Какое из сражений первой мировой войны оказалось самым долгим и тяжелым за что получила название мясорубка? 323

Зеркальная стрельба

Закопавшиеся в траншеи и блиндажи противники вели снайперскую охоту друг за другом. Эрих Мария Ремарк и другие авторы описывали ее драматические подробности. Курение на передовой было вредно вдвойне — меткие стрелки запросто брали огонек сигареты на мушку. В некоторых случаях окопы противостоящих сторон сближались до 50−100 метров. Поэтому любой появившийся из-за бруствера солдат рисковал немедленно получить пулю в лоб. Для того чтобы вести стрельбу, не подвергаясь риску, было применено оригинальное решение.

Есть старый анекдот про стрельбу из-за угла из ружья с кривым стволом. В парижском Музее армии есть как раз такая винтовка — она позволяет стрелять, не выглядывая из укрытия.

Это французская пехотная винтовка Лебеля модели 1886/1893 года. Только у нее искривлен не ствол, а приклад. Точнее, ружейный приклад тут опущен сантиметров на 30 ниже линии ствола. Прицеливание из такого необычного оружия производилось с помощью системы зеркал. Одно зеркало крепилось внизу на прикладе, второе — на линии прицеливания, позволяя из глубины траншеи видеть прорезь прицела, целик и мишень. Своего рода первый вариант простейшего перископического прицела.

Солдат с таким оружием мог и боевую задачу выполнить, и побриться прямо на позиции — при необходимости.

Но как же стрелок нажимал на спусковой крючок? Это делалось с помощью специального тросика, протянутого к нему через систему креплений. Безусловно, плавно спустить курок с помощью такого устройства было непросто. Но существовал и вариант ружья, когда одна дополнительная скоба со спусковым крючком крепилась внизу на прикладе. А уже от нее тяга передавала усилие пальца стрелка на стандартный спусковой крючок у ложи винтовки.

Корабельный тюнингВоенный контрторпедный кубизм

Серьезную проблему для военных и транспортных кораблей союзников представляли немецкие подводные лодки. Рейхсмарине развернули настоящую диверсионную войну на коммуникациях в Ла-Манше и в Атлантике. Подлодки появлялись из ниоткуда, пускали свои смертоносные торпеды, и спустя 10 минут снова исчезали в морской пучине. Для борьбы с ними придумали быстроходные эсминцы, вооруженные глубинными бомбами, самолеты-разведчики и систему конвоев. Но обнаружить и уничтожить подлодку было по-прежнему крайне сложно. Тогда союзники решили пойти другим путем: нужно было максимально усложнить задачу подводникам.

Для того, чтобы пустить торпеду точно, нужно было произвести очень сложные расчеты. Помимо расчета собственной скорости и темпа движения цели, взаимовлияния курсов, волнения на море, нужно было еще и определить тип корабля, чтобы узнать его скоростные и бронезащитные характеристики и найти самое слабое место. Для этого подводники пользовались подробнейшими справочниками, где были собраны все силуэты кораблей противника и приводились краткие сведения о каждом из них.

Чтобы снизить вероятность точного определения цели, ее скорости и курса, британский военно-морской офицер и талантливый художники-маринист Норман Уилкинсон придумал новую схему камуфляжной окраски кораблей. Вместо того, чтобы пытаться замаскировать судно, окрашивая его в цвета моря и пасмурного неба, на корабли стали наносить разноцветные ломаные линии и геометрические фигуры.Корпус корабля превращался в нагромождение каких-то иллюзорных плоскостей и углов.

Даже после пристального наблюдения было трудно понять, где его нос (и сколько их, этих носов), и в какую сторону движется корабль. Для разработки схем окраски судов привлекали именитых художников, работавших в стиле «кубизм». Такая схема окраски получила название Razzle Dazzle («суматоха») и действительно показала высокую эффективность: потери союзников на море значительно снизились — немецкие подлодки стали промахиваться чаще. Возможно, некоторый процент промахов был связан с неудержимым хохотом, который вызывали караваны разноцветных судов-попугаев, уверенно идущих неизвестным курсом с неизвестной скоростью.

Чудовищная война — чудовищные пушки

Промышленность постепенно подстроилась к нуждам фронта и начала поставлять необходимое оружие. Особенно своей чудовищностью выделялись орудия, которые были столь тяжелы, что их монтировали прямо на рельсах, по которым они и передвигались.

Одна такая пушка калибром в четыреста миллиметров в 1917 году снарядами весом до тонны за несколько выстрелов похоронила заживо казалось бы непробиваемый немецкий блиндаж. Солдат раскопали лишь через двадцать лет.

Конечно, Германию и ее союзников победили не новыми танками и пушками, а прежде всего производственными и экономическими преимуществами — к примеру, перед концом войны на 3177 танков только англичан приходился всего 21 немецкий. А ведь были еще и французские машины.

Первая Мировая война была страшным действом, в сражениях которой погибли миллионы, развалилось несколько империй и были применены ужасающие виды оружия. Разумеется, все это померкло, когда наступила Вторая Мировая война, но это уже совсем другая история.

Война на ожесточение«Кайзер хочет изнасиловать твою жену»

Такая длительная война, сопровождавшаяся огромными жертвами, как среди военных, так и среди мирного населения, неизбежно привела к ожесточению сторон. Если в первые годы войны еще можно было встретить примеры «галантного» отношения воюющих сторон друг к другу — вроде Рождественского перемирия, или прекращения огня для совместного истребления угрожающе расплодившихся волков, то в 1917 и 1918 годах такое представить было уже очень сложно.

Настроения солдат подогревались плакатами, вроде «Помни про Бельгию», «Кайзер хочет изнасиловать твою жену», «Немцы никогда не изменятся» и прочими пропагандистскими поделками. Рядовые солдаты воюющих армий еще более-менее сносно относились к таким же своим собратьям с другой стороны, попавшим к ним в плен, понимая, что всех их сюда привело отнюдь не собственное желание и кровожадность. Но были среди них такие категории воинских специальностей, которые ни при каких условиях не могли рассчитывать на снисхождение.

Воздушные крейсеры

Цеппелин был дирижаблем жесткой конструкции. В отличие от полужестких, обладавших небольшим каркасом и мягких, которые просто представляли собой гондолу, привязанную к воздушному шару, они собирались из ферм, к которым крепились обшивка, кабина (иногда она находилась внутри дирижабля), моторы с пропеллерами.

Из-за отсутствия гелия цеппелины держались в воздухе при помощи водорода. Хотя они и представляли собой по сути гигантскую бомбу, готовую взорваться от любой искры, конструкция была настолько совершенной, что сбить цеппелин было очень непросто.

Водород находился внутри в огромных емкостях, от попадания пули в которую корабль лишь терял часть газа и немного снижался. Впоследствии британцы стали использовать специальные бомбы, сбрасывая их на дирижабли, чтобы вызвать более обширный пожар водорода.

Morane Saulnier L – французский истребитель, который первым сбил Цеппелин

Цеппелины развивали приличную скорость, даже первыми летали на высоте около 3000 метров, недосягаемые для зенитного огня. Вспоследствии их потолок и скорость значительно возросли.

Истребители же находились в то время на столь раннем этапе развития, что угроза их атаки была не очень серьезной. Так что Британия была практически беззащитной.

Ближе к концу войны союзники приложили все усилия для того чтобы налеты прекратились. Постоянно совершенствовалась система ПВО, появились более совершенные самолеты, зенитные орудия, даже звуковые радары.

В конце концов удары по базам цеппелинов и возросшее сопротивление ПВО сделало рейды на Лондон слишком дорогостоящим делом, и Германия постепенно их сократила.

Союзники также использовали дирижабли, включая и жесткие, однако в основном для разведывательных целей.

Уже после войны фирма Zeppelin строила пассажирские дирижабли и даже продавала их в США, однако катастрофа «Гинденбурга» в Нью-Йорке поставила точку на этом виде воздушного транспорта.

Апгрейд дубинки

Но при всех своих достоинствах дубинка — довольно примитивное оружие, которое улучшали десятком различных способов. Самое простое было — приладить на один конец что-нибудь тяжелое и металлическое. В ход шли даже корпусы гранат и заводские шестеренки. А еще солдаты могли, например, набить в навершие дубины гвоздей или воткнуть винтовочную пулю либо осколок снаряда. Получался вполне себе средневековый моргенштерн: удар такой «утренней звездой» не только оглушал, но и наносил очень тяжелые раны.

Если военный соединял металлическое навершие с деревянной рукоятью куском прочного, но относительно гибкого металлического троса, получался аналог кистеня или японских нунчак. Такое оружие меньше «отдавало» импульс удара в руку и позволяло наносить страшные хлещущие удары, от которых мог не защитить щит (а щиты тогда тоже начали активно применяться). Впрочем, такое изделие соорудить в условиях окопа уже проблематично, здесь может потребоваться как минимум полевая мастерская, а лучше фабрика.

Любопытно, что британские офицеры, возглавлявшие колониальные подразделения, использовали булавы с округлым навершием и без шипов, которые, помимо прочего, служили знаком их власти. Как у казацких гетманов, например. Такой булавой можно было и воевать, и внушать страх — стукнуть ею своего же солдата не считалось преступлением.

В прессе стран Антанты даже разгорелась кампания против использования противником булав в окопной войне: так, австрийцев обвиняли, что они используют дубины сугубо для добивания раненых или отравленных газами солдат. Однако никакого успеха шум в газетах не возымел.

Всеобщего увлечения траншейными дубинками, пожалуй, избежала только Россия. Да, отдельные экземпляры имели место, но массового характера применение ударно-раздробляющего оружия, как самодельного, так и фабричного, не имело.

Самолеты

Дирижабли при всех своих неоспоримых достоинствах (дальность действия, автономность, большая полезная нагрузка), все-таки обладали и серьезными недостатками: обслуживать воздушные корабли было непросто, а строить — невероятно дорого.

Между тем, буквально за год до начала Первой мировой в России Нажать появился первый самолет, который потенциально мог стать тяжелым бомбардировщиком — конкурентом германским цеппелинам.

«Илья Муромец» стал первым в истории тяжелым четырехмоторным бомбардировщиком

Весной 1913 года воздушный корабль «Гранд» произвел серию полетов в Петербурге. Тогда такое казалось немыслимым — большинство специалистов считали, что авиация не сможет шагнуть дальше небольших машин с одним двигателем. В октябре 1913 года был готов уже новый четырехмоторный «Илья Муромец» — первый в мире тяжелый бомбардировщик.

Машина оказалась на редкость удачной. Экипаж вооружался карабинами и ручными пулеметами, которыми можно было вполне успешно отстреливаться от противника.

В декабре 1914 года бомбардировщики были сведены в единую эскадру, и за всю войну в нее поступило до 60 самолетов. «Илья Муромец» использовался и после Первой мировой — в Гражданскую несколько самолетов попали в Красную армию.

При всех талантах Сикорского Россия не была ведущей авиационной державой и вскоре остальные смогли догнать и обогнать ее.

Итальянский Caproni Ca.1 полетел через год после «Муромца», у британцев в 1915 году появился Handley Page Type O, технологически близкий к российскому самолету. Германия в 1917 году получила большой самолет Gotha G.IV, который мог уже бомбить Лондон вместо Цеппелинов.

Кто первым применил газы?

Отравляющие вещества стали, наверное, одним из символов этой войны. Смерть от отравления была страшной — разные вещества действовали по-разному, вызывая ожоги, или спазмы, или сильное кровотечение. Часто смерть наступала не сразу — пострадавший долго мучился в госпитале.

Выжившие часто слепли, страдали от поражения кожи или внутренних органов.

Как можно после этого упрекать в трусости солдат, которые без оглядки бежали во время газовой атаки, едва завидя желтые или зеленоватые облака, плывущие в сторону их позиций?

Российские солдаты в противогазах

Сейчас уже сложно сказать, кто именно применил первым отравляющее вещество в бою: французы использовали слезоточивый газ в малых количествах еще в самом начале войны, однако это не оказало практически никакого эффекта. Часто химического характера обстрелов немцы просто не замечали.

Немцы первыми стали применять его в крупных масштабах. Сначала безуспешно — в Польше против русской армии в январе 1915 года. Затем, спустя несколько месяцев, 22 апреля 1915 года немецкая армия распылила 168 тонн хлора в сторону позиций французов возле реки Ипр.

Эта знаменитая атака вызвала настоящую панику среди французов, заставив их отступить. Впрочем, германские войска не смогли воспользоваться результатами атаки и сказать, что газ сильно помог германцам в наступлении, нельзя.

Хотя вслед за Германией производить и иногда использовать газ стали Франция, Великобритания, Австро-Венгрия, Италия, США и Россия, это оружие во многом было более эффектным, нежели эффективным.

Метеорологическая зависимость

При первом же использовании газа против русской армии выяснилось, что январские морозы – самая неподходящая погода для отравляющего вещества (в том случае – метилбензил бромида), который просто замерзал в воздухе и выпадал на землю.

Потом уже выяснилось, что химическое оружие – вещь довольно капризная.

Применению отравляющих веществ часто мешал дождь. Их было бессмысленно распылять, когда противник находился на возвышенности: газ часто скапливался в низинах, не причиняя ему вреда.

Британские солдаты, потерявшие зрение в результате газовой атаки

Любой меняющий направление ветер мог просто отнести газ и в обратную сторону, как иногда и случалось, и тогда атакующий становился жертвой своего собственного оружия.

Наконец, во всех странах немедленно стали разрабатываться контрмеры, начиная от противогазов и кончая медицинскими препаратами, что также снизило эффект от химоружия.

С другой стороны, страшная смерть от отравления пугала настолько, что само появление зеленоватого облака газа действительно заставляло солдат отступать.

Эффективными были также и химические снаряды: они были удобней, хотя и являлись прямым нарушением гаагской декларации 1899 года «О неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы».

После Первой мировой войны химическое оружие так больше и не применялось широко в ходе масштабных боевых действий: его использовали лишь в ходе ограниченных операций.

Первые «лимонки»

А вот разрывной снаряд, метаемый в цель вручную, — не изобретение Первой мировой. Во Франции первоначально в 1914 году старые ручные шарообразные гранаты с терочным запалом стали снаряжать пикриновой кислотой. Некоторые другие образцы гранат выглядят весьма кустарными — на деревянных ручках-колодках крепится собственно боевая часть гранаты, детонирующая, при накалывании капсюля в результате броска.

В дальнейшем ручные гранаты стали снабжать матерчатыми стабилизаторами — для удержания направления в полете и падения на переднюю часть с ударником. Подобный стабилизатор и ударный способ подрыва использовались и в советских противотанковых кумулятивных гранатах РПГ-43, находившихся на складах СА еще в 80-е годы.

Ударный способ подрыва первоначально преобладал в гранатах Первой мировой. Некоторые гранаты просто утыкивались приспособлениями для ударного накалывания со всех сторон. В 1915 году во французской армии была разработана граната F1 c чугунным ребристым корпусом и запалом, где капсюль разбивался о твердый предмет уже перед боевым применением.

Но и этот запал был ненадежен и мог привести к подрыву гранаты в руках солдата. Несмотря на это, F1 из-за простоты изготовления была весьма популярна. Она стала прототипом немецких гранат, в России за ней закрепилось название «лимонка». Но это не совсем верно. Во Франции «лимонками» называли за продолговатую форму корпуса гранаты Р1 образца 1915 года. При этом капсюль в деревянной пробке также надо было разбить перед метанием.

В 1915 году в Англии была разработана более удобная и безопасная граната Миллса с подпружиненным ударником, срабатывающим после выдергивания чеки. Такой же «автоматический» взрыватель начали ставить и на французские гранаты.

Артиллерийские орудия

В начале прошлого века было большое количество разработок в области вооружений, но особенно преобладали артиллерийские орудия. Они стреляли снарядами, наполненными взрывчаткой. Обстрел вёлся на большие расстояния. В состав полевой артиллерии в основном входили орудия с плоской траекторией калибра. Тяжёлая артиллерия тоже включала сильный миномётный огонь. Снаряды могли пробивать броневые машины и укрепления. К концу войны артиллерии было довольно много. Во французской армии она составляла 20% в 1914 году, а в 1918 она уже составляла 38% всего вооружения. Самое большое количество смертей в той войне было причинено артиллерийскими снарядами.

Сухопутные броненосцы

Британия — родоначальница гусеничных бронированных машин, вооруженных пушками или пулеметами. Британцы и назвали танк танком.

Само это слово в переводе с английского означает «цистерна», «бак». А названием военных машин оно стало из-за повышенной секретности — в транспортных документах фигурировали некие «цистерны».

В отличие от отравляющих веществ, танки оказали едва ли не самое сильное влияние на развитие военного дела в XX веке.

Как и в случаях с другими техническими новинками, в самом начале не существовало никаких законов, правил и уж тем более традиций танкостроения.

Первые британские машины, как и германские и американские, были результатом попыток каким-то образом создать сухопутный мини-броненосец. Исключением на фоне этих более-менее похожих проектов представлял российский танк, созданный инженером Николаем Лебеденко в 1915 году.

Фантазия у конструкторов была бурной, но все равно это были различные варианты

сухопутного военного корабля

Он представлял собой гигантскую конструкцию на двух девятиметровых колесах, с одним небольшим, вынесенным назад на продолговатой балке. Танк был построен в единственном экземпляре и не принят на вооружение, но он демонстрирует нам, как в то время работала конструкторская мысль, не стесненная никакими традициями и опытом.

Дебют танков на театре военных действий можно назвать вполне успешным — первая танковая атака в истории состоялась в битве на Сомме 15 сентября 1916 года. В результате поломок и прочих неприятностей из почти 50 танков «Марк I» до германских траншей добрался лишь десяток, но они, тем не менее, поставленную задачу выполнили.

Танки не стали тем чудо-оружием, которое смогло изменить ход войны — они были не слишком надежные, все воюющие стороны быстро научились с ними бороться при помощи артиллерии, наконец, сами генералы не вполне понимали тогда, как можно использовать эти стальные коробки в бою.

Первый «настоящий» танк

Ближе к концу войны настоящей сенсацией (хоть и не особо замеченной в то время) стало появление на поле боя французских легких танков Renault-FT17.

Французские войска вступают в Рейнланд. Солдат рядом с танком Renault FT17

— первым «настоящим» танком

Французы использовали собственные тяжелые танки Saint-Chamond, которые, как и британские или германские аналоги, были эдакими сухопутными броненосцами. Их задачей было поддерживать пехоту, двигаясь вместе с ней.

Однако вскоре французы осознали, что армии остро не хватает легких бронированных машин, которые смогли бы действовать более свободно, без привязки к пехоте. Им нужна была кавалерия нового типа.

И автомобильная компания «Рено» разработала танк, отвечавший требованиям военных. Собственно, компания построила первый танк, каким мы знаем его теперь.

Renault-FT17 получился настолько эффективным, что компоновка этого танка (башня с основным вооружением наверху, моторно-трансмиссионное отделение сзади, боевое отделение впереди) стала классической и сохраняется почти во всех танках до сих пор.

В этом смысле не только советский Т-34, но и российский Т-90 и американский «Абрамс» — все они потомки французского легкого «Рено», воевавшего на полях Первой мировой.

Springfield M1903 — американская подделка

В основу «Спрингфилд» М1903 легла винтовка «Маузер» 98. «Спрингфилд» ряд экспертов считают пародией на предшественницу — с худшей прицельной дальностью стрельбы (550 м) и меньшим калибром (7,62 мм), однако американская модель имеет меньшую массу. Несмотря на большое количество схожих черт, «Спрингфилд» эксплуатировалась в меньшем количестве стран, чем «Маузер» 98.

«Спрингфилд» М1903 имеет 6 модификаций, в их числе есть и те, которые используются в спортивных дисциплинах, более того, именно такие винтовки выполнены с большей точностью при изготовлении деталей. С 1942 года на варианты винтовки «Спрингфилд» стали устанавливать оптические прицелы вместо привычных мушек.

«Спрингфилд» использовалась в качестве снайперской винтовки в США до 1969, после чего стала применяться в качестве церемониального оружия для рот почётного караула. Однако фанаты и коллекционеры оружия продолжают покупать образцы этой винтовки.

Технологии Первой мировой войны

Военные технологии всегда формировали и определяли способы ведения войн. Однако Первая мировая война ознаменовалась широтой и масштабом технологических инноваций беспрецедентного воздействия. Это была первая современная механизированная промышленная война, в которой материальные ресурсы и производственные мощности были столь же важны, как и навыки войск на поле боя.

Тяжелая артиллерия, пулеметы, танки, моторизованные транспортные средства, взрывчатые вещества, химическое оружие, самолеты, полевые радиостанции и телефоны, камеры воздушной разведки, а также быстро развивающиеся медицинские технологии и наука — вот лишь некоторые из областей, которые изменили методы ведения войны в двадцатом веке.

После трех лет бездействия Соединенные Штаты сильно отстали от новейших технологий и столкнулись с монументальной задачей по оснащению сотен тысяч новых солдат. Промышленность США только начинала готовиться к этой задаче, когда AEF прибыл во Францию. Американские войска часто использовали оборудование европейского производства, о чем свидетельствуют многие работы AEF.

Harlequin Freighters , Дж. Андре Смит, акварель, уголь, 19 июля.18

Harlequin Freighters Дж. Андре Смит Акварель и уголь, июль 1918 г.

Два шеститонных танка поднимаются на холм , Гарри Эверетт Таунсенд, бумага, акварель, пастель, 1918 г.

Два шеститонных танка поднимаются на холм Гарри Эверетт Таунсенд Акварель и пастель на бумаге, 1918 год

Оставленный гуннами, 152-мм миномет , Гарри Эверетт Таунсенд, уголь на карточке, 1918 г.

Оставлено гуннами, 152-мм миномет Гарри Эверетт Таунсенд Древесный уголь на карточке, 1918 г.

Американская артиллерия и пулеметы Джорджа Мэтьюза Хардинга, бумага, уголь и карандаш, 24 июля 1918 г.

Американская артиллерия и пулеметы Джордж Мэтьюз Хардинг Уголь и карандаш на бумаге, 24, 19 июля18

Газовая тревога , Гарри Эверетт Таунсенд, бумага, уголь, 1918 г.

Газовая тревога Гарри Эверетт Таунсенд Уголь на бумаге, 1918 г.

Телефонные солдаты , Гарри Эверетт Таунсенд, бумага, уголь, 1918 г.

Телефонные солдаты Гарри Эверетт Таунсенд Уголь на бумаге, 1918

Летающее поле, Иссудун , Эрнест Клиффорд Пейшотто, уголь на борту, август 1918 г.

Летающее поле, Иссудун Эрнест Клиффорд Пейшотто Древесный уголь на борту, август 1918 г.

Вынужденная посадка возле Нефшато по Harry Everett Townsend | Бумага, уголь, 1918 г.

Вынужденная посадка возле Нефшато Гарри Эверетт Таунсенд Бумага, уголь, 1918 г.

«Хромые утки», Issoudun , Дж. Андре Смит, бумага, карандаш, 1918 г.

Хромые утки, Иссудун Дж. Андре Смит Бумага, карандаш, 1918 г.

Долина Марны в Мон-Сен-Пер Джорджа Хардинга Мэтьюза, бумага, уголь, пастель и сангина, 26, 19 июля.18

Долина Марны в Мон-Сен-Пер Джордж Хардинг Мэтьюз Бумага, уголь, пастель, сангина, 26 июля 1918 г.

The Alert Nieuports Гарри Эверетта Таунсенда, бумага, уголь, 1918 г.

The Alert Nieuports Гарри Эверетт Таунсенд Уголь на бумаге, 1918 год

Знак отличия 94-й авиационной эскадрильи «Шляпа в кольце»

Знак отличия 94-й авиационной эскадрильи «Шляпа в кольце»

Первой боевой эскадрильей Америки была 94-я. Его знаменитая эмблема «Шляпа на ринге» отражала фразу, использованную в апреле 1917 года, когда Соединенные Штаты вступили в войну, и, как говорили, теперь «бросили свою шляпу на ринг».

Этот пример пришел с самолета Харви Вейра Кука, сбившего 3 вражеских самолета и четыре аэростата наблюдения. Победы изображаются железными крестами внутри полей шляпы.

Дар Дональда Сьерена и Д. Питера Сьерина

Коллекция военного искусства AEF Первой мировой войны в настоящее время находится в Национальном музее американской истории Смитсоновского института, Отдел истории вооруженных сил, из которого произведения искусства для этой выставки взяты во временное пользование.

Похожие темыВоенная авиацияИскусство Первая мировая война

TwitterКомментарии? Свяжитесь с нами

Пулеметы

Строго говоря, оружие, способное стрелять очередями, появилось задолго до Первой мировой.

Еще в середине XIX века появились многоствольные митральезы (кстати, и в Первую мировую пулеметы часто продолжали называть митральезами), картечницы (самая известная — револьверная картечница конструкции Гатлинга, которую использовали в гражданской войне в США).

Германский расчет пулемета на позиции — это пулемет системы Максима

Однако полностью автоматическими эти вооружения считать было нельзя — эти громоздкие многоствольные или барабанные механизмы приводились в действие рукояткой, которая приводила в движение спусковой механизм — в каждом случае разный.

Первым додумался, как использовать энергию отдачи для создания полностью автоматического оружия британский конструктор американского происхождения Хайрем Максим. Пулемет Максима (в русском языке ударение традиционно обычно ставится на последнем слоге, тогда как в его имени оно ставилось на первом) появился в 1884 году.

В Великобритании и вообще на Западе он больше известен, как пулемет «Викерс» — по названию фирмы, которая его изготавливала. Оружие оказалось настолько эффективным, что его выпускали по лицензии даже в Германии.

Максим был талантливым изобретателем, и прославился бы, вероятно, другими своими работами, если бы не увлекся стрелковым оружием.

Существует легенда, согласно которой он встретил в Вене знакомого американца, который сказал ему: «Бросай ты свою химию и электричество! Если хочешь заработать кучу денег, придумай что-нибудь такое, что поможет этим европейцам лучше резать друг другу глотки».

Так это было или нет, неизвестно, но одно из самых эффективных вооружений Первой мировой придумал именно он.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: