Воздушные аэростаты заграждения

К нашей теме "водород на транспорте". история.  дирижабли на великой отечественной

Сюжет

После ранения лейтенант Иван Грозных (Виталий Соломин) назначен командиром женского подразделения ПВО. Среди его подчинённых есть бойкая и острая на язык сержант Орешкина (Надежда Румянцева), причиняющая немало хлопот своему командиру. В результате казуса на заградительном аэростате они попадают на территорию, занятую немцами… Просыпаясь на стоге сена, они обнаруживают вокруг немецких солдат, которые открывают другие стоги сена, и оттуда появляются зенитки. Под их же стогом сена обнаруживается склад боеприпасов. Орешкина случайно поджигает стог, и тем самым уничтожает боеприпасы и зенитки, убежав оттуда вместе с немцами. После чего они переодеваются в одежду местных жителей. Для сходства с бабушкой, в чей костюм оделся Грозных, ему необходимо побриться, ради чего пускает под откос немецкий поезд…

В эпизодах

  • Лидия Драновская — мать Раисы Орешкиной
  • Михаил Суворов — бригадефюрер СС
  • Любовь Калюжная — бабка с внуком на оккупированной территории
  • Микаэла Дроздовская — пленная лётчица
  • Дмитрий Орловский — отец Раисы Орешкиной
  • Георгиос Совчис — пленный лётчик
  • Герман Качин — немецкий офицер
  • Виталий Комиссаров — немецкий обер-лейтенант
  • Геннадий Крашенинников — эпизод
  • Владимир Буяновский — эпизод
  • Юрий Леонидов — немецкий лётчик
  • Анатолий Голик — немецкий солдат Ганс
  • Юрий Киреев — немецкий солдат
  • Григорий Михайлов — командующий
  • Иван Косых — эпизод
  • Виктор Маркин — адъютант командующего
  • Владимир Протасенко — эпизод
  • Юрий Мартынов — эпизод
  • Зиновий Гердт — перевод немецкой речи

Съёмочная группа

  • Автор сценария — Эфраим Севела (Ефим Драбкин)
  • Режиссёр-постановщик — Теодор Вульфович
  • Главный оператор — Самуил Рубашкин
  • Художники-постановщики — Сергей Воронков, Артур Бергер
  • Композитор — Моисей Вайнберг
  • Звукооператор — Виктор Зорин
  • Дирижёр — Эмин Хачатурян
  • Режиссёры — Д. Брожовский, Е. Егоров
  • Операторы — Александр Двигубский, Генри (Эрик) Абрамян
  • Комбинированные съёмки:
    Оператор — Александр Ренков
    Художник — Зоя Морякова
  • Грим — С. Шкаликова
  • Монтаж — Татьяна Егорычева
  • Художник-декоратор — Ю. Шатрова
  • Ассистенты:
    режиссёра — В. Ниденталь, Н. Вакуленко, Илья Цетнерович
    оператора — Л. Хромченко, А. Рябов
  • Редактор — Н. Быстрова
  • Консультанты — генерал-майор М. Г. Кикнадзе, Александр С. Масенкис, Ф. Земцев.
  • Фильм снимался при участии сотрудников центральной аэрологической обсерватории главметеослужбы.
  • Директор картины — Илья Гурман

Пионеры дирижаблестроения в СССР

Официально строить дирижабли в СССР начали в 1931 году. До этого создание аэростатов-гигантов напоминало кружок самодеятельности. Так, в 1924 году на деньги работников химических и резиновых фабрик построили дирижабль МХР («Московский химик-резинщик»), который совершил впоследствии 21 полёт. После прекращения эксплуатации МХР клич о сборе денег на новый аэростат бросила советская газета «Комсомольская правда». За два года копилка газеты пополнилась на 25 миллионов. Дирижабли тогда казались открытием и прорывом. Летом 1930 года аэростат с одноименным названием пролетел над Москвой. Впервые дирижаблестроением заинтересовалась советская власть.

Дирижабль СССР-В3 «Красная звезда»

Не пролетит стальная птица

Эффективное оружие необязательно должно быть высокотехнологичным, более того, со стороны оно может выглядеть смешно и нелепо — как например аэростаты заграждения. Да, на земле они были неуклюжи, но от них и не требовалась грация, важнее были боевые характеристики, позволяющие противостоять налётам вражеской авиации. На Великой Отечественной войне аэростаты прикрывали небо столицы, многих ключевых городов, промышленные объекты.

Первая мировая стала премьерой заградительных аэростатов: при атаке итальянских позиций авиация Австро-Венгрии потеряла 23 июля 1917 года четыре самолёта, повреждённых аэростатными тросами. Этот день считается рождением аэростатов в качестве средства ПВО.

Фото из архива
Именно стальной трос является боевой частью аэростата.

Нередко на трос крепились специально разработанные мины. Достаточное количество аэростатов позволяло организовать эшелонированную оборону на разных высотах, само наличие аэростатов мешало свободному полёту и маневрированию авиации при налёте. Завеса в воздухе была аналогом заминированной акватории.

В РККА аэростатные подразделения стали формировать постановлением Реввоенсовета СССР «О противовоздушной обороне тыла» от декабря 1930 года. Разработано и использовалось несколько типов аэростатов с максимальной высотой подъёма 2,8 — 5,2 км.

Фото из архива
К гитлеровскому вторжению в РККА насчитывалось 10 аэростатных дивизиона, к концу войны — три дивизии и семнадцать отдельных аэростатных дивизионов.

К гитлеровскому вторжению в РККА насчитывалось десять аэростатных дивизионов, к концу войны — три дивизии и семнадцать отдельных аэростатных дивизионов. Советская ПВО располагала примерно 3.000 аэростатных постов и свыше 50.000 военнослужащих. Аэростатное прикрытие вынуждало вражескую авиацию забираться на высоту, что снижало точность бомбардировки и исключало пикирование при бомбометании, являвшееся наиболее эффективным приёмом.

Советские дирижабли — транспорт будущего

В СССР не изготавливали военные дирижабли. С 1932 года аэростаты принимали участие в парадах, некоторые перевозили грузы. Советское правительство поставило амбициозные задачи перед аэронавтами — сделать дирижабли советским транспортом номер один. Три летательных аппарата, выпущенных на заводе «Дирижаблестрой», совершили первые удачные пассажирские перевозки из Москвы в Ленинград, Харьков и Горький. Не за горами была воздушная линия, которая соединила бы Москву и Мурманск.

Для модернизации советских дирижаблей власть пригласила известного итальянского конструктора Умберто Нобиле. В течение трёх лет иностранец обучал советских инженеров. В 1937 году в воздух взмыл один из самых больших в мире дирижаблей — «Осоавиахим» или «СССР-В6». Аэростат совершил 130-часовой полёт из Москвы в Свердловск. Казалось, что за дирижаблями будущее. Однако мечты аэронавтов никогда не сбылись.

Дирижабль СССР-В6 «Осоавиахим»

… и армии США

Американцы во Вторую Мировую войну использовали дирижабли активнее, чем союзники из СССР, у янки было 10 типов этой воздушной техники, а самих дирижаблей — свыше 170. В пилотировании и во вспомогательном составе эскадрильи дирижаблей во время войны было задействовано в общей сложности свыше 12 тысяч военнослужащих американской армии, а количество боевых вылетов дирижаблей во Второй Мировой превысило 80 тысяч.

У американцев было 5 эскадр дирижаблей. Три в самой Америке, по одной в Бразилии и на острове Тринидад. Дирижабли обеспечивали охрану морских конвоев. В общей сложности эти летательные аппараты за время войны сопроводили свыше 100 тысяч военных кораблей. Как сообщают американские военные историки, ни разу во время этих вояжей германские подлодки караваны наших союзников не атаковали.

Только один американский дирижабль во время Второй Мировой был сбит гитлеровцами, в остальном летательные аппараты в сравнении с боевыми самолетами показали себя с наилучшей стороны. Они в 1943 году работали в сложнейших погодных условиях в Северной Африке, лучше боевых самолетах ориентируясь в окружающей обстановке, в особенности — в выявлении гитлеровских минных полей, даже в тумане.

Американские дирижабли были функциональнее советских — они участвовали в спасении экипажей атакованных немцами кораблей, самолетов после крушения на море и в джунглях, координировали места этих катастроф, осуществляли радиосвязь между судами караванов в случае потери таковой в результате нештатных ситуаций.

Опубликовано по рекомендации Александра Раменского

ДИСЛОКАЦИЯ И БОЕВЫЕ ЗАДАЧИ АЭРОСТАТОВ ЗАГРАЖДЕНИЯ В ПВО

Аэростаты заграждения при отражении атак авиации противника взаимодействовали с войсками ПВО, истребительной авиацией и зенитной артиллерией, дополняя их огневую мощь. Каждому роду войск ПВО отводилась своя зона боевых действий. В годы войны для истребительной авиации и зенитной артиллерии наиболее сложным было отражение внезапных налетов авиации противника на малых высотах и особенно ночью или в темное время суток, при тумане и облачности. Для авиации же противника, наоборот, наиболее эффективное бомбометание осуществлялось именно на малых высотах или при снижении с пикированием, причем в ночных условиях.

Часовой у аэростата заграждения

Истребительная авиация встречала противника в воздухе за 100—150 км от границ обороняемого объекта.

Зенитная артиллерия располагалась и вела огонь в зоне ближних подступов к границе объекта и непосредственно над объектом.

Аэростаты заграждения прикрывали воздушное пространство непосредственно над объектом, а также и на отдельных участках подступа к нему, сковывая действия воздушного противника на высотах 3000-4500 м и исключая его снижение над объектом и бомбометание с пикирования. Аэростаты заграждения выставлялись в одну или две линии в направлении наиболее вероятного подхода самолетов противника к объекту.

Для защиты таких крупных и особо ответственных объектов, как Москва, Ленинград, Баку, Киев и другие города, аэростаты заграждения планировалось выставлять внутри объекта (в шахматном порядке с интервалами 800— 1000 м друг от друга) и на отдельных подступах к нему.

К этому времени были выработаны нормы количества аэростатов заграждения. Корпус противовоздушной обороны должен был прикрывать аэростатами заграждения площадь в 200-400 квадратных километров, а дивизия ПВО — площадь до 75 квадратных километров. Аэростаты заграждения должны были прикрывать также отдельные небольшие по объему, но чрезвычайно важные в стратегическом отношении объекты, такие как ГЭС, мосты, железнодорожные узлы, тыловые базы и т. д.

В этом случае они располагались вокруг объекта по радиусу воронки бомбометания бомбардировщиков, расчет которой велся с учетом зависимости от высоты полета и скорости самолета.

Подъем аэростата заграждения у Михайловского замка Ленинграда (в наст. время — Санкт-Петербург).

В связи с возрастанием опасности агрессивных действий ряда западных стран против Советского Союза и необходимостью дальнейшего повышения обороноспособности руководство страны в 1937 году проводит ряд мероприятий по укреплению противовоздушной обороны. В том числе в состав ПВО крупнейших административных центров Советского Союза были введены уже не отряды, а полки аэростатов заграждения. В ряде городов (например, в Риге, Одессе, Вильнюсе, Киеве, Минске) были сформированы дивизии ПВО. В состав частей этих дивизий входили дивизионы AЗ. Аэростатами заграждения были снабжены и отдельные бригады ПВО.

«В целом советская система ПВО перед началом Великой Отечественной войны отвечала уровню средств воздушного нападения»,— такая оценка дается в книге «Войска ПВО страны» (Воениздат, 1968).

Сюжет

После ранения лейтенант Иван Грозных (Виталий Соломин) назначен командиром женского подразделения ПВО. Среди его подчинённых есть бойкая и острая на язык сержант Орешкина (Надежда Румянцева), причиняющая немало хлопот своему командиру. В результате казуса на заградительном аэростате они попадают на территорию, занятую немцами… Просыпаясь на стоге сена, они обнаруживают вокруг немецких солдат, которые открывают другие стоги сена, и оттуда появляются зенитки. Под их же стогом сена обнаруживается склад боеприпасов. Орешкина случайно поджигает стог, и тем самым уничтожает боеприпасы и зенитки, убежав оттуда вместе с немцами. После чего они переодеваются в одежду местных жителей. Для сходства с бабушкой, в чей костюм оделся Грозных, ему необходимо побриться, ради чего пускает под откос немецкий поезд…

Съёмки

  • В качестве немецкого автомобиля-амфибии, на котором Орешкина и Грозных спасаются от немцев, выступает опытный советский автомобиль-амфибия «НАМИ-055В».
  • На 43:35 присутствует замаскированный под немецкую военную автотехнику советский автомобиль ГАЗ-66, выпущенный в 1960-х годах.
  • Часть фильма снималась близ города Рыльск Курской области. Во время перерыва участники массовки в немецкой форме с автоматами пошли на базар, чем вызвали панику у местного населения (по свидетельствам очевидцев).
  • Эпизод с подбитым самолётом снимался в Москве на Новоспасском пруду у Новоспасского монастыря. Это хорошо видно на 17:40 и 19:06 минутах фильма .

Дирижабли на службе РККА

Историки военного вооружения говорят о четырех (по другим данным, пяти) дирижаблях, которые активно использовались в Великой Отечественной войне в РККА. Они главным образом доставляли водород к аэростатам заграждения. За годы войны дирижабли перевезли почти 200 тысяч кубометров Н². За один вылет (а их с 1941 по 1945 годы было совершено более полутора тысяч) дирижабль доставлял горючее для четырех аэростатов. Кроме того, дирижабли перевезли около 400 тонн других грузов. Моторизированные аэростаты совершали разведывательные вылеты, выслеживая огневые позиции противника.

Дирижабль «Победа» принимал участие в разминировании советской акватории Черного моря — его экипаж разыскивал блуждающие глубинные гитлеровские мины и сообщал их местонахождение тральщикам. «Победой» было совершено 20 вылетов.

Катастрофа дирижаблестроения

В 1937 году небо над Нью-Джерси озарилось ярким пламенем: загорелся немецкий гигант-дирижабль «Гиденбург». Аэростат, на борту которого находилось 87 пассажиров, прилетел из Германии и должен был стать частью рейсового сообщения между странами. 35 человек так никогда и не ступили на американскую землю. Через год загорелся советский гигант «СССР-В6». Трагедия унесла жизни 13 членов экипажа. После этой аварии мир уже не видел массивных аэростатов, их было страшно строить. Однако дирижабли не загорались просто так. Можно сказать, что аэростаты планомерно изживались транспортными капиталистами. Собственноручно они их не поджигали. Но делали всё, чтобы дирижабли горели.

В эпизодах

  • Лидия Драновская — мать Раисы Орешкиной
  • Михаил Суворов — бригадефюрер СС
  • Любовь Калюжная — бабка с внуком на оккупированной территории
  • Микаэла Дроздовская — пленная летчица
  • Дмитрий Орловский — отец Раисы Орешкиной
  • Георгиос Совчис — пленный летчик
  • Герман Качин — немецкий офицер
  • Виталий Комиссаров — немецкий обер-лейтенант
  • Геннадий Крашенинников — эпизод
  • Владимир Буяновский — эпизод
  • Юрий Леонидов — немецкий летчик
  • Анатолий Голик — немецкий солдат Ганс
  • Юрий Киреев — немецкий солдат
  • Григорий Михайлов — командующий
  • Иван Косых — эпизод
  • Виктор Маркин — адъютант командующего
  • Владимир Протасенко — эпизод
  • Юрий Мартынов — эпизод
  • Зиновий Гердт — синхронный перевод речи немецкого офицера

Съёмочная группа

  • Автор сценария — Эфраим Севела (Ефим Драбкин)
  • Режиссёр-постановщик — Теодор Вульфович
  • Главный оператор — Самуил Рубашкин
  • Художники-постановщики — Сергей Воронков, Артур Бергер
  • Композитор — Моисей Вайнберг
  • Звукооператор — Виктор Зорин
  • Дирижёр — Эмин Хачатурян
  • Режиссёры — Д. Брожовский, Е. Егоров
  • Операторы — Александр Двигубский, Генри (Эрик) Абрамян
  • Комбинированные съёмки:
    Оператор — Александр Ренков
    Художник — Зоя Морякова
  • Грим — С. Шкаликова
  • Монтаж — Татьяна Егорычева
  • Художник-декоратор — Ю. Шатрова
  • Ассистенты:
    режиссёра — В. Ниденталь, Н. Вакуленко, Илья Цетнерович
    оператора — Л. Хромченко, А. Рябов
  • Редактор — Н. Быстрова
  • Консультанты — генерал-майор М. Г. Кикнадзе, Александр С. Масенкис, Ф. Земцев.
  • Фильм снимался при участии сотрудников центральной аэрологической обсерватории главметеослужбы.
  • Директор картины — Илья Гурман

Проиграв конкуренцию

Конечно, подобные летные происшествия случались с дирижаблями не только в Советском Союзе. 6 мая 1937 года один из наиболее совершенных и комфортабельных аппаратов «Гинденбург», построенный в Германии, при посадке в американском городе Манчестер-Тауншип (штат Нью-Джерси) внезапно рухнул на землю, сгорев дотла всего за 34 секунды. Погибли 36 человек.

При этом конкуренцию с самолетами дирижабли проиграли — последние оказались более скоростными, надежными, безопасными. Итогом стало то, что в 1939 году руководству «Дирижаблестроя» приказали полностью поменять тематику работ, поручив освоить выпуск бомбардировщика ББ-1, впоследствии названного Су-2.

Новых аппаратов больше не строили, но, несмотря на это, отечественные дирижаблисты внесли посильный вклад в победу в предстоящей войне. Всего за годыВеликой Отечественнойсоветские дирижабли выполнили более 1,5 тыс. полетов. Дирижабли применялись для доставки различных грузов и обеспечения водородом аэростатов воздушно-десантных войск, для подготовки парашютистов.

Бурная дискуссия по вопросу возобновления строительства дирижаблей состоялась, например, в 1964 году на совместном заседании научно-технических советов министерств авиапромышленности и гражданской авиации. Тогда было признано нецелесообразным их возрождение. Однако случались обстоятельства, когда помощь дирижаблей оказалась бесценной.

Дирижабль над четвертым энергоблоком Чернобыльской атомной электростанции, 1986 год

Источник изображения: Владимир Репик/ТАСС

Осенью 1986 года для круглосуточной работы при возведении объекта «Укрытие» на Чернобыльской АЭС требовалось освещать площадку по ночам, притом что взорвавшийся реактор имеет высоту 70 м. Самолеты и вертолеты для этой цели не подходили, поскольку их время пребывания над объектом ограничено. Задачу выполнили личный состав Вольского воздухоплавательного испытательного центра ВВС и специалисты ДКБА (Долгопрудненского КБА — правопреемника «Дирижаблестроя») с помощью привязного аэростата.

Сегодня энтузиасты дирижаблестроения связывают новые проекты прежде всего с возможностью относительно быстрого освоения труднодоступных районов Дальнего Востока и Крайнего Севера.

Ведущий специалист РНЦ «Курчатовский институт» Владимир Мордашов считает, что современный дирижабль должен быть «конечно, атомным. Это будет огромная — до 300 м в диаметре — «чечевица», наполненная гелием, с ядерной энергетической установкой в 200-450 тыс. кВт. Он должен иметь спускаемую на тросах грузовую платформу, которая сделает необязательной посадку на грунт при погрузке и разгрузке. Потенциальная грузоподъемность такого дирижабля-дисколета — до 2 тыс. т, крейсерская скорость 150-250 км/ч при потолке полета до 10 тыс. м и практически неограниченной автономности. Дисколет сможет поднимать в 5-12 раз больше груза, чем самые большие самолеты».

Год важных решений

В январе 1931 года прошел Всесоюзный день дирижабля (хотя точнее было бы назвать его месячником), а вскоре Центральный совет Осоавиахима заявил о необходимости построить эскадру дирижаблей им. В.И. Ленина — начался сбор пожертвований. Многие специалисты полагали, что за воздухоплавателями будущее, аэростатам вполне по силам решать задачи, которые не смогут по разным причинам решать самолеты.

Эскадра им. В.И. Ленина должна была состоять из воздушных гигантов «Ленин», «Сталин», «Старый большевик», «Правда», «Клим Ворошилов», «Осоавиахим» и «Колхозник». Однако работы шли медленно, иногда кустарно, что не могло устроить руководство. Скудные силы специалистов постоянно перебрасывались с одного «ударного» объекта на другой для ликвидации «прорывов», возникавших то тут, то там; не хватало инструментов, оборудования и материалов, квалифицированной рабочей силы.

Как раз в этот период — 7 декабря 1931 года — создали комбинат «Дирижаблестрой», выделив 25 млн рублей и обязав в скорейший срок завершить постройку эскадры дирижаблей «Ленин». Начальником комбината назначили Павла Пурмаля.

Дирижабль «СССР-В6»: последний гигант

Советский «Осоавиахим» вмещал 18,5 тысяч кубометров чистого водорода. Это и погубило гиганта. Немецкий «Гиденбург» тоже был наполнен водородом. Газ быстро воспламеняется при взаимодействии с кислородом. Нарушение целостности оболочки привело к катастрофическому пожару над Нью-Джерси и аварии над Петрозаводском, которая погубила советский «Осоавиахим». Для дирижаблей требовался безопасный и негорючий гелий. Однако месторождений в мире было разведано мало. Американцы отказались продать Германии газ для межконтинентального полёта «Гиденбурга», устранив тем самым конкурентов в небе.

После крушения «Осоавиахима» в СССР отказались от идеи строительства пассажирских дирижаблей, слишком много требовалось ценного гелия. Аэростаты строились для конкретных целей: перевозки грузов, разведки, заграждения. После войны дирижабли успешно вытравливали миры в открытом море. О массовом выпуске речи не шло, аэростаты уступили в транспортной гонке железным дорогам и самолётам.

Еще:

  • Королева сцены и интриг: кем была Матильда Кшесинская
  • Странные имена советских детей
  • Был ли у Сталина роман с Ольгой Лепешинской?
  • Верните 2007 год: как бывшие неформалы реализовали себя в жизни

Сюжет

После ранения лейтенант Иван Грозных (Виталий Соломин) назначен командиром женского подразделения ПВО. Среди его подчинённых есть бойкая и острая на язык сержант Рая Орешкина (Надежда Румянцева), причиняющая немало хлопот своему командиру. В результате казуса, на заградительном аэростате они попадают на территорию, занятую немцами. С аэростата они спускаются в стог сена, а аэростат уносит ветром. Просыпаясь на стоге сена, они обнаруживают вокруг немецких солдат, которые открывают другие стога, и оттуда появляются зенитные орудия. Под их же стогом обнаруживается склад боеприпасов. Орешкина случайно поджигает стог и тем самым уничтожает боеприпасы и артбатарею, при этом они убегают оттуда вместе с немцами.

После этого они переодеваются в одежду местных жителей. Для сходства с бабушкой, в чей костюм оделся Грозных, ему необходимо побриться, ради чего он пускает под откос немецкий поезд. Орешкина переодевается мальчишкой. После этого они угоняют немецкий автомобиль-амфибию и, переправившись на ней через реку, уходят от погони. Дальше их ждёт немало приключений во вражеском тылу.

Первые дирижабли в небе

Первыми в деле дирижаблестроения были французы, которые совершали пробные полеты с 1850-х годов. Наконец, в 1901 году французский воздухоплаватель Альберто Сантос-Дюмон после нескольких попыток облетел со скоростью чуть более 20 км/ч Эйфелеву башню на своем аппарате «Сантос-Дюмон номер 6».

На другом конце Европы наш великий соотечественник Константин Циолковский разрабатывал идеи гигантских дирижаблей. Первый технически обоснованный проект большого грузового дирижабля был предложен им еще в 1887 году. Для своего времени идея оказалась слишком смелой: огромный цельнометаллический дирижабль длиной 210 метров был рассчитан на перевозку 200 человек и 14 тонн груза. К изготовлению управляемых аэростатов в России приступили только в 1908 году и с гораздо более скромного проекта. Это был небольшой по размеру дирижабль с одним баллонетом, рассчитанный на 2–3 человек. Первый полет состоялся в сентябре 1908 года.

В Первую мировую войну воздушные гиганты прошли успешное боевое крещение. Военные использовали их для разведки и точечных бомбовых ударов. Годы между Первой и Второй мировыми войнами принято считать золотым веком дирижаблей. Воздушные корабли научились пересекать Атлантику. Норвежский исследователь Руаль Амундсен совершил на дирижабле первый трансарктический перелет. Появились регулярные рейсы между странами на комфортных воздушных суднах, которые перевозили пассажиров и большие грузы.

Воздухоплавание начало свое возрождение в 1920 году, уже в Советской России. Сначала в СССР вели работы по восстановлению старых российских дирижаблей, а затем занялись и конструированием новых моделей. Так, 9 апреля 1931 года впервые поднялся в воздух «СССР В-1». На нем доставляли почту из Ленинграда в Москву.

Возвращение спустя полвека

Современный дирижабль можно назвать гибридным: он легко совмещает в себе функции дирижабля, самолета, вертолета и даже корабля. При этом удалось преодолеть многие недостатки классических дирижаблей прошлого. В первую очередь речь идет о безопасности. Сегодня дирижабль действует по тому же принципу – использует подъемную силу газа, который легче воздуха. Но если раньше это был небезопасный водород, то теперь безопасный гелий.

Кроме того, в отличие от самолета или вертолета, дирижабль в случае полного отказа в полете двигателей и систем управления не упадет, а будет «плыть» по небу, как воздушный шар. Даже при серьезном повреждении оболочки он будет терять плавучесть очень медленно, по сути, превратится в гигантский парашют и совершит относительно мягкую посадку.

К числу других преимуществ дирижаблей перед крылатой авиацией можно без преувеличения отнести экономичность в эксплуатации, в том числе и отсутствие необходимости в длинных взлетно-посадочных полосах, а также экологичность и практически неограниченную грузоподъемность. Любой сверхгрузоподъемный самолет или вертолет – очень сложный и дорогой проект, в отличие от создания дирижаблей-тяжеловесов. Сегодня в «Росэлектронике» уже ведутся работы над дирижаблем-контейнеровозом, использование которого позволит значительно удешевить грузовые контейнерные перевозки.

Среди других перспективных разработок Долгопрудненского конструкторского бюро автоматики особое место занимает многофункциональный дирижабль ДП-3 грузоподъемностью 3 тонны. Этот 70-метровый аппарат сможет развивать скорость до 90 км/ч, находиться в небе почти 45 часов и пролететь 3000 км. Проект создавался в рамках оборонного заказа, но ДП-3 может превратиться и в коммерческий дирижабль. Аппарат полностью многофункционален: он может не только выполнять специализированные задачи, но и использоваться для воздушного туризма. Как отмечают разработчики, на его основе могут быть созданы дирижабли-лоукостеры. Недорогие билеты на дирижабельные рейсы, несомненно, найдут своих пассажиров. Например, из Москвы во Владивосток перелет на дирижабле может занять менее трех суток, что вдвое быстрее по сравнению с шестью сутками на поезде.

Среди новейших разработок ДКБА есть и скоростные модели – дирижабли линзообразной формы, более известные как «тарелки» благодаря своему фантастическому облику. Именно такая форма позволяет кораблю развивать высокую скорость. Один из флагманских проектов линзообразной формы – «Аэросмена». Этот дирижабль сможет беспосадочно лететь на крейсерской скорости до 200 км/ч на 5 тыс. км и поднять до 200 тонн. Благодаря своим сменным модулям различного назначения «Аэросмена» также многофункциональна: это и медицинский блок, и комплекс пожаротушения, и пассажирский салон, и грузовая платформа, и даже авиа- или «дрононосец».

Так что скоро возродившиеся дирижабли могут стать привычным явлением практически во всех сферах. Когда-то вытесненные авиацией, с развитием современных технологий эти летательные аппараты возвращаются и могут стать универсальной платформой в небе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: