25 главных рек москвы

Контролируемое наводнение: гидросооружения москвы. часть вторая

Осушить Каспийское море

Один из самых впечатляющих проектов принадлежал лично Иосифу Сталину. Однажды в 1952 году он вызвал к себе гидротехника Сергея Жука, который возглавлял Всесоюзный государственный проектный институт «Гидроэнергопроект» и только что успешно завершил строительство Волго-Донского канала. Сталин попросил захватить с собой карту Каспийского моря. Дальнейшее описывает тогдашний глава КГБ Иван Серов в своих мемуарах «Записки из чемодана», вышедших в 2016 году:

Я смотрю на него удивленными глазами, а он на меня с серьезным видом. Затем я обрел голос и говорю: «Ну, а вы что сказали?» Он отвечает: «Я сказал, это возможно, но я подсчитаю». Правда, товарищ Микоян выступил и сказал товарищу Сталину, что мы лишимся черной икры, которую экспортируем на весь мир за валюту. Тогда Сталин строго сказал Микояну, что ты рассуждаешь с торгашеских позиций, нам нефть нужна».

За три года до этого на Каспии пробурили первую в СССР нефтяную скважину в открытом море. На тот момент это было главное место добычи нефти в Советском Союзе, западносибирские месторождения еще не были открыты. Бурить скважины в море оказалось крайне дорого и затруднительно, поэтому Сталин поручил ученым детально проработать его проект, суливший большую выгоду. Задачи были поставлены так: «Волгу отвести в казахские степи, Куру запрудить, а на других реках, впадающих в Каспийское море, подумать, что сделать, чтобы они не наполняли Каспийское море».

Сергей Жук провел расчеты за две недели и доложил Сталину:

«Надо отвести Терек, который может быть использован для орошения полей. Реку Кура можно запрудить, но строительство плотины обойдется очень дорого и, кроме того, с годами образуется громадное озеро, которое зальет большую площадь плодородной земли.

Если мы удачно отведем реки, то все равно Каспийское море будет немного наполняться от осадков, так как площадь зеркала составляет сотни квадратных километров. Однако испарение воды из моря будет только 4 см в год. Если еще организовать откачку воды из моря и плюс испарения, то и при этих условиях потребуется для осушения дна 16–17 лет».

По воспоминаниям Жука, товарищ Сталин заслушал речь и сказал: «Пожалуй, не стоит», а сам гидротехник при этом подумал: «Слава богу, что не решились на это осушение».

Повернуть сибирские реки

Амбициозный проект поворота сибирских рек тоже горячо обсуждался в 1950-е годы. Тогда сразу несколько институтов СССР взялись за разработку схем по переброске стока рек в засушливые районы Казахстана и Средней Азии. Самые серьезные ученые-академики донесли эту идею до власти и получили одобрение. Вскоре по распоряжению ЦК КПСС по всей стране закипела бурная научная работа, и она дала некоторые плоды.

К 1968 году был проложен оросительно-обводнительный канал Иртыш — Караганда, который должен был решить проблему дефицита воды в Центральном Казахстане. Проект курировал энтузиаст этой идеи, казахский ученый-энергетик Шафик Чокин: ему действительно удалось не только разработать проект, но и довести до завершения. Канал открылся в 1974 году и с тех пор принес людям более 16 364 млн кубометров воды.

Это был лишь первый этап в проекте поворота рек. Дальше предполагалось направить часть вод Оби и Иртыша в высыхающее Аральское море. В 1960-е годы крупнейшие реки Средней Азии Амударья и Сырдарья стали активно использоваться для орошения сельскохозяйственных угодий Туркмении, Узбекистана и Казахстана, из-за чего Арал стал стремительно уменьшаться, обнажая ядовитое дно, покрытое морскими солями с примесью пестицидов и других химикатов. Это угрожало и продолжает угрожать здоровью населения.

однако в 1986 году все начинания были приостановлены из-за критики со стороны оппонентов-ученых, которые громогласно заявили о непоправимом экологическом ущербе, а также из-за высокой стоимости самого проекта.

Интересно, что впервые идея переброски части стока Оби и Иртыша в Аральское море была высказана еще в XIX веке. В 1868 году ее изложил в своем сочинении «О климате России» ученик седьмого класса 1-й Киевской гимназии Яков Демченко. В 1871 году он издал книгу «О наводнении Арало-Каспийской низменности для улучшения климата прилежащих стран».

Стартовая точка центрального канала в провинции Сычуань

Построить дамбу через Берингов пролив

В 1950-х годах в СССР был разработан проект изменения климата Северного полушария. Его автором был советский ученый и инженер Петр Борисов. Он верил, что можно радикально улучшить климат, вернув северянам и жителям Дальнего Востока тепло, которое когда-то было в этих краях. Борисов исходил из того, что в далеком прошлом на севере Евразии было гораздо жарче: в Якутии росли тополя и секвойи, а в Гренландии — каштан и виноградная лоза. Иначе человеческие предки не стали бы заселять эти суровые и непригодные для жизни края.

Решение ученого было на первый взгляд простым.

В проекте Борисова была фантастическая деталь: кроме дамбы, предполагалось разместить в Беринговом проливе мощные насосы, которые перебрасывали бы поверхностные арктические воды в Тихий океан, чтобы потепление было действительно ощутимым. Тогда это казалось возможным: люди верили в потенциал неисчерпаемой атомной энергии. Согласно расчетам ученого, общая мощность насосов должна была составить 25 миллионов киловатт. Для этого требовалось построить сеть атомных электростанций по обе стороны пролива.

Задуманное не было осуществлено по понятным причинам. Разгар холодной войны не предполагал совместное строительство столь монументального сооружения. Тем не менее Борисов считал этот проект делом всей жизни и посвятил ему книгу «Может ли человек изменить климат». В ней рассказывается также об эволюции климата Земли от палеогена до наших дней.

В детском фантастическом диафильме 1960 года идея Борисова была дополнена еще одной футуристической разработкой — атомным поездом, который мчится по железной дороге, соединяющей Берингов пролив. Слайды были посвящены столетию революции 1917 года и переносили юных зрителей в 2017 год.

Схема поворота сибирских рек

Канал и его сооружения

Мысленно переместимся на север Московской области, где Иваньковская дамба перекрывает Волгу в городе Дубне. Здесь находятся ГЭС и первый, еще волжский, шлюз. Из одноименного водохранилища на юго-восток ответвляется в русло канала, проходящее через заградительные ворота, над рекой Сестрой, через шлюзы номер 2, 3. Миновав Дмитров, канал сворачивает на юг, через Яхрому, шлюзы номер 4, 5 и 6 попадает в Икшинское водохранилище, снабженное гидрозатвором. С этого водохранилища и начинается тот самый водораздел, уровень воды в котором на 40 метров выше волжской благодаря тому, что на каждом из шлюзов находится насосная станция, подкачивающая воду в следующий участок канала. Далее канал снова ненадолго сужается, чтобы разлиться в Пестовское, Учинское и Пяловское водохранилища на площади около 3000 гектаров. Здесь же расположено несколько гидроэлектростанций. Впрочем, оплывать извилистые берега канала нет необходимости – для судов построено спрямление русла, которое после выхода из водохранилищ сворачивает на юго-запад.

Помните, мы говорили, что одним из проектов наполнения московского водопровода был простой план прокладки гигантской трубы от Волги? Здесь это решение частично реализовано: из Учинского водохранилища начинается Акулинский гидроузел, достроенный к 1937 году. Вода из него по несудоходному Восточному каналу направляется на юго-восток и, проходя над Клязьмой, минуя Королев, попадает в московский водопровод через очистные сооружения в микрорайоне Восточный.

Основной ход канала, создав Пироговское и Клязьминское водохранилища, огибает город Долгопрудный с севера и запада и аккуратно пересекает МКАД между Москвой и Химками, разливаясь в водохранилище на территории города (относящееся, однако, к Подмосковью) от кольцевой дороги до парка Покровское-Стрешнево и вдоль Ленинградского шоссе. Плотина в южном окончании водохранилища не дает затопить Тушино (после терактов в начале нулевых плотину закрыли для свободного прохода). Здесь заканчивается водораздел, далее уровень воды будет понижаться, а двигаться она станет самотеком. Судоходное русло канала проходит на юго-запад через Южный ход, на котором расположены шлюзы номер 7 и 8, а под ним – архитектурное чудо: тоннель Волоколамского шоссе и трамвайной линии под водами бьефа. Это последний самостоятельный участок искусственного русла – канал впадает в Москву-реку в районе Тушинского затона. Другое – несудоходное – русло проходит по деривационному каналу, в нижнем течении которого находится построенная тогда же Сходненская ГЭС, после чего вода впадает в реку Сходню, и, соответственно, в Москву. Небольшая часть воды уходит в водозабор на восток, через частично-открытый Лихоборский канал попадает в Головинские и Садовый пруды, затем в реку Лихоборку, обводняя Яузу. Саму Яузу во многих местах спрямили, отстроили набережные, а для контроля уровня воды построили на реке Сыромятничевский гидроузел со шлюзами.

На Москве-реке прорыли Хорошевское спрямление с гидрозатвором, чтобы контролировать поток воды, недалеко расположили Западный речной порт, Карамышевское спрямление со шлюзом номер 9 и ГЭС, перекрыли русло в районе Кожухово, выкопав Новинский рукав, и постройкой Перервинского гидрокомплекса организовали запруду в Нагатино возле Южного речного порта. В самом гидроузле построена Перервинская плотина, шлюзы 10 и 11, сухой док. Во многих местах русла были спрямлены в своем текущем расположении. Все это подняло уровень воды в реке и позволило управлять течением, благодаря чему вода не застаивается. От Нагатино до выхода Москвы-реки из города она наиболее широка и полноводна – даже Замоскворецкую ветку метро намного позже пришлось прокладывать над водной артерией по мосту. Далее по течению реки в Подмосковье построены гидроузлы Трудкоммуны, Софьинский, Марчуговский, Северка. Все это держит уровень воды, достаточный для вывода судов в Оку. Всего на канале 10 плотин, 11 шлюзов, около десятка портов, 9 ГЭС, 8 шоссейных и 3 железнодорожных моста, бесчисленное множество плавбаз, лодочных станций, сооружений для водного спорта, самое выдающееся из них – водный стадион «Динамо» на севере Москвы.

Сооружения прошли крупные модернизации в 1970-е и 2010-е годы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: