Презентация, доклад на тему летчики великой отечественной войны

Николай Дмитриевич Гулаев

Николай Дмитриевич Гулаев родился в
станице Аксайская (ныне город Аксай Ростовской области).
Окончил 7 классов неполной средней школы и школу ФЗУ,
вечерами учился в аэроклубе. Это увлечение помогло ему в
1938 году, когда Гулаева призвали в армию.
Лётчика-любителя направили в Сталинградское авиационное
училище, которое он окончил в 1940 году.

Во время войны Гулаев пользовался
репутацией сорвиголовы. В августе 1942 года с ним
приключился инцидент, который показал как отвагу, так и
некую своевольность его характера. У молодого лётчика не
было разрешения на ночные полёты, и когда 3 августа 1942
года в зоне ответственности полка, где служил Гулаев,
появились гитлеровские самолёты, в небо отправились
опытные пилоты. Вместе с ними полетел и Гулаев, который
решил доказать, что он не хуже «стариков». В итоге в
первом же бою, без опыта, без помощи прожекторов
уничтожил немецкий бомбардировщик. Когда Гулаев вернулся
на аэродром, прибывший генерал изрёк: «За то, что
вылетел самовольно, объявляю выговор, а за то, что сбил
вражеский самолёт, повышаю в звании и представляю к
награде».

Александр Иванович Покрышкин

Александр Иванович Покрышкин родился в
Новониколаевске (ныне Новосибирск). Он увлёкся авиацией
в возрасте 12 лет, когда увидел в небе полёт самолётов.
Впоследствии Покрышкин поступил в 3‑ю Военную школу
авиатехников, а в конце 1934 года стал старшим
авиатехником 74‑й Таманской стрелковой дивизии.

Однако для того, чтобы стать
не авиатехником, а лётчиком, Покрышкину пришлось пройти
длинный и непростой путь. Чтобы получить эту профессию,
он четыре года настойчиво изучал историю полётов и
военную историю, физику и математику, физиологию и
начертательную геометрию. Покрышкин написал 39 рапортов
командирам с просьбой отпустить его в лётное училище,
однако каждый раз он получал отказ. Ситуация юношу в
корне не устраивала и в сентябре 1938 года во время
очередного отпуска за семнадцать дней он освоил
двухгодичную программу Краснодарского аэроклуба и
экстерном на «отлично» сдал экзамен. Наконец, в свой
40‑й рапорт он подложил аттестат об окончании аэроклуба
и уже в ноябре 1938 года стал слушателем Качинской
военной авиационной школы
. Через год он с отличием её
окончил, теперь уже став лётчиком.

Пройденный учебный путь стоил того: уже
в 1941 году, прослыв виртуозом лётного дела, старший
лейтенант Покрышкин был назначен заместителем командира
эскадрильи. Существует расхожая легенда, что, получив
информацию о приближении истребителя этого пилота, немцы
начинали передавать друг другу срочные
сообщения: «Ахтунг, ахтунг! В небе Покрышкин!».

Феофан Григорьевич Радугин (8 ноября 1912 — 27 декабря 1993)

Феофана Григорьевича Радугина называют «мастером ночных полётов», во время войны он «налетал» более 1000 часов. А между тем Радугин был гражданским лётчиком, летал на маршруте Москва — Симферополь и продолжал бы совершенствоваться в профессии. Если бы не война.

Радугин родился в деревне Камакануры в Марий Эл, в лесном крае. Окончил лесотехнический техникум, работал по специальности, занимался обеспечением лесосплава и о небе, судя по всему, не думал. Если Павлу Кашубе путёвку в авиацию выписала армия, то Феофану Радугину — комсомол

Хотя в 1930-е годы государство больше заботилось о военной авиации, но и развитию гражданской уделялось внимание. 15 декабря 1930 года издаётся приказ №108 по Главному комиссариату гражданского воздушного флота СССР о создании трёх авиационных школ гражданского воздушного флота СССР: 1-й школы — в Ростовской области, в городе Батайске, 2-й — в Тамбове и 3-й — в Балашове (Саратовская область)

Феофан Радугин закончил Тамбовскую авиационную школу. Многие выпускники школы после её окончания подавали заявления о переводе для дальнейшей службы в состав ВВС РККА и переводились в 14-ю военную школу пилотов, а с 1938 года — в Энгельсское военное авиационное училище лётчиков, но наш герой остался в кадрах ГВФ. Он дослужился до начальника аэропорта в Батайске, был командиром Таллинского авиаотряда. И прошёл всю войну, оказываясь в самых важных местах.

В 1941-1942 годах Феофан Радугин организовывал снабжение Ленинграда: работавшие здесь эскадрильи обеспечивали грузами подразделения Северо-Западного фронта. Служба на этом участке была особенно тяжёлой. Самолёты не успевали выполнить все задачи во время ночных полётов, поэтому было принято решение отправлять их и днём, причём без прикрытия. На случай атаки на самолётах устанавливался пулемёт, а также имелся большой запас патронов. Топливом заправлялись по минимуму, чтобы взять больше грузов: до трёх тонн при штатной грузоподъёмности самолётов порядка двух тонн. Разгружать и загружать машины научились примерно за 15 минут, а дальше… в обратный рейс. За счёт этого к концу декабря 1941 года из Ленинграда удалось вывезти уже более 50 тысяч человек.

Здесь до начала 1942 года и работал Радугин. А потом был переброшен в район Вязьмы, где находились окружённые противником соединения генералов Михаила Ефремова и Павла Белова.

Всего за годы войны лётчик совершил 247 боевых вылетов, налетал более 1300 часов, доставил партизанам порядка 120 тонн грузов, а в госпитали — почти 400 человек. В 1943 году летал на разведку в Восточную Пруссию, Западную Польшу и на Карпаты. В эти же регионы перебросил 33 «спецпассажира».

О том, в каких условиях приходилось работать лётчикам, летавшим к партизанам, красноречиво свидетельствует такой эпизод. В июле 1943 г. Радугин отправился к белорусским партизанам. Когда настало время лететь обратно, это оказалось невозможным: взлётная площадка раскисла из-за дождей, и пришлось остаться на ночь. Затем ещё на одну. Хотя самолёт Радугина был хорошо замаскирован, немецкие пилоты его всё же заметили и уничтожили. На выручку прилетел ещё один советский самолёт, но и он не мог пока взлететь. Машину спрятали в лесу. Однако немцы, пользуясь отсутствием у партизан средств ПВО, повредили и этот самолёт.

Его удалось отремонтировать на месте, а площадку подготовили для взлёта в другом направлении. Самолёт наконец смог подняться в небо. В полёте отказал один мотор, и экипаж потерпел крушение. Но все выжили благодаря огромному везению — самолёт упал в поросшее кустарником болото. Но добраться до своих Радугин и товарищ не могли ещё две недели. И вот это всё — лишь два боевых вылета. 2 из 247!

Демобилизовался Феофан Григорьевич в 1946 году, а звание Героя Советского Союза получил в 1948-м. После войны работал в Главном управлении гражданского воздушного флота СССР: инспектором, инструктором, представителем в Венгрии, заместителем начальника аэропорта Быково.

Лётчики. Северо-Западный фронт, 1943 год

Иван Никитович Кожедуб

Иван Никитович Кожедуб родился в селе
Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне
Шосткинского района Сумской области Украины). Первая
встреча Кожедуба с авиацией началась в аэроклубе
химико-технологического техникума города Шостка, куда он
поступил после школы. Именно там в апреле 1939 года он
совершил свой первый полёт. Красоты родной земли,
открывшиеся с высоты 1500 метров, произвели на юношу
сильнейшее впечатление и предопределили всю его
дальнейшую жизнь. В начале 1940 года Кожедуб был принят
в Чугуевское военное авиационное училище. По
воспоминаниям однокурсников, летал он много, часто
экспериментировал, оттачивая пилотажное мастерство и
обожал теорию самолётостроения. Полученные во время
учёбы навыки впоследствии очень пригодились Кожедубу:
боевую машину, по словам товарищей, он знал лучше, чем
свои пять пальцев. За всю войну лётчик ни разу не был
сбит, даже сильно повреждённый истребитель он, рискуя
жизнью, всегда возвращал на аэродром. После разгрома
фашистской Германии Кожедуб продолжил обучение, в 1949
году он с отличием закончил Краснознамённую
Военно-воздушную академию. Крепкие знания и богатый опыт
пилота уже очень скоро нашли своё применение. В 1951–52
гг. Кожедуб во время войны в Корее командовал целой
авиационной дивизией, его соколы сбили в том конфликте
258 самолётов неприятеля.

Советская авиация понесла наименьшие потери во Второй Мировой войне из всех воюющих держав — Guns.Ru

Другие герои ВОВ

Список лучших летчиков войны можно перечислять бесконечно долго. Многие фамилии сегодня с гордостью носят потомки, но есть и герои, которые совершили великие поступки, пожертвовав своей жизнью. К первым и вторым можно отнести:

  1. Гулаев Н. Д. — генерал-полковник, дважды Герой СССР, истребитель. Сбил около 60 самолетов.
  2. Речкалов Г. А. — генерал-майор, ас, сбил более 60 вражеских самолетов.
  3. Боровых А. Е. — генерал-полковник, командир авиации ПВО. На счету десятки вражеских истребителей.
  4. Ефимов А. Н. — летчик, который заслужил свое звание упорным трудом и отвагой. Предпочитал уничтожать вражеские самолеты на аэродромах, пока те не успели нанести какой-либо вред. Также повредил много фашистской военной техники.
  5. Клубов А. Ф. — испытатель, истребитель. В 1944 погиб, испытывая новую модель ЛА-7.
  6. Сафонов Б. Ф. — истребитель. В 1942 погиб, вылетев на перехват вражеских судов, следующих к Мурманску. Неравные силы не стали причиной отказа от операции.
  7. Павлов И. Ф. — командующий штурмовым полком. Лично принимал участие в Смоленской операции, а также освобождал Прибалтику, Белоруссию.
  8. Долина М. И. — летчица, Героиня Советского Союза.

Знаменитые фамилии вошли в основу многих книг, где рассказывается о героизме, доблести и самоотверженности простых советских солдат.

Война нового типа

Советский летчик, до Марасьева попавший в аналогичную ситуацию

Пилот ВВС Северного флота Захар Артёмович Сорокин, воевавший на истребителе МиГ-3, в первые месяцы войны сбил пять немецких самолётов. Но 25 октября 1941 года во время боя он был ранен и был вынужден посадить повреждённый самолёт в тундре. 

Пока раненый в бедро лётчик добирался до людей (почти 70 км, часть из которых – ползком) – он отморозил ноги, и ступни ему пришлось ампутировать.

Сорокин З.А.

Долго добивался Сорокин разрешения вернуться в строй. Дошёл до главкома ВМФ адмирала Кузнецова. Наконец, в феврале 43-го вернулся за штурвал истребителя (правда, ему пришлось осваивать уже новый самолёт – американский, «Аэрокобра»). 

ТОП-10 лучших самолетов войны

Боевые истребители ВОВ — воздушные хищники, которые буквально вырывали победу из пасти фашистской Германии. Их производителями являлись разные страны. Вот самые лучшие летучие участники войны, что повлияли на историю:

  1. Supermarine Spitfire. Британский немного неуклюжий самолет ничуть не уступал в маневренности немецким. Его странный внешний вид способен ввести в заблуждение — на самом деле только кажется неповоротливым и слишком массивным. С его помощью удалось отбить Англию, поставив Германию на место.
  2. Heinkel He 111. Это немецкая военная птица, которая изначально позиционировалась, как транспортная. Сыграла роль только в первый год, затем устарела.
  3. Ла-5. Первый советский самолет, с помощью которого сумели дать отпор таким моделям, как «Мессершмитт» и «Фокке-Вульф». До создания в 1942 году СССР в небе сильно проигрывал.
  4. North American P-51 Mustang. Американцы выпустили модели по заказу для Англии. Но в деле оказалось, что Мустанги настолько хороши, что США решили использовать их сами.
  5. Boeing B-17 Flying Fortress. Это наиболее известный американский бомбардировщик. Массивный и величественный, он все же имел недостатки. Много суровых уроков было получено летчиками этой модели от «Люфтваффе».
  6. Як-9. Самолет сыграл главную роль в войне. Его создавали на основе предыдущих версий «Як-ов», поэтому недостатки почти отсутствуют. Птица настолько хороша, что использовалась в разных качествах (бомбардировщик, сопровождение, разведчик и т. д. ).
  7. Junkers Ju 87. Изначально эти «Штуки» стали главными летными силами Германии. Они могли пилотировать вертикально вниз, что позволяло вести бомбардировки с максимальной точностью. Со временем выявились уязвимые места, и использование постепенно прекратилось.
  8. Mitsubishi A6M Zero. Если говорить о ведении военных действий в Тихом океане, это главный самолет. Созданный японцами, он показывал поразительные результаты.
  9. Messerschmitt Bf.109. Очень маневренный и уверенный истребитель, который погубила малая дальность полета. Но в первые годы войны только он господствовал на небе.

Николай Михайлович Скоморохов

Если кто и мог напугать немцев, то это Скоморохов Н. М. Все летчики-асы Второй мировой войны преклонялись перед ним, т. к. его точности, аккуратности и внимательности можно было позавидовать. Он был маршалом авиации и дважды Героем СССР. По окончании ВОВ стал Депутатом Верховного Совета.

За историю Николай Михайлович выполнил более 600 боевых вылетов — мало какой другой пилот может похвастаться такими цифрами. Он лично уничтожил десятки вражеских бомбардировщиков, несколько подбил в группе. Когда он появлялся на небе, немецкие асы боялись, позиционировали его, как особую угрозу. Все дело в том, что за ведение военных действий Скоморохов ни разу не был ранен, его самолет никогда не загорался, на нем не было даже царапины от пули противника. В свою очередь, фашистские истребители никогда не покидали битву невредимыми.

Кирилл Алексеевич Евстигнеев

Кирилл Алексеевич Евстигнеев родился в
селе Хохлы Птиченской волости Челябинского
уезда Оренбургской губернии (ныне деревня Хохлы
Кушмянского сельсовета Шумихинского района Курганской
области). По воспоминаниям односельчан, он рос крепким и
очень выносливым мальчиком.

Занятия в аэроклубе Евстигнеев совмещал
с работой на Челябинском тракторном заводе. Позднее он
закончил Бирмскую военную школу лётчиков. Наблюдая за
лёгким и точным каскадом исполняемых им в воздухе фигур,
было трудно предположить, что Евстигнеев страдает
недугом, имея который, запрещалось служить в авиации, —
язвенной болезнью. Однако, как и другой лётчик-ас
Речкалов, Естигнеев проявил настойчивость и добился
того, чтобы его оставили на службе. Мастерство пилота
было так высоко, что, по рассказам сослуживцев, он мог
приземлить истребитель на одно колесо или же на
расчищенную от снега узкую дорожку между двумя метровыми
ледяными барьерами.

Аргументы и факты — 03.05.2015.

Григорий Андреевич Речкалов

Григорий Андреевич Речкалов родился в
деревне Худяково Ирбитского уезда Пермской губернии
(ныне посёлок Зайково Ирбитского района Свердловской
области). С авиацией он познакомился во время учёбы в
кружке планеристов при фабрично-заводском училище
Верх-Исетского завода Свердовска. В 1937 году он
поступил в Пермскую военную школу лётчиков и
впоследствии с успехом её закончил. В 1939 году в звании
сержанта он был зачислен в 55-й авиационный
истребительный полк в Кировограде.

Основной чертой Речкалова была
настойчивость. Несмотря на то, что медкомиссия
определила у лётчика дальтонизм, он добился права
продолжить службу и в 1941 году был направлен в 55-й
истребительный авиаполк. По словам сослуживцев, Речкалов
отличался довольно неровным характером. Являя образец
дисциплины в одном вылете, в следующем он мог отвлечься
от выполнения главной задачи и столь же решительно
начать преследование случайного противника.

Безрукий летчик герой ВОВ

В июле 1943 года, в самом начале сражения на Курской дуге, пилот-истребитель Иван Антонович Леонов сбил Fw-190, однако и сам был сбит другим немецким истребителем, получив тяжёлое ранение. Осколок разворотил ему всё левое плечо, но лётчик сумел выбраться из горящего самолёта и спастись на парашюте. 

Ампутировать ему пришлось не просто руку, а весь плечевой сустав, вместе с лопаткой. Но после выхода из госпиталя он даже не думал оставлять небо. Управлял этот ас самолётом одной рукой, немного помогая себе самодельным алюминиевым протезом-крюком.

Леонов И.А.

«Повесть о настоящем человеке» Бориса Николаевича Полевого открыла всему миру, каким мужеством обладают лётчики СССР, какова сила воли русского характера. Это произведение заслуженно прославило Алексея Петровича Маресьева, и многие думают, что его случай был уникальным. Нет – лётчиков-героев, которые не позволили, чтобы их списали, и продолжили сражаться, было гораздо больше.

Летающий танк

Интересные факты

Советские и фашистские самолеты ВОВ использовались с первого дня наступления Германии. С ними связано много интересных фактов. Изначально на небе превосходство было у немцев. Большинство самолетов, которые они создавали в качестве пассажирских, планировались совместно с военными действиями, поэтому страна-агрессор была подготовлена, чем вынудила остальных участников быстрее подстраиваться под ход событий.

Первый советский военный самолет Ла-5 создавался на скорую руку. Перед конструкторами стояла задача создать такую модель, с помощью которой можно было хотя бы немного дать отпор фашистам. Примечательно, что истребитель не имел никакой панели приборов, и летчики должны были ориентироваться только по горизонту, что открывался перед ними в окне. Тем не менее устройство оказалось удачным, и с его помощью захватчики впервые почувствовали противовес.

Другой выдающийся советский самолет — ИЛ-2 стал действительно легендарным. Его примечательной особенностью стал высокий уровень защищенности. Он появился в середине войны и сразу продемонстрировал свою профпригодность. Конструкция настолько хороша, что все модели могли снова отправляться в полет после легкого ремонта. А некоторые даже вылетали трижды или четырежды без починок и перерывов. Один из таких штурмовиков после приземления поразил солдат — на его поверхности было около 600 следов вражеских попаданий. Техническая часть и летчик не пострадали.

Иван Иванович Рышков (25 августа 1914 — 13 октября 1976)

Иван Рышков, как и другие гражданские лётчики, оказавшиеся на войне, занимался эвакуацией мирного населения и раненых, снабжением тыла и партизан, обеспечением действующих частей боеприпасами. Но есть в его послужном списке несколько особенных операций.

Иван Иванович родился на Украине, учился в Ростовской области, работал в Узбекистане. В Красную армию его призвали в начале войны в 1941 году. Практически сразу он был задействован в эвакуации детей из Таллина. Город оказался в сложном положении, большинство транспортных путей было отрезано, кроме водного. А эвакуация по воде была крайне затруднительна: немцы расставили в акватории Таллина мины. Большая работа легла на плечи лётчиков.

В 1944 году Иван Рышков доставил в немецкий тыл, на территорию союзной Гитлеру марионеточной Словакии, руководителей Словацкого народного восстания, и в том числе Густава Гусака, который возглавил возрождённую Чехословакию после войны.

Само восстание началось в конце августа 1944 года. Несмотря на обращение правительства Словакии к Гитлеру с просьбой о помощи и о привлечении дополнительных военных сил, восстание охватывало всё большую территорию и вовлекало новых и новых людей. К концу октября восстание потерпело поражение, но полностью разгромить патриотов немцам не удалось, при поддержке Красной армии кольцо окружения в конце ноября удалось прорвать и значительная часть словацких партизан вместе с гражданским населением была выведена в советский тыл. В общей сложности в сентябре — октябре 1944 года СССР поставил восставшим воздушным путём 796 тонн оружия, боеприпасов и прочего имущества.

Павел Кашуба (3 ноября 1913 — декабрь 1944)

Откуда только не приходили люди в авиацию! Павел Кашуба, уроженец Ставрополья, был готов посвятить себя весьма далёкой от неба, совершенно «приземлённой» профессии бухгалтера или плановика-экономиста: окончил техникум, некоторое время учился в Московском планово-экономическом институте.

Но призванный на срочную в армию, на волне всеобщего энтузиазма пошёл на ускоренный курс знаменитого Ейского военно-морского авиационного училища лётчиков — старейшего училища флотской авиации с ещё дореволюционными корнями. Дальше служба на Балтфлоте, увольнение в запас и работа в Пятигорском аэроклубе, в одном из десятков авиаотрядов, готовивших кадры для училищ,—перед войной вооружённые силы стремительно наращивали подготовку авиационных специалистов.

В родных краях Кашубе проработать пришлось недолго: в эти годы спешно формируется воздушная служба охраны лесов от пожаров. В стране было образовано четыре авиаотряда, в том числе Северный (№02) с местом базирования в Красноборске на юго-востоке Архангельской области. Некогда большое торговое село, знаменитое своими ярмарками, превратилось в важный региональный авиационный центр, где базировалось 20 самолётов. Там были построены аэродром, ангары, цеха, производственные и жилые здания, открылись курсы по подготовке лётчиков-наблюдателей, парашютистов-пожарных, авиационных техников. Отряд «закрывал» патрульными полётами бескрайние лесные массивы Архангельской и Вологодской областей и республики Коми. Здесь Павел Кашуба приобрёл бесценный опыт полётов практически в любых условиях, когда от лётчика требовались навыки не только пилотирования, не только отличное знание матчасти, но и умение ориентироваться с высокой точностью, находить разбросанные по лесам, плохо различимые с воздуха кордоны и лесничества. В довоенные годы Кашуба налетал около ста тысяч километров, почти 2300 лётных часов.

Осенью 1941 года старший лейтенант Кашуба был зачислен в состав 2-й авиагруппы особого назначения Генштаба Красной армии. Летал на «кукурузнике» По-2, самолёте выдающихся лётных качеств, выполнял специальные задания в тылу врага: совершал полёты к партизанам, вывозил раненых, доставлял за линию фронта разведывательно-диверсионные группы.

Советский самолёт ПО-2 

В середине октября, когда обстановка на Брянском фронте была катастрофической, в сложнейших условиях Павел Кашуба вывез из окружения тяжелораненого командующего фронтом генерал-лейтенанта Ерёменко. Во время полёта отказал мотор, но лётчик сумел ночью посадить самолёт на колхозное поле! Через полтора месяца он был удостоен звания Героя Советского Союза.

За годы войны Кашуба не раз был на волосок от гибели, но выручали хладнокровие и везение. Так, сбитый весной 43-го над степями оккупированного Крыма, он сумел посадить самолёт и вместе с экипажем и парашютистами выйти к лесным партизанским районам побережья, откуда через некоторое время самолётом переправился обратно на Большую землю. Но за полгода до Победы удача отвернулась от капитана Кашубы… В декабре 1944 г. транспортный самолёт Си-47 под его командованием вылетел к партизанам Югославии и пропал без вести. Спустя много лет после войны на обломки самолёта в буковой чаще южного Закарпатья наткнулись геологи. Что тогда случилось — отказ ли техники, ошибка ли пилота в горной местности, этого мы уже не узнаем, небо есть небо, война есть война…

Александр Груздин (18 мая 1903 — 29 мая 1943)

Александр Иванович Груздин — легенда Первой авиационной транспортной дивизии ГВФ, первый лётчик в её составе, получивший звание Героя Советского Союза. О его подвигах рассказывают истории сколь героические, столь же и невероятные.

Александр Иванович родился в Риге, окончил авиационную школу, много лет отдал службе в армии. В 1932 году выучился на гражданского пилота. Правда, занимался он не только мирными перевозками — в составе особой группы ГВФ принял участие в финской войне, а с 1941 года — и в Великой Отечественной. Гражданский лётчик (хотя и с хорошей военной подготовкой) выходил из, казалось бы, безнадёжных ситуаций, раз за разом доставляя грузы, вывозя раненых, помогая партизанам.

В самом начале войны Груздин на самолёте ПС-84 должен был доставить десантников в район оккупированного Каунаса. Немцы создали здесь несколько поясов ПВО, а «воздух» прослушивали (звукоулавливатели в те годы имели несложное устройство — главным их компонентом был человек с тонким слухом, который перемещал огромные рупоры и фиксировал шумы). Подлетая к Каунасу, Груздин приказал бортмеханику рассинхронизировать обороты двигателей: в результате его самолёт стал «звучать», как немецкий бомбардировщик. ПС-84 прошёл кольцо зенитчиков и выполнил задание.

К ноябрю 1941 года Александр Иванович совершил 27 успешных боевых вылетов в тыл противника. 26 ноября старшему лейтенанту Груздину было присвоено звание Героя Советского Союза, вручена медаль «Золотая Звезда».

22 сентября 1942 года Александр Груздин первым посадил самолёт на партизанском аэродроме Зыслов остров в Любанском районе Минской области. Белорусские партизаны обустроили среди болот одну из своих основных баз. В том числе здесь был построен аэродром с полосой всего 1400 метров при необходимых 3000. Сделать её больше не позволял рельеф. Лётчики садились ночью, и успешное приземление самолётов на такую короткую полосу казалось маловероятным, но Александр Груздин смог это сделать. Партизанам и раньше доставляли грузы, но сбрасывали их с самолётов — часто ценные посылки повреждались или тонули в болотах. При наличии аэродрома транспортные самолёты доставляли оружие, лекарства, забирали с Зыслова острова людей.

А вот погиб Александр Груздин в Шотландии. В октябре 1942 года правительства СССР и Великобритании заключили соглашение о поставке Советскому Союзу бомбардировщиков Albermarle. Самолёт был советским лётчикам незнаком, и британцы разработали для них тренировочный курс. Пилоты размещались на авиабазе Эррол в Шотландии и учились летать на «обормотах» (так прозвали эти самолёты, не отличавшиеся надёжностью). 29 мая 1943 года во время тренировочного полёта самолёт, за штурвалом которого находился Александр Груздин, потерял управление и потерпел крушение. Пилот успел направить машину на безлюдный участок, весь экипаж погиб. Похоронен Герой Советского Союза Груздин на Новодевичьем кладбище.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: