Марат (1921)

Легендарный линкор

В Гражданской войне: по обе стороны баррикад

Зиму 1917−1918 года корабль провёл на базе в Гельсингфорсе, наблюдая за тем, как бывшее Великое Княжество Финляндское разрывается изнутри из-за борьбы красных и белых. Совсем скоро сам «Петропавловск» поучаствует в гражданской войне, но сначала было необходимо вывести корабль из порта, дабы он не попал в руки немцев. В ходе «Ледового похода» дредноут успешно перешёл в Кронштадт, где вскоре был в Действующий отряд кораблей Балтийского флота — он сохранился лучше остальных линкоров.

Боевые вызовы не заставили себя долго ждать: в конце 1918 года в Балтийское море для поддержки независимых прибалтийских республик прибыла британская эскадра, которой предстояло противостоять большевистскому флоту. Но и здесь до непосредственного столкновения с кораблями противника дело дошло лишь один раз, в конце мая 1919 года. Стычка с семью британскими эсминцами закончилась статусом-кво. После этого «Петропавловск» вернулся в Кронштадт и использовался в качестве артиллерийской точки — благодаря выстрелам 305-миллиметровых орудий большевики смогли летом подавить антисоветское выступление на форте «Красная горка».

«Петропавловск» ведёт огонь по Красной горке. (pinterest.ru)

Гражданская война подходила к своему завершению — и в марте 1921 года уже команда линкора сама стала участником восстания против большевиков. Именно на «Петропавловске» начались митинги матросов, которые вскоре переросли в настоящий бунт. Орудия дредноута били по оставшимся верными Москве фортам Кронштадта, а во время штурма Красной Армии острова обстреливали наступавших по льду солдат. Лишь ночью 18 марта экипаж линкора капитулировал — и не успевшие сбежать подверглись жестоким репрессиям.

«Петропавловск» и «Севастополь» в 1921 году. (wikimedia.org)

Спустя некоторое время «Петропавловск» был переименован в «Марат», в честь французского революционера — так советская власть стремилась избавиться от любых напоминаний о кронштадтском мятеже. Дредноут, несмотря на полученные повреждения, стал флагманом красного Балтийского флота и участвовал во всех учениях. В конце 1920-х годов началась модернизация корабля: на Балтийском заводе улучшили котлы, провели капитальный ремонт турбин, соорудили наделки для лучшей устойчивости корабля, усовершенствовали орудия. Вновь «Марат» принял участие в военных действиях уже в ходе Зимней войны: линкор вместе со своим собратом «Октябрьская революция» (бывший «Гангут») обстреливал финские батареи неподалёку от Выборга.

За один год и один день

Родоначальником идеи создания линейного корабля, сочетающего большое число орудий главного калибра с высокой скоростью (при сохранении мощи бронирования), считают итальянского кораблестроителя Витторио Куниберти. Воплощение его проекта в жизнь показалось соотечественникам слишком уж затратным. Тогда итальянец опубликовал в английском справочнике Фреда Джейна статью «Идеальный линкор для британского флота» (1903 год).

Имея большое преимущество в скорости над броненосцами тех лет, линкор Куниберти мог бы выбирать выгодную ему дистанцию боя, легко догонять более слабого противника и уклоняться от боя с превосходящими силами врага. Рациональные зерна идей итальянца легли на подготовленную почву.

Первый морской лорд Джон Фишер уже несколько лет делал практические шаги по подготовке к созданию корабля, обладающего более высокой, чем современные ему броненосцы, скоростью и вооруженного большим числом орудий крупного калибра. Он стремился добиться всего этого не за счет увеличения размеров нового линкора, а благодаря продуманной конструкции, внедрению технических новшеств и полному отказу от средней артиллерии. В этих целях он пошел даже на некоторое ослабление броневой защиты своего детища.

Перебрав несколько вариантов, возглавляемые им специалисты пришли к схеме с пятью двухорудийными башнями, две из которых располагались по бортам. Силовая установка включала в себя паровые турбины вместо поршневых паровых двигателей. До этого турбины применялись только на небольших военных кораблях, и был некоторый риск их практического применения на новом бронированном гиганте. Но риск этот полностью оправдался.

Максимально форсировав работы, унифицировав многие конструктивные элементы и использовав башни и орудия, предназначенные для кораблей, строящихся по старой схеме, англичане официально затратили на строительство всего один год и один день. Но с учетом того, что официальная закладка состоялась через несколько месяцев после начала строительных работ на верфи, а окончательно в состав флота корабль был принят через несколько месяцев после окончания строительства, на создание ушло почти два года. Но и такая скорость постройки была не просто рекордной, а поистине уникальной и до сих пор не превзойденной при производстве крупных боевых кораблей.

war-book.ru
Линкор Нассау.

Советский Союз класса

Линкоры типа Советский Союз (Проект 23, Русский : Советский Союз), также известный как «Сталинские республики», был классом линкоров, начатым Советским Союзом в конце 1930-х годов, но так и не принятым на вооружение.. Они были разработаны в ответ на постройку немецких линкоров. Эти корабли составили бы конкуренцию Imperial Japanese классу Yamato, если бы таковой был завершен, хотя и со значительно меньшей огневой мощью: 406-миллиметровые орудия по сравнению с 460-миллиметровыми. (18,1 дюйма) орудия японских кораблей. Однако они бы превосходили своих немецких соперников, класс Бисмарка, по крайней мере, на бумаге. Неспособность советской промышленности броневых листов построить цементированные броневые плиты толщиной более 230 миллиметров (9,1 дюйма) свела бы на нет любые преимущества более толстой брони класса Советский Союз в бою.

первые четыре корабля столкнулись с трудностями, поскольку советское судостроение и смежные отрасли не были готовы строить такие большие корабли. Один линкор «Советская Белоруссия» был списан 19 октября 1940 года, чтобы отвлечь ресурсы на расширенную программу перевооружения армии, после того, как были обнаружены серьезные конструктивные недостатки. Строительство трех других кораблей было приостановлено в июне 1941 года и больше не возобновлялось. Все три уцелевших корпуса были списаны в конце 1940-х.

Корабль Главные орудия Броня Водоизмещение Движущая сила Сервис
Заложен Запущен Судьба
Советский Союз (Русский : Советский Союз) 9 × 406 мм ( 16,0 дюйма) 420 мм (16,5 дюйма) 65150 тонн (64120 длинных тонн) 4 винта, паровые турбины, 28 узлов (52 км / ч; 32 миль / ч)) 15 июля 1938 г. Никогда Отправлено на слом, 29 мая 1948 г.
Советская Украина (Русский : Советская Украина) 31 октября 1938 г. сдан на слом, 27 марта 1947 г.
Советская Россия 22 июля 1940 г.
Советская Белоруссия (Русский : Советская Россия) 22 июля 1940 г.
135>Русский : Советская Белоруссия) 21 декабря 1939 г. Отменено, 19 октября 1940 г.

1788 год. Русско-шведская война. Адмирал Грейг

Вернёмся на Балтику, к неугомонным шведам, которые в 1788 году снова стали дерзкими. 21 июня 1788 года 30-тысячная шведская армия под командованием Густава III без объявления войны перешла границу и осадила крепость Нейшлот (ныне – финский город Савонлинна). Этот день вошёл в историю ещё и тем, что комендант неожиданно осажденного Нейшлота, безрукий ветеран, майор Кузмин, на требование о сдаче крепости отвечал: «Я без руки, не могу отворить ворота; пусть его величество сам потрудится». Шведы так и не сумели взять Нейшлот, лишь разграбили окрестности.
В тот же день король Густав ІІІ потребовал от Екатерины II немедленно разоружить Балтийский флот, отдать шведам Финляндию, отдать туркам полуостров Крым и заключить мир с Турцией (при посредничестве миролюбивых дипломатов Швеции). Причиной обострения смелости стали три фактора:
1) Уверенность в том, что Россия отправила основные силы армии и флота на Чёрном море для войны с турками.
2) Усиленная военная подготовка к реваншу – с 1771 года шведский флот вырос до 23 линейных кораблей, 11 фрегатов, а гребной флот – до 140 кораблей.
3) Поддержка европейских стран: Великобритании, Голландии и Пруссии.

На море же боевые действия начались с того, что были захвачены два крейсирующих русских фрегата, а вот дальше начались неожиданности. По непонятным причинам «Архипелагская эскадра» под командованием шотландца на русской службе адмирала Самуила Карловича Грейга не успела уйти из Кронштадта. Пополнив эту эскадру семью кораблями отряда контр-адмирала Мартына Фондезина (настоящее имя Виллим фон Дезин), Балтийский флот через 4 дня после начала войны вышел в море. 19 июля 1788 года противники вступили в бой у острова Гогланд. Вновь обратимся к книге «Краткая история Русского Флота»: «У Грейга было 17 кораблей, из которых 5 наскоро вооруженных и не имеющих полного комплекта команды, составленной большею частью из вновь набранных неопытных матросов. Шведский же флот, бывший под начальством брата короля генерал-адмирала герцога Зюдерманландского, состоял из 17 кораблей и 7 больших фрегатов с артиллерией, по калибру равной корабельной. Кроме своевременного вполне исправного снаряжения судов, шведы имели около полутора месяца времени для практического обучения своих экипажей.
Неприятельский флот, бывший под ветром от нашего и лежавший левым галсом, держался, как на маневрах, в правильной линии, сохраняя между судами равные интервалы. Между тем, спускавшийся на шведов наш флот сохранял довольно правильный строй только в авангардии и передовой части кордебаталии, за которой в беспорядке шли 8 судов, в большинстве принадлежавшие к отряду Фондезина. Далеко отставшие задние корабли, несмотря на сигналы адмирала, сопровождаемые пушечными выстрелами, не торопились приблизиться к неприятелю.»

Устройство

Корпус

Схема корпуса линкора «Марат»

ЛК «Марат» отличался формой надводной части корпуса, характеризующейся наличием заваленных над главной палубой бортами, что было свойственно для французских кораблей и позволяло сэкономить «верхний» вес корпуса. Линкор имел нижнюю, батарейную и верхнюю палубы, а также 3 мачты – вентиляционную,фок- ,грот-мачты. Первая из них располагалась ниже труб, что визуально выделяло «Марат» среди других линкоров этого типа. Волнолом, размещенный на верхней палубе и имевший ту же высоту, что и носовая наделка, позволил существенно улучшить защиту линкора от ветровых волн.

Бронирование

В силу того что линкоры начала ХХ века строились во времена бурного развития металлургической промышленности, качество броневых плит разнилось: основная часть вертикального бронирования была изготовлена из сталеникелевой брони на Ижорском заводе, центральная часть пояса (406 мм) – из закаленной по способу Гарвея брони, броневая палуба – мягкой никелевой стали.

«Марат» имел типичную для своего времени схему бронирования, основой которой являлся броневой пояс длиной 73.15 м по ватерлинии и высотой 2.29 м (из них при нормальной осадке под водой находилось 1.39 м). Толщина брони в его центральной части на протяжении 46.2 м составляла 406 мм, в нос и корму толщина броневых плит была до 305 мм. С кормы пояс закрывался броневым траверзом толщиной 203 мм, с носа – 229 мм. К нижней кромке плит толщина броневого пояса снижалась в центральной части до 203 мм, а ближе к оконечностям – до 152 мм. Основания орудийных башен, машины и котлы были защищены этим броневым поясом.

Главный бронепояс являлся защитой котлов, машин и оснований орудийных башен. На протяжении 46.2 м в его центральной части толщина брони была 406 мм, в районе башен ГК – 305 мм. В нижней части толщина бронеплит значительно уменьшалась: до 203 мм в центральной части и до 152 мм ближе к оконечностям. Броневой траверз закрывал бронепояс и характеризовался следующими параметрами: с носа его толщина составляла 229 мм, с кормы —203 мм. Сверху броневого пояса располагалась плоская броневая палуба, толщина которой варьировалась от 51 мм до 76 мм. Длина верхнего бронепояса составляла около 50 м и толщина – 127 мм, высота – 2.29 м.

Кроме двойного дна и находившихся у бортов угольных бункеров, линкор не имел противоторпедной и противоминной защиты.

Участник обороны Ленинграда

В 1941 году германские войска вплотную подошли к Ленинграду. Группа армии «Север» имела задачу уничтожить Кронштадт и тем самым лишить советский флот его опорных баз. Только на Балтику для этой цели немецкое командование направило более сотни кораблей различного класса. Ленинград оказался в блокаде, точно так же, как и его морская крепость Кронштадт. Бомбёжки продолжались и днём, и ночью. По Кронштадту била вражеская тяжёлая артиллерия. Важная стратегическая задача врага заключалась в молниеносном захвате Северной столицы Советского Союза и прилегающих к ней акваторий Балтийского моря. Но на пути стоял Кронштадт, с его боевыми кораблями, среди них был и линкор «Марат», который вёл непрерывный артиллерийский и зенитный обстрел приближающегося противника.

Оценка проекта

Данный корабль, если был бы построен, представлял бы из себя очень мощную боевую единицу за счет 25-узловой скорости хода, тогда как зарубежные аналоги развивали 21-23 узла, и за счет двенадцати мощных 406-мм орудий. Если это были орудия Обуховского завода, то они имели массу снаряда 1116-1117 кг, бортовой залп имел вес 13 392 — 13 404 кг, в то время как ближайшие конкуренты на европейском ТВД — Куин Элизабет и Байерн — имел вес залпа 7000 и 6000 кг соответственно. Подобный вес залпа имел лишь линкор Второй Мировой Ямато — 13 140 кг. Однако бронирование данного проекта, будучи еще достаточным для 1913-1915 года, уже с 1916 становилось недостаточным. Противоторпедная защита была очень несовершенной, и поэтому подводные лодки могли бы представлять для него серьезную опасность.

Слайд 15Строительство уже шло полным ходом, когда были получены результаты натурных испытаний

по расстрелу бывшей “Чесмы”, и эти результаты ввергли кораблестроителей в

состояние шока. Выяснилось, что 305-мм фугасный снаряд образца 1911 года пробивает главный пояс “Севастополя” уже с дальности в 63 кабельтова, а на больших дистанциях стрельбы деформирует расположенную за броней рубашку, нарушая герметичность корпуса. Обе броневые палубы оказались слишком тонкими — снаряды не только пробивали их, но и дробили на мелкие осколки, вызывающие еще большие разрушения… Стало очевидным, что встреча “Севастополя” в море с любым из германских дредноутов не сулит нашим морякам ничего хорошего: одно случайное попадание в район погребов боезапаса неизбежно приведет к катастрофе. Русское командование поняло это еще в 1913 году, и именно поэтому оно не выпускало балтийские дредноуты в море, предпочитая держать их в Гельсингфорсе в качестве резерва позади перекрывшей Финский залив минно-артиллерийской позиции…Самым скверным в данной ситуации были то, что ничего нельзя уже было исправить.

Проектирование и модернизация

На «Особом совещании» 10 марта 1927 года было принято решение о проведении глобальной реконструкции линкоров типа «Севастополь». В.П. Римский–Корсаков, признанный специалист в этой области, в своем докладе отметил, что первоочередные задачи военно–морского флота СССР – переход на новый вид топлива и повышение дальности стрельбы орудий ГК.

Модернизации подверглись три линкора, первым из которых стал «Марат». По типу данного корабля проводились дальнейшие реконструкции ЛК «Октябрьская революция» , ЛК «Парижская коммуна».

Главным изменениям подверглась механическая часть корабля: переход на жидкое топливо позволил отказаться от трех малых котлов в носовой части котельного отделения. В оставшихся 22–х котлах была проведена замена поршневых котельных вентиляторов на турбовентиляторы. В целях улучшения непотопляемости линкора все котельные отделения были поделены пополам поперечными переборками. Технически неоправдавшие себя турбины крейсерского хода были демонтированы. Осуществлен капремонт главных турбин с заменой вспомогательных механизмов. Благодаря проведенным работам суммарная мощность энергетической установки составила 56800 л.с. (вместо прежних 42000 л.с.), а при форсировке – 61110 л.с. Корабль стал использовать в среднем 2000 т жидкого топлива вместо 750 т мазута и 1700 т угля, что позволило обеспечить дальность плавания 2310 миль, развивать и поддерживать скорость 23.8 уз.

Несколько изменились корпусные конструкции. В носовой части была установлена наделка в виде полубака , повышающая высоту надводного борта (в его твиндеке размещалась аппаратура для дымовых завес и плотницкая мастерская). Также были перестроены надстройки и мачты: стержневую фок-мачту заменили башенноподобной, на которую крепилось множество площадок. Благодаря этому дымовая труба получила характерный излом.

Значительно повысилась скорострельность 305–мм орудий башни МК–3–12. При углах возвышения орудий от – 3° до +15 ° она достигала 3 выстрела в минуту, при больших углах (до предельного 25°) – 2 выстрела в минуту (вместо прежних 1.8 на всех углах). Кроме того, изменилась предельная дальность стрельбы: со 130 кбт до 170 кбт. Это было реализовано благодаря введению легкого (314 кг вместо 470.9 кг) снаряда образца 1928 года, имеющего лучшую аэродинамическую форму.

Весной 1931 года запланированные работы были завершены. 8 апреля на ЛК «Марат» подняли Военно–морской флаг, 6 июня модернизированный линкор официально приняли в состав ВМС СССР. Однако в зимние периоды «Марат» обычно проходил текущие ремонты с частичным усовершенствованием вооружения и технических средств.

объем памяти

  • Минск:
    • В 1959 году в Пионерском парке Минска был установлен памятник Марату Казею (скульптор Селиханов и архитектор Волчек), а в 1960 году сам парк получил название «Площадь Марата Казея».
    • В Октябрьском районе Минска есть улица имени Марата Казея.
    • Бюст Марата Казея установлен во дворе гимназии № 25 имени Риммы Шершневой (улица Седова, 3).
  • Первый памятник Марату был установлен на месте его гибели, на опушке леса. Там написано: «Здесь 11 мая 1944 года были убиты партизаны Марат Казей и Ларин».
  • Пионерский лагерь «Марат Казей», который расположен в деревне Горваль ( Речицкий район , Гомельская область ), назван в его честь, и его бюст установлен также там.
  • В селе Станково (Дзержинский район Минской области) установлен мемориальный обелиск (открыт в октябре 1958 г.), его именем названа местная школа.
  • В Дзержинске (Минская область) на Аллее Героев на площади Дзержинского установлен памятный знак.
  • Бюст Марата Казея установлен на территории детского оздоровительного лагеря «Лесная сказка» в поселке Орешники ( Завьяловский район , Удмуртия ) /
  • Бюст Марата Казея установлен на территории детского оздоровительного лагеря «Электроник» в селе Сновянка ( Черниговский район , Черниговская область , Украина) .
  • В селе Ягодное близ Тольятти на территории бывшего пионерлагеря «Алые паруса» установлен памятник Марату Казею.
  • В Москве на территории ВДНХ у входа в павильон № 8 установлен бюст скульптора Н. Конгизера.
  • Марат Казей послужил прототипом персонажа российско-японско-канадского анимационного фэнтези « Первый отряд ».
  • В Симферополе на Аллее Героев в Детском парке установлен памятник Марату Казею.
  • В 1968 году сухогруз ДВМП был назван именем Марата Казея.
  • Писатель Вячеслав Морозов написал несколько книг о подвиге Марата Казея.
  • В 2015 году барельеф Марата Казея был установлен на Аллее героев-пионеров ( Ульяновск ).

Гангут класса

Линкоры Гангутского класса были Первые дредноуты начаты для Императорского флота России перед Первой мировой войной. У них была запутанная история дизайна с участием нескольких британских компаний, меняющихся требований, международного конкурса дизайнеров и иностранных протестов. Их роль заключалась в защите устья Финского залива от немцев, которые никогда не пытались войти, поэтому корабли тратили свое время на обучение и обеспечение прикрытия для минных постановок операций. Их экипажи участвовали в общем мятеже Балтийского флота после Февральской революции в 1917 году и присоединились к большевикам в следующем году. Русские были вынуждены эвакуировать свою военно-морскую базу в Хельсинки после того, как Финляндия стала независимой в декабре 1917 года. Корабли класса Gangut привели первый отряд кораблей в Кронштадт несмотря на то, что Финский залив все еще был заморожен.

Все дредноуты, кроме Петропавловска, были поставлены на прикол в октябре – ноябре 1918 г. нехватка рабочей силы. Полтава сильно пострадала от пожара во время стоянки в 1919 году. Петропавловск сохранил за собой право защищать Кронштадт и Ленинград от британских войск, поддерживающих русских белых, хотя она также помогла подавить мятеж гарнизона форта Красная Горка в 1919 году. Ее экипаж и команда Севастополя присоединились к Кронштадтскому восстанию марта 1921 года. После того, как оно было кроваво подавлено, эти корабли были отданы правильные «революционные» имена. Парижская Коммуна, бывший Севастополь, была модифицирована в 1928 году с целью улучшения ее мореходных способностей, чтобы ее можно было перевести на Черноморский флот, у которого не было ничего тяжелее легкого крейсера.. Это оказалось первой из серии модернизаций, в ходе которых каждый корабль этого класса был последовательно реконструирован и улучшен. В 1930-х годах был внесен ряд предложений по перестройке Фрунзе, бывшей Полтавы, чтобы соответствовать ее сестрам или даже в качестве линейного крейсера за счет удаления одной башни, но они ни к чему не привели, и она был разбит перед утилизацией.

Два корабля Балтийского флота не сыграли заметной роли в Зимней войне, но имели свои противодействие — перед операцией Барбаросса в 1941 году значительно увеличилось количество орудий авиации. Однако это не помогло ни одному из кораблей, поскольку они пытались оказать огневую поддержку защитникам Ленинграда. Марату оторвало лук, а «Октябрьская революция» сильно пострадала от нескольких попаданий бомб в сентябре. Первая была потоплена, но позже поднята и стала плавучей батареей на время блокады Ленинграда, в то время как вторая провела более года в ремонте, хотя время было увеличено из-за последующих попаданий бомб во время ремонта. Оба корабля бомбардировали немецкие и финские войска, пока они оставались в пределах досягаемости, но «Октябрьская революция» не отваживалась уходить из Кронштадта на время войны. Парижская коммуна оставалась в Севастополе до тех пор, пока не была вынуждена эвакуироваться наступающими немецкими войсками. Она совершила одну поездку в осажденный Севастополь в декабре 1941 года и произвела несколько бомбардировок в поддержку в период с января по март 1942 года. Она была выведена из боя в апреле, поскольку немецкое воздушное превосходство сделало это слишком рискованным. рисковать такой большой целью.

Севастополь и Октябрьская Революция остались в активном списке после окончания войны, хотя об их деятельности мало что известно. Оба были реклассифицированы как «школьные линкоры» (учебный линейный корабль) в 1954 году и разбиты в 1956 году, после чего их медленно списали. Было несколько планов (проект 27) по реконструкции Петропавловска с использованием носовой части Фрунзе, но они не были приняты и были формально отменены 29 июня 1948 года. В 1950 году корабль был переименован в Волхов и служил стационарным учебным. корабль, пока не был сбит в 1953 году и впоследствии развалился. Фрунзе был окончательно списан в начале 1949 года.

Корабль Основные орудия Броня Водоизмещение Движущая сила Служба
Заложен Запущен Завершен Судьба
Гангут (Русский : Гангут) 12 × 12 дюймов ( 305 мм) 225 мм (8,9 дюйма) 24400 длинных тонн (24800 т) 4 винта, паровые турбины, 24 кН (44 км / ч; 28 миль / ч) 16 июня 1909 г. 20 октября 1911 г. 11 января 1915 г. Пораженный, 17 февраля 1956 г.
Петропавловск ( Русский : Петропавловск) 22 сентября 1911 г. 5 января 1915 г. Пораженный, 4 сентября 1953 г.
Севастополь (Русский : Севастополь) 10 июля 1911 г. 30 ноября 1914 г. Списан на слом с 1949 г.
Полтава (Русский : Полтава) 23 июля 1911 г. 30 декабря 1914 г. Поражены, 17 февраля 1956 г.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: