Вокруг манифеста 17 октября

1905, 17 окт. издание манифеста «об усовершенствовании государственного порядка»

Содержание Манифеста 17 октября 1905 года

Новый царский Манифест, прежде всего, давал ряд свобод гражданам и общественным институтам. Провозглашалась свобода слова, свобода собраний и свобода создания союзов и общественных организаций. Сразу же после издания Манифеста в России было создано более сотни самых различных обществ и объединений.

Манифест также давал избирательное право тем слоям населения, которые раньше им не обладали. Суть этого была в том, чтобы дать возможность принимать участие в судьбе страны всем слоям населения, вне зависимости от сословия и материального положения. Это было началом демократического общества.

Нововведением было также то, что все законопроекты теперь рассматривались и утверждались государственной Думой, император перестал быть единоличным правителем и законотворцем, его власть ослабла.

Принятие Манифеста 1705 г. и его содержание

Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» был подписан императором Николаем II 17 октября 1905 г.

В его личном дневнике сохранилась запись об этом дне: «Подписал манифест в 5 час. После такого дня голова стала тяжелой, и мысли стали путаться. Господи, помоги нам, усмири Россию…». Сам Николай II всегда считал, что «принял страшное решение», которое может крайне негативно отразиться на судьбе России.

Несмотря на то, что в Манифесте 1705 г. говорилось о даровании императором населению России основных гражданских прав, по сути, Манифест был вырван силой вследствие «неслыханной смуты» и ради «восстановления тишины и мира на родной земле», о чем прямо было указано в самом акте.

Манифест 1905 г. являлся совсем небольшим документом – все его содержание разместилось на одной страничке, однако, сложно переоценить то значение, которое имели содержащиеся в нем положения:

  1. Впервые в истории российского государства монархом даровались всему населению основные гражданские свободы:
  • свобода на личную неприкосновенность,
  • свобода совести,
  • свобода слова,
  • свобода собраний и союзов.
  1. Избирательными правами наделялись «те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав», чтобы предоставить «дальнейшее развитие начала общего избирательного права».
  2. Главная уступка со стороны императора заключалась в обещании учреждения законодательного органа – Государственной думы, без одобрения которой ни один закон не мог вступить в силу.
  3. Был провозглашен принцип ответственности министров перед парламентом за правомерность своих действий: «выборные от народа» получили право участвовать «в надзоре за закономерностью действий постановленных от Нас властей».

Текст Манифеста 17 октября 1905 г.:

С юридической точки зрения, Манифест 17 октября 1905 г. не содержал законодательных норм, поскольку в нем только предусматривалась необходимость принятия законов, в которых были бы реализованы провозглашенные принципы. Это произошло после принятия Основных государственных законов 23 апреля 1906 г., когда положения Манифеста стали юридически значимыми.

Таким образом, несмотря на принятие Манифеста 17 октября 1905 г., власть русского императора оставалась неограниченной как de jure, так и de fakto.

Провозглашенные в Манифесте основные гражданские свободы, в строгом смысле, являлись политическими свободами. Не было упомянуто о таких важнейших правах, как право на свободу мысли, а также равенство всех перед законом.

Последствия подписания договора

Изначально манифест Он вызвал всеобщее ликование и радость среди народа в связи с достижением цели. Представители существовавшей тогда партии, состоявшей в основном из буржуазии, раскололись на несколько независимых партий: октябристы (Союз 17 октября) и кадетов (конституционных демократов). Однако, несмотря на значительные уступки со стороны государства, большая часть населения не была полностью удовлетворена. В результате произошли небольшие беспорядки с требованием легализации забастовок. Население также требовало амнистии для всех арестованных во время революционных действий. Однако самым важным требованием было создание ассамблеи для разработки национальной конституции.

Новое правительство, возглавляемое С.Ю. Витте (создателем манифеста) требовал выполнения абсолютно всех пунктов. Однако император отложил большую его часть, чувствуя, что он уже многим пожертвовал ради своего народа. Забастовки постепенно переросли в беспорядки и попытки захвата местной власти. 23 ноября правительство также объявило о том, что реализация положений будет манифеста будет отложена до первого созыва Думы. Население готовилось к новым восстаниям, а государство направляло войска для их подавления.

Последствия

В России, благодаря Манифест открывал историческую альтернативу реального ограничения царской власти и превращения России в парламентскую монархию. Это положило бы начало диалогу между властью и обществом, и кто знает, может быть, не было бы Февральской революции, а затем и Октябрьской революции 1917 года.

И тогда не было бы фашизма, который стал реакцией на победы коммунизма в России. Но история, как мы знаем, не в покорном настроении. Манифест был дан — в России — свыше, силой, которую невозможно сдержать ни при каких обстоятельствах.

В то же время, сразу после публикации документа, в России начали возникать легитимные политические партии: Союз 17 октября (октябрисТы), Партия народной свободы (кадеты) и так далее. Таким образом, Манифест заложил основу российской партийной системы — первоначально как многопартийной.

Манифест изменил структуру российского правительства и ввел Государственную Думу в качестве законодательного органа. Более того, она изменила и форму власти в России: двойная монархия, характеризующаяся сосуществованием власти монарха и парламента, причем первая имеет приоритет.

Важность этого документа настолько велика и его последствия. К сожалению, эта историческая альтернатива так и не была реализована

Последствия и значение принятия Манифеста 17 октября 1905 г.

  1. Впервые, со времен Земских соборов XVI-XVII вв., объявлялось о необходимости создания Государственной думы – общегосударственного представительного органа с законодательными, а не законосовещательными полномочиями.
  2. Издание Манифеста 17 октября 1905 г. существенно повлияло на рост числа политических партий в России. Историками отмечается, что до 1905 г. в России было несколько партий террористической и промонархической направленности, которые не оказывали существенного влияния на политическую жизнь страны.

После издания Манифеста в 1906 г. в стране действовало уже более 50 партий, а в 1917 г. их будет уже более 100, при этом половина из них – крупные политические партии.

Например, именно после принятия Манифеста образовалась партия «Союз 17 октября (октябристы)» во главе с представителем старинной купеческой фамилии А.И. Гучковым. Эта партия была правым флангом российского либерализма, в нее вошли представители крупной буржуазии, тесно связанной с государственной бюрократией. Те уступки, которые были обещаны Манифестом 17 октября, вполне удовлетворяли ее членов.

Также была образована Конституционно-демократическая партия (кадеты), которая включала союзы земцев и интеллигенцию. Это была либеральная партия, заявляющая о своем внеклассовом характере, которая пыталась найти компромиссные решения проблем государства.

  1. Манифест от 17 октября 1905 г. стал первым документом всесословного характера, провозгласившим основные политические права и свободы для всех российских подданных вне зависимости от их социального положения. Именно с момента принятия Манифеста 17 октября 1905 г. можно говорить о возникновении прав человека и гражданина в России.
  2. Манифест 1905 г. имел огромное правообразующее значение. Все последующее конституционное законодательство России главным образом обязано своим развитием данному документу.

Не будучи законом в классическом смысле, он имел поистине революционное значение, поскольку впервые за 200 лет абсолютной монархии в России в нем декларировалась эволюционная смена формы правления Российского государства от абсолютной к конституционной монархии.

Манифест 17 октября 1905 г. задал вектор движения к правовому государству в России.

Исторические последствия

Благодаря сохранившейся переписке Николая II и дневникам очевидцев многие события стали нам известны. После того как был подписан Манифест 17 октября 1905, С.Ю. Витте проявил бездействие, правительство не смогло нормализовать ситуацию в стране. Была создана ситуация обычной борьбы за место под солнцем. Выступления поражали красноречием, но не содержали решения выхода из кризиса. Но главное — никто не хотел взять на себя полную ответственность за дальнейшие действия по управлению страной, законодательные изменения и эффективные экономические реформы. Принцип критики действий императора в кулуарах и на балах без принципиального решения проблемы стал привычным. Лидерскими качествами, которые позволили бы прекратить кризис, никто не обладал. Вековые традиции самодержавия не создали на том этапе личность, способную заменить императора хотя бы частично.

Произошло ли ограничение власти монарха?

Одно из заблуждения о Манифесте 17 октября 1905 года заключается в том, что этот документ ограничил власть императора, и в результате в России произошло ограничение самодержавия. Сама постановка такого вопроса является абсурдной, поскольку еще задолго до 1905 года власть Императора в России была ограничена и не была всеобъемлющей. Единственное время, когда можно говорить о неограниченности монархии это эпоха от Петра 1 до эпохи Павла 1. Чтобы это понять нужно знать, что неограниченная монархия это система управления, когда император грубо говоря может делать всё что захочет. Именно такая система была, например, при Петре 2. Однако, напомним, что Павел 1 издал манифест, согласно которому царь обязан передавать свою власть старшему наследнику по мужской линии. Этот манифест и был ограничением самодержавия. Если при Петре 1 Император мог делать всё что угодно, в том числе и отдать власть бывшей куртизанке, то после манифеста Павла 1 император был обязан передать власть конкретному человеку. Что это, если не ограничение? Именно поэтому мы и говорим что в России не было абсолютной монархии в 1905 году, о значит говорить о Манифесте октября 1905 года как об ограничении монархии нельзя.

Говоря о Манифесте 17 октября нужно отметить, что ограничение власти императора было иллюзорным, поскольку:

  • У императора было право наложить вето на любое решение Государственной Думы.
  • Любой закон мог появиться только после одобрения его Императором.
  • У Императора было право в любой момент по собственному усмотрению и без каких-либо ограничений распустить Думу.

Именно из-за этих ограничений некоторые историки говорят, что Манифест октября 1905 года это не ограничение власти монарха, а создание органов, которые только немного мешал в осуществлении всей полноты власти царя.

Иллюзорность касается всего Манифеста, поскольку даже положение о создании незыблемых гражданских прав и свобод для населения оставался таковым только на бумаге. Свобода слова, собраний и прочего осталось свободой только на бумаге.

Пункты манифеста

Манифест был озаглавлен «За усовершенствование государственного порядка». Для русского народа это был большой шаг вперед. Этот документ способствовал созданию российской конституции. Николай II обещал государственные права и свободы для всех. Он учредил парламент — Государственную Думу.

В тексте Документ содержал несколько пунктов. Прежде всего, помимо прав и свобод, он гарантировал неприкосновенность личности. Свобода слова, свобода совести, свобода ассоциаций и собраний были гарантированы. Была создана Государственная Дума и установлен порядок избрания ее членов. Было установлено, что ни один закон не может быть принят без согласия Государственной Думы. Депутаты, избранные народом в Государственную Думу, вновь должны были строго следить за выполнением всех пунктов. принятого закона.

Правительство обратилось к ответственным слоям населения с призывом помочь прекратить беспорядки в штате. Император вместе с русскими людьми приложил все усилия, чтобы восстановить мир и спокойствие на родине.

Историческое значение

Историческое значение Манифеста заключалось в распределении единоличного права Российского Императора законодательствовать, между, собственно, монархом и законодательным (представительным) органом — Государственной Думой .

Манифест, вкупе с Манифестом Николая II 6 августа , учреждал парламент , без одобрения которого не мог вступать в силу ни один закон. В то же время за Императором сохранялось право распускать Думу и блокировать её решения своим правом вето . Впоследствии Николай II не раз пользовался этими правами.

Также, Манифест провозглашал и предоставлял гражданские права и свободы, как то: свобода совести , свобода слова , свобода собрания и свобода формирования объединений.

Таким образом, манифест был предшественником российской конституции .

Сторонники и противники

Из крупных земледельцев, чиновников и предпринимателей, поддерживающих идеи манифеста, в конце 1905 г. сформировался Союз 17 октября (партия октябристов). Возглавил его А. Гучков. Октябристы придерживались антиреволюционных взглядов, выступали за конституционную монархию и реализацию всех пунктов подписанного императором документа. 

Недостаток Манифеста в том, что он был половинчатым, и все принципы, которые в нем декларировались, невозможно было воплотить в жизнь ввиду их половинчатости. Государственная дума, которая должна была воплощать свободы в жизнь, была слаба.

Депутат Московской городской думы Сергей Митрохин.

Еще одной политической организацией, сформированной из сторонников манифеста, стала Партия конституционных демократов (кадетов), в которую вошли представители либерального дворянства, промышленники, купцы и интеллигенция. 

Ее представители видели в обещанных реформах отличный шанс для дальнейшего развития страны. Они воодушевились идеей свободы слова и возможностью иметь правительство, в котором будут представители разных слоев населения. 

Заседание аграрной комиссии в Государственной думе (май 1906)

Марксисты, в отличие от других партий, с самого начала не поддержали манифест, считая, что он ничего не сделает для облегчения жизни простого народа. Дума, по их мнению, была лишь оболочкой демократии, поскольку без одобрения монарха она не могла принять ни одного закона. 

О чем говорил исторический документ?

Документ, известный в истории как «Манифест об усовершенствовании государственного порядка», подписанный 17 октября 1905 г. российским самодержцем Николаем II, должен был принести государству положительные перемены. Манифест 17 октября 1905 даровал:

  • Разрешение на слова, союзов и собраний, что сразу же породило множество политических течений и протестующих объединений.
  • Допуск к выборам различных слоев населения, независимо от сословной принадлежности и материального состояния, что стало началом развития демократического общества.
  • Обязательное утверждение Государственной Думой различных законов, издаваемых в государстве. Император с этого момента переставал быть единоличным управителем и законодателем России, так как его власть контролировалась Думой.

Однако Манифест 17 октября 1905, содержание которого было прогрессивным для начала ХХ века, не изменил коренным образом ситуацию в стране.

История России кратко

Октябрьский манифест (манифест 17 октября 1905 года) – законодательный акт, разработанный правительством и подписанный Императором Николаем 2 с целью положить конец многочисленным беспорядкам и забастовкам рабочих и крестьян.

Манифест стал ответной реакцией правительства на непрекращающиеся забастовки и народные выступления, проходящие в стране с 12 октября, автором документа стал С.Ю.Витте.

«Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядка» был вынужденной мерой, на которую пошел Николай 2, чтобы стабилизировать обстановку. Суть манифеста заключалась в том, чтобы пойти на уступки рабочим и выполнять ряд их требований – дать гражданские права и свободы – тем самым прекратив хаос в стране.

Значение

Манифест 17 октября изменил форму власти в Российской империи. В стране сформировалась дуалистическая монархия, при которой власть принадлежала одновременно монарху и парламенту. При этом монарх был наделен широкими полномочиями и имел право распускать парламент (Николай II дважды воспользовался этим правом) и принимать вето в отношении принимаемых законов.

Правительство, пойдя на значительные уступки манифестантам, рассчитывало на «умиротворение» России. Однако многих не устроила половинчатость проведенных реформ. Волнения и протесты продолжались в стране вплоть до 1907 года.

После издания Манифеста, провозгласившего свободу создания союзов, в Российской империи стали появляться легальные политические партии: Союз 17 октября («октябристы»), Партия народной свободы (кадеты), Союз русского народа и другие. Таким образом, этот документ заложил основы российской партийной системы.

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Манифест 17 октября 1905 и Думская монархия

Общие начала, изложенные в Манифесте 17 октября 1905, были вскоре развиты в целом ряде конкретных юридических актов. К ним относились:

– Указ Сенату 11 декабря 1905, сильно расширивший избирательное право в городах, в первую очередь для тамошней интеллигенции.

– «Учреждение Государственной Думы» от 20 февраля 1906, определившее права этого нового законодательного органа, а также порядок его роспуска и перерыва занятий.

– «Учреждение Государственного Совета», которое преобразовало это прежде законосовещательное учреждение в верхнюю палату Думы.

– подытожившие все эти реформы «Основные законы» 23 апреля 1906 – фактически Конституция, которая прямо не получила такого названия лишь из консервативной осторожности. – многочисленные законы, упрочившие и расширившие гражданские права и свободы. – многочисленные законы, упрочившие и расширившие гражданские права и свободы

– многочисленные законы, упрочившие и расширившие гражданские права и свободы.

Это исходившее из принципов Манифеста 17 октября законодательство заменило прежнее российское самодержавие строем Думской монархии, который существовал до Февральской революции 1917 года. Новое государственное устройство имело немало недостатков. Избиравшиеся с 1906 четыре Государственных Думы не стали демократическими органами. В них господствовала олигархия богатых слоёв и партийных вождей, показавшая себя не лучше той царской бюрократии, с которой она самозабвенно враждовала.

Манифест 17 октября 1905 вдохновлялся чуждыми русским традициям идеями абстрактно-просветительского западного парламентаризма. Попытки внедрить их в российскую политическую практику потерпели, по сути, жестокий провал. Дума не смогла предотвратить катастрофической революции 1917 и даже сознательно содействовала её началу. Русским условиям и русской истории гораздо больше соответствовал , а не та отвлечённая «свобода», которая провозглашалась Манифестом.

Подписание манифеста и лавина погромов

Тревожные революционные выступления на протяжении всего 1905 года, заставили переосмыслить политику императора. С. Витте, который отсутствовал в Портсмуте на переговорах с Японией убедил Николая II начать реформы. Так, он предоставил записку, которую было отредактировано и 17 октября 1905 года был подписан манифест «Об усовершенствовании государственного устройства».

Замечание 1

Этот Манифест вызвал бурную реакцию в обществе: часть общества ликовала, часть была недовольной отхода от политики самодержавия, другая часть считала такие меры недостаточными.

Пример 1

По данным современных исследователей, от 17 октября по 1 ноября 1905 погромная волна прокатилась по 358 населенных пунктах, большинство которых (339) пришлась на Европейскую Россию, в черте еврейской оседлости было зарегистрировано 292 погромов.

Статья: Манифест 17 октября

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Во время октябрьских погромов погибло 1622 и было ранено 3544 человека. Удалось установить национальную принадлежность двух третей пострадавших, в том числе евреи среди них составляли 711 убитых и 1207 раненых, русские, украинцы и белорусы – соответственно 428 и 1246.1 хотя антисемитские настроения были довольно ощутимыми, остро проявлялась ненависть к интеллигенции как основного источника революционных настроений.

99% участников погромов, чья сословная принадлежность была установлена, принадлежали к мещанам и крестьянам, в 14 городах и поселках в погромах участвовали и рабочие. Кое-где погромы получили такой кровавой характер, что власть должна была провести следствие. Произошло примерно 205 процессов над погромщиками, в ходе которых были осуждены 1860 человек; более половины из них получило по 8 месяцев арестантских отделений, в последствии 1713 человек царь помиловал.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: