Пираты российской империи

Великие географические открытия - кратко

Название

Слово «ушкуйник» происходит от названия судна, на котором они ходили, – узкого и весьма быстроходного весельно-парусного ушкуя, способного вместить примерно 30 человек. Эти лодки было несложно перетаскивать через пороги и между руслами близких рек. Скорее всего, название лодки связано с полярным медведем, который так назывался в те времена и морда которого чаще всего вырезалась из дерева на носу судна. Но есть и другие варианты происхождения слова. Например, от древневепского слова «лодка» или от слова «узкий», которое, как говорят вятские историки, всего сотню лет назад произносилось как «ушкой».

Протезы

Железный крюк вместо руки, деревянная колотушка, торчащая из рваной штанины, черная повязка на глаз, за которой так удобно прятать «черную метку» — таким образ пиратов для нас рисовали художественные фильмы и детские мультики.

Безусловно, полная опасностей пиратская жизнь зачастую влекла за собой потерю тех или иных конечностей или жизненно-важных органов, но в действительности пиратов-инвалидов было не так уж много. Дело в том, что ампутация руки или ноги — это довольно сложная операция, требующая качественной анестезии, постоянных перевязок и противоинфекционной терапии.

Во времена расцвета пиратства корабельные лекари, вооруженные остро отточенным ножом и плотницкой пилой для перепиливания костей, могли предложить своим пациентам разве что добрую кружку рома, тряпичную повязку и личинок навозных мух вместо антибиотиков. Немудрено, что немногим удавалось выжить после такого лечения. Пациенты умирали от потери крови прямо на хирургическом столе или от занесенной инфекции несколько позже, но в девяти случаях из десяти итог был один — неминуемая смерть.

Что касается повязки, закрывающей один глаз, то вокруг нее появилась интересная теория. Ее частое применение пытаются объяснить желанием сохранить «ночное зрение» хотя бы на одном глазу, чтобы быстро адаптироваться к темноте вражеского трюма и не оказаться слепым котенком в окружении вооруженных врагов в первые секунды после попадания туда с ярко освещенной палубы. Но на практике эта теория не выдерживает критики.

Куда более логичным видится более традиционное объяснение: дерево, из которого строились тогда все корабли, при попадании пуль, картечи и ядер разлетается на тысячи мелких щепок — именно они и были самой частой причиной потери зрения у моряков, а повязка была призвана защитить поврежденный глаз от попадания инфекции.

«Веселый Роджер»

Знаменитый пиратский флаг с ухмыляющимся черепом видится чуть ли не обязательным атрибутом любого морского разбойника, но в реальности все обстояло совсем не так. В зависимости от национальной принадлежности своей жертвы и окружающей обстановки, пираты использовали государственные флаги тех стран, которые не вызывали лишних подозрений и позволяли подобраться к атакуемому судну как можно ближе — настолько близко, чтобы спасаться бегством было уже поздно. С другой стороны использование флагов нейтральных стран позволяло избежать лишнего внимания со стороны военно-морских кораблей, действующих в этом районе.

Черный флаг, ставший основой «Веселого Роджера», использовался для обозначения смертельно опасной болезни, поразившей экипаж — чумы или холеры, свирепствовавших в то время повсеместно. Он сигнализировал всем окружающим, что от этого судна следует держаться подальше. Использование пиратами такого флага могло быть эффективной защитой от нападения военных кораблей — никто не хотел лишний раз рисковать своей жизнью, чтобы проверить, не скрываются ли там опасные разбойники, или же это действительно несчастные моряки, обреченные на гибель.

Череп и кости, появившиеся на флаге в более позднее время — лишь свидетельство своеобразного художественного вкуса пиратов. Некоторые историки считают, что ухмыляющийся мертвец, изображенный на флаге, сообщал жертвам, что в случае сопротивления пощады им ждать не следует.

Само название, «Веселый Роджер», согласно популярной версии, происходит от французского «Joyeux Rouge», что означает «ярко-красный». Такой флаг должны были поднимать «официальные» пираты-каперы, прежде чем атаковать вражеское судно. Со временем сложные французские слова превратились в более привычное английскому уху «Jolly Roger».

Зачем снаряжались путешествия в Новые Земли?

Великие географические открытия впоследствии повлияли на развитие всего человечества. Благодаря мореплавателям и первооткрывателям удалось обнаружить неизведанные ранее земли, сделать морские маршруты более удобными, открыть новые торговые пути. В результате международная торговля стала масштабнее, а также удалось наладить общественные связи не только между странами, но и целыми континентами.

Мировоззрение людей расширилось, они стали иначе смотреть на обустройство мира. Также стали развиваться многие науки, которые ранее не изучались (история, география, астрономия). Жители Старого Света выяснили, что европейская цивилизация — не единственная в этом мире. Подтвердилась теория о шарообразности земного шара, уточнились представления о ее размерах и жителях.

На рубеже XV-XVI веков Западный мир благодаря мореплавателям с изумлением открыл для себя неизвестные раньше земли — Америку и Южную Африку. Также были найдены новые пути в Индонезию, Китай и Японию. Если до этого люди и помыслить не могли о том, чтобы переплыть Тихий океан или суровые полярные воды, то теперь это стало реальностью.

Путешественников того времени отличала огромная жажда открытий. Но одного желания путешествовать мало. Морские экспедиции становились возможными благодаря техническим и научным открытиям той эпохи:

  • Появление обновленных кораблей (быстроходные каравеллы). Они были приспособлены для длительных плаваний и могли двигаться по толще воды даже при встречном ветре.
  • Создание и расширение навигационных карт. Благодаря им прокладывать курсы в открытом море или океане было гораздо легче.
  • Совершенствовались приборы, которые помогали ориентироваться в морских походах, новых землях: компасы, астролябии.

В открытии новых путей были заинтересованы различные слои населения, но в основном — дворяне, духовенство, купцы и короли.

Зачем же жителям Старого Света были нужны новые земли? Причин тому несколько.

В XV веке пал Константинополь. Все сухопутные пути, по которым в Европу доставлялись разные товары, захватили турки-османы. Они же покорили Северную Африку, ближний Восток и Балканы, перекрыли европейцам доступ к портам Средиземного моря. Жители Европы были вынуждены искать новые торговые пути на Восток.

Сильнее всего европейцы стремились в Индию. Потому что еще со времен античности индийские товары пользовались огромным спросом и популярностью. Богатые ткани, дорогие украшения, золото и пряности манили европейцев словно магнитом.

Купцам приходилось торговать через посредников или путешествовать через враждебные страны. После совершенных Великих Географических открытий образовался единый всеобщий рынок. Европейцы больше не ощущали нехватку желанных товаров.

Зато ощущали нехватку денег на покупку этих самых товаров. Ресурсы драгоценных металлов в Европе неукоснительно истощались. Новые страны давали возможности начать новую добычу полезных ископаемых. И это был весомый повод отплыть от родных берегов.

Еще одна причина, по которой жители Старого Света стремились покорить новые земли — это перенаселение Средиземноморских районов. Людям становилось тесно на родных просторах, ими двигала жажда покорения новых мест.

Стремление покорить новые земли, обогатиться за счет живущих на них народов — еще одна причина первооткрытий. Завоеванные страны постепенно становились колониями мощных европейских держав.

Основные предпосылки Великих Географических открытий

  1. Поиск новых путей для доставки товаров с Востока.
  2. Стремление покорить новые земли, поработить аборигенов, организовать колонии.
  3. Необходимость добычи полезных ископаемых, драгоценных металлов.
  4. Технические и научные открытия, которые давали возможность снаряжать экспедиции.
  5. Перенаселение некоторых стран Европы.

Самые дерзкие нападения древнерусских пиратов

В 1318 году морские ушкуйники отправились в Финляндию и ограбили её столицу Або. При этом они похитили много денег, в их распоряжении оказалась сумма, отложенная на церковные налоги. После этого они отправились в поход по городам Норвегии, откуда вернулись с богатой добычей.

Умудрились ушкуйники совершить нападение и на Золотую Орду в 1360 году. Пройдя на своих судах от устья Камы до Волги, они напали на татарский город Жукотин и захватили его. Поход ушкуйников 1374 года принёс им огромную добычу. В этом году русские пираты, приплыв на 90 кораблях, сумели захватить Сарай, бывшей столицей Золотой Орды. При помощи своих разведчиков они узнали путь в город, ворвались в него и ограбили.

«Ушкуйники. Новгородская вольница». С. М. Зейденберг

Летописцы того времени могли сказать ушкуйникам спасибо за то, что те поспособствовали нанесению города Вятки на карту. Спустя некоторое время после похода на Сарай случился поход ушкуйников на Вятку

В то время городок не был слишком известен, но был достаточно богат, чтобы речные разбойники обратили на него внимание. И именно из-за нападения пиратов город Вятка и стал известен

На службе короля

«Веселый Роджер» пляшущий на ветру, «Ни Бога! Ни короля! Ни Отечества!», анархия и свобода боевого братства — вся эта романтика легко продавалась за возможность легально грабить суда под защитой государственного флага. Когда пираты стали многочисленны и начали доставлять слишком много неудобств национальным интересам, мудрым государственным деятелям пришла в голову очень простая и старая как мир мысль: «Не можешь победить – возглавь!».

Начиная с XVI века, некоторые морские державы по сути легализовали пиратство и начали выдавать морским разбойником «каперские грамоты». Эта грамота официально разрешала грабить и уничтожать врагов государства, выдавшего такой документ.

Подобная практика была выгодна обеим сторонам: пираты получали возможность легально сбывать награбленное и сужали круг своих ненавистников, а государство получало надежных союзников, действующих на неприятельских коммуникациях глубоко в тылу противника.

Более того, некоторые «каперские грамоты» подразумевали раздел добычи между пиратами и государством, выдавшим лицензию. Король мог получать четверть, а в некоторых случаях до трети их добычи, что становилось заметной прибавкой к государственному бюджету.

Испанские каперы, французские корсары и английские приватиры широко развернулись во время морских войн XVII и XVIII веков в Карибском море и по всему Атлантическому океану. Они действовали группами по 5-10 кораблей и могли нападать даже на военные караваны, перевозившие богатую добычу. Все самые известные пираты в мировой истории являлись именно каперами, со временем они и вовсе вытеснили «честный» разбойничий промысел с морских просторов, полностью оправдав изначальные цели своих нанимателей.

Способы ведения боя

Вот в этом вопросе мифология пиратства практически никак не расходится с его практикой. Действительно, основным приемом ведения боя у пиратов был абордаж и последующая рукопашная схватка. Конечно, гораздо безопаснее было бы расстрелять жертву из пушек, но это не гарантировало сохранности ценного груза или самого корабля, который можно было продать в ближайшем порту.

При атаке пиратский корабль стремился как можно ближе подобраться к жертве, а затем открывал огонь из пушек специальными книппелями или ядрами, прочно связанными между собой цепью. В полете они раскручивались и наносили повреждения рангоутам и такелажу. Судно жертвы теряло ход и управляемость, и вот тогда наступало время абордажа.

Но перед этим следовало основательно подготовиться: над палубой пиратского корабля натягивали веревочную сеть, чтобы спасти ее от падающих обломков, на марсы мачт забирались стрелки, чтобы с наиболее удобных позиций обстреливать противника, а все проходы к квартердеку и полуюту баррикадировали бочками и мешками, чтобы создать цитадель для обороны в случае, если абордаж пойдет «не по плану».

Как только приготовления были закончены, корабль пиратов вплотную сближался с противником, с расстояния в 5-10 метров абордажная команда производила дружный залп по вражеской команде и затем бросала кошки, абордажные крючья и багры. Как только два судна сцеплялись намертво, через борта перебрасывались мостки и пираты перебирались на вражескую палубу. Здесь в ход шло разнообразное холодное оружие: шпаги, кортики и ножи.

Особой популярностью пользовались также короткоствольные кремневые пистолеты, которыми очень удобно орудовать в стесненных условиях, к тому же они имели довольно приличный вес, что позволяло после неудачного выстрела проломить голову жертве с помощью металлического навершия рукояти. Пираты также часто использовали гранаты — полые ядра с фитилем, начиненные порохом. Это было страшное оружие, особенно при его применении внутри трюмных помещений. Многочисленные осколки и мощная ударная волна от взрыва оставляли противнику ничтожные шансы на выживание.

Абордажные схватки были крайне жестоки и очень быстро превращались в индивидуальные поединки. На тесной палубе и в замкнутом трюме ни о какой тактике речи не шло, исход боя решали личные навыки бойцов и их ожесточенность. В девяти случаях из десяти победу одерживали нападающие. Пираты проходили жестокий естественный отбор и набирались внушительного опыта в предыдущих сражениях. Гражданские моряки или плохо обученные солдаты с трудом могли противостоять их натиску.

Коротко о первооткрывателях

Христофор Колумб

Уроженец Генуи, итальянец на службе у испанского королевского двора. Снарядил экспедицию для поиска морских путей в Китай и Индию. В своем путешествии принял решение двигаться не на Восток, на Запад, через неизведанный тогда еще Атлантический океан. Этот шаг был нетипичным для тогдашних мореплавателей и Колумба многие посчитали безумцем, чья экспедиция обречена на провал.

Летом 1492 года три корабля Колумба двинулись в путешествие от испанских берегов. Плавание проходило сложно, моряки несколько раз пытались бунтовать. Спустя почти два месяца путешествий, в октябре 1492 года с одного из кораблей раздался выстрел — условный сигнал. Один из матросов приметил горевший на берегу неизвестной земли костер.

Корабли причалили к небольшому острову, который Колумб в дальнейшем назовет Сан-Сальвадор (Спаситель Святой). Дальше путешественники побывали на Гаити, Кубе и других островах Карибского моря.

Но только Колумб и не подозревал, что побывала не в Индии, а в Америке. Результатом такого путешествия стало открытие северной части Южной Америки и Центральной Америки. До конца своей жизни Колумб был уверен, что его корабли проложили новый путь в Индию.

Умер мореплаватель в полной безвестности, всеми забытый, попавший в опалу при испанском королевском дворе. Всемирная слава путешественника и первооткрывателя пришла к нему уже посмертно.

Закончил дело Колумба Америго Веспуччи. Именно этот итальянец, будучи на службе у испанской короны, снарядил экспедицию к американским берегам. Веспуччи назвал их Новым Светом. В 1507 году эта часть суши была названа в честь него — Америкой.

Фернан Магеллан

Основал экспедицию, целью которой был поиск пролива Южной Америки, через который можно было коротким путем попасть из Испании в Индонезию и Индию. Магеллан не сомневался — такой пролив существует.

Осенью 1519 года от испанских берегов стартовала многочисленная экспедиция (265 человек) на пяти кораблях. Спустя год они попали в узкий пролив, который впоследствии назовут Магеллановым. Пройдя по нему, экспедиция оказалась в открытом водном пространстве. Этот океан был неизвестен мореплавателям и встретил их тишиной и штилем. На пути экспедицию не потрясла ни одна морская буря, поэтому Магеллан назвал океан Тихим.

Из пяти кораблей пересекли океан только три — один затонул, другой вернулся назад в Испанию. Пресечение Тихого океана длилась четыре месяца. За это время на кораблях заканчиваются запасы пресной воды и еды, матросы умирали от болезней и голода.

Наконец корабли причалили к неизведанным берегам, названными впоследствии Филиппинскими островами. Здесь оборвалась жизнь Магеллана — он был убит в стычке с аборигенами.

Оставшиеся корабли после его смерти двинулись в Испанию через Индийский океан. Путешествие обратно в Испанию было гораздо труднее, чем первое. В основном из-за отсутствия главы экспедиции — Магеллана. Дух моряков был подавлен. В этом путешествии погибли еще два корабля и лишь «Виктория» добралась до родных берегов. На борту судна находились бесценные пряности и 18 истощенных, похожих на призраков моряков. Такой была цена этого масштабного географического открытия.

Этот дебют — первое кругосветное путешествие, имел громадное значение для науки. Именно Магелланова экспедиция подтвердила, что Земля имеет форму шара.

Васко да Гама

Мореплаватель из Португалии, который нашел морской путь из Европы в Индию. Именно он спустя восемь месяцев плавания вдоль африканских берегов в 1498 г привел свою флотилию в индийский порт Калькутта. Здесь Васко да Гама установил дипломатические и торговые отношения с правителями Индии, после чего вернулся в Лиссабон. Именно это путешествие доказало европейцам — на Восток можно добраться через Индийский океан.

Великие Географические Открытия — важный шаг на пути перехода от Средневековья к Новому времени. Проложив новые морские пути, европейцы стали осваивать новые земли, могущественные державы — создавать колонии. Эти открытия имели целый ряд последствий — позитивных и негативных. Но без экспедиций Магеллана, Колумба и других первооткрывателей карта мира не пополнилась бы новыми континентами, островами и странами.

Первые путешествия и их значение

Первые путешествия и открытия неизбежно связаны с именами великих исследователей и мореплавателей, которые отважно отправились на неизведанные земли, преодолевая огромные трудности и опасности, чтобы расширить границы известного мира. Важность первых путешествий заключается в том, что они открыли новые территории и установили контакты с различными народами и культурами

Это способствовало расширению географического знания, развитию торговых и культурных связей, а также научным открытиям

Важность первых путешествий заключается в том, что они открыли новые территории и установили контакты с различными народами и культурами. Это способствовало расширению географического знания, развитию торговых и культурных связей, а также научным открытиям

Преодоление океанов, путешествия в неизведанные земли и встречи с новыми народами стали важной составляющей развития человеческой цивилизации. Они расширили границы известного мира, помогли в развитии мореплавания, торговли и науки, а также способствовали взаимному обмену и направили ход истории в новое русло

Первые путешествия были революционным шагом в истории человечества и сыграли огромную роль в создании современного мира.

Честные контрабандисты

Пиратство завершило свою историю на Черном море. Но еще долго здесь сохранялся его отголосок — контрабанда. Начиналась она с доставки оружия горцам, продолжавшим борьбу вплоть до 1864 года, а затем приобрела форму незаконной переправки на территорию империи различных недозволенных или укрываемых от уплаты пошлины товаров.

Самая, пожалуй, известная история, связанная с черноморскими контрабандистами, — повесть Михаила Лермонтова «Тамань». Она явно автобиографическая: автор рассказывает о случае, который едва не стоил ему жизни. Нет смысла пересказывать это произведение. Напомним лишь, что подруга контрабандиста, заподозрив героя Лермонтова в том, что он может разоблачить незаконный промысел, попыталась его утопить, к счастью, безуспешно. Надо полагать, перед убийством не остановился бы и сам контрабандист Янко. Неясно, почему Лермонтов назвал таманских контрабандистов «честными». Возможно, это обычное для того времени выражение, обозначавшее не торговцев турецким оружием (Кавказская война еще не закончилась), а контрабандистов, промышлявших «мирными» товарами.

Контрабанда процветала на Черном море долго. Ее последние аккорды прозвучали в начале ХХ века. В 1920-х годах Эдуард Багрицкий написал знаменитых «Контрабандистов»:

Первый русский пират – капер Карстен Роде при Иване Грозном

Расцвет пиратства в мире, так называемый «золотой век пиратов», пришелся на вторую половину XVII века – первую половину XVIII века, а первые упоминания дотируются и вовсе шестым веком до нашей эры! Помимо вольных пиратов, действующих на свой риск и страх, были и каперы – пираты, которые действовали с одобрения властей. Именно такие пираты первым и появились на Руси, при Иване Грозном после Ливонской войны.

Надо отметить, что в этот период времени почти все крупные страны нанимали пиратов для охраны своих портов и нападения на чужие. Также королевский двор часто спонсировал экспедиции для поиска новых земель и построения новых колоний.

В 1558 году русским захватчикам досталась Нарва, крупный морской порт. Началась большая торговля с Россией, поэтому соседи по территории не могли упустить шанса ограбить корабли, идущие в Нарву. Каперские суда даже получали специальные бумаги и грамоты от правителей с одобрением права на захват чужих суден и товаров. Торговый путь с Россией стал опасен.

В ответ на это к 1570 году царь Иван Грозный решил создать ответную каперскую флотилию, так как возможности создать серьезную охрану территории нашими войсками не было возможности. Страна была истощена после войны, возможности полноценно следить за морскими владениями не было.

Возглавлял первый пиратский флот России Карстен Роде, опытный пират из Датского королевства. Он получил звание «царского морского атамана». Также ему была выдана охранная грамота царя и поручение истреблять вражеские корабли огнем, укрываться в русских портах и дружественных странах. Он должен был отдавать каждый третий захваченный корабль в пользу казны Грозного. Опыт заядлого морского бродяги Карстена позволил ему увеличить флот от одного небольшого корабля до шестнадцати суден. На несколько месяцев его флотилия стала главенствующей в Финском заливе. При этом он не выполнял половину обязательств перед Грозным, присваивая большую часть добычи себе, награбленное с двадцати двух кораблей он продал в зарубежных торговых портах.

Его успешная карьера была закончена всего спустя полгода, когда Роде начал захватывать датчан, наших союзников, у которых он укрывал часть своего флота. Он был задержан, следующие несколько лет был заключен в замке Галль и тюрьме Копенгагена. Датский король приезжал к нему лично, шесть лет он пробыл в тюрьмах Дании. Грозный писал дважды датскому королю, описывал захваты и интересовался судьбой пирата.

Больше сведений о нем не появлялось и история первого русского пирата на этом заканчивается.

Пиратство при Петре Первом

Следующей главой в истории пиратства в России будет уже каперство при Петре Первом, что неудивительно, так как империя приобрела государственный регулярный флот. Прорубив окно в Европу, мы получили возможность впервые удерживать и морские территории. Император Петр был увлечен морским искусством, поэтому перенял опыт службы пиратов в государственных целях уже в первой своей морской войне.

Во время Великой Северной войны по приказу императора Сенат выдал поручикам Берлогену и Ладыжевскому специальные указы по нападению на шведские суда. Они поддерживали контроль между битвами, нанося удары на вражеские суда и помогая получить преимущество русской стороне.

Более подробно все правила подобных «пиратских набегов» были расписаны в Морском уставе 1720 года. Так были установлены нормы раздела добытого и награбленного между участниками, а также был прописан закон о запрете лишать жизни пленных. Эти правила были повторно закреплены в 1765 году, получили свое продолжение в договорах Екатерины Второй.

В 1787 году великая императрица издала свод привил для партикулярных корсаров, а специально созданная комиссия решала все вопросы по распределению награбленного имущества. Таким образом, каперство было прописано в законах российской империи и имело государственный характер.

Черкесские пираты

Письменные источники ничего не сообщают о пиратстве на Черном море в византийский период — с IV по XIII века. Надо полагать, что могущественная Византийская империя была способна навести порядок на море и сделать его безопасным для мореплавания. Но с ослаблением власти Византии разбой возвращается.

Первое сообщение о средневековых черноморских пиратах относится к концу XIII века. В отчете капитана Вивальдо Лаваджио, командовавшего в 1290 году итальянской галерой, охранявшей суда правителя Ирана Аргун-хана, содержится сообщение о том, что в районе Джубги он сумел отбить у пиратов награбленные с кораблей греческих и армянских купцов товары.

К XIV–XV векам относятся неоднократные сообщения о морских набегах зихов (черкесов) на земли близ Трапезунда, причем при описании нападения, произошедшего весной 1472 года, отмечается, что «черкесы, прибыв на 24 кораблях, сожгли и разрушили за 300 миль отсюда все поселения побережья, разорили турецкие виноградники и перебили множество народа, а женщин увели в плен, забрав всё имущество и товары».

Итальянские источники сообщают также о нападениях зихов на генуэзские колонии в Крыму и на Тамани.

В XVII–XVIII веках в морской разбой на Черном море включились абхазы. Сохранилось несколько свидетельств того времени о нападениях абхазских пиратов на турецкие города побережья Мингрелии и Гурии.

С новой силой черкесское пиратство расцвело в первой половине XIX века, после захвата Россией Крымского ханства.

Англичанин Эдвард Спенсер, посетивший Черкесию в 1836–1838 годах, подробно описал здешние корабли:

Просвещенный путешественник отметил, что «черкесские суда похожи на камары Страбона». Похожее описание оставил и другой путешественник, нидерландец Тебу де Мариньи, причем в его книге о путешествии в Черкесию в 1818 году приведен рисунок черкесского судна.

Изображение черкесского корабля из книги Тебу де Мариньи «Путешествие в Черкесию», 1818 год

Такие корабли черкесы черноморского побережья использовали для нападения на торговые суда, а иногда даже на боевые корабли Черноморского флота Российской империи. Как докладывал один из русских морских офицеров, «черкесы на своих судах выходили на добычу и днем и ночью, нападали на купцов. Сбивали сперва винтовками людей с верхней палубы, потом бросались с кинжалами на абордаж и в короткое время решали дело».

Вратные подвиги

Отечественное пиратство берет свое начало вовсе не на развалах, где торгуют контрафактными DVD, а в древнем Новгороде

Если тебе довелось там бывать в XI веке, ты наверняка обратил внимание на Золотые ворота храма Софии. Тебя уже тогда смутило, почему памятник русского зодчества снабдили почти готическим элементом дизайна

Так знай же, что Золотые ворота, еще в бытность их медными, украшали крепость Магдебург. Оттуда их в X веке свинтили эстские пираты и повезли в столицу Швеции, Ситгуну. Но не доехали! Враждовавшие со шведами новгородцы в морском сражении отбили ворота у конкурентов (кстати, утопив часть деталей).

Потом их покрыли позолотой — вероятно, чтобы скрыть отпечатки пальцев, — и навесили на храм Софии. Вообще, воротам не стоялось на месте: в 1570-м Иван Грозный перенес их в Александровскую Слободу.

Что из себя представляли ушкуйники Древней Руси

Русский воин-ушкуйник XIV в. с саблей и кистенем

В отличие от не сильно организованных иностранных пиратов, русские ушкуйники были невероятно собранными воинами. Их с малых лет готовили к речным и морским походам, тренировали их выносливость и учили выживать в походных условиях.

Славились русские пираты тем, что были отличными бойцами. Они отлично владели саблями, копьями и мечами. Ещё ушкуйники великолепно стреляли из луков и умели пользоваться арбалетами. Воины отлично ориентировались в темноте, поэтому свои набеги на города они часто совершали ночью.

Все свои набеги и походы ушкуйники совершали с разрешения новгородских князей и снабжавших их известных купцов.

Происхождение

По некоторым данным, уже в XI веке ушкуйники совершали набеги на Югру и булгар, а также и на Литву и Скандинавские страны, которые, впрочем, были менее интересны. Главным богатством в регионе того времени была пушнина, поэтому куда полезнее было контролировать пути на Каме и Волге. В 1181 году они взяли черемисский город Кокшаров. Есть мнение, что вскоре после этого основали Хлынов-Вятку. Эти данные не стопроцентно проверяются, но ушкуйцы наверняка были на протяжении всей своей истории главными игроками в Вятской земле.

Экономическая география того времени складывалась так: центром своза пушнины был Устюг, оттуда, судя по всему, через Вятские земли груз доставляли на Волгу. Еще один маршрут перевозок был по Каме. Через Новгород пушнину отправляли в Англию и Скандинавию, то есть все эти пункты, с точки зрения Новгорода, нужно было бы контролировать, и вот ушкуйники с негласного позволения это и делали.

В поисках Южной Земли

О существовании Америки никто не догадывался, поэтому Колумб и его товарищи очень удивились, когда поняли, что они высадились не в Индии, а на неизвестном прежде материка. А вот о недоступной Южной Земле было известно, что она существует. Древнегреческие ученые считали, что огромные пространства полушарий Земли должны находиться в равновесии. Поэтому считалось, что таким своеобразным противовесом должен быть материк, располагающийся в Южном полушарии.

Однако проверить это никто не решался. Из-за отсутствия достоверной информации карты были неточными. Поэтому мореплаватели не избегали плавать в высоких широтах Южного полушария по бурному и неизведанному океану.

Изначально моряки принимали за берега Южного материка очертания Огненной Земли, которые часто были видны с кораблей, огибающих Америку по Магелланову проливу. Однако в 1616 г. голландскими исследователями было точно установлено, что через пролив от Южной Америки находится остров. Различные легенды и догадки подтверждались рассказами малайцев. Кто-то даже высадился на побережье еще неизвестного материка, но не придал этому никакого значения.

Поиски загадочного Южного материка привели к тому, что в результате голландские моряки открыли острова Океании и впервые причалили к берегу Австралии. Однако европейские путешественники посчитали новую землю частью Новой Гвинеи. Голландцы активно исследовали побережье Австралии в течение 20 лет. С 1616 г. по 1636 г. они нанесли на карту контуры северо-западного, западного и большую часть южного побережья материка, считая его островом.

После экспедиции А. Тасмана стали считать, что Южная земля находится еще дальше в южном направлении. Наконец, во время своего плавания легендарный Дж. Кук сделал вывод, что Южная Земля не существует. В результате конец безуспешным поискам Южной земли, положила экспедиция русских моряков, когда Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева наконец-то открыли Австралию. Только тогда все поняли, что искали ее совсем не в том месте.

Освоение русских земель

Сегодня Россия является самым крупным государством на планете. Однако не всегда ее площади были такими большими. К 11 веку был освоен только юго-западный регион. Восточные и северные территории продолжали ждать появления человека.

В 11–16 веках освоением северных территорий активно занимались новгородцы и поморы. Они совершали морские путешествия с берегов Белого и Баренцева морей. В 16–17 веках первопроходцами стали казаки, основавшие, к примеру, такие города, как Тобольск, Якутск, Енисейск, Тюмень. Они продвигались сухопутным путем или вдоль рек на стругах — прочных весельных лодках.

Имена людей, занимавшихся освоением земель в 11–16 веках, в большинстве своем не сохранились. Но землепроходцев 17 века историки знают немало. Среди них:

  • Иван Ребров, открывший территории северной Якутии;
  • Петр Бекетов, основавший Читу, Олекминск, Нерчинск;
  • Иван Москвитин, первым достигший берега Охотского моря, описавший особенности Сахалинского залива;
  • Семен Дежнев, обнаруживший и переплывший Берингов пролив;
  • Иван Камчатый, открывший полуостров Камчатка;
  • Владимир Атласов, из содержания экспедиции которого стали известны данные о фауне, флоре, климате и населении Камчатки, а также составлена первая карта полуострова.

Сохранившиеся имена русских первопроходцев отображены не только в исторических описаниях. Многие из них есть на карте. К примеру, полуостров Камчатка назван в честь его первооткрывателя Ивана Камчатого. А в честь Семена Дежнева назван крутой горный массив в Беринговом проливе — мыс Дежнева.

Задание 2 ОГЭ по русскому: великие географические путешествия

Второе задание ОГЭ по русскому языку посвящено великим географическим путешествиям. На протяжении всей истории человечества люди стремились исследовать неизвестные земли и океаны, открывать новые места, расширять границы своего мира.

Великие географические открытия, происходившие в XV-XVI веках, сделали значительное влияние на развитие мировой истории. Они были возможны благодаря смелости и отваге мореплавателей, которые рисковали своей жизнью, чтобы найти новые пути к богатствам востока и открыть новые континенты.

  • Одним из наиболее известных географических путешественников того времени был Христофор Колумб, который в 1492 году открыл Америку. Его открытие стало отправной точкой для освоения и колонизации Нового Света.
  • Еще одним знаменитым исследователем был Фернан Магеллан, который первым обогнул земной шар и доказал, что Земля является шарообразной.
  • Важную роль в географических открытиях сыграло создание портоланов — подробных морских карт, на которых отражались открытые земли и морские пути.

Такие путешествия расширили кругозор людей, привнесли новые знания и перевернули представления о мире. Они также стали источником сокровищ и богатств для испанских, португальских и других стран, принимавших участие в этих экспедициях.

Великие географические путешествия оставили неизгладимый след в истории человечества и являются одной из важных тем ОГЭ по русскому языку. Изучая эти открытия и их последствия, мы можем лучше понять, как формировался современный мир и какие трудности приходилось преодолевать исследователям.

Заключение

Реальность всегда выглядит гораздо прозаичнее качественной выдумки, что, конечно же не делает ее блеклой, скучной и неинтересной. Проза жизни вовсе не убивает романтику, а лишь подчеркивает ее действительную ценность. Золотые времена пиратов давно прошли, современные сомалийские и индонезийские банды являют собой лишь тень славных морских разбойников, державших в страхе все Карибы и Атлантику. И если в реальной жизни XXI века уже поздно наниматься на борт пиратского судна, то сделайте это в жизни выдуманной. Скорее берите в руки геймпад, отключайтесь от этой серости за окном и наслаждайтесь голубыми солеными брызгами жарких тропиков под развевающимся «Веселым Роджером».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: