Камикадзе: героизм на конвейере

ВВЕДЕНИЕ

Японское слово «камикадзе» после Второй мировой войны на Тихом океане распространилось по всему земному шару и сейчас известно многим жителям планеты. Оно стало международным, появившись в языках разных народов. Но большинство людей имеют о нем лишь весьма общее представление.

Для Японии и японцев явление камикадзе имеет особенное значение. Оно появилось на Японских островах еще в XIII веке. В символическом отношении камикадзе подразумевает помощь населению Японии со стороны национальных, синтоистских, богов или духов, которые спасли страну от монгольского порабощения, обрушив на корабли агрессоров губительные тайфуны, отправившие на дно моря тысячи неприятельских кораблей и десятки тысяч воинов. Эти тайфуны получили название «симпу» — «ветер богов» («божественный, чудом возникший ветер», более известный в Европе и Америке как «камикадзе»: «ками» — бог, божество, дух, «кадзе» — ветер).

С тех пор прошло более семи с половиной столетий. И все это время уверенность в том, что боги Синто помогли населению Японии, жива среди японцев, так же, как и горячая вера во всевозможных духов, «хозяев» местностей и стихий. Вера в покровительство местных богов сыграла существенную роль и в деле формирования японской националистической идеи, согласно которой Страну восходящего солнца, защищаемую сверхъестественными синтоистскими силами, никто и никогда не сможет победить.

Камикадзе суждено было вновь появиться в Японии в новом обличий через несколько столетий после своего возникновения. В середине XX века, во время войны на Тихом океане, когда обозначился военный перевес Соединенных Штатов Америки, и Япония терпела одно поражение за другим, роль тайфунов, по замыслам идеологов японского милитаризма, должны были играть многочисленные отряды воинов-смертников. Перед этими подразделениями ставилась задача переломить ход войны в пользу Японии, победить оружие духом, отбросить приближавшегося к японским островам противника, подобно тому, как это сделали ураганы в XIII веке. Некоторые стратеги милитаризма готовы были пожертвовать японским народом, призывая в ряды камикадзе нацию. Но люди-боги не смогли осуществить то, на что были способны тайфуны. Слабеющие вооруженные силы Японии были не в силах противостоять экономически более могущественным Соединенным Штатам Америки с их мощной военной машиной. Самопожертвование японцев не могло исправить положение. Война была проиграна, и поражение стало горькой действительностью.

После завершения Второй мировой войны прошло уже много лет, и исторические сюжеты, связанные с камикадзе, кажутся прошлым. Однако между прошлым и современным существует неразрывная и органичная духовная связь, которая определяет характер народа и влияет на мир его представлений и действия. Эта связь никуда не исчезает и в любой момент может проявиться снова.

Камикадзе — достояние не только отдаленной от нас веками японской истории, но и истории недавней. В то же время, это и часть истории общечеловеческой цивилизации. Многое, что связано с камикадзе, продолжает оставаться актуальным и в наши дни. Это явление вызывает интерес не только у ученых, политиков, общественных деятелей и военнослужащих. Такое явление в Японии возникло не случайно, оно порождено ходом истории этой страны. Многое становится понятным при рассмотрении этнических особенностей и образа жизни японцев, их культуры, социальной организации. Подробные сведения о японцах помогают понять душу японского народа, остающуюся загадкой для людей других национальностей, сделать ее более открытой и доступной.

Впервые к рассмотрению вопроса, касающегося камикадзе (вторжения монголов в XIII веке и происхождения камикадзе, религиозных воззрений японцев и действий японских летчиков-смертников в середине XX столетия), автор обратился в своей предыдущей книге «Религия Синто и войны», изданной в 1987 году.

В Приложении представлены данные об основных типах самолетов и ракет, использовавшихся в боевых операциях камикадзе, а также о потопленных или получивших существенные повреждения американских кораблях во время боев за Филиппины, Иводзиму и Окинаву.

При написании книги были использованы источники на русском, японском и западноевропейских языках, редкие японские и американские фотографии, а также рисунки автора и фотографии, сделанные им в Японии и на островах Тихого океана.

Камикадзе во Второй мировой войне

Когда американцы в октябре 1944 года начали знаменитый морской бой в заливе Лейте, стремясь захватить Филиппины как стратегически важную точку на пути к островам Японии, у 1-го японского воздушного флота в распоряжении имелся всего 41 самолет. С таким оснащением японцы никак не могли спасти от захвата Филиппины. Оставалась надежда только на недавно созданные отряды камикадзе.

Битва за Филиппины

Группа смертников 25 ноября 1944 года напала на американские авианосцы в восточной части залива Лейте. Первыми были повреждены корабли «Сенти» и «Суони». А авианосец «Сент-Ло» вовсе разорвался пополам, когда в нем сдетонировали боеприпасы при прямом попадании японского самолета. Итогом налета камикадзе стало утопление одного и повреждение 6-ти кораблей.

29 октября камикадзе серьезно повредили авианосцы «Белло Вуд» и «Франклин», причем на последнем было подорвано 33 базирующихся летательных аппарата. 1 ноября повреждения получили два американских эсминца, а еще один был в этот же день потоплен. 5 ноября тяжелые повреждения получил корабль «Лексингтон».

С 26 ноября камикадзе начали атаковать транспортники и прикрывающие суда. Им удалось потопить 5 эсминцев, 2 линкора и крейсер «Сент-Луис». В декабре ушли на дно 3 эсминца и 6 транспортников, а нескольким десяткам судов потребовался срочный ремонт. 3 января следующего года при прямой атаке смертника взорвался из-за детонации боеприпасов и пошел на дно авианосец «Оммани Бей». А 6 января японцы вновь атаковали знакомый им по прежним битвам корабль «Калифорния».

Итогом атаки камикадзе стала потеря американцами 2-х авианосцев, 11-ти транспортников, 6-ти эсминцев. Серьезно поврежденными оказались 60 кораблей. Наиболее уязвимы перед японскими смертниками оказались авианосцы, взлетно-посадочная палуба которых лишена брони.

Битва за Окинаву

Атакованный американский авианосец Банкер Хилл

Наиболее ярко проявили себя камикадзе в ходе сражения за японский остров – Окинаву. Американцев, подобравшихся к берегам Японии, атаковали 1465 японских самолетов.

3 апреля 1945 года японцы разрушили авианосец «Уэйк-Айленд». Спустя три дня не стало американского эсминца «Буш», атакованного одновременно 4-мя смертниками. А на следующий день камикадзе вывели из боевого строя авианосец «Хэнкок». 4 мая пожар уничтожил корабль «Сэнгамон». А 11 мая два камикадзе атаковали корабль «Банкер-Хилл», на котором сгорели 80 летательных аппаратов.

Пусть Япония капитулировала во II мировой войне, но камикадзе в итоговом сражении за Окинаву превзошли все ожидания. Несмотря на то что американцам удалось сбить около 90% вражеских самолетов, японцы ликвидировали 26 американских кораблей, а 225 серьезно повредили.

Камикадзе против РККА

Не стоит думать, что советским войскам не пришлось столкнуться с японскими смертниками. При переходе через Гоби и Хинган и в боях с Квантунской армией РККА познакомилась с «людьми-минами». В Японии прохлопали развитие ручных противотанковых средств, от гранат до фаустпатронов, и решили опереться на старое доброе самопожертвование.

В войсках были сформированы специальные отряды, вооружённые длинными шестами с прикреплёнными на конце минами. Следовало подбежать к наступающей бронетехнике и ткнуть в уязвимое место. Взрыв отправлял на тот свет живую «мину» и, теоретически, наносил вред танку, прервав его наступательный порыв. Излишне говорить, что японские «мины» в большинстве случаев уничтожались на подходе огнём танкового пулемёта или десанта, сидящего на броне. В результате японское командование изменило тактику: теперь «мина» оснащалась рюкзаком со взрывчаткой и нужно было лечь под гусеницу или нырнуть под днище танка, подрывая заряд, размещённый на спине.

Фото из архива
В войсках были сформированы специальные отряды, вооружённые длинными шестами с прикреплёнными на конце минами.

В боях за Курилы зафиксирована самоубийственная «банзай-атака» 60 танков, которую возглавлял командирский танк с офицером, высунувшимся по пояс из люка на башне. В одной руке офицер держал развевавшееся на ветру знамя императорской Японии, в другой — катану (самурайский меч). Японцы знали, что у красноармейцев нет противотанковой артиллерии, но не учли, что против них — не слабовооружённые китайцы или корейцы. Бойцы РККА и моряки применили противотанковые ружья и гранаты, а позже оборону поддержали огнём корабельные орудия. Атака захлебнулась. Японцы, по советским данным, потеряли 40 танков, по собственным — не больше 27. Бравый командир со знаменем и катаной погиб одним из первых, снятый пулей снайпера.

В настоящее время к практике камикадзе в Японии относятся двояко. В ультраправых полувоенизированных организациях существует культ павших за родину героев, а японским школьникам даже не рассказывают об этой странице истории страны.

Как выглядели

В целом форма камикадзе не отличалась от формы обычных японских летчиков. Различия заключались в деталях: японские смертники надевали белый шарфик, а на голову повязывали флаг камикадзе, представляющий собой белую повязку с красным символичным изображением солнца или надписью «камикадзе». Иногда пилот-камикадзе писал на повязке патриотичные слова и фразы.

Налобная повязка камикадзе

Символом камикадзе длительное время было изображение цветка хризантемы, поскольку японцы считают его олицетворением мужества и стойкости. Иногда перед смертельным полетом летчик-камикадзе получал талисман – «сеннинбари». Это был поясок на талию, состоящий из 1000 стежков, сделанных разными женщинами.

Камикадзе пьют саке перед своим последним вылетом

Проводам камикадзе в последний путь предшествовала торжественная церемония. Японский камикадзе надевал повязку на голову, выпивал порцию саке из ритуальной чаши. Ему читали хвалебные стихи и благодарности. Вылетев с базы, летчик пролетал над вулканом Каймон, таким образом прощаясь с родиной.

Откуда дул «божественный ветер» Японии?

Ровно 65 лет назад, 25 октября 1944 года, в боевых действиях Второй мировой начали участвовать японские пилоты-смертники – «камикадзе».

В переводе с языка Страны восходящего солнца это слово означает «божественный ветер» – так назывался тайфун, который дважды, в 1274 и 1281 годах, на подступах к берегам Японии уничтожил корабли монгольской армады хана Хубилая – и тем самым защитил страну самураев.

Первые отряды лётчиков-камикадзе были сформированы 20 октября 1944 года на основе подразделений японской морской авиации, где пилоты все до одного были готовы пожертвовать жизнью ради своей страны, которая к тому моменту, надо сказать, несла основательные потери на тихоокеанском театре военных действий.

После поражения в битве у атолла Мидуэй 4 июня 1942 года императорская Япония начала терять инициативу в войне против США и союзников, которые шаг за шагом продвигались по направлению к японским островам.

Самолёты этой страны, особенно истребители, серьёзно уступали в качественном отношении новым американским моделям, а из-за больших боевых потерь в японской армии ощущалась нехватка опытных пилотов.

17 октября 1944 года американцы атаковали остров Сулуан и начали крупнейшую в истории современности морскую битву в заливе Лейте. Первому воздушному флоту военно-морских сил Японии, базировавшемуся на Филиппинах, было приказано оказывать поддержку кораблям, которые будут пытаться уничтожить войска союзников в заливе.

Силы были очевидно неравными, а потому вице-адмирал Такидзиро Ониси принял беспрецедентное решение: сформировать специальный ударный отряд лётчиков-камикадзе.

В тот же день 25 октября 1944 года уже целый отряд камикадзе атаковал американское авианосное соединение на востоке залива Лейте…

Первый «Зеро»ударился в корму авианосца «Сенти», убив при взрыве 16 человек и вызвав сильный пожар. Через несколько минут ударами пилотов-смертников были выведены из строя авианосцы «Суони» и «Сент-Ло», причем последний из-за детонации склада боеприпасов буквально разорвало на части.

Погибли 114 членов экипажа. Всего в результате той атаки японцы потопили один и вывели из строя шесть американских авианосцев, потеряв 17 своих самолётов.

Успех отряда летчиков-камикадзе привёл к немедленному расширению программы. В течение следующих нескольких месяцев более 2000 японских самолётов совершили самоубийственные атаки на крупные корабли США.

Удары смертников по кораблям США продолжались практически до самого конца войны. Серьезные повреждения получили авианосцы «Франклин», «Белли Вуд», «Лексингтон» и «Оммани-Бэй», а также линкоры «Нью-Мексико», «Колорадо», «Мэриленд» и восстановленный после Перл-Харбора «Калифорния».

В целом, японские «божественные ветры» унесли с собой жизни нескольких тысяч американских моряков.

Максимальной же интенсивности атаки камикадзе достигли весной 1945 года, во время битвы за Окинаву, где участвовали 1465 японских самолётов с бомбами и запасом топлива «в один конец».

Стоит заметить, что японская авиация никогда не имела проблем с нехваткой лётчиков-камикадзе, наоборот, юношей-добровольцев было в три раза больше, чем самолётов. Причины вступления в отряды смертников были самыми разными: от патриотизма до желания прославить свой род.

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

Камикадзе

Камикадзе (神風, японское произношение: ; «божественный ветер» или «дух ветра»), официально камикадзе/Синпу Токубецу Когекитай (神風特別攻撃隊, «Специальный ударный отряд Божественного ветра»), входили в состав японских специальных ударных подразделений военных авиаторов, совершавших самоубийственные атаки против союзных военно-морских судов на завершающих этапах Тихоокеанской кампании Второй мировой войны.

Эти мысли сыграли важную роль в войнах которые вела Япония в начале 20-го века. Японцы просто считали, что превосходят другие народы, а также были готовы умереть за Императора, чтобы показать свою преданность. Во время Второй мировой войны концепция камикадзе вернулась в качестве синонима пилотов, которые для выполнения боевого задания готовились умереть, преднамеренно врезаясь на самолете в противника (таран).

Камикадзе появились в начале Великой Отечественной войны в Красной армии. После того как у пилотов были повреждены самолеты или кончались боеприпасы, они решались на таран, для выполнения задания и нанесения урона врагу.

Японцы летом 1944 года переняли тактику у СССР. Это оказалось мощным оружием, поскольку японская сторона могла нанести многочисленный урон, просто потеряв пилота и устаревший самолет. Таким образом, камикадзе стало частью войны Японии и США.

Капитан Мотохару Окамура, командовавший базой Татеяма в Токио, а также 341-й авиагруппой, был, по некоторым данным, первым офицером, официально предложившим тактику атаки камикадзе. Вместе со своим начальством он организовал первые исследования, и разработал механизмы преднамеренных нападений самоубийц с 15 июня 1944 года.

В августе 1944 года информационное агентство «Домэй» сообщило, что летный инструктор по имени Такео Тагата готовит пилотов на Тайване для самоубийственных миссий.

Камикадзе в современном мире

Сегодня термин «камикадзе» употребляют для обозначения ударных беспилотников. Без этих перспективных летательных аппаратов эффективное ведение современной войны невозможно.

Главная задача, выполняемая дронами-камикадзе, – обнаружение и уничтожение вражеской бронированной техники, артиллерийских и ракетных установок, скопившейся на местности живой силы. В тыловой зоне беспилотники-камикадзе выполняют иные задачи: парализуют пути транспортировки вооружения, ликвидируют стратегически важные инфраструктурные объекты. В будущем предполагается использовать дроны для точечного уничтожения перемещающихся объектов в тыловой зоне.

Современный дрон-камикадзе для успешного выполнения задач должен преодолевать расстояние не меньше 1500 км, иметь тепловизионную и 3-х координатную гироскопическую стабилизационную систему, способность передавать информацию во время всего полета.

Причины появления камикадзе

Одной из основных причин появления камикадзе является слабое техническое оснащение воздушных сил. Самолеты были среднего качества, часто ломались и не обладали выдающимися летными характеристиками. Все это мешало пилотам полноценно отправляться на задания и возвращаться с них.

Разрабатывать новые типы самолетов времени не было, а нарастить выпуск имеющихся с еще большим количеством дефектов (из-за ускорения производства и экономии) было вполне реально. Экономили буквально на всем. Например, у модели Nakajima Ki-115 Tsurugi даже не было шасси. Самолет катился по полосе на стойках, который потом оставались на земле. Для посадки шасси были не нужны, поэтому тележку ставили под другой самолет и процедура взлета повторялась.

Самолет Nakajima Ki-115 Tsurugi (передние шасси отваливались при взлете, заднего нет вообще)

На фоне того, что отдать жизнь за родину для японцев всегда было почетным, и того, что эта идея дополнительно культивировалась со стороны руководства страны, начали зарождаться мысли о новом типе воинов. Так, на базе первого воздушного флота Японии были сформированы отряды пилотов-смертников.

Для набора добровольцев, японцам рассыпались приглашения в ряды камикадзе, которые нельзя было не принять. Дело в том, что в приглашении был вопрос, сформированный таким образом, что отрицательный ответ означал признание в трусости. Для японцев это неприемлемо.

Третьим фактором появления камикадзе стало дополнительное психологическое преимущество в бою. Появление самолетов, которые летели с полной бомбовой загрузкой и врезались в корабли, оказывало очень сильное давление на врага и деморализовывало его.

Так выглядела атака на военные корабли противника

Атрибутика и прощальный ритуал

У камикадзе были выработаны особые прощальные ритуалы перед смертельным вылетом и своя форменная атрибутика. На их форме, в отличие от остальных летчиков, были пришиты особые пуговицы с выбитым изображением лепестков сакуры. На лбу они носили широкие белые повязки с изображением символического красного солнечного диска и надписи патриотического или мистического содержания. Перед последним вылетом прямо на летном поле ставился накрытый белоснежной скатертью стол, как символ смерти (по национальным поверьям), на который выставлялись прощальные пиалы с саке. Смертник брал свою чашку двумя руками, кланялся и делал свой последний (а для многих одновременно и первый) глоток саке в своей жизни.

Также, по установившейся традиции, в полет камикадзе брал с собой коробочку с незамысловатой едой (8 рисовых шариков). Она имела как символическое и психологическое значение, так и просто могла понадобиться для поддержания сил, если полет затянется. А на земле камикадзе оставлял крошечную неокрашенную шкатулку из дерева с обрезками ногтей и прядью волос (имелись у всех солдат армии) для отсылки близким.

Кто такие камикадзе

Термин «камикадзе» состоит из двух японских слов: «ками» – «бог», «кадзе» – «ветер». Следовательно, на русский язык «камикадзе» переводится как «божественный ветер». Японцы любят давать поэтические названия, но, говоря простыми словами, камикадзе – это авиационные отряды смертников. Сами японцы называли такие подразделения «специальными ударными отрядами».

Американцы узнали, кто такой человек-камикадзе, от японских эмигрантов, поступивших на службу в армию США. Сначала так называли именно летчиков, позже термин стали применять для обозначения любых японских военных, решившихся на самоубийственные атаки на врага.

4.


Сигэёси Хамадзоно

Согласно ветерану, Япония насчитывала несколько тысяч выживших камикадзе. В основном, это были новобранцы, которые не успели совершить боевой вылет. Однако существовало несколько пилотов таких же как он – возвращенцев.

Все они были покрыты позором. Кто-то завершил жизнь самоубийством, кто-то стоически терпел, скрывая свое имя и историю от окружающих.

Дело в том, что все камикадзе комплектовались исключительно из добровольцев. СМИ преподносили их героями. Каждый был морально готов отдать жизнь за страну. После поражения в войне многие соотечественники, не зная, в попытке свалить вину за проигрыш, называли их предателями и трусами.

Впрочем, со временем отношение к выжившим камикадзе изменилось. Время шло, страна восстановилась и люди забыли об их позоре. Как бы то ни было, Сигейоши никогда не считал себя счастливым человеком и искренне сожалел, что не смог выполнить свой долг.

Оружие и армия
30 ноября, 2022
684 просмотра

История появления отрядов камикадзе

Официальное начало формирования отрядов камикадзе в Японии произошло 19 октября 1944 года. Тогда только что назначенный командующий воздушным флотом признал, что позиция Японии в войне была шаткой. Он предположил руководству авиагруппы, что таран – это их единственный шанс победить врага. В течение часа было принято решение использовать этот экстремальный метод атаки, и двадцать семь членов 201-й дивизии вызвались на миссию. Эти люди не были плохо подготовленными новичками, а входили в число лучших пилотов авиагруппы. Лейтенант Юкио Секи, выпускник Военно-морской академии, был выбран их лидером.

Новая стратегия оказалась своевременной, особенно после потери 1500 японских летчиков на Марианских островах. С исчезновением такого количества способных пилотов было бы невозможно заменить их в короткие сроки.

Первый специальный корпус вскоре вступил в бой. 21 октября 1944 года корпус начал безуспешные боевые вылеты над океаном в поисках американских кораблей. Утром 25 октября 1944 года, около 07:30, шесть самолетов-камикадзе и их четыре сопровождающих нашли группу эскортных авианосцев. Их атаки были успешными, один авианосец был потоплен, а несколько других повреждены. После успеха этих атак на Филиппинах стратегия камикадзе была подтверждена. С этого момента использование специальных атакующих подразделений стало серьезно рассматриваться в любой операции.

Опыт японцев во время кампании на Филиппинах показал, что использование самолетов-камикадзе было жизнеспособной стратегией. Это оказалось наиболее эффективным методом нападения с высоким процентом попаданий по американским судам. Из 650 вылетов пилотов-смертников, совершенных во время кампании на Филиппинах, почти 27 процентов были признаны успешными. Однако, первыми из летчиков-камикадзе были ветераны, обладающие значительным летным мастерством. Это резко контрастировало с последующими пилотами-камикадзе, многие из которых имели только базовую летную подготовку.

Можно задаться вопросом, как японцы рассчитывали выиграть войну, используя такую ​​тактику. К тому времени, когда американские войска вторглись на Окинаву, японцам стало очевидно, что возможность победы исчезла. И что начало вторжения на родных островах было лишь вопросом времени.

Чего надеялось добиться японское командование, отправив молодых пилотов на верную смерть? Столкнувшись с катастрофическими потерями, у них было мало вариантов. В интервью, проведенном американцами в конце войны, капитан 10-го воздушного флота Рикихей Иногути рассказал о целях программы. Он утверждал, что японцы никогда не рассчитывали выиграть войну такими методами. Однако то, что было возможно, это достижение приемлемых условий для ее прекращения. Если бы американцы понесли неприемлемые потери от специальных атакующих подразделений, они могли бы пожелать закончить войну на более выгодных для японцев условиях.

Самолет-снаряд «Ока»

Специально для полетов камикадзе была в срочном порядке спроектирована пилотируемая «крылатая бомба», оснащенная ракетным двигателем и мощным снарядом в 1200 кг аммонала. В воздух его поднимал другой самолет, который отстыковывался непосредственно перед зоной поражения. Далее «Ока» двигалась в режиме парения, во время которого смертник подводил пилотируемый аппарат как можно ближе к вражескому кораблю. В последний момент включались ракетные двигатели, которые наращивали скорость для мощного тарана вражеского эсминца.

Первый боевой вылет состоялся 21 марта и оказался неудачным. Низкая эффективность «Оки» была показана и в дальнейшем на основе 850 совершенных вылетов. Самую большую уязвимость представлял собой носитель крылатой бомбы — маломаневренный из-за тяжелой ноши бомбардировщик с незащищенными топливными баками, а также малая дальность пуска самолета-снаряда. Из-за острого дефицита самолетов носитель подходил к цели практически без прикрытия и зачастую сбивался раньше, чем запускал смертельный груз. Камикадзе и пилоты бомбардировщика гибли, не достигнув цели, при незначительных потерях со стороны противника.

Судьба камикадзе

К концу войны в рядах морской авиации Японии значилось 2525 камикадзе, а в армии – 1387. Почти все пошли на смерть добровольно. За военные годы отряд смертников уничтожил корабли США в количестве 34 экземпляров, а еще 288 повредил. Налеты камикадзе оказались самой эффективной формой борьбы против судов ВМФ США. Почти 70% случаев травмирования служащих американского флота пришлись на результаты нападений камикадзе.

Несмотря на благоговейное отношение японцев к камикадзе, в действительности их успехи за все время войны нельзя назвать впечатляющими. Японское военное командование предполагало, что прямое попадание самолетов в цель будет в 30% случаев. В действительности оно не достигло 10%. Численность всех утраченных кораблей американская промышленность восстановила за 3 месяца. Да и потери американских моряков кажутся не такими большими, если сравнивать их с общими потерями американцев в ходе Второй мировой войны.

Военное командование Японии наверняка осознавало, что камикадзе не изменят ход войны. Японское командование просто использовали людей как «пушечное мясо». Это была своеобразная агония милитаристского режима Японии. А вот сами камикадзе, нещадно «промытые» пропагандой, вряд ли понимали, что их смерть бессмысленна.

Сегодня камикадзе остались легендой. С современной военной техникой, способной поразить цель на другом конце планеты за считанные минуты, полеты смертников над полями боевых действий лишены смысла. Да и этика отношения к личному составу изменилась со времен войны.

Идеологическая обработка

К тридцатым-сороковым годам XX века Япония была высокомилитаризованной страной, претендующей на владычество в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Успехам в Корее и Китае способствовала технологическая отсталость их армий, в разы превосходившая таковую у японцев, также не располагавших особо современным или грозным оружием. Так, бронетанковые силы Японии состояли из лёгких танков «Ха-Го» и средних (по японской классификации) «Чи-Ха», с противопульной бронёй и 37-мм пушкой в первом и 57-мм полуавтоматическим орудием — во втором случае. Отнюдь не шедевры танкостроения, машины перекрывали возможности армий азиатских государств противостоять им. Более того, бои 1931-1934 годов показали, что даже у танкеток Тип 94 не было достойного оппонента. Японская авиация также не блистала тактико-техническими характеристиками.

Фото из архива
Японский средний танк «Чи-Ха».

Солдат и офицеров учили не ценить собственную жизнь, не говоря о жизни противника, а воинские и религиозные ритуалы помогали преодолевать инстинкт самосохранения. С фанатичным сопротивлением японцев пришлось столкнуться американцам во время боёв на тихоокеанских островах, когда противник предпочитал погибнуть, но не капитулировать или сдаться в плен.

Кто строил самолеты камикадзе

Самолеты, которые использовались для смертельных таранов, строили несколько заводов в Японии. Как правило, они имели в некотором роде унифицированную конструкцию, позволявшую устанавливать на них разные двигатели с мощностью от 800 л.с. до 1300 л.с.

Самолеты камикадзе.

Среди основных производителей можно назвать таких, как Yokosuka и Nakajima. Кроме этого, для атак часто использовались самолеты всем известной компании Kawasaki. Сейчас она известна, в первую очередь, своими мотоциклами, но в те времена они делали самолеты, которые очень пригодились японцам в войне. Если слышали о приведенных компаниях, напишите об этом в нашем Telegram-чате.

Кстати, во многом именно поэтому японские мотоциклы и автомобили сейчас считаются лучшими в мире. После войны Япония не имела права производить военные самолеты, и многие производители переключились на товары мирного назначения, направив все свои силы, ресурсы, наработки и трудолюбие именно на эту сферу. Но это тема отдельной статьи.

Политика неразглашения

Массовые атаки камикадзе на американские корабли имели следствием не только большие материальные потери, но и ощутимый психологический шок. По описаниям очевидцев, потенциальные жертвы могли замереть на палубе, глядя на неотвратимо надвигающуюся опасность, испытывая одновременно страх и восхищение от мысли о том, как мужественно человек летит навстречу своей смерти. Атаки камикадзе подрывали моральный дух вражеской армии, вселяли страх, сеяли панику. Американское командование и военная цензура приняли решение о строжайшем запрете на распространение сведений о камикадзе, держали в тайне самоубийственные атаки до самого конца войны и союзники из Британии.

Как появились камикадзе и почему их так сильно боялись

Азиаты всегда удивляли своей выдумкой. Их самобытная культура породила синтоизм, самураев и многое другое. А когда на их порог пришла Вторая Мировая Война они снова удивили мир своими методами ведения боя.

Начинается жизнь камикадзе в 1944 году, когда у японцев кончается нефть и железо. Практически не осталось самолетов и военных баз для атаки. И Япония ввязывается в битву в заливе Лейте – крупнейшую морскую битву в истории.

Вот и солдаты должны были стать «божественным ветром», чтобы спасти страну от захвата американцами. Американские солдаты не любили громкие названия и назвали «симпу» просто камикадзе. В этом помогли японские переводчики, служившие в США.

Потери среди пилотов в любом сражении неизбежны, так почему бы не использовать их во благо? Чтобы вместо воды, самолеты падали на вражеские корабли, гарантированно нанеся огромные разрушения ценой всего одного пилота.

Только вот почему в смертников вербовали пехотинцев, да еще и таких молодых, тактично умалчивали. Само собой, командование не хотело жертвовать опытными летчиками. В камикадзе набирали горячую молодежь, которая легко поддается внушению. А национальная пропаганда вносила смертников в ранг национальных героев, их имена знала вся страна.

Наспех обученные управлению самолетом парни одевались в фирменные шарфы и повязки с восходящим солнцем. Такие повязки носили в древности самураи. Юноши были счастливы ощущать себя частью великой истории.

Но дела у камикадзе не всегда шли гладко. Бомбы иногда не взрывались, самолеты глохли, а молодые неопытные летчики часто просто врезались в воду. Да и самолеты у японцев уступали американским, поэтому их чаще сбивали еще на подлете.

Камикадзе подбили и потопили за пару лет в сумме около 400 кораблей, но американцы выпускали такое количество за полгода. Поэтому отчаянные попытки победить американцев с помощью камикадзе не сработали, хоть и нанесенный ими ущерб был колоссален.

В конце войны в камикадзе начали набирать под дулом пистолета. Уже не все так яро рвались умереть без шансов на выживание. В Японии до сих пор не могут решить были ли камикадзе героями или жертвами обстоятельств. BBC проводило опрос и получало множество совершенно противоречивых ответов.

Но стоит отдать должное японцам за их чтение традиций и уважение к предкам. Но желание жить не обмануть даже такими высокими оправданиями.

Ставьте нравится. Вам не тяжело, а автору приятно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: