Разгон верховного совета рф (1993)

Конституционный кризис в россии 1992—1993 - энциклопедия россии

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия

Начало перехода от плановой к рыночной экономике было положено ещё в годы перестройки. В 1990 г. было принято постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», предусматривающее переход на аренду, создание акционерных обществ и развитие частного сектора экономики. Замедление и непоследовательность рыночных реформ привели к кризису, который ещё более углубился после распада СССР и разрыва существовавших экономических связей.

Руководство России в условиях глубочайшего финансового кризиса, инфляции, истощения золотовалютных резервов решило обратиться к политике «шоковой терапии». Это должно было стать своеобразной альтернативой попыткам ещё союзного руководства провести поступательную модернизацию сверхцентрализованной социалистической экономики. Идеологи экономических реформ в России начала 1990-х гг. (Е. Гайдар, Г. Явлинский, А. Чубайс) исходили из того, что постсоветская экономика не подлежала усовершенствованию. Единственным путём, по их мнению, был немедленный демонтаж старой экономической системы вместе с ликвидацией командно-административной системы управления и распределения.

Методы «шоковой терапии» предусматривали либерализацию цен (со 2 января 1992) и проведение масштабной приватизации. Начало выдачи приватизационных чеков (ваучеров) пришлось на 1 октября 1992 г. Эти меры должны были обуздать инфляционные процессы, уравнять спрос и предложение на рынке, превратить частный сектор в преобладающий сектор экономики, создать прочный фундамент для перевода всего хозяйства на рыночные рельсы.

Однако реформаторам из правительства Е. Гайдара пришлось столкнуться с серьёзными трудностями. За год реформ цены взлетели более чем в 20 раз, были обесценены вклады граждан. Курс рубля продолжал падать, и большинство расчётов перевели в американскую валюту. Многие предприятия охватил кризис неплатежей. К 1 июня 1992 г. сумма взаимных долгов составляла около 2 трлн руб. Возникли проблемы со своевременной выплатой заработной платы, пенсий, стипендий. Объём государственной задолженности перед гражданами достиг своего максимума к 1996 г. Социальную напряжённость повышал высокий уровень безработицы, нерешённость жилищной проблемы. Получили распространение финансовые пирамиды («МММ», «Хопёр-Инвест» и др.).

Глобальные ошибки были допущены во время проведения приватизации, что привело к сосредоточению значительной части промышленного потенциала страны в руках небольшой группы людей — олигархов, тогда как от 35 до 65 % граждан России оказалось за чертой бедности (к 1994 г. средний уровень жизни населения составлял 50 °% от начала 1990-х). Смена формы собственности не привела к росту эффективности экономики. Продолжалось падение промышленного производства и производства предметов широкого потребления. Распалась единая энергетическая инфраструктура.

Экономические реформы коснулись и аграрного сектора. С начала 1990-х гг. колхозная система стала заменяться новыми формами хозяйствования: акционерными обществами открытого и закрытого типа, товариществами с ограниченной ответственностью, сельскохозяйственными кооперативами. В условиях экономического кризиса сельское хозяйство испытывало дефицит агротехники, минеральных удобрений, продолжался отток жителей сельской местности в города. Это привело к заметному падению урожайности, наблюдавшемуся почти на протяжении всех 90-х гг.

Угрозу рыночным отношениям представлял разгул криминалитета, делавшего ставку на передел собственности и теневую экономику, и коррупции. 1990-е гг. вошли в историю как время криминальных войн между различными мафиозными кланами за передел государственной собственности и контроль над частными предпринимателями.

Правительство В. Черномырдина (1993-1998), пришедшее на смену реформаторам Е. Гайдара, пыталось остановить падение экономики путём сочетания упрочения роли государства в экономике с развитием рыночных отношений, однако ситуация продолжала оставаться нестабильной и привела к масштабному финансово-экономическому кризису.

Падение производства к августу 1998 г. достигло 50 %. В этой ситуации страна пережила дефолт. Правительство отказалось от выплат внешних задолженностей, обвалился курс рубля, многие предприятия оказались на грани разорения. Неудачные реформы привели к росту социальной напряжённости (в стране насчитывалось около 9 млн безработных), стихийным забастовкам и массовым митингам протеста. Правительство Е. Примакова ко 2-й половине 1999 г. сумело несколько стабилизировать социально-экономическую ситуацию в стране, хотя жизненный уровень большей части населения по-прежнему оставался невысоким.

Предпосылки противостояния

Противостояние мотивировалось различиями в представлениях сторон конфликта о реформировании конституционного устройства, о новой Конституции, а также о путях социально-экономического развития России. Президент выступал за скорейшее принятие новой Конституции, усиление президентской власти и либеральные экономические реформы, Верховный Совет и Съезд — за сохранение всей полноты власти у Съезда народных депутатов, и против излишней поспешности, необдуманности и злоупотреблений («Шоковая терапия») при проведении радикальных экономических реформ. Сторонники Верховного Совета опирались на действовавшую Конституцию, согласно ст. 104 которой высшим органом государственной власти РФ являлся Съезд народных депутатов. По мнению же президента Ельцина, в том, что президент клялся соблюдать Конституцию, но при этом его права были Конституцией ограничены, заключалась «двусмысленность» Конституции:

Какая сила затянула нас в эту черную полосу? Прежде всего — конституционная двусмысленность. Клятва на Конституции, конституционный долг президента. И при этом его полная ограниченность в правах.

Предыстория конфликта[править | править код]

Основная статья: Конституционный кризис 1992—1993
  • Введение поста Президента при сохранении практически неограниченных полномочий Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации породило в России проблему двоевластия которая осложнилась расколом общества на сторонников немедленного проведения радикальных экономических реформ («шоковая терапия»), которые объединились вокруг президента Бориса Ельцина, и противников излишней поспешности, необдуманности и злоупотреблений при проведении реформ, объединившихся вокруг Верховного Совета, председателем которого после избрания Ельцина президентом стал Руслан Хасбулатов.
  • Одной из причин конфликта стал вопрос об изменении действовавшей Конституции. Ельцин настаивал на изменении формы правлении в России, передаче полномочий Съезда народных депутатов президенту. Сторонники Верховного Совета настаивали на сохранении верховной власти за представительными органами, хотя Съезд время от времени принимали поправки, расширяющие полномочия президента.
  • Противостояние двух органов власти приняло весьма тяжёлые формы. В мае 1993 г. во время демонстрации произошло столкновение с ОМОНОМ, несколько человек погибло.
  • 20 марта 1993 года Ельцин выступил с телевизионным обращением к народу, в котором объявил, что только что подписал указ о введении «особого порядка управления». Конституционный Суд РФ, еще не имея подписанного указа Президента, признал его действия, связанные с телеобращением, неконституционными, и усмотрел наличие оснований для отрешения президента от должности. Однако, как выяснилось чуть позже, в действительности неконституционный указ не был подписан. Созванный IX (Внеочередной) Съезд народных депутатов предпринял попытку отрешить президента от должности (одновременно проводилось голосование по вопросу об освобождении от должности председателя ВС Р. И. Хасбулатова), но для импичмента не хватило 72 голосов.
  • 29 марта , после провала попытки импичмента, Съезд назначил на 25 апреля референдум с 4 вопросами. Позиции президента и Верховного Совета кардинально расходились по всем этим вопросам. Противоречивые результаты референдума были истолкованы президентом и его окружением в свою пользу.
  • 1 сентября 1993 года, временно, «в связи с проводимым расследованием, а также в связи с отсутствием поручений», отстранил от исполнения обязанностей вице-президента А. В. Руцкого, который в последнее время неоднократно выступал с жесткой критикой президента и правительства. Действовавшая Конституция и законодательство нормы о возможности отстранении вице-президента президентом не содержали. Обвинения в коррупции, в связи с которыми проводилось расследование, позже подтверждены не были.
  • 3 сентября ВС принял решение направить в Конституционный Суд ходатайство с просьбой проверить соответствие Основному Закону положений указа президента РФ от 1 сентября в части, касающейся временного отстранения от исполнения обязанностей вице-президента Александра Руцкого. По мнению парламентариев, издав этот указ, Борис Ельцин вторгся в сферу полномочий судебных органов государственной власти. До разрешения дела в Конституционном Суде действие указа приостанавливается.

Политические партии и движения Российской Федерации

В декабре 1993 г. впервые состоялись выборы в Федеральное Собрание РФ. Накануне выборов заявили о себе несколько новых политических сил: «Выбор России», «Явлинский, Болдырев, Лукин» («ЯБЛоко»), Российское движение демократических реформ и др. В результате выборов большинство мест в парламенте получили кандидаты от «Выбора России», ЛДПР, Аграрной партии и КПРФ. Наиболее многочисленной фракцией в Государственной думе оказался «Выбор России» во главе с Е. Гайдаром.

Егор Гайдар (1956-2009) — российский государственный и политический деятель, экономист, доктор экономических наук. Один из главных руководителей и идеологов экономических преобразований начала 1990-х годов, в том числе «шоковой терапии» и масштабного разгосударствления (приватизации). Глава правительства России в июне — декабре 1992 г.

Глубокий экономический кризис, обнищание населения сказались на «полевении» российского политического спектра. И уже следующие выборы в Государственную думу 1995 г. принесли успех коммунистам, тогда как сторонники продолжения реформ («Яблоко» Г. Явлинского, «Демократический выбор России» Е. Гайдара) остались в меньшинстве. Промежуточное положение занимали либеральные демократы В. Жириновского.

На президентских выборах 1996 г. было заявлено 11 кандидатов. Действующему президенту Б. Ельцину только во II туре удалось обойти кандидата от КПРФ Г. Зюганова (55 % на 40,7 %). Однако ухудшение здоровья не позволило Б. Ельцину организовать эффективное управление государством. Экономические неурядицы, частые смены правительства, чеченская проблема подорвали его авторитет в обществе, участились кадровые перестановки. С апреля 1998 по март 2000 г. сменилось пять премьер-министров. На этом фоне вновь обострилась чеченская проблема, республика превращалась в оплот международного терроризма. В выборах в Государственную думу 1999 г. принял участие ряд новых политических сил — «Отечество — вся Россия» (Е. Примаков, Ю. Лужков), «Союз правых сил» (С. Кириенко, Б. Немцов, И. Хакамада), «Единство» (С. Шойгу). Большинство избирателей отдали свои голоса в пользу «Единства» и КПРФ.

Понимая снижение своей роли в политической жизни государства, Б. Ельцин в новогоднем обращении к россиянам 31 декабря 1999 г. сложил с себя президентские полномочия, передав их главе правительства В. Путину. 26 марта 2000 г. В. Путин был избран Президентом Российской Федерации.

Основные понятия

  • Сепаратизм — политика, направленная на обособление, отделение части территории государства с целью формирования нового, самостоятельного государства или обретения широкой автономии.
  • Импичмент — процедура привлечения к судебной ответственности высших должностных лиц государства. Результатом импичмента, как правило, является досрочное прекращение полномочий президента или другого представителя власти с последующим снятием его с должности.
  • Рыночная экономика — экономика, в основе которой принципы свободного предпринимательства, многообразие форм собственности, рыночное ценообразование при ограниченном вмешательстве государства в хозяйственную деятельность субъектов.
  • Коррупция — использование служебных полномочий в целях получения личной выгоды.
  • Дефолт — невыполнение государством денежных обязательств.

Депрессия

Для нового российского государства старая брежневская Конституция РСФСР 1978 г., конечно, не годилась. Даже с правками конца 1980-х — начала 1990-х годов она не могла стать базой полноценной демократической политической системы. Ещё в июне 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР решил подготовить новый Основной закон. Борис Николаевич Ельцин встал во главе Конституционной комиссии при Верховном Совете (затем он ее покинет). Но процесс подготовки затягивался: неясно было, появится ли новый союзный договор бывших республик СССР, как выстроить отношения регионов России, какие принципы должны лечь в основу документа и стоит ли вообще в столь трудный момент принимать судьбоносный закон. Народные депутаты отправляли все варианты на доработку.

I Съезд народных депутатов России, 1990 г. (cont.ws)

В ходе проведения экономических реформ росло напряжение в отношениях Верховного Совета и президента. Спорный характер экономических преобразований, ослабление центральной власти и социальная нестабильность (мягко говоря) создавали почву для самых разных идей, а главное, подогревали личные амбиции политических игроков. Ельцин стремился проводить реформы и иметь для этого широкие полномочия, а народные депутаты не желали оставлять преобразования бесконтрольными со своей стороны.

Суть конфликта[править | править код]

В условиях, когда Конституция РФ, по мнению сторонников президента России Бориса Ельцина, стала тормозом в проведении реформ, а работа над новой редакцией велась слишком медленно и неэффективно, президентом был издан указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», предписывавший Верховному Совету Российской Федерации и Съезду народных депутатов (согласно Конституции, — высшему органу государственной власти РФ) прекратить свою деятельность. Конституционный суд РФ, собравшись на экстренное заседание, пришел к заключению, что данный указ в двенадцати местах нарушает Российскую Конституцию и, согласно Конституции, является основанием для отрешения Президента Российской Федерации от должности. Верховный Совет отказался подчиниться неконституционному указу президента, квалифицировав его действия как государственный переворот. Было принято решение о созыве X Чрезвычайного Съезда народных депутатов. Частям милиции, подчинившимся Ельцину и Лужкову, был отдан приказ о блокаде Белого дома. Оборону Белого дома возглавили вице-президент Александр Владимирович Руцкой и председатель Верховного Совета Руслан Имранович Хасбулатов. После многочисленных нападений подразделений ОМОН на демонстрантов на Смоленской площади [Источник?], у Кузнецкого моста, других улицах Москвы, сторонники Верховного Совета (стихийно собравшиеся жители Москвы, и Подмосковья, других городов РФ, а также стран постсоветского пространства) прорвали блокаду ОМОНА, взяли штурмом одно из зданий мэрии (бывшее здание СЭВ, из окон которого обстреливались демонстрации[Источник?]), а затем предприняли попытку штурма одного из зданий телецентра Останкино (возможно, с целью получить выход в эфир на Центральном телевидении). Штурм здания мэрии прошёл без жертв, но у телецентра бойцы верных президенту формирований открыли по штурмующим и демонстрантам огонь на поражение. 4 октября в результате штурма и танкового обстрела Белый дом был взят под контроль войсками, верными Ельцину. В ходе октябрьских событий погибло по официальным данным около 150 (по данным депутата Сажи Умалатовой 2783) человек, и перестала существовать система советов, радикально изменилась система власти в России: вместо парламентской была установлена президентская республика. В 1994 г. арестованные участники октябрьских событий были амнистированы Государственной Думой РФ. Хотя ни один из них не был осуждён, все они согласились на амнистию, но позже по телевидению были опровергнуты все ценности, так или иначе связанные с данным событием.

Штурм «Останкино» и расстрел Белого дома

Ситуация двоевластия не могла продолжаться слишком долго и в конечном итоге привела к массовым беспорядкам, вооруженному столкновению и расстрелу Дома Советов.

3 октября сторонники Верховного Совета собрались на митинг на Октябрьской площади, затем двинулись к Белому дому и разблокировали его. Вице-президент Александр Руцкой
призвал их взять штурмом мэрию на Новом Арбате и «Останкино». Здание мэрии вооруженные демонстранты захватили, но когда они попытались попасть в телецентр, разыгралась трагедия.

Для обороны телецентра в «Останкино» прибыл отряд спецназа МВД «Витязь». В рядах бойцов произошел взрыв, от которого погиб рядовой Николай Ситников.

После этого «Витязи» начали стрелять по толпе сторонников Верховного Совета, собравшейся у телецентра. Вещание всех телеканалов из «Останкино» было прервано, в эфире остался только один канал, вещавший из другой студии. Попытка штурма телецентра не увенчалась успехом и привела к гибели ряда демонстрантов, военнослужащих, журналистов и случайных людей.

На следующий день 4 октября верные президенту Ельцину войска начали штурм Дома Советов. Белый дом обстреливали танки. В здании произошел пожар, из-за чего его фасад наполовину почернел. Кадры обстрела облетели тогда весь мир.

Посмотреть на расстрел Белого дома собрались зеваки, которые подвергли себя опасности, поскольку попали в поле зрения снайперов, расположившихся на соседних домах.

Днем защитники Верховного Совета стали массово выходить из здания, а к вечеру прекратили сопротивление. Руководители оппозиции, в том числе Хасбулатов и Руцкой, были арестованы. В 1994 году участники этих событий были амнистированы.

Трагические события конца сентября — начала октября 1993 года унесли жизни более 150 человек, порядка 400 человек получили ранения. Среди погибших оказались журналисты, освещавшие происходящее, и много простых граждан. 7 октября 1993 года было объявлено днем траура.

Политика России на постсоветском пространстве

После распада СССР ключевым направлением внешней политики России стало постсоветское пространство. Напомним, что при распаде СССР было создано Содружество независимых государств – СНГ. Эта международная организация объединила все постсоветские государства, кроме Грузии и прибалтийских республик.

В 1992 году страны СНГ были тесно связаны друг с другом. Они использовали общую валюту – советский рубль, у них сохранялась единая армия, оставшаяся республикам «в наследство» от СССР. Однако постепенно постсоветские государства создавали свои собственные вооруженные силы и вводили свои валюты, что приводило к ослаблению связей между республиками.

 Флаг СНГ 

Россия была заинтересована в максимальной экономической и политической интеграции республик бывшего СССР – это позволило бы сохранить оставшиеся с советских времен экономические связи республик, а также сохранить в постсоветских государствах российское влияние. Ельцин стремился использовать СНГ как инструмент такой интеграции, однако входившие в СНГ страны имели слишком разные интересы, поэтому эта политика провалилась. Поэтому помимо СНГ были созданы и другие международные организации.

Наиболее тесные связи России удалось наладить с Белоруссией. Процесс тесного сближения двух государств начался в 1994 году, когда президентом Белоруссии был избран Александр Лукашенко. 8 декабря 1999 года был подписан договор о создании Союзного государства, объединяющего Россию и Беларусь. Планировалось, что у стран будет единая валюта, единый парламент и судебная система. И хотя в дальнейшем эти идеи не были реализованы, Белоруссия осталась главным экономическим и политическим партнером России.

 Александр Лукашенко (слева) и Ельцин подписывают договор о Союзном государстве 

В мае 1992 года был подписан Договор о коллективной безопасности (ДКБ). Он обеспечивал военное сотрудничество постсоветских государств и фактически означал заключение военного союза. Изначально свои подписи под договором поставили:

  • Россия;
  • Армения;
  • Казахстан;
  • Киргизия;
  • Таджикистан;
  • Узбекистан.

В дальнейшем к ДКБ присоединились Беларусь, Азербайджан и Грузия. В 1999 году Узбекистан, Азербайджан и Грузия покинули военный союз. В рамках ДКБ страны проводили совместные военные учения, вместе боролись с преступностью, наркоторговлей и экстремизмом.

Большой проблемой был вопрос о ядерном оружии СССР. После распада СССР его ядерное оружие находилось на территории России, Белоруссии, Украины, Казахстана. В итоге сложных переговоров Беларусь, Казахстан, Украина отказались от ядерного оружия, оно было передано России.Взамен эти три республики получили экономическую помощь от России и Запада. Надо заметить, что Украина, Казахстан и Беларусь просто не могли оставить себе ядерное оружие из-за огромных затрат на его содержание. В частности, украинский президент Кравчук признавал, что содержание ядерного оружия обошлось бы Украине в 65 млрд $, таких денег у страны не было.

Украина уничтожает свой самолет ТУ-160, изначально предназначенный для доставки ядерного оружия

Выборы президента России 1996 года

Согласно Конституции первая Госдума работала лишь 2 года, а в дальнейшем депутаты должны были избираться на срок в 4 года. Поэтому новые выборы в Госдуму прошли уже 17 декабря 1995 года. Победу на них одержала КПРФ. Из 450 мест в парламенте коммунисты получили 157. Пропрезидентской партии «Наш дом – Россия» досталось 55 мест. Партию ЛДПР в парламенте представлял 51 депутат. Придерживающейся либеральных позиций партии «Яблоко» досталось 45 мест в парламенте. Остальные партии получили незначительное количество мест в Думе.

Эти выборы показали, что поддержка коммунистов в российском обществе возросла. В целом парламент был оппозиционно настроен к Ельцину. Однако вскоре предстояло провести ещё более важные президентские выборы, которые планировалось провести 16 июня 1996 года.

Лидер коммунистов Геннадий Зюганов заявил о своем участии в президентских выборах, он считался главным фаворитом. Действующий президент Ельцин решил пойти на второй срок. Однако в феврале 1996 года рейтинг поддержки Ельцина среди россиян не превышал 3-6%. Причиной этого была ужасная ситуация в экономике страны – из-за ельцинских экономических реформ значительная часть населения обеднела, многие предприятия не работали, а тем, кто сохранил работу, зарплату не выплачивали по несколько месяцев.

Геннадий Зюганов 

Считалось, что поражение Ельцина на президентских выборах неизбежно. В этой ситуации часть окружения Ельцина предложила ему ввести чрезвычайное положение в России и отменить президентские выборы. С большим трудом некоторые политики (в первую очередь А. Чубайс) убедили президента отказаться от идеи отмены президентских выборов.

Возможная победа коммуниста Зюганова пугала олигархов – богатейших и влиятельнейших предпринимателей страны. Они объединили свои усилия и создали неформальный союз, который традиционно называют «семибанкирщиной», хотя в реальности в него входило 9 олигархов. Название «семибанкирщина» возникло по аналогии с термином «семибоярщина», которым обозначали группу бояр, правивших страной в Смутное время.

 Борис Березовский (слева) – один из самых влиятельных олигархов 1990-ых годов 

Олигархи «семибанкирщины» контролировали крупнейшие телеканалы в стране, поэтому на телевидении деятельность Ельцина стали освещать в положительном ключе. Зюганова же подвергали острой критике. Вследствие этого поддержка Ельцина начала стремительно расти. В результате на выборах президента Ельцин получил 35% голосов, а Зюганов – 32%, остальные голоса достались другим кандидатам. В таком случае по закону полагалось провести второй тур выборов, в котором участвовали бы только Ельцин и Зюганов.

Перед вторым туром Ельцин договорился о поддержке с занявшим третье место Александром Лебедем, который набрал 14,5% голосов. Лебедь попросил своих сторонников поддержать Ельцина. В итоге во втором туре, состоявшемся 3 июля, Ельцин победил, получив 53% голосов.

Главным лозунгом предвыборной кампании Ельцина была фраза «Голосуй или проиграешь» 

Суперпрезидентская республика

Конституция 1993 г. отразила текущий исторический момент, когда президент завоевал и закрепил за собой чрезвычайно серьезные полномочия: право определять внутреннюю и внешнюю политику, подписывать федеральные законы, возглавлять государство и армию, предлагать председателя правительства (практически назначать) и утверждать министров, назначать председателя ЦБ, генерального прокурора и судей, высшее командование, дипломатов, руководителей федеральных ведомств, увольнять их, досрочно и довольно легко распускать парламент в случае конфликта (а вот импичмент депутатам инициировать гораздо труднее), и другие права.


Марка, 1995 г. (Pinterest)

Критики Конституции уже тогда говорили о «перекосе» Конституции в пользу президента как о серьёзнейшем недостатке этого Основного закона; говорили о «неограниченном президентском правлении» и предназначении документа «под конкретного человека» (Ельцина). История показывает, что сомнения в этой модели не напрасны, так как она нарушает принцип разделения властей. В конечном итоге от реализации этого принципа зависит соблюдение всех гражданских прав и свобод, а также остальных конституционных принципов (принципа светского государства, правового государства, демократии, социального государства и др.).

Идея разделения властей проста — не допустить концентрации власти в одних руках и злоупотребления властью. Чтобы всё это работало, нужна система сдержек и противовесов: обеспеченная правом возможность ветвей власти контролировать друг друга, но оставаться при этом независимыми. Конституция 1993 г. оставила таких сдержек совсем немного. Главное — права Госдумы, не дававшие России ступить на авторитарный путь. В 1990-е гг. нижняя палата парламента ещё пользовалась этими правами: депутаты пытались не утверждать предложенных Ельциным премьер-министров, оспаривать законодательные инициативы, а в мае 1998 г. 177 парламентариев даже попробовали инициировать импичмент. В 2000-е годы это прекратилось: наступило время преобладания одной внутренне дисциплинированной политической партии. Последние серьёзные нормы-сдержки президентской власти депутаты перестали использовать — пропрезидентское большинство в законодательной власти гарантирует полное согласие Госдумы, правительства и президента.

Обострение кризиса

В активную фазу кризис перешел 21 сентября 1993 года, когда Борис Ельцин в телеобращении сообщил, что издал указ о поэтапной конституционной реформе, по которому Съезд народных депутатов и Верховный Совет должны были прекратить свою деятельность. Его поддержали Совет Министров во главе с Виктором Черномырдиным
и мэр Москвы Юрий Лужков
.

Однако, по действовавшей Конституции 1978 года, полномочий распускать Верховный Совет и Съезд у президента не было. Его действия были расценены как неконституционные, ВС принял решение о прекращении полномочий президента Ельцина. Руслан Хасбулатов даже назвал его действия государственным переворотом.

В последующие недели конфликт только обострялся. Члены Верховного Совета и народные депутаты фактически оказались заблокированы в Белом доме, где были отключены связь и электричество и не было воды. Здание было оцеплено милицией и военнослужащими. В свою очередь, добровольцам из числа оппозиционеров выдали оружие для охраны Белого дома.

Политический кризис сентября — октября 1993 г

С конца 1991 г. Россия стала независимым государством. В его состав входило 89 субъектов Федерации, в том числе 21 автономная республика. Правительство РФ гарантировало продолжение демократических преобразований, направленных на формирование гражданского общества и правового государства. С 21 апреля 1992 г. за РСФСР официально было закреплено новое название — Российская Федерация.

Однако трудности проведения конституционной реформы, обусловленные конфликтом между законодательной (Съезд народных депутатов) и исполнительной (Президент России) ветвями власти, привели к острому политическому кризису осени 1993 г. В центре конфликта ветвей власти был вопрос о форме государственного правления в России: президентская республика, парламентская республика или республика смешанного типа. Лидерами антипрезидентских сил стали глава Верховного Совета России Р. Хасбулатов и вице-президент А. Руцкой. Они опирались на прокоммунистическое большинство депутатского корпуса, выступавшее за усиление роли государства в экономике страны.

В условиях конфликта президент пошёл на решительные меры. В декабре 1992 г. прозвучало заявление Б. Ельцина о превращении парламента в «реакционную силу». С 20 марта 1993 г. было введено особое (президентское) управление страной до преодоления кризиса. Депутаты стали обвинять президента в присвоении диктаторских полномочий. Однако на Всероссийском референдуме, состоявшемся 25 апреля 1993 г., большинство участников (62 %) высказалось за доверие Президенту РФ Б. Ельцину и проведение конституционной реформы.

Борис Ельцин (1931-2007) — советский и российский политический деятель, первый Президент Российской Федерации (1991-1999), сторонник радикальных реформ в общественно-политической и экономической жизни России.

Летом 1993 г. начало свою работу Конституционное совещание, созванное для подготовки новой Конституции. Тем временем ситуация в обществе накалялась. «Трудовой Россией», «Фронтом национального спасения» регулярно организовывались митинги и марши, провоцировавшие власть на открытый конфликт. Крупными столкновениями с органами правопорядка закончилась в 1993 г. первомайская демонстрация. Парламентская оппозиция использовала события на улицах Москвы и других городов в своих целях, требуя ограничения полномочий президента Б. Ельцина.

21 сентября 1993 г. Б. Ельцин издал указ о приостановлении деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, что фактически означало введение президентской формы правления. Верховный Совет выразил недоверие Б. Ельцину, обвинив главу государства в попытке переворота и передав его полномочия вице-президенту А. Руцкому. Это привело к обострению конфронтации и осаде Верховного Совета силами армии и милиции, подконтрольными Президенту. В результате вооружённых столкновений 3-4 октября 1993 г. у Белого дома, мэрии и телецентра «Останкино» погибло около 150 человек, а оппозиционные лидеры — А. Руцкой, Р. Хасбулатов, А. Макашов — были арестованы.

Александр Руцкой (род. 1947) — российский государственный и политический деятель, генерал-майор авиации. В июле 1991 — декабре 1993 г. занимал пост вице-президента РФ. Во время политического кризиса 1993 г. встал на сторону Верховного Совета, став одним из лидеров антипрезидентских сил. После победы Б. Ельцина был арестован, в дальнейшем — амнистирован.

Политический кризис сентября — октября 1993 г. привёл к окончательному демонтажу системы организации власти в форме Советов. Уже в октябре 1993 г. президентом было издано несколько указов о реформировании представительных органов власти и местного самоуправления. Деятельность Советов всех уровней прекращалась, а их функции переходили к местным администрациям и выборным думам.

РФ и страны-участницы Содружества Независимых Государств

Большое значение в политике России отводилось налаживанию контактов с бывшими советскими республиками, присоединившимися к Содружеству Независимых Государств (СНГ), и защите прав оставшегося в них русскоязычного населения. В результате длительного переговорного процесса российской стороне удалось подписать ряд выгодных двусторонних договоров с отдельными государствами СНГ, что частично компенсировало негативные последствия разрыва традиционных экономических связей, произошедшего в результате распада СССР. Между шестью государствами содружества (Россия, Беларусь, Казахстан и др.) был заключён договор о коллективной безопасности, велись переговоры о создании ЕЭП (единого экономического пространства). Наиболее конструктивно развивались отношения между Российской Федерацией и Беларусью.

Непросто складывались отношения с Украиной. Разногласия, по большей мере, были вызваны вопросами о принадлежности Крыма и условиях базирования Черноморского флота РФ в Севастополе. 5 января 1992 г. командующий Черноморским флотом адмирал И. Касатонов отказался выполнять распоряжение президента Украины о присяге флота на верность Киеву. Вскоре Верховным Советом РФ было принято постановление о рассмотрении конституционности решений Президиума ВС СССР 1954 г. о передаче Крымской области в состав УССР. Переговоры между двумя государствами продолжались несколько лет, и в мае 1997 г. в результате визитов в Киев В. Черномырдина и Б. Ельцина были подписаны соглашения о временном базировании российского флота в Севастополе и Договор о дружбе и сотрудничестве между Украиной и Россией.

Виктор Черномырдин (1938-2010) — советский и российский государственный деятель. В 1990-х гг. дольше чем кто-либо возглавлял правительство РФ — с 25 декабря 1993 по 23 марта 1998 г. Позже перешёл на дипломатическую работу, будучи в 2001-2009 гг. Чрезвычайным и полномочным послом Российской Федерации на Украине.

Несмотря на то, что большинство членов СНГ не поддержало российской инициативы создания Объединённых Вооружённых Сил (ОВС), Россия выполняла миротворческую миссию во время вооружённых конфликтов в Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии, охраняла внешние границы Таджикистана.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: