Билеты на концерты

Русский театр конца xix — начала xx веков | art24

Народные театры

В это время продолжают действовать народные театры. Это Передвижной театр П. П. Гайдебурова. Вплоть до 1917 г. он
пропагандирует реалистическую драматургию среди самых широких слоев населения. В 1910 г. в Российском театральном
обществе организуется «Секция содействия устройству деревенских и фабричных театров при Московском обществе народных
университетов». При этой секции создается свой народный театр. А председателем секции и одновременно режиссером и
художником этого театра становится В. Д. Поленов.

После разорения С. И. Мамонтова Поленов отошел от его бывшей оперы
и сейчас возглавил рабоче-крестьянские самодеятельные театры. На протяжении 1911—1917 гг. мастер оформил в народном
театре множество спектаклей, опираясь на передвижнические принципы. Поленов создавал для народных театров простые и
недорогие типовые декорации. Его эскизы отличала задушевная поленовская образность, отличавшая автора «Московского
дворика». Вернемся вновь к МХАТу.

МХАТ, обращаясь к модной драматургии символистов, не забывал и о классике:

  • «Месяц в деревне» И. С. Тургенева (худ. Добужинский),
  • «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского (худ. Кустодиев),
  • «Мнимый больной» Ж. Б. Мольера,
  • «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони (Станиславский и Бенуа сошлись на критике «условного театра»),
  • «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского (худ. Добужинский) и т. д.

Для оформления этих спектаклей Станиславский пригласил
Добужинского, Рериха, Бенуа, Кустодиева. Он надеялся поднять живописную культуру спектаклей МХАТа и достичь яркой
образности оформления. Художники «Мира искусства» действительно создали ряд выдающихся произведений своего
творчества, но порой они вступали в столкновение с принципами Станиславского. Возникали разногласия и споры, иногда
кончавшиеся разрывом. Деятельность МХАТа в предреволюционное десятилетие характеризуется известными противоречиями,
но демократическая и реалистическая линия осталась определяющей и ведущей. Достаточно сказать, что именно в это
время сформировалась система Станиславского, на которой зиждется реалистический театр.

Слайд 25Темы презентаций Поиск новых форм общения с аудиторией в театре

ХХ в. Реформаторы русской театральной сцены. Реформа режиссёрского искусства. Поиски

законов сценического действия. Особенности выстраивания сценического действия. Основные типы актёрской игры в системе К. С. Станиславского. Чувство правды и вера в происходящее на сцене (на материале постановок в МХТ). Развитие традиций режиссёрского театра на современной сцене. Литературное наследие К. С. Станиславского (на материале книги «Моя жизнь в искусстве». Заочная экскурсия в музей истории МХАТ. «Эпический театр» Б. Брехта и его задачи. Особенности игры актёра в «эпическом театре» Б. Брехта. 3онги и их художественная роль в театральных постановках. Особенности композиционного решения драматургии Б. Брехта. Б . Брехт и М. Горький: опыт сравнительного анализа. Тема войны и мира в творчестве Б. Брехта .

Поиск новых творческих новаций в обеих столицах

К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко основали Московский Художественный общедоступный театр (1898). В состав театральной труппы входили известные на то время актеры: А.Д. Дикий В.И. Качалов, Л.М. Леонидов, И.М. Москвин, М.П. Лилина, А.Л. Вишневский, С.В. Гиацинтова, О.Л. Книппер-Чехова, и другие. На сцене чаще всего играли пьесы А. Чехова и М. Горького.

В поисках творческих новаций находился театр. К. С. Станиславский – основатель психологической актёрской школы – будущее театра видел в углублённом психологическом реализме, искусстве актёрского перевоплощения.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Замечание 1

Театр был открыт для всех слоев общества, и поэтому был восторженно воспринят демократической общественностью. И наоборот – консервативные круги в штыки восприняли подобный «либерализм».

В столице возник театра В.Ф. Комиссаржевской, в котором также игрались постановки Чехова и Горького, но и Ибсена, Блока, Метерлинка

Этот театр тоже носил «либеральный характер», ориентированный на демократическую общественность, с целью обратить внимание на недостатки действительности

Через несколько лет В. Комиссаржевская распустила труппу и хотела превратить театр на школу-студию. Ее планы не реализовались: в 1910 г., на гастролях в Ташкенте, она умерла от черной оспы.

Александр Таиров (1885-1950) с группой молодых актеров создал в 1914 г. в Москве Камерный театр, который, в отличие от реалистичных постановок других театров, был «театром эмоционально насыщенных форм». Репертуар составляли романтические и трагические пьесы, героев которых переполняли сильные чувства и эмоции.

Почти в это же время в Москве возникает театр, который основал Е.Б. Вахтангов (ученик К.С. Станиславского) – 1-я студия МХТ. Здесь играли К. Гоции, М. Метерлинка.

Е. Б. Вахтангов предпочитал выразительные, зрелищные, радостные спектакли. Всё отчётливее проявлялась тенденция к соединению различных видов творческой деятельности.

Музыкальный театр расцвел в двух самых известных театрах: Мариинском в Петербурге и Большим в Москве. Последний возглавляли С.В. Рахманинов и Э. Ф. Направник. Стала популярна частная опера С.И. Зимина и С.И. Мамонтова. В. Э. Мейерхольд экспериментировал в области театральной условности, обобщённости, в использовании элементов народного балагана и театра масок.

Всемирное признание русский театр получил благодаря «Русским сезонам» С.П. Дягилева, который со своей труппой известных певцов и балерин (Шаляпин, Павлова, Собинов, Кшесинская и т.д.) гастролировал по Европе.

«Мир искусства» объединил в своих рядах не только художников, но и поэтов, философов, музыкантов. В 1908–1913 гг. С. П. Дягилев организовал в Париже, Лондоне, Риме и других европейских столицах Русские сезоны, представив восхищённой публике балетные и оперные спектакли, театральную живопись, музыку и др.

Труппа электротеатра

Драматический театр им. Станиславского собрал под своей крышей более 60 талантливых актёров, среди которых такие, как Юлия Абдель Фатах, Валерий Афанасьев, Олег Бажанов, Инна Головина, Борис Дергачев, Алиса Дмитриева, Владимир Долматовский, Владимир Коренев, Анастасия Ксенофонтова, Маргарита Мовсесян, Виктория Толстоганова, Нина Фирсова, Дмитрий Чеботарев и другие.

МОСКОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. К. С. СТАНИСЛАВСКОГО

День рождения драматического театра Станиславского приходится на март 1935 года. Тогда это являлось оперно-драматической студией, в которой гениальный актер воплощал в жизнь свой взгляд на системы театрального творчества.

Затем в театре совместно с учителем Станиславским появляются и его ученики, такие как М. Лилина, О. Андровская, Л. Леонидова, В. Орлова, М. Кнебель, М. Кедрова.Первая премьера: «Три сестры», по мотивам произведения А. П. Чехова, режиссера М. Н. Кедрова, состоялась уже после смерти самого основоположника театра. И в 2008 году художественным руководителем театра становится Народный артист РФ А. В. Галибин.

В военные годы драматический театр Станиславского продолжал дарить радость людям своими постановками. 1942 год – «Хозяйка гостиницы», по мотивам произведения К. Гольдони и Л. Славина: «Цветущее дерево»; В. Сологуб: «Беда от нежного сердца» и другие. Игрались пьесы при портативном оформлении в тяжелых военных условиях. А с конца 1942 года были возобновлены репетиции основного репертуара, прерванные войной. Апрель 1943 года ознаменовался показом новой комедии «День чудесных обманов» Р. Шердина, и данная постановка выдержала более тысячи представлений.Какое-то время с драматическим театром Станиславского сотрудничал актер и рок-музыкант П. Н. Мамонов. С его участием ставились представления: «Лысый брюнет», «Есть ли жизнь на Марсе?» , «Полковнику никто не пишет» и другие.

2013 год принес театру двойной праздник. В этом году празднуется юбилейная дата со дня рождения К. С. Станиславского – 150 лет, а театру, носящему его имя, – 65 лет. И свой 65-й сезон театр открывает комедией «Мужской род, единственное число».

Все по-новому

Само здание театра, построенное в 70-е годы 19 века, было основательно переделано под клуб с отдельными комнатами. В 1916 году здание дает приют кинотеатру «Арс». Затем, в 1921 году, здесь появляется детский Московский театр Н.И.Саца, с 1936 года существует ТЮЗ, с 1948 года и до сей поры – Московский драматический театр имени К.С.Станиславского. Руководителем театра в 196 году становится Демичев Феликс — заслуженный работник культуры РФ.

Этот год принес значительные изменения в стиле театра, начиная от сайта и заканчивая билетами и афишами. Все выглядит по-иному. Сотрудники театра, таким образом, стараются привлечь новую молодую аудиторию. Также театр обновился и новым актерским составом — были набраны молодые таланты из различных училищ страны.

Актерский состав

На сегодняшний день в труппу театра вошли:

Коренев В.- народный артист России.- Заслуженные артисты РФ Лушина Л. Константинова А. Павленкова Н. Гейхман М. Гезе — Станицына О. Пантелеев А. Зверинцев Л. Дуванов Ю. Кутаков А.- Артисты: Богданов К., Горин Л., Самарин Е., Кинах В., Рядинский С., Трифилов Н., Майст Т., Коренева И., Ухарова Т., Рахимова Д., Розанова Л., Гринева И., Морозова Е., Лапшина О., Ремизов М., Райкина П., Халилуллина Л., Савицкова И.

В репертуар театра входит, как отечественная, так и зарубежная драматургия: А. Кампанелле, Брикер, Ласег, Гоголь, Булгаков, Шекспир, Мольер, Скриб, Островский. Конечно, включены в репертуар и спектакли для малышей: «Царевна-лягушка», «Куба-любовь моя», «Английская рулетка» и многие другие.

Театр Станиславского – это настоящие сценические открытия и вдохновенные искания его режиссерского состава. Для духовных москвичей в свое время стали событием «Первый вариант», «Антигона», «Сирано де Бержерак». Театр посетил Австралию, Германию, Польшу, Израиль… Театральная афиша постоянно обновляется, при этом сохраняя свои лучшие спектакли. Театр смело идет на эксперименты, которые постоянно оправдывают себя и радуют публику и создателей.

Московский драматический театр им. К. С. Станиславского: эксперименты в искусстве для наслаждения зрителей.

Слайд 241 . Познакомьтесь с принципами, определившими задачи МосковскогоХудожественного театра, с

формулированными К. С. Станиславскими В. И. Немировичем-Данченко во время их

исторической встречив «Славянском базаре»:- нет маленьких ролей , есть маленькие артисты ;- сегодня — Гамлет, завтра — статист , но в качестве статиста он должен быть артистом;- поэт, артист, художник, портной, рабочий — служат одной цели, поставленной поэтом в основу пьесы;- театр начинается с вешалки;- всякое нарушение творческой жизни театра — преступление; — опоздания, лень, каприз, истерия, дурной характер, незнание роли, необходимость дважды повторять одно и то же – одинаково вредны для дела, и их необходимо искоренять.Как вы могли бы их прокомментировать? Какие элементы системыСтаниславского вы используете в собственной жизни? В каких случаях?2. Почему именно в ХХ в . возникла острая необходимость стиранияграней между актёром и зрителем? Какие виды искусства повлиялина развитие театра ХХ в.?3. Прочитайте одну из пьес Б. Брехта и сделайте на неё рецензию.Подготовьте его творческий портрет как драматурга и режиссёра. Посмотрите одну из его театральных постановок. Каковы ваши зрительские впечатления?

Творческая мастерская

«Традиционный театр»

В 1908 г. В. А. Теляковский (В. A. Теляковский — директор конторы императорских театров (1901—1917; он стремился
обновить работу, привлечь лучшие силы, обогатить театры опытом современного искусства) привлек Мейерхольда в
императорские театры после его ухода из театра Комиссаржевской. В это время Мейерхольд активно сотрудничает с
художником А. Я. Головиным. Теперь Мейерхольд выдвинул принципы «традиционного театра» — новой разновидности
«условного театра». Он критиковал Старинный театр Н. Н. Евреинова, но вместе с тем стремился обогатить современный
театр забытыми приемами и формами театральных представлений ушедших веков, противопоставляя их театральному
натурализму современности.

«Традиционный театр» режиссер принимает как театр «чистой театральности», где зрителю не
стараются внушить иллюзию правдоподобия. Зритель должен все время помнить, что он в театре. Такой зритель со стороны
активно оценивает происходящее с современных позиций. Вместе с тем такого «постороннего», но оценивающего зрителя
Мейерхольд стремился максимально приблизить к сцене. Для этого использовалось «обнажение приема» — перемены
декораций и одевание актеров на глазах у зрителей, вмешательство в действие «прислужников сцены», а также
уничтожение рампы, отсутствие занавеса, свет в зале, порой игра в зале, выдвижение действия на просцениум и т. д.

В своих режиссерских замыслах Мейерхольд большое место отводил оформлению театра. Примером удачной совместной работы
режиссера Мейерхольда и художника Головина может быть спектакль «Дон-Жуан» Мольера» в Александринском театре (1910).
Постановка была задумана как домашний спектакль во дворце Людовика XIV. Пьеса игралась без занавеса и без рампы. Зал
во время действия был освещен электрическим светом, а на сцене горели свечи. Перемены декораций происходили на
глазах у зрителей. В действие вмешивались арапчата — прислужники сцены, которые приносили и уносили мебель, подавали
актерам вещи и т. п. Поставленный ими в 1917 г. «Маскарад» Лермонтова продержался на сцене Александринского театра
вплоть до 1939 г. Этот спектакль стал связующим звеном между дореволюционным и советским театром. Найденные принципы
оформления Мейерхольд и Головин попытались небезуспешно перенести и в музыкальный театр (опера «Орфей» Глюка, 1911,
балет «Арагонская охота» Глинки, 1916, опера «Каменный гость» Даргомыжского, 1917 в Мариинском театре и др.).
Ошибкой Мейерхольда было то, что принципы «Условного» («Традиционного театра») он пытался сделать
универсальными.

Упадок театра

В советские годы ведущим актёром труппы МХАТа был Василий Качалов, тот самый, собаке которого посвятил стихотворение Сергей Есенин. Правда, случилось так, что в 1919 году часть труппы во главе с актёром отправилась на гастроли по провинциальным городам, но из-за Гражданской войны смогла вернуться лишь в 1922. В этом же году начались триумфальные гастроли МХАТа по Европе и США. Некоторые актёры не захотели возвращаться в страну и остались в Америке. А Станиславский был разочарован, осознав, что больше не может найти подходящих для драмы людей. И в 1932 году в своём письме Немировичу-Данченко он заявил, что их театр больше не может называться Художественным, так как потерял свою идейную сторону.

История основания МХТ Чехова

Театр имени Антона Павловича Чехова был создан в 1897 году – это произошло благодаря расформированию МХАТ СССР на две части. МХТ имени Чехова – один из старейших драматических театров в Москве, у него богатая история. Его директорами и художественными руководителями были такие деятели культуры, как Олег Ефремов, Олег Табаков. Сейчас во главе учреждения стоит С. В. Женович.

При О. Ефремове труппа изменила прежнее название «МХАТ имени Горького» на новое, а здание театра было добавлено в перечень объектов культурного наследия России. Олег Табаков, скончавшийся в 2018 году, обновил актерский состав и составил новый репертуар из шедевров классики, таких как «Гамлет», «Вишневый сад», «Король Лир», «Женитьба», «Тартюф» и др. При нем была открыта сцена для экспериментального искусства, проведена масштабная реконструкция здания, в результате которой МХТ имени Чехова стал одним из самых продвинутых театров в мире по техническому оснащению.

Интересно, что в 2004 году театр отказался от слова «академический» в своем названии. Его деятельность трудно переоценить: здесь играют выдающиеся заслуженные и народные артисты России, а спектакли ставят ведущие режиссеры.

Идея театра-балагана

В это время помимо принципов «традиционного» театра он выдвинул идею театра-балагана, маски, марионетки, основанного
на гротеске как главном методе отображения жизни. Гротесковый театр-балаган он противопоставлял натуралистическому и
«аналитическому» (психологическому) театру.

Гротесковая стилизация должна обобщенно выражать существенные контрасты
и противоречия жизни. Эти опыты под псевдонимом «доктор Дапертутто» он ставил в 1910—1911 гг. в небольшом камерном
театрике «Дом интермедий». В постановке одноактных пьес Метерлинка, Шницлера, Кузьмина. Ему помогали художники
Сапунов, Судейкин и др. («Шарф Коломбины» А. Шницлера и др.). В постановках, где люди уподоблялись куклам, образная
метафора «жизнь — театр» приобретала в конечном счете мистический смысл. Не смотря на стремление театра уйти от
отражения жизни, нередко в постановках мелькали обывательские рожи.

Использование Мейерхольдом опыта площадных театров, комедии дель арте,
балагана, цирка, его поиски новых форм актерского искусства в студии на Бородинской
(1913), где актеры изучали сценическое движение, пантомиму, рассматривавшиеся здесь в качестве основы театрального
искусства, — все это найдет свое продолжение в театре конструктивизма после Октябрьской социалистической революции.
В 1913 г. возникает театр футуристов — бунтарей против буржуазной действительности. Здесь была поставлена трагедия
«Владимир Маяковский», оформленная П. Н. Филоновым и И. С. Школьником. Пролог шел на фоне черного квадрата с
беспорядочными красочными пятнами, а остальные картины — на фоне декораций, изображавших город в
экспрессионистско-кубистическом стиле, с хаотическим нагромождением падающих друг на друга зданий.

В 1914 г. в Москве под руководством А. Я. Таирова начинает работать Камерный театр, коллектив которого смело
экспериментировал и тоже увлекался «игрой в театр».

В этом театре развернулась деятельность таких крупных художников, как Н. С. Гончарова, А. В. Лентулов, П. В.
Кузнецов, А. А. Экстер.

Интересными были опыты А. Экстер, воспитанной во Франции на произведениях постимпрессионистов, которая оформляла
театр и его спектакли в стиле кубофутуризма и конструктивизма. Так при постановке «Саломеи» О. Уайльда (1916) сцена
была разделена Экстер по диагонали двумя подставками, между которыми находилась винтообразная лестница. По всем
направлениям спускались и двигались одноцветные полотнища. Костюмы же были выполнены в конструктивистском духе и
напоминали униформы.

Деятельность Каменного театра обогатила конструктивные принципы решения сценического пространства.

В течение двух сезонов (1907/08 и 1911/12) в Петербурге давал свои представления Старинный театр Н. Н. Евреинова и Н.
В. Дризена. Этот театр ставил своей целью возродить на сцене средневековые миракли, пасторали и литургические драмы.
В оформлении его спектаклей принимали участие художники «Мира искусства» Бенуа, Рерих, Добужинский, Билибин,
Лансере, Судейкин и др. Средневековый репертуар преподносили зрителю так, как он ставился в свое время.
Воссоздавался характер сцены и зрительный зал. Переодетые актеры изображали средневековых зрителей, смотрящих
спектакль. Например, пастораль «Робен и Марион» (худ. Добужинский) давалась как представление во время пира в
рыцарском замке, в окружении собравшихся гостей; литургическая драма «Поклонение волхвов» (худ. Рерих) изображалась
как представление на паперти собора в окружении толпы молящихся; «Овечий источник» Лопе де Вега (худ. Рерих)
ставился как спектакль бродячей труппы в окружении простонародных зрителей и т. д. Музейный по своему духу,
Старинный театр не мог найти отклика в широкой аудитории и потому оказался недолговечным.

Эпоха Олега Табакова

На переломе тысячелетий, после трагической для всего театрального мира смерти Ефремова, которая произошла после продолжительной болезни в 2000 г., возглавил взращенный актером коллектив знаменитый и любимый публикой Олег Табаков. Слово «академический» исчезло из названия театра в 2004 г.

  • Сегодняшний МХТ им. Чехова – один из самых почитаемых критиками и любимых зрителями московских театров.
  • Огромную роль в этом новом становлении сыграл именно Олег Павлович Табаков, и это была одна из самых значимых ролей в его жизни.
  • Табакову удалось кардинально обновить и разнообразить репертуар. С успехом пошел целый ряд классических спектаклей. Стали появляться постановки по современной отечественной и зарубежной драматургии.
  • Великий актер, проявивший себя и талантливым руководителем, сплотил коллектив, который по-прежнему оставался несколько разношерстным.

Обновляя репертуар, О. Табаков в значительной степени сделал упор на классическую драматургию. На сцене театра пошел «Король лир» и «Гамлет», «Крейцерова соната» и поставленный А. Шапиро к 100-летию пьесы «Вишневый сад». В «золотой копилке» МХТ появились спектакли по произведениям Брехта, Моэма, Островского, Платонова.

  • К созданию нового репертуара МХТ приложили руку лучшие режиссерские кадры. В постановках участвовали С. Женовач, Ю. Бутусов, М. Брусникина, Е. Писарев, В. Рыжаков, М. Карбаускис.
  • Свою интерпретацию Булгакова предложил К. Серебренников в «Зойкиной квартире». С успехом пошли спектакли А. Шапиро.
  • Известный своими неординарными работами К. Богомолов создал настоящий «вудиальный театр», поставив на сцене МХТ по фильмам Вуди Аллена «350 Сентрал-парк Вест» и «Мужья и жены».

Олег Табаков привлек в труппу многие таланты страны — О. Яковлеву, А. Леонтьева, А. Покровскую, В. Хлевинского, В. Краснова, М. Голуб, С. Сосновского, К. Хабенского, М. Пореченкова, А. Белого, М. Трухина. Их имена на афишах являются гарантией неослабевающего зрительского интереса и неизменных сегодняшних аншлагов.

Вернулся и прежний спрос на билеты, купить которые сегодня для публики становится делом театральной чести! Хорошей традицией МХТ стало проведение различных фестивалей и юбилейных вечеров, и на них билеты расходятся очень быстро!

Новые публикации

Бамбара на русском. В Мали интерес к языку Пушкина огромен 19.03.2024

В Русском доме в столице Мали Бамако прошла презентация учебника русского языка как иностранного (РКИ), адаптированного для западноафриканского языка бамбара (бамана). Новое пособие позволит малийцам осваивать русский язык без французского посредника, что ускорит и облегчит процесс.

Русист из Колумбии: Выпускникам российских вузов проще найти хорошую работу 19.03.2024

«Именно язык Пушкина будет объединять Россию с другими народами планеты», –  пишет в своем эссе «Пушкин – наше всё. И что? Нужен ли русский гений новому поколению?» на XXIV Международный Пушкинский конкурс «Российской газета» русист из Колумбии Дина Максимова.

Знай русский! 10,5 миллиона или миллионов просмотров? 19.03.2024

Как грамотно заявить о количестве просмотров на своей странице в социальной сети? Почему нельзя сказать «четверо подписчиц»? Верно ли написание «десяти миллионный пользователь»? Предлагаем вспомнить основные правила, которые необходимо знать при употреблении числительных.

Альфонсо де Хойос (Испания): Корни русофобии стоит искать там же, где и корни испанофобии 18.03.2024

Испанский общественный деятель Альфонсо де Хойос представил в Мадриде книгу о своём предке – первом герцоге Альмодоваре-дель-Рио, который служил послом в Российской империи при Елизавете Петровне, Петре III и Екатерине Великой. История отношений между нашими странами знала разные периоды как охлаждения, так и дружбы, и ставить точку здесь ещё рано, уверен испанец.

«Русские музыканты не идут, а летят вперёд». 180 лет Н. А. Римскому-Корсакову 18.03.2024

Мы часто говорим о великих музыкантах, коими русская культура очень богата. Но актуальны ли они сейчас в огромном мультикультурном мире или такой музыке нужен «перевод»? Николай Андреевич Римский-Корсаков, 180-я годовщина которого отмечается 18 марта, – случай очень необычный.

Знай наших! Николай Бердяев и его русская идея 18.03.2024

Одного из самых известных в мире русских философов – Николая Бердяева – называют «философом свободы». Сам он писал, что для него свобода – это «дух, творческий акт, личность, общение любви». Его поиск духовной свободы получился непростым: дворянин, революционер, заметная фигура Серебряного века, эмигрант, участник Сопротивления, гражданин СССР.

«Мы научились согревать руки о горячие стреляные гильзы». 100 лет Юрию Бондареву 15.03.2024

«Все мы вышли из бондаревских «Батальонов…»», – сказал когда-то Василь Быков от имени всех писателей-фронтовиков. Бондарев прожил долгую плодотворную жизнь и ушёл совсем недавно, в 2020-м, в возрасте 96 лет. 15 марта мы отмечаем 100-летие писателя.

Студенты из Казахстана в восторге от Всемирного фестиваля молодёжи 15.03.2024

Студенты Казахско-русского международного университета (КРМУ)  недавно вернулись из Сочи, где представляли университет и Русский центр на Всемирном фестивале молодёжи.  Попасть на фестиваль было непросто, но время, проведённое в Сириусе, навсегда останется в их памяти.

Театральный кризис, творческий застой и возрождение

Все годы МХАТ жил одной жизнью со всей страной, и происходящие в ней события не могли не отразиться на его судьбе

Пристальное партийное внимание к репертуару, общая напряженная обстановка 30-х годов привели к постановке откровенно слабых, «проходных» пьес

  • Это было время застоя, кризиса и разочарований. Билеты на спектакли перестали «отрывать с руками». Аншлаговых постановок уже не перестали ждать и зрители и труппа.
  • Ситуация усугублялась возникшими между Станиславским и Немировичем-Данченко разногласиями, которые фактически привели к их разрыву. Увы, ситуации суждено было повториться через несколько десятилетий.

После смерти Немировича-Данченко в 1943 г. для театра наступил нелегкий период коллективного руководства. Он совпал с уходом ряда ведущих актеров и сменой творческих поколений. Результатом откровенной конъюнктурщины и отсутствия продуманной репертуарной политики стала не только потеря театром зрителя, но и потеря собственного творческого «лица».

Затяжной кризис продолжался до 1970 г. Положить ему конец удалось лишь с назначением на должность художественного руководителя МХАТа Олега Ефремова. Он начал с существенного обновления труппы и репертуара. В театр вновь пошли, а билеты на новые постановки спрашивать начинали за несколько кварталов до здания.

  • В МХАТ пришли И. Смоктуновский, Т. Доронина, А. Калягин, О. Табаков, Е. Евстигнеев и многие другие выдающиеся актеры.
  • Их появление в труппе сравнивали с глотком свежего воздуха.
  • На подмостках вновь закипела жизнь, появились новые творческие идеи.

Постановка Ефремовым в 1973 г. пьесы Заградника «Соло для часов с боем» стала культовым событием столичной театральной жизни. Зрителей, желающих увидеть блистательную игру Яншина, Андровской, Грибова, не мог вместить не слишком большой зал.

  • Своего рода экзаменом на верность традициям МХАТа стало обращение О. Ефремова к чеховскому наследию.
  • Были переосмыслены «Чайка», «Иванов», «Дядя Ваня».
  • Новое прочтение порою вызывало споры в мире театралов и театральных критиков, но равнодушных не было.

С труппой театра в этот период сотрудничали многие известные режиссеры. Среди них — Розовский, Додин и другие. Искрометный «Тартюф» в постановке Эфроса с блистательным Калягиным в роли Оргона занял достойное место в «золотой» копилке мхатовских шедевров и всего театрального мира России.

Выводы

Театральная жизнь «серебряного века» была необычайно насыщенной и разнообразной.
В это время были осуществлены многие
художественные завоевания, что позволило русскому театру занять передовые позиции в мире. Для этого периода
характерно активное сотрудничество с театром крупнейших художников самых различных группировок и направлений,
начиная от «Мира искусства» до авангардистов Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, Александры Экстер и Казимира
Малевича и др., которые сотрудничали как с музыкальными театрами, так и с драматическими. Так театр хотел усилить
свои выразительные средства, а художники самовыразиться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: