Ис-3 — танк геополитического назначения

Ис-3 - танк геополитического назначения

Обкатка

После продолжительного бездействия или при покупке нового мотоблока необходимо выполнить его обкатку. От данного процесса зависит дальнейшая работа устройства. Действие выполняется в щадящем режиме без рывков и сильного напряжения в течение 8-10 часов. Перед обкаткой следует проверить уровень масла и долить его в случае необходимости. Затем заправляется топливный бак. После запуска мотоблок должен поработать до 10 минут на холостом ходе. По завершении этого этапа следует перейти на средние обороты и в течение 1-2 часов попробовать поработать на всех передачах, тестируя функционал мотора. После этого проверяются функциональные возможности техники. Необходимо попробовать выполнить вспашку, культивирование, транспортировку и другие задачи с допустимой нагрузкой (не более 65% от предельной). По завершении обкатки следует заменить масло в трансмиссии и моторе.

Мотоблоки Скаут – многофункциональные многофункциональные машины, которые способны выполнить множество задач в любое время года.

https://youtube.com/watch?v=zK3WEp4fMmo

Реальная уроза

Пока США и СССР совершенствовали свои военные «мускулы», в мировом танкостроении середины 50-х начали потихоньку «оживать» другие национальные центры разработки подобной техники, прежде всего немецкие и японские. Это обстоятельство наводило на мысль о возрождении «германского милитаризма и самурайской военщины». А поскольку Япония в 60-х годах уже была союзником США, а ФРГ членом Североатлантического договора, то Советской стороной это рассматривалось как однозначное стремление Америки вырваться в лидеры «гонки вооружений» и подключение научного и промышленного потенциала этих стран к военным приготовлениям Запада было сочтено новой угрозой.

Немцы вплотную подошли к делу создания своего первого послевоенного танка в конце осени 1956 года, когда командование бундесвера сформулировало техтребования к нему. Около года ушло на их уточнение и согласование с исполнителями.

Приборы наблюдения и связи

В мирной обстановке механик-водитель вел наблюдение за окружающей местностью через открытый вверх люк посадки-высадки. При начале боевых действий люк закрывался, водитель для отслеживания ситуации начинал использовать перископический обзорный прибор, вмонтированный в правую часть крышки люка.

Кроме того, имелись смотровые щели: на левой стороне крышки люка и на боковых скуловых листах. Щели не обладали бронестеклами, но могли закрываться изнутри заслонками.

Командир следил за местностью через смотровые щели в командирской башенке. Данные приборы были аналогичными по конструкции, что и у мехвода. Кроме того, можно было использовать для обзора прицел орудия. Командир также отвечал за связь с другими машинами.

С этими целями использовалась флажковая система, устанавливаемая на часть МС-1 (в основном на командные машины). Изначально планировалось установить полноценную радиостанцию. Для этого на корме башни имелась ниша. Однако, этим планам не удалось осуществиться.

В ролях

  • Давид Абашидзе — Ясон (дублирует Н. Граббе)
  • Васо Надарая — Хвича (дублирует А. Вигдороров)
  • Ипполит Хвичия — Варлам (дублирует Ю. Саранцев)
  • Анзор Херхадзе — Вахтанг (дублирует В. Ферапонтов)
  • Гурам Лордкипанидзе — Бежам (дублирует А. Белявский)
  • Дмитрий Джаияни — Нури (дублирует В. Спиридонов)
  • А. Кадеишвили — Чола (дублирует Ю. Мартынов)
  • Темур Тавадзе — Иване (дублирует М. Чигарев)
  • Г. Мчелидзе — Иосеб (дублирует М. Селютин)
  • З. Шилакадзе — Джемал (дублирует В. Грачёв)
  • Т. Мегрелидзе — Чичико (дублирует Р. Муратов)
  • М. Кинцурашвили — Гуту (дублирует А. Голик)
  • Джумбер Жвания — Бардга (дублирует Д. Нетребин)
  • Гурам Пирцхалава — Орде (дублирует Г. Качин)
  • Т. Дадиани — Пация (дублирует О. Маркина)
  • Василий Чхаидзе — Элизбар (дублирует Ю. Боголюбов)
  • Б. Пайчадзе — Борис (дублирует Б. Кордунов)
  • Т. Хорава — Бикентий (дублирует С. Курилов)
  • Ия Нинидзе — Елене (дублирует Т. Решетникова)
  • Лаура Вартанян — Эсмеральда (дублирует Ю. Бугаева)
  • Дудухана Церодзе
  • Баадур Цуладзе — Квантре, содержатель ресторана (дублирует А. Карапетян)

Назначение

Кентавр Т 18 – минитрактор с двигателем малой мощности. Модель подойдет для применения на некрупных участках общей площадью до 2 гектаров. Многофункциональность машины и широкая линейка навесного оснащения позволяют выполнять практически все операции с грунтом. Именно сельское хозяйство является основным направлением использования Кентавр Т 18. Однако область применения машины этим не ограничивается. Модель пользуется популярностью у потребителей, работающих в сфере животноводства, садоводства и у коммунальных служб.

Основные операции, выполняемые посредством минитрактора:

  • вспахивание легкого грунта;
  • междурядная обработка;
  • культивирование;
  • посев овощей и зерновых культур;
  • боронование;
  • внесение удобрений;
  • сбор урожая;
  • транспортировка грузов некрупныго веса;
  • покос;
  • расчистки и уборка улиц, проезжих частей, дворов и других территорий от снега, грязи и мусора.

От Курска до Победы

С появлением у противника тяжелых танков, превосходящих «тридцатьчетверку» прежде всего в дальности вступления в бой, а значит – в калибре орудия и толщине брони, назрела необходимость коренной модернизации танка. Требовался «боец», чтобы он мог бороться на равных с «Пантерами» и «Тиграми». Например, под Курском нашим танкистам часто приходилось долго сближаться с танками противника, чтобы иметь возможность поразить их тонкие борта.

Т-34-85

Но уже весной 1944 года на фронтах появляется новый Т-34, получивший индекс «85» по калибру новой пушки.

Новая башня увеличенного объема и с усиленной броневой защитой конструктивно аналогична башне опытного танка Т-43. Повысилась и общая защищенность экипажа, который тоже увеличен до 5 человек, добавлен наводчик, командир освободился от наведения орудия, улучшены условия функционального взаимодействия членов экипажа. Показатели подвижности (быстроходность, маневренность и проходимость) танка Т-34-85 вследствие увеличения его боевой массы снизились незначительно. Основным преимуществом новой машины стало новое орудие, «шившее» ухудшившуюся к концу войны броню немецких тяжелых танков. А маневренность позволяла экипажу Т-34-85 уничтожить с тыла несколько «Королевских Тигров», пока те только пытались понять, откуда велся огонь.

Эволюция башен Т-34

Т-34-85 стал танком Победы, вынес на себе основную тяжесть боев и длинных маршей завершающего периода войны. Легендарной в то время стала надежность и ремонтопригодность машины (часто чинили «на коленке»).

Т-34-85 в конце войны

Интенсивную службу Т-34-85 нес аж до конца 60-х годов во всех мыслимых земных пределах и точках света. Его характерный силуэт сложно спутать с другой машиной.

Но самое важное в биографии Т-34 – он стал символом Великой Победы. Как тогда, в 1945 году, парадный отряд этих танков каждый год проезжает 9 Мая по Красной Площади

А по всему боевому пути Красной Армии, в местах самых тяжелых боев на постаментах всегда будет гордо рваться вперед наш Т-34.

Обложка: pinterest.ru

Пулемет Максима: первый в мире, легендарный в России 

СКС: не успевший на войну, но очень популярный

Шесть малоизвестных образцов оружия Красной Армии, о которых вы не знали 

Наган: бельгийский, русский легендарный револьвер

История создания

Первым произведенным в СССР стал Танк М («Красное Сормово», «Рено-Русский»), за основу был взят французский «Рено FT-17», несколько экземпляров которого было захвачено Красной армией в 1919 году. Для начала серийного производства во Франции была закуплена лицензия и оборудование.

Трофейный танк «Рено» FT-17 был предоставлен заводу «Красное Сормово», которому было поручено наладить его серийное производство с выпуском первой партии из 15 единиц к концу 1920 года. Но машина эта более походила на груду металла, как вспоминает потомственный рабочий и строитель танка Иван Ильич Волков, на ней отсутствовал мотор, трансмиссия и многие другие элементы.

Конструкторам завода предстояло решить важнейшую задачу: восстановить в чертежах все узлы боевой машины. Группа инженеров, возглавляемая Н. И. Хрулевым и П. И. Салтановым, энергично взялась за дело, на помощь к сормовцам приехали петроградские конструкторы с Ижорского завода, а также принимали участие рабочие завода «АМО».

Практически к вопросу производства танков вернулись в 1926 году, когда была принята трехлетняя программа танкостроения. Она предусматривала в качестве плана-минимума организацию одного танкового батальона и учебной роты, оснащенных пехотными танками, а также одного батальона и роты, оснащенных танкетками. По расчетам это требовало производства 112 машин каждого из типов. В сентябре было проведено совещание командования РККА, руководства ГУВП и Орудийно-арсенального треста (ОАТ), посвященное вопросам танкостроения и выбору танка для предстоящего массового производства.

FT-17 был сочтен излишне тяжелым, малоподвижным и слабо вооруженным. А стоимость одного «Танка М» («Рено-Русского») составляла 36 тыс. рублей, что не соответствовало требованиям трехлетней программы, предусматривавшей суммарные затраты в 5 млн рублей для своей реализации при стоимости одного пехотного танка на уровне 18 тыс. рублей.

Работы по созданию более совершенного танка в СССР к тому времени уже велись. В 1924 году Комиссией по танкостроительству были разработаны ТТТ к танку сопровождения пехоты, утвержденные в конце того же года. В соответствии с ними предполагалось создание танка массой в 3 тонны, с вооружением из 37-мм пушки или пулемета, 16-мм броней и максимальной скоростью в 12 км/ч. При этом с 1924 года для перенятия зарубежного опыта в течение двух лет шло изучение трофейных иностранных танков, из которых наиболее благоприятное впечатление произвел итальянский «Фиат 3000», являвшийся усовершенствованным вариантом FT-17.

Один поврежденный экземпляр этого танка, очевидно, захваченный в ходе Советско-польской войны, был передан бюро в начале 1925 года. В соответствии с требованиями комиссии Танковым бюро был разработан проект танка, получившего обозначение Т-16. Весной 1925 года, после рассмотрения проекта в штабе РККА, ТТТ были скорректированы: допустимая масса танка была увеличена до 5 тонн, чтобы обеспечить размещение более мощного двигателя и одновременную установку пушки и пулемета.

Чтобы ускорить работу, для изготовления опытного образца танка был выделен завод «Большевик», имевший в то время лучшие производственные мощности. К марту 1927 года был закончен прототип Т-16. При общем сходстве с FT-17 новый танк за счет лучшей компоновки имел значительно меньшую длину корпуса и как следствие — меньшую массу и лучшую подвижность; значительно меньшей, по сравнению с «Рено-Русским», оказалась и его стоимость.

Вместе с тем испытания Т-16 выявили у него множество недостатков, в основном в силовой установке и ходовой части. Второй прототип, при постройке которого были учтены эти замечания, был закончен к маю того же года и получил обозначение Т-18. 11—17 июня танк был подвергнут государственным испытаниям, которые в целом прошел успешно, и по итогам которых он был 6 июля принят на вооружение под обозначением «малый танк сопровождения обр. 1927 г.» (МС-1) или Т-18.

«Период рутины»

Хотя НЭП позволила быстро преодолеть последствия ГВ в экономике, в наметившемся было советском танкостроении позитивных изменений в этот период не последовало, а поскольку политическая изоляция страны не позволяла закупать бронетехнику за рубежом, то отечественные танковые войска того периода представляли собой плачевное зрелище.

Практически до конца 20-х бронесилы СССР имели в своём составе лишь около сотни преимущественно трофейных танков времён ПМВ, которые к тому времени выработали все мыслимые ресурсы, поэтому остро стоял вопрос о замене их новой техникой.

Это положение заставило советский военно-технический истеблишмент вспомнить об уже однажды скопированной французской машине, дабы на её базе возобновить танкостроение в нашей стране.

Боевое применение

В 28-м «восемнадцатые» начали поступать в войска и учебные части, постепенно заменяя иностранных «динозавров» — через несколько месяцев они стали основной машиной танкового парка СССР. Вскоре «коробочки» получили боевое крещение в ходе конфликта на КВЖД, когда девять машин были задействованы для прорыва обороны китайцев.

Несмотря на отсутствие у командного состава навыков использования танков, они смогли продемонстрировать свою эффективность, обеспечив успех наступления. В техническом отношении Т-18 также показали себя достаточно хорошо – ни один из них не был уничтожен противником, некоторые лишь потеряли гусеницы из-за близких разрывов гранат.

С другой стороны у операторов были претензии к надёжности некоторых агрегатов и огневой мощи машин – снаряды 37-миллиметрового Гочкиса давали ничтожный фугасный эффект.

Танк Т-18 в  музей Отечественной военной истории в деревне Падиково Московской области

К началу ВМВ эти танки давно устарели и снимались с вооружения, те же, что оставались в строю использовались как стационарные огневые точки или, если были на ходу, то как подвижные, неся охрану у мостов или других важных объектов на Западной или Восточной границе.

Как результат, большая часть остававшихся на вооружении Т-18 была потеряна в первые же часы войны, хотя должен заметить, что и позднее они эпизодически использовались войсками Западного фронта, «дожив» под Москвой до февраля 42-го.

Те же, что служили на Дальнем Востоке, были окончательно списаны и заброшены в первой половине 50-х; лишь тридцать пять лет спустя местные диггеры извлекли из грунта несколько бронекорпусов, которые после восстановления заняли почётное место в музеях и на постаментах монументов воинской славы.

Основные модификации

С момента запуска в серию постоянно предпринимались попытки модернизировать танк, в частности ориентированные на повышение его проходимости в условиях «лунного ландшафта». Короткий корпус машины вызывал естественные опасения, что она может провалиться в окоп, поэтому в дополнение к кормовому хвосту, на нос в разное время пытались установить два варианта конструкции аналогичного назначения, однако нововведение не прижилось.

Через два года после снятия «коробочки» с производства предполагалось повысить её проходимость, установив ведущее колесо большего диаметра, однако модификация была признана неудачной. Последняя попытка модернизировать танк была предпринята в 38-м, предполагалось оснастить его 40-сильным горьковским двигателем и вооружить танкобойной «сорокапяткой», однако это в конечном итоге было сочтено нерентабельным и от проекта отказались.

Танк Т-18 в музее

Главный конструктор Танкограда

К началу Великой Отечественной войны КВ всё ещё оставался частично недоработанным — особенно часто подводила его трансмиссия. А быстро растущей армии не хватало квалифицированных танкистов. Потенциал разработанного Котиным танка летом 1941 года раскрывать было фактически некому, к тому же вышедшую из строя технику при отступлении либо уничтожали, либо бросали.

Однако первые же столкновения с КВ повергли гитлеровцев в шок. В июне 1941 года единственный танк КВ под городом Расейняй целые сутки сдерживал половину немецкой танковой дивизии, вооружённой чехословацкими Pz35 (t). А 20 августа старший лейтенант Зиновий Колобанов под Гатчиной на КВ в ходе одного боя сумел уничтожить 22 танка и два орудия противника. Из-за неуязвимости советского бронированного титана, выдерживавшего десятки артиллерийских попаданий, немцы прозвали его Gespenst — «призрак».

  • Советские тяжёлые танки КВ — 1 выходят на позицию для атаки 
  • РИА Новости 
  • Самарий Гурарий

Жозеф Котин работал в Ленинграде до последнего. Выпущенные под его руководством танки шли в бой прямо с завода. Однако  руководство страны посчитало неблагоразумным оставлять производство бронетехники в семи трамвайных остановках от линии фронта. Поэтому ленинградский Кировский и Харьковский паровозостроительный заводы были эвакуированы в Челябинск, где на базе местного тракторного предприятия развернулся Танкоград, главным конструктором которого и стал Котин.

Война ставила перед конструктором и его коллективом всё новые и новые задачи. На базе КВ была создана облегчённая модель КВ — 1с и вооружённый 152 — миллиметровой гаубицей КВ — 2. Впрочем, эти версии «Клима Ворошилова» не стали по — настоящему массовыми. Из цехов завода вышло также всего 130 единиц сконструированного на базе КВ — 1с танка ИС («Иосиф Сталин»). При этом разработанный при участии Котина тяжёлый ИС — 2 прославился на фронтах Великой Отечественной. Он был самым тяжелобронированным танком в армиях союзников и одним из самых сильных танков на планете.

«Иосиф Сталин — 2» оказался настолько удачным, что вплоть до самого распада СССР состоял на вооружении Советской армии, а затем и Вооружённых сил Российской Федерации (до 1995 года). Танк идеально подходил для прорыва хорошо подготовленной обороны противника. Его 122 — миллиметровая пушка представляла смертельную угрозу для вражеских дотов и бронетехники. Немецкое командование официально рекомендовало военнослужащим вермахта не вступать в открытый бой с ИС — 2 и «стрелять по нему из засад и укрытий». Всего за время войны из цехов советских заводов вышло 3385 танков данной модели. На немецкие «Тигры» и «Пантеры» Котин ответил «Зверобоями» — самоходками СУ — 122 и СУ — 152.

За годы войны Котин успел побыть заместителем наркома танковой промышленности, получить звание генерал — лейтенанта, стать Героем Социалистического Труда. Однако, несмотря на высокие звания и награды, Котин лично выезжал на фронт и изучал выпущенную под его руководством технику после боя, общался с экипажами, стремясь усовершенствовать свой танк.

Очередная «горячая точка»

Таким образом, к началусередине 60-х годов прошлого века в основном завершилось формирование «пулов» друзей и союзников двух сверхдержав. «Членство» в них автоматически диктовало и выбор оружия, хотя некоторые «участники» время от времени переходили из одной сферы влияния в другую.

Следующим после Ближнего Востока театром войны и зоной геополитического противоборства стала Юго-Восточная Азия, точнее Вьетнам, куда после окончания второй мировой войны и капитуляции Японии вернулись французы, которые до поражения 1940 года, помимо Вьетнама, контролировали еще Камбоджу и Лаос, образовавшие так называемый французский Индокитай. Однако на тот момент на вьетнамской территории уже находились китайские и британские войска. Первые контролировали северную, а вторые южную части этой страны. Во многих провинциях ключевые позиции захватили коммунисты Вьетнама под руководством Хо Ши Мина, быстро становившиеся главной политической силой. В Южном Вьетнаме британцы попытались несколько раз диктовать свою волю, но каждая такая попытка неизменно сопровождалась серьезными вооруженными инцидентами. Причем бывало, что на объекты в английской зоне нападали не только бойцы Вьет-Миня (коммунисты), но и вчерашние враги британцев из числа пленных японцев, которых Хо Ши Мин распорядился по такому особому случаю выпустить из лагерей. И англичане, впрочем, без особых сожалений, решили уступить место старому «хозяину» Франции. Вьетнамские коммунисты, на тот момент более склонные не к военным, а к дипломатическим методам решения вопроса, подписали соглашение, которое фиксировало замену в их стране англичан и китайцев на французов.

Весной 1946-го во Вьетнам прибыл основной контингент французских войск экспедиционный корпус под командованием генерала Леклерка. Тяжелое бронетанковое вооружение было в основном американским — танки «шерман», самоходки М-7 «прист», бронеавтомобили М-8 и М-20. (1956 год). Французы начали методично строить блокпосты и опорные пункты, стараясь взять под контроль основные коммуникации. Вьетнамцы поначалу словно и не замечали происходящего, но когда они почувствовали, что французское «количество» переходит в качественно новую для них угрозу, вспыхнули бои. Началась многолетняя война, итогом которой стало поражение французов. После подписания Женевских соглашений в июле 1954 года в истории французского влияния в Индокитае была поставлена точка.

Шесть дней войны

И все же танковые операции в Индокитае, носившие ограниченный характер, по масштабам оказались несравнимыми с теми, которые в те же 60-е годы происходили на Ближнем Востоке.

Война 1956 года, в ходе которой Египет, потерпевший поражение от Израиля и англо-французов, был «спасен» только благодаря советскому вмешательству, оказалась лишь «грибницей», из которой выросли следующие ближневосточные войны. Арабы с помощью СССР готовились к будущим столкновениям с «сионистским» врагом.

Прямой прелюдией к войне стало 18 мая 1967 года. Египетский президент потребовал вывести силы ООН с линии перемирия с Израилем и побережья Тиранского залива, введя туда свои войска, и блокировал выход израильских судов в Красное море из Акабского залива. Через несколько дней к египетско-сирийскому антиизраильскому «фронту» присоединилась Иордания. Была объявлена блокада израильского побережья.

В этих условиях израильский Генштаб приступил к подготовке мощного превентивного удара по арабам. Главной угрозой сочли весьма вероятные согласованные наступательные действия превосходящих сил противника с трех направлений, а потому решено было разгромить армии коалиции поодиночке. Направлением главного удара определили западное на Синай, поскольку египетская армия представляла собой основную опасность. Утром 5 июня соединения «Цахала» перешли в наступление при массированной поддержке авиации. Сначала ВВС Израиля за несколько десятков минут добилась превосходства в воздухе, уничтожив ВВС Египта на аэродромах базирования.

Вслед за этим бронетанковые силы, уже заранее подтянутые к границе, перешли линию перемирия и двинулись по Синайскому полуострову в сторону Суэцкого канала и Тиранского залива. На острие удара шли «центурионы», уже хорошо показавшие себя в прошлых приграничных стычках на сирийской границе, где их противниками были Т-34-85, Т-54, немецкие танки T-IV и самоходки «штурмгешютц-Ш».

К утру 6 июня они продвинулись в глубь египетской территории на десятки километров. На 2-й день боев в «мешок» попалась 2-я танковая дивизия египтян. На отдельных участках сопротивление арабов было упорным, особенно на рубеже, который удерживал батальон тяжелых ИС-ЗМ со 122-миллиметровыми орудиями. Израильские военные позже признавали, что это был неудобный и опасный противник. Однако, как и рассчитывал израильский Генштаб, судьба Западного фронта была решена в первые два дня войны. На стороне «Цахала» оказалось господство в воздухе, и штурмовая авиация активно помогала своим танкам на линии боевого соприкосновения с противником. Командующий танковыми войсками генерал И. Таль исповедовал тактику глубоких танковых прорывов и оставлял позади своих подвижных соединений рассеченные египетские дивизии, «поручая» их второму эшелону наступающей армии. Командующий египетской армией маршал Амер отдал приказ об отводе остатков своих войск с Синая, и по существу с арабской группировкой было покончено.

Она понесла огромные потери более 800 танков уничтожено или захвачено. Среди них 290 Т-54, 70 ИС-ЗМ, 82 Т-55, 245 Т-34-85, примерно полсотни «шерманов», 30 ПТ-76 и несколько десятков СУ-100. Израильтяне лишились примерно 130 танков тоже в основном современных «паттонов» и «центурионов», что можно считать существенным для «Цахала».

Решив проблему на Западе, 9 июня шесть израильских бригад «центурионов» перешли в наступление против сирийских войск на Северном фронте. Завязались тяжелые и очень интенсивные бои, где на стороне арабских войск было преимущество, заключенное в самом характере местности. На возвышенностях каменистых Голанских высот занимали позиции Т-54А. К исходу суток израильские войска все же прорвали оборону сирийцев, но в этот день Совет Безопасности ООН принял решение о прекращении огня. Хотя военный успех «Цахала» на сирийском фронте и обозначился, соотношение потерь здесь было не в пользу нападавших. 160 танков потеряли израильтяне и около 80 сирийцы. В их числе оказались и бывшие танки вермахта.

Танковые сражения Шестидневной войны вошли в историю как самые масштабные за весь 22-летний период после окончания 2-й мировой. К тому же в них участвовали в подавляющем большинстве машины новых поколений, казавшиеся тогда пределом совершенства и мощи. В конструкторских бюро главных танковых держав ни на день не останавливалась работа по совершенствованию бронетехники. В Советском Союзе под грохот сражений в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке к 1967 году создали новейший чудо-танк Т-64…»

Александр Коршунов Продолжение следует

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: