Корея. как советские пилоты превратили «летающие крепости» в «летающие сараи»

Корея – неизвестная война ссср

Кто кого?

Безраздельное господство в воздухе американцев закончилось 1 ноября 1950 года. Основными ударными силами американцев были летающие крепости Б-29 (Боинг «Суперкрепость») – мощные бомбардировщики, хорошо зарекомендовавшие себя в годы Второй мировой войны. Они несли четыре тонны бомб и имели хорошее защитное вооружение. Высокая скорость позволяла им чувствовать себя хозяевами корейского неба. Большой опыт проведения ковровых бомбардировок в Европе не был забыт, он активно использовался и в этой войне. Раньше они могли спокойно летать вглубь территории Кореи, а теперь это происходило в сопровождении большой группы истребителей. Против советских МиГов выступали американские истребители F-80 и F-84, а также английский «Метеор МК-8». Эти самолеты уступали нашим, но вскоре им на смену поступили F-86, и силы практически сравнялись.

Первые бои

1 ноября 1950 года в корейском небе в первый бой вступила авиационная дивизия полковника И. Н. Кожедуба. В этот день старший лейтенант Чиж сбил американский поршневой истребитель P-51 Mustang. Это был первый американский самолет на счету авиадивизии.

8 ноября 1950 года семьдесят «Боингов» получили задачу разрушить мост через реку Ялуцзян – главную дорогу, по которой проходило пополнение и снабжение армии. Всю эту армаду прикрывали несколько «Мустангов» и реактивных самолетов F-80. «Мустанги» начали отвлекать советские самолеты, но нашим летчикам удалось уничтожить одну «Летающую крепость», был сбит и один наш самолет. Мост был поврежден, но не уничтожен. С этого дня полеты советских самолетов в небе Кореи стали регулярными.

Особое место в противостоянии советских и американских военно-воздушных сил занимает 12 апреля 1951 года. В этот день американцы предприняли операцию по уничтожению моста, соединяющего Китай и Северную Корею

Мост имел важное стратегическое значение. Для встречи американской воздушной армады были брошены практически все самолеты корпуса

Было уничтожено 20 бомбардировщиков и множество истребителей. Этот день получил у американцев название «черный четверг». В дальнейшем американцы уже не допускали такого количества дневных вылетов, проводили их только изредка и небольшими группами. В октябре 1952 года была еще одна попытка массового применения бомбардировщиков, но после потери 30 самолетов Б-29 днем вообще больше не летали. Всего советскими летчиками и ПВО было сбито 170 Б-29 – противник потерял основные силы стратегической авиации. Б-29 считались самыми мощными, самыми неуязвимыми бомбардировщиками, но оказались бессильными против советских истребителей. Советские летчики после первых боев стали называть «летающие крепости» «летающими сараями», поскольку те быстро воспламенялись и хорошо горели.

Описание

Корела — это одна из тех немногих крепостей, которые как бы прячутся и не всегда находятся по случайному стечению обстоятельств. Её нужно искать, что бы найти. Она находится в Приозерске, в 150 километрах на север от Петербурга. Старое название города Приозерск так же Корела. Крепость разительно отличается как по стилю, так и по духу от большинства оборонительных сооружений в северо-западном регионе. Скорей всего, это произошло из за того, что история крепости и ее модернизаций — это история постоянной борьбы России и Швеции за контроль над путем из Ладожского озера в Финский залив. Так же на современный облик крепости повлияло то, что она потеряла свое оборонительное значение около 200 лет назад и не модернизировалась с тех пор, при этом претерпев ряд реставраций.

Никто точно не знает когда крепость была основана. Одно из упоминаний говорит о том что уже в 1143 году в этом месте у Шведов был укрепленный городок. С другой стороны при входе в крепость находится плита с цитатой из летописи, которая косвенно ссылается на 879 год.

В любом случае в 1295 году эту крепость Новгородцы отбили у Шведов и с этого момента она стала пограничным укреплением и неоднократно выдерживала нападения шведов в 14 веке. В 1479 году крепость стала частью Московского княжества, но была завоевана Шведами у удерживалась с 1580 по 1597 года а в 1609-1610 годах опять перешла под власть Шведов и вернулась уже к России в 1710 году. В 1917 году была передана Финам, но затем в 1939-40 годах, после окончания финской войны вернулся в состав Советского Союза. Хозяев крепость меняла часто, и из за хорошего стратегического расположения регулярно достраивалась и модернизировалась. Площадь крепости очень мала. Ее нельзя сравнивать не то, что с Петропавловской, но и с большинством других. При этом она искусно сложена и чем то напоминает Выборгскую. Главная башня, являющаяся символом крепости, возведена Шведским архитектором Якобом Ван Сенделем в 1585 году и названа именем Ларса Торстенссона.

При входе в крепость можно встретить подробную схему крепости с обозначениями на русском финском и английском языках. Это не случайность, так как фины посещают крепость регулярно.

Английский, видимо, добавлен для «вежливости».

В этой крепости обитает дух старины и приключений, который сохранился благодаря тому, что крепость не перестраивалась и не модернизировалась последнее время. На территории крепости находятся два музея, с символической входной платой. Несмотря на скромный размер музеи производят осень приятное впечатление. Первый рассказывает об истории крепости в целом, начиная от ледникового периода (!) до последней реставрации в 20 веке

Больше всего привлекло внимание изображение торговых путей, которые существовали на протяжении 12-19 веков. Как видно в то время у реки Вуокса было другое русло, которое как раз и контролировалось крепостью Корела, расположенной на острове в середине реки

Как только в середине 19 века Вуокса изменила свое течение крепость частично потеряла свою значимость, из за чего и сохранилась в старом виде. На самом деле крепость состояла из нескольких частей — островной части и береговых сооружений, которых уже не существуют.

Второй музей — это восстановленная Пугачевская башня. Раньше из башни шел подземный ход, к береговым сооружениям, котрый не сохранился. Можно посмотреть на внутренее устройство башни и реконструированные комнаты.

Внешние стены частично разрушены, но внутренний двор приведен в порядок.

Хочется сказать, что это место хорошо подходит для прогулок вокруг крепости и по небольшому парку вокруг.

Перед входом в Крепость располагаются несколько покрашенных танков и гаубиц времен второй мировой войны, по котрым часто лазают дети.

Крепость произвела благоприятное впечатление. Она не велика, но при этом обладает своим шармом, окружена приятным парком и интересной историей. Рекомендую посещать летом. Не уверен, что зимой все музеи открыты.

Война

Но самым главным испытанием для лётчиков с опытом боевых действий в Испании стала Великая Отечественная война. 22 июня 1941 года полк входил в состав ВВС Северного фронта и базировался на аэродроме Горелово под Ленинградом. Первая победа пришла 6 июля 1941 года. Лейтенант Дмитрий Титоренко на истребителе И-16 сбил немецкий двухмоторный самолёт-разведчик Юнкерс-88D. Карта, полученная со сбитого немецкого самолёта, позволила предотвратить атаку немцев на сеть советских аэродромов. В боях под Ленинградом лётчики полка сбили 63 самолёта противника и ещё 13 повредили. Ещё 40 машин пилоты уничтожили в результате штурмовых действий на аэродромах противника. В этих боях сам полк понёс тяжёлые потери: 57 самолётов было сбито, 30 лётчиков погибли.

В 1944 году советские лётчики закрепили за собой господство в воздухе, а в 19-м полку освоили тактику «свободной охоты». Чёткой задачи «охотникам» не ставилось, им определялся квадрат, в котором они действовали. Опытные лётчики сами принимали решения, вступать в бой с противником или лучше отступить.

Знаменитый ас, первый в истории трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин считал, что «свободная охота» – высшая форма деятельности для воздушного бойца. Лётчики полка выполнили около 3500 таких боевых вылетов.

Именно с 22 марта – дня формирования легендарного 19-го отдельного истребительного полка, ведёт свою историю и 237-й гвардейский Проскуровский центр показа авиационной техники. Всем нам известные по трансляциям парадов на Красной площади пилотажные группы «Русские витязи» и «Стрижи» – прямые потомки «свободных охотников» времён Великой Отечественной войны.

Обложка: https://ria.ru

Что случилось 12 апреля 1951 года

В первых боях советские летчики сразу же показали, кто в небе хозяин. «Ли Си Цыны» (именно во время корейской, а не вьетнамской операции появилась эта шутка) стали называть «непобедимые летающие крепости» «летающими сараями» и с трудом учили команды на корейском языке. Впрочем, как утверждает участник тех событий Герой Советского Союза Сергей Крамаренко, эта мера конспирации была столь же бессмысленной, сколь и безуспешной – американцы прекрасно знали, кто управляет неустрашимыми МиГами.

Конечно, утверждать, что приведенные ниже цифры сложно, ведь советских самолетов в Корее вообще «не было», а американцы всячески занижают количество собственных уничтоженных машин, но по воспоминаниям Сергея Макаровича ситуация была следующей.

США подняли в воздух 48 бомбардировщиков В-29А «Суперфотресс». Их целью были железнодорожные пути, мосты и автомагистрали. Сопровождали «Суперфотрессы» около150 истребителей разных типов. С корейской стороны на перехват вылетело 44 МиГ-15. В 9:37 по местному времени начался бой. Закончилось сражение всего через 9 минут. Американская сторона сначала утверждала, что потеряла всего 3 машины, затем речь шла о 8 самолетах, к тому же около полутора десятков подбитых «суперкрепостей» еле дотянули до аэродрома, после чего были отправлены в утиль. По словам С.М. Крамаренко, в этот день было сбито 12 В-29А и 5 истребителей.

Как бы то ни было, но траур в ВВС Соединенных Штатов длился неделю, а затем еще в течение 3-х месяцев американские самолеты при дневном свете в небо не поднимались.

Слайд 3Корейская «заварушка»25 июня 1950 года северокорейская армия перешла 38-ю параллель, бывшей

границей между двумя Кореями, и стала быстро продвигаться на юг. К середине августа около 90% территории Южной Кореи оказалось под контролем войсками КНДР. Американские военные решили, что это весьма подходящий повод для проведения масштабных военно-полевых учений в условиях, максимально приближенных к боевым. С целью обеспечения политического прикрытия США «продавило» через ООН резолюцию о введении в Корею миротворческих сил, и уже 1 июля на корейском полуострове высадились первые американские воинские части. К огромному удивлению американских военных, северокорейские войска прорвали оборону их 24-й пехотной дивизии и взяли штурмом обороняемый ею г. Чхонан. Не успевшая отойти дивизия была окружена и вскоре перестала существовать, ее командующий генерал-майор Дин сдался в плен.

Слайд 6Китайские летчики Ли Си Цин и Ван Ю ШинВ конце октября

1950 года в Корею из СССР прибыли первые летчики. Их одели в китайскую военную форму и выдали документы с новыми именами, без фотографий. Именно здесь истоки анекдотов о китайских летчиках с фамилиями Ли Си Цин и Ван Ю Шин (Лисицын, Ванюшин). Вместе с летчиками прибыли реактивные истребители МИГ-15. Самолеты носили северокорейские или китайские опознавательные знаки. В воздухе предписывалось вести переговоры только на китайском языке. Тексты основных команд летчики записывали русскими буквами и крепили эти листочки на коленях, но в первом же бою перешли на русский язык. Руководство очень скоро осознало абсурдность приказа и отменило его. Группа именовалась «64-й истребительный авиакорпус».Командовал авиагруппой Трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб. 8 ноября летчики впервые «попробовали на зуб» американских пилотов, гордо именовавших себя «рыцари неба». Встреча окончилась потерей янки одного истребителя F-80. ВВС «миротворцев» стали нести серьезные потери. Для установления паритета США направило в Корею новейшие истребители F-86 «Сэйбр».

Советский период

Волховская гидроэлектростанция

1 августа 1927 года на карте СССР появилась Ленинградская область. В первые годы советской власти область превратилась в важнейший промышленный регион страны. Здесь был построен топливно-энергетический комплекс на основе гидроэнергетики, где главенствующую роль играла Волховская ГЭС — первенец плана ГОЭЛРО. Её создание связано с именем Генриха Графтио — выдающегося инженера-гидростроителя. Возникли крупные предприятия цветной металлургии (например, Волховский алюминиевый завод), металлообработки, деревообрабатывающей и бумажной промышленности.

В 1930-е годы на территории Ленинградской области началась разработка бокситов, в 1932 году в Тихвине начал работу алюминиевый завод, в 1934 году — глинозёмный завод. В это же время началась добыча сланца. Развивалась целлюлозно-бумажная, лесохимическая, пищевая, стекольная промышленность.

Сельское хозяйство оставалось малоэффективным, так как отсутствовал инвентарь и рабочий скот в необходимом количестве, не хватало рабочей силы. К 1932 году на территории области в соответствии с планом коллективизации было создано 11604 колхоза. Эти меры привели к концу 1930-х годов к росту производительности труда, механизации сельского хозяйства.

Положительные изменения происходили в сфере быта и культуры, улучшилось медицинское обслуживание. В ходе кампании по ликвидации неграмотности в начале -х годов 98 % детей в возрасте 8—11 лет было вовлечено в школы.

В феврале 1938 года утверждён административно-территориальный состав Ленинградской области: сорок девять районов:

В результате советско-финской войны —1940 годов в состав Ленинградской области вошли земли Карельского перешейка.

В годы Великой Отечественной войны большая часть территории Ленинградской области была занята фашистскими войсками. Во время блокады города Ленинграда по территории области проходила «Дорога жизни», связывавшая блокированный город со страной. На оккупированных землях Ленинградской области успешно действовали партизанские отряды. К началу 1944 года насчитывалось 13 партизанских бригад. 24 ноября 1941 года Военный совет Ленинградского фронта принял решение строить зимнюю автомобильную дорогу в обход Тихвина, занятого врагом. Дорогу прокладывали местные жители: старики, женщины и подростки. 6 декабря 1941 года по автомобильной дороге № 102 (ВАД-102) двинулись автомашины с грузом.

В ходе наступательной операции советских войск под названием «Искра» 18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда. Это произошло у Рабочего посёлка № 1, где встретились войска Волховского и Ленинградского фронтов.

Красносельско-Ропшинская наступательная операция

14 января 1944 года началась Красносельско-Ропшинская наступательная операция по освобождению Ленинградской области. Уже к концу января враг был отброшен на 60—100 километров от Ленинграда. Фашистская блокада Ленинграда, длившаяся 872 дня, была полностью снята 27 января 1944 года.

После Великой Отечественной войны началось восстановление хозяйства Ленинградской области. В 1949 году промышленные показатели превысили довоенный уровень. Шло активное строительство новых предприятий: Нарвская ГЭС, Пикалёвский глинозёмный завод, Подпорожский завод железобетонных конструкций и другие. В сельском хозяйстве тоже удалось превысить довоенные показатели. В 1959 году завершилась электрификация совхозов и колхозов.

В —1974 годах шло строительство Ленинградской атомной электростанции. Вместе с ней вырос и город Сосновый Бор. В это время сложилась промышленная и сельскохозяйственная специализация районов. В 1970-х годах завершилась радиофикация региона. В первые послевоенные годы открылись парки для посещения.

В —1980-е годы Ленинградская область продолжает свое поступательное развитие. Вводятся новые заводы и предприятия. Производительность труда по сравнению с 1960 годом в 1989 году выросла в 6,1 раза. Развернулось крупное городское строительство. Маленькие рабочие посёлки выросли в промышленные города: Пикалёво, Сланцы, Бокситогорск. Многие предприятия являлись и экспериментальными базами научно-технических организаций.

Слайд 2Советский Союз до середины 70-х годов официально не признавал своего участия

в Корейской войне 1950-1953 годов

В наградных листах и извещениях о гибели говорилось об «особо важном задании партии и правительства». И сегодня мало кто знает об этой странице отечественной истории

А ведь в небе Кореи в течение 3 лет советские и американские пилоты вели настоящую войну за обладание небом. Небо осталось за советскими асами. «Горячие» эпизоды «Холодной войны»После того, как представители Японии 2 сентября 1945 года подписали акт о капитуляции, СССР и США снова стали соперниками. Противостояние двух мировых сверхдержав и возглавляемых ими экономических и военных блоков осталось в истории как «Холодная война». Но не всегда война была «холодной». Часто противоборство переходило в «горячую» фазу. Многочисленные военные конфликты в Азии, Африке, Латинской Америке и на Ближнем Востоке имели в своей подоплеке стремление СССР или США установить свой контроль, свою гегемонию в определенной точке мира. Территории многих стран становились полигонами, где СССР и США испытывали свою военную технику, проверяли на практике новые методы ведения боевых действий, где офицеры приобретали и совершенствовали свой боевой опыт.

Слайд 7 «Черный четверг» ВВС СШАНо настоящей проверкой, кто чего стоит, стал

бой 12 апреля 1951 года, вошедший в историю ВВС США как «черный четверг». В этот день на бомбардировку железнодорожного моста через реку Ялуцзян, по которому из Китая в Корею шел весь поток военных поставок, вылетели 48 бомбардировщиков B-29 в сопровождении 80 истребителей F-86. На перехват вылетели 44 советских МИГ-15. Истребители встретила плотная огневая завеса B-29 и F-86. Советские пилоты, многие из которых еще сбивали летчиков Люфтваффе, пошли прямо на огонь. Впоследствии на каждом из этих истребителей насчитали до нескольких десятков пробоин. Прорвавшись сквозь стену огня, МИГи атаковали B-29. За неполные 20 минут ВВС США потеряли 10 бомбардировщиков и 4 истребителя. 64-й истребительный авиакорпус в тот день вернулся на аэродром без потерь. Американские ВВС объявили недельный траур по погибшим. Три месяца бомбардировщики «миротворцев ООН» не поднимались в небо. Все последующее время бесстрашные янки предпочитали вылетать на бомбардировки по ночам. Советские же пилоты после 12 апреля перекрестили «летающие крепости» в «летающие сараи».

Слайд 9ИтогиЗа почти три года летчики 64-го истребительного авиакорпуса сбили 1525 самолетов,

из них 170 — B-29. 52 советских летчика вернулись из Кореи асами. Асом №1 считается Е. Пепеляев, сбивший в небе Кореи 23 самолета, следом за ним идет Н. Сутягин, на счету которого 21 победа. Многие вернулись домой с орденами и медалями, а грудь 35 пилотов украсила Золотая Звезда Героя Советского Союза. Всего испытание корейской войной прошли около 1200 летчиков.Как на всякой войне, не обошлось без потерь. Американские летчики отнюдь не были трусами, и не боялись вступать в бой. 319 самолетов потерял авиакорпус за три года боев, 120 летчиков погибли в боях. Почти все они похоронены в китайском городе Далянь , на русском кладбище, рядом с защитниками Порт-Артура.

Итоги воздушной войны в корейском небе

После «черного октября» 1951 года Пентагону с горечью пришлось осознать, что считавшиеся неуязвимыми «суперкрепости» — блеф, непобедимость ВВС США – миф, а Советский Союз Америке пока не по зубам. Отказался ли Вашингтон от планов уничтожения СССР? Вовсе нет. С остервенением американцы принялись строить более мощные В-36, затем В-47, В-52. Но это потребовало много средств, а главное – времени, за которое Советский Союз разработал и внедрил неподвластную американским бомбардировщикам систему ПВО, создал баллистические межконтинентальные ракеты. Самая реальная угроза нападения была отведена, однако планы ядерных ударов разрабатывались Пентагоном вплоть до падения Советского Союза.

Скачать таблицу свободных мест в санаториях на 2022 (ссылка ниже)

Скачать в PDF онлайн таблица свободных мест 2022

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: