Немецкий линкор «тирпиц». судьба линкора «тирпиц»

Охота на «тирпиц» | читать статьи по истории рф для школьников и студентов

Броня на брошки

Неприязнь между люфтваффе и кригсмарине привела к тому, что 12 ноября «Тирпитц» остался без прикрытия. С соседнего аэродрома, несмотря на отчаянные призывы о помощи, не взлетел ни один истребитель. Шеф люфтваффе в Норвегии был приговорен к смертной казни. Плейс и Кэмерон выжили в концлагере и были награждены Крестом Виктории — высшей наградой Британской империи.
Геббельс пытался сделать из трагедии агитку «Смерти за фюрера и фатерланд», сообщив, что запертые в темном чреве корабля матросы до последнего пели патриотические песни. Впрочем, этого исключать нельзя: те немцы были храбрыми воинами. После гибели крейсера «Варяг» 1905 г. в неравном бою против японской эскадры именно в Германии была написана и потом переведена на русский язык известная песня «Варяг».
…После войны бывшие бойцы норвежского Сопротивления приобрели за 100000 крон право на разделку «Тирпица», разрезали и вывезли на металлолом все, что было можно. Дизель-генераторы были проданы для снабжения электричеством рыбзаводов; листы бронепалубы по сей день служат временным дорожным полотном при ремонтных работах. Детали линкора находятся в военных музеях мира, например, значительная часть бронеобшивки — в британском Королевском военно-морском музее. Часть металла пошла на брошки и прочую бижутерию. Так бесславно, в качестве сувениров для туристов, разошелся по белу свету корабль, являвший собой прорыв в деле создания военно-морской техники.

Из нашего досье
В 1942 г. авиастроитель Барнс Уэллис сконструировал специальную авиабомбу Tallboy («верзила») длиной 6,35 м, диаметром 0,95 м и весом 5,4 тс корпусом из легированной стали. Стабилизаторы специальной формы придавали ей вращательное движение, а совершенная аэродинамическая форма обеспечивала максимальную скорость падения, при сбросе с высоты 4 км к моменту столкновения с поверхностью превышавшую скорость звука.Она пробивала 5 м железобетона, уходила в грунт на 35 м, оставляя после взрыва воронку диаметром 40 м.Снаряжался Tallboy торпексом, мощным ВВ на основе гексогена и тремя взрывателями, срабатывавшими только после проникновения бомбы в цель.

Под Tallboy был переделан самый крупный английский бомбардировщик «Ланкастер»; для снижения веса была снята вся броневая защита и вооружение, кроме двух хвостовых пулеметов. Однако даже облегченный «Ланкастер» не мог поднимать бомбу на проектную высоту 12000 м, поэтому обычно сброс происходил с 8000 м, чего, как показала практика, оказалось вполне достаточно. Для обеспечения точности попадания был разработан специальный прицел (Stabilizing Automatic Bomb Sight).В годы войны было применено 854 бомбы. Успех изделия обеспечил создателю рыцарский титул.

Помощь русских
Норвежец Торстайн Рааби следил за «Тирпицем» с колокольни церкви, издалека фотографируя его, каждый день посылая радиодонесение в Лондон. Однако это была грубая информация без четких снимков целей, их стоянок, деталей защиты, от которых зависело все! Вылеты британской авиаразведки были безрезультатны. Операция была на грани провала. Лондон срочно запросил русских о помощи. Штаб Северного флота послал на разведку капитана Елькина.

…Нижняя кромка облачности — 200–300 м; для сохранения ориентировки летел на бреющем между горами. Через 2 ч. 45 мин. разведчик вышел на цель. Фьорд закрыт мощным зарядом дождя со снегом. Елькин снизился до 50 м, прошел прямо над мачтами кораблей, но определить, кто где стоит, не удалось. Он продолжал ходить кругами над базой. Немцы не стреляли, не зная, кто носится в снежной каше над их головами. И так — 25 минут, пока видимость не улучшилась! На него обрушили огонь из всех стволов, но он трижды на бреющем прошел над фьордом, засняв все необходимое. На снимках видна каждая пушка, бившая по нему почти в упор. Ни один из стоявших на аэродроме прикрытия «мессеров» не рискнул взлететь в такую погоду. Пробыв в воздухе 6 часов, Елькин совершил практически невозможное: «Англичане были до крайности удивлены снимками и откровенно признались, что летать в такую погоду у них желающих нет. На разведку они не летают ниже 6000 м».

Вольф Мазур
Фото из архива автора

Две различные точки зрения

Любопытно отметить одну деталь, являвшуюся в те годы причиной определённых трений между советским командованием и их британскими коллегами. Согласно инструкции, изданной адмиралтейством Её Величества, и распространявшейся на все военные корабли, а не только те, что входили в арктические морские конвои, с транспортов, повреждённых или потерявших в боевых условиях управление, экипажи переходили на другие суда, а сами они добивались торпедами и отправлялись на дно.

Это делалось, потому что жизнь моряков ставилась несравненно выше материальных ценностей, а всякая попытка спасти гибнущий корабль подвергала их смертельному риску. Даже с практической стороны, англичане считали, что подготовить первоклассный экипаж, гораздо сложнее, чем построить судно. Такой подход был абсолютно не понятен советской стороне, и нередко давал повод обвинить союзников в стремлении доставить в порт назначения как можно меньше грузов.

Гренландия после Эрика Рыжего

Со временем скандинавские поселения пришли к упадку. В 1261 году викинги потеряли независимость, присягнув королю Норвегии и согласившись платить налоги монарху. В обмен на это Норвегия поставляла на территорию Гренландии необходимые товары. В 1380 году Норвегия вступила в личную унию с Данией, заложив фундамент для претензий датчан на остров через несколько столетий.

По целостности цивилизации викингов сильно ударили изменения климата, произошедшие в 14 веке. Из-за похолодания пострадало сельское хозяйство, население вымирало от голода. Также примерно половина местных жителей погибла из-за вспыхнувшей в 1300-ых эпидемии чумы. А пираты терроризировали местное население атаками на корабли гренландцев. Помимо разбойников, исландцы сильно страдали от стычек с инуитами — представителями этнической группы коренных народов Северной Америки. Вскоре потомки первых поселенцев оставили западные земли Гренландии. Последние письменные свидетельства о «коренных» гренландцах датируются 1408-м годом. К началу 15 столетия скандинавские населения, чьи предки пришли на остров во времена Эрика Рыжего, фактически исчезли.

Падение цивилизации исландцев в 16 столетии привело к тому, что на территории Гренландии восторжествовала власть Дании. После того, как датский монарх объявил себя сувереном Гренландии, в изображение герба Дании вошёл белый медведь, символизирующий власть на северных землях. Однако как следует исследовать Гренландию было не так просто. Долгое время экспедиции датчан проваливались из-за ухудшившегося за последние столетия климата Гренландии. Некоторые путники даже принимали Гренландию за Фрисландию — мифическую северную землю. Но с 1605 года Гренландию стали активно изучать, в 17 веке датчане добрались до территорий Гренландии. А в 1652—1654 годах по инициативе короля Дании Фредерика III были снаряжены три экспедиции в Гренландию, позволившие углубиться в изучение культуры исландцев, живших ранее на северных землях.

В 17−18 веках в Гренландии развивался китобойный промысел, представители различных европейских держав посещали северные воды с целью налаживания торговли. После окончания наполеоновских войн Дания, потерявшая Норвегию, сохранила влияние над Гренландией. Власть на крупнейшем острове укреплялась, территории продолжали изучаться. Во второй половине 19 столетия ранее пустовавшая северная часть Гренландии была заселена людьми. Интересно, что датский король либерально вёл себя по отношению к местному населению. Развивались местные средства массовой информации — в 1861 году вышла первая газета на гренландском языке. Также законы Дании имели влияние только на датских жителей острова. С 1860-ых годов на территории острова начали организовываться демократические выборы

Однако большая часть политических решений всё равно принималась в Копенгагене, где гренландцы не играли важной политической роли. К началу 20 века Дания начала увеличивать инвестиции в развитие рыбной промышленности.

Долгое время — с 1860-ых и после Второй мировой войны — США пытались купить у Дании Гренландию, однако эти попытки не увенчались успехом. С 1970-ых в Гренландии начали распространяться идеи об обретении независимости. Широкую автономию Гренландия получила в 2008—2009 гг., но остров до сих пор подчиняется Дании.

Я еврей, и что ты мне сделаешь?!

Приход нацистов к власти в Германии и все более явные планы Гитлера по захвату Европы не могли не беспокоить датчан, в том числе и самого Фрейхена, который испытывал к НСДАП стойкую идеологическую неприязнь. Когда в 1939 году власти Дании подписали с Германией договор о ненападении, многие выдохнули спокойно, но только не он.

9 апреля 1940 года, в нарушение мирного договора, войска Вермахта начали Датско-Норвежскую операцию, и уже через час после ее начала король Дании отдал приказ сложить оружие. Страна перешла под немецкий контроль.

В первые годы «мягкой» оккупации Движение Сопротивления не пользовалось большой популярностью. Антифашисты занимались агитацией и антинацистской пропагандой, собирали разведданные для союзников и изредка проводили локальные диверсии на немецких военных объектах. Фрейхен с первых дней занял активную роль в движении и занимался укрывательством беженцев, разведкой и саботажем. Он был довольно влиятельной фигурой в стране и не считал нужным скрывать свои взгляды. Когда кто-то в его присутствии начинал вещать о величии Рейха и разумности его политики (например, в отношении сохранения чистоты арийской расы), Фрейхен не мог удержаться и говорил прямо в глаза собеседнику со всей высоты своего двухметрового роста: «Ну, я еврей, и что ты мне сделаешь!».

Летом 1943 года правительство Дании разогнали, и власть полностью перешла в руки оккупационной администрации. В страну ввели полицейские части и подразделения гестапо. Осенью был издан указ о введении смертной казни для всех участников сопротивления и сочувствующих им. Одним из первых кандидатов на эту роль оказался Петер Фрейхен — он был арестован и быстро приговорен к расстрелу. Но нацисты забыли, что этому парню удалось выбраться из ледяной пещеры при помощи зубила из собственных фекалий — он был им не по зубам. С помощью верных друзей ему удалось бежать из застенков гестапо — сначала в Швецию, а затем в Нью-Йорк.

Последние удары

Задумка с маленькими подлодками была удачной, но сработать могла лишь раз: немцы усилили бдительность и второй раз подложить неприятелю взрывчатку англичане не рассчитывали. Зато авиация союзников уже захватила господство в воздухе, и в 1944 году, когда «Тирпиц» отремонтировали, линкор стали без всяких военных хитростей бомбить.

Тонуть корабль не хотел: британские бомбы по-прежнему не пробивали бронепалубу. Самолеты «Фэйри Барракуда», поднявшиеся весной 1944 года бомбить «Тирпиц» в рамках операции «Вольфрам», обрушили на него град бронебойных, осколочных, фугасных, даже глубинных бомб — но все закончилось повреждением надстроек и гибелью 123 членов экипажа. Броня гиганта была неуязвима.

Однако полученные повреждения опять означали три месяца ремонта. Последовавшие за ней операции, отличающиеся только названиями, раз за разом либо сводились к малорезультативной бомбардировке, либо вообще отменялись из-за плохой погоды.

Все изменилось осенью 1944 года. Теперь у Королевских ВВС было не только господство в воздухе: они получили и оружие, способное «убить» линкор. Вступившие в строй тяжелые самолеты «Ланкастер» могли нести страшные бомбы «Толлбой» массой в 5,5 тонны. Против таких гигантов броня «Тирпица» уже не была непреодолимой — по сути, потопление линкора стало вопросом времени.

Уже в сентябре в нос корабля попал «Толлбой», нанеся такие повреждения, что теперь «Тирпиц» едва мог передвигаться.

Бомба «Толлбой». Фото: wikipedia.org

Справедливо полагая, что конец близко, флотское командование решило хоть как-то использовать обреченный линкор, переведя его на мелководье у норвежского города Тромсе, где он мог бы быть полезным в качестве стационарной батареи — все-таки восемь 380-мм орудий были страшной силой.

Чтобы обеспечить лучшую сохранность линкора при налетах, в Тромсе привезли устройства для постановки дымовых завес, но смонтировать и довести систему до рабочего состояния не успели.

12 ноября в городе услышали гул самолетов: приближались «Ланкастеры». Начиналась последняя операция по потоплению гигантского корабля, носившая мирное название «Катехизис».

Линкор был как на ладони: без дымзавесы, с не слишком сильной артиллерией ПВО. Истребители с ближайших аэродромов почему-то линкор не прикрыли. Английские бомбардировщики сбрасывали «Толлбои» с высоты 4200 метров. Уже через несколько минут одна из бомб попала в полубак, другая — в мостик, третья позади одной из труб — у англичан были хорошие бомбовые прицелы. В корпусе появилась дыра в 60 метров.

Еще минута-другая — и на высоту 150 метров поднялся столб огня и дыма. На «Тирпице» взорвался артиллерийский погреб. Уже улетавшие домой английские пилоты успели увидеть, как корабль медленно переворачивается.

Через несколько часов в Англию пришло подтверждение: крупнейшего корабля Гитлера больше нет. Вернее, технически он был: линкор просто перевернулся и лег во фьорде кверху килем. Погибло, по одним данным, 950, по другим — 1200 человек. Спастись смогли 76 моряков.

«Тирпиц» кверху килем. Фото: wikipedia.org

С уничтожением «Тирпица» пропала последняя угроза союзному судоходству в Северной Атлантике — остальные тяжелые корабли Германии были уже или на дне, или в полностью небоеспособном состоянии. Караулившие гиганта линкоры и авианосцы смогли отбыть далеко на восток: на море предстояло добивать Японскую империю.

Через полгода Третий рейх подписал безоговорочную капитуляцию. И последними сдавшимися немцами оказались по иронии судьбы те метеорологи, которых германская эскадра оставила на Шпицбергене — в ходе единственной «настоящей» боевой операции «Тирпица».

Они сдались 3 сентября, на следующий день после капитуляции Японии. Конечно, это не было связано с какой-то особо высокой боеспособностью — просто, чтобы принять капитуляцию у бедных метеорологов, у союзников просто не доходили руки.

Куда деваться, будем драться

План боя был прост: пожертвовать собой.

Лео Грэдуэлл

Понимая, что имеющейся пушкой траулеру линкор не потопить, Грэдуэлл решил нанести вред немцам другим способом. Вот что рассказал об этом Дик Элдсен:

102-мм снаряды были подняты наверх и разложены вокруг орудия. Затем мы связали вместе глубинные бомбы и топливные бочки, установив взрыватели бомб на глубину 15–18 метров. Мы собирались сбрасывать их под нос „Тирпицу“ вместо плавучих мин».

Затем Грэдуэлл хотел направить траулер прямо на линкор и, врезавшись в него, взорвать свой корабль.

Однако на практике проверить этот план не удалось.Тирпиц» так и не пришёл.

Вклад моряков союзных держав в общую победу

За годы войны арктические конвои, фото которых представлены в статье, доставили в нашу страну четыре с половиной миллиона тонн различных военных грузов и продовольствия, что составило около тридцати процентов от размеров всей союзной помощи. Что же касается непосредственно оружия, то его северным путём было доставлено не менее половины от общего количества, предоставленного Советскому Союзу Англией и Америкой. Всего арктическими конвоями было проведено в непосредственной близи от оккупированных немцами берегов 1398 транспортных судна.

В этом году общественность нашей страны, а также США и Великобритании отмечала юбилей первого арктического конвоя. Это была весьма знаменательная дата. Бывшие союзники отмечали его 75-летие. Арктическим конвоям довелось сыграть столь важную роль в ходе разгрома фашистской Германии, что её значение трудно переоценить, и поэтому торжества, организованные по этому случаю в Поморье, приняли надлежащий размах. В них участвовали делегации девяти стран.

Кроме Северодвинска и Архангельска, мероприятия, приуроченные к этому торжеству, проводились также в Мурманске и Санкт-Петербурге, где два года назад появился памятник арктическим конвоям. Ранее, монумент в память об участниках тех героических событий был установлен в Мурманске.

Подводная охота 1: операция Title

Черчилль объявил потопление «Тирпица» главной задачей британского Royal Navy на 1942 г. Прибегали к необычным методам. Так, 28–29.04.1942 г. тяжелые бомбардировщики Lancaster сбросили на линкор «прыгающие бомбы» (Bouncingbomb). Специальный боеприпас для разрушения плотин, раскрученный еще на борту носителя, совершал несколько прыжков по поверхности воды и, погрузившись у дамбы, подрывал ее снизу. Рассчитали, что перепрыгнув через противоторпедные сети, бомбы стукнутся о борт «Тирпица» и взорвутся под ним. Часть бомб сбросили на склон фьорда, под которым стоял на якоре линкор, чтобы, скатившись по нему, они сдетонировали на палубе. Так оно и вышло, однако незначительные повреждения были быстро устранены. Новое указание: «Все силы — на разработку человекоуправляемых торпед по примеру итальянцев». Результатом была двухместная «Колесница» (Chariot) размера обычной штатной торпеды, весом 2 т и с боеголовкой в 300 кг; заряда батареи хватало на 6 часов/24 км.

Управляемая торпеда Chariot

Решили применять «колесницы» парами. Конечно, 600 кг торпекса для сверхзащищенного великана — что укол булавкой, но если знать, куда колоть… Расчет был на «удар Давида в лоб Голиафу», взрыв под турбинами или в рулевой группе, которые невозможно отремонтировать без сухого дока. 30 октября рыболовецкий мотобот норвежца Лейфа Ларсена вышел из Шотландии, взяв на борт 2 «колесницы». Их везли под рыболовецкими сетями, а перед вхождением в зону немецкого контроля укрепили для скрытной буксировки под днищем судна, чтобы за 6 миль от цели пустить своим ходом. 31 октября в 22:00 ч. уже в водах фьорда в условиях сильной качки за кормой раздался громкий скрежет. Осмотр показал, что тросы подвески перетерты и обе торпеды потеряны. Команда ушла пешком в Швецию, затопив судно. Обнаружившие его немцы поняли, что началась охота на «Тирпиц» специальными средствами.

использованная литература

  • Епископ, Патрик (2012). Мишень Тирпиц . HarperPress. ISBN 978-0-00-731924-4.
  • Блэр, Клей (1996). Война подводных лодок Гитлера . 1 Охотники, 1939–1942 гг. Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 978-0-304-35260-9.
  • Брейер, Зигфрид (1989). Линкор «Тирпиц» . Западный Честер: паб Schiffer. ISBN 978-0-88740-184-8.
  • Браун, Дэвид (1977). Тирпиц: плавучая крепость . Аннаполис: издательство военно-морского института. ISBN 978-0-85368-341-4.
  • Браун, JD (2009). Авианосные операции во время Второй мировой войны . Аннаполис: издательство военно-морского института. ISBN 978-1-59114-108-2.
  • Кэмпбелл, Джон (1985). Военно-морское оружие Второй мировой войны . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-87021-459-2.
  • Гарцке, Уильям Х. и Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры: линкоры оси и нейтральные линкоры во Второй мировой войне . Аннаполис: издательство военно-морского института. ISBN 978-0-87021-101-0.
  • Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . I: Основные надводные суда. Аннаполис: издательство военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6.
  • Хафстен, Бьорн (1991). Flyalarm: Luftkrigen над Норвегией, 1939–1945 . Осло: Sem & Stenersen. ISBN 978-82-7046-058-8.
  • Hildebrand, Hans H .; Рёр, Альберт и Стейнмец, Ганс-Отто (1993). Die Deutschen Kriegsschiffe (Том 7) . Ратинген, Германия: Mundus Verlag. ISBN 978-3-8364-9743-5.
  • Кемп, Пол (1998). Энциклопедия боевых действий на море в условиях конфликта 20-го века . Лондон: оружие и доспехи. ISBN 978-1-85409-221-2.
  • Куп, Герхард и Шмольке, Клаус-Петер (1998). Линкоры класса «Бисмарк»: «Бисмарк и Тирпиц», кульминация и финал строительства немецких линкоров . Аннаполис: издательство военно-морского института. ISBN 978-1-55750-049-6.
  • Морган, Хью и Уил, Джон (1998). Немецкие реактивные асы Второй мировой войны . Оксфорд: Osprey Publishing. ISBN 978-1-85532-634-7.
  • Оттосен, Кристиан (1983). Тета Тета: Et Blad Fra Motstandskampens Historie 1940–1945 . Осло: Universitetsforlaget. ISBN 978-82-00-06823-5.
  • Полмар, Норман и Нут, Джурриен (1991). Подводные лодки ВМФ России и СССР, 1718–1990 гг . Аннаполис: издательство военно-морского института. ISBN 978-0-87021-570-4.
  • Прагер, Ханс Георг (2002). Panzerschiff Deutschland, Schwerer Kreuzer Lützow: ein Schiffs-Schicksal vor den Hintergründen seiner Zeit (на немецком языке). Гамбург: Келер. ISBN 978-3-7822-0798-0.
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море, 1939–1945: военно-морская история Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института США. ISBN 978-1-59114-119-8.
  • Шук, Вальтер (2009). Luftwaffe Eagle — от Me 109 до Me 262 . Оттрингем: Публикации Хикоки. ISBN 978-1-902109-06-0.
  • Sieche, Эрвин (1987). «Германия 1922–1946». В Стертоне, Ян (ред.). Все мировые линкоры Конвея: с 1906 года по настоящее время . Лондон: Conway Maritime Press. С. 28–49. ISBN 978-0-85177-448-0.
  • Sweetman, Джон (2004). Тирпиц: Охота на зверя . Глостершир: Sutton Publishing Limited. ISBN 978-0-7509-3755-9.
  • Ван дер Ват, Дэн (1988). Атлантическая кампания . Эдинбург: Бирлинн. ISBN 978-1-84158-124-8.
  • Уильямсон, Гордон (2003). Немецкие линкоры 1939–45 . Оксфорд: Osprey Publishing. ISBN 978-1-84176-498-6.
  • Зеттерлинг, Никлас и Тамеландер, Майкл (2009). Тирпиц: жизнь и смерть последнего супер-линкора Германии . Хавертаун: Каземат. ISBN 978-1-935149-18-7.

Эрик Рыжий — легендарный мореплаватель

Первыми европейцами, которые обнаружили новую землю, была группа норманнов-викингов под предводительством Гунбьёрна в 877 году, когда их корабль был отброшен ураганом далеко на Запад от Исландии. Его именем названа самая высокая гора в Арктике. Её высота составляет 3,7 тыс. метров.

Первыми поселенцами на острове стали спустя столетие исландцы, которых привёл в эту холодную страну Эрик по прозвищу Рауди — Рыжий. Эрик родился около 950 года в юго-западной Норвегии, принадлежал к знатному роду. Его отец Турвальд, совершив убийство, вынужден был со всей семьёй переселиться в Исландию. По стопам отца пошёл и сам Эрик. Повздорив с исландскими поселенцами, он убил двоих. Ему пришлось перебраться в другой район страны, но и там он не поладил с соседями. Кончилось тем, что в 981 году на общеисландском собрании Эрика Турвальдсона приговорили к изгнанию из страны «за беспокойный характер».


Эйрик Турвальдсон. (wikipedia.org)

Эрик снарядил корабль и отправился на Запад искать убежища в другой земле, о которой он слышал от исландских мореходов. Вместе со своими спутниками он в течение трёх лет обследовал её побережье. От обилия белых медведей, северных оленей, песцов, моржей и всевозможной рыбы исландцы пришли в восторг. Эрик назвал это место Гренландией — «зелёной страной», несмотря на то, что большая её часть находилась во льдах. Он сознательно дал название, приукрашивающее действительность, чтобы привлечь переселенцев. Этот факт письменно зафиксирован в исландских хрониках.

В начале 11 столетия на гренландские земли проникло христианство. Потомки Эрика Рыжего, если верить сагам, посетили Норвегию и попали под влияние короля Олафа I, после чего они отправились домой, где распространяли новую религию. Вскоре на острове построили первую христианскую церковь, расположившуюся в Братталиде — поместье Эрика Рыжего. Уже в первой половине 12 столетия в Гренландии основали епископство, подчинявшееся норвежскому архиепископу.

Дело Эрика Рыжего развивал его сын по имени Лейф. Он продолжил исследовать различные земли. Лейф двинулся на Запад, благодаря чему смог открыть Винланд — современные территории Канады. Историки убеждены, что именно сын Эрика Рыжего крестил местное население, принеся христианство в Гренландию.

Финал охоты

В сентябре 1943 года немецкая эскадра во главе с «Тирпицем» двинулась на Шпицберген. Эту операцию можно назвать немного странной, так как немцы обстреляли остров, высадили десант и покинули остров, не пытаясь на нем закрепиться. Когда линкор вернулся на базу, его атаковали английские мини-подлодки, которые сбросили под него четыре мины и значительно повредили. Вновь «Тирпиц» оказался в ремонте.

Весной 1944 года корабль был готов к боевым действиям, что стало известно английской разведке. Была предпринята новая попытка бомбить его палубными торпедоносцами. Корабль не пострадал, но было убито 122 немецких моряка. Тем не менее англичане продолжали попытки уничтожить «Тирпиц»: одни из них проваливались из-за непогоды, другие были остановлены усиленной ПВО.

В сентябре 1944 года с советского аэродрома Ягодник под Архангельском, вылетела большая группа английских самолетов, которые атаковали линкор. Атака была удачной, линкор потерял мореходность и мог выполнять функции только береговой обороны.

12 ноября 1944 года – последний для линкора день. Английские летчики на самолетах Avro Lancaster сбросили Tallboy – особые бомбы для разрушения подземных укреплений. В корабль попало три бомбы. В пороховом погребе башни «С» возник пожар, вызвавший следом взрыв. Башня оторвалась, корабль перевернулся и затонул. Погибло 900 немецких матросов.

Гордость фюрера

У колыбели самого большого немецкого корабля всех времен стояла большая ложь. Названный в честь гросс-адмирала фон Тирпица, он официально имел водоизмещение 35000 тонн. Лишь после войны все узнали: это были 53500 тонн! Тем самым «Тирпиц» превосходил все английские корабли и был на 1000 тонн тяжелее своего близнеца «Бисмарка». Оба они должны были своей невероятной огневой мощью громить конвои союзников в Атлантике. В мае 1941 г. британцы с трудом потопили «Бисмарк». Это была победа, когда одного била целая толпа — 47 кораблей и 6 подводных лодок! Они всадили в линкор 8 торпед и 2876 тяжелых снарядов, прежде чем он затонул.

Спуск «Тирпица» на воду

«Тирпиц» был гордостью рейха. 12 паросиловых двигателей Wagner на нефтяном топливе и 3 турбины Brown Boveri & Cie мощностью 163026 л. с. вращали 3 трехлопастных винта диаметром 4,7 м, разгонявших корабль длиной 254 м до 31 узла (57 км/ч); дальность плавания составляла 8900 миль (16400 км). Его защищала самая лучшая в мире броня сорта wotan-hart/weich толщиной 360 мм (орудия/боевая рубка), 320 мм (броневой пояс), 120 мм (палуба). Живучесть линкора была рассчитана на попадание 15–20 торпед. Его вооружение составляли 8 орудий калибра 381 мм, 12 — калибра 152 мм, 16 — калибра 105 мм; 16 скорострельных 37-мм пушек, 58 четверных 20-мм зенитных пулеметов; 2 четверных 533-мм торпедных аппарата; 6 самолетов Arado. Всем этим хозяйством управлял экипаж из 108 офицеров и 2500 матросов, усвоивший формулу победы «Первым увидеть, первым выстрелить, первым попасть в цель!»

Беспокойный датчанин

Но и славы издателя популярного журнала Фрейхену тоже оказалось мало, и он начал осваивать новое поле работы. Стремительно набирающий популярность кинематограф испытывал дефицит остросюжетных сценариев — романтичные истории и «комедии положений» уже успели наскучить публике, а до освежающей волны гангстерских боевиков было еще далеко. Тогда Фрейхен начал работать над киносценариями, первым из которых стал фильм «Эскимос», снятый по его одноименной книге.

В 1932-33 годах Фрейхен нанялся в Metro Goldwyn Mayer и организовал им съемки на Аляске. Он одновременно выступил сценаристом, переводчиком и кастинг-менеджером, а также сыграл в «Эскимосе» роль главного злодея — капитана промыслового судна, который вторгается в размеренную и счастливую жизнь молодой эскимосской семьи. Все диалоги в фильме были озвучены на эскимосском языке с английскими субтитрами, а главные роли сыграли местные аборигены, продемонстрировавшие в фильме традиционные способы охоты, рыбной ловли и древние обычаи инуитов.

В начале 1930-х тематика арктических приключений была на пике моды. «Эскимос» получил «Оскара» за лучший монтаж и собрал внушительную кассу в США и Канаде. Первый успех подтолкнул Фрейхена к созданию собственной кинокомпании, которая консультировала разные студии по поводу арктических путешествий и периодически продавала им готовые сценарии приключенческих фильмов.

Фрейхен с головой погружается в общественную жизнь — он возглавляет Федерацию бокса Дании, регулярно устраивает светские вечера и окружает себя многочисленной толпой поклонников и поклонниц. В 1938 году он основывает «Датский клуб путешественников», где в глубоких креслах вокруг камина заседают суровые мужчины с сигарами и травят байки о своих приключениях. Процедура принятия новых членов была очень простой — претендента подводили к Фрейхену, сурово восседающему во главе стола и вопрошали его: «Великий Петер, ты принимаешь этого человека в наш клуб?». Если в ответ раздавался одобрительный стук деревянного протеза о пол — значит, можно начинать праздновать.

В рамках этого клуба Фрейхен организовал несколько путешествий в Норвегию, Швецию и даже Южную Африку, где члены клуба охотились на слонов и знакомились с бытом местных племен.

Он дважды побывал в Советском Союзе — в 1928 и 1937 годах, где сдружился со знаменитым советским полярником Отто Шмидтом и принял участие в двух его арктических экспедициях.

Активная жизненная позиция, авторитет среди датчан и харизматичная манера общения позволили Фрейхену завоевать доверие членов датской королевской семьи, высокопоставленных политиков и бизнесменов — впереди его ждала насыщенная и безбедная жизнь. Если бы не одно «но».

Удача, отвернувшаяся от нацистов

Однако, к тому времени в ходе войны наступил явный перелом. Большинство надводных немецких кораблей были переброшены в другие районы, и за период 1943-1945 год против союзнических конвоев действовали почти исключительно субмарины. Их число уменьшалось ввиду боевых потерь, а промышленность Германии к тому времени была уже неспособна их восполнять.

В конце декабря 1943 года немецкий флот лишился одного из своих лучших военных кораблей – крейсера «Шарнхорст», потопленного британцами при попытке атаковать арктический конвой, носивший название YP-55. Столь же печальную участь разделил и флагман военно-морских сил Германии – линкор «Тирпиц». Так и не вступив в бой, он был уничтожен британской авиацией прямо у причала.

Операции в Балтийском и Северном море

Общественное достояние Немецкий линкор Tirpitz в гавани Кофьорда, Норвегия, 12 июля 1944 года.

Германия развернула « Тирпиц» в конце 1941 года как флагман своего Балтийского флота, где он использовался для предотвращения прорыва Балтийского флота Советского Союза, дислоцированного в Ленинграде. Он не видел никаких действий в этой операции, его присутствия было достаточно, чтобы успешно сдерживать советский флот.

В январе 1942 года « Тирпиц» был отправлен в Норвегию как средство переброски британской морской мощи в Северное море, а не в другие районы театра военных действий.

« Тирпиц» представлял собой устрашающую угрозу, которая тяжело давила на планировщиков британского флота, действовавшего как «существующий флот». Одно только его присутствие в Северном море, даже когда оно стояло на якоре в Кофьорде в Норвегии, требовало от британского флота выделения значительных военно-морских ресурсов для защиты от любых действий, которые мог бы спланировать немецкий флот.

Но эти силы, в конце концов, оказались эффективными в сдерживании любой крупной операции с участием Тирпица . Немецкое военно-морское командование не решалось использовать свой ценный линкор в любой операции, где он мог быть серьезно поврежден, и поэтому, хотя « Тирпиц» мог вытаскивать британские ресурсы из других районов, он мало что мог сделать сам, делая ужасающую мощь линкора хуже, чем бесполезный. По мере того как война продолжалась, для немецкой армии было бы гораздо полезнее 900 дополнительных танков.

Единственное крупное наступление с участием « Тирпица» произошло 8 сентября 1943 года, когда его боевая группа обстреляла союзные войска на острове Шпицберген. Это будет единственный раз, когда « Тирпиц» будет стрелять из основных орудий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: