Михаил Круг был отомщён
Уже в новом тысячелетии в «Чёрном беркуте» мотал срок некий лидер боевого крыла тверской ОПГ «Волки» Осипов. И он сам рассказывал Субхану Дадашеву, как отомстил за смерть Михаила Круга:
– С его слов рассказываю. Там ведь что произошло? Круг отказывался платить в общак 10 процентов от своих концертов. И тогда Лом, Александр Костенко, лидер банды, принял решение: надо у него что-нибудь украсть, потом вернуть – будет должен. Но у Круга отменился запланированный концерт, семья вернулась домой раньше, чем планировалось. Время было позднее, тёща пошла наверх стелить постель, в это время на неё и напали бандиты, стали бить. Жена Круга Ирина побежала наверх на шум, с одного из них сорвала маску и узнала. Увидела, что там происходит, и позвала Круга. Он стал прикрывать её спиной, они вместе устремились вниз. И вот тут раздались ему в спину выстрелы. Умер Круг на операционном столе на другой день. Осипов сразу подумал, что это дело «волков». Подозрение его пало на члена банды Дмитрия Веселова, Осипов называл его Василёк. Осипов заподозрил неладное, когда застал разборки в банде: «Вы что натворили…». По дороге, когда доставлял к Лому Василька, остановился будто бы по нужде, и спросил, как дело-то было? Пообещал оставить в живых, тот и сознался. Пристрелил Василька и закопал в лесу. С Кругом дружил, вот и отомстил на свой бандитский манер. Сам явился с повинной и какую-то часть пожизненного срока отбывал в «Чёрном беркуте».
Дата
Сегодня, 12 марта, отмечается День работника уголовно-исполнительной системы – профессиональный праздник сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) РФ. 27 февраля 1879 года (по старому стилю) российский император Александр II подписал указ о создании Главного тюремного управления (ГТУ) Министерства внутренних дел (МВД) Российской империи. Впервые эта дата отмечалась в 1999 году, в год 120-летнего юбилея уголовно-исполнительной системы России.
«Железная рука» Пентагона
Флорида. Авиабаза ВВС США. Пять человек в штатском с любопытством наблюдают, как вертолёт, оснащённый приспособлением, напоминающим железную руку, пытается подхватить ржавую десятиметровую трубу, лежащую в кузове грузовика. За наблюдателями, тоже не без любопытства, наблюдает личный состав авиабазы, который до крайности удивлён происходящим. При этом никто даже представить не может, что у них на глазах происходит секретная операция, в которой задействованы сотрудники сразу двух спецведомств — ЦРУ и РУМО. А придумал «железную руку» один из офицеров штаба военно-воздушных сил.
Подхватить трубу удалось только с шестой попытки. Тренировки надо было продолжить. Но чтобы почём зря не развлекать аэродромную публику, а информация о «железной руке» не просочилась за ворота авиабазы, спецмероприятие решили перенести в другое место.
jfklibrary.org
Карта радиуса действия советских ракет на Кубе времён Карибского кризиса.
Два экземпляра этой уникальной шифрограммы сейчас хранятся в фонде Политбюро ЦК КПСС. На самом деле копий было больше. Первый экземпляр шеф КГБ Владимир Семичастный направил главе государства Никите Хрущеву, ещё три — секретарю ЦК КПСС Фролу Козлову, министру иностранных дел Андрею Громыко и министру обороны СССР Родиону Малиновскому. Повышенный интерес американцев к советским зенитным ракетам, по всей видимости, можно объяснить Карибским кризисом — их неожиданным появлением на Кубе. Но это не единственная причина. Впрочем, давайте по порядку.
Развитие ПВО после окончания ВОВ
В 1946 году началась новая эра в развитии войск противовоздушной обороны – создали новый отдел, задачей которого было проведение испытаний зенитных ракет. На протяжении 1947-1950-х годов данный отдел, который располагался на полигоне «Капустин Яр», проводил испытания немецких зенитных ракет, одновременно курируя разработку зенитных ракет советского производства. Вплоть до 1957 года данный комитет занимался испытанием зенитных неуправляемых ракет отечественной разработки.
В 1951 году испытания зенитных ракет стали настолько масштабными, что потребовалось создать специальный полигон для испытаний зенитных ракет. Данный полигон был образован 6 июня 1951 года. В качестве личного состава на данный полигон были направлены испытатели-ракетчики со всей страны.
В период с 1957 по 1961 годы был разработан и принят на вооружение новый подвижный зенитно-ракетный комплекс С-75. Данная ЗРК в течение 30 лет оставалась главным оружием советских войск ПВО. В дальнейшем ЗРК С-75 получила множество модификаций и поставлялась в качестве военной помощи дружественным странам. Именно зенитно-ракетный комплекс С-75 сбил американский самолёт У-2 в 1960 году под Свердловском. Во время Вьетнамской войны ЗРК С-75, который поставлялся в качестве военной помощи Вьетнаму, сбил множество американских самолётов. По самым грубым подсчётам, данный ЗРК уничтожил более 1 300 единиц американских самолётов различных систем.
Великая отечественная война показала, что именно системы противовоздушной обороны обладают огромными перспективами. Развитие ПВО второй половины 20 века велось в правильном направлении, что неоднократно доказывалось в ходе многочисленных арабо-израильских конфликтов. Тактика применения средств противовоздушной обороны теперь строилась на совершенно других принципах. Новые системы ПВО обладали следующими характеристиками:
- Мобильность зенитно-ракетных комплексов;
- Внезапность их применения, для чего они тщательно маскировались;
- Общая живучесть и ремонтопригодность ЗРК.
- С-300В. Данная система способна эффективно защищать войска не только от вражеских самолётов, но и от баллистических ракет. Данная система могла вести огонь двумя типами ракет, один из которых был класса «земля-земля»;
- «Бук-М1». Данный комплекс был разработан в 90-е годы, а на вооружение его приняли в 1998 году;
- «Тор-М1». Данная система в состоянии самостоятельно контролировать обозначенное воздушное пространство;
- «ОСА-АКМ». Данная система ЗРК является очень мобильной;
- «Тунгуска-М1», которая была принята на вооружение в 2003 году.
На различных военных выставках, отечественные зенитно-ракетные комплексы не только не уступают зарубежным аналогам, но и превосходят их по целому ряду параметров, начиная от дальности действия, заканчивая мощностью.
Описание:
25 мая 1953 года впервые был сбит самолёт-мишень (бомбардировщик Ту-4), летевший на высоте 7 км, отечественной зенитной управляемой ракетой В-300 зенитного ракетного комплекса С-25. Этот день считается днём создания в нашей стране нового вида оружия, зенитного ракетного, способного вести эффективную борьбу с самолётами и другими аэродинамическими средствами воздушного нападения в любых погодных условиях, днём и ночью.
ЗРС С-25 стал первым отечественным зенитным ракетным комплексом, поступившим на вооружение войск ПВО страны — комплекс был принят на вооружение 7 мая 1955 года, став также первой оперативно-стратегической ЗРК в мире и первой многоканальной ЗРК с вертикально стартующими ракетами.
Впервые ЗУР ЗРК С-25 была открыто показана на военном параде в Москве 7 ноября 1960 года и два с половиной десятилетия открывала прохождения парадных расчетов зенитных управляемых ракет войск ПВО страны.
Во многом благодаря именно строительству капитальных бетонных сооружений комплексов С-25, появилась Московская кольцевая автодорога.
Ракета В-300, использовавшаяся в ЗРК С-25, одноступенчатая, с ЖРД, вертикального старта. Выполнена по схеме «утка», рули размещались в носовой части корпуса в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, впереди двух крыльев.
Стартовая масса ракеты составила около 3500 кг, длина ракеты — 11,6 м. Тяга ЖРД – 9000кг. БЧ осколочно-фугасного типа, подрывалась автоматически по команде РВ и поражала самолет противника с расстояния до 75 м. Сопровождение ракеты осуществлялось по сигналу бортового радиоответчика. Использовался командный метод наведения ракеты на цель.
Ракета стартовала с пускового стола (старт вертикальный), что существенно упрощало стартовое оборудование.
В качестве двигательной установки была использована связка из четырёх жидкостных ракетных двигателей конструкции А.М. Исаева. После отделения от стартового стола ракета по команде от системы управления склонялась в сторону воздушной цели с помощью газовых рулей и далее после их сброса управлялась аэродинамическими рулями по радиокомандам, получаемым от наземной станции наведения.
На ракете использовалась осколочно-фугасная боевая часть (масса 320 кг) с готовыми осколками в виде стальных цилиндров, что обеспечивало поражение аэродинамических воздушных целей, находящихся на удалении до 50 м.
Следует отметить, что одновременно с разработкой этой ЗУР в ОКБ-301 под руководством С.А. Лавочкина в КБ-1 под руководством Д.Л. Томашевича велось проектирование своей зенитной ракеты с наклонным стартом (она получила индекс 32-Б). Было проведено несколько пусков этой ракеты, однако на вооружение был принят комплекс С-25 с ракетой, разработанной в ОКБ-301 (В-300). Научно-технический задел, полученный при разработке ЗУР 32-Б, был использован в дальнейших разработках КБ-1.
В конце 1953 года на базе подразделения КБ-1, проектировавшего ЗУР (32-Б), было создано Особое конструкторское бюро — ОКБ- 2 (впоследствии машиностроительное конструкторское бюро «Факел»), основу которого составили специалисты КБ-1. Руководителем этой новой организации был назначен один из заместителей А.С. Лавочкина — П.Д. Грушин. Коллектив этого КБ впоследствии разработал зенитные управляемые ракеты для всех последующих зенитных ракетных комплексов, создаваемых КБ-1: С-75, С-125, С-200, семейство С-300П.
От «Беркута» до «Волхова»
Первая зенитная система С-25 «Беркут» поступила на вооружение частей противовоздушной обороны страны ещё в мае 1955 года. Но и сегодня её возможности поражают.
Однако система была не только дорогостоящей, но и стационарной — изготовлялась специально для защиты столицы (вокруг Москвы «Беркуты» образовали два зенитных кольца), а требовалось прикрыть и другие города страны — холодная война стремительно набирала обороты. Поэтому и было принято решение о создании мобильного ЗРК. За работу принялись коллективы конструкторских бюро, возглавляемые Александром Расплетиным, Петром Грушиным, Борисом Коробовым, и уже в январе 1957 года начались полигонные испытания зенитно-ракетного комплекса, который получил наименование С-75 «Двина».
eurasian-defence.ru
Первая зенитная система С-25 «Беркут» поступила на вооружение частей противовоздушной обороны страны ещё в мае 1955 года.
Но в 1962 году американцев интересовала не столько «Двина», сколько «Десна». При всех очевидных плюсах ЗРК С-75 «Двина» имел сравнительно малую досягаемость по верхнему пределу (22 километра), ограниченную возможность стрельбы по низковысотным целям (от 3 километров и выше) и скоростным — до 300 м/с. Потому в 1957-1961 годах были созданы ещё два зенитно-ракетных комплекса: С-75 «Десна» (именно этот комплекс был переброшен на Кубу) и ЗРК «Волхов». Эти системы ПВО могли поражать цели в диапазонах высот 0,5-30 км и 0,4-30 км соответственно. Увеличилась и дальность поражения — до 34-43 километров.
raspletin.com
Пуск ракеты зенитной ракетной системы С-75.
Но такими данными в 1962 году американцы ещё не располагали. Не знали они и о том, что, начиная с 1957 года, китайские расчёты С-75 (под руководством советских специалистов, разумеется) успешно сбивали тайваньские разведывательные самолёты — из-за конспирации Пекин записывал их на боевой счёт своей авиации.
Всё аналитическое сообщество в буквальном смысле стояло на ушах: как русские смогли «достать» самолёт-призрак на такой заоблачной высоте? Появилось предположение: видимо, забарахлил двигатель, и U-2 снизился, поэтому его и сбили. Но когда сам Пауэрс подтвердил, что был сбит на высоте «приблизительно 68 тысяч футов», родилась сенсация: русские обладают сверхдальними и сверхвысотными управляемыми зенитными ракетами. Понятно, что с этого момента американцы стали усиленно искать возможность добыть секретный русский ЗРК. И такой случай представился.
flickr.com/ajw1970
Обломки американского самолёта-шпиона U-2, пилотируемого Френсисом Пауэрсом.
От «Беркутов» до «Орланов»
Алексей Леонов привез на Землю бесценный опыт, с учетом которого впоследствии дорабатывались все модели скафандров. Те космические костюмы, которые используют современные космонавты, – намного легче и удобнее.
Они получили электронную «начинку», по объему сравнимую с автомобильной. Встроенный компьютер сообщает космонавту о состоянии систем скафандра, выдавая данные на дисплей. У модели «Орлан-МК» есть даже функция изменения длины рукавов и штанин. Кстати, космонавт может надеть его самостоятельно, без помощи других членов экипажа.
Скафандр «Орлан-МКС»
«Орлан-МК» способен находиться в строю до пяти лет, не требуя техобслуживания каждые полгода. Стоимость одного комплекта достигает 17 миллионов долларов. Причем 70 процентов цены приходится на системы жизнеобеспечения и управления. Зато теперь в таком скафандре можно находиться в открытом космосе до 10 часов кряду.
Однако конструкторы НПП «Звезда» не останавливаются и продолжают совершенствовать свои изделия. Одно из их последних достижений – скафандр «Орлан-МКС». В нем впервые применена система терморегулирования. Дело в том, что при работе в открытом космосе в процессе задействованы только руки. Ноги практически не двигаются и замерзают. Космонавтам приходится включать обогрев. Чтобы они не отвлекались на контроль своего теплового состояния, в новом скафандре использована автоматическая система терморегулирования, которая сама будет следить за температурой внутри космического костюма. Вместо резины в новых скафандрах применяется полиуретан, который увеличивает в полтора раза срок службы гермооболочек в космосе. Скафандры «Орлан-МКС» рассчитаны минимум на 20 выходов в открытый космос.
Севастополь
- Все новости
- Севастополь
- Крым
- Россия
- Новороссия
- В мире
- Политика
- Реклама на ForPost
Как Севастополь встречал бойцов «Беркута» с горящего Майдана (повторная публикация)
Брошенных на произвол судьбы украинской властью силовиков в Севастополе ждали как героев.
В феврале 2014 года мировые информационные агентства облетели кадры силовых столкновений в центре украинской столицы. В Киеве на Майдане в силовиков летели не только камни, но и бутылки с зажигательной смесью.
После захвата государственных органов власти радикалами правоохранители находились в сложном психологическом состоянии. Они фактически были преданы предыдущей властью, оказались брошенными на произвол судьбы.
Ветеран севастопольского спецподразделения «Беркут» Роман Ефременко вспоминал тогда, что 22 февраля бойцы «Беркута», преодолев по дороге из Киева силовое сопротивление, въехали на площадь Нахимова, не снимая балаклав.
Жители Севастополя в прямом смысле встречали бойцов «Беркута» как национальных героев — хлебом и солью, цветами.
По словам бывшего командира отряда «Беркут» Игоря Салтана, в Севастополе бойцов «Беркута» встречали, как героев крейсера «Варяг» — которые погибают, но не сдаются.
Руководил действиями севастопольского отряда «Беркут» на киевском майдане Сергей Колбин — нынешний сенатор от Севастополя. Колбин рассказал, как им удалось пробить решение украинской Верховной Рады по возвращению всех силовиков в пункты постоянной дислокации. Пока они двигались в направлении Крымского полуострова, радикалы нападали на автобусы с «Беркутом», били стекла, пробивали колёса. Бойцам приходилось занимать круговую оборону.
Когда колонна автобусов с бойцами «Беркута» подходила к Севастополю, Колбину позвонил на тот момент его бывший руководитель — полковник Александр Владимирович Новиков. Он сказал ему: «Сергей, ты не представляешь, что творится на площади Нахимова. Ты должен сюда заехать».
К тому моменту ребята из подразделения Сергея Колбина уже видели в новостях, как сгорела львовская база «Беркута» с двумя сотрудниками в подвале, а остальных бойцов — ставили на колени. Они видели, как сгорела техника тернопольского «Беркута» и как сгорела база Луцкого «Беркута» на Волыни. И они очень боялись за свои семьи.
В Севастополь из Киева 22 февраля вернулось около 70 бойцов «Беркута». Жители Севастополя встретили их алыми гвоздиками, гимном города и возгласами: «Молодцы!».
Сергей АбрамовФото Дмитрия Осипенко
Поделитесь этой новостью с друзьями:
Подарок Садата
Очередной раунд попыток разжиться советской зенитной ракетой начался в середине 1960-х, во время войны во Вьетнаме. «Любопытство» американцев подстегнуло событие 24 июля 1965 года, когда советские и вьетнамские ракетчики в небе северо-восточнее Ханоя провели первый в истории ракетный противовоздушный бой, устроив засаду для американских штурмовиков — сразу три «Фантома» нашли погибель от ракет комплекса С-75 «Десна». С этого дня ракетные засады вошли в практику, и потери ВВС США существенно возросли.
В ответ американцы поменяли тактику и стали оснащать самолёты противорадиолокационной ракетой «Шрайк». Теперь, если лётчик засекал радар, он выпускал «Шрайк», которая шла по лучу и врезалась, как правило, в антенну ЗРК. Всего американцы применили во Вьетнаме более 5.000 «Шрайков», но советские специалистами научились бороться и с этим заокеанским изобретением. Всё очень просто: резко отворачивали луч, потом выключали станцию, и «Шрайки» падали, как правило, в 3-4 километрах от позиции. Но в 1967 году стало понятно, что американцы всё-таки располагают чувствительной информацией о С-75.
navy.mil
Запуск ракеты «Шрайк» с самолёта Дуглас A-4C «Скайхок».
К рассказу Владимира Абрамова следует добавить: сегодня уже известно, что с ЗРК С-75 «Десна» и с низковысотным комплексом С-125 «Нева» (принят на вооружение в 1961 году) американцы смогли познакомиться в начале семидесятых. В 1970 году Египет, конфликтующий с Израилем, попросил СССР помочь в укреплении противовоздушной обороны. Так в воюющем регионе появились зенитно-ракетные комплексы С-75 и низковысотные ЗРК С-125 «Нева», которые на первых порах обслуживали советские военные специалисты. Когда же бои закончились, вооружение было передано египетской стороне.
arena-pilotage.ru
Зенитные ракетные комплексы С-125 «Нева» в Египте.
Но вскоре к власти пришёл Анвар Садат и круто развернул внешнеполитический курс. В результате Египет наводнили американские военные специалисты, которые сразу же «уселись» за российские зенитные ракетные комплексы. Самое печальное, что они попали им в руки с полной документацией. Это был царский подарок Садата Пентагону.
Документальный фильм телестудии Роскосмоса «Алексей Леонов. Прыжок в космос»
Фильм приурочен к 80-летию первого космонавта, который вышел в открытый космос.
Интересные факты о первом выходе человека в открытый космос
- Критическая ситуация при выходе с орбиты. Экипаж «Восхода-2» мог стать первым экипажем, погибшим при возвращении с орбиты. Перед посадкой отказала автоматическая система ориентации. Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. В результате «Восход» совершил посадку в тайге (в 180 км севернее города Перми). В сообщении ТАСС это называлось «посадкой в „запасном районе“», который на самом деле являлся глухой пермской тайгой. После посадки огромный купол парашюта, застрявший на двух высоких елях, развевался на ветру. Вскоре над ними уже кружил «Ил-14». С самолёта сразу же установили радиосвязь и сообщили космонавтам, что их обнаружили и скоро пришлют помощь. Космонавты ночевали в лесу. Вертолеты только и могли, что летать над ними и докладывать, что “один рубит дрова, другой подкладывает их в костер”. С вертолетов космонавтам сбрасывали теплые вещи и продукты, но вытащить Беляева и Леонова из тайги не удавалось. Из воспоминаний Леонова: «Когда мы приземлились, нас нашли не сразу… Мы сидели в скафандрах двое суток, у нас не было другой одежды. На третьи сутки нас оттуда вытащили. Из-за пота у меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало. Потом, уже ночью, я говорю Паше: «Ну все, я замерз». Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном. Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски. И так остались там на ночь. А в 12 дня прилетел вертолет, который сел в 9 км. Другой вертолет в корзинке спустил прямо к нам Юру Лыгина. Потом к нам пришли на лыжах Слава Волков (Владислав Волков, будущий космонавт ЦКБЭМ) и другие. Они привезли нам теплую одежду, налили коньяка, а мы им свой спирт отдали — и жизнь стала веселее. Костер развели, котел поставили. Мы помылись. Часа за два срубили нам маленькую избушку, где мы и переночевали нормально. Там даже постель была»
- За день до старта случилась большая неприятность. Из-за халатности солдата охраны вывешенный из корабля для проверки герметичности надувной шлюз неожиданно упал и порвался. Запасного не было, а потому было принято решение воспользоваться тем самым, на котором долгое время тренировались космонавты. Этот инцидент мог бы оказаться роковым, но, к счастью, все обошлось, многократно использованный шлюз выдержал, и первый выход человека в открытый космос успешно состоялся.
Опасности выхода в открытый космос
Выходы в открытый космос опасны по множеству различных причин. Первая — возможность столкновения с космическим мусором. Орбитальная скорость на высоте 300 км над Землей (типичная высота полёта пилотируемых космических кораблей) — около 7,7 км/с. Это в 10 раз превышает скорость полёта пули, так что кинетическая энергия маленькой частицы краски или песчинки эквивалентна той же самой энергии пули, обладающей в 100 раз большей массой. С каждым космическим полётом появляется всё больше и больше орбитального мусора, из-за чего эта проблема продолжает оставаться наиболее опасной. Потенциальную опасность несёт возможность потери или недопустимого удаления от космического корабля, грозящая гибелью из-за израсходования запаса дыхательной смеси. Опасны также возможные повреждения или проколы скафандров, разгерметизация которых грозит аноксией и быстрой смертью, если космонавты не успеют вовремя вернуться в корабль.
20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (FAI) отметила рекорд пребывания человека в открытом космическом пространстве вне корабля — 12 минут и 9 секунд. Алексей Леонов получил высшую награду FAI — золотую медаль «Космос» за первый выход в открытое космическое пространство в истории человечества. Командир экипажа Павел Беляев также получил медаль и диплом.
Леонов стал пятнадцатым человеком в космосе, и первым человеком, совершившим следующий принципиальный шаг после Гагарина. Остаться один на один с бездной, самым враждебным пространством для человека, посмотреть на звезды лишь через тонкое стекло шлема, услышать стук своего сердца в абсолютной тишине и вернуться назад — это настоящий подвиг. Подвиг, за которым стояли тысячи ученых, инженеров, рабочих и миллионы простых людей, но совершил его один человек — Алексей Леонов.
- 5 интересных фактов из жизни Юрия Гагарина
Модели авиационной техники, состоявшей на вооружении ПВО страны
На крайнем левом снимке – первый в СССР комплекс дальнего радиолокационного обнаружения, разработанный филиалом КБ А.Н.Туполева в г.Куйбышеве.
Целью его создания было прикрытие северных границ СССР от американских стратегических бомбардировщиков. Создание на севере страны радиолокационного поля путем развертывания сети РЛС потребовало бы огромных ресурсных затрат. Мобильные средства радиолокационного наблюдения предполагали менее уязвимое для противника, более дешевое и гибкое решение. Кроме того, подъем радиолокатора на высоту предполагал большую дальность обнаружения воздушных целей.
За основу был взят пассажирский самолёт Ту-114, созданный на основе бомбардировщика Ту-95. Необычный вид ему придаёт 11-метровый гриб обтекателя антенны обзорного радиолокатора радиолокационного комплекса «Лиана».
«Лиана» обнаруживала воздушные цели на расстоянии до 350 км, а излучение РЛС – на удалении до 600 км. Кроме того, Ту-126 мог применяться для передачи данных на командные пункты ПВО и для наведения перехватчиков на цель.
С 1965 по 1968 годы Вооруженным Силам СССР было передано 9 единиц, которые эксплуатировались до 1980-ых годов, пока их не сменили самолёты ДРЛО А-50, оснащенные радиолокационным комплексом «Шмель».
Войска ПВО во время Второй Мировой войны
Вторая Мировая война продемонстрировала, насколько важна авиация. Возможность нанесения стремительных воздушных ударов стало одним из залогов успеха военных операций. Состояние ПВО СССР перед началом ВОВ было далеко от совершенства и совершенно не годилось для отражения массовых налётов немецкой авиации. Хотя перед началом ВОВ советское командование уделяло немало времени и средств на развитие систем ПВО, данные войска оказались совершенно не готовы к отражению современных немецких самолётов.
Вся первая половина ВОВ характеризуется огромными потерями советских войск именно из-за вражеских воздушных налётов. Сухопутные войска СССР совершенно не располагали необходимой системой ПВО. Оборона корпуса от воздушных атак осуществлялась штатным количеством средств ПВО, которые на 1 км фронта были представлены следующими огневыми средствами:
- 2 зенитных орудия;
- 1 крупнокалиберный пулемёт;
- 3 зенитные счетверённые установки.
Кроме того, что данных орудий было явно недостаточно, на фронте была огромная потребность в истребительной авиации. Система воздушного наблюдения, оповещения и связи находилась в зачаточном состоянии, и совершенно не справлялась с возложенными на них задачами. Долгое время войска даже не имели своих средств подобного типа. Для осуществления данных функций, планировалось усилить армии радиоротами ВНОС. Данные роты совершенно не соответствовали техническому развитию немецкой авиации, так как могли обнаружить самолёты противника только визуально. Подобное обнаружение было возможно только на расстоянии 10-12 км, а современные немецкие самолёты преодолевали подобное расстояние за 1-2 минуты.
Отечественная теория развития войск противовоздушной обороны до начала ВОВ не делала никакого серьёзного упора на развитие данной группы войск. Исходя из догм данной теории, войска ПВО, как бы сильно развиты они не были, не в состоянии обеспечить полную защиту фронта от налёта авиации противника. В любом случае, небольшие группы противника всё равно смогут долететь и уничтожить цель
Именно поэтому серьёзное внимание войскам ПВО командование СССР не уделяло, а построение противовоздушной защиты строилось на том, что системы ПВО отвлекут противника, давая возможность авиации вступить в бой
В любом случае, истребительная авиации СССР в первые годы войны была не в состоянии дать какой-либо серьёзный отпор вражеской авиации, именно поэтому немецкие лётчики в те годы устраивали настоящую развлекательную «охоту» за наземными целями.
Диорама «Противовоздушная оборона города Москвы, отражение ночного налёта 21-22 июля 1941 года»
На первом этаже внимание посетителей, привлекает диорама посвящённая отражению первого налёта фашистской авиации на Москву. Автор работы – заслуженный художник РСФСР Алексей Николаевич Семенов (трудился в студии военных художников имени Грекова начиная с 1955 года)
Диорама изготовлена в в 1976 году.
Интересно, что в день первого налёта, в Москве проводилась командно-штабная игра. Цель: изучить возможности ПВО Москвы по отражению дневного воздушного налёта. В 8 часов вечера, по окончании игры, Сталин сказал: «Завтра вы нам покажете отражение ночного налёта», но запланированного продолжения командно-штабная игра не имела. Уже через через несколько часов, ПВО пришлось отражать настоящий ночной налёт
Массированный налёт 2-го Воздушного флота люфтваффе, усиленного шестью бомбардировочными группами 3-го Воздушного флота (они временно были переброшены под Москву из Франции) начался в 22 часа 25 минут 21 июля 1941 года и продолжался до 3 часов 25 минут следующих суток. Тактическое решение было опробовано на Англии: бомбардировка с горизонтального полёта в нормальных метеоусловиях, с высоты 1000-3000 метров, зажигательными и фугасными бомбами. Экипажи снабжены подробными картами и фотопланшетами с указанием конкретных целей. Бомбометание по некоторым объектам – по световым сигналам, поданным с земли немецкими агентами.
В 21 час посты ВНОС сообщили о приближающейся группе самолётов (в налёте участвовало 195 бомбардировщиков). Боевая работа советских истребителей и зенитчиков была достаточно эффективной и к Москве прорывались лишь отдельные самолёты и мелкие группы. В результате налёта 130 человек были убиты, 241 тяжело ранены, разрушено 37 зданий. Совинформбюро заявило о 22 сбитых самолётах. Допрос пленных показал, что было сбито 6-7 бомбардировщиков.
«Беркут» под давлением
Скафандр «Беркут», в котором Алексей Леонов шагнул за борт космического корабля, был разработан на НПП «Звезда». В отличие от предыдущих моделей новый костюм должен был обладать мощными системами жизнеобеспечения, терморегуляции, защиты от солнечной радиации и космического холода. Скафандр изменился в цвете – из оранжевого стал белым, чтобы лучше отражать солнечные лучи – и значительно прибавил в весе.
Общий вес «выходного костюма» составлял почти 100 кг, что доставляло много неудобств во время тренировок на Земле, но в невесомости не играло существенной роли. Больше проблем создавало давление воздуха внутри герметичной оболочки. Оно делало скафандр жестким. Для того, например, чтобы сжать кисть руки в перчатке, требовалось усилие в 25 кг, вспоминал позже Алексей Леонов.
А. Леонов в скафандре «Беркут» во время выхода в открытый космос 18 марта 1965 года
Несмотря на большое количество тестов под давлением на Земле и в воздухе, полностью смоделировать поведение скафандра в экстремальных условиях космоса было невозможно. После выхода из корабля в космическом вакууме скафандр Леонова раздулся, и космонавт не мог втиснуться в люк шлюза. Зная, что запас кислорода был рассчитан всего на 20 минут, он решил рискнуть.
«Я принимаю решение сбросить давление, – вспоминал космонавт. – Хотя попадаю в зону закипания азота. Я знал, я видел, как это происходит, когда вдруг руки раздуваются, как резиновые перчатки, лицо становится в два раза больше, глаза проваливаются. Это смерть. Выбора нет, я пошел по этому пути. Думаю, я уже час нахожусь, дышу чистым кислородом, наверное, я вымыл азот. И я сбрасываю давление в два раза».
Его расчеты, к счастью, оправдались. Он добрался до шлюза, но скафандр все еще был слишком раздут. Войти в шлюз по правилам, то есть ногами вперед, чтобы была возможность закрыть люк, если автоматика не сработает, не получалось. Тогда Леонов совершил еще одно нарушение правил безопасности – протиснулся головой вперед. За эти 12 минут и 9 секунд в открытом космосе Алексей Леонов похудел на 6 кг.
Отработка перемещений в скафандре «Беркут» в условиях невесомости на летающей лаборатории ТУ-104. Фото: НПП «Звезда»
Помимо деформации скафандра – самой крупной ошибки, чуть не стоившей Леонову жизни, – было еще и множество мелких. Например, размещение светофильтра внутри шлема. «Ошибка заключается в том, что темный светофильтр очень здорово поглощает тепловое излучение и нагревается, – поясняет конструктор Борис Михайлов, ветеран НПП «Звезда». – Для человека, который находится внутри скафандра, он воспринимается как сильно нагретый – или, если словами Леонова, раскаленный». Теперь светофильтры размещают на внешней стороне шлема. Причем так, чтобы космонавт сам мог его закрывать и открывать.
Структура технического дивизиона С–75
■ Полуприцеп ПР–11Б с габаритно–весовым макетом ракеты типа 20Д. Фото: Михаил Ходаренок•••••••••■ Графика Юлии Гореловой•••••••Тара № 1 — в техническом дивизионе в ней хранится маршевая часть ракеты (II ступень). Фото: Михаил Ходаренок••••••Назначение технологических сооружений и площадокСооружение (площадка) № 1В состав оборудования для стыковки и снаряжения ракет входят автопогрузчики. На снимке: автопогрузчик со специальным такелажным приспособлением 100Е. Фото: Михаил ХодаренокТехнологическое оборудование для работы с боевыми частями ЗУР (технологическая тележка 117Е55) и пороховыми ракетными двигателями. Фото: Михаил ХодаренокСооружение (площадка) № 2Площадка № 3Пороховой ракетный двигатель ПРД–58 к ракете типа 20Д на технологической тележке. Фото: Михаил ХодаренокПлощадка № 4аСооружение (площадка) № 4■ Две боевые части к ракетам типа 20Д на технологической тележке 117Е55. Фото: Михаил ХодаренокПлощадка № 46Площадка № 5Сооружение (площадка) № 8Автоцистерна ЗАК–21ЦМ. Предназначена для транспортировки окислителя. Фото: Михаил ХодаренокСооружение (площадка) № 9■ Автозаправщик окислителя ЗАК–32М. Фото: Михаил ХодаренокСооружение (площадка) № 10Площадка № 11Площадка № 12Площадка № 13■ Передвижная компрессорная станция типа УКС–400. Фото: Михаил ХодаренокПлощадка № 14Площадка № 15Площадка № 17Площадка контроля и зачехления (ПКЗ)Сооружения и площадки с навесом №№ 20212223■ Воздухозаправщик МС–10. Фото: Михаил ХодаренокСооружения №№ 3031323334384041Площадки №№ 5455Функционирование технического дивизиона•••••■ Обмывочно–нейтрализационная машина 8Т311. Фото: Михаил ХодаренокПосле заправки окислителем автотягач перевозит полуприцеп с ракетой на площадку контроля и зачехления, где производятся осмотр ракеты и ТЗМ, прием сопроводительной документации начальником колонны и зачехление полуприцепа. Фото: Михаил Ходаренок
Боевое применение ЗРК С–75
СА–75М в операции «Лайнбэкер–2»Схема маршрутов стратегической авиации ВВС США при ударах по объектам на территории ДРВНалет 19 декабря 1972 г.Схема массированного удара стратегической авиации ВВС США на объекты г. Ханой 19 декабря 1972 г.Налет 26 декабря 1972 г.Схема массированного удара стратегической авиации ВВС США на объекты г. Ханой 26 декабря 1972 г.Боевая работа ЗРВ ПВО ВНА■ Группировка ЗРВ ПВО ВНА по состоянию на 18.12.1972Примечание. В числителе — стрельбы по самолетам В–52, в знаменателе — по самолетам тактической авиацииНа стартовой позиции зрдн С–75 после бомбо–штурмового удара ВВС противника. Фото: US Department of defence