Религия
Марис традиционно исповедуют языческую веру, которая тесно связывает человека с природой. По их верованиям, природа оказывает на людей магическое влияние. Они относятся к нему как к священному, могущественному и живому существу, вне которого человек существовать не может. Природа служит источником абсолютного добра, который всегда помогает человеку, если он не причиняет ему вреда и не препятствует ему.
Марийская традиционная религия обладает также пантеоном богов, которые живут на небесах, наиболее важными из которых, как известно, как Великого Белого Бог (Ош Куга Юма, Ош Куга ЮМО). К другим меньшим богам относятся бог огня ( Тул Юмо, Тул Юмо) и бог ветра (Мардеж Юмо, Мардеж Юмо).
Мари также верит в ряде половин людей, полубогов (керемет, Керемет ), которые живут на земле. Самый почитаемый из них — Чумбулат (Чумбулат) или Чумбылат (Чумбылат), известный вождь и воин.
Христианство марийцы приняли в 16 веке после того, как их территория вошла в состав Российской империи во время правления Ивана IV «Грозного». Однако принятие христианства не было всеобщим, и многие марийцы сегодня все еще практикуют язычество в синкретических или более чистых формах, придерживаясь организованных неоязычных организаций марийской традиционной религии. Хотя сегодня большинство марийцев являются членами Русской православной церкви, язычники по-прежнему составляют значительное меньшинство — от 25 до 40% населения.
Презентация на тему: » МАССОВОЕ КРЕЩЕНИЕ МАРИЙЦЕВ. Русское абсолютистское государство, с учётом изменившихся конкретно исторически условий, в конце XVII — первой четверти XVIII.» — Транскрипт:
1
МАССОВОЕ КРЕЩЕНИЕ МАРИЙЦЕВ
2
Русское абсолютистское государство, с учётом изменившихся конкретно исторически условий, в конце XVII — первой четверти XVIII веков прилагало заметные усилия по внедрению православной христианской веры в среду нерусских крестьян – язычников.
3
Польстившись на временные льготы, крестились лишь немногие. К 1724 году всего около 2 тыс. марийцев Казанского, Уржумского, Царевококшайского, Царевосанчурского и Яранского уездов приняли христианскую веру. Основная масса марийцев продолжала придерживаться традиционных языческих верований, тесно связанных с народным самосознанием.
4
Царские указы годов, направленные казанскому митрополиту Тихону, обещали трёхлетнее освобождение от податей, повинностей всем крестившимся «иноверцам». Однако проповеди священников среди языческого населения почти не находили отклика.
5
Крестьяне-язычники отвергали попытки внедрения православия, предпринятые специально созданной в 1730 году в Свияжске при монастырях Комиссии новокрещенских дел.
6
Положение резко изменилось в 1740 году. Царский указ от 11 сентября провозгласил политику и конкретную программу действий по массовой христианизации нерусских крестьян. Её проведение было поручено большому штату проповедников, попов, чиновников и военных Новокрещенской Конторы.
7
Проведение христианизации преимущественно принудительными средствами и методами, образование новых церковных приходов в новокрещенских селениях в х годах XVIII века обернулись для марийских крестьян чрезвычайным усилением социального и национального гнёта.
8
В своих показаниях Сенатской комиссии А.С. Свечина годов марийцы отмечали, что проповедники православной веры угрожали им насильственным переселением с родных мест, если те не крестятся. Члены Новокрещенской конторы под видом «обучения христианскому закону» закрепощали часть новокрещёных марийцев за чиновниками и помещиками.
9
В1746 году свияжский архимандрит Селивестр совместно с монахами Спасо- Юнгинского монастыря привёл марийцев и чувашей Козьмодемьянского уезда в православную веру « не по желанию их, но ис принуждения». А «обещанного денежного награждения, платья, обуви, кроме крестов и по иконе в дом, ничего давно не было». Некоторые священники, как, например, А. Афанасьев в Кокшайском уезде, «смертными побои палкою» внедряли среди марийских крестьян новую веру. А. Афанасьев в Кокшайском уезде, «смертными побои палкою» внедряли среди марийских крестьян новую веру.
10
В годах архимандрит Свияжского Богородицкого монастыря Евмений ежегодно приезжал с подьячими, келейниками и солдатами в марийские селения Казанского уезда для обучения их молитвами и тех, кто не знал христианских обрядов, немилосердно бил и брал с них насильно по 20 подвод «бес платежа прогонов».
11
Прведение массовой христианизации в х годах XVIII века ухудшило положение марийских крестьян и потому, что в течение льготных трёх лет за новокрещёных подушные деньги и другие повинности обязаны были нести некрещёные и ранее крестившиеся «старокрещёны».
12
Следствием массовой христианизации стало строительство сельских церквей и появление русских священников. На новокрещённых легли все виды работ по строительству и содержание церковного прит-ча. В уездах с марийским населением в это время было построено более 30 церквей.
15
платить ругу продуктами и деньгами Каждому священнику приходилось отдавать из общинных земель самые лучшие участки пашен и сенокосов, платить ругу продуктами и деньгами. Наконец, во взятках и вымогательствах духовенство не уступало чиновникам.
16
Угроза разорения крестьянского хозяйства явилась, таким образом, одним из важнейших факторов в реализации массовой христианизации, носившей для большинства марийцев в это время чисто формальный характер, поскольку они одновременно продолжали поддерживаться и традиционных языческих верований.
История марийцев
На территории современной России, точнее — в Волго-Вятском районе, предки марийцев (или черемисов) появились 1500 лет назад. Жизнь их складывалась нелегко: испытывая агрессивное давление тюркских и славянских народов, древние мари вынуждены были продвигаться с юга и запада на восток, где они вытесняли пермян и частично ассимилировались с ними.
Существует также версия о том, что предки этого народа были выходцами из Ирана. В ее пользу говорят исследования филологов — в молитвенных текстах, которые до сих пор используются при проведении религиозных ритуалов, сохранились индоиранские слова.
Территорию современной Марий Эл (между Ветлугой и Вяткой) этот народ занял еще в VII-VIII веках. Именно в это время сформировалась основа культурных традиций марийцев, влияние на которую оказали тюрки и финно-угорцы. На протяжении последующих столетий происходила активная ассимиляция черемисов с восточными славянами, волжскими булгарами, хазарами и татаро-монголами. Уже в то время выделялось 4 группы марийцев, для каждой из которых были характерны свои традиции и обычаи:
- горные, которые обитали на южных и частично северных берегах Волги. Их культура формировалась в тесном контакте с чувашами и русскими;
- луговые, образовавшие костяк этого народа. С давних времен и по сегодняшний день проживают в Волго-Вятском междуречье;
- восточные, которые считались переселенцами в Приуралье и Башкортостане;
- северо-западные, освоившие территорию современной Кировской области. Это ответвление марийцев сформировало свои уникальные традиции.
Известные марийцы
- Быков, Вячеслав Аркадьевич — хоккеист, тренер сборной России по хоккею
- Васильев, Валериан Михайлович — языковед, этнограф, фольклорист, литератор
- Ким Васин — писатель
- Григорьев, Александр Владимирович — художник
- Ефимов, Измаил Варсонофьевич — художник, герольдмейстер
- Ефремов, Тихон Ефремович — просветитель
- Ефруш, Георгий Захарович — писатель
- Иванов, Михаил Максимович — поэт
- Игнатьев, Никон Васильевич — писатель
- Искандаров, Алексей Искандарович — композитор, хормейстер
- Йыван Кырла — поэт, киноактёр
- Казаков, Миклай — поэт
- Владислав Максимович Зотин — 1-й Президент Марий Эл
- Вячеслав Александрович Кислицын — 2-й Президент Марий Эл
- Колумб, Валентин Христофорович — поэт
- Конаков, Александр Фёдорович — драматург
- Лекайн, Никандр Сергеевич — писатель
- Луппов, Анатолий Борисович — композитор
- Макарова, Нина Владимировна — советский композитор
- Микай, Михаил Степанович — поэт и баснописец
- Молотов, Иван Н. — композитор
- Мосолов, Василий Петрович — агроном, академик
- Мухин, Николай Семёнович — поэт, переводчик
- Сергей Николаевич Николаев — драматург
- Олык Ипай — поэт
- Орай, Дмитрий Фёдорович — писатель
- Палантай, Иван Степанович — композитор, фольклорист, педагог
- Прохоров, Зинон Филиппович — гвардии лейтенант, Герой Советского Союза.
- Пет Першут — поэт
- Сави, Владимир Алексеевич — писатель
- Сапаев, Эрик Никитич — композитор
- Смирнов, Иван Николаевич (историк) — историк, этнограф
- Тактаров, Олег Николаевич — актёр, спортсмен
- Тойдемар, Павел С. — музыкант
- Тыныш Осып — драматург
- Шабдар Осып — писатель
- Шадт Булат — поэт, прозаик, драматург
- Шкетан, Яков Павлович — писатель
- Чавайн, Сергей Григорьевич — поэт и драматург
- Черемисинова, Анастасия Сергеевна — поэтесса
- Элексейн, Яков Алексеевич — прозаик
- Элмар, Василий Сергеевич — поэт
- Эшкинин, Андрей Карпович — писатель
- Эшпай, Андрей Андреевич — кинорежиссёр, сценарист, продюсер
- Эшпай, Андрей Яковлевич — советский композитор
- Эшпай, Яков Андреевич — этнограф и композитор
- Юзыкайн, Александр Михайлович — писатель
- Юксерн, Василий Степанович — писатель
- Ялкайн, Яныш Ялкаевич — писатель, критик, этнограф
- Ямбердов, Иван Михайлович — художник
Использованы материалы Википедии
Язык
Наиболее многочисленной сегодня считается объединенная группа лугово-восточных черемисов, имеющая свой язык. Его относят к малой финно-пермской группе угорских языков, как и наречия удмуртов, коми, саамов, мордовцев. Он сформировался на базе финно-угорских и тюркских диалектов, когда черемисы активно заселяли территорию Поволжья. Письменность же у этого народа появилась поздно, лишь в XVIII столетии: в основу алфавита легла кириллица. Этот факт обосновывает отсутствие письменных свидетельств о жизни, традициях и обычаях марийского края.
Сегодня выделяют несколько диалектов и говоров:
- луговой, на котором говорят на луговом берегу Волги и на Урале;
- горномарийский, характерный для правого берега, а также западной части Марий Эл;
- северо-западный, которым пользуются черемисы в Нижегородской и Кировской областях.
История
История ранних веков
Некоторые ученые предположили, что два племени, упомянутые готским писателем Иорданом в его « Гетике» среди народов царства готского царя Эрманариха в четвертом веке нашей эры, могут быть приравнены к марийскому народу. Однако отождествление Imniscaris (или Sremniscans) с « Cheremis », а Merens с «Mari» является спорным. Первое надежно засвидетельствованное упоминание о марийском народе происходит из хазарских источников X века, где они появляются под экзонимом цармис (= «Черемис»). В то время район марийского поселения располагался вдоль Волги. В 13 веке мари попали под сферу влияния Золотой Орды, а в 1443 году стали подданными Казанского ханства. За это время марийцы испытали некоторую культурную конвергенцию с правящими татарами и волжскими булгарами, что также заметно в тюркском лексическом и грамматическом влиянии на марийский язык. В 1552 году территория мари была включена в состав России с русским завоеванием Казани при Иване Грозном. В то время как некоторые марийцы (в основном горные марийцы) помогали русскому завоеванию, большинство марийцев сопротивлялись в так называемых « Черемисских войнах ». К концу 16 века сопротивление было окончательно подавлено, что нанесло тяжелый урон марийскому населению. В результате последовавшей приток русских поселенцев, и избежать принудительной христианизации (начиная с с. 1700), Марис начал оседать дальше на восток в современной Башкирии. В последующие века в царской России марийцы смогли сохранить свою этническую и культурную идентичность, подкрепленную неоднократными волнами возвращения к своей традиционной дохристианской религии.
Советский Союз
В советское время марийское отделение было создано под эгидой Наркомнаца — делам национальностей. Его задача состояла в том, чтобы облегчить тесное единение народа мари с другими людьми, чтобы отменить анти — российское недоверие и поднять « классовое сознание » работников мари. На практике это включало облегчение реквизиции зерна Советским государством, набор солдат для Красной Армии и осуществление большевистского контроля над обществом.
В советское время большое количество этнических русских было переселено на традиционно марийские земли, что значительно изменило демографию региона и сделало марийцев меньшинством во многих частях их родины. Эти изменения в целом лишили марийцев силы. Кроме того, политика большевиков, официально направленная на борьбу с чрезмерным влиянием национализма в многонациональном союзе, привела к убийству ведущих марийских деятелей, таких как Сергей Чавайн и Олик Ипай, а также других учителей, ученых, художников, а также религиозных и общественных деятелей..
Российская Федерация
После распада Советского Союза в недавно созданной республике Марий Эл произошло возрождение марийской культуры и языка. Однако после назначения Леонида Маркелова в качестве главы республики в 2001 году, правительство Марий Эл проводит политику интенсивной русификации в регионе. По словам Василия Пектеева из Марийского национального театра в Йошкар-Оле, « ненавидел марийский народ». Он отметил, что марийский язык больше не преподается в деревнях и школах, и что республика Марий Эл «уже перестала быть этнической республикой ни на что, кроме названия. Мы просто еще одна область ». В 2005 году Европейская комиссия выразила обеспокоенность в связи с сообщениями о репрессиях в отношении представителей марийской оппозиции, журналистов и правительственных чиновников, которые пропагандировали марийскую культуру и выступали против повторного назначения Маркелова главой республики в том же году.
Марийская культура
Марийский народ уникален ещё и сохранностью многих старинных обрядов, в том числе свадебных и погребальных. Но подробнее мы остановимся на особенно самобытном обряде изгнания злого духа из деревни — Сурем ужо.
Данный обряд проводят на окраине населённого пункта в ночь на 6 мая. Дата выбрана неслучайно – целью действа является защита деревни от зла в пастбищный период.
Участники ритуала прыгают через костёр в качестве акта самоочищения, а затем идут в деревню, где с шумом и звоном колоколов обходят все дома. Домочадцы, в свою очередь, угощают гостей хлебом, картошкой и яйцами.
Когда обход домов подходит к завершению, участники обряда вновь разжигают костёр и варят угощение в котелках. Часть лакомства принято закапывать, как бы принося дары земле, а остальное съедать. Обряд длится до самого утра.
Культура марийцев богата не только обрядами, но и танцами. Один из сохранившихся старинных танцев — кандыра, или «Веревочка». Чаще всего его исполняют два молодых человека и одна девушка, однако нередко в танце участвуют несколько пар, образуя цепочку танцоров.
Основное движение — дробушка, то есть быстрое движение ногами на месте. Танцевальный ритм задают марийские ритуальные инструменты — барабан и шувыр (своеобразная волынка). Многим движениям придают значение самоочищения.
Традиционный марийский костюм
Говоря о культуре, мы не можем не упомянуть традиционный марийский костюм. Ткань для национального наряда обычно создаётся из шерстяных нитей, спряденных дома.
Такую ткань называют пестрядью из-за разноцветных нитей. Затем марийские искусницы расшивают костюмы древними узорами: птицами, конями, солярными знаками, бараньими рогами, растениями.
Символика данного орнамента знаменует собой плодородие и обновление. Девушки изготавливали украшения из монет и бисера. Умелицы верили, что подобные изделия их оберегают, а звон серебра отпугивает злые силы.
Видео
Есть что добавить?
Эту категорию людей можно отнести к финно-угорским народам
. По-другому их называют мары, мере и некоторыми иными словами. Республика Марий Эл является местом проживания таких людей. На 2010 год насчитывается около 547 тысяч человек
марийцев, половина из которых проживает в этой республике. В областях и республиках Поволжья и Урала также можно встретить представителей данного народа. В междуречье Вятки и Ветлуги в основном скапливается население марийцев. Существует классификация этой категории людей. Их делят на 3 группы: — горные, — луговые, — восточные.
В основном такое подразделение основывается на месте проживания. Но в последнее время произошло некоторое изменение: две группы объединились в одну. Совокупность луговых и восточных марийцев образовала подвид лугово-восточные. Язык, на котором говорят эти люди, получил название марийского или горно-марийского. В качестве веры здесь рассматривается православие. Наличие марийской традиционной религии представляет собой совокупность менотеизма и политеизма.
Жизнь
Основным занятием народа мари было земледелие пашенного типа. Полевые культуры — полба, овес, лен, конопля, гречиха, овес, ячмень, рожь, репа. В огородах сажали морковку, хмель, капусту, картофель, редьку, лук. Животноводство было меньше распространено, однако для личного пользования разводили птицу, лошадей, коров и овец. А вот козы и свиньи считались нечистыми животными. Среди мужских ремесел выделялась резьба по дереву и обработка серебра для изготовления ювелирных украшений. С древности занимались бортничеством, а позднее и пасечным пчеловодством. Мед использовали в кулинарии, делали из него хмельные напитки, а также активно экспортировали в соседние регионы. Пчеловодство распространено и сегодня, являясь хорошим источником дохода для деревенских жителей.
Хозяйство марийцев
Уже к концу I — началу II тыс. н.э. носило комплексный характер, но главным было земледелие. В IX-XI вв. марийцы переходят к пашенному земледелию. Паровое трехполье с унавоженными парами у марийских крестьян утвердилось в XVIII в. Наряду с трехпольной системой земледелия до конца XIX в. сохранялись подсечно-огневая и переложная. Марийцы возделывали зерновые (овес, гречиха, ячмень, пшеница, полба, просо), бобовые (горох, вика), технические (конопля, лен) культуры. Иногда на полях, помимо огородов на усадьбе, сажали картофель, разводили хмель. Огородничество и садоводство носило потребительский характер. В традиционный набор огородных культур входили: лук, капуста, морковь, огурец, тыква, репа, редька, брюква, свекла. Картофель стали культивировать в первой половине XIX в. Помидоры начали разводить в советское время.
Садоводство получает широкое распространение с середины XIX в. в правобережье Волги среди горных марийцев, где были благоприятные климатические условия. Садоводство у них имело товарное значение.
Марийцы Башкортостана
Башкортостан — второй после Марий Эл регион России по численности проживающих марийцев. На территории Башкортостана проживает 105 829 марийцев (2002) , треть марийцев Башкортостана проживает в городах.
Переселение марийцев на Урал происходило в 15-19 веках и было вызвано их насильственной христианизацией на Средней Волге. Марийцы Башкортостана в массе своей сохранили традиционные языческие верования.
Доступно обучение на марийском языке в национальных школах, в среднеспециальных и высших учебных заведениях в Бирске и Благовещенске. В Уфе действует Марийское общественное объединение «Марий Ушем».
Культура марийцев
Традиционные занятия черемисов сильно повлияли на их убеждения. Например, одной из самых важных профессий был садовник. У нее было много богов-покровителей одновременно. Боги хлеба и овощей, с другой стороны, появились лишь намного позже, хотя жители региона уже в 11 веке научились возделывать землю по методу Карата и выращивать почти все культуры Восточной Европы. Охота была важным занятием. Со временем охота на пушных зверей стала настоящим промыслом
Не менее важной была и рыбалка — племена жили в окружении рек в труднопроходимой болотистой местности. Поэтому они путешествовали в основном по воде
Не случайно Екатерина II после восстания Пугачева запретила им селиться у рек.
У марийцев также была своя кузница. Однако они не добывали материал сами, а в основном покупали его у соседних народов. Интересно, что цветной металлургией и искусством изготовления ювелирных изделий занимались в основном женщины. Поэтому характеристики марийского костюма интересны для женщин. В частности, преобладание различных декоративных элементов.
Одежда традиционно состояла из рубахи тувыр, штанов йолаш и кафтана шовыр. Мужчины носили широкополые шляпы, иногда с москитной сеткой. Валенки были заимствованы у русских. Женские головные уборы варьировались от места к месту; были даже попытки систематизировать людей по типу женских головных уборов. Это может быть заимствованная у русских шорока, заимствованная у удмуртов сурка или конусообразная шапка с околышем на затылке.
Кто такие марийцы
Древнейшая родина марийцев — Среднее Поволжье, где сейчас располагается Республика Марий Эл. Историки считают, что в эти края предки современных марийцев пришли около 1500 лет назад. Их земли раскинулись по обе стороны Волги: река разделила народ на две этнические группы — горных и луговых марийцев. Их традиции, национальный костюм и даже язык немного отличались. После монголо-татарского нашествия марийские земли вошли в состав Золотой Орды, а после ее распада — в состав Казанского ханства.
В середине XVI века марийские земли стали частью Российского государства. Новая власть ввела здесь крепостное право, военную повинность и высокие налоги, а также насильственно обращала марийских язычников в христианство. Коренное население сопротивлялось и бунтовало почти 30 лет — этот период вошел в историю как Черемисские войны. Некоторые марийцы ушли со своей исторической родины в Башкортостан, Татарстан и Пермский край. Эту часть народа стали называть восточными марийцами.
Со временем православие, русская культура и письменность стали заменять марийский язык и верования. Какая-то часть местных отатарилась и приняла ислам. Но ни христианство, ни ислам не смогли вытеснить язычество полностью — некоторые марийцы все так же поклоняются многочисленным божествам и духам.
Черемисы народ с другой планеты
Несмотря на то, что марийцы на протяжении многих веков жили в составе России и переняли некоторые элементы русской культуры, они остались верны своей вере. Лишь небольшая часть населения является православной, в то время как подавляющее большинство все еще верит в старую национальную веру. Чтобы лучше понять марийцев, стоит узнать об их убеждениях, что я и предлагаю сделать.
Хотя археологи расходятся во мнениях относительно точного времени появления предков марийцев и особенностей их культуры, мифы марийцев проливают свет на то, как появились люди на земле, и это племя в частности. По их словам, в древние времена утка прилетела на землю из созвездия Гнезда, отложила пару яиц и улетела обратно. Из яиц родились два брата, один из которых олицетворял добро мира, а другой — зло. От них произошла человеческая раса.
Хотелось бы отметить, что современные марийцы также не используют общепринятые названия для обозначения созвездий. Они любят ночное небо и связанные с ним тайны, используя терминологию, переданную от предков. Например, Большая Медведица — это олень, а Плеяды — гнездо, из которого на Землю пришла жизнь.
Язык
марийский языкИван Кырля
У марийцев есть свой язык, также называемый марийским, который является членом уральской языковой семьи. Он написан модифицированной версией кириллицы. Сегодня лингвисты различают четыре разных диалекта, которые не все взаимно понятны: горномарийский (мары йӹлмӹ), сосредоточенный в основном вдоль правого берега Волги; Лугово-марийский (марий йылме), на котором говорят в низинах рек Кокшага и Волга, включая город Йошкар-Ола ; Восточно-марийский, говорят к востоку от реки Вятка ; и северо-западный марийский (маре йӹлмӹ) на юго-западе Кировской области и северо-востоке Нижегородской области.
По данным переписи 2002 года, 451 033 человека заявили, что говорят на марийском языке.
Религия
Марийская культура настолько самобытна, что у этого народа есть собственная официально зарегистрированная религия. Ее устоев придерживаются всего 6% представителей данного этноса, а вот ритуалы соблюдают почти все черемисы. Марийцев называют последними язычниками Европы. И это не зря: до сих пор они верят, что предки мари произошли с другой планеты. Из созвездия Гнезда на Землю прилетела уточка и снесла два яйца, из которых вылупились братья Добро и Зло.
В основе религии – природа. Верховное божество – Ош Поро Кугу Юмо, а далее боги делятся по стихиям: огня, воды и леса. Самые почитаемые:
- богиня рождения Илыш Шочын Ава;
- бог морей Мер Юмо;
- покровительница земли Мланде Ава;
- бог судьбы Пурышо;
- смерть Азырен;
- злые духи – Керемета и Вувета.
Интересная традиция марийцев – осенний праздник, на который со всего края съезжаются черемисы, чтобы совершить всемарийское моление. Рощу каждый год определяет жрец Карт. Люди приносят с собой уток или гусей – это пурлык, или жертвоприношение. Подходит птица для моления или нет, определяет все тот же жрец. Он просит у нее прощение и окуривает дымом в знак освящения и уважения духу огня.
Моления в роще начинаются только под ритмичные удары Карта в бубен. Звуками отгоняют злых духов от деревьев, которые, по традиции народов марийского края, считаются проводниками к космосу. После всеобщих молений устраивают трапезу — в больших котлах варят принесенных уток и гусей, рядом пекут блины и пресный хлеб. Остатки еды забирают с собой или сжигают.
В Марий Эл сохранилась интересная традиция изгнания злых духов. Обряд проводят в ночь на 6 мая в основном в деревнях. Его значение – очищение и защита пастбищ от нечестии. Сначала все жители деревни собираются вокруг большого костра и прыгают через огонь. Затем зажигают лучины, с шумом и колокольным звоном обходят все дворы. «Очистителей» обязательно встречают угощениями — хлебом, картофелем и яйцами. По завершении круга все вновь собираются у кострища и начинают готовить общий обед, часть которого, как дар земле, обязательно закапывают. Обряд длится всю ночь.
Черемисы – уникальный народ. Его считают самым древним на территории современной России. Это подтверждают исследования ДНК. Несмотря на многовековую историю и тесное проживание с другими народностями, марийцы смогли сохранить свои традиции и религию.
Традиции
Наиболее полно древние традиции сохранились в свадебных и похоронных обрядах. Свадьба всегда начиналась с шумного выкупа, после молодые на телеге или санях, покрытых медвежьей шкурой, направлялись к карту для совершения обряда венчания. Всю дорогу жених щелкал специальной плеткой, отгоняя злых духов от будущей жены: этот хлыст затем оставался в семье на всю жизнь. Кроме того, руки их связывали полотенцем, что символизировало связь на всю оставшуюся жизнь. До сих пор сохранилась и традиция печь на утро после свадьбы блины для новоиспеченного мужа.
Особый интерес вызывают похоронные обряды. В любое время года умершего доставляли на погост на санях, а в домовину клали в зимней одежде, снабжая набором вещей. Среди них:
- льняное полотенце, по которому он спустится в царство мертвых — отсюда пошло выражение «скатертью дорога»;
- ветки шиповника, чтобы отгонять собак и змей, охраняющих загробный мир;
- скопленные при жизни ногти, чтобы цепляться ими за скалы и горы на пути;
Спустя сорок дней совершали не менее жуткий обычай: друг покойного облачался в его одежду и садился с близкими умершего за один стол. Его принимали за погибшего и задавали ему вопросы о жизни на том свете, передавали приветы, сообщали новости. Во время общих праздников поминовения также вспоминали о покойных: для них накрывали отдельный стол, на который хозяйка ставила понемногу все угощения, что приготовила для живых.