Революция шагает по стране
После падения Временного правительства в Петрограде большевиками было заявлено о триумфальном шествии советской власти. Действительно, Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов стали создаваться во многих городах России. 15 ноября 1917 года такой совет был сформирован в Баку (Баксовет). Этот совет возглавил Степан Шаумян. В апреле 1918 года, после кровопролитных боев, Бакинский совет утвердил свою власть в Баку. Сразу был образован Бакинский Совнарком, в который вошли и большевики, и левые эсеры. Во главе Совнаркома стал большевик С. Г. Шаумян.
С первых дней своей деятельности Бакинский Совнарком приступил к социально-экономическим преобразованиям. Был принят Декрет о ликвидации частной собственности на недвижимость, в результате которого жилье получили рабочие, не имевшие жилья. Были национализированы нефтяная промышленность и торговый флот. На предприятиях вводился 8-часовой рабочий день, и зарплата рабочих при этом повышена. Были приняты меры по народному образованию. Помещичьи земли передавались крестьянам.
Ситуацию осложняло то, что к городу приближались турецкие и азербайджанские войска. Противопоставить агрессору новая власть могла только что созданную Кавказскую армию. Но в июле 1918 года войска Совнаркома был разбиты под Гёйчаем, и враг подошел к городу. Положение должен был спасти вооруженный отряд Г. К. Петрова, прибывший из Царицына. В составе отряда была рота матросов, эскадрон конницы и артиллерийская батарея. Но этих сил было явно недостаточно, чтобы сдерживать Кавказскую исламскую армию. В правительстве все громче звучали голоса за приглашение английских войск. 25 июля на чрезвычайном заседании Бакинского совета была предложена и принята резолюция о приглашении в Баку англичан. Это случилось из-за того, что большая часть большевистской фракции была на фронте. Депутаты очень опасались, что с приходом турок и азербайджанцев начнется уничтожение немусульманского населения города. В этой ситуации всем казалось, что англичане – наименьшее зло. Правда, самих англичан больше интересовали нефтяные промыслы, чем игры разных политических партий.
Не дожидаясь захвата города, 31 июля Бакинский Совнарком сложил свои полномочия и решил бежать в Астрахань, где еще была советская власть. Без большевиков власть сразу перешла в руки Временной диктатуры Центрокаспия, сформированной блоком правых социалистов. Большевистские газеты были закрыты.
Материалы:
Комсомольская правда. 2008. 1 июля.
Как нам собрать свою историю//Российская газета. 2008. 18 июля)
Молодёжное движение России в документах (1905–1938 гг.). М., 2000. С. 13-14.
Там же. С. 17.
Комсомольское строительство. М.: Молодая гвардия, 1984. С. 238-239.
https://tsargrad.tv/articles/predateli-idei-kak-komsomolcy-stanovilis-kommersantami_166114
Сборник «Молодёжь и инновационное развитие России», М., МосГу, 2008 год. Под редакцией профессора В. Криворученко
Комсомол: уроки прошлого и опыт для современного молодёжного движенияhttp://комсомол37.рф
С днём рождения, комсомол!http://back-in-ussr.com/2016/10/s-dnem-rozhdeniya-komsomol.html
ВЛКСМhttp://bkcraduga.ru/p160aa1.html
Комсомолhttp://medyn-zarya.ru/also/k-100-letiyu-komsomola/
Нужен ли комсомол?https://www.pravda.ru/news/expert/25-10-2018/1397215-russia-0/
Послесловие
Сегодня говорят об излишней заидеологизированности комсомольского движения, однако жизнь человека невозможна без Большой Идеи. Если внимательно перечитать Устав, то можно увидеть, что в него входят общечеловеческие ценности, в том числе и девять из двенадцати библейских заповедей. На протяжении всей жизни человечества его сопровождали различные идеи, Большие и поменьше.
Отношения внутри комсомольской организации строились на принципах добра, справедливости и взаимовыручки. Почему современные молодёжные движения не могут заменить комсомол? Потому что он был единственной в своём роде, уникальной организацией, внутри которой сосредоточилось всё: техническое творчество молодёжи, наука, искусство, помощь ветеранам, спорт — каждый мог найти себе занятие по душе. Сегодняшние организации не дают того синергетического эффекта, который обеспечивали комплексность, системность и активную помощь государству. Да и некоторым группам во власти такие организации нужны не как социальные лифты и кузницы кадров, а только как электоральные «доилки», способные привести на выборы такое-то количество молодёжи. Тем не менее, нынешняя молодёжь тянется к объединению на основе Больших Идей, и это стремление надо поддерживать. И вроде бы это начинают понимать некоторые другие группы во власти и мы надеемся, что с проявлением в государственной политике Большой Идеи уже присутствующей в обществе государство будет помогать активной молодёжи эту Большую Идею реализовать.
Как клятва влияла на дальнейшую жизнь
Для многих молодых людей клятва вступления в комсомол являлась первым шагом на пути к активному участию в политической и социальной жизни страны. Она обязывала комсомольца быть преданным принципам коммунистической партии и отдельные специфические обязанности, такие как участие в производстве, самообразование и поддержка коллективных инициатив.
Клятва служила своеобразным фундаментом для формирования личности комсомольца. Она прививала ответственность, дисциплину и активность. Люди, давшие клятву, становились носителями коммунистической идеологии и выступали против саморазвития и эгоизма.
Большинство комсомольцев с гордостью относились к своей клятве и старались выполнять ее принципы во всех сферах своей жизни. Они стремились проявлять активность в производстве, внедрять инновационные идеи, усиливать свои навыки и совершенствоваться личностно. Клятва стимулировала молодежь к саморазвитию, формированию высоких моральных ценностей и работе на благо общества.
Кроме того, клятва вступления в комсомол формировала особый образ мышления. Комсомольцев воспитывали сознательными, готовыми к самоотверженной работе и преодолению трудностей на пути к достижению целей. Этот образ мышления помогал им взглянуть на мир и свое будущее с оптимизмом и уверенностью в успехе.
Таким образом, клятва, которую нужно было дать при вступлении в комсомол, значительно влияла на дальнейшую жизнь комсомольцев. Она стимулировала их работать на благо общества, развиваться как личности и следовать высоким идеалам коммунизма.
Беспартийный комиссар?
Любопытнее всего, что миф заложен в саму формулировку «бакинские комиссары». Сразу кажется, что каждый из убитых на 207 версте занимал в охваченном революцией Баку какой-то важный пост. В действительности комиссаров среди них было только девять. Остальные представляли собой причудливую смесь из военных, функционеров, журналистов и хозяйственников. Затесались туда также два охранника и один скромный делопроизводитель.
Не всё в порядке и с понятием «бакинский». Уроженцев этого города было только двое — армянин Арсен Амирян и азербайджанец Мешади Азизбеков. Что же до национального состава, то он пестрее пёстрого. Вот, в порядке убывания по численности: восемь армян, семь русских, пять евреев, два азербайджанца, два грузина, один латыш и один грек… Но, может быть, весь этот интернационал был хотя бы большевистским? Снова нет. Вернее, почти нет. Большевики, конечно, преобладали. Однако не до конца. В числе убитых между станциями Перевал и Ахча-Куйма значились два левых эсера, один представитель армянской национальной партии «Дашнакцутюн» и три беспартийных. Беспартийный комиссар — такое тоже бывает. Например, комиссар французской полиции или комиссар спортивной комиссии. Но в России, охваченной гражданской войной, — это сущая нелепица.
Съезд рабочей и крестьянской молодёжи
В разгар Гражданской войны (1918 год) в Москве состоялся первый съезд делегатов от разрозненных молодёжных организаций по всей стране. 176 человек прибыли отовсюду: с территорий, захваченных белогвардейцами, а также немецкой армией (Украина, Польша); из отделившейся Финляндии и самопровозглашённых Прибалтийских республик, а также из оккупированного Японией Владивостока. Их объединяло желание создавать новую державу, построенную на принципах справедливости. День открытия съезда (29 октября) войдёт в историю как День рождения комсомола, объединившего более 22 тыс. человек.
В принятых уставе и программе всероссийской организации говорилось, что она является самостоятельной, но действует под руководством коммунистической партии, что определило её идейную направленность. Основным докладчиком был Лазарь Абрамович Шацкин, автор программы. Его имя мало известно в стране, потому что в годы он будет расстрелян за обвинение в троцкизме. Как и многие другие первые секретари ЦК, возглавлявшие организацию вплоть до
Возраст приема в комсомол в СССР
В Союзе Советских Социалистических Республик комсомол, или Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодежи, был организацией, в которую могли вступить молодые люди в возрасте от 14 до 28 лет. Для вступления в комсомол необходимо было соответствовать определенным критериям и правилам.
Один из основных критериев для принятия в комсомол было полное выполнение школьной программы и получение аттестата об основном общем образовании. Молодые люди должны были успешно завершить школу и получить документ, подтверждающий их образование.
Также, для вступления в комсомол требовалось быть активным участником общественной жизни. Молодые люди должны были принимать активное участие в различных молодежных организациях, клубах, секциях и коллективах. Участие в общественных мероприятиях, спортивных соревнованиях и культурных мероприятиях было одним из необходимых условий для вступления в комсомол.
Важным фактором при принятии в комсомол было принятие идеологии Союза Советских Социалистических Республик и Ленинизма. Молодые люди должны были выразить свою готовность работать ради достижения коммунистических идей и принять партийную линию.
Кроме того, молодые люди должны были быть безупречными с точки зрения нравственности и поведения. Они должны были следовать общественной морали и чести, быть дисциплинированными и ответственными.
Вступление в комсомол было волевым актом избранных молодых людей. Они должны были подать заявление о вступлении и пройти соответствующую аттестацию. После положительной проверки анкеты и аттестации молодые люди становились членами комсомола и получали соответствующую карточку, символизирующую их членство в организации.
Комсомол был важной и влиятельной организацией в Советском Союзе и считался «школой коммунистического строительства». С помощью комсомола молодые люди получали возможность проявить свои способности и таланты, а также принимали активное участие в общественной жизни страны
Случайный список
Комиссары погрузились на пароход, который должен был доставить их в Астрахань, однако вместо этого причалил в Красноводске. Причины этого неясны. По одним сведениям, так решили англичане, по другим – команда парохода. В Красноводске власть принадлежала эсеровскому правительству.
Красноводск в начале ХХ века
Ещё более странным оказался арест двадцати шести лиц, прибывших на пароходе. Там очутилось много случайных лиц. Арестовали тех, кто числился в списке, найденном при обыске у комиссара Григория Корганова, но в этот список входили те, на кого Корганов доставал продукты во время заключения в бакинской тюрьме. В то же время в списке арестованных не оказалось такого видного деятеля Бакинской коммуны, как Анастас Микоян (будущий крупный советский государственный деятель). Число 26 было случайным. В действительности комиссаров в правительстве Баку было меньше.
Памятник 26 бакинским комиссарам в Баку, середина 1980-х годов
Все двадцать шесть человек были 20 сентября 1918 года вывезены на поезде в направлении Ашхабада и расстреляны в пустыне без суда и следствия
«Бакинские комиссары» стали жертвами вакханалии революционного и контрреволюционного насилия, при котором важно было убить как можно больше врагов, а степень их виновности определялась лишь чуждой партийной принадлежностью
Пионерские сборы
Одним из основных пунктов в работе дружины значились сборы. Их можно разделить на несколько категорий.
— Традиционные. Их посвящали дню рождения отряда и дружины, датам пионерского календаря, традициям каждой школы и т. д.;
— Отчётно-выборные. Чаще всего они проводились в начале и конце учебного года. На первом обычно выбирали пионерский актив, на втором этот актив отчитывался о работе за год;
— Срочные или текущие, правильнее было бы сказать, рабочие. На них обычно решали каких-либо неотложные вопросы. Например, выбирали делегатов на районный слёт, обсуждали двоечников и хулиганов и пр.;
— Тематический. Самый любимый! Он проводился обычно в очень торжественной обстановке и посвящался праздникам — 7 ноября, 22 апреля, 1 Мая, 9 Мая и 19 мая. Готовится к подобным мероприятиям начинали загодя и очень тщательно. Тут никоим образом нельзя было ударить лицом в грязь, кстати, сценарии писали сами. Интернета тогда не было, приходилось включать мозги.
Естественно, всё делали под контролем старших товарищей, но инициатива оставалась за нами. К примеру, в 6 классе на День Победы мы захотели инсценировать «Реквием» Роберта Рождественского. Сами подобрали исполнителей, музыкальное сопровождение, пригласили двух ветеранов. За одним далеко идти не пришлось, это была наша учительница труда Любовь Марковна Моргуненкова. А вот другую, память сохранила только имя и отчество — Валентина Григорьевна, пришлось уговаривать. Она стеснялась и не очень хотела участвовать в торжестве. Во время войны служила санинструктором и считала, что ничего особенного не сделала. Но когда мы приняли её в почётные пионеры, повязали красный галстук, подарили цветы и книгу, прослезилась и долго благодарила.
Выборы
Пионерский отряд состоял из звеньев, в каждом выбирали командира — звеньевого. К слову, не обязательно, чтобы это был отличник или спортсмен. Главное, чтобы умел, так сказать, увлечь за собой массы и понимал, что такое дисциплина.
Далее на общем заседании выбирался командир отряда. Выборы проходили, как сегодня принято говорить, демократично. Обычно выдвигали несколько кандидатур, зачитывали характеристики на них, после чего все голосовали
Как это проходило в других школах не знаю, но у нас, что важно отметить, педагоги в процесс не вмешивались
Затем по той же схеме командиры отрядов на общем совете выбирали председателя дружины. Кстати, также не факт, что он был отличником или достиг высот на каком-то другом поприще. Главным считалось обладание лидерскими качествами и умение работать в команде. Помимо председателя, выбирался актив, где каждый должен был вести своё направление работы. Но при этом всё делалось сообща! Напомню, к командной работе нас начинали приучать ещё с октябрят.
Требования для принятия в Комсомол
Принятие в Комсомол, организацию молодёжи коммунистической партии, было одной из важных стадий в жизни молодых людей в СССР. Чтобы стать членом Комсомола, необходимо было соответствовать определённым требованиям.
- Возраст: Принять в Комсомол могли молодые люди в возрасте от 14 до 28 лет.
- Положение в обществе: Были определённые категории граждан, которые были призваны принимать активное участие в Комсомоле. К ним относились: молодые рабочие, крестьяне, красноармейцы, студенты, учащиеся профессиональных училищ и другие группы молодых людей, которые оказывались особенно привлекательными для партии.
- Политический кредо: Членство в Комсомоле требовало согласия с политикой и идеологией Коммунистической партии Советского Союза и стремления к участию в её реализации.
Как правило, вступление в Комсомол проходило по желанию молодого человека. После подачи заявления молодой человек мог быть призван на собеседование, в ходе которого его решение и соответствие требованиям проверялись. После прохождения всех этапов выбора, заявитель мог быть принят в Комсомол и получить свой членский билет.
Принятие в Комсомол давало молодым людям возможность вступить в ряды крупнейшей организации молодёжи, принимать активное участие в социально-политической жизни, повышать свое политическое сознание, обретать новые умения и навыки, формировать лидерские качества и в определённой степени оказывать влияние на принятие решений, касающихся молодежной политики.
27-ой комиссар
27-ой комиссар, единственный выживший / ФОТО: www.istoriyakratko.ru
Отнюдь не все расстрелянные имели отношение к Бакинскому Совету, а вот комиссару Анастасу Микояну удалось не только спасись, но и сделать блестящую карьеру. И это, несмотря на то, что всю жизнь его подозревали в предательстве.
Именно Микоян, ставший неформальным лидером арестованной группировки, добился разрешения на эвакуацию. Почему теплоход прибыл не по месту назначения доподлинно неизвестно. Есть мнение, что ему банально не хватило топлива. При обыске, уже при повторном аресте, у одного из них нашли список из 25 имен
Это сочли важной уликой – перечнем фамилий ключевых деятелей Бакинского Совнаркома. Однако это был список на питание из тюрьмы, фамилии Микояна в нем не было, поскольку он содержался отдельно от остальных, соответственно и питался тоже
К 25 «комиссарам» добавили одного националиста, таким образом сформировав Бакинский Совет на свой лад. Причем люди, реально занимавшие ключевые посты в Совнаркоме уцелели. К примеру, Нариман Нариманов, отвечающий за народное хозяйство, а также Арташес Каринян, народный комиссар юстиции, надежда Колесникова – нарком просвещения. Под видом «комиссаров» были расстреляны их заместители и даже охранники вместе с людьми, которые были арестованы случайно.
Читайте так же: Как большевики хотели Москву переименовать, и почему Сталин был против
Насколько важно было давать клятву
Вступление в комсомол было считаем важным шагом в жизни советского молодежного человека. При вступлении каждый член комсомола должен был дать клятву, в которой он обещал соблюдать идеалы коммунизма, бороться за справедливость, готовиться к защите родины, развивать себя как полезного члена коммунистического общества. Клятва считалась официальным актом и требовала серьезного отношения со стороны каждого члена комсомола.
Давая клятву, молодые люди выражали свою готовность посвятить себя строительству коммунистического общества и участию в 사дал деятельности комсомола. Клятва являлась символом присяги на верность принципам комсомола и обязательством перед членами организации обеспечивать ее развитие и прогресс.
Значение клятвы заключалось в формировании у советской молодежи идеалов коммунизма, воспитании чувства обязанности и патриотизма, развитии личностных качеств, необходимых для успешного участия в строительстве социализма.
Взяв клятву, молодые люди также официально вступали в комсомол и становились полноправными членами организации. Клятва приносила социальное признание и статус в обществе, открывая новые возможности для саморазвития и участия в коммунистической деятельности. Кроме того, клятва являлась актом личного обязательства перед обществом и требовала от каждого члена комсомола активного и ответственного участия в жизни страны.
Для молодых людей было важно дать клятву, так как это был символ их принятия ценностей комсомола и общества. Клятва закрепляла принадлежность к коммунистической идеологии и вносила свою лепту в планомерное движение страны в будущее
Клятва имела моральное значение, позволяла гордиться своими идеалами и принципами, укрепляла молодежное собрание и объединяла людей в общей цели.
Таким образом, давая клятву при вступлении в комсомол, молодые люди выражали свою готовность и преданность идеалам коммунизма и принципам комсомола. Клятва имела большое значение в жизни каждого члена комсомола и помогала формировать сильного и отвечающего задачам общества человека.
Кто виноват?
К середине августа английские войска прибыли в Баку. Понимая, что теперь им здесь не место, руководители Бакинской коммуны вместе с отрядом Петрова попытались отправиться в Астрахань. Диктатура Центрокаспия отправила за ними погоню и вернула. Возвращенных комиссаров, всего 35 человек, отправили в тюрьму. Обвинения были очень интересными: им инкриминировали бегство без сдачи отчета о расходовании народных денег, вывоз военного имущества и измену. Красноармейцев разоружили и отправили в Астрахань, командира Петрова добавили к арестованным. 7 сентября специальная следственная комиссия привлекла их к ответственности за то, что они бросили бакинский пролетариат «в минуты смертельной опасности» и призывали народ «к ниспровержению власти». Все дела передали военному суду. Пока осуществлялись эти судебные перипетии, ситуация в Баку кардинально изменилась. 13 сентября английские войска ушли из города, а на следующий день ушло и правительство Диктатуры Центрокаспия. Но накануне было принято решение об эвакуации комиссаров. Решение не было выполнено, и комиссары были выпущены из тюрьмы. По другим сведениям, им просто удалось бежать в суматохе. Но дальше им просто не повезло, они не попали на пароход с большевистской командой и сели на последний отходивший из Баку пароход «Туркмен», где расположились дашнаки. По какой-то причине пароход причалил не в Астрахани, а в Красноводске. Здесь командовали эсеры во главе с В. Куном.
При обыске у старосты Корганова был изъят список, по которому он в бакинской тюрьме распределял продукты. В этом списке было 25 человек из 36. Власти Красноводска не очень озаботились проверкой и приняли его за список руководителей Бакинской коммуны. На самом деле в списке не все таковыми были, зато было много тех, кто не сидел в тюрьме. Думать было некогда, к списку добавили и командира партизанского отряда дашнака Татевоса Амирова, и стало их 26. В этом списке были и случайные люди, по недоразумению арестованные в Баку. Комиссарам предъявили обвинения в сдаче Баку азербайджанским войскам и приговорили к смертной казни. 20 сентября двадцать шесть человек посадили в поезд и повезли в сторону Ашхабада. Расстрел произошел на 207-й версте между станциями Перевал и Ахча-Куйма. Эксгумация, которая была произведена в 2009 году, подтвердила место казни. Убийцы попытались скрыть правду о том, что произошло, и беспощадно расправлялись со свидетелями и даже распускали слухи, что комиссары были увезены в Индию.
Во время следствия было выяснено, что расстрел был произведен по предварительному соглашению с главой английской миссии в Ашхабаде Тиг-Джонсоном. Все, кто в той или иной мере принимал участие в расправе над комиссарами, были позднее задержаны и тоже получили по заслугам.
По материалам и с использованием фотографий с сайтов :
«Календарь Истории» https://tunnel.ru
Процесс принятия в Комсомол
В СССР принять в Комсомол было почетным знаком признания молодежи, достигшей высокой идеологической и политической зрелости. Процесс принятия требовал от молодых людей определенных усилий и соответствия определенным критериям.
Прежде всего, для принятия в Комсомол требовалось быть гражданином СССР и достигнуть 14 летнего возраста. Обязательным условием также было присутствие в школе или другом учебном заведении.
Однако, быть школьником не было достаточным условием для вступления
Важной составляющей являлся добровольный характер запроса на вступление в Комсомол. Претендент должен был подать заявление о желании вступить в организацию
После подачи заявления нужно было пройти испытательный срок, который длится от трех до шести месяцев. В течение этого времени аспирант должен был продемонстрировать свою активность, проявлять интерес к политической и социальной деятельности, а также участвовать в различных общественных мероприятиях и коллективных делах.
Во время испытательного срока молодые люди назывались «кандидатами» и на них были возложены определенные обязанности. Они должны были активно участвовать в жизни коллектива, помогать в организации и проведении мероприятий, а также проявлять инициативу и лидерские качества.
На следующем этапе претенденты направлялись в комитет Комсомола своего региона, где их заявление рассматривалось и принималось на голосование. Единственным условием для принятия в Комсомол после голосования было наличие не менее 2/3 голосов за принятие.
Повестка дня мероприятия включала проверку активности и призывы общественности на попечение комитетов Комсомола за претендента.
По окончании голосования протокол отсылался в областной комитет Комсомола, где заявление подлежало окончательному рассмотрению. Если заявление было одобрено, то претендент получал письменное уведомление о принятии в Комсомол.
Таким образом, процесс принятия в Комсомол включал в себя не только формальные требования и критерии, но и проверку социальной активности и интереса к политической сфере.
Ограничения и исключения по возрасту
Вступление в комсомол было возможно для молодежи в возрасте от 14 до 28 лет. Однако, существовали исключения и ограничения, которые могли повлиять на возрастную границу для вступления в комсомол.
Для начала, стоит отметить, что призыв в комсомол обязательно проходил при призыве в армию. Если молодой человек был призван служить в армии в 19 лет, то он автоматически становился членом комсомола.
Также были исключения для некоторых профессий. Например, для вступления в высшие военные училища необходимо было вступить в комсомол уже в возрасте 18-20 лет.
В случае, если молодой человек испытывал затруднения с вступлением в организацию по возрастным критериям, существовали особые комиссии, которые могли принять исключение и принять заявление о вступлении в комсомол в индивидуальном порядке.
В целом, ограничения и исключения по возрасту в комсомоле имели некоторую гибкость, чтобы учесть особенности каждого случая и максимально охватить молодежное население.
Символика РКСМ
Списки делегатов первого съезда не сохранились даже в архивах. В дальнейшем встала задача идентификации принадлежности к организации, которая носила название РКСМ (Российский коммунистический союз молодёжи). Уже с 1919 года появились комсомольские билеты. В условиях гражданской войны, в ходе которой ЦК было объявлено три мобилизации, их хранили и оберегали ценой жизни. Чуть позже появились первые значки. Их выпуском, сначала в недостаточном количестве, занимался сам комсомол. Рождение комсомола было увековечено четырьмя буквами РКСМ на фоне флажка со звездой. Значки вручались и лучшим представителям организации.
С 1922 года была утверждена новая единая форма с аббревиатурой КИМ, означающей молодёжи. Форма изменится ещё и в 1947 году, приобретя окончательный вид только в 1956-м. Он уже будет вручаться всем вступающим в ряды организации вместе с комсомольским билетом.
Пионерский салют
О пионерском салюте хочу рассказать подробнее. Возможно, сейчас кому-то покажется смешным, но пионервожатая, кажется звали её Вера, специально учила нас правильно его отдавать. Перед этим она со знанием дела пояснила, что поднятая над головой рука означает, что дело партии выше всего.
Дабы добиться чёткости движений, следовало поднять согнутые в локте руки над головой домиком. Все пять пальцев при этом должны быть выпрямлены и прижаты друг к другу, ладонь обращена к голове ребром. Расстояние от ладони до лба — примерно ладонь. Потом следовало убрать левую. В итоге правая рука оказывалась чуть выше головы. Потом это уже делалось на автомате, но первое время приходилось себя контролировать. Во-первых, руки нельзя было путать, а, во-вторых, они не должны были дрожать от напряжения.
Кроме того, Вера рассказала когда следует салютовать: при вносе и выносе знамени на линейках, при подаче рапорта на пионерской линейке и сборе пионерской дружины.
Бакинские комиссары
— 26 революционных партийных и советских деятелей Закавказья, расстрелянных английскими интервентами и эсерами 20 сентября 1918. После падения Бакинской коммуны её руководители были арестованы эсерами и заключены в тюрьму. В ночь на 14 сентября под натиском турецких войск англичане оставили Баку. Воспользовавшись этим, большевики во главе с А.И.Микояном освободили заключённых. На пароходе «Туркмен», который находился в распоряжении командиpa партизанского отряда Т.М.Амирова, их направили в Астрахань. В море контрреволюционно настроенная часть команды, подстрекаемая английскими агентами, захватила судно и увела его в оккупированный англичанами Красноводск, где комиссары и часть экипажа (всего 35 человек) были арестованы местными эсеровскими властями. По списку, обнаруженному у старосты заключённых по бакинской тюрьме Г.Корганова, по которому велось распределение среди них продуктов (в нём значилось 25 человек), оккупанты определили руководящих деятелей Бакинской коммуны. Все они, а также командир партизанского отряда Амиров по решению английской военной миссии и эсеров были вывезены из Красноводска и на 207-й версте Закаспийской железной дороги, между станциями Перевал и Ахча-Куйма, расстреляны. Среди расстрелянных были: член ЦК РКП(б), чрезвычайный комиссар Советского правительства по делам Кавказа, председатель Бакинского СНК, член ВРК Кавказской армии Степан Георгиевич Шаумян; председатель Бакинского совета, нарком внутренних дел и нарком продовольствия Бакинского СНК, кандидат в члены ЦК РКП(б), член Кавказского краевого комитета партии П.А.Джапаридзе; бакинский губернский комиссар, председатель исполкома крестьянского совета, заместитель наркома внутренних дел М.А.Азизбеков; член Кавказского комитета партии, председатель совета народного хозяйства И.Т.Фиолетов; нарком земледелия М.Г.Везиров; председатель ВРК Кавказской армии, нарком по военно-морским делам (Бакинского СНК), главком Кавказской армии Г.Н.Корганов; нарком труда Я.Д.Зевин; представитель центральной военной власти в Баку, командир отряда Г.К.Петров; член коллегии наркомата по морским делам Советской Республики В.Ф.Полухин; редактор газеты «Бакинский рабочий» А.М.Амирян; редактор газеты «Известия Бакинского совета», член ВРК С.Г.Осепян; заместитель председателя ВРК Кавказской армии И.В.Малыгин; комендант города Баку Б.А.Авакян; член ВРК Кавказской армии М.В.Басин; член ВРК М.Р.Коганов; командир военно-инструкторской школы Ф.Ф.Солнцев; заместитель наркома продовольствия, балахнинский районный прод. комиссар А.М.Костандян; член ВРК, комиссар государственного контроля С.А.Богданов; советский служащий А.А.Богданов; советский работник, журналист А.А.Борян; комиссар связи Кавказской армии Э.А.Берг; комиссар бригады И.Я.Габышев; командир партизанского отряда Т.М.Амиров; коммунисты И.П.Метакса и И.М.Николашвили; делопроизводитель ВРК беспартийный И.А.Мишне. В сентябре 1920 останки бакинских комиссаров были перевезены в Баку и захоронены на площади, получившей название «Площадь 26 бакинских комиссаров». В 1923 здесь был установлен памятник, в 1958 — монумент (автор С.Д.Меркуров), в 1968 сооружён пантеон.Литература: Шаумян Л.С. Двадцать шесть бакинских комиссаров. М., 1968; Шаумян Л.С. Мужественные борцы за коммунизм. М., 1954; Бурджалов Э.Н. Двадцать шесть бакинских комиссаров. М., 1938; Ратгаузер Я.А. Арест и гибель комиссаров Бакинской коммуны. Баку, 1928; Последние дни комиссаров Бакинской коммуны. По материалам судебных процессов. Баку, 1928; Mикоян А.И. Дорогой борьбы. Кн.1. М., 1971; Музей 26 бакинских комиссаров. Красноводск. Путеводитель. Ашхабад, 1968; Керимова Д.Ю. (сост.) 26 бакинских комиссаров. (Библиографический указатель лит.) Баку, 1968.
Классическая версия
Так выглядел пантеон, посвященный 26 бакинским комиссарам / ФОТО: www.synthart.livejournal.com
Официально история бакинских комиссаров выглядит так: в октябре 1917 года, после того как к власти пришли большевики, в Баку был создан Совет депутатов. В него входили представители рабочих, крестьян и солдат. Баксовет, который поддерживали армянские националисты весной следующего года сумел прийти к власти. Был сформирован Бакинский Совнарком, в состав которого вошли как большевики, так и левые эсеры.
Причем большевики не имели преимущество голосов, в целом Бакинский Совет был весьма разношерстным по составу. Летом 1918 года Совет одобрил приглашение вооруженных сил Британии для обороны Баку. Практически сразу же полномочия Совета переходят новому правительству, состав которого был сформирован из меньшевиков, правых эсеров и националистов. Большевики же планировали уехать из Баку в Астрахань, которая на тот момент находилась под контролем большевиков. Однако новое правительство не дало им такой возможности, устроив за ними погоню.
Три десятка бывших членов Бакинского Совнаркома были арестованы. Их обвинили в бегстве, измене и вывозе имущества. Планировалось, что судьбу большевиков решит военно-полевой суд, однако наступление турецких войск на Баку, заставило новое правительство идти на крайние меры. Военные потери привели практически к капитуляции, задержанных большевиков просто выпустили из тюрьмы, предоставляя возможность спастись.
Однако пароход, на котором они планировали ехать в Астрахань, не приехал по месту назначения, а отправился в Красноводск, подконтрольный Закаспийским временным правительством, которое являлось антибольшевистским. Именно последним было принято решение о расстреле 26 членов Бакинского Совнаркома. Предполагалось, что арестованные и есть первые руководители Совета. Им объявили, что их вывезут в Индию, посадили на поезд, но по ходу следования их вывели из поезда и казнили.
Читайте так же: Почему в СССР скрывали национальность Владимира Ленина: запутанная родословная вождя и факты, компрометирующие его мать