Адмирал С.О. Макаров: краткая биография и интересные факты

Степан макаров

А девушки — потом

Дело в том, что Степан хочет стать не офицером корпуса флотских штурманов — коих готовило Николаевское Морское училище, — а офицером флота. То есть не узким специалистом, отвечающим лишь за прокладку курса и определение места судна, а судоводителем. А для этого нужно сдать экзамен за курс Морского кадетского корпуса; вот на это и нацелен Макаров…

Атака русскими катерами-миноносками турецкого корабля.

(Что в конце концов ему и удается. После плаваний в Тихом океане на корветах «Варяг» и «Аскольд» отзывы начальников о знании кадетом Макаровым морского дела таковы, что в июле 1867 года — по достижении положенных 18 лет от роду — его, не в пример прочим, производят не в кондукторы корпуса флотских штурманов, а в гардемарины флота. И те и другие были кандидатами в офицеры, и в мае 1869-го гардемарин Макаров становится, по экзамену, мичманом. То есть офицером флота!)

Макаров хотел им быть потому, что всей душой любил морское дело.

«Все, что есть во мне, все связано с этим делом » (из письма мичмана Макарова своей знакомой Анне Поливановой от 12 ноября 1870 года)8.

Лет до тридцати Макаров приближался в этом к своему предтече адмиралу Нахимову — жившему только флотской службой.

Тяготился пребыванием не то что в светском обществе, а даже в помещичьем имении средней руки: там тоже надо тратить массу времени на пустые с точки зрения ДЕЛА занятия. Ну да ничего! «Отпуска остается немногим больше недели, а потом опять пошла писать по морям, превесело, право, хоть куда. Нет, в море я у себя дома, а на берегу в гостях» (17 августа 1867 года)9.

«В море я отдохну уже потому, что там я буду у себя дома; там я знаю, что не сделаю ни одного неверного шага, здесь бродишь иногда, ничего не понимая» (из письма Поливановой от 11 февраля 1870 года)10.

«Самое скучное для меня время — это воскресенье, но тогда я забираюсь в библиотеку на весь день и, таким образом, забываю пустоту» (из письма Поливановой от 13 мая 1869 года)11.

«Я рисую себе такой идеал: человек делает все, что он должен делать, — и работать, и не тратить ни одной секунды даром. Он разговаривает с другими, насколько это полезно, отдыхает переменою труда. Для отдыха вообще у него есть театр, суд***, библиотека…» (из письма Поливановой от 21 мая 1870 года)12.

На отдыхе с семьей.

Свадьбу надо отложить: в ноябре мне предстоит в Петербурге много работы, а если я перед тем женюсь, то со мной «никто о деле говорить не станет. Будут только приятно улыбаться и думать в душе, что «весьма натурально, у него на уме молодая жена, а не миноносные лодки» (из письма капитана 2 ранга Макарова своей будущей жене Капитолине Якимовской от 18 августа 1878 года)13.

Детство и юность

Степан Макаров в юности

Родился Степан Макаров на юге Украины в городе Николаев 8 января (по новому стилю) 1849 года. Отец — Осип Фёдорович был боцманом, позже дослужился до офицерского чина, мать —  Елизавета Андреевна.

Военно-морское образование получил в Николаевском морском училище.  Поступить учеником в морской корпус он не смог, так как туда принимались лишь дети высокопоставленной знати, а отец его был боцманом и лишь впоследствии получил офицерский чин.

С тринадцати лет Макаров участвовал в походах Сибирской флотилии, а в пятнадцать лет ходил на клипере «Богатырь» в Америку. В этом плавании  он многому научился. Возвращаясь в Николаевск на пароходе «Александр», он уже нёс штурманскую вахту.

Макаров проходил школу морской выучки, когда на ряду с двигателем имели большое значение паруса. Морякам для борьбы со стихией нужны были смекалка, находчивость и выносливость. Макаров упорно вырабатывал у себя эти качества. В конце учебы он лихо лазал по вантам, умело управлял парусами, мужественно переносил все невзгоды корабельной жизни. Он стремился всё познать, всё испытать.

Командир корвета «Витязь», на котором плавал Макаров, писал: «Макаров из любви к приобретению к познаний присутствовал при всех астрономических и магнитных наблюдениях… и вычислял их для себя… осмеливаюсь утвердить, что Макаров будет одним из лучших морских офицеров молодого поколения… ». И эти слова оправдались.

История жизни Степана Осиповича Макарова

В 1896 году Макарова назначили старшим флагманом 1-й флотской дивизии Балтийского моря, 20 августа произвели в вице-адмиралы. Моряк командовал в море Практической эскадрой.

Весной 1897 года С.О. Макаров предложил построить большие ледоколы, чтобы поддерживать зимой навигацию в Финском заливе и Балтийском море, а летом — обеспечивать морские перевозки вдоль берегов Северного Ледовитого океана. Ему удалось добиться от правительства необходимых ассигнований, на которые в Англии был построен первый линейный ледокол «Ермак». Он сошел на воду 17 октября 1898 года. 19 февраля 1899 года, после тщательных испытаний, судно приняли от завода. Вскоре «Ермак» направился в Россию. Уже весной 1899 года корабль показал свои возможности, пробившись сквозь льды в Кронштадтскую гавань. Через несколько дней «Ермак» освободил из ледового плена 11 торговых судов недалеко от Ревеля (Таллина), взломав ледяное поле вокруг них. 1 апреля ледокол за полчаса разбил лед на Неве. В результате навигация началась значительно ранее, чем обычно (первый пароход прибыл в Петербургский порт 17 апреля).

Летом вице-адмирал Макаров предпринял первое плавание в полярные воды. Однако оказалось, что прочность носовой оконечности судна недостаточна, чтобы крушить вековые льды. Противники идеи арктического ледокола вынесли решение, что «Ермак» по конструкции непригоден для борьбы с полярными льдами. После возвращения С.О. Макаров написал книгу «Ермак» во льдах», доказывая, что после доработок конструкции ледокол способен работать в Арктике. Тем временем корабль в 1900 году смог освободить из ледового плена суда на Балтике, помогал снять выскочивший на камни Гогланда броненосец «Генерал-адмирал Апраксин».

Когда по первой радиолинии Гогланд — Котка поступила телеграмма о том, что в море на льдине унесло рыбаков, моряки «Ермака» спасли терпящих бедствие. К весне 1901 года «Ермак» переоборудовали по проекту Макарова. Ему удалось добиться разрешения продолжить полярные исследования. Но экспедиция столкнулась у берегов Новой Земли с такими льдами, что вынуждена была вернуться. Правительство России приняло решение прекратить полярные походы ледокола, и его служба ограничилась проводкой судов на Балтийском море. Лишь в 30-е годы «Ермак» вернулся в Заполярье и долго служил флагманом ледокольного флота, прокладывая маршруты Главсевморпути до 1964 года.

6 декабря 1899 года Макарова назначили главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором Кронштадта; эту должность он занимал до отъезда на Дальний Восток.

В 1897 году из печати вышел основной труд С.О. Макарова — «Рассуждения по вопросам морской тактики». В 1903 году были опубликованы работы «Броненосцы или безбронные суда» и «Без парусов», в которых флагман высказал свои предложения (местами спорные) по вопросам кораблестроения и тактики броненосного флота.

Еще 22 февраля 1900 года Макаров подал записку управляющему морским министерством о слабости обороны Порт-Артура с моря и суши. Неоднократно моряк напоминал об опасности войны с Японией. За несколько дней до нападения японских миноносцев вице-адмирал вновь писал генерал-адмиралу и управляющему морским министерством об опасности.

Когда началась русско-японская война 1904-1905 годов, вице-адмирала С.О. Макарова направили командующим 1-й Тихоокеанской эскадрой. Сразу же после прибытия в Порт-Артур он активизировал действия эскадры и ремонт поврежденных японскими торпедами кораблей. Корабли эскадры стали выводить из гавани за один прилив. Миноносцы и крейсера не раз выходили в море. Деятельность вице-адмирала подняла дух моряков и создала трудности для японского командования. Сложно сказать, как бы завершилась русско-японская война, если бы С.О. Макаров не погиб 30 марта 1904 года, когда выводил эскадру в море: флагманский броненосец «Петропавловск» подорвался под Порт-Артуром на мине и быстро затонул почти со всем экипажем.

Макаров и Нахимов

Сравнения с Нахимовым продолжают напрашиваться: при той же всепоглощающей любви к морскому делу Макаров обладал куда более широким кругозором и более широким кругом интересов.

И «морское дело» понимал гораздо шире. Если Нахимов был всецело сосредоточен на искусстве управления судном, на организации службы на нем и на обучении и воспитании личного состава, то Макарова интересовали еще и военное кораблестроение, и техника военного флота, и его тактика, и военно-морская стратегия, и портовая логистика, и океанология, и исследования высоких широт…

С.О. Макаров спускается в кессон, установленный для ремонта поврежденного броненосца «Цесаревич».

Прежде всего, он был интеллектуальнее Нахимова (который открыто считал ту же тактику «вздором»). Макаров — истинный представитель русской интеллигенции, которая, по меткому определению академика Павла Сергеевича Александрова (1896 — 1982), состояла из людей, «привыкших думать широко и о многом»14. И в плавании, и на берегу, и кадетом, и гардемарином, и мичманом Макаров постоянно читал — и «Физическую географию моря» Матье-Фонтэна Мори, и только что вышедших «Отцов и детей» и «Войну и мир», и «Хижину дяди Тома», и «Потерянный рай» Джона Мильтона, и «Прогулку по Эрмитажу» Дмитрия Григоровича, и «Фрегат «Надежда» и «Лейтенант Белозор» Александра Бестужева-Марлинского, и «Жизнь Франклина» Франсуа Огюста Минье, и «Неизвестные места и новые люди Америки» Уильяма Диксона…

Экипаж «Ермака» берет пробу полярного льда. Вдали С.О. Макаров.

И не просто читал. Делал выписки, обсуждал прочитанное (к примеру, «исписался» граф Толстой в 3-м томе «Войны и мира» или нет?).

Это значит, что моряк Макаров постоянно нуждался в пище для ума!

А значит, и в приложении для него. И познание нового, решение все новых и новых проблем флота и океанологии оказывались естественным выходом!

«В 5 ухожу домой, обыкновенно сижу один или читаю, или занимаюсь, а не то очень часто хожу из угла залы в угол спальни и все думаю, думаю и думаю. Ради бога, не подумайте, что я философствую, ничуть не бывало. Я думаю о вещах самых простых, на которые покамест наш флот не хочет обращать внимания» (из письма мичмана Макарова Анне Поливановой от 15 ноября 1869 года)15.

Во-вторых, это был прирожденный ученый, человек с научным складом ума. Все вопросы, которые он брался разрешать, он стремился ставить на твердую почву науки — на почву опытов, установленных на основе опытов фактов и осуществленного на основе законов логики истолкования фактов — приводящего к выводу закономерностей.

И, наконец, Макаров явно отличался повышенной энергетикой. (Явно большей, нежели Нахимов). Его стремление к познанию неведомого, к научному разрешению встававших перед флотом вопросов не давало покоя ни ему самому, ни другим!

» Я готов возбудить сотни вопросов, требующих самого серьезного обсуждения»16, — эти слова из письма лейтенанта Макарова такому же новатору, «беспокойному адмиралу» Андрею Александровичу Попову (1821 — 1898) от 24 октября 1875 года как нельзя лучше характеризуют Степана Осиповича.

Пластырь Макарова

Над тем, как обеспечить живучесть и непотопляемость корабля, Степан Макаров задумался еще в пору, когда был совсем молодым офицером. Поводом к этому стало плавание на броненосной лодке «Русалка», во время которого корабль наткнулся на камни и затонул бы, если бы не удалось вовремя выброситься на мель. Размышляя над тем, как быстро заделать пробоину в море, чтобы корабль имел возможность своим ходом дойти до ближайшего порта, мичман Макаров и придумал свой знаменитый пластырь. Идея не была нова, парусиной, укрепленной досками, моряки и раньше закрывали пробоины. Но такой способ не позволял держать «заплатки» наготове: слишком много они занимали места. А Степан Макаров придумал не просто пластырь, а такой, который сворачивался в рулон, поскольку укреплявшие его рейки имели трапециевидное сечение. Демонстрация и регистрация изобретения состоялась в 1870 году, и с тех пор этот инструмент борьбы за живучесть корабля носит название «пластырь Макарова».

Судовые пластыри: а — кольчужный; 6 — облегченный; в — шпигованный; г — учебный (Макарова); д — деревянный

«Потопление катерами парохода «Великий князь Константин» турецкого парохода «Интибах» на Батумском рейде в ночь на 14 января 1878 года». Картина художника Льва Лагорио, 1880 год

Вплоть до 2011 года моряки русского флота поддерживали связь между кораблями не только с помощью радио и других подобных систем, но и с помощью такой, казалось бы, архаичной системы, как флажковый семафор. Несмотря на давность появления, семафор позволял передавать сообщения с борта на борт максимально скрытно: «услышать» такой «разговор» можно только на близкой дистанции, а значит, перехват исключается. Далеко не все флотские сигнальщики знали о том, что говорят друг с другом, пользуясь еще одним изобретением контр-адмирала Степана Макарова, появившимся в 1895 году. Взяв за основу разработанный в 1866 году английский флажковый семафор, Макаров сумел не просто приспособить его к русской азбуке, сделав длиннее на три буквы, но и выстроил систему, способствующую максимально простому запоминанию. Благодаря этому скорость передачи сообщений флажным семафором у опытных сигнальщиков достигала 100-110 знаков в минуту! Любопытно, что семафорить моряки могли не только флажками, но и бескозырками, если флагов не было под рукой.

Безусловное первенство России в строительстве арктических ледоколов – тоже заслуга Степана Макарова. Правда, чтобы добиться решения о начале строительства первого подобного корабля — знаменитого «Ермака» — и выделения денег на эту цель, он потратил целых пять лет. Только к 1897 году воплощение идеи обрело реальные черты, новатор был вынужден прибегнуть к поддержке выдающегося ученого Дмитрия Менделеева, имевшего вес во властных кругах. Но зато именно Макарову было поручено руководство комиссией по разработке технических требований к первому арктическому ледоколу, который был заложен на английской верфи в Ньюкасле в декабре 1897 года и спущен на воду меньше чем через год. 21 февраля 1899 года вице-адмирал Макаров вышел на новом ледоколе в плавание до Кронштадта, а через два года совершил на «Ермаке» пятимесячное арктическое плавание к Новой Земле и Земле Франца-Иосифа. Кстати, годом ранее «Ермак» успел опробовать себя в роли спасательного судна, приняв участие в операции по снятию с камней броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» и спасении полусотни рыбаков, унесенных в Финский залив на льдине.

Степан Макаров (стоит третий справа) на борту ледокола «Ермак» во время первой русской ледокольной арктической экспедиции, 1901 год

Внедрение в русском флоте радиоразведки — последнее по времени, но не по значению новшество вице-адмирала Степана Макарова. Вскоре после того, как с началом русско-японской войны адмирал Макаров был назначен командующим флотом и прибыл в Порт-Артур, он издал 20 (по н. ст.) марта 1904 года свой знаменитый приказ №27. Этот документ предписывал всем радиостанциям флота перехватывать радиопередачи японцев, чтобы можно было не только установить, где находится передающая станция (а значит, выяснить и расположение корабля), но и попытаться дешифровать сообщение. Для этого к расшифровке перехваченных неприятельских депеш привлекли студентов-японистов владивостокского Восточного института. Результаты появились достаточно быстро: уже в начале апреля радиоразведка позволила сорвать одну из готовившихся японцами морских атак, а затем и спланированную в глубокой, как казалось противнику, тайне операцию по постановке мин. И по сей день 20 марта неофициально отмечается в нашей стране как день радиоразведки — вот уже второе столетие.

Радист в радиорубке корабля русского императорского флота, 1904-1905 годы

Память[править | править код]

Имя Макарова носят город в Сахалинской области, котловина Макарова, несколько улиц в различных городах России и Украины, а также три морских вуза: Государственный университет морского и речного флота в Санкт-Петербурге; Национальный университет кораблестроения в Николаеве; Тихоокеанский военно-морской институт во Владивостоке.

  • В июне 1913 г. в Кронштадте открыт воздвигнутый на добровольные пожертвования памятник С. О. Макарову с надписью на постаменте: «Помни войну!». Другие памятники установлены в Николаеве и Владивостоке, в Смоленске — бюст (автор Фишман П. А.), в селе Янракыннот Чукотского АО — обелиск. Бюст Макарова также установлен в посёлке Судоверфь Рыбинского района у входа на территорию АО «Рыбинская верфь».
  • Несколько кораблей в Советском Союзе и России в разное время носили название «Адмирал Макаров». Ещё 15 апреля 1908 г. был поднят флаг на крейсере «Адмирал Макаров». В 1921 г. в честь С. О. Макарова был переименован ледокол «Лейтенант Шмидт».
  • В 1984 г. на киностудии «Леннаучфильм» был снят научно-популярный фильм «Адмирал Макаров» (режиссёр — В. Гуркаленко, операторы В. Петров, В. Ильин, В. Смирнов). Фильм неоднократно демонстрировался по центральному телевидению.
  • На Тихоокеанском флоте ежегодно 8 января проходят памятные мероприятия, посвящённые Степану Осиповичу Макарову.
  • В 2017 году в Мурманске у входа в Нахимовское военно-морское училище среди прочих установлен бюст С. О. Макарова.
  • Адмирал Макаров изображён на картине советского художника И. С. Сорокина «Попов демонстрирует адмиралу Макарову радиоустановку».
  • В честь С. О. Макарова назван астероид (6220) Степанмакаров, открытый в 1978 году советским астрономом Л. В. Журавлёвой.

Сочинения[править | править код]

  • О прекращении подводной течи на судах / Лейт. С. Макарова. — Санкт-Петербург: тип. Мор. м-ва, 1873. — , 12 с.: ил.
  • О непотопляемости судов / Лейт. С. Макарова. — Санкт-Петербург: тип. Мор. м-ва, 1875. — , 58 с., 2 л. черт.
  • О содержании в исправности непроницаемых переборок и водоотливных приспособлений / С. Макаров. — Санкт-Петербург: тип. Мор. м-ва, 1876. — , 24 с.
  • Средства против потопления судов / С. Макаров. — Санкт-Петербург: тип. Мор. м-ва, 1876. — , 41с., 2 л. черт.
  • Об обмене вод Черного и Средиземного морей: Исслед. флигель-адъютанта, кап. 1 ранга С. О. Макарова: Чит. в заседании Физ.-мат. отд-ния Имп. Акад. наук 21 мая 1885 г. — Санкт-Петербург: тип. Имп. Акад. наук, 1885. — V, , 148 с., 7 л. черт.
  • О подогревании воды в паровых котлах с возможно меньшим расходом топлива и об быстрой разводке пара: Зап. флигель-адъютанта кап. 1 ранга Макарова. — Санкт-Петербург: тип. Мор. м-ва, 1885. — 31 с., 3 л. черт.
  • Некоторые испытания ареометров корвета «Витязь» / Контр.-адм. С. О. Макарова. — Санкт-Петербург: тип. В. Демакова, . — 10 с.
  • Об измерении удельного веса морской воды: Сообщ. контр.-адм. С. О. Макарова в Физ.-хим. о-ве в С.-Петербурге 8/20 янв. 1891 г.: Текст по-русски, рез. по-немецки. — Санкт-Петербург: тип. В. Демакова, 1891. — , 64 с., 1 л. граф.
  • Об уменьшении гибельных последствий при столкновениях судов / Контр.-адм. С. О. Макаров. — Санкт-Петербург: тип. Мор. м-ва, 1891. — 26 с., 1 л. черт.
  • О трудах русских моряков по исследованию вод Северного Тихого океана / К.-адм. С. О. Макаров. — Санкт-Петербург: тип. Мор. м-ва, 1892. — , 33 с., 3 л. табл., карт.
  • Разбор элементов, составляющих боевую силу судов. — . — 74 с.
  • Краткое сообщение контр-адмирала С. О. Макарова о гидрологических работах, произведенных им во время последнего плавания в 1894—1896 годах: (Чит. в заседании соедин. отд-ний Географии математической и Географии физической 19 апр. 1896 г.). — . — 12 с.: ил.
  • Отчет вице-адмирала Макарова об осмотре им летом 1897 года, по поручению министра финансов С. Ю. Витте, морского пути на реки Обь и Енисей. — Санкт-Петербург: тип. В. Киршбаума, 1898. — , 81 с.
  • Об однообразии в судовом составе флота / Вице-адм. С. О. Макарова. — Санкт-Петербург: тип. Мор. м-ва, 1898. — , 40 с.
  • «Ермак» во льдах: Описание постройки и плаваний ледокола «Ермак» и свод науч. материалов, собран. в плавании: В 2 ч. / Сост. вице-адм. С. Макаров. — Санкт-Петербург: тип. Спб. акц. о-ва печ. дела в России Е. Евдокимов, 1901. — XXI, , 507 с.
  • Без парусов: / Вице-адм. С. Макаров. — Санкт-Петербург: тип. Мор. м-ва, 1903. — , 44 с.
  • Броненосцы или безбронные суды? / Вице-адм. С. Макаров. — Санкт-Петербург: тип. Мор. м-ва, 1903. — , 60 с., 7 л. черт.
  • Извлечения из отчета главного командира Кронштадтского порта вице-адмирала С. О. Макарова за 1900—1901 года и Сборник его же приказов, обязательных постановлений и циркуляров по Кронштадтского порту, городу и гарнизону, 1900—1904 года: . — Кронштадт: тип. газ. «Котлин», 1904. — , VI, 79, , 200 с.
  • Гидрологические исследования, произведенные в 1895 и 1896 гг. в Лаперузовом проливе и в других местах: (Доложено в заседании Физ.-мат. отд-ния 5 мая 1904 г.) / Вице-адм. С. А. Макарова; . — Санкт-Петербург: тип. Акад. наук, 1905. — , 51 с., 9 л. карт., табл.: ил. — (Записки Академии наук по Физико-математическому отделению; Т. 16, № 9)

Дедушка минного флота

ВСПОМНИЛИ об энергичном офицере накануне войны с Турцией. В 1876 году Макаров был переведен на Черноморский флот. И тут же он представил командующему Черноморским флотом адмиралу Н. Аркасу проект переоборудования быстроходных паровых кораблей. Пароход, имеющий на борту несколько небольших катеров-миноносцев, незаметно ночью подходит к неприятелю, спускает на воду катера, те внезапно атакуют противника, после чего возвращаются обратно на борт парохода и судно на полном ходу уходит в свой порт.

Поначалу идея Макарова не находит поддержки у военных чиновников. Но Степан Осипович не сдается: одна докладная записка следует за другой. И в конце концов лейтенант Макаров получает под свое командование пароход «Великий князь Константин». За несколько месяцев он переоборудовал обычное торговое судно в боевой корабль, чем положил начало созданию миноносных кораблей и торпедных катеров.

К началу Русско-турецкой войны в апреле 1877 г. пароход встал в боевой строй и вскоре начал крейсерские действия у турецких анатолийских берегов. Макаров осуществил несколько успешных атак турецких кораблей спускаемыми на воду катерами, использовал шестовые мины, впервые в русском флоте применил самодвижущуюся мину-торпеду Уайтхеда. Менее чем за год он получил шесть наград: золотое оружие, ордена святого Владимира 4-й степени и святого Георгия 4-й степени, чин капитан-лейтенанта, капитана 2-го ранга, звание флигель-адъютанта. «Дедушке минного флота», как впоследствии стали называть Макарова, в то время не исполнилось еще и тридцати лет.

После окончания войны Макаров занимался эвакуацией войск, а в 1880 — 1881 гг. был привлечен генералом М. Скобелевым к участию в среднеазиатской Ахалтекинской экспедиции. На новом театре военных действий он организовал водную доставку грузов и припасов из Астрахани в Красноводск. Знаменитый Скобелев был чрезвычайно доволен своим помощником по морской части, и в знак взаимного расположения они обменялись Георгиевскими крестами (со скобелевским Георгием Макаров не расставался до последнего дня своей жизни).

Корабли «Адмирал Макаров»

Сторожевой корабль фрегат «Адмирал Макаров»

Фрегат Черноморского флота «Адмирал Макаров» на переходе морем

Третий фрегат проекта 11356. Корабль был спущен на воду 2 сентября 2015 года. На данный момент состоит на вооружении Черноморского флота России. Корабль входит в состав 30-й дивизии надводных кораблей. Назван в честь вице-адмирала Российского императорского флота Степана Осиповича Макарова. Фрегат может наносить удары по кораблям и береговым целям, искать подлодки с помощью вертолета и бортовой аппаратуры, следить за ними и атаковать торпедами. Способен поражать морские цели на дистанции 400 километров, а сухопутные — на 2000 км.

Ледокол «Адмирал Макаров»

Ледокол «Адмирал Макаров»

Дизельный полярный ледокол мощностью в 36000 элс. Построен в 1975 году на Хельсинкской верфи «Wärtsilä» (Вяртсиля) по заказу В/О «Судоимпорт». Советский флаг был впервые поднят на ледоколе 12 июня 1975 года. Ледокол относится к классу линейных и предназначен для работы в ледовых условиях повышенной сложности.

В 1988 году участвовал в операции по спасению трёх серых китов в море Бофорта (Операция «Прорыв»). В 2011 году ледокол сыграл ключевую роль в спасательной операции в Охотском море. За операцию по выводу судов рыбопромыслового флота из ледового плена в Сахалинском заливе в январе 2011 года капитан ледокола «Адмирал Макаров» Геннадий Антохин получил Орден «За заслуги перед Отечеством IV степени».

Крейсер «Адмирал Макаров»

Крейсер «Адмирал Макаров»

Первый русский и советский броненосный крейсер типа «Баян». В 1908 году крейсер уже поступил на службу армии. Вооружение крейсера состояло из трех трехорудийных башен главного калибра 150-мм, четырех 88-мм двухорудийных стабилизированных установок, четырех спаренных 37-мм зенитных орудий, двенадцати спаренных 20-мм пулеметов. Корабль имел оборудование для постановки мин, четыре 533-мм торпедных аппарата, два бортовых самолета с катапультой.

В феврале 1959 была подписана директива ГК ВМС СССР о демонтаже крейсера, а 6 июля получено распоряжение ГШ ВМС СССР об отправке «Адмирала Макарова» на слом. В августе крейсер перешел в Ленинград на Кировский завод для утилизации.

Офицеры и мичманы крейсера на «поминках» своего «Адмирала Макарова» поклялись быть верными памяти своего корабля, продолжать соблюдать и крепить его традиции и морскую дружбу. Ежегодно в день корабельного праздника встречаться, по возможности в Питере. Шли годы, военно-морская служба разбросала нас по всем флотам, но мы продолжали встречи.

Северный морской путь

Примечательно, что именно адмирал Макаров стал одним из наиболее горячих сторонников развития Северного морского пути, о котором передовые умы русского флота говорили все чаще и чаще. Путешественник и флотоводец, Степан Макаров понимал, что именно обход через северные моря является наиболее быстрым и наиболее безопасным с военно-политической точки зрения морским путем с Балтийского моря на Тихий океан. Однако, для открытия Северного морского пути требовались особые условия в прохождении кораблей сквозь льды, и Макаров приступил к активной разработке теории ледокольных судов. Он принимал самое активное участие в руководстве строительством ледокола «Ермак», а в 1901 году, находясь на этом ледоколе, совершил экспедицию на острова Земли Франца-Иосифа.

Семья[править | править код]

К. Н. Макарова на костюмированном балу

Жена (с 1879 года) — Капитолина Николаевна Якимовская (1859—1946, Антиб), дочь отставного инженер-поручика Николая Фёдоровича Якимовского (1828—1895); кавалерственная дама ордена Св. Екатерины (меньшего креста). В браке родилось трое детей:

  • Ольга (1882—1886)
  • Александра (1886—1982), фрейлина Их императорских Величеств, с 1906 года в браке с камергером Львом Викторовичем Голубевым, имела сына Вадима (род.1910). С 1914 года жила во Франции.
  • Вадим (29.04.1891 (по ст. ст.) — 1964), окончил Морской кадетский корпус в 1913 году, в годы первой мировой войны воевал на крейсере «Адмирал Макаров» и эскадренном миноносце «Орфей», награждён орденами. Не принял революцию, воевал в армии Колчака, после гражданской войны эмигрировал в США. В 1923 году поселился в Нью-Йорке. В США разрабатывал системы вооружения для флота, создал успешный бизнес. Почётный гражданин Бостона, сооснователь Общества русских морских офицеров в Америке. В 1962 году Вадим Степанович перенёс тяжелую операцию, а 2 января 1964 года скоропостижно скончался в Нью-Йорке.

Заключение

В «Военном Энциклопедическом Словаре», в частности, написано: «Макаров Степан Осипович…, русский флотоводец и учёный, вице-адмирал,… В русско-турецкую войну 1877-78 годов осуществлял атаки турецких кораблей шестовыми минами, впервые в русском флоте применил самодвижущуюся мину-торпеду…, с 1894 года командовал эскадрой Средиземного моря, в 1894-96 годах совершил второе кругосветное плавание. Предложил построить ледокол («Ермак») и руководил его строительством, совершил на нём арктические плавания в 1899 и 1901 годах… Автор свыше 50 научных работ по различным отраслям военно-морского дела и океанологии».

Учёный и адмирал С.О.Макаров писал: «Если моряки будут зажмуриваться и стараться совсем не видеть недостатков существующих судов, то тогда они должны мириться с тем, что корабли,  которые предназначаются выдерживать сотни сильных ударов, будут тонуть от слабого, ничтожного укола, и внутренние достоинства их не будут соответствовать тому престижу, который они имеют по наружному виду до вступления в бой».

О тактике морского боя адмирал С.О.Макаров высказывался так: «Если вы встретите слабейшее судно — нападайте, если равное себе — нападайте и если сильнейшее — тоже нападайте!… Забудьте всякую мысль о помощи своим судам. Лучшая помощь своим судам — есть нападение на прочие».

По случаю гибели адмирала С.О.Макарова академик А.Н.Крылов писал: «Трагическая гибель вице-адмирала Макарова была тяжёлой утратой для флота и страны. Он был в расцвете своих сил и таланта и мог ещё многие годы продолжать свою плодотворную деятельность прекрасного моряка, искусного флотоводца и талантливого учёного-новатора».


Б.С. Миронов
В.И. Бояринцев
Галилео Галилей
А.К. Тимирязев
к списку физиков
Знаете ли Вы, что релятивизм (СТО и ОТО) не является истинной наукой? — Истинная наука обязательно опирается на причинность и законы природы, данные нам в физических явлениях (фактах). В отличие от этого СТО и ОТО построены на аксиоматических постулатах, то есть принципиально недоказуемых догматах, в которые обязаны верить последователи этих учений. То есть релятивизм есть форма религии, культа, раздуваемого политической машиной мифического авторитета Эйнштейна и верных его последователей, возводимых в ранг святых от релятивистской физики. Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.


НОВОСТИ ФОРУМАРыцари теории эфира
10.11.2021 — 12:37: ПЕРСОНАЛИИ — Personalias -> — Карим_Хайдаров.10.11.2021 — 12:36: СОВЕСТЬ — Conscience -> — Карим_Хайдаров.10.11.2021 — 12:36: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ — Upbringing, Inlightening, Education -> — Карим_Хайдаров.10.11.2021 — 12:35: ЭКОЛОГИЯ — Ecology -> — Карим_Хайдаров.10.11.2021 — 12:34: ВОЙНА, ПОЛИТИКА И НАУКА — War, Politics and Science -> — Карим_Хайдаров.10.11.2021 — 12:34: ВОЙНА, ПОЛИТИКА И НАУКА — War, Politics and Science -> — Карим_Хайдаров.10.11.2021 — 12:34: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ — Upbringing, Inlightening, Education -> — Карим_Хайдаров.10.11.2021 — 09:18: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ — New Technologies -> — Карим_Хайдаров.10.11.2021 — 09:18: ЭКОЛОГИЯ — Ecology -> — Карим_Хайдаров.10.11.2021 — 09:16: ЭКОЛОГИЯ — Ecology -> — Карим_Хайдаров.10.11.2021 — 09:15: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ — Upbringing, Inlightening, Education -> — Карим_Хайдаров.10.11.2021 — 09:13: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ — Upbringing, Inlightening, Education -> — Карим_Хайдаров.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: