Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 12 июня 1890 г

Содержание реформы

В 1864 г. Александр II издает «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Согласно этому положению в уездах и губерниях создавались новые органы местного самоуправления – земства. Они были выборными органами власти: участвовать в выборах могли только мужчины, достигшие 21 года; все же избиратели делились на три курии (разряда) – земледельческая, городская, крестьянская.

В земледельческую входили те, чей доход, при наличии 200 десятин земли и имущества, составлял не менее 15 тысяч рублей, а также владельцы предприятий с доходом, превышающим 6 тысяч рублей. Таковыми были уездные дворяне и помещики. Крестьянскую составляли представители сельских крестьянских обществ. В городскую курию входили купцы и владельцы предприятий с доходом свыше 6 тысяч рублей, владельцы недвижимости стоимостью более 3600 рублей в крупных городах и свыше 600 рублей в остальных городах.

Выборы проходили поэтапно: на первом этапе выбирались представители в волостные сходы, на втором выбирались представители уездных земств, а на третьем – представители в губернские земства.

Губернский и уездный съезды проводились один раз в три года: таким образом, выбранные депутаты за один срок могли принимать участие только в одном таком съезде. Вообще губернская и уездная структура самоуправления были похожи.

Они проводили сессии и выбирали управление каждый год. Уездное управление утверждалось губернатором, а губернское – министром внутренних дел.

Для крестьян реформа создала особую систему управления: сельский сход и волостной сход. Сельский сход был выборным, выбирались представители на три года. Сельский сход отвечал за распределение земель, повинностей, рекрутчины, вопросы принятия и выхода из общины, выбор управления сходом, сборщика податей и старосты. Волостной сход решал аналогичные вопросы, но на более высоком уровне.

Органы земств были разделены на исполнительные (управа) и распорядительные (собрание). Земские управы состояли из шести членов, которые назначались земскими собраниями. Собрания собирались раз в год, а земства же работали непрерывно. Собрания давали распоряжения и контролировали их выполнение, а управы занимались непосредственно выполнением решений. Предводителями губернских и уездных съездов были предводители дворянства.

Собрания Земства же были наделены функциями решениями местных проблем:

  • строительство дорог;
  • открытие и содержание школ, больниц, приютов;
  • сбор статистических данных, сбор податей;
  • организация переписи населения;
  • помощь крестьянским и прочим хозяйствам.

Замечание 2

Однако лишь внешне земства были независимыми и самостоятельными органами: на самом же деле их роль не была особо значимой, а их деятельность была подчинена строгому контролю. Это выражалось в том, что все земства подчинялись непосредственно губернатору.

Губернатор не только утверждал все решения земств, но и обладал правом их отмены. Кроме того, земства не могли заниматься политическими вопросами и объединяться между собой. Также они не имели принудительной власти, полиция им не подчинялась. Таким образом, это были собрания, которые решали местные хозяйственных вопросы.

Интересно, что действие реформы не было распространено по всем регионам Российском империи. Два категории регионов не были затронуты:

  • области, где отсутствовало землевладение или было незначительным: Сибирь, Архангельская, Оренбургская, Астраханская губернии, Средняя Азия;
  • области, где большинство помещиков не были русскими: правобережная Украина, Белоруссия, Польша, Кавказ, Литва.

В некоторых областях осуществление реформы началось позже (Ставропольская, Астраханская, Оренбургская губернии).

Подобная избранность была главным минусом данной реформы. Еще одним минусом можно назвать выборность сословий, ибо преимущества традиционно оставались у дворян. Тем не менее, эта реформа считается достаточно либеральной, так как предоставляла некоторую свободу местному самоуправлению и населению областей.

Систематизируйте материал о реформах, создав в тетради таблицу «Либеральные реформы 1860-1870-х гг.» (необходимо указать название реформы, её основное содержание, значение).

Реформа Содержание реформы Ценность реформы
Земская реформа введение выборных органов местных автономий Появление выборных органов власти — важный шаг в политической модернизации, многие считали это основанием для введения парламента, состоящего из представителей всех земств
Городская реформа Изменения в порядке выборов в органы самоуправления города Органы управления в городах, избираемые большинством мужского населения, — важный шаг в поэтической модернизации
Судебная реформа Вступление
современный
судебные процессы, которые во многом были похожи на английские
Исчезновение судебной бюрократии прошлых царств (когда дело могло затянуться на многие годы), большая справедливость в принятии судебных решений, появление нового слоя юристов и других судебных профессионалов
Военная реформа Создание армии, построенной и вооруженной по-новому
модернизированная европейская модель
Создание современной российской армии, показавшей свою эффективность во время русских
турецкие воины 1877-1878 гг
Реформа системы образования Были введены различные типы учебных заведений, некоторые поддерживались земствами. Больше свободы получили тренажерные залы и университеты Доступ к образованию получили более широкие слои населения, включая женщин (но в основном из привилегированных слоев). Университеты и отчасти спортивные залы стали рассадником свободного мышления

Поразмышляйте, к каким последствиям привело введение всеобщей воинской повинности в Российской империи (рассмотрите как систему обороны страны так и социальную сферу).

Эффекты:

— армия стала более многочисленной;

  • большая численность армии и особенно резерва (в котором были потенциально почти все мужчины дееспособного возраста) позволяла командирам в полной мере воспринимать систему Карла фон Клаузевица, согласно которой, в частности, величина победы была определяется масштабами потерь, понесенных обеими сторонами: его энтузиазм по поводу своих идей по всей Европе во многих отношениях привел к появлению мясорубки времен Первой мировой войны;
  • армия стала всесезонной (как в звании, так и в звании в результате реформы военно-учебных заведений и офицерского корпуса);
  • сокращение срока службы в зависимости от уровня образования было дополнительным стимулом для получения образования;
  • войны получили больший общественный резонанс, потому что это была не профессиональная армия, которая имела мало связей с обществом, с которым она сражалась, а призывники.

Содержание земской реформы

Земская и городская реформы должны были создать на местах органы местного самоуправления. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 г. создавало такие учреждения, как земские управы, земское собрание. В состав этих учреждений могли входить граждане любого сословия из местного населения.

Для того чтобы упростить процесс выбора членов совета и сделать его более систематизированным, были созданы курии — особые разряды, на которые делились все граждане, желающие участвовать в выборах. Курии разделялись по имущественному, национальному и другим признакам. Всего существовало три курии: курия уездных землевладельцев, курия городских избирателей и курия от сельских обществ. Основная идея создания подобного разделения была в том, чтобы в органы местного самоуправления могли в равных частях попасть представители всех сословий. К сожалению, на практике все было сложнее.

Формально реформа предполагала, что в выборах мог участвовать человек любого сословия, однако было одно ограничение — право выбора регулировалось имущественным цензом. В результате в местные органы попадали представители высшего дворянского сословия, которые обладали значительным имуществом, а не крестьяне, у которых ничего не было.

Исполнительными органами при земских собраниях были местные управы. Земства и управы, однако, не получили всех тех прав, которые предполагала реформа. На деле они занимались решением не серьезных вопросов, а хозяйственных и бытовых дел уездов — строительством дорог, школ, больниц, внешним обустройством, заботой о скоте и т.д. Земства занимались также сбором налогов и средств на местные нужды.

Власть местных органов самоуправления была достаточно ограниченной, они подчинялись губернаторам, министрам и императору, так как дворянство боялось слишком большой самостоятельности регионов. Впрочем, положительный эффект все равно был достигнут, земства стали появляться по всей стране.

Суть, содержание и значение земской реформы Александра II

Суть земской реформы

Согласно предложенному плану, из числа жителей губернии избирались земские собрания, которые, в свою очередь, назначали земские управы. По сути, земская реформа была аналогична городской, только круг выборщиков здесь был ограничен всей губернией, а не отдельным городом. При этом власть земских собраний и управ была ограничена – они не имели права общаться между собой, и полиция им не подчинялась. Кроме того, губернатор и министр внутренних дел имели право приостановить или отменить исполнение любого постановления земского собрания, хотя на практике такое случалось нечасто. Если описать содержание земской реформы Александра II кратко, то получится следующее: император повелел наделить местным самоуправлением губернии, рассудив, что они лучше справятся со своими делами, чем плохо знакомые с особенностями регионов столичные чиновники. При этом реформа вводилась в действие не одновременно по всей стране, а постепенно, причём до некоторых районов Российской империи она и вовсе не дошла. А в двух регионах, в Бессарабии и в области Войска Донского, эти преобразования были сперва приняты, а затем вообще отменены. Впрочем, значение земской реформы всё равно оценивается историками положительно, несмотря на то, что продержалась она недолго, до 1890 года. В период контрреформ Александра III многие законы, принятые его отцом, Александром II, были пересмотрены или отменены, так как этот правитель отличался крайней консервативностью.

Глава шестая. О порядке обжалования распоряжений земских учреждений и об ответственности лиц, состоящих на земской службе[править | править код]

127. Частные лица, общества и установления, в случае нарушения их гражданских прав действиями земских учреждений имеют право иска на общем основании.

128. Жалобы на незаконность обращенных к исполнению постановлений Земских Собраний, когда по свойству предмета не может быть начато иска, приносятся Правительствующему Сенату. Заявления частных лиц, обществ и установлений о нарушении их прав постановлениями Земских Собраний, не вступившими еще в силу, могут быть приносимы Губернатору. Те из сих заявлений, которые касаются дел, исчисленных в статье 83, представляются Губернатором на разрешение Министра Внутренних Дел, а прочие передаются на разрешение Губернского по земским и городским делам Присутствия…

130. Губернатор, когда признает принесенную ему жалобу заслуживающею уважения, предлагает подлежащей Земской Управе сделать распоряжение об удовлетворении лица, заявившего оную.

131. Частные лица, общества и установления, интересы коих нарушены постановлением Губернского по земским и городским делам Присутствия, имеют право обжаловать оное в трехмесячный срок со дня объявления им сего постановления, а если оно объявлено не было — то со дня приведения его в исполнение. Жалобы сии подаются Губернатору и представляются им, с объяснениями Присутствия, в течение месяца Министру Внутренних Дел, который вносит оные с своим заключением на разрешение Правительствующего Сената.

132. Председатели и Члены Земских Управ, за преступления и проступки по должности, подвергаются ответственности в порядке дисциплинарного производства или по приговорам уголовного суда.

133. Дела об ответственности означенных в предшедшей (132) статье лиц возбуждаются или постановлениями подлежащих Земских Собраний или распоряжениями Губернатора.

134. В порядке дисциплинарной ответственности, Председатели и Члены Земских Управ могут быть подвергаемы замечаниям, выговорам без внесения в послужной список и удалению от должности…

136. Члены Уездных Земских Управ предаются суду Губернским по земским и городским делам Присутствием, а Председатели Земских Управ и Члены Управ Губернских — Советом Министра Внутренних Дел, с утверждением Министра.

137. Лица, избираемые в помощь Земским Управам для ближайшего заведывания отдельными отраслями земского хозяйства и управления, а также Гласные, входящие в состав особых назначаемых Земскими Собраниями Комиссий и участковые Попечители, за противозаконные действия по исполнению возложенных на них обязанностей подлежат ответственности на одинаковых основаниях с членами подлежащих Земских Управ.

Вы здесь

Главная Вторая половина XIX в.

Положение о губернских и уездных земских учреждениях.

1 января 1864 г.
Российский государственный исторический архив
Ф. 1329. Оп. 1. Д. 762. Л. 141–212 об.

Бумага, чернила.

Резолюция императора Александра II: «Быть по сему».

36,5 см х 25 см

При крепостном праве помещику были делегированы многие права по управлению деревней, осуществлению суда по незначительным делам, наложению наказаний. После отмены крепостного права потребовался новый административный аппарат. Чтобы облегчить государственные расходы и не увеличивать в больших масштабах число чиновников, а также руководствуясь либеральными идеями, реформаторы пошли по пути широкого создания органов местного самоуправления.

В губерниях и уездах учреждались всесословные выборные органы местного самоуправления – земские собрания и земские управы. Они ведали местными хозяйственными делами, устройством школ и больниц, наймом учителей, врачей, фельдшеров, устройством санитарной части, поддержанием дорог, развитием местной торговли и промышленности и т.д. Полиция земским органам не подчинялась. Земские органы действовали под контролем губернаторов и Министерства внутренних дел.

«1. Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения, состав и порядок действия коих определяются настоящим положением.

<…>

13. Уездные земские учреждения суть: уездное земское собрание и уездная земская управа.

14. Уездное земское собрание составляется из земских гласных, избираемых: а) уездными землевладельцами, б) городскими обществами, в) сельскими обществами.

<…>

43. В уездном земском собрании председательствует уездный предводитель дворянства.

<…>

48. Избранный земским собранием председатель уездной управы … утверждается в этой должности начальником губернии. В случае отсутствия председателя место его заступает один из членов управы, также с утверждения начальника губернии.

<…>

50. Губернские земские учреждения суть: губернское земское собрание и губернская земская управа.

51. Губернское земское собрание составляется из гласных, избираемых уездными земскими собраниями на три года.

<…>

53. В губернском земском собрании в тех случаях, когда государю императору не угодно будет назначать для председательствования в оном особое лицо, председательствует губернский предводитель дворянства.

<…>

56. Губернская земская управа состоит из председателя и шести членов, избираемых на три года губернским земским собранием из своей среды… Избранный земским собранием председатель губернской управы утверждается в должности министром внутренних дел.

В случае отсутствия председателя место его заступает один из членов управы, также с утверждением министра внутренних дел».

Функции земств

Земская реформа 1864 г уполномочила органы местного самоуправления решать местные проблемы:

  • Строительство местных дорог. Например, строительство дороги между деревнями или между городом и деревней.
  • Открытие и ремонт школ, больниц и приютов.
  • Сбор статистических данных и организация переписи населения.
  • Помощь крестьянским и некрестьянским хозяйствам, особенно в неурожайные годы.

Земство действовало только внешне как самостоятельные и самостоятельные организмы. На самом деле их роль была незначительной и тщательно контролировалась. Главный контроль заключался в том, что все земства подчинялись губернатору. Губернатор утверждал все решения земства, а также имел право отменять любое решение местных властей. Второе ограничение: земствам запрещалось решать политические вопросы и объединяться друг с другом (например, нельзя было создать общероссийское земство). Это были собрания, на которых решались конкретные местные вопросы местного значения, и не более того.

Органы земства подразделялись на исполнительные (распорядительные) и распорядительные (собрания).

История создания и введения земской реформы в России

Идея земской реформы зародилась еще во времена Александра 1-го, однако до проведения раскрепощения крестьян строгой необходимости в ней не было. При Александре 1-м разработкой подобного проекта занимался Сперанский, которому было поручено провести крупные преобразования в системе государственного управления. Проект предполагал создание уездных дум, которые бы осуществляли управление на местах и были независимы в принятии решений от воли центра, это позволило бы значительно облегчить процесс управления огромной империей. Проект Сперанского был предложен Александру 1-му, однако воплощения в жизнь не получил.

Во времена «великих реформ» Александра 2-го проект Сперанского был взят за основу нового проекта реформ, однако в него были внесены существенные изменения. Но главная идея реформы — отдать управление регионами в руки самих регионов — осталась.

Земское образование[]

Основная статья: Земская школа

Земские школы были двух типов — одноклассные, с трехгодичным курсом обучения, рассчитанные на пятьдесят учеников с одним учителем (т. н. однокомплектные), и двухклассные с четырёхлетним курсом, с 50 более и учениками и двумя учителями, в зависимости от количества детей в селе, от потребности в образовании и от материальных и денежных возможностей местной земской управы.

Стандартный месячный заработок земского учителя в начале XX века составлял 30 рублей; прослужив пять лет, получали уже 37 рублей 50 копеек: 5 рублей доплачивало губернское земство и 2 с полтиной — уездное. (Для сравнения: раньше платили по «двенадцать-пятнадцать рублей в месяц»). Предусматривалась казенная квартира (как правило, квартира предусматривалась в здании школы), либо оплата съемного жилья.

В начале XX века земства выступали с инициативой введения всеобщего начального образования (однако, соответствующий закон так и не был принят); наиболее прогрессивные земства (например, Ярославское) добились всеобщего начального образования в своих губерниях к 1910-м годам.

Результаты работы земств[]

За более чем полвека существования земского движения в России возникла развитая инфраструктура, особенно в провинциях. Была построена сеть дорог, связавших между собой отдаленные села. Почти в каждой деревне открылись школы, больницы или хотя бы фельдшерские пункты.

Земство приобрело большое влияние в обществе, в том числе влияние политическое. Работая на местах, в провинции, земцы лучше многих видели недостатки и понимали пути их исправления. Земское движение «наверху» стало легальной оппозицией и реальной властной силой; «внизу» прочно закрепило за собой позиции, поддерживающие эту силу.

Глава пятая. О порядке замещения должностей и условий земской службы[править | править код]

115. Должности Председателей и Членов Земских Управ замещаются по выборам подлежащих Земских Собраний, коим предоставляется избирать и более одного лица на каждую должность.

116. В земские должности, означенные в статьях 79 и 115, могут быть избираемы не только Гласные, но и другие лица, имеющие право голоса на земских избирательных собраниях.

117. Председатели Земских Управ, а равно Член Губернского по земским и городским делам Присутствия от Губернского Земского Собрания, должны быть из лиц, имеющих по закону право вступления в государственную службу. При замещении земских должностей наблюдается, чтобы на выборных должностях в одном и том же учреждении не служили одновременно лица, состоящие в первой степени свойства и степени родства: в прямой линии — без ограничения, а в боковых — до третьей включительно.

118. Лица, избранные в Председатели Губернских Управ, утверждаются в должности Министром Внутренних дел, а избранные в Председатели Уездных Управ и в Члены как Губернских, так равно и Уездных Управ — Губернатором. В случае избрания на должность двух или нескольких лиц, утверждается одно из них, а остальные могут быть зачислены кандидатами на сию должность.

119. Если Министр Внутренних Дел или Губернатор, по принадлежности, не найдет возможным утвердить избранных в должности Председателя или Членов Управы лиц, а равно и в том случае, когда выборы в означенные должности не состоялись, Губернатор предлагает подлежащему Земскому Собранию произвести новые выборы, на коих лица, не удостоившиеся утверждения, не могут быть подвергнуты вторичной баллотировке…

122. Председатель и Члены Земской Управы должны устранять себя от участия при решении Земским Собранием возбужденных об их действиях вопросов, а также не участвуют в постановлении Собранием заключений по ревизии отчетов Управы.

123. Срок службы на выборных должностях по земскому управлению полагается трехлетний. В случае выбытия Председателя или Члена Земской Управы в течение первых двух лет их службы, означенные должности замещаются кандидатами на оные, а при недостатке сих последних производятся новые выборы.

124. Председатели и Члены Земских Управ считаются состоящими на государственной службе. Члены Земских Управ из лиц, не имеющих права вступать в государственную службу, в чины не производятся, но пользуются во все время служения в занимаемых должностях зауряд всеми правами и преимуществами тех чинов, которые соответствуют классам их должностей. При прослужении такими лицами в должности Члена Управы не менее трех трехлетий, они могут быть представляемы Губернатором к производству в первый классный чин.

125. Увольнение от службы Председателей и Членов Земских Управ по истечении выборного срока производится, по их о том ходатайствам, властью, от которой зависит утверждение или назначение их к должностям.

126. Содержание Председателям и Членам Земских Управ, утвержденных в сих должностях, производится в размерах, определяемых подлежащим Земским Собранием до производства выборов. Оклады лиц, назначенных на эти должности на основании статей 53, 119, 123 определяются Губернским по земским и городским делам Присутствием, не свыше однако среднего по Губернии оклада соответствующей должности.

Какие достоинства и недостатки, на ваш взгляд, имела реформа в области просвещения?

Преимущества:

  • все большее число детей, в том числе девочек, имеют доступ к образованию;
  • разделение на настоящие и классические тренажерные залы ввело элементы специализации также на уровне среднего образования, что снизило общую нагрузку;
  • из-за того, что более высокие уровни были платными, образование считалось привилегией, а не обязанностью, поэтому студенты ценили свое положение;
  • университеты пользовались значительной внутренней автономией, что благотворно сказывалось на учебном процессе.

Недостатки:

  • начальные учебные заведения финансировались различными организациями, часто земствами, поэтому средств часто не хватало;
  • реформа не смогла повысить престиж профессии учителя в младших классах средней школы, во многом из-за низкой заработной платы таких учителей;
  • образование не стало универсальным, что замедлило как модернизацию в целом, так и индустриализацию в частности;
  • из-за платного обучения в спортзалах и вузах оно было доступно не всем.

Итоги земской реформы

Состав полномочий земских учреждений включал только решение местных хозяйственных и некоторых культурных вопросов. На земства возлагалась забота относительно состояния путей сообщения, то есть осуществление ремонта мостов и дорог, организация медицинского обслуживания жителей, строительство и материальное обеспечение школ.

Деятельность земств строго контролировалась представительными органами, то есть губернаторами и местной полицией. Губернаторы наделялись правом приостановки любых постановлений земств на основании нарушения законодательства или противоречия их содержания государственным интересам. Такой подход предоставлял широкие возможности по противодействию решениям земств. В соответствии с постановлением Сената земствам было запрещено общение друг с другом. Представители государственной власти стремились избежать объединенных и согласованных действий со стороны земств, поэтому и взаимодействие осуществляется только посредством государственных органов управления.

Земства не имели право публикации своих постановлений и отчетов без наличия разрешения от губернатора.

Земства вели регулярную борьбу, направленную на расширение своих прав, однако усилия царских властей по ограничению их деятельности увенчались успехом. Земская реформа была завершена в 1890 году проведением контрреформы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: