Госуда́рственная ду́ма

Четвертая Государственная Дума

В июне 1912 года полномочия депутатов III Государственной Думы истекли, а осенью состоялись выборы в IV Государственную думу. Дума IV созыва начала свою работу 15 ноября 1912 года и продолжала её до 25 февраля 1917. Председателем всё это время был октябрист М.В. Родзянко. Состав Государственной Думы IV созыва: правые и националисты — 157 мест, октябристы — 98, прогрессисты — 48, кадеты – 59, трудовики — 10 и социал-демократы — 14.

Обстановка не позволила четвертой Думе сосредоточиться на крупномасштабной работе. К тому же с началом в августе 1914 года мировой войны, после крупных провалов русской армии на фронте Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.

3 сентября 1915 года после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь Дума собралась только в феврале 1916 года.

Но проработала Дума недолго. 16 декабря 1916 года была вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 года, в канун февральского отречения Николая II. 25 февраля опять распущена. Больше официально не собиралась. Но формально и фактически существовала.

Новая Государственная Дума возобновила свою работу только в 1993 г.

Что представляла собой Булыгинская дума

Главное что нужно понимать о Булыгинской государственной Думе — она должна была представлять собой законосовещательный орган. В отличие от законодательного органа, законосовещательный может только обсуждать законы. Николай 2 полагал, что Император по-прежнему должен единолично принимать или отвергать законы, а Государственная Дума должна показывать какие последствия могут быть у того или иного закона, а также возможную реакцию населения. У Императора сохранялась возможность принятия закона, несмотря на решение ГосДумы.

По Манифесту, Булыгинскую Думу предполагалось собрать до января 1906 года. Наравне с Думой существовал Госсовет. Для назначения в ГосДуму создавалась многоступенчатая система, а в самой Думе большинство должны были занять крестьяне и помещики. Многоступенчатая система выборов касалась прежде всего бедных слоев населения. Так для крестьян создавалась трехступенчатая система выборов, для землевладельцев двухступенчатая система, а для крупных владельцев недвижимости и крупных землевладельцев предполагались прямые выборы. На основе голосования выбирались «выборщики», которые в дальнейшем должны были из своего числа выбрать представителей в Государственную думу.

Выборы в России 1905 года

Кто допускался к выборам

Правом участия в голосовании по выбору выборщиков обладали 3 группы населения:

  • Собственники недвижимости. Для столиц стоимость недвижимости должна была превышать 3 тыс рублей, а для остальных городов — более 1,5 тыс рублей.
  • Крупные плательщики налогов (промысел, квартирные), а также крупные землевладельцы.
  • Крестьяне, наделенные землей.

В общей сложности крестьяне должны были избирать порядка 42% выборщиков, владельцы недвижимости 24%, 34% крупные землевладельцы и плательщики налогов. Кроме того, «Положение о выборах в Государственную думу» допускало к голосованию только мужчин старше 25 лет, которые не проходят службу в действующей армии, не проходят обучение, а также не являются подданными иностранного государства.

Статус депутата Государственной думы

Члены Государственной думы пользовались свободой суждений и мнений по делам, обсуждавшимся в Государственной думе, не несли ответственности перед избирателями.

Они могли быть подвергнуты лишению или ограничению свободы лишь по распоряжению судебных властей, не подлежали задержанию за долги.

Для лишения свободы члена Государственной думы во время её сессии необходимо было разрешение Государственной думы.

Члены Государственной думы выбывали из её состава по личному заявлению, в случае утраты российского подданства, ценза, поступления на действительную военную службу, при назначении на высокооплачиваемую гражданскую должность (за исключением должностей министров и главноуправляющих), а также, если член Государственной думы не посещал в год ни одного заседания без уважительной причины.

Система выборов в Булыгинскую думу

Вместе с учреждением Булыгинской Думы 6 августа было издано и Положение о выборах в нее. Все политическое значение реформы сводилось к тому, сколь широкие круги населения окажутся в рядах избирателей. Закон о выборах в Булыгинскую думу 6 августа был построен на началах классового
и цензового
представительства. Он вручал избирательное право очень узким кругам лиц, избирающим членов Думы от данной губернии (или области) в одном общем губернском избирательном собрании
. Выборы выборщиков, голосующих в этом общем собрании, проводились тремя независимыми избирательными собраниями: съездом уездных землевладельцев, съездом городских избирателей
и съездом уполномоченных от волостей и станиц
(ст. 3). (Города, обособленные в независимые округа, выбирали выборщиков по участкам и членов Думы в городском собрании выборщиков.)

Распределение числа выборщиков между этими съездами зависело от имущественной силы
каждой группы, соответственно условиям данной местности, а не от численности лиц, имевших в каждом съезде право голоса. При большой разнице избирательного ценза (в съезде землевладельцев приблизительно 15 тысяч руб., в съезде городских избирателей лишь около 1500 руб.) голос уездного землевладельца имел гораздо более избирательной силы, чем голос городского избирателя. Кроме ценза простого, на выборах в Булыгинскую думу предполагалось применять и ценз сложный –
ценз лиц, владеющих в уезде или землею в размере не менее десятой доли количества десятин, определенного для каждого уезда, или иным недвижимым имуществом (но не торгово-промышленным заведением) стоимостью не менее 1500 руб. Такие лица в особом съезде избирали уполномоченных в съезд уездных землевладельцев, по одному уполномоченному на полный избирательный ценз. Таким образом, голос таких лиц был ровно в десять
раз слабее голоса уездного землевладельца.

Крестьянское представительство в Булыгинскую думу осложнялось одною лишнею ступенью (волостной сход – съезд уполномоченных – губернское собрание). Зато из числа членов Думы от каждой губернии один
обязательно должен быть крестьянином. Торгово-промышленные люди, не имевшие земельного ценза, включались в состав городских избирателей, хотя даже если они проживали в уезде.

Из всего вышеперечисленного ясно, что избирательная система в Булыгинскую думу давала преимущество землевладельческим слоям русского общества.

При написании статьи использованы произведения крупнейшего русского историка В. О. Ключевского.

Как выпустить «пар»?

Императорское окружение с радостью спустило бы «пар» недовольства, но инструментов для этого просто не существовало.

Идея представительного органа при императоре жила в русском обществе с начала правления Александра I, но так и не была воплощена в жизнь за целый век.

В 1905 году это отставание вышло власти боком.

31 января 1905 года, когда революционный пожар стремительно разгорался по всей стране, министр земледелия и государственных имуществ Алексей Ермолов
обратился к Николаю II с предложением о введении выборной земской думы для предварительного рассмотрения важнейших законопроектов.

Император ухватился за эту идею, и в феврале 1905 года по данному вопросу дважды собирался Совет министров. Решение, однако, так и не было принято. Среди министров и в окружении Николая II было очень много деятелей, убеждённых, что бунт можно усмирить силой, а самодержавие должно быть сохранено в неизменном виде.

Но ситуация с каждым днём ухудшалась, и 18 февраля Николай II своим рескриптом назначил министра внутренних дел Александра Булыгина
председателем Особого совещания для разработки проекта положения о представительном органе — Государственной Думе.

Основные положения Манифеста о Булыгинской думе

Александр Булыгин был назначен министром внутренних дел в феврале 1905 года, то есть в самом начале революции. Ему было поручено собрать особую Комиссию, которая бы занималась разработкой положения об учреждении Государственной Думы и положения о выборах в нее (в Комиссию, или Особое совещание также входили С. Е. Крыжановский, А. И. Путилов, А. Ф. Трепов, профессор государственного права И. М. Ивановский и Ф. Д. Самарин)

Проекты положений были разработаны, и, что немаловажно, подписаны императором (хотя и после длительного обсуждения)

Проект учреждения Булыгинской Думы предусматривал следующее:

  • введение жесткого имущественного (для крестьянства), социального, возрастного (участвовать в выборах было возможно только после 25 лет) ценза и ценза по половому признаку: беднейшие слои крестьянства не допускались к выборам, как и женщины, военные, студенты, инородцы и иностранные подданные (до выборов допускались лишь крупные собственники и налогоплательщики);
  • избирательных прав лишались судимые и лица, находящиеся под следствием, лица, лишенные духовного сана или исключенные из Дворянских собраний, лица, отбывшие наказания за уголовные и должностные преступления;
  • введение многоступенчатости выборов (для крестьянства – 4-рех ступенчатые, а для дворянства – 2-х ступенчатые);
  • создание трех курий: землевладельческой, городской и крестьянской и распределение мест в Думе в пользу первой курии;
  • определение основной функции нового госоргана как законосовещательного при правительстве;
  • разрешение депутатам обсуждать все законопроекты, Бюджет, отчеты Государственного контроля;

Сами выборы должны были проходить через губернские избирательные собрания, Выборщики, состоявшие в них и представлявшие соответствующие курии, должны были непосредственно участвовать в выборе депутатов. Созываться Государственная дума должна была один раз в 5 лет. Выборы должны были состояться в январе 1906 года.

Структура и ключевые положения Манифеста

Обзор структуры документа

Манифест был разделен на три основных раздела, посвященных:

  1. Функции, сфера охвата и состав Государственной думы
  2. Гражданские права, предоставленные всем классам общества
  3. Роль и ограничения царя в управлении

Эта сжатая и целенаправленная структура гарантировала надлежащее проведение всех необходимых реформ.

Преобразующие аспекты Манифеста

Манифест привел к кардинальным изменениям в политическом ландшафте России. Двумя особенно значительными изменениями были:

  1. Переход от абсолютной автократии к конституционной монархии
  2. Введение Государственной думы в качестве законодательного органа

Эти изменения по существу произвели революцию в политической среде, проложив путь к улучшению управления, процессов законотворчества и гражданских свобод.

Суть манифеста

В первой части Октябрьского манифеста Николай II выражал обеспокоенность по поводу смуты и волнений, охвативших столицу и разные регионы Российской империи. 

Участники студенческой демонстрации в Петербурге во время революции 1905 г.

Во избежание дальнейшего обострения ситуации он велел местным властям «принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга». 

Уступки, на которые пошел государь, чтобы положить конец беспорядкам, были перечислены во второй части документа. Суть их заключалась в следующем: 

  • предоставить всем людям, живущим в стране, «незыблемые основы гражданской свободы на началах… неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов»; 
  • не откладывая запланированных в Государственную думу выборов, допустить к участию в них (насколько это возможно в условиях ограниченного времени, оставшегося до ее созыва) представителей слоев населения, которые полностью лишены права голоса;
  • предоставить будущему законодательному органу право дальнейшей разработки закона о выборах; 
  • признать незыблемым правило, что ни один закон не может вступить в силу без утверждения Государственной думой, и гарантировать избранным в нее представителям народа возможность контролировать законность действий должностных лиц, назначенных императором. 

Высочайший манифест Николая II, опубликованный 18 октября 1905 г. в газете “Ведомости Спб. градоначальства”

Подписанный монархом документ предоставлял народу основные права, но не гарантировал, что парламент, выборы в который должны были состояться в ближайшие месяцы, будет функционировать на демократических основах. 

Николай II оставил за собой право распускать Госдуму и накладывать вето на принятые ею решения, а это означало, что законодательная власть, как и раньше, оставалась в его руках.

Но, несмотря на это, перечисленные в манифесте положения носили прогрессивный характер и содержали конституционалистские идеи. 

Дума без рабочих, женщин и губернаторов

Наконец, 6 августа 1905 года император Николай II подписал манифест об учреждении в России Государственной Думы — высшего законосовещательного представительного органа Российской империи. В тот же день было опубликовано «Положение о выборах в Государственную Думу».

Согласно утверждённому проекту, Государственная Дума получила право обсуждать все законопроекты, бюджет, отчёт государственного контроля и давать по их поводу заключения, которые передавались в Государственный Совет, откуда законопроекты с заключениями Думы и Совета представлялись на «Высочайшее благовоззрение».

Депутаты Думы избирались сроком на 5 лет; при этом большинство населения избирательными правами не наделялось. Не имели избирательных прав лица моложе 25 лет, рабочие, женщины, учащиеся, военнослужащие, иностранные подданные. К этим категориям добавлялись губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники и их помощники и полицейские чины в пределах подведомственных им местностей.

Выборы проводились по губерниям и областям, а также отдельно по столицам и 23 крупным городам. Для крестьян предполагалось установить четырёхстепенные, для помещиков и буржуазии — двухстепенные выборы; 42% выборщиков должно было избираться съездами уполномоченных от волостей, 34% — съездами уездных землевладельцев (ценз от 100 до 800 десятин) и 24% — съездами городских избирателей (ценз — недвижимое имущество стоимостью 1500 руб., в столицах — 3000 руб.).

Избрание членов Государственной Думы должно было проводиться губернскими избирательными собраниями землевладельцев и уполномоченных от волостей под председательством губернского предводителя дворянства или собранием городских избирателей под председательством городского головы.

Сравнительно высокое представительство крестьян, особенно в сравнении с рабочими, объяснялось тем, что правительство рассчитывало на сохранение консервативных настроений среди русского крестьянства. Хотя уже к осени 1905 года стало ясно, что расчёт на это не оправдывается.

Зал заседаний Государственной Думы в Таврическом дворце, Санкт-Петербург. Фото: public domain

Как выпустить «пар»?

Императорское окружение с радостью спустило бы «пар» недовольства, но инструментов для этого просто не существовало.

Идея представительного органа при императоре жила в русском обществе с начала правления Александра I, но так и не была воплощена в жизнь за целый век.

В 1905 году это отставание вышло власти боком.

31 января 1905 года, когда революционный пожар стремительно разгорался по всей стране, министр земледелия и государственных имуществ Алексей Ермолов
обратился к Николаю II с предложением о введении выборной земской думы для предварительного рассмотрения важнейших законопроектов.

Император ухватился за эту идею, и в феврале 1905 года по данному вопросу дважды собирался Совет министров. Решение, однако, так и не было принято. Среди министров и в окружении Николая II было очень много деятелей, убеждённых, что бунт можно усмирить силой, а самодержавие должно быть сохранено в неизменном виде.

Но ситуация с каждым днём ухудшалась, и 18 февраля Николай II своим рескриптом назначил министра внутренних дел Александра Булыгина
председателем Особого совещания для разработки проекта положения о представительном органе — Государственной Думе.

17 Октября 1905 г.

На
обязанность правительства возлагаем
мы выполнение непреклонной Нашей воли:

1. Даровать
населению незыблемые основы гражданской
свободы на началах действительной
неприкосновенности личности, свободы
совести, слова, собраний и союзов.

2. Не
останавливая предназначенных выборов
в Государственную думу, привлечь теперь
же к участию в Думе… те классы населения,
которые ныне совсем лишены избирательных
прав, … .

3. Установить,
как незыблемое правило, чтобы никакой
закон не мог воспринять силу без одобрения
Государственной Думы и чтобы выборным
от народа обеспечена была возможность
действительного участия в надзоре за
закономерностью действий постановленных
от Нас властей. …

Реакция народа

Вскоре после оглашения Октябрьского манифеста количество забастовок и погромов в стране сократилось, политическая обстановка стабилизировалась. Рабочий класс с воодушевлением встретил известие о предоставлении ему прав и свобод, возможность иметь свое представительство в парламенте. 

Но затишье оказалось непродолжительным. Подписанный царем документ не решал социальных проблем, которые волновали рабочих и крестьян, поэтому вскоре волна забастовок и погромов охватила страну с новой силой. 

Уже через 1,5 месяца в Москве вспыхнуло вооруженное восстание. Чтобы подавить его, правительству пришлось применять силу. 

Декабрьское восстание 1905 года. Баррикады на московских улицах

Параллельно с беспорядками в городах начались новые волнения в деревнях. Бунты продолжались до тех пор, пока в ноябре 1906 г. не вышел указ, который позволял крестьянам свободно выходить из общин, ознаменовавший начало аграрной реформы П. Столыпина. 

II созыв

Государственная дума II созыва работала с 20 февраля по 2 июня 1907 года (одну сессию).

По своему составу она была в целом левее первой, так как в выборах участвовали социал-демократы и эсеры. Созвана согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 г. Из 518 депутатов было: социал-демократов — 65, эсеров — 37, народных социалистов — 16, трудовиков — 104, кадетов — 98 (почти вдвое меньше, чем в первой думе), правых и октябристов — 54, автономистов — 76, беспартийных — 50, казачья группа насчитывала 17, партия демократических реформ представлена одним депутатом. Председателем был избран кадет Ф. А. Головин. Товарищами председателя — Н. Н. Познанский (беспартийный левый) и М. Е. Березин (трудовик). Секретарем — М. В. Челноков (кадет). Кадеты продолжали выступать за отчуждение части помещичьей земли и передачу её крестьянам за выкуп. Крестьянские депутаты настаивали на национализации земли.

1 июня 1907 премьер-министр Столыпин обвинил 55 депутатов в заговоре против царской семьи. Дума была распущена указом Николая II от 3 июня (Третьеиюньский переворот).

Предпосылки к созданию Манифеста 17 октября

Манифест стал одним из наиболее заметных событий первой русской революции (1905-1907). К началу 20-го в. страна находилась в довольно плачевном состоянии: произошел промышленный спад, экономика находилась в состоянии кризиса, государственный долг продолжал расти, а неурожайные годы вызвали в стране массовый голод. Отмена крепостного права во второй половине 19-го в. сильно повлияла на экономику, однако действующая система управления в стране не могла адекватно реагировать на изменения.

Находящиеся в трудном положении крестьяне и рабочие, которые не могли себя прокормить и к тому же обладали ограниченными гражданскими правами, требовали проведения реформ. Недоверие к действиям императора Николая 2-го привело к росту революционных настроений и популяризации лозунга «Долой самодержавие».

Спусковым крючком в началу революции стали события «Кровавого воскресенья», когда императорские войска расстреляли мирную демонстрацию рабочих 9 января 1905 г. По всей стране начались массовые беспорядки, забастовки и бунты — люди требовали отнять единоличную власть у императора и дать ее народу.

В октябре забастовки достигли своего пика, в стране бастовало более 2 млн человек, регулярно проводились погромы и кровавые столкновения.

Предыстория формирования Государственной думы

Учреждение Государственной думы явилось последствием широкого общественного движения всех слоев населения России, особенно сильно проявившегося после неудач русско-японской войны 1904-1905 гг., раскрывшей все недостатки бюрократического управления.

В рескрипте 18 февраля 1905 года император Николай II выразил обещание «отныне привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений».

Однако, выработанное комиссией под председательством министра внутренних дел Булыгина и изданное 6 августа положение о Государственной думе создало не законодательный орган, не парламент в европейском смысле, а законосовещательное учреждение с весьма ограниченными правами, избираемое ограниченными категориями лиц: крупных собственников недвижимых имуществ, крупных плательщиков промыслового и квартирного налога и на особых основаниях крестьян.

Закон о Думе 6 августа вызвал во всей стране сильное недовольство, вылившееся в многочисленных митингах протеста против искажения ожидавшейся коренной реформы государственного строя и завершившееся в октябре 1905 года грандиозной забастовкой всей железнодорожной сети в Европейской России и Сибири, фабрик и заводов, промышленных и торговых заведений, банков и других акционерных предприятий, и даже многих служащих в государственных, земских и городских учреждениях.

17 октября 1905 года появился манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором были намечены основы новой конституционной формы управления Россией: 1) населению дарованы незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов; 2) установлено как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы; 3) обещано привлечь теперь же по мере возможности к участию в выборах в Государственную думу те классы, которые лишены были вовсе избирательных прав.

В развитие начал манифеста 17 октября были изданы 11 декабря 1905 года дополнительные правила о выборах, понизившие имущественный избирательный ценз и предоставившие избирательные права чиновникам и рабочим.

Однако, преобразование 20 февраля 1906 года Государственного совета в верхнюю законодательную палату и издание 8 марта 1906 года Правил о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов (сужавших контроль Государственной Думы над бюджетом) и Основных законов (23 апреля 1906 года) сократили круг вопросов, находившихся в ведении Государственной думы.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос 1: Кто составил Манифест о создании Законодательной Государственной думы?

Разработкой проекта об учреждении Законосовещательной думы от 6 августа 1905 года руководил Сергей Витте. Рядом с ним были различные важные фигуры, в том числе представители земской интеллигенции, политические и промышленные магнаты, а также видные представители православной церкви.

Вопрос 2: Каковы были ключевые положения Манифеста?

Манифест определил структуру и функции Государственной Думы, предоставил гражданские права всем социальным классам и явно ограничил роль царя в управлении страной.

Вопрос 3: Как был воспринят Манифест общественностью и политическими группами?

Манифест вызвал неоднозначную реакцию. В то время как некоторые рассматривали его как значительный демократический прогресс, другие рассматривали его как недостаточный ответ на требования более значительных изменений

Политически это было осторожно встречено либералами и консерваторами, в то время как радикальные социалисты отвергли это как хитрый ход царского режима

Вопрос 4: Какое влияние оказал Манифест на российское общество?

Манифест оказал глубокое влияние на российское общество. Учреждение Государственной Думы и введение гражданских свобод представляли собой критический сдвиг в сторону демократии.

Вопрос 5: каково долговременное наследие Манифеста о создании законодательной Государственной думы?

Несмотря на свои недостатки, Манифест представляет собой значительный шаг к демократии в российской истории. Это заложило основу для последующих революционных изменений и положило начало более инклюзивной политической системе.

Предыстория

В середине XIX века в России появились политические течения, партии и группы, выступающие за введение представительных форм правления и гражданских свобод. Они пытались наладить диалог с властью и неоднократно поднимали вопрос о политических реформах, но самодержавие отвергало все их попытки.

К началу XX века Российская империя осталась одним из немногих государств с абсолютной монархией, где император обладал всей полнотой законодательной и исполнительной власти. Все существующие государственные институты – Государственный совет, министерства, Сенат, а также Синод были подотчетны монарху.

Николай II, получив неограниченную власть в 1894 году, твердо заявил, что будет «охранять начало самодержавия». Но через 10 лет ему пришлось пересмотреть свои принципы. В начале XX века в Российской империи усилилось противостояние между царским правительством и оппозицией. В результате в январе 1905 года в стране началась революция.

В феврале Совет министров приступил к обсуждению вопроса о создании народного представительства. В тот момент царю и правительству наиболее удобной формой представительства казался Земский собор (в силу нерегулярности созыва и подотчетности монарху). Однако участники заседаний так и не смогли принять конкретного решения.

18 февраля 1905 года Николай II издал рескрипт на имя главы МВД Булыгина, в котором ему поручалось созвать Особое совещание для разработки закона о создании выборного представительного учреждения. После завершения работы Совещание должно было передать результаты в Совет министров.

В этот же день появился указ правительствующему сенату. В соответствии с ним на Совет министров возлагалось рассмотрение поступающих «от частных лиц и учреждений» обращений и предложений, касающихся вопросов усовершенствования государственного благоустройства.

6 Августа 1905 г.

3. Избрание
членов Государственной думы… производится
губернским избирательным собранием.
… под председательством губернского
предводителя дворянства… из выборщиков,
избираемых съездами: а) уездных
землевладельцев; б) городских избирателей
; в) уполномоченных
от волостей и станиц. …

6. В выборах
не участвуют: а) лица женского пола; б)
лица моложе двадцати пяти лет; в)
обучающиеся в учебных заведениях; г)
воинские чины армии и флота, состоящие
на действительной военной службе; д)
бродячие инородцы и е) иностранные
подданные.

Государственная
дума в России: в документах и материалах
/Сост. Калинычев Ф.И. М., 1957. С.32, 39.

Большевики
призвали рабочих и крестьян к активному
бойкоту булыгинской Думы, и выборы в
Думу не производились. Нарастающий
подъем революции и Всероссийская
октябрьская политическая стачка 1905
года смели Думу (ред.).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: