Святая ольга: почему княгиня, которая четырежды жестоко мстила за убийство мужа, стала равноапостольной

10 интересных фактов о княгине ольге — первой женщине-правительнице на руси

Примечания

Г. Г. Литаврин. Путешествие русской княгини Ольги в Константинополь: Проблема источников. — В кн.: ВВ. М., 1981, т. 42; Он же. О датировке посольства княгини Ольги в Константинополь. — История СССР, 1981, № 5; Он же. Состав посольства Ольги в Константинополь и «дары» императора. — В кн.: Византийские очерки. М., 1982; Он же. Древняя Русь, Болгария и Византия в IX-X вв. — В кн.: IX Международный съезд славистов: История, культура, этнография и фольклор славянских народов. М., 1983.
Г. Г. Литаврин. О датировке…, с. 173-183.
Евгения Булгара архиепископа славенского и херсонского историческое розыскание о времени Крещения Российской Великой Княгини Ольги. СПб., 1792, с. 81 и след. Пользуюсь случаем поблагодарить Б. А. Рыбакова, указавшего мне на это сочинение и предоставившего возможность с ним ознакомиться.
Constantini Porphyrogeniti. De cerimoniis aulae byzantinae libri duo. Bonnae, 1829, vol. I, pp. 571.11-16; 580.9-15.
Г. Г. Литаврин. Состав посольства…, с. 72-73.
1 Д. В. Айналов. Княгиня Ольга в Царьграде. — В кн.: Труды двенадцатого Археологического съезда в Харькове, 1902. М., 1905, т. III, с. 17.
Мои возражения исследователям, усматривавшим в священнике Григории, который участвовал в приемах, личного духовника Ольги, см.: Г. Г.Литаврин. Состав посольства…, с. 84-85.
Г. Острогорский. Византия и киевская княгиня Ольга. — In: To Honor of Roman Jakobson. The Hague; Paris, 1967, vol. II, p. 1466.
Const. Porphyr. De cerim., I, p. 393, 395, 397, 687.2, 690.15.
Ibid., p. 690.21-22.
Ibid., p. 398-400, 405.
Ibid., p. 305.20, 402-403, 405.12-14, 684.17-18; ср.: J. Verpeaux. Pseudo-Kodinos: Traite des offices. P., 1966, p. 204.8-11, 214.13-24.
H. Мушмов. Монетите и печатите на българските царе. София. 1924, с. 157; Он же. Новооткрите средневековни печати от България. — Изв. на Бълг. археол. ин-т. София, 1929, т. V, с. 225-230.
Цит. по: Извори за българската история. София, 1961, т. VIII. Гръцки извори, т. IV, с. 59, 103, 104.
Извори за българската история. София, 1960, т. VII. Латински извори, т. II, с. 137, 147, 160, 161 и др.
Гръцки извори, т. IV, с. 114, 116.
В. Златарски. Намереният в Албания надпис с името на българския княз Борис-Михаил. — Slavia, 1923-1924, vol. II, p. 61 sq.
M. Г. Попруженко. Синодик царя Бориса. София, 1928, с. 87-88.
Constantine Porphyrogenitus. De administrando imperio. Ed. Gy. Moravcsik, R. J. H. Jenkins. Bp., 1949, p. 150.62, 154.45, 49, 54, 64.
Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. Изд. подгот. Я. Н. Щапов. М., 1976, с. 14, 16, 18 и сл.
Там же, с. 154 и сл.
ПСРЛ. М., 1962, т. I, стлб. 240.
См. обзор литературы: А. Н. Сахаров. Дипломатия Древней Руси: IX-первая половина X в. М., 1980, с. 264-265 и сл.
Ж.-П. Ариньон. Международные отношения Киевской Руси в середине Х в. и крещение княгини Ольги. — В кн.: ВВ. М., 1980, т. 41, с. 117.
А. А. Зимин. Память и похвала Иакова Мниха и житие князя Владимира по древнейшему списку. — В кн.: Крат. сообщ. Ин-та славяноведения. М., 1963, т. 37, с. 70.
loannis Scylitzae Synopsis historiarum. Ed. I. Thurn. Berolini; Novi Eboraci, 1973, p. 239.59-240.86.
Leonis Diaconi Historiarum libri decem. Bonnae, 1828, p. 63.11.
G. Ostrogorsky. Geschichte des Byzantinischen Staates. Munchen, 1963, S. 235-237; D. A. Zakythinos. Byzantinische Geschichte. Wien; Koln; Graz, 1979, S. 199.
Д. В. Айналов. Указ. соч., с. 1-4.

Что сказано в житии?

Продолжая рассмотрение вопроса о крещении Руси и Ольге как ее правительнице, первой в стране, официально принявшей христианство, нужно сказать, что о ее трудах в житии говорится следующее. Правила она подвластными землями как разумный и сильный мужчина. Она твердо держала в руках бразды правления и мужественно защищала страну от вражеских набегов. Недруги боялись ее, а свои люди любили. Во всех управленческих делах она проявляла мудрость и дальновидность.

Ольга была в душе милосердной, помогала малоимущим, убогим и нищим. Справедливые просьбы быстро доходили до ее сердца, и она их исполняла. Под ее руководством государство росло и укреплялось. Шло строительство городов, которые окружались дубовыми и каменными стенами.

Во время правления Ольги были установлены первые государственные границы Киевской Руси. Богатырские заставы, о которых говорится в былинах, охраняли мирную жизнь и от кочевников, нападавших с востока, и от западных набегов. На Русь с товарами ехали чужеземные купцы. В русское войско с большой охотой вступали скандинавские наемники. Постепенно Русь превращалась в великую державу.

Равноапостольная

Ольгу называют святой равноапостольной княгиней. Так же называют и царицу Елену, мать императора Константина, в честь которой Ольга была крещена. Что это за чин такой? Почему их так называли

В самом слове кроется ответ: равные апостолам. В чем была миссия учеников Христовых? – нести проповедь христианства в разные страны и народы, чтобы как можно большее число людей узнало о Христе. И те, кто принимал в этом участие, как святая княгиня Ольга, называются равноапостольными. Она способствовала тому, чтобы вера Христова пришла на Русь, чтобы в храмах, которые создавались, звучала проповедь Евангелия, и все люди могли, придя в храм, услышать эту проповедь и принять крещение. Благодаря ей христианская вера на Руси перестала быть экзотикой.

При жизни Ольги христианство в Киеве давало первые росточки. По свидетельству современников, Крещение радикальным образом изменило княгиню. Это не значит, что она, будучи до Крещения женщиной, мудрой и волевой, после принятия Христа стала мягкой и слабой. Ольга осталась такой же, но теперь все силы души она направила на служение другим идеалам.

Княгиня скончалась в 969 и была похоронена году по христианскому обряду. В 1007 году, после постройки легендарной Десятинной Церкви в Киеве, тело княгини было перенесено в этот храм. По легенде, в каменном склепе было проделано окошечко, и было видно, что останки этой великой женщины нетленны. Ее святость никогда не ставилась под сомнение.  С XIII века имя Ольги стало крестильным, ее признали святой не только на Руси, но и в Чехии, и на Балканах. А в 1547 году Ольга была причислена к лику равноапостольных – то есть тех, чьи труды в деле миссионерства сравнимы с трудами апостолов. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, мученицы Фекла и Апфия, римская императрица Елена и просветительница Грузии Нина).

По материалам журнала «Фома»

История Русской Церкви. Княгиня Ольга 

Правление Ольги после гибели Игоря

«Ольга мстит древлянам» Чориков Б. А.

После гибели Игоря в 945 году от рук древлян Ольга взяла власть в свои руки как регент при малолетнем сыне Святославе. Она жестоко отомстила древлянам за смерть мужа, уничтожив их посольства хитростью и разорив их столицу Искоростень.

Затем Ольга ввела в подвластных Киеву землях четкую систему сбора дани – “уроки” и “уставы”, определила размеры дани и сроки ее сбора. Была введена должность тиуна – княжеского наместника в каждой административной единице.

Также при Ольге впервые на Руси стала вводиться письменная отчетность по сбору налогов. Эти меры упорядочили систему обложения подвластных Киеву территорий и увеличили доходы казны.

Мстила за смерть супруга в 4 этапа


Не многим известно о том, что княгиня Ольга мстила за смерть своего мужа. Она сильно скорбела о нем, но ее сильный характер не дал ей долго находиться в таком состоянии.

После того, как муж Ольги был убит, древляне решили прислать к ней сватов, чтобы звать ее замуж. Но по приказу княгини, ладья, на которой прибыли гости, была отнесена во двор терема. Именно там всех сватов закопали живьем.

После первой выполненной мести, Ольга решила просить, чтобы к ней снова пришли самые лучшие мужчины для будущего замужества. Когда люди прибыли, то были сожжены в бане живьем.

Но и на этом княгиня не остановилась. Однажды вместе со своей дружиной, она прибыла на землю древлян. Во время небольшой трапезы, Ольга напоила всех и велела своим воинам рубить их. В тот день было убито около пяти тысяч человек.

Последнее, что сделала Ольга, так это сожгла столицу вместе с древлянами. Во время летнего периода, она привязывала к птицам средства с зажигательной смесью, а затем отправляла их в город, где проживали эти народы.

Причины принятия христианской веры

Спустя годы Ольга начала склоняться к тому, чтобы принять христианство. Ученые утверждают, что это связано с такими причинами:

  1. Желание объединить разобщенные славянские племена. Этому могла способствовать только общая вера.
  2. Необходимость превратить Русь в более цивилизованное государство. Обряды язычников воспринимали в других странах как варварские.
  3. Потребность подражать европейскому примеру. Многие государства на тот момент уже приняли христианскую религию.
  4. Потребность сблизиться с культурно развитой Византией и повысить уровень образованности людей.

Перед крещением княгиня вместе с послами направилась в Константинополь. Там Ольга собиралась лично встретиться с правителем, посетить православные храмы и ознакомиться с особенностями ритуалов для принятия окончательного решения.

Как крестили Ольгу

Чтобы подать пример для наследников и улучшить развитие своего государства, в 957 году княгиня приняла христианство. Ее крестил сам император Византии Константин Багрянородный. При крещении правительница получила имя Елена.

Согласно преданию, императора поразили красота и ум Ольги. Он предложил ей вступить в брак, который помог бы сблизить могущественные державы. Но княгиня решила хранить верность своему погибшему супругу и ответила отказом. При этом женщина проявила мудрость и дипломатичность

Она акцентировала внимание императора на том, что крестный отец не может взять в жены свою крестницу

После крещения Ольга вместе со своей многочисленной свитой направилась обратно в Киев. Император хорошо одарил свою крестницу. Она получила от правителя Византии золото, драгоценности, утонченные сосуды.

Шекспировская героиня

Чем интересна фигура княгини Ольги для нас, современных людей, живущих в атмосфере культа политкорректности и толерантности, — так это тем, что она фигура очень «пререкаемая». Часто, когда разговор заходит о христианских святых, критики Церкви говорят, что их у нас слишком много, и среди них есть абсолютно «нерукопожатные» люди, которых невозможно канонизировать. Такие споры велись про святых воинов, правителей, про императора Николая… Суть обвинений в том, что, дескать, люди, которые совершили целый ряд определенных поступков, не могут быть святыми. И как может быть святой княгиня Ольга, когда она так жестоко расправилась с древлянами? Речь идет об известных событиях, когда древляне убили ее мужа Игоря, а Ольга жестоко отомстила за его смерть, причем неоднократно.

О да! Первый раз – это когда к ней прибыли послы древлян, а она приказала вырыть глубокую яму и закопать их там живьем, причем вместе с кораблем. Когда прибыли другие древлянские послы, она приказала затопить им баню, где они и были сожжены живьем…

Потом она приехала в земли древлян справить тризну на могиле мужа, во время которой древлян хорошенько напоили и, по некоторым летописным сведениям, перебили пять тысяч человек. А затем уже была известная история с птицами, которых древляне прислали ей в виде дани, а она велела привязать к лапам птиц горящие тряпки и отпустить домой. Птицы вернулись, естественно, на свои насиженные места. Так город был сожжен.

И как к этому ко всему относиться?

Здесь нужно понимать два момента. Во-первых, совершая эти поступки, Ольга была еще язычницей, не христианкой. А мы знаем, как сильно крещение может изменить человека. Случаются и кардинальные перемены – об этом свидетельствует пример князя Владимира. Когда он крестился, то совершенно переменил свою жизнь. Мы и по себе это знаем, как меняется жизнь после того как мы проходим через таинственные воды крещения вслед за Христом и возрождаемся к новой жизни. Действительно, если человек с верой преступает к этому таинтву, то его жизнь меняется.

Иными словами, если мы сейчас беремся судить людей того времени, мы часто забываем, что рассуждаем с позиции культуры, в которой христианские ценности укоренились уже как норма, и Заповеди Ветхого и Нового Завета для нас по меньшей мере не являются открытием.

Конечно. Как бы то ни было, но мы все же жители христианской цивилизации, которой уже много веков. Это впиталось в наши плоть и кровь, несмотря даже на то, что мы порой протестуем против христианства, пытаемся найти другие пути в своей жизни и так далее. Но тем не менее… Скажем так: мы разные растения, но грядка у нас одна

Поэтому, чтобы со своими мерками подойти к дохристианской жизни, нужно проявить большую осторожность и мудрость. Наш подход напоминает реконструкции телестудии БиБиСи, где сражаются герои в красочных костюмах, показывают нам это в 3D, и нам кажется, что так все и было

На самом деле, мы очень много туда привносим своего. А чтобы понять события тех веков, лучше читать хроники и летописи того времени, пытаться понять мир того человека.

Княгиня Ольга и Крещение Руси

Отец Сергий, а можем ли мы говорить, что Ольга имела какое-то отношение к последующему Крещению Руси, которое было в 988 году при участии ее внука, святого равноапостольного князя Владимира? Ведь Ольги тогда уже не было в живых?

Возможно, прямого влияния на князя Владимира она и не имела, но память ее почиталась – это несомненно. Кроме того, будучи правительницей Руси, Ольга очень многое сделала для проповеди христианства. У нее было языческое окружение, ее сын Святослав тоже был язычником. И при этом на Руси строились православные храмы. В том же Киеве, еще до Крещения Руси, было немало православных церквей. Кстати, княгиня Ольга была у нас родоначальницей каменного строительства, и строила она не пустые сооружения, а храмы. В этих храмах были священники, там совершалась Литургия, там звучала молитва – первая на Русской земле христианская молитва. Поэтому несомненно, княгиня Ольга, которую очень часто на иконах изображают с маленьким храмом в руках, как всех храмостроителей, уже этим оказала влияние на то, чтобы впоследствии на Руси появилось православие. Она искренне молилась о том, чтобы Русская земля была просвещена светом Христовой веры, и это впоследствии произошло.

Почему же ей не удалось сына-то своего, Святослава, крестить?

Думаю, нам по-человечески именно это как раз и понятно. У любой мамы, которая пытается привести своих детей в Церковь, тут не будет вопросов: все знают, насколько это сложно. Не могу сказать, стояла ли перед Ольгой вообще такая цель – крестить Святослава. Но, поскольку она была мудрой правительницей, она, возможно, понимала, что не стоит на него давить – на это завязано очень много политических узлов, да и дружина вся некрещеная… Насильственное введение христианства чревато разными потрясениями. Даже при Крещении Руси князем Владимиром они были – потому что языческая вера так просто не отступала. Возможно, Ольга не была готова к таким поворотам, поэтому делала другое: она давала возможность быть христианству на Руси до всеобщего крещения.

Легенды или факты биографии святой княгини Ольги

А что вообще известно о жизни княгини Ольги? Мы знаем, что она была первой нашей правительницей-христианкой. Но есть еще какие-то факты? Или только легенды?

Мы знаем историю жизни Ольги из летописей и из ее жития. Она была женой князя Игоря Рюриковича, есть описание их романтической встречи… Имя Ольга –скандинавского происхождения (Helga). Она была простой, ничем не знаменитой девушкой, не знатного рода, встретились они случайно. И потом, когда Игорь собрался вступить в брак, он вспомнил про эту девушку и сделал ее своей женой, княгиней.

Есть еще одно очень интересное предание о ней – его передают жития святой княгини Ольги. Речь идет об эпизоде накануне ее крещения. Как известно, Ольга славилась разумом и красотой. К моменту крещения она была вдова. И вот византийскому императору Константину она так понравилась, что он захотел взять ее в жены. Но Ольге это пришлось не по сердцу, она отвергла притязания императора, сославшись на то, что она язычница, а он христианин, и такому браку совершаться не подобает. Когда же Ольгу окрестили (а Константин, как мы помним, стал ее крестным отцом), император у нее спросил: «Ну, теперь ты христианка, теперь ты пойдешь за меня?» На что она ответила: «Нет, теперь я твоя крестная дочь, и в брак мы с тобой вступить не можем». Константин похвалил ее за разумность, богато одарил и отпустил домой.

Часть историков сегодня скептически смотрит на некоторые эпизоды ее жития. В частности, это касается сватовства императора Константина Багрянородного и знакомства Ольги с князем Игорем: была ли она простолюдинкой, познакомились ли они случайно и так далее. Что же до Константина, то мог ли он заинтересоваться нашей княгиней, которая была уже в почтенных летах? Так что же это – предания или факты?

Дело в том, что человек живет не только точными знаниями, но еще и верой. И я бы так сказал: есть две истории. Одна – те точные сведения, которые мы знаем и которые в случае Ольги можно свести к нулю. Потому что разве мы можем что-то знать о той эпохе, если мы не были свидетелями? Даже те события, которые происходят сейчас, глазами пяти разных человек могут трактоваться по-разному. Что уж говорить о том, что было много веков назад. И есть другая история – Божья, в которой самое главное – смысл. И какой истории поверить? Лично я склонен поверить той, которая Божья, которая отражена в житии. Потому что она дает человеческое, христианское осмысление масштаба и роли княгини Ольги.

А оспорить можно все что угодно. Это разговор из серии «докажите, что Бог есть», или «объясните, что такое Бог-Троица» – вот так прямо вытащите из кармана и покажите! Но это не те вещи, которые можно просто так взять и доказать. Я бы ответил словами булгаковского персонажа: что это у вас, чего ни хватишься – ничего нет!

Распространение христианства на Руси

В период правления Ольги язычество и христианство продолжали достаточно мирно уживаться на русской земле. Несмотря на то, что княгиня крестилась, ее единственный наследник отказывался перейти в новую веру и продолжал жить согласно старым правилам. Княгиня не раз предлагала сыну принять христианство, однако каждый раз он предпочитал язычество. Вместе с тем Святослав не возбранял своей матери обращать в византийскую веру воинов и других людей.

Став православной, Ольга проявила искреннее желание повсеместно распространить христианство, проповедовать и приобщать к нему русский народ. Время ее пребывания во главе государства, а также период, последовавший после передачи власти Святославу Игоревичу, ознаменовались:

  • возведением Николаевского храма в Киеве, который был заложен на могиле Аскольда (этот князь являлся для Руси первым правителем, принявшим учение Христа);
  • основанием храма во имя Святой Троицы, ставшего главным православным собором Пскова;
  • строительством в столице Руси храма Святой Софии;
  • приглашением в 960 г. в Киев христианских миссионеров из Германии, прибывших во главе с епископом Адальбертом.

Деятельность княгини в Киевской Руси давала достаточно щедрые плоды. Крещение Ольги было воспринято многими людьми благосклонно и привело к первому этапу искоренения языческих обычаев. Народ любил свою мудрую и смелую правительницу, а потому охотно следовал за ней. Некоторые даже решали отправиться в Константинополь, где, подобно великой княгине, также проходили таинство крещения.

Византийские источники о визите Ольги

Византийские источники сообщают об одном визите княгини в Константинополь. Он подробно описан Константином Багрянородным в сочинении «О церемониях» без указания года события. Зато указаны даты официальных приемов: 9 сентября среда (прибытие Ольги) и 18 октября воскресенье. Такое сочетание даты и дня недели соответствует 946 и 957 годам. Выделяется длительное нахождение Ольги в Константинополе. При описании приемов называются василевс (Константин Багрянородный) и багрянородный василевс Роман. Известно, что сын Константина Роман II Младший формальным соправителем своего отца стал в 945. Упоминание детей Романа на приеме говорит о 957 годе, который по этой причине считается общепринятой датой крещения Ольги.

Однако Константином нигде не упоминается о целях визита Ольги и ее крещении. В составе свиты княгини называется священник Григорий, на основании чего некоторыми историками (в частности, академиком Б. Рыбаковым) высказано предположение, что Константинополь Ольга посетила уже крещеной. В таком случае встает вопрос, почему Константин княгиню именует языческим именем, а не Еленой, как это делалось Продолжателем Регинона. В более позднем византийском источнике (XI века) сообщается о крещении в 950-х годах.

О крещении в Константинополе упоминает и Продолжатель Регинона, причем упоминание императора Романа говорит о крещении именно в 957 году. Свидетельства Продолжателя Регинона могут считаться достоверным, так как под этим именем, по мнению историков, писал епископ Адальберт Магдебургский, который возглавлял неудачную миссию в Киев (961) и сведения имел из первых рук.

По сведениям большинства источников, княгиня Ольга крещение приняла в Константинополе 957 года, и ее крестили патриарх Полиевкт и Роман II, сын и соправитель Константина VII. Решение о принятии веры Ольга приняла заранее, хотя в летописной легенде это решение представлено как спонтанное. Нет сведений о людях, которые распространяли на Руси христианство. Возможно, ими могли быть болгарские славяне (в Болгарии крещение принято в 865 году), поскольку во многих ранних древнерусских летописных текстах прослеживаются влияние и воздействие болгарской лексики.

Византийский рассказ о приеме Ольги в Константинополе озаглавлен таким же образом, как озаглавливается беседа патриарха Фотия о нашествии Руси, то есть посещение Константинополя Ольгой на греческом языке обозначено выражением, которое имеет смысл военного похода или нашествия. Новгородский патриарх Антоний указывает, что в храме Святой Софии ему показывали «блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда она взяла дань ходивши на Царьград».

Начало христианизации Руси

Ольга начала политику христианизации Руси. Согласно летописям, в 955 году она совершила паломничество в Константинополь и приняла там крещение от императора Константина VII Багрянородного, получив христианское имя Елена.

По возвращении в Киев Ольга энергично приступила к распространению христианства. Однако ее сын Святослав и его дружина оставались язычниками. Княгине пришлось преодолевать их сопротивление. Тем не менее, ей удалось крестить часть киевлян и построить в Киеве первые христианские храмы.

“Крещение княгини Ольги” И. Акимов

Также известно, что Ольга предприняла поездку с миссионерскими целями в северные земли, крестила там местное население, уничтожала языческие идолы и возводила церкви. Хотя полностью христианизировать Русь при жизни Ольги не удалось, она заложила важнейшие основы для последующего принятия христианства при ее внуке Владимире.

Реформы княгини Ольги

За свои годы правления княгиня Ольга провела ряд важных реформ, но в целом число изменений было невелико. Однако, именно эти изменения прижились, и в том или ином виде существовали веками, вплоть до реформ Петра I, который многое перекроил на европейский манер.

Налоговая реформа

Она была проведена с целью укрепить власть Киевского престола, ослабить власть мелких племенных правителей и упорядочить сбор дани. В прошлом эта дань, так сказать, добровольно-принудительная, называлась полюдьем, и выплачивалась она во время объезда князем подвластных ему земель. Начатая в 946 году налоговая реформа княгини Ольги упорядочила этот процесс. Она создала “уроки”, которые означали конкретный объём выплат и срок, в который они должны быть уплачены. Осуществлялись эти выплаты раз в год, в основном в виде мехов, различных изделий и прочих ценностей.

Муж княгини Ольги, Игорь Рюрикович, погиб именно во время сбора полюдья, так что она сделала выводы, и князья перестали лично объезжать земли за данью – вместо этого плату стали доставлять на погосты

Административная реформа

Она неразрывно связана с налоговой реформой княгини Ольги. По её приказу на Киевской Руси был основан ряд “погостов”, то есть центров торговли, на территории которых и происходил сбор “уроков”, то есть дани. Позднее на территории погостов началось строительство храмов и крепостей, что привело к увеличению их роли. На каждый погост был назначен тиун, ответственный сборщик налогов. До налоговой и административной реформы княгини Ольги роль тиунов у славянских племён выполняли скотники, обязанности у которых были примерно такими же.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: