения ни в одном русском летописном документе, а шведские хроники об этом походе молчат. Поэтому судить о численном составе шведов можно только по косвенным факторам. Анализируя те обрывки информации, которые есть в нашем распоряжении, историки предполагают, что численность шведского войска составляла примерно 2000—2500 человек. Численность войска новгородцев —1500—2000 воинов.

Бегство шведов на корабли. Миниатюра из «Лицевого летописного свода». XVI в.

Вызывает серьезные сомнения участие в этом походе короля и его ранение русским князем: «…а на лице самого короля оставил след острого копья своего», — сообщает «Житие…». Хотя бы потому, что тогдашний шведский король Эрик XI Эрикссон ни в каких походах не участвовал.

В летописях таких несоответствий, перекочевавших в учебники истории, увы, предостаточно. Не говоря уже о религиозных пассажах, например: «Когда победил он (Александр) короля, на противоположной стороне реки Ижоры, где не могли пройти полки Александровы, здесь нашли несметное множество убитых ангелом Господним». Вряд ли можно считать это исторической информацией.

Можно предположить, что Невская битва была всего лишь одним из сражений происходивших не одно столетие взаимных походов шведских и новгородских войск друг на друга. Победа в ней не являлась каким-то выдающимся событием и не выделялась на фоне других битв этих противников ни по масштабу, ни по значимости.

Наконец, мифом является утверждение, что Александр Ярославич за это сражение получил прозвище Невский чуть ли не сразу. На самом деле это дополнение к его имени появилось лишь в XIV в.

Почему Александр Невский и почему Ледовое побоище?

Миф об Александре Невском «создало» его житие, написанное в 80-е годы XIII века. Целью подобных произведений было не создать реальную биографию выбранного персонажа, а доказать его святость, показать его последовательный путь к спасению.

Житие Александра в этом плане намекало, что, хотя верховная власть на земле исходит от Бога, даже князь противиться каре свыше: он должен смиренно подчиниться воле «земного царя» — хана. Автор как бы оправдывал поступки князя в глазах тех, кто еще мог знать его лично.

Изображение Александра Невского из Лицевого летописного свода. Источник

Житийные повести строятся на определенных агиографических штампах, поэтому историки относятся к ним весьма критично. Так, житие Александра Невского пестрит заимствованиями из библейских и других текстов: «Александрии», «Троянской притчи», «Девгениева деяния» и «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия. Всё это нагромождение героики нужно, чтобы показать приверженность князя идеалам православия. И тут надо отдать должное агиографу. Противостояние князя шведам, которые привезли с собой на невские берега епископа, его категорический отказ принимать вероучение «латынян» даже под угрозой порабощения монголами автор жития выделяет, чтобы показать Невского последним защитником православного мира. За это он «прощает» князю все спорные поступки, хотя они менее противоречивыми от этого не становятся.

Плохое постепенно забылось, а хорошее запомнилось: к концу XV века за Александром начинает закрепляться слава героя, как и прозвище Невский (хотя позднее летописи награждали им и сыновей Александра Ярославича, которые никак не могли участвовать в битве 1240 года).

Сложившейся канонической оценки придерживались и дореволюционные историки, и их советские коллеги. Но вот Ледовое побоище долгое время для них было «темной лошадкой». Так, Ключевский вообще не счел нужным говорить о сражении в своих «Лекциях по русской истории». Но 80 лет назад значение побоища внезапно «осознали».

Упоминание о битве обнаружилось в выписках из исторических книг Карла Маркса: «Александр Невский выступает против немецких рыцарей, разбивает их на льду Чудского озера, так что прохвосты были окончательно отброшены от русской границы». В атмосфере ожидания Второй мировой войны это высказывание подхватили и советские историки.

Советский орден Александра Невского. Источник

Особенности жанра русской летописи

Летописные исторические факты и вымышленные истории

Письменность у славян существовала с древнейших времен, но была в виде простейших, примитивных знаков. В 863 г. братья Кирилл и Мефодий, монахи-просветители, составили азбуку, удобную для записи речи восточных славян. Древнерусский язык был очень близок к старославянскому, который стали использовать для переводов книг Священного Писания с греческого и латинского языков. При князе Владимире в 988 г. на Руси было принято христианство. Крещение Руси стало началом сближения древнерусской культуры с византийской. Для проведения богослужения в храмах стали использоваться тексты церковных книг на старославянском языке.

При Ярославе Мудром столица Киевской Руси стала культурным центром страны. Просвещенный князь приглашал в Киев из Византии иконописцев, зодчих, писателей. Строились храмы, основывались монастыри, открывались школы, переписывались и переводились с других языков книги. С XI в. на Руси стала зарождаться собственная литература, главной целью которой было воспитание, обучение, наставление в благочестии. В литературных произведениях Древней Руси описывались значимые исторические факты и события, а также герои, чьи поступки могли служить примером подвига, бескорыстного служения, истинной веры и патриотизма.

Одним из самых древних произведений является летопись «Повесть временных лет». Летопись – жанр древнерусского эпического творчества, свод текстов, представляющих собой разрозненные описания событий по годам.Летописное повествование начиналось со слов: «В лето…». В Древней Руси год назывался словом «лето», от этого слова появилось понятие «летопись».  Летописи создавались в монастырях, монахи были самыми образованными людьми своего времени. Летописцы переписывали события прошлого, отражали историю своего времени. Они вспоминали о славных подвигах и доблести русских князей в дохристианское время, писали о мудрости и благочестии князей-христиан, осуждавших феодальные распри и боровшихся за единение русских земель. В летописях рассказывается о зарождении русской государственности и национальной духовной культуры.Летописи стали результатом общего труда летописцев на протяжении нескольких столетий.

«Повесть временных лет»  

«Повесть временных лет» была составлена предположительно в 1113 г. из существовавших ранее летописных источников и дописана монахом Нестором из Киево-Печерского монастыря, после дополнена монахом Сильвестром из Выдубецкого монастыря недалеко от Киева. Впервой русской летописи описана история славян от сотворения мира, представлены их место и роль среди других народов. Древнейший вариант «Повести временных лет» сохранился в Лаврентьевской летописи, которая создавалась с 1377 г. Название летописный свод получил по началу своего повествования: «Се повести временных лет…» Эта древнейшая русская летопись является ценным источником исторических сведений и заслуживающей внимания поучительной литературой. Многообразны жанры древнерусской летописи, она содержит тексты преданий, жития святых, притч, похвал, песнопений, поучений, сказаний и др.

В сказаниях о белгородском киселе и Никите Кожемяке рассказывается о непростом периоде в истории Руси. Во времена правления князя Владимира страна терпела многочисленные набеги со стороны кочевых племен. Особо досаждали печенеги, обитавшие в степных причерноморских землях. Они грабили и разоряли русские селения и города, угоняли в рабство пленников. Для защиты границ Руси от кочевников Владимир строил крепости. В этих летописных сказаниях упоминается город Белгород, основанный как крепость в 993 г. на правобережье Днепра, и город Переяславль, который был деревянной крепостью, заложенной в честь победы над печенегами в 992 г. у реки Трубеж. В летописных сказаниях точно датируемые события истории послужили фоном для сохранившихся в народной памяти рассказов о славных подвигах русских людей.

Летописец Нестор  

Сид Кампеадор (1041(1057)-1099)

Настоящее имя этого прославленного рыцаря было Родриго Диас де Вивар. Это был кастильский дворянин, военный и политический деятель, национальный герой Испании, герой испанских народных преданий, поэм, романсов и драм, а также знаменитой трагедии Корнеля.

Сидом рыцаря прозвали арабы. В переводе с народного арабского «сиди» значит «мой господин». Кроме прозвания «Сид» Родриго также заслужил другое прозвище – Кампеадор, что переводится как «победитель».

Слава Родриго была выкована при короле Альфонсо. При нем Эль Сид стал главнокомандующим кастильской армией. В 1094 году Сид захватил Валенсию и стал её правителем. Все попытки Альморравидов отвоевать Валенсию кончились их поражениями в битвах при Куарте (в 1094) и Байрене (в 1097). После своей смерти в 1099 году Сид превратился в народного героя, воспетого в поэмах и песнях.

Считается, что перед последней битвой с маврами Эль Сид был смертельно ранен отравленной стрелой. Его жена облачила тело Компеадора в доспехи и усадила на коня, чтобы его армия сохранила боевой дух.

В 1919 году останки Сида и его жены доньи Химены были захоронены в Бургосском соборе. Здесь же с 2007 года находится Тисона — меч, предположительно принадлежавший Сиду.

Продолжительность сражения

В Первой Новгородской летописи говорится, что в плен было взято около 50 немцев. На поле сражения было убито около 400 человек. Смерть и пленение такого большого числа профессиональных воинов по европейской мере оказалось достаточно тяжелым поражением, которое граничит с катастрофой. Русские войска тоже понесли потери. Однако они по сравнению с потерями врага оказались не такими тяжелыми. На все сражение с головной частью клина ушло не более часа. Время еще было потрачено на преследование бежавших воинов и на возвращение на исходную позицию. На это ушло еще порядка 4 часов. Ледовое побоище на Чудском озере было завершено к 5 часам, когда уже стало понемногу темнеть. Александр Невский с наступлением темноты решил не организовывать преследование. Скорее всего, это связано с тем, что результаты сражения превзошли все ожидания. И рисковать своими воинами при таком раскладе не было никакого желания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: