Чайковский. балет «лебединое озеро»

Лебединое озеро

Лучшие произведения Чайковского

Увертюра 1812г.

1812 увертюра (1880), самая известная работа Чайковского, рассказывает о поражении Наполеона в руках русской армии, через «Марсельезу» и «Российский Императорский гимн», заканчивалась в величественном празднике канонады. Это один из лучших примеров того, как Чайковский был мастером оркестровки, и одно из лучших произведений Чайковского.

Щелкунчик

Ни одному другому композитору не удавалось так неподражаемо запечатлеть сказочный мир детской невинности, как Чайковскому в этой самой дорогой из трех его великих балетных партитур. Название балета происходит от рассказа, написанного в 1814 году немецким писателем-фантастом Хоффманном, в котором любимый рождественский подарок молодой девушки, щелкунчик, оживает в образе красивого принца, который уносит ее в страну сладостей.

Лебединое озеро

«Лебединое озеро» , пожалуй, величайший из романтических балетов и одно из лучших произведений Чайковского. Первоначальная версия балета « Лебединое озеро» , премьера которой состоялась в Москве в 1877 году, потерпела неудачу, и только после возрождения 1895 года с хореографией Мариуса Петипа и Льва Иванова балет окончательно покорил российскую публику. «Лебединое озеро» сейчас обожают дети и взрослые, и это самый часто исполняемый балет в мире.

https://youtube.com/watch?v=tUy8xUyHj5o

Спящая красавица

«Спящая красавица» , основанная на вечной сказке, – один из самых любимых балетов в мире. Сияющая вдохновенная музыка Чайковского отражала его удовлетворенное состояние в то время, и он заявил: «Тема настолько поэтична, что я очень увлекся, сочиняя ее!» К сожалению, Чайковский не прожил достаточно долго, чтобы стать свидетелем мгновенного успеха «Спящей красавицы» за пределами России.

Концерт для фортепиано с оркестром No 1

Первая версия Концерта № 1 для фортепиано с оркестром подверглась резкой критике со стороны Николая Рубинштейна, желанного пианиста Чайковского, который заявил: «Только две или три страницы стоит сохранить; остальное нужно выбросить! » Однако концерт сразу же имел успех на премьере в исполнении Ганса фон Бюлова и считается одним из самых популярных когда-либо написанных концертов.

Евгений Онегин

«Евгений Онегин» , самая любимая опера Чайковского, основана на одноименном романе Пушкина. Естественная симпатия Чайковского к ситуации «Евгения Онегина», сложившаяся примерно во время провального брака композитора, вдохновила его на новые оперные высоты самовыражения.

Симфония “Манфред”

Созданная на основе повествования знаменитого стихотворения лорда Байрона,  Симфония Манфред остается самым необъяснимым шедевром Чайковского, несмотря на ее глубокое оркестровое и структурное мастерство.

Симфония № 6 «Патетическая»

Симфония № 6 Чайковского , «Патетическая» , – один из величайших симфонических шедевров всех времен. Это было последнее произведение композитора – премьера симфонии состоялась 28 октября 1893 года, за девять дней до его смерти, – и это произведение навсегда связано с трагедией его внезапной смерти. От дикой силы вступительной части до непостижимого отчаяния финала, ни один эмоциональный камень не оставлен без внимания в этом самом эмоционально истощающем из всех произведений Чайковского.

Ромео и Джульетта Увертюра-Фантазия

Чайковский был глубоко вдохновлен Шекспиром, а фантазия-увертюра «Ромео и Джульетта» основана на одноименной пьесе Шекспира. Композитор Милий Балакирев с самого начала признал особые качества ранней концертной увертюры Чайковского: «Это ваше первое произведение, которое действительно привлекает к себе во всей своей красоте».

Серенада до мажор для струнных

Мастерство Чайковского сочинять и сочинять для балетного театра выходит на первый план в этой великолепной Серенаде. Сейчас она считается одной из самых ярких композиций эпохи позднего романтизма.

Это были лучшие произведения Чайковского.

8 189

«Дон Кихот»

Сцена из балета «Дон-Кихот». Одна из первых постановок Мариуса Петипа

Премьера балета Л.Ф. Минкуса «Дон Кихот» в Большом театре. 1869 год. Из альбома архитектора Альберта Кавоса

Сцены из балета «Дон-Кихот». Китри — Любовь Рославлева (в центре). Постановка А.А. Горского. Москва, Большой театр. 1900 год

Музыка Л. Минкуса, либретто М. Петипа . Первая постановка: Москва, Большой театр , 1869, хореография М. Петипа. Последующие постановки: Санкт-Петербург, Мариинский театр , 1871, хореография М. Петипа; Москва, Большой театр, 1900, Санкт-Петербург, Мариинский театр, 1902, Москва, Большой театр, 1906, все — хореография А. Горского
.

Балет «Дон Кихот» — полное жизни и ликования театральное представление, вечный праздник танца, которое никогда не утомляет взрослых и на которое родители с удовольствием ведут детей. Хотя он и называется именем героя знаменитого романа Сервантеса , но отталкивается от одного его эпизода, «Свадьбы Китерии и Базилио», и рассказывает о приключениях молодых героев, любовь которых в конце концов побеждает, невзирая на противодействие упрямого папаши героини, захотевшего выдать ее замуж за богатого Гамаша.

Так что Дон Кихот тут почти ни при чем. Весь спектакль высоченный худой артист в сопровождении низенького пузатенького коллеги, изображающего Санчо Пансу, расхаживает по сцене, порою мешая смотреть сочиненные Петипа и Горским прекрасные танцы. Балет, в сущности, является концертом в костюмах, праздником классического и характерного танца, где всем артистам любой балетной труппы находится дело.

Первая постановка балета состоялась в Москве, куда Петипа время от времени наезжал, дабы поднять уровень местной труппы, которую нельзя было сравнить с блистательной труппой Мариинского театра. Но в Москве дышалось посвободнее, так что балетмейстер, по существу, поставил балет-воспоминание о прекрасных годах молодости, проведенных в солнечной стране.

Балет имел успех, и два года спустя Петипа перенес его в Петербург, что вызвало необходимость переделок. Там характерными танцами интересовались гораздо меньше, чем чистой классикой. Петипа расширил «Дон Кихота» до пяти актов, сочинил «белый акт», так называемый «Сон Дон Кихота», настоящий рай для любителей балерин в пачках, обладательниц хорошеньких ножек. Количество амурчиков в «Сне» достигало пятидесяти двух…

До нас «Дон Кихот» дошел в переделке московского хореографа Александра Горского, который увлекался идеями Константина Станиславского и желал сделать старый балет более логичным и драматически убедительным. Горский разрушил симметричные композиции Петипа, отменил пачки в сцене «Сна» и настаивал на использовании смуглого грима у танцовщиц, изображающих испанок. Петипа обозвал его «свиньей», но уже в первой переделке Горского балет прошел на сцене Большого театра 225 раз.

Действие второе

Лебеди приводят Зигфрида в глухую лесную чащу, к берегу темного озера, около которого высятся развалины мрачного замка. Выйдя на берег, лебеди кружатся в медленном хороводе

Внимание Зигфрида привлекает прекрасный белый лебедь, внезапно превращающийся в девушку. Девушка раскрывает Зигфриду тайну тяготеющих над ней и ее подругами чар: злой волшебник превратил их в лебедей, и лишь ночью, около этих развалин, могут они принимать свой человеческий облик

Тронутый скорбным рассказом девушки-лебеди Одетты, Зигфрид готов убить колдуна. Одетта отвечает, что этим он не рассеет чар. Только беззаветная любовь юноши, который еще никогда и никому не клялся в любви, может снять с нее злое заклятие. Зигфрид, охваченный чувством любви к Одетте, дает ей клятву вечной верности. Беседу Одетты и Зигфрида подслушал обитающий в развалинах замка Злой гений. Наступает рассвет. Девушки снова должны превратиться в лебедей. Зигфрид уверен в силе и неизменности своего чувства — он освободит Одетту от власти чародея.

Смерть и наследие

Умер Чайковский в Петербурге 25 октября (6 ноября) 1893 от холеры. Его похоронили в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

Именем великого композитора названы улицы, консерватории в Москве и Киеве, а также прочие музыкальные учреждения (институты, колледжи, училища, школы) во многих городах бывшего СССР. В его честь установлены памятники, его именем назван театр и концертный зал, симфонический оркестр и международный музыкальный конкурс.

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Вариант 2

Интересные факты

В семье Петра Ильича не было профессиональных музыкантов, но все очень любили музыку: глава семейства играл на флейте, мать – на арфе и фортепиано. Начальные уроки игры на рояле будущий композитор получил в возрасте пяти лет у Марии Марковны Пальчиковой.

Все интересные факты из жизни Чайковского

  1. /11

    Вопрос 1 из 11

Слайд 11Александр Порфирьевич Бородин(1833 —1887)Александр Порфирьевич Бородин – одна из монументальных фигур

русской композиторской школы. Он — один из первых композиторов, тот, благодаря которому Европа узнала и признала русскую музыку. В этом смысле его имя стоит в одном ряду с именем М.И. Глинки.

Знаменитая «Могучая кучка», кроме всего прочего, оправдывала свое название и тем, что в состав этого замечательного музыкального кружка входил поистине могучий человек – Александр Порфирьевич Бородин

Высокий, огромной физической силы, на светских приемах всегда привлекавший внимание своей красивой статной внешностью

В творчестве Бородина отчётливо проходит тема величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом.

Период путешествий

1878р., композитор завершил работу над «Евгением Онегиным» и Четвертой симфонией. Потому — на протяжении нескольких лет-много путешествовал. Убедился, что его музыку любят и поют не только в России, но и за рубежом. Сам же композитор открыл поклонникам еще одно свое призвание – дирижирование.

В 1887-88г.г. совершается первое его турне по Европе в качестве дирижера. Появляются новые друзья: Э. Григ, К. Сен-Санс, Г. Малер, А. Дворжак, Г. фон Бюлов…

1891р. Петр Чайковский дирижирует своими произведениями в США: Балтимор, Филадельфия, Нью-Йорк. Это был фантастический успех, настоящий триумф его таланта. Вернувшись, П. И. Чайковский поселился в окрестностях подмосковного города Клин. Здесь он создал балет «Щелкунчик», оперы «Пиковая дама» и «Иоланта», Пятую симфонию, увертюру «Гамлет». Это было время, когда композитор добился истинного мирового признания: в 1892г. стал академиком Парижской Академии изящных искусств, в 1893г. – почетным доктором университета в Кембридже.

В последний год жизни П. Чайковский дирижировал своими симфониями в Киеве, Одессе, Харькове. Средства за один из концертов передал в поддержку Одесского симфонического оркестра. Известно, что Петр Ильич – во времена тотального запрета на все украинское — добивался постановки «Тараса Бульбы» Лысенко на украинском языке. Сам, кроме уже упоминавшейся оперы «Черевички», щедро насыщенной колядками, веснушками, историческими, свадебными и шуточными песнями, — писал романсы на стихи Тараса Шевченко ( в переводах Л. Мея и И. Сурикова), в том числе – «Вечер» («Садок вишневый коло хаты».)

Главной темой Первого концерта для фортепиано с оркестром песня легендарной Маруси Чурай «Ой не ходи, Грицю, та й на вечорниці», а в финале концерта раздается веснянка «Выйди, выйди, Иванку».

Почти 28 лет жизни композитора связаны с Каменцем в Черкасской области: здесь, в имении, где управителем был муж его сестры, маэстро жил и творил, любовался волшебной природой и с наслаждением вслушивался в мелодичные украинские песни.

В Украине Чайковского почитали, его музыку любили. Брат композитора Модест как-то вспоминал: «…даже в Париже громкие празднования в честь Чайковского бледнели перед проявлением народной любви к нему в Украине…»

6 ноября 1893г. Петр Ильич Чайковский – по официальной версии — умер от холеры. Однако существуют свидетельства о том, что композитор покончил с собой, приняв яд. Похоронен в Петербурге, в мемориальном парке «Некрополь мастеров искусств».

Слайд 3 Путь композитора Чайковский начал в середине 60-х гг.. В 70-х

гг. он был уже автором многих выдающихся сочинений , в

том числе оперы «Евгений Онегин», балета «Лебединое озеро», четырех симфоний, программно-симфонических произведений «Ромео и Джульетта» и «Франческа да Римини». Но наивысшего расцвета достигло его дарование в 80-х и в 90-х гг., когда им были созданы такие шедевры как балет «Спящая красавица», опера «Пиковая дама», Пятая и Шестая симфонии. Чайковский – художник-реалист. Он искренне и правдиво рассказывает о скорби и радости простого человека, ярко воплощает в музыке его возвышенно-прекрасную мечту о счастье. Чутко и глубоко раскрывает Чайковский характеры людей, богатый мир их душевных переживаний.

Не Чайковский Чайковский

У Петра Ильича, как ни у какого более композитора, есть произведения, которые официально имеют 2 редакции – одна авторская, другая – с чужими правками. Причем, внесенные изменения значительны. Известно, что сегодня, в силу сложившейся исполнительской традиции, в некоторых произведениях чаще всего звучит не совсем Чайковский. Например, «Вариации на тему рококо» для оркестра и соло виолончели.

Концертных произведений для традиционно «оркестровых» инструментов не так много, любой музыкант-инструменталист мечтает показать красоту звучания своего инструмента отдельно от оркестра. В 1876-77 году появились на свет «Вариации». Это был давно ожидаемый подарок для московского виолончелиста Вильгельма Фитцегагена, близкого друга композитора, по совместительству – первой виолончели Русского Музыкального Общества. Он участвовал во всех премьерах музыки Чайковского как солист, исполнитель первой партии. Главный доверенный музыкант Петра Ильича.

Премьера «Вариаций» состоялась в ноябре 1877 года, она прошла без Чайковского, который в тот момент находился за границей на репетициях и исполнениях других своих сочинений. После премьеры Фитценгаген отнес ноты издателю Чайковского Петру Юргенсону со своими правками. Так он полностью убрал 1 из 8 вариаций, некоторые из них поменял местами и изменил коду. В таком виде ноты пошли в печать.

Изменения, на взгляд «редактора» Фитценгагена, позволили самую виртуозную часть произведения поставить в финал, где он мог блеснуть исполнительским мастерством. Петр Ильич тогда много гастролировал, на письма «редактора» не отвечал. Но не потому, что был согласен с редакцией. А в скором времени даже возражать некому стало – Николай Васильевич умер. Спустя еще несколько лет – и сам Петр Чайковский.

Долгие годы путаница с редакциями оставалась в неизвестности. Артисты за это время привыкли исполнять редактированный вариант. Именно в этой версии, начиная с 1962 года, «Вариации на тему рококо» становятся обязательным произведением на 3 туре конкурса им. Чайковского. Последние 3 десятка тактов для всех исполнителей технически очень трудны, чисто их сыграть практически не возможно. Но долгая практика исполнения именно этого нотного варианта создала произведению своеобразный ореол виртуозности, особой сложности, доступной не каждому исполнителю. Теперь, если кто-то пожелает исполнить его в авторской версии, немедленно будет признан струсившим или мало техничным.

«Снегурочка»

Музыка Чайковского сама по себе отражает русскую душу — слышны в ней и колкие хороводы снежинок, и хрустальный посвист морозного ветра, и первые звонкие капели, и радостное дыхание весны, столь долгожданной да извечно опаздывающей в наши суровые родные края. Музыка Чайковского как нельзя лучше подходит для такой сказочной и такой славянской истории. Хотя сам Петр Ильич балет «Снегурочка» никогда не писал. В 1873 году он написал музыку к спектаклю-феерии по одноименной пьесе Александра Николаевича Островского. Именно это музыкальное произведение, а также ряд других произведений Чайковского, в числе которых Первая симфония «Зимние грезы» и Большая фортепианная соната, легли в основу музыкальной партитуры для самой известной версии балета «Снегурочка», автором либретто и хореографом-постановщиком которой выступил Владимир Бурмейстер. Да, есть еще одна более ранняя версия балета 1946 года — хореографическая сюита «Снегурочка», поставленная Владимиром Варковицким для Московского хореографического училища. Но именно произведение Бурмейстера превратилось в ярчайший самобытный образец русского балетного искусства и стало основой для последующих хореографических редакций и постановок. Что удивительно, свою славянскую сказку Владимир Бурмейстер сочинил для Английского национального балета (в 1960-х он назывался London Festival Ballet). Когда хореографу поступило предложение от британской компании, он рассказал европейскому зрителю историю исконно русского фольклорного персонажа — девушки Снегурочки. В европейском фольклоре, низшей мифологии и древних преданиях схожую героиню найти достаточно сложно (равно как и зимы подобно русской в Европе не встретишь), поэтому история получилась очень аутентичной и колоритной. Либретто балета основано на пьесе Александра Островского, который в свою очередь вдохновлялся сюжетами русских народных сказок. Вторая половина XIX века явила собой время, когда национальный фольклор стал предметом более глубинного изучения: сказания собирали, исследовали, научно систематизировали.

Оперы. Все пересказы

  • Балет Ромео и Джульетта
  • Беллини — Норма
  • Бородин — Князь Игорь
  • Вагнер — Валькирия
  • Вагнер — Гибель богов
  • Вагнер — Золото Рейна
  • Вагнер — Летучий голландец
  • Вагнер — Лоэнгрин
  • Вагнер — Тангейзер
  • Вебер — Вольный стрелок
  • Верди — Аида
  • Верди — Бал-маскарад
  • Верди — Дон Карлос
  • Верди — Зигфрид
  • Верди — Луиза Миллер
  • Верди — Макбет
  • Верди — Набукко
  • Верди — Риголетто
  • Верди — Травиата
  • Верди — Трубадур
  • Верди — Фальстаф
  • Гендель — Оттон
  • Гершвин — Порги и бесс
  • Глинка — Иван Сусанин (Жизнь за царя)
  • Глинка — Руслан и Людмила
  • Глюк — Орфей и Эвридика
  • Гуно — Фауст
  • Даргомыжский — Русалка
  • Доницетти — Дон Паскуале
  • Доницетти — Любовный напиток
  • Доницетти — Лючия ди Ламмермур
  • Жизель
  • Жорж Бизе — Кармен
  • Иисус Христос — суперзвезда рок-опера
  • Кальман — Принцесса цирка (Мистер Икс)
  • Корсар
  • Лебединое озеро
  • Леонкавалло — Паяцы
  • Масканьи — Сельская честь
  • Моцарт — Волшебная флейта
  • Моцарт — Дон Жуан
  • Моцарт — Похищение из сераля
  • Моцарт — Свадьба Фигаро
  • Мусоргский — Борис Годунов
  • Мусоргский — Хованщина
  • Мюзикл Кошки
  • Пуччини — Богема
  • Пуччини — Джанни Скикки
  • Пуччини — Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-сан)
  • Пуччини — Манон Леско
  • Пуччини — Принцесса Турандот
  • Пуччини — Тоска
  • Рахманинов — Алеко
  • Римский-Корсаков — Золотой петушок
  • Римский-Корсаков — Псковитянка
  • Римский-Корсаков — Садко
  • Римский-Корсаков — Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
  • Римский-Корсаков — Снегурочка
  • Римский-Корсаков — Царская невеста
  • Россини — Севильский цирюльник
  • Рубинштейн — Демон
  • Рыбников — Юнона и Авось
  • Спящая красавица
  • Тристан и Изольда
  • Чайковский — Евгений Онегин
  • Чайковский — Иоланта
  • Чайковский — Пиковая дама
  • Чайковский — Чародейка
  • Чайковский — Щелкунчик

Музыкальное творчество

В возрасте двадцати одного года молодой человек стал брать частные уроки музыки в Русском музыкальном обществе у известных музыкантов Луиджи Пиччоли и Рудольфа Кондингера и, спустя несколько месяцев, стал студентом Санкт-Петербургской Консерватории, которая только что открылась.  Он стал одним из первых её учащихся. Учась в музыкальном заведении, Пётр занимался и частными уроками с другими студентами. Окончив консерваторию, Чайковский уехал в Москву. Там он получил звание профессора, преподавая гармонию в Московской консерватории.

Впервые перед большой аудиторией его произведения были исполнены в городе Павловске. Дирижёром на концерте был Иоганн Штраус-младший. В 1869 году зрители познакомились с его оперой «Воевода». Это произведение тоже прошло с успехом. В последующем, Чайковский использовал часть музыкальных тем в своей новой опере «Опричник». Её исполнили на сцене Мариинского театра в столице.

Премьера состоялась в 1874 году. В это же время получила успех его Вторая симфония. Но критики не приняли оперу «Кузнец Вакула». Она получила отрицательные рецензии. Тем не менее, Чайковского стали воспринимать как талантливого композитора. Знатокам музыки нравились его инструментальные пьесы и концерты для фортепиано с оркестром.

В 1876 году Чайковский уже признанный композитор. С своей «Симфонией N 3 ре мажор» он отправился гастролировать по Европейским странам. Через год появилось знаменитое «Лебединое озеро» — красивейший балет, который популярен и в наши дни. После ухода из Московской Консерватории, Пётр Ильич занялся только сочинением музыкальных произведений. Он сочинял оперы и симфонии, балеты и концерты. Он писал также песни и кантаты. Ему принадлежат 169 музыкальных произведений. Балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик» не сходят со сцен музыкальных театров по сей день.

После ухода из консерватории, Чайковский много путешествует. Он уже хорошо известен в мире. Его произведения исполняются в Соединённых Штатах. Его концерты исполняются в театрах европейских столиц. Берлин и Прага, Париж и Лондон – аплодируют гениальному композитору и дирижёру. Перед иностранной публикой раскрылись образы необыкновенно-красивой русской природы и богатой русской души.   После возвращения в Москву, в Большом театре увидела свет опера «Евгений Онегин». Им написаны пьесы для фортепиано «Времена года» и «Детский альбом».

Творчество Чайковского

Творчество Чайковского очень разнообразно: он написал оперы, балеты, симфонии, увертюры, фантазии, сюиты, квартеты, концерты, фортепианные и скрипичные пьесы и тому подобное, и в каждом из этих видов музыкальных произведений он создал непревзойденные образы.

Чайковский является одним из самых любимых и известных русских композиторов украинского происхождения. Имя Чайковского известно всему миру благодаря большой доступности его музыки, благодаря тому, что он всегда говорил простым, понятным музыкальным языком, даже тогда, когда передавал самые сложные и самые глубокие мысли и чувства. Его музыка восхищает своей искренностью, теплотой и глубиной.

Эти характерные музыкальные черты Чайковский обнаруживает одинаково ярко и в инструментальных, и в вокальных произведениях. Он написал оперы:

  • «Опричник»,
  • «Черевички»,
  • «Евгений Онегин»,
  • «Орлеанская дева»,
  • «Мазепа»,
  • «Чародейка»,
  • «Пиковая дама»,
  • «Иоланта».

Кроме того, в последнее время удалось установить по рукописным партиям раннюю оперу Чайковского «Воевода» на сюжет А. Н. Островского. Партитуру этой оперы Чайковский уничтожил после первой постановки.

Несмотря на разнообразие сюжетов, для всех опер Чайковского характерно то, что героями их являются по большей части обычные люди и что в основе сюжетов лежит личная драма человека.

Лучшими и самыми популярными из опер Чайковского являются оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Обе эти оперы написаны на сюжет произведений Пушкина, его любимого поэта, который вдохновлял его на написание бессмертных произведений.

Личная жизнь

В июле 1877г. Чайковский женился на студентке консерватории Антонине Милюковой. Собственно, был скорее «взят штурмом»: младшая на 8 лет влюбленная засыпала композитора письмами; угрожая покончить с собой, яро добивалась встреч. Петр Ильич сдался, да уже через две недели до брака и сам был готов покончить с собой – такой невыносимой оказалась эта супружеская жизнь. В октябре Чайковский решает расстаться.

Также прекращает работу в Московской консерватории и вместе с братом Анатолием отправляется в Швейцарию. Поездка стала возможной благодаря меценатству Надежды фон Мекк.

Надежда фон Мекк — странный роман великого композитора

Об этой женщине и ее роли в жизни великого композитора стоит сказать отдельно. В 16 лет дочь помещика Надежда Фроловская вышла замуж за талантливого инженера, потомка старинного немецкого дворянского рода Карла фон Мекка, который одним из первых в Российской империи проектировал и строил железные дороги. 1868г. семья фон Мекк приобрела имение магната Потоцкого в городке Браилове (ныне Винницкой области). А в 1876г. Карл фон Мекк умер. Надежда Филаретовна и ее дети (всего у фон Мекков родилось их 18, дожили до совершеннолетия 11) получили большое наследство.

И вот в 1877г. профессор Московской консерватории П. И. Чайковский получил письмо от незнакомой женщины. Она сообщала о своем намерении каждый год присылать ему 6 тысяч рублей (по тем временам средства весьма значительные!), чтобы он творил, не отвлекаясь на материальные проблемы. Между композитором и госпожой фон Мекк началась переписка. Чайковский рассказывал о своих планах, о работе над оперой «Евгений Онегин» и страданиях из-за неудачного брака.

Надежда Филаретовна всячески поддерживала композитора, и благодаря этой поддержке к нему вернулись вдохновение и душевный покой. Надежда в письмах не раз подчеркивала, что для ее духовной жизни музыка Чайковского имеет огромное значение. А он посвятил Надежде фон Мекк Четвертую симфонию, однако по ее просьбе фамилии не упомянул. «Посвящается другу», — оба знали, о ком идет речь.

За 13 лет дружбы они написали друг другу более 1100 писем. И … не виделись ни разу — такова была воля надежды Филаретовны. Когда Чайковский гостил в имении фон Мекк, ее никогда там не было.

Фрагменты писем Чайковского и Надежды фон Мекк

Конец платонического романа

Переписка оборвалась внезапно: в сентябре 1890 года Чайковский получил последнее письмо от баронессы. Ни одного упрека, ни единого намека на то, что женщина разлюбила композитора. Как-то даже буднично Надежда Филаретовна сообщила Петру Ильичу о своих материальных трудностях и отказалась и впредь поддерживать его. Это вызвало у маэстро сильную депрессию. А причина такой неожиданной развязки их нежных чувств была проста. Богатая покровительница устала искать любовь знаменитого композитора. До нее доходили слухи о нетрадиционной сексуальной ориентации Чайковского. Кроме того, собственные дети требовали перестать выбрасывать на ветер семейные деньги. Итак, «роман в письмах» завершился ничем.

Через три года известие о смерти композитора поразит баронессу. 6 ноября 1893-го женщина узнала, что мужчины, которому она отдала лучшие годы своей бурной жизни, больше нет на свете. Чайковского навсегда унесла эпидемия холеры. Надежда фон Мекк не пережила этой страшной для нее потери. Постоянно мучилась от бессонницы и ностальгии, а по ночам слушала божественную музыку своего «возлюбленного». Через три месяца, 26 января 1894-го, баронесса умерла в Ницце

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: