Крейсер аврора

«герои цусимы: история сражения крейсера аврора» — исторический рассказ на сайте.

Взрывы и пьяные матросы

А куда же без мифов об алкоголе и его последствиях? В последнее время из различных источников появляется любопытная информация об участии нетрезвых революционных матросов «Авроры» во взрыве форта «Павел» в 1923 году. Поговаривают даже, что пьяные матросы устроили пожар на расположенном там минном складе. В июле 1923 года сюда приплыли на шлюпке несколько моряков с линкора «Парижская Коммуна» (бывший «Севастополь»). Закончился «отдых» моряков большим пожаром. Курсанты с крейсера «Аврора» пытались потушить горящую мину, подожжённую моряками с «Парижской коммуны». На форте грохотало несколько дней, и, говорят, во всём Кронштадте не осталось ни одного целого стекла. По словам одного из членов нынешней команды крейсера, во время пожара погибли четыре матроса, а многие были награждены медалями за героическую помощь в тушении. Авторы брошюры «Форты Кронштадта» одними из первых озвучили версию причины взрыва. В советских книгах этот вопрос обходили стороной, оставалось думать, что виновата злобная контрреволюция.

Почему «Аврору» так назвали

Строительство военного бронепалубного судна типа «Диана» стартовало в 1897 году на питерской верфи «Новое адмиралтейство». Согласно заведённому Петром I обычаю, имена подобным кораблям всегда выбирал сам государь. Николай II из предложенного ему списка названий остановился именно на «Авроре»: он не только подчеркнул его, но и дополнительно написал на полях документа.

Это же имя носил военный парусный фрегат, покрывший себя славой во время Крымской войны 1853–1856 гг. По одной из версий, названием он был обязан не римской богине зари, а популярной светской даме той эпохи — фрейлине Авроре Демидовой-Карамзиной. Знаменитое судно участвовало во множестве боёв, нанесло немалый урон английскому и французскому флоту, совершило два кругосветных похода.

Новая «Аврора» получила название в честь этого легендарного корабля. Судно спустили на воду 24 мая 1900 года. На торжественной церемонии присутствовали моряки-ветераны, нёсшие службу на одноимённом фрегате. Среди них был и адмирал Константин Павлович Пилкин. Постройка судна заняла три года, и еще столько же времени ушло на его испытания и доработку.

Как погиб командир «Авроры»

Капитан 1-го ранга Евгений Егорьев, сын коллежского асессора, был первым моряком в семье. Он окончил Морской корпус в 1874 году и с того момента неторопливо, но уверенно шагал по ступеням флотской лестницы. За четверть века он дорос до звания капитана 1-го ранга и проявил себя как отличный наставник будущих военных моряков, неоднократно назначался командиром учебных судов. Должность командира бронепалубного крейсера «Аврора» должна была стать вершиной его карьеры — и стала, хотя иначе, чем, возможно, представлялась ему самому. В разгар Цусимского сражения капитан первого ранга Егорьев был смертельно ранен в боевой рубке осколками снаряда, разорвавшегося на мостике. Его еще живым вынес и спустил в каюту матрос Андрей Подлесный, но офицер умер на руках у моряка. Поскольку вернуться в Кронштадт в обозримом будущем корабль не мог, сохранить тело командира для погребения в родной земле не было никаких шансов. 21 мая 1905 года его, по морской традиции, похоронили в море у берегов острова Лусон.

Сражаясь со штормами

В 1853 г., когда отношения Российской империи с Англией и Францией уже балансировали на грани войны, командование поставило «Авроре» задачу заменить фрегат «Паллада» на тихоокеанском побережье страны, поскольку он к тому времени устарел. Для этого предстояло пересечь Атлантический и Тихий океаны.

Вы только вдумайтесь, что означало в те времена подобное путешествие! Из Кронштадта «Аврора» отплыла 21 августа 1853 г. Из-за многодневных штормов у мыса Горн корпус и такелаж парусника получили повреждения. В апреле 1854 г. фрегат подошёл к побережью Перу и бросил якорь в гавани Кальяо.

Кальяо

Но, представьте себе, там «Аврора» повстречала несколько британских и французских военных кораблей и стремясь избежать преследования с их стороны, экипаж российского фрегата сумел скрытно вывести своё судно из гавани. На воду были спущены шесть вёсельных баркасов.

С их помощью, не поднимая парусов на фрегате, при полном штиле и в тумане судно отбуксировали из гавани. Буквально через несколько дней после отплытия «Авроры» англо-французская эскадра получила приказ, известивший о начале войны и предписывавший атаковать российские суда и разорять побережье России.

Если вы взглянете на глобус, то увидите, что Тихий океан занимает почти половину земного шара. Подумайте, каково было пересечь это огромное водное пространство на повреждённом паруснике, который имел сильный крен и постоянно черпал бортом воду. Из-за опасения быть обнаруженным, фрегат не заходил в пути в какие-либо гавани. К концу плавания две трети команды страдали от цинги.

В. Шиляев — фрегат «Аврора»

Угнанный крейсер «Аврора» вернули на место

Свое боевое крещение «Аврора» получила во время Русско-японской войны, крейсер был одним из двух русских кораблей, уцелевших в Цусимском сражении в мае 1905 года. Крейсер «Аврора» прошла обратный путь из доков Кронштадтского завода к Петроградской набережной в ночь с пятницы на субботу. Для многих крейсер «Аврора» это просто исторический музей, на самом деле действующий корабль в составе российского военно-морского флота. Депутаты законодательного собрания города отклонили предложение присвоить крейсеру «Аврора» статус официального символа Петербурга. Легендарный крейсер «Аврора» вернулся после ремонта к месту вечной стоянки (9 фото). Легендарный крейсер № 1 прибыл на место вечной стоянки под покровом ночи.

Настоящая история выстрела в октябре

В время Февральской революции матросы крейсера поддержали ее, а для командира корабля и старшего помощника попытка подавить матросское выступление закончилась смертью. К моменту Октябрьской революции среди членов экипажа «Авроры» было уже достаточно сторонников большевиков, чтобы крейсер однозначно выбрал их сторону. Правда, никакого сигнала к началу штурма Зимнего дворца он не давал. Как вспоминали сами моряки «Авроры», выстрел, который стал легендарным, был сделан в качестве предупреждения стоявшим в акватории Невы кораблям, а настоящим сигналом штурмующим стали два выстрела из Петропавловской крепости, причем выпущенные снаряды попали в окна Зимнего. Но этим активное участие крейсера в революционных событиях не исчерпывалось: именно из его радиорубки было передано знаменитое воззвание Владимира Ленина «К гражданам России». Это был первый официальный документ правительства большевиков.

Появление легенды

Вопреки патриотической роли корабля в истории страны, бытует мнение, что знаменитый крейсер был построен заграницей. На самом деле, чудо кораблестроения возникло там же, где и окончило свой славный путь – в Санкт-Петербурге. К разработке проекта приступили еще в 1895 году, но только в июле 1897 года был подписан контракт с Обществом Франко-русских заводов на изготовление машин, котлов и всех механизмов, перечисленных в спецификации. Столь поздние сроки достижения соглашения были обусловлены нежеланием руководства делиться чертежами с Балтийским заводом, и в течение последующих шести лет над созданием «Авроры» трудились Адмиралтейский Ижорский и Александровский чугунолитейный заводы, Завод Я. С. Пульмана, Обуховский, Металлический завод и Мотовилихинские пушечные заводы г. Пермь. Всего в непосредственном руководстве постройкой крейсера с сентября 1896 года и до окончания ходовых испытаний, то есть почти за восемь лет, было занято четверо строителей корабля, офицеров Корпуса корабельных инженеров. К сожалению, до сих пор неизвестен автор проекта крейсера — в разных источниках называют две фамилии: К.М.Токаревского и Де Грофе, а официально строительство произведено на заводе «Новое Адмиралтейство», под руководством общества франко-русских заводов.

Крейсер «Аврора» сейчас

Исторический выстрел

Залп, ставший сигналом к штурму Зимнего дворца 25 октября 1917 года – одна из наиболее красочных легенд о крейсере. Поговаривают, что взошедшую на корабль красавицу, несмотря на общеизвестную присказку о женщине на корабле, моряки не только не прогнали, но и не посмели ослушаться. Бледнолицая, высокая и стройная девушка неземной красоты отдала приказ «Пли!», а затем исчезла из поля зрения. На настоящий момент доподлинно неизвестно, кто же осмелился стать призраком «Авроры», но большинство историков склоняется к версии, что им была известная журналистка, советская писательница и революционерка Лариса Рейснер. Говорят, что на «Аврору» её послали не случайно, чисто психологически рассчитали, что такой красивой женщине ни один матрос не откажет. Да и выстрел, по сведениям историков, был произведен в 21:40, в то время как штурм начался уже после полуночи, что, увы, не подтверждает теорию сигнальной функции «Авроры» в захвате. Тем не менее, Крейсер «Аврора» изображён на ордене Октябрьской Революции, которым сам же и награждён в 1967 году.

Крейсер Аврора как корабль-музей и объект культурного наследия РФ

Официально Аврора стала кораблем-памятником 30 августа 1960 года. В следующем году экспозицию музея расширили, а вход стал свободным. Крейсер стал популярным в городе местом.

После ремонтных работ 1984-1987 года продолжилась служба крейсера, но уже в составе российского ВМФ. С декабря 2010 года крейсер выведен из состава ВМФ и находится на балансе Центрального военно-морского музея.

История Авроры нашла свое отражение в искусстве. Она сыграла роль крейсера «Варяг», про нее сняли мультфильм, где звучит знаменитая песня «Что тебе снится, крейсер Аврора…», ей посвящены различные песни и стихи. Изображение крейсера и экипажа использовали для создания серии почтовых марок. В 1967 году выпустили юбилейные монеты разного номинала с изображением крейсера.

Информация для посетителей

Работает музей ежедневно с 10:30 до 18:00 часов, кроме понедельника и вторника. Касса музея прекращает работу за 45 минут до закрытия.

Стоимость билетов для взрослых – 600 рублей, для школьников и студентов – 400 рублей. Музей вмещает до 250 посетителей при свободном посещении.

При осмотре основной экспозиции предусмотрены льготные билеты – 400 рублей для взрослых и 200 рублей для пенсионеров, школьников, студентов.

Музей предлагает экскурсионное обслуживание:

  • Групповые обзорные экскурсии. Обслуживаются группы до 20 человек. Стоимость экскурсии на русском языке – 400 рублей, на английском – 500 рублей за человека. Входные билеты оплачиваются отдельно.
  • Тематические лекции-экскурсии. Проводятся для групп до 20 человек. 500 рублей с человека на русском языке, 600 – на английском. Стоимость входных билетов оплачивается отдельно.
  • Лекции-экскурсии индивидуально и для групп до 5 человек стоят 2500 рублей на русском языке и 3000 рублей на английском. Это стоимость экскурсии для всей группы, входные билеты приобретаются отдельно.
  • Льготная обзорная экскурсия – 250 рублей с человека, входной билет приобретается отдельно.
  • Льготные обзорные экскурсии для школьников и студентов. Проводятся для групп до 20 человек, с каждого берется 100 рублей и стоимость билета.
  • Индивидуальные авторские лекции-экскурсии. Проводятся для групп до 20 человек. Стоимость составляет 2000 рублей на группу, билеты оплачиваются отдельно.

В залах музея предоставляются следующие услуги:

  • аудиогид на русском языке – 300 рублей, на иностранном языке – 600 рублей за прокат, 100 рублей залога (можно оставить водительское удостоверение);
  • разрешение на фотосъемку – 100 рублей, фотовспышка и штатив под запретом;
  • разрешение на видеосъемку – 200 рублей;
  • киносъемка – 300 рублей за час, согласовывается предварительно.

Отдельные категории граждан имеют право на бесплатное посещение музея. С полным списком можно ознакомиться на сайте учреждения.

Контакты

Адрес: Петровская, Петроградская набережная, м. Горьковская, г. Санкт-Петербург 197046, Россия.

Телефон для заказа групповых экскурсий (предварительно): (812) 303-85-14.

Крейсер Аврора является легендой в российской истории. Он участвовал в трех войнах, различных походах, заграничных плаваниях. Сегодня этот корабль-музей является объектом культурного наследия РФ. Посетить его может любой желающий.

«Аврора» в Великой Отечественной войне

К 1941 году крейсер собирались списать. Уже вышел приказ о присвоении его имени кораблю новой серии. История «Авроры» могла завершиться, но начало войны вернуло судно на боевое дежурство. Часть орудий с него сняли и установили для обороны подступов к Ленинграду. В артбатарею специального назначения вошли матросы с корабля.

Легендарная батарея «А» ценой своей жизни задерживала вражеское продвижение. В неравном сражении они противостояли танкам, моторизованным колоннам, самолётам и дальнобойной фашистской артиллерии. Будучи окружёнными и отрезанными от снабжения, расчёты подрывали себя вместе с пушками. Из полутора сотен матросов уцелели лишь 26 человек, которые сумели прорваться и присоединиться к Балтийской батарее.

Одно из орудий было установлено на бронепоезде, ещё часть вооружения передали на другие корабли. Сам крейсер большую часть войны находился в порту Ломоносова (до 1948 года – Ораниенбаума). Оставшиеся на корабле зенитки использовали для борьбы с немецкой авиацией.

В результате попаданий фашистских снарядов «Аврора» получила множественные пробоины, накренилась на правый борт. Возник риск, что корабль утонет. Команда приняла решение притопить его и посадить на грунт, открыв кингстоны на левом борту. Но стяг на судне спущен не был, и обстрелы корабля продолжались, пока не сняли блокаду.

Туристы направо, экипаж налево

В жилую часть корабля семеню за матросом Евгением Дубовым. Мы ныряем вниз по крутой лестнице, минуем кают-компанию, немного запутанных коридоров — и снова вниз. По ходу движения оцениваю атмосферу: разглядываю, прислушиваюсь и даже принюхиваюсь. Из трансляции периодически звучат команды, навстречу попадаются члены экипажа, занятые своими делами, да и пахнет не музейной стерильностью, а жилой чистотой.

— Ну надо же, корабль и правда живой, — резюмирую в спину своему провожатому.

— Конечно, живой, какие могут быть сомнения! — весело реагирует на мое удивление Евгений и тут же ловко убирает голову от очередного препятствия на лестнице.

Фото автора
Попасть служить на легендарный корабль непросто. Сюда отбирают так же строго, как в Президентский полк. Причем местных — из Питера — не берут.

Мы оказываемся в кубриках, где живут матросы — четырнадцать призывников, проходящих на корабле срочную службу. Обстановка спартанская — кровати с бортами, шкафы и тумбочки, по-морскому — рундуки. Чистота идеальная.

Память о героях и сражении на Цусиме

Сражение на Цусиме, которое произошло 27-28 мая 1905 года, было одним из ключевых событий Русско-японской войны. Оно стало героическим для многих российских моряков, которые сражались на борту крейсера «Аврора», и оставило незабываемый след в истории России.

Многие экипажи крейсеров подверглись сильному обстрелу, но защита «Авроры» осталось самым ярким подвигом. Экипаж продолжал бороться, несмотря на сильные повреждения корабля и высокий процент потерь. Многие вдохновленные сражением и готовы были жертвовать жизнью во имя Родины.

Героизм поражает своей силой и вдохновляет поколения. Сегодня люди в России помнят о произошедшем событии на Цусиме, а также о моряках, которые бросили вызов смерти, чтобы защитить свою страну. Каждый год проводятся мероприятия посвященные памяти о героях Цусимского сражения, где люди собираются вместе, чтобы почтить память погибших моряков и обеспечить традиции.

В души людей, настоящих героев, всегда останется уважение и восхищение. И потому сражение на Цусиме превратилось в легенду истории России, и будет жить в памяти людей долгие годы.

Технические характеристики крейсера «Аврора»

«Аврора» — это бронепалубный крейсер императорского флота 1-го ранга. Наряду с другими судами типа «Диана» по степени механизации и электрификации оборудования «Аврора» имела преимущества перед отечественными крейсерами, произведёнными в конце XIX века. Крейсер оснащён водоотливной системой, паровыми динамоэлектрическими машинами, генерировавшими электрическую энергию (105 В) и остальными общесудовыми системами.

При длине 126,8 м максимальная ширина судна составляет 16,8 м. В котельно-машинном отделении крейсера размещаются три вертикальные машины тройного расширения и 24 паровых котла Бельвиля-Долголенко (изначально — Бельвиля). В качестве судового движителя используются три винта. Мощность двигателя достигает 8,8 МВт (почти 12 000 л. с.). Толщина брони палубы — от 38 до 63,5 мм, а рубки — 152 мм.

Глубина погружения крейсера в воду составляет 6,4 м. Количество воды, вытесняемое погружённой в воду частью корабля, — 6731 т, из которых более 2500 т приходится на корпус. Водоизмещение же со снаряжением, большей частью запаса магазинов, боеприпасов и со всеми запасами топлива, масла и воды — 7130 тонн. Максимальная скорость судна, установленная во время испытаний, составляет более 19 узлов, т.е. 35,7 км/ч.

Стандартные запасы каменного угля, служившего топливом для котлов, — 800 т. Максимальный объём топлива на крейсере — более 970 тонн, которых хватало для преодоления пути в 6450 км в обычном режиме. Для запасов каменного угля, служившего топливом для котлов, рядом с котельными отделениями были созданы 24 бункера, а для спуска паровых катеров, вёсельных баркасов, ялов и катеров на воду к корпусу судна прикреплены шлюпбалки.

На протяжении примерно 165 суток крейсер «Аврора» может находиться на плаву и выполнять поставленные задачи, не заходя в порт для пополнения каких-либо запасов. При средней скорости 18,5 км/ч корабль способен преодолеть в автономном режиме более 6100 километров. Помимо цистерн вместимостью 467 тонн для технической и питьевой воды, на судне устроены опреснительные установки, производившие до 60 тонн воды ежесуточно.

Боевая слава

Многим современникам «Аврора» известна лишь неоднозначным фактом своей флотской биографии, как корабль, чьи орудия дали сигнал к штурму Зимнего дворца. А ведь крейсер участвовал ни много, ни мало в четырех войнах и двух революциях. Сам император Николай Второй после Цусимского боя телеграфировал экипажу: «Сердечно благодарю вас, командиров, офицеров и команду крейсеров «Олега», «Авроры» и «Жемчуга» за их безответную, честную службу в тяжелом бою. Да утешит вас всех сознание свято исполненного долга. Николай Второй». В 1968 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР крейсер «Аврора» за выдающиеся заслуги моряков-авроровцев в Великой Октябрьской социалистической революции и защите ее завоеваний, плодотворную работу по пропаганде боевых и революционных традиций и в связи с 50-летием Советских Вооруженных Сил был награжден орденом Октябрьской Революции, а в суровые годы Великой Отечественной войны моряки «Авроры» принимали активное участие в героической обороне Ленинграда на Дудергофских высотах, о чем повествует одна из картин, выставленных в музее на «Авроре».

Крейсеру «Аврора» угрожали взрывом

Белоев отметил, что восстановление «Авроры» стало незабываемым для работников завода и для всех граждан России. Он также рассказал о теплых взаимоотношениях с экипажем крейсера. Как стало известно Патрульному Петербурга, вечером в понедельник, 7 августа, в дежурную часть полиции поступило сообщение о минировании крейсера «Аврора». Крейсер «Аврора» останется стоять у Петроградской набережной еще на 20-30 лет. последние новости сегодня в Москве. крейсер Аврора — свежие новости дня в Москве, России и мире. Смотри Москва 24, держи новостную ленту в тонусе. Увы, но теперь крейсер навсегда останется несамоходным «кораблем-музеем». Охранять «сон Авроры» будут 24 военных моряка.

Роль «Варяга»

После снятия блокады Ленинграда летом 1944 года появилось постановление в отношении крейсера. Оно гласило, что «Аврора» должна была стать музеем-памятником истории флота и одновременно учебным кораблем базы Нахимовского училища. Местом её расположения была выбрана Петроградская набережная. Но новая жизнь в качестве музея у крейсера началась со съемок в фильме. В 1945 году начались съемки фильма Крейсер «Варяг». Эту роль отдали «Авроре». Для этого на ней установили фальшивую трубу и дополнительное оборудование. В 1948 году крейсер установили у Нахимовского училища на Большой Невке. После 1960 года крейсер включили в число охраняемых государством памятников. В это время крейсер перестает быть базой Нахимовского училища.

История крейсера «Аврора»

Строительство корабля

К постройке крейсера «Авроры» приступили в 1896 году. Он был последним кораблём, из серии трёх бронепалубных крейсеров для Тихого океана. Первый корабль назывался «Паллада», а второй — «Диана». Примечательно, что проект был назван не в честь первого судна, как это принято, а в честь второго — «Диана». Оно более звучное и лаконичное. Обустройство верфей началось в 1985 году:

  • Галерный островок оборудовался для корпусов кораблей «Паллады» и «Дианы».
  • Новое Адмиралтейство подготовило площадку для «Авроры».

Все корпуса были торжественно заложены одним днём, 23 мая 1987 года. Обострение отношений с Германией на Балтике внесло коррективы в программу, и сроки изготовления судов были максимально сжаты. 11 мая 1900 года корпус «Авроры» последним был спущен на воду под аплодисменты царской семьи. Далее на крейсере производились надстройки и установка силовой машины. А спустя три года, 17 июля, корабль введён в эксплуатацию.

Рис.1 Торжественный спуск корпуса «Авроры» на воду.

Взрывы и пьяные матросы

А куда же без мифов об алкоголе и его последствиях? В последнее время из различных источников появляется любопытная информация об участии нетрезвых революционных матросов «Авроры» во взрыве форта «Павел» в 1923 году. Поговаривают даже, что пьяные матросы устроили пожар на расположенном там минном складе. В июле 1923 года сюда приплыли на шлюпке несколько моряков с линкора «Парижская Коммуна» (бывший «Севастополь»). Закончился «отдых» моряков большим пожаром. Курсанты с крейсера «Аврора» пытались потушить горящую мину, подожжённую моряками с «Парижской коммуны». На форте грохотало несколько дней, и, говорят, во всём Кронштадте не осталось ни одного целого стекла. По словам одного из членов нынешней команды крейсера, во время пожара погибли четыре матроса, а многие были награждены медалями за героическую помощь в тушении. Авторы брошюры «Форты Кронштадта» одними из первых озвучили версию причины взрыва. В советских книгах этот вопрос обходили стороной, оставалось думать, что виновата злобная контрреволюция.

История создания корабля

К концу 19 века политическая обстановка подтолкнула к созданию нового крейсера типа «Диана»:

  • изначально поводом были противоречия с Англией, однако, они вскоре были разрешены без кровопролития;
  • следующим поводом стала возрастающая угроза со стороны Германии на Балтике.

За заказ взялся Балтийский завод, буквально через месяц после получения поручения инженеры предоставили эскизы машин. Было разработано 4 варианта с различным водоизмещением, но одобрение получил только один – 6000-тонный прототип, который был вдохновлен новейшей английской машиной «Талбот». Разработкой кораблей и эскизов занимался С. К. Ратник.

Сразу после одобрения эскизных проектов начался длительный этап согласования, закончившийся только к зиме 1896. В ходе обсуждения были внесены изменения в проект и вместо 2 кораблей оказались заложены 3. Именно 3-м и стала знаменитая «Аврора», в течение всего периода сборки она отставала от остальных двух машин госзаказа.

С начала строительства (осень 1896) появились трудности:

  • не было в необходимом количестве корабельной стали;
  • Адмиралтейский Ижорский завод не мог выпустить швеллера для батарейной и броневой палубы из-за перегрузки заказами.

Администрация учреждения попросила продлить сроки работы. Это привело к передаче части заказа на Александровский чугунолитейный завод, чтобы выполнить заказ в краткие сроки.

Крейсер «Аврора», киль спущен на воду

На сроки строительства так же повлиял заказ машин для корабля:

  1. Котлов;
  2. Машин;
  3. Механизмов всех узлов.

Подписать контракт на поставку всех указанных элементов механизации удалось только летом 1897, для выполнения были выбраны представители Общества-Франко-русских заводов. Задержка была связана с тем, что руководство не желало передавать Балтийскому заводу чертежи. После появления в списке третьего корабля удалось добиться 2% скидки на поставку оснащения для него. Суммарная стоимость заказа достигла 2,275 млн рублей.

Отставание «Авроры» было большим уже на стапельном периоде. Когда остальные машины были готовы на 60% (корпуса), легендарный крейсер был собран только на 28%.

В ходе постройки на борт поднимались различные офицеры и специалисты по судам. Благодаря их замечаниям были внесены изменения в торпедное вооружение, аппаратов стало 3.

К весне 1900 легендарная машина была собрана на 78%, шел монтаж устройств на борту.

Крейсер «Аврора» на учениях

Помимо установки машин, на борту велись следующие работы:

  • монтаж паропровода;
  • вспомогательных механизмов;
  • общекорабельных систем.

Несмотря на то что осенью 1900 комиссия решила, что все крейсеры серии способны самостоятельно перейти в Кронштадт, многие работы еще не были даже начаты:

  1. Установка румпельного устройства;
  2. Паровая рулевая машина;
  3. Электрическая система управления рулем.

Значительная часть работ оставалась на стадии реализации.

Серьезной проблемой в ходе строительства стала нехватка рабочей силы. Она была связана с серьезной загрузкой производственных мощностей и заказом еще на 6 кораблей (транспортник и броненосцы), которыми были заняты заводы культурной столицы. Среди наиболее острых проблем:

  • Необходима была доработка креплений, так как при испытаниях водонепроницаемости были выявлены недостатки;
  • Ижорский завод не смог качественно выполнить вертикальную броню боевой рубки, она появилась на корабле только весной 1902;
  • Наиболее сложной была доработка электрооборудования. В то время промышленность государства только осваивала выпуск такого рода систем.

В финале на корабль установили якоря системы Холла – впервые в судостроительной практике Российской Империи. Уже в мае 1902 судно было готово на 100%.

При перегоне в Кронштадт (28 июля 1902) на короткое время отказало управление, крейсер коснулся бровки канала, но отделался незначительным повреждением винта с правой стороны. После прибытия началась 10-дневная подготовка к испытаниям.

Суммарная стоимость корабля оценивается в 6,4 млн рублей.

Участие в революции крейсера

Фото корабля

Сразу после того, как Россия вступила в ряды сражающихся на поле I мировой войны, возник вопрос о срочной модернизации крейсера. Благодаря этому, он получил 4 дополнительных 6-дюймовых орудия. Сразу после этого корабль присоединили ко 2-й бригаде крейсеров Балтийского флота. В период службы в задачи Авроры и ее экипажа входили следующие операции:

  • осуществление противовоздушной обороны баз флота;
  • наблюдение за действиями противника;
  • выполнение прикрытия во время проведения другими кораблями минных постановок и действий тральных сил.

Полученные в боях повреждения, а также плановый износ деталей вынудили экипаж команды осенью 1916 года стать на якорь в Петрограде для осуществления ремонтных работ. Именно в это время начались мятежи в стране, и крейсер оказался в самой их гуще. Вскоре после начала Февральской революции экипаж корабля стал на сторону рабочих, а тех, кто был не согласен с данным решением, расстреляли. До конца революционных событий команда крейсера активно участвовала во всех их проявлениях. Она входила в состав июльской демонстрации и 3 дня патрулировала Зимний дворец в период корниловского мятежа.

История службы

В середине 1903 года Аврора причислена к отряду контр-адмирала Вирениуса, который отправился на Дальний Восток для укрепления русских военно-морских сил. Во время перехода периодически обнаруживались различные недочеты и неисправности, которые по мере возникновения исправляли. Кампания оказалась успешной, 5 апреля 1904 года крейсер вернулся со своим отрядом.

Тихоокеанская эскадра

Практически сразу после возвращения Аврору включили во Вторую Тихоокеанскую эскадру. Во время подготовки к кампании крейсер отремонтировали, усовершенствовали артиллерию. Командиром в июле назначили Е. Р. Егорьева (ранее был И. В. Сухотин). Во время боевой подготовки выявили еще несколько недочетов, которые быстро исправили.

Во время похода Тихоокеанской эскадры обстановка была напряжена, так как ожидалось японское нападение. Орудия были постоянно заряжены. Атака началась ночью с 8 на 9 октября. Во время перестрелки Аврору приняли за корабль противника и перенесли огонь на нее. Повреждения были незначительны, но из-за ранения скончался судовой священник. Причиной инцидента, названного Гулльским, оказалась британская рыболовецкая флотилия. Возникли осложнения с Великобританией.

Во время похода было несколько труднейших участков маршрута, включая Индийский океан. Подготовка к бою началась 26 марта 1904 года. 14 мая началось Цусимское сражение. Первый выстрел нечаянно совершили на броненосце Орел – начался бой. Во время него Аврора получила ряд повреждений, капитан Егорьев был смертельно ранен. Командование перешло сначала к старшему штурману Прохорову, затем к старшему офицеру.

Во время боя осколки 6 раз сбивали флаг Авроры, но его неизменно поднимали, хоть он уже и превратился в лохмотья. К концу боя Аврора потеряла одного офицера, 9 матросов, было ранено 82 человека (в основном комендоры и орудийная прислуга).

Эскадра была полностью расстроена. С адмиралом Энквистом помимо Авроры оставались только крейсеры Олег и Жемчуг. Вернуться во Владивосток им не давали японские корабли. В мае русские корабли прибыли в Манилу, но им приказали разоружиться или в течение суток покинуть порт. С разрешения императора командиры крейсеров дали подписку о неучастии в военных действиях. Во время стоянки в Маниле раненых вылечили в морском госпитале, произвели ремонт крейсеров.

23 августа 1905 года произошло подписание Портсмутского мирного договора, поэтому отряд начал готовиться к возвращению на Родину. Произошло оно зимой 1906 года.

Цусимское сражение

Вооружение

Революционный нрав корабля

Не единым выстрелом славен мятежный корабль. Еще за несколько лет до исторических событий 1917 года, в 1905-м, разоруженная «Аврора» стояла в манильском порту под контролем американцев после Цусимского сражения. Филиппинские острова оказались тюрьмой для чудом уцелевших матросов, вынужденных питаться гнилой пищей, не имевших возможности связаться с родными, охваченных назревающей вспышкой гнева. На мачте успели поднять международный сигнал, символизирующий начавшийся бунт, что повлекло прибытие на борт местной полиции и портовых чиновников. Авроровцы выдвинули свой ультиматум – улучшение питания и немедленная раздача адресованных матросам писем. Условия были приняты американцами, но незамедлительно повлекли за собой новую вспышку мятежа – вскрытые конверты и прочитанные письма, наконец, оповестили моряков об ужасах «кровавого воскресенья». По возвращении в Россию, большинство матросов было списано с корабля – таким образом царское правительство стремилось разъединить сложившиеся боевые экипажи во избежание революционных настроений. Попытки не увенчались успехом, и в будущем именно моряки, в том числе и новобранцы, составили революционный костяк России.

От Цусимы до Манилы

В свою первую кампанию свежепостроенная «Аврора» отправилась в 1902 году, а через два года уже стала участницей Русско-японской войны. На долю крейсера выпало участие в долгом переходе Второй Дальневосточной эскадры с Балтики на Дальний Восток и в печально знаменитом Цусимском сражении. Кстати, в Цусимском проливе «Аврора» была единственной из трех крейсеров типа «Диана»: два других корабля оставались в осажденном Порт-Артуре. Крейсер входил в состав крейсерского отряда под командованием контр-адмирала Оскара Энквиста и вместе с другими кораблями этой группы после завершения сражения ушел в сторону Манилы. В конечном итоге именно на борту «Авроры» в этот порт прибыл командир отряда контр-адмирал Энквист: ему пришлось перейти на крейсер, поскольку его командир капитан 1-го ранга Евгений Егорьев погиб, а принявший командование старший помощник Аркадий Небольсин был трижды ранен.

Восстановление крейсера «Аврора»

Начало работ по восстановлению

Согласно официальной информации, восстановление крейсера «Аврора» началось в 1945 году, сразу после окончания Второй мировой войны. Многие специалисты принимали участие в работах, которые продолжались несколько лет. На первом этапе было произведено восстановление корпуса судна, а также внутренних помещений.

Однако, по мнению экспертов, многие детали, восстановленные в те годы, не соответствовали оригинальным. Поэтому, в начале 21 века, было принято решение о полном реставрационном проекте.

Основные этапы восстановления

В период с 2005 по 2014 годы прошел основной этап восстановления крейсера «Аврора». Реставрационные работы проводились на высшем уровне с привлечением лучших специалистов. Были восстановлены многие детали, которые потерялись со временем.

В табличке, установленной на борту корабля «Аврора», можно увидеть список работ, проведенных в 2014 году. Среди них — восстановление кабелей, трубопроводов, рулей и прочих устройств. При этом все работы проводились с соблюдением оригинальных технических характеристик.

Значение восстановленного крейсера

Восстановленный крейсер «Аврора» является не только памятником истории, но и ценным объектом для исследований в области морской техники. Благодаря проведенным работам удалось сохранить оригинальные чертежи и технические решения, которые могут быть использованы в современных проектах судостроения.

Кроме того, восстановленный крейсер продолжает привлекать многих туристов со всего мира. Различные музеи и выставочные залы устраивают уникальные экспозиции, которые позволяют более глубоко погрузиться в историю России и мирового флота.

Орден с крейсером «Аврора»

В 1967 году в истории крейсера произошло еще одно знаменательное событие. В этом время он стал дважды орденоносным. До этого еще не один корабль не удостаивался подобной чести. К 10-летию Октябрьской революции крейсер получил Орден Красного Знамени, а к 50-летию Октября – орден Октябрьской революции. Интересно, что на ордене Октябрьской революции изображен крейсер «Аврора». В августе 1984 года крейсер поставили на капитальный ремонт, который завершился к 70-летию революции в 1987 году. Ремонт был необходим, так как его подводная часть находилась в критическом состоянии. В результате днище было выстроено заново. В результате крейсер «Аврора» занимает прочное место в истории России.

В наши дни крейсер первого ранга «Аврора» является кораблём — музеем и посетить его можно в Санкт-Петербурге на Петроградской набережной.

В итоге, крейсер «Аврора» стал главным символом Октябрьской Революции в России и до сих пор имеет большое значение для страны. Его история богата событиями и является одной из самых увлекательных тем для изучения истории России. Крейсер «Аврора» — это не просто корабль, это произведение истории, которое всегда будет оставаться в сердцах российского народа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: