К 150-летию почтовой открытки

Когда в россии появилась первая почтовая открытка? - история.рф  - 27 марта - медиаплатформа миртесен

Прогресс: за и против

Однако тиражи тиражами, а развитие телефонной сети стало постепенно вытеснять почтовую открытку из обихода. С каждым десятилетием их отправляли все меньше. А сегодня почтовая открытка, пережившая пейджер, мобильный телефон и разные мессенджеры, перешла из средств коммуникации в другой разряд. Святослав Афанасьев говорит: «Цифровизации не удалось уничтожить открытку, открытка выжила. Да, невозможно сравнивать объемы тиражей и количество посылаемых открыток сегодня с тем, что было раньше. Сейчас написать и послать почтовую карточку – что-то вроде забавы, приятной штуки, «по приколу». У нас в музее можно написать и отправить бумажную открытку по любому адресу, и наши посетители радуются этой возможности. Мне мой товарищ прислал весточку из двух слов «Жив. Цел» и подписался – Орел. Мне было приятно. А еще приятно, когда наши посетители узнают на открытках с видами Калининграда знакомые места и вспоминают, как они здесь гуляли, что площадь тут была из брусчатки, а здесь возвели фонтан… Классно, что открытки рождают добрую ностальгию и вызывают в памяти приятные эмоции!»

С приветом!

Появлению открытки препятствовал весьма простой, но очевидный факт: как можно отправлять информацию в открытом, не запечатанном виде? Что это может быть за информация, доступная чужому глазу? И все-таки открытая «корреспондентская карточка» получила в девятнадцатом веке путевку в жизнь и сразу стала популярной.

Святослав Афанасьев говорит, что открытку в Музее открыток считают особым феноменом культуры и визуальным знаком своего времени. Он подчеркивает: «Открытка может нести в себе важную информацию и одновременно отражает эмоции и человеческие отношения. Причем эмоции могут выражаться в самом выборе открытки и того, что на ней нарисовано».

Кстати, «цветные эмоции», то есть цветные открытки, были примерно на 50% дороже черно-белых. Это и понятно – ведь стоимость цветной печати была гораздо выше. И в обиходе вначале было гораздо больше обыкновенных открыток.

Самая старая открытка в коллекции музея была написана в 1871 году и отправлена в качестве привета из города Глазго в Шотландии. Таким образом ее автор зафиксировал свое пребывание в этом месте в данное время, и генеалогу этот факт мог бы обо многом рассказать и помочь связать воедино какие-то ниточки.

Самая старая открытка из коллекции музея от 1871 года

Свидетели эпохи

Переломным моментом в истории почтовой открытки стала Первая мировая война, вызвавшая огромное перемещение людей по Европе.

Святослав Афанасьев рассказывает: «Открытка выполняла важные социально-политические функции, тесно связанные с событиями в обществе. Первая мировая война – это важный переломный момент в истории открытки, когда у открытки появился новый функционал. Было напечатано большое количество агитационно-мотивационных открыток с соответствующими изображениями и надписями. И, конечно, открытки были по-прежнему дешевле конвертов. Написать «Жив, здоров, привет родным!» было удобнее и быстрее, чем сочинять письмо. А одна из моих самых любимых открыток весьма лаконична – на ней написано: «Ты не принес мои две бутылки кальвадоса».

Открытки стали востребованы, а у почтальонов прибавилось работы. Кстати, не будем забывать и о том, что далеко не все население России было грамотным, а попросить знакомого грамотея написать весточку родным было в порядке вещей.

В молодой советской республике производство новых открыток росло быстрыми темпами. Открытки были просветительскими и пропагандистскими.  

К первой годовщине революции секция изобразительных искусств Моссовета выпустила набор открыток, включавший более сорока позиций. На открытках воплощались подвиги красноармейцев на фронтах Гражданской войны: «Первая конная армия по дороге на польский фронт», «Буденновцы на врангелевском фронте» и др. В производство были запущены открытки с репродукциями картин известных художников. Например, на основе полотен Бориса Кустодиева появилась серия «Купец», «Купчиха» и «Извозчик». К 1930 году выпускалось более 2 500 видов почтовых карточек.

С началом Великой Отечественной войны цветные открытки превратились в агитационно-патриотические мини-плакаты. Не переставали печатать открытки даже в блокадном Ленинграде.

1953-й считается годом, когда в России был возобновлен массовый выпуск открыток. Огромные тиражи, разнообразная тематика – от поздравлений с Новым годом и 8 марта до дней рождений – все поддерживало общение.

О чем можно узнать из открыток?

Мы регулярно находим что-то интересное, поэтому создали раздел «Открытка недели». Вот, например, одна из недавних находок — я наткнулся на открытку с масонским шифром. Что там написано, мы пока не знаем, но способы дешифровки я нашел. Скоро расшифруем и её.

На прошлой неделе тоже был интересный кейс: представьте себе открытку 12 х 8 сантиметров. Так вот, она была полностью исписана текстом, который в итоге занял два листа А4. На открытке оставался только маленький кусочек места для адреса и для марки, а так она вся исписана с двух сторон, и поверх изображения в том числе. Человек просто описывал свою жизнь во всех подробностях — это было что-то вроде рефлексии в дневнике о том, что у него происходило в последнее время.

Еще одна интересная находка связана с Нижним Новгородом – это для меня представляет особый интерес в силу того, что я здесь живу и могу сходить посмотреть на дом, куда была отправлена открытка, или даже потенциально могу быть знаком с потомком человека, который ее получил или отправил. Недавно я нашел открытку 1911 года: «От Марии Алябьевой для Марии Алябьевой». Это две женщины, у которых одинаковые имя и фамилия, тетушка и племянница. И тетушка пишет своей племяннице, мол, милая Маруся, не пиши мне больше на «вы», это очень церемонно и так далее. Потом я вбил ради интереса в Google, кто такая Мария Борисовна Алябьева, племянница. Обнаружил, что на Geni.com есть древо этих людей, и написал им: «А у нас есть для вас открытка!» Они так обрадовались!

Открытка 1911 года: «От Марии Алябьевой для Марии Алябьевой»

Например, на севере современного Пермского края в городе Оса жила женщина, которая работала в аптеке. Она получила медицинское образование, и у неё осталось много контактов с однокурсниками, которые ей писали со всей России. Один из них был на Дальнем Востоке во время Русско-японской войны и описывал то, что там происходило. Другой писал ей из Казахстана, как он боролся там с эпидемией и как он туда едет, а оттуда, наоборот, все бегут.

И таких историй у нас очень много. Ребята-студенты, которые занимаются расшифровкой, регулярно приносят что-то интересное. Получается такая живая история в лицах. А самый старинный экземпляр в нашей коллекции на данный момент — это открытка Рига-Москва 1881 года.

О проекте

Проект «Пишу тебе» посвящен оцифровке почтовых открыток. Мы создали сайт, который может быть интересен исследователям, культурологам, историкам, социологам, экономистам и генеалогам.

«Пишу тебе» был запущен как дочерний проект издания о цифровых технологиях в культуре, искусстве, образовании и обществе «Системный Блокъ». Интерес был у нескольких участников, например, у куратора проекта Ильи Булгакова дедушка коллекционировал открытки и, соответственно, осталась большая коллекция, другие ребята просто любили открытками обмениваться. Так и возникла идея создать оцифрованную коллекцию открыток.

Сейчас команда проекта разрослась — это люди из академического сообщества, студенты и преподаватели зарубежных и российских вузов, профессиональные историки и те, чья сфера деятельности вообще не связана с исследованиями, например, IT-специалисты, которым просто интересно заниматься расшифровкой текстов на открытках. Помимо этого к проекту подключаются люди в качестве практикантов и волонтеров, которые присылают открытки, сканируют их и расшифровывают. В прошлом году в проекте поучаствовало 23 коллекционера и любителя открыток, а практику у нас прошли 283 студента.

Данные к нам поступают из разных источников — в основном это российские и зарубежные частные коллекции и музеи: свою коллекцию нам передал Еврейский музей в Москве, а недавно мы подружились с Виталием Третьяковым, создателем Детского музея открытки в Санкт-Петербурге, где хранятся, наверное, сотни тысяч открыток из самых разных источников. Мы ездили туда нашей командой и провели небольшую экспедицию, оцифровывали открытки, посмотрели, как устроена его каталогизация, и теперь каждую неделю туда ходят наши участники из Питера и продолжают оцифровывать.

Открытки нам присылают со всей России — Москва, Петербург, Нижний Новгород, Челябинск, Пермь и другие города — и из-за границы. У меня есть знакомые коллекционеры в Ирландии и в Австралии, которые тоже поделились своими экземплярами. Только от австралийца мы залили более 500 открыток — там коллекция с конца XIX века до наших дней. Мы не ограничиваемся ни периодом, ни географией — стараемся собрать по максимуму. Сейчас в нашей коллекции преобладают русскоязычные экземпляры, есть иностранные, есть переписки, например, между Россией и Францией, между Россией и США.

Серия открыток из Австралии

Прямо сейчас на сайт загружено около 17 тысяч открыток, и ежедневно идет прирост. Чтобы оцифровка шла быстрее, ребята разрабатывают нейросеть, которая будет распознавать всё, что изображено на открытках, и уже есть первые результаты. На тестовой открытке было изображение парка, и нейросеть смогла распознать там людей, лебедей и много других деталей. Описывать все это вручную – долго, сложно и не очень интересно. Пусть лучше нейросеть это делает.

Кроме оцифровки, мы проводим просветительские мероприятия, на которых предлагаем людям расшифровывать дореволюционные открытки. Вначале рассказываем историю почтовых открыток, чтобы они понимали контекст, потом даем им оригинальные открытки, а после предлагаем уже распечатанную открытку, которую участники самостоятельно расшифровывают. Таким образом, они знакомятся с дореволюционной орфографией, со спецификой стиля письма, и всё это фиксируют. Скоро повсеместно стартует подготовка к Тотальному диктанту, и Нижегородский оргкомитет позвал меня провести подобные мастерские в рамках его поддержки. Также мы участвуем в других тематических мероприятиях, например, в неделе цифровой документалистики.

День рождения почтовой открытки

Дата в 2024 году: 1 октября , вторник

В век Всемирной паутины (интернета) почтовые открытки отошли на второй план. Несмотря на их продажу в отделениях почты, в обиходе они встречаются довольно редко. Однако, пожалуй, только у них есть три дня рождения: 1 октября, 30 ноября и 25 марта.

30 ноября 1865 г. директор почты Северогерманского союза Г. фон Стефан предложил создать открытую почтовую карточку. Но на конференции его идею не поддержали и вскоре вовсе забыли о ней. Спустя три года книготорговцы Фридляйн и Пардубица предложили выпустить готовую карточку с уже написанными несколькими фразами – необходимо было только подчеркнуть нужные. Но и эта идея не нашла одобрения.

26 января 1869 года одна из венских газет напечатала предложение Э. Германа (профессора экономики). Его почтовая карточка была похожа на своих предшественников. Единственным ее отличием являлось количество слов. Э. Герман сузил их до 20. Эта идея оказалась успешной, но для облегчения работы Австрийское почтовое ведомство просто ограничило место, где писалось послание. 1 октября 1869 года первая «корреспондентская карточка» вышла в свет. Именно эта дата и является официальным Днем рождения почтовой открытки, который ежегодно отмечается во всем мире. Россия присоединяется к праздничным мероприятиям.

Интересные факты

Сегодня существуют открытки различных форматов, но первым законодательно закрепленным размером являлся 9х14 см. Он был принят в 1878 году на Всемирном почтовом конгрессе.

В России первая открытка появилась 25 марта 1872 г.

Филокартия (коллекционирование открыток) является популярным хобби, уступающим лишь маркам и монетам.

Житель Канады попал в Книгу рекордов Гиннесса за количество собранных новогодних открыток – 205 120 штук.

В 1929 году состоялось соревнование между двумя коллекционерами, суть которого заключалась в споре о кругосветном путешествии: почтовая открытка или человек первым обогнет мир. С разницей в несколько часов победила открытка.

Читать ~2 мин.

Краткая история почтовой открытки

В отличие от почтовой марки, где все более или менее понятно, история почтовой открытки довольно туманна. Существует множество версий, как возникновения последней, так и истории ее дальнейшего развития. Дело в том, что «размывает» картину и само понятие открытки. Что собственно считать открыткой с точки зрения филокартии? Дело в том, что еще в XV веке в Великобритании производились иллюстрированные поздравительные карточки, которые, собственно говоря, не являются почтовыми открытками, так как они не предназначались для отправки почтой. Одна из таких карточек хранится в Британском музее в Лондоне, и посвящена дню святого Валентина. Так что одна из первых открыток является ни чем иным как «валентинкой». Одним словом, трудность заключается в том, что с давних времен в мире существовало довольно большое количество видов иллюстрированных карточек самого различного назначения. В Китае, например, существовал древний обычай, в качестве поздравления отсутствующих в данный момент дома хозяев, оставлять на пороге визитную карточку с пожеланиями, поэтому китайцы искренне полагают, что идея поздравительной открытки принадлежит именно им.
Сам термин «открытка» происходит от сочетания «открытое письмо», последнюю надпись можно часто наблюдать на советских открытках 60-х годов и более ранних. Синонимы термина «открытое письмо» — «почтовая открытка» и «почтовая карточка». При этом, как уже было сказано выше, не все открытки являются почтовыми.
На заре издательского бизнеса и книгопечатания открытки производились также и вручную, рисованием и различными аппликационными методами. Художники тратили довольно много времени, что бы «растиражировать» подобные карточки. Нужно ли объяснять, что значит нарисовать даже десяток неотличимых друг от друга миниатюр. Вместе с тем были и оригинальные неповторимые открытки, особо сложной работы, являющиеся настоящими произведениями искусства. Такие открытки, как правило, не доверялись почте и передавались из рук в руки.
По одной из версий первая печатная открытка была сделана по заказу Генри Коула, первого директора музея Виктории и Альберта в Лондоне. Этот джентльмен, видимо, не хотел особо «заморачиваться» с поздравлением своих многочисленных родственников, поэтому просто заказал 1000 открыток, на которых была изображена большая семья за праздничным столом, с надписью: «Весёлого Рождества и счастливого Нового года!». Случилось это в 1840 году, и из всего тиража до наших дней дошло целых 12 открыток. Этот случай лишний раз подтверждает устоявшееся мнение, что многие (если не все) изобретения совершаются «ленивыми» людьми.
Первая полноценная почтовая карточка (но еще неиллюстрированная) была выпущена в Австро-Венгрии 1 октября 1869г. На ней была отпечатана почтовая марка достоинством в два крейцера.
Затем, в воюющих армиях Франции и Германии (1870 — 1871гг.), появилась тенденция разрисовывать неиллюстрированные почтовые карточки, таким образом солдаты пытались хоть как-то скрасить тяжелые монотонные будни войны, не имея более никаких развлечений, как только написать весточку своим родным и близким. Эта идея, конечно, была подхвачена предприимчивыми коммерсантами, так и появились первые иллюстрированные почтовые открытки. По мнению немцев, первую такую карточку выпустил книготорговец А. Шварц из Ольденбурга, французы же утверждают, что это был книготорговец Л. Бенардо из Бретани.
Затем идею почтовой открытки подхватили и другие страны. На Всемирном почтовом конгрессе в Париже в 1878 году были принят международный стандарт относительно размеров почтовой открытки: 9 x 14 см., позднее, в 1925 году, он был изменен на другой — 10,5 x 14,8 см.
В России первые почтовые карточки появились в 1872г., они не были иллюстрированными и выпускались в трех цветах: черный, коричневый и зеленый. Открытки черного цвета, в зависимости от наклеенных марок, могли служить как для внутригородских, так и для иногородних отправлений. Открытки на коричневой бумаге предназначались только для внутригородских, а на зеленой — только для иногородних отправлений. В 1894 году бланки открытых писем было разрешено выпускать частным предприятиям, этот момент можно считать началом истории иллюстрированной открытки в России.Иллюстрированные (изобразительные) открытки являются тем документальным свидетельством, по которому можно судить об общественном художественном вкусе, вспомнить имена забытых художников, воссоздать образы меняющихся городов, быт и атмосферу эпохи. Филокартия — увлекательнейшее занятие, и нельзя недооценивать тот информационный потенциал, который несет в себе иллюстрированная открытка.

Нарушение тайны переписки

А ведь всего 150 лет назад открытка претендовала на последнее слово техники. Начиналось всё в Германии, именно там немец Генрих фон Стефан в 1865 году предложил использовать в почтовых отправлениях почтовую открытку. Но это простое предложение не на шутку встревожило блюстителей нравственности: частная жизнь должна была оставаться в неприкосновенности.

В 1867 году в Германии предложили выпускать «универсальные почтовые карточки». В них должно было быть тридцать стандартных фраз типа: «Сердечно поздравляю с днём рождения». «Подтверждаю получение письма» и т.д. Но и этот проект не нашёл понимания. Так Германия отказалась от лидерства в изобретении почтовой карточки. Но так было не везде. Впереди планеты всей стала Австро-Венгрия. Именно здесь в 1869 году появилась официальная «Карточка для корреспонденции». Появлению иллюстраций почтовые карточки обязаны Франко-прусской войне 1870-1871 годов. Некоторые солдаты сопровождали карточки самодельными рисунками, а оборотистые коммерсанты оформили это в промышленные масштабы.

Так началось триумфальное шествие почтовой открытки в мире. В 1871 году почтовые ведомства Англии, Швейцарии, Люксембурга, Бельгии, Дании и Нидерландов начали их издавать, а через год к ним присоединились Швеция, Норвегия, Цейлон. 

Открытка как способ культурного трансфера

Открытка — это еще и про передачу информации, культурного опыта, традиций. На примере выглядит так: у нас есть открытки 1920-х годов от мужчины, который путешествовал по Северной Африке, и писал девушке в Париж. На карточках изображены места из этого путешествия — 7-8 колоний, которые он посетил, с местными пейзажами, жителями, животными. Вот таким образом идет передача культурного опыта, культурного знания за сотни километров через открытку.

На самом деле открытка – это очень классный просветительский материал, особенно в начале ХХ века. Допустим, люди читают в газете, что в Санкт-Петербурге поставили такой-то спектакль, с такими-то актерами, но живут они в провинции и знать не знают, кто это такие, а фотографии в газете нет. Но есть открытки с известными актерами того времени, и таким образом люди могли их увидеть, зрительно познакомиться с ними. Например, есть такая открытка, где изображены восемь значимых деятелей культуры того времени, сидящие за одним столом: Горький, Бунин, Чириков и другие. Люди того времени могли читать произведения Горького и Бунина, но не знать, как выглядят сами авторы, а на открытке они ю видят сразу нескольких очень значимых людей этой эпохи.

Другой пример – серия открыток «Русские типы» с изображениями жителей разных губерний, народов Российской империи в национальных костюмах. Например, в Центральной России не очень-то знали о существовании якутов. А тут открытка, где они не только упомянуты, но и изображены. Это тоже знакомство с опытом —  культурный обмен.

Серия открыток «Русские типы»

Естественно, сейчас у нас есть интернет, телевидение, а на тот момент были книги, газеты и самый простой и дешевый вид связи – открытки, с помощью которых можно передать изображение и вдобавок написать что-нибудь интересное. Люди искали открытку с изображением города, куда они приехали, и отправляли домой: «Маменька, вот Кремль, я там был! А еще в Нижнем Новгороде много развлечений, а еще люди здесь не очень. Вроде не бьют, и то хорошо, но мне не нравятся». Это реальная открытка, которую я сегодня видел, — видимо, человеку в Нижнем было как-то некомфортно.

Открытки из России

Россия тоже активно откликнулась на это новшество, и 26 марта 1872 года почтовая карточка под названием «Открытое письмо» вводится и в империи Романовых. Эта дата и является днём рождения российской почтовой открытки.

1874 год стал годом международного признания открытки. Это произошло на Всемирном почтовом конгрессе в Берне. Конгресс установил и единый международный размер открытки – 90 на 140 мм. В 1925 году был введён новый стандарт – 105 на 148 мм. Почтовые ведомства до сих пор используют оба варианта.

В 1904 году почтовые власти России специальным циркуляром установили новый порядок оформления открыток. Адресная сторона делилась вертикальной полосой на две части. Слева отправитель мог оставить письменное сообщение, а справа – только адрес и почтовая марка. С 1909 года наименование «Открытое письмо» было заменено надписью «Почтовая карточка».

Почтовые карточки всегда пользовались народной любовью, особенно после появления красочных иллюстраций. Дешёвое открытое письмо с оригинальной картинкой вносили приятное разнообразие в жизнь, в которой не было телевидения и интернета.

Источник иллюстраций: https://pinterest.com

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: