«Она»
реж. Акан Сатаев
Фото: кадр из трейлера
ОНА – это молодая девушка, которая совсем одна живет в большом городе. Кроме нее в мегаполисе нет ни одной живой души, не слышно шума улицы, природы. ЕЁ одиночество разделяет лишь РЕБЁНОК, но уединенное существование этих двоих нарушают следы присутствия в этом городе еще одного таинственного жителя.
Едва ли не самый загадочный фильм этого года, о котором неизвестно вообще ничего. Можно сказать лишь то, что это картина российско-казахского производства, снялось в ней всего три актера, а поставил ее хороший режиссер из Караганды Акан Сатаев (сериал «Братья», «Заблудившийся», «Хакер»). Можно только предполагать, что зрителей ждет эстетически прекрасная экзистенциальная притча с множеством скрытых смыслов. Такое стоит увидеть на большом экране.
«Легенда о Коловрате»
реж. Джаник Файзиев, Иван Шурховецкий
Фото: kinopoisk.ru
К Рязани подходит орда хана Батыя, и князь посылает на переговоры с ним своего сына, а в качестве телохранителей приставляет к княжичу отряд своих лучших десятников во главе с Евпатием Коловратом. Уговоры не действуют на хана, он обманывает рязанцев, убивает княжича, а дружинники только чудом успевают бежать. По возвращению в Рязань ратники обнаруживают, что монголы дотла сожгли город и убили их родных. Коловрат собирает крошечный отряд, посылает за помощью и нападает на орду, в надежде задержать ее до прихода дружественных армий.
Былина о Коловрате одна из самых известных историй героического поражения в русской истории. Уступающая по численности армия рязанцев потерпела крах, но через некоторое время все же смогла дать врагу отпор. На основе этой истории вполне мог бы получиться неплохой фильм о доблести и отваге, но создатели «Легенды о Коловрате» пошли другим путем. Былину превратили в эффектное историческое фэнтези с большой долей абсурда. Такое понравится далеко не всем, но фанатам «300 спартанцев» фильм порекомендовать можно – его авторы совершенно точно вдохновлялись картиной Зака Снайдера.
Внешность
Кроме провалов в памяти, Коловрат из фильма не представляется как рязанский витязь. В летописи Евпатий предстает высоким (под два метра), дюжим воином, убивающим ордынцев сотнями. Илья Малаков – прекрасный актер, но выглядит он не как былинный богатырь.
Много вопросов вызывает внезапное появление ордынцев у стен Рязани. Не заметить приближение многотысячного войска, учитывая высокую крепостную стену – невозможно. Сама осада города показана не полно – она длилась от 5 до 8 дней. Неясно, почему монголы в фильме были пешком, ведь именно монгольская конница наводила ужас на всех соседей Орды.
Русская зима в фильме гораздо теплее, чем в реальности. Пар от дыхания героев не нарисован, и практически весь отряд Коловрата ходит без головных уборов, и даже во время боя русские войны не надевают шлемы.
Что нет так с легендой о Коловрате?
Сюжетная линия Евпатия Коловрата связана с одним из самых трагичных моментов Киевской Руси — татарским нашествием, а более конкретно нашествием Бату-хана, Батыя, в русской традиции. Это была довольно крупная инвазия монголов в земли русских княжеств в 1237-1240 годах , которые предшествовали Западному походу монголов на Восточную Европу.
Но в летописях нет упоминаний о каких-либо похожих событиях в Рязани того времени. Известен лишь один источник о Коловрате — «Повесть о разорении Рязани Батыем», известное произведение древнерусской литературы, созданное по устным легендам повещенным взятию Рязани монголами в декабре 1237 года. С исторической точки зрения, она крайне спорна, неточна и имеет скорее мифологическую, чем хронологическую ценность. Как и почти все исторические анналы, описывающие татарское нашествие на Русь, «Повесть» сохранилась в копиях не ранее XVI века. Отчего, многие историки называют ее позднейшим фальсификатом, екатерининских времен, призванный героизировать предков и создать свой исторический эпос. Как было с «Велесовой книгой» позднее и другими, менее известными подделками под исторические документы.
Детство и юность
Иван Шурховецкий появился на свет 6 апреля 1981 года. О национальности, родителях и ранних годах биографии режиссера известно мало. После окончания школы он стал студентом Ярославского театрального института, где осваивал актерскую специальность. Но стать звездой кино ему так и не удалось, зато Иван стал создавать фильмы.
Парень начал путь к успеху в компании «Амедиа», где трудился помощником режиссера. Он побывал на съемочной площадке сериала «Не родись красивой», кинолент «Талисман любви» и «Холостяки», а затем присоединился к группе создателей картины «Острог. Дело Федора Сеченова», вскоре после чего отправился в самостоятельное плавание.
«Дыши ради нас»
реж. Энди Серкис
Фото: imdb.com
У молодоженов Робина и Дианы Кэвендиш полно планов на будущее, но вскоре после беременности Дианы Робин заболевает полиомиелитом и оказывается почти полностью парализованным. Робин прикован к постели и не может даже самостоятельно дышать, но Диана уговаривает врачей выписать его из больницы и разрешить провести последние дни дома. Дома Робин видит новорожденного сына и в нем просыпаются новые силы. Он придумывает для себя специальное кресло-каталку со встроенной системой дыхания и обретает мобильность, о которой раньше и не мечтали пациенты с его диагнозом.
Что было на самом деле?
В конце лета 1237 года армия Бату-хана появилась на южных рубежах Рязанского княжества. Из совокупных источников, историкам ясно, что сначала монголы отправили посла в Рязань с притязанием налога. Всего 10 % от всего — «десятины». В этом смысле, монголы не поступили вероломно и это была типовая дань, для покоренных племен. Возможно, монголы планировали пройти Русь быстрее и сохранить силы для Европы. Но русичи поступили крайне вероломно, что имело самые трагические последствия! Монгольский вестник был убит рязанцами. Это был экстраординарный прецедент, даже для того времени. Чтобы в мирное время, в ответ на письмо ровного тона… Послов убивали в высшей степени изредка, и это всякий раз приводило к максимальной степени обострения отношений. А у монголов же, законы Чингисхана прямо гласили, что за убийство посла, род убийцы должен быть вырезан под корень!Знали ли об этом русичи? Скорее всего да.
Монголы, чтобы не предать закон Темуджина взяли Рязань в осаду, окружили город рвами, чтобы не пришла подмога и варварски разрушили его, убив всех жителей. С тех пор прежняя Рязань уже не отстроилась заново, нынешний город находится в ином месте.
Надо сказать, что монгольские воины иногда были и более жестоки, например в Хорезме они убивали не только людей, но и всех домашних животных, а землю посыпали солью, чтобы на ней более ничего не росло!Затем, монголы двинулись по замерзшим рекам на север, где на них и стали нападать дружинники Евпатия Коловрата – воеводы из Рязани, который случайно избежал гибели при осаде.
Ошарашенные и разъяренные монголы попытались понять, кто нападает на них с тыла! Найдя несколько раненых русичей, татары привели их к Бату: Батый стал их спрашивать:
Отряды монголов гибли один за другим, шурин Бату-хана прославленный багатур Хоставрул, хвалившийся что легко остановит Коловрата, пал разрубленный пополам самим Евпатием!
Хану пришлось разворачивать все свое войско, отыскать дружину Евпатия и лишь с помощью камнеметов ему удалось победить малочисленный отряд русичей! Потрясенный героизмом Евпатия Коловрата, Бату горько сожалел о его гибели, ведь такой свирепый воин пригодился бы ему в походе на запад и повелел похоронить его как великого багатура! Смахнув патриотическую слезу со щеки, давайте разберемся, что в этой истории смущает специалистов.
Что известно об историческом Коловрате
Историки не знают, существовал ли Евпатий на самом деле или он был выдуманным героем, который мог консолидировать раздробленное древнерусское общество в период татаро-монгольского завоевания.
Коловрат упоминается в летописи «Разорение Рязани Батыем», где герой предстает неким боярином из Чернигова (точно в летописи это не указано, но человеком он был государственным, если ездил посольством), который по возращении в Рязань увидел горы трупов и разорённый татарами город. Со своей дружиной герой погнался за ордынцами.
Кроме нападений в тылу врага, отряд Коловрата проводил и партизанские бои в лесах. Войско Бату было напугано так, что монгольские воины считали, будто им мстят духи убитых рязанцев. И хоть воинов Евпатия было значительно меньше, чем в монгольском войске (1700 человек против, по меньшей мере, 20 000), они смогли задержать вражескую армию и храбро сражались до последней капли крови. Остановить небольшой отряд монголы смогли лишь расстреляв русских из осадных орудий.
После смерти Евпатия, внук Чингизхана Бату, полководец, подчинивший себе множество городов и народов, не мог не высказать своего уважения к русскому богатырю, ставя его в пример своим подчинённым.
Стоит ли смотреть фильм
Произведение, в основу которого взято историческое событие и допускающее художественное преувеличение, должно быть интереснее, красочнее и поучительнее оригинала.
Создатели «Легенды о Коловрате» глубоко проработали персонажей, главный герой в фильме выступает как действительно достойный человек, ему хочется сопереживать. В успех самоубийственной вылазки Коловрата в тыл врага не верится, но зритель понимает чувства героя и сопереживает ему. И хоть в «Легенде о Коловрате» множество неточностей, допущений и исторических ошибок, фильм получился достойным просмотра.
« Почему в пермской школе устроили поножовщину
Бонусы произведения
Разбирать исторические огрехи фильма нет смысла, так как это уже сделал до меня как минимум один критик — историк Клим Жуков, причем в весьма импонирующей мне сатирической форме (см. его рецензию «Инвалид Евпатий, травести Батый. «Легенда о Коловрате» — легенда о легенде» в «Аргументах и фактах»).
Что я, в принципе, могу сказать про этот фильм? Если кратко, по-моему, это полный провал. Что достаточно характерно для российских широкобюджетных «массовых» картин. Бюджетные деньги ушли непонятно на что, и нам еще рекламируют этот второсортный продукт как «патриотическое воспитание», сравнивая его с Голливудом и пытаясь продать его на проклятый Запад. Даже рядом все это не лежит с подобными голливудскими блокбастерами.
Что хорошего в этом фильме? Пейзажи и виды. Они красивые. Правда, потом выяснилось, что они снимались в студии при помощи компьютерной графики: «ни одного кадра фильма не было снято на натуре. Лента создавалась в павильонах, на фоне «зеленых» экранов, и почти все задники были нарисованы на компьютерах» (Борис Иванов). Пусть, в итоге получилось красиво. Как минимум здесь мы вышли на мировой уровень. Специфические элементы комедии — например, «православный» (как его назвал один из критиков) мишка: медведь размером со слона, который, по заверениям его владельца из леса, «русских не ломает». Действительно он забавен; ему не хватает только майки с каким-нибудь патриотическим слоганом или, еще лучше, логотипом.
Типажи героев, особенно монголов. К примеру, завоеватель изрядной части тогдашней Евразии Бату. Он прямо-таки пышет молодостью, свежестью и ухоженностью, как будто только что вышел из спа-салона, а мини-морщинки, если они вдруг у него все же появились, ему тут же подтянули ботоксом. Его «свита» не подкачала. Какие-то «травести» (критик Клим Жуков), видимо, изображающие шаманов или жрецов, говорящие на русском, но почему-то с акцентом, вероятно, должны были внушить зрителю, с каким коварным и труднопонятным противником приходилось иметь дело Евпатию. Наряды можно не обсуждать — как заверяют почти все критики (подтверждаю), они не имеют ничего общего с исторической действительностью: «Скажем, Батый и его придворные предстают в причудливых обликах, сочетающих китайские, монгольские и даже, кажется, японские мотивы» (Борис Иванов).
Меня крайне порадовал факт того, что весь саундтрек написал один из моих любимых музыкантов Серж Танкян, американский армянин, фронтмен группы «System of a Down». Однако финальная песня, которая звучит примерно в то время, когда большая часть зрителей уже покинула зал (сделано специально?), звучит как на русском (Катя IOWA), так и на английском языках (Serj Tankian). Причем если IOW’у знают не все, то любители хорошей музыки безошибочно узнают яркий голос Танкяна и его мощные симфонические рифы; в итоге русскоязычная часть песни «тонет» в англоязычной и стилистике Танкяна. По-моему, это все же странно для фильма, призванного пробуждать хоть какие-то патриотические чувства у русских людей. Эклектика в халтурном исполнении?
Поведение персонажей
Появление посольства рязанцев в шатре Бату не обосновано ни с исторической точки зрения, ни с позиции здравого смысла: вооружённых людей, к тому же врагов, не могли просто так пустить к правителю. Обращение к Батыю так же не достоверно – его не могли называть ильханом (великим ханом), потому что на момент повествования правителем Орды был его брат.
Поведение женских персонажей тоже недостоверно. Развязность служанки Коловрата была недопустимой для русской женщины XIII века, особенно приближенной к воеводству.
Присутствие в посольстве женщины также не было возможным, и ввод этой сюжетной линии был нужен для развития основной неточности фильма – амнезии Евпатия Коловрата. Нельзя представить человека с провалами памяти руководителем военного отряда. Недуг главного героя не отражается на развитии сюжета и напрасно введён в канву повествования.
Легенда о Коловрате: Воруй, убивай
Гоша БЕРЛИНСКИЙ, 1 декабря 2017
Статьи » Рецензия Приключения и фэнтэзи
о фильме:
рецензия | кадры: 9 | | постеры: 3 | в ролях
«300 спартанцев» не дают нам покоя, и мы продолжаем делать один вольный римейк за другим. «Коловрат», как и «Панфиловцы» — это ещё один полностью снятый на хромакее патриотический эпик про группу простых русских героев, стойко стоявших против стопиццотой армии вторженцев-захватчиков. Вместо Леонида — Коловрат, вместо персов — монголы.
Разница в деталях, качестве и, конечно, посыле. Если история Снайдера-Миллера универсальна, то у нас, само собой, это чистая идеологическая пропаганда, которая диктует всё — и диалоги, и поведение, и ситуации, и повороты, Когда Леонид кричит «Это Спарта!» это не лозунг, потому что, ау, Спарты больше не существует, но когда Коловрат многократно угрожает Батыю в лицо, типа, я простой русский парень, а вы зря на нашу землю сунулись, вы пожалеете — это уже обозначение координат.
В игрушечной, красивой Рязани живут добрые, румяные, как матрёшки, счастливые люди, но живут в постоянной тревоге — безжалостные захватчики, не жалеющие стариков и детей, вот-вот подойдут к воротам, и непонятно, что делать, куда бежать. Среди обычных десятников — русский богатырь Евпатий Коловрат, который в 13 лет получил по голове и с тех пор буквально каждое утро просыпается с амнезией. Впрочем, это не помешало ему жениться, завести двух детей и стать главным советчиком и правой рукой князя. И всё вокруг — как на открытках, как в сказках, и Евпатий — пример для подражания. Есть даже отдельная сюжетная линия, которая идёт через весь фильм, про верность Евпатия погибшей жене.
Никакая клюква не спародирует русских лучше, чем сами русские. Гигантский медведь размером со слона, убивающий только монголов — это вообще что такое? Сражения среди берёзок, молитвы в красной рябине — как это можно снимать с серьёзным лицом? Почему в кадре нет Кащея Бессмертного и Бабы Яги? Почему герои не поют? Хотя подождите, у нас есть летописец Нестор, который тут реально за Гэндальфа, ходит по лесам, ютится по пещерам, работает за бога из машины и дерётся на равных с «простыми русскими воинами», конец цитаты.
Но кроме грубого пафоса, тут и хитро подменяют понятия. Коловрату и его команде весь фильм готовят участь спартанцев — доблестно погибнуть, будучи преданными. Но заканчивать на предательстве — это ведь не патриотично, нужна высокая нота. Потому перед финальной битвой из ниоткуда, без всяких предпосылок в кадр въезжает большая телега-лодка, гружёная милыми детьми, по поведению — прямо котята, не шумят и только хлопают невинными глазами. На что все такие: ох блин, надо их спасать, будем выигрывать время. В итоге кино заканчивается не как трагедия, как «300 спартанцев», а как очередная пропаганда, где славный белокурый русский, классический славянский богатырь, спасает прекрасных беззащитных детишек от свирепых, безжалостных чужестранцев. Не просто сдох, потому что свои подвели, а подвиг совершил. Потому что всё в этой стране делается ради защиты детей, да.
Лежит Коловрат, умирает, но он всё равно победитель. Всё равно хитростью, силой и храбростью сломил дух Батыя. Поставил его на колени. А тем временем остальная съёмочная команда усердно копирует раскадровку Снайдера, и только цветокорр другой. Ведь у нас невозможно делать оригинальное кино или просто вдохновляться — нужно тащить целиком. Берём все приёмы — и добавляем русский дух! Согласитесь, странно учить патриотизму, когда в кадре краденое. Даже шутки — и те ворованные.
Притом что красть тоже не умеют. Хромакей ужасен в каждой второй сцене: слишком компьютерные задники, слишком очевидные контуры вырезанных актеров. Зато половина кадров — на фоне неба и обычно снизу-вверх. Ведь это добавляет величия, да. Больше величия для великого народа! А на фоне бестактно гремит безвкусная музыка: под экшн — метал, под драму — жалобные хоралы. И радостные, непорочные, ничего не понимающие дети плывут в рапиде под яркими парусами на встречу внезапно солнцу, нашему светлому будущему, пока Евпатий Коловрат демонстрирует чужеземцу, как тот ошибался в русском народе.
О чем в результате кино — непонятно. Видимо, что были такие храбрецы. Сначала героически бегали по лесу, как диверсанты-проказники, потом героически погибли — да так, что сам Хан офигел и задумался. Но даже в этой киносказке историю сделали другие люди, в другом месте и в другое время, но про это постарались сказать как можно тише.
Ну, хоть случайных детей спасли. Всё ради них.
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2017/12/01/kolovrat.shtml
Отзывы: [ 13 ] |
| Лучшие отзывы
| Все рецензии
Новинки кино:
https://youtube.com/watch?v=%27%2Bcurrimg.attr%28
Фильмы
Первым проектом, над которым Шурховецкий работал в качестве единственного режиссера, стал комедийный сериал «Аманда О», вышедший на телеэкраны в 2010 году. Сюжет разворачивается вокруг капризной и избалованной знаменитости, которая в один момент утратила популярность и вынуждена выживать в мире обычных людей. Главную роль в многосерийном фильме исполнила Анастасия Заворотнюк, что стало залогом успеха задумки.
После этого Иван приступил к работе над военной драмой «Туман», в чем ему составил компанию Артем Аксененко. Совместными усилиями они отобрали для съемок молодых актеров, за которыми еще не тянулся шлейф работ в подобном жанре. Среди них оказались Илья Глинников, Родион Галюченко и Светлана Устинова.
Героями картины стали солдаты российской армии, которые неожиданно попали во времена Великой Отечественной войны. Шурховецкий выступил не только режиссером проекта, но и участвовал в написании сценария. Успех ленты среди российских зрителей способствовал выходу продолжения, для которого кинематографист вновь вернулся на площадку.
Его следующая работа тоже была о военном времени, что вскоре стало едва ли не отличительной чертой картин режиссера. Драма «Последний бой» рассказывает о судьбах солдат, которые прошли войну и дошли до Берлина, где им предстоит финальное сражение. Проект был впервые показан на экранах украинского телевидения в 2013-м, а год спустя состоялась премьера на СТС.
Затем Иван взялся за непривычный для себя жанр детективной мелодрамы. Но это стало не единственным сюрпризом для зрителей: в фильме «Охотники за головами» Елизавета Боярская, которая так часто появляется на экранах в образах аристократичных и нежных барышень, предстала в роли дерзкой героини Риты, отдаленно напоминающей голливудскую актрису Миллу Йовович в «Обители зла».
Несмотря на то, что опыт был успешным, в 2016 году кинематографист вновь приступил к съемкам картины о военном времени. Он взялся экранизировать реальную историю о подвиге пограничников и служебных собак, которые ценой жизней сдерживали наступление фашистских войск в период Второй мировой войны. Проект получил название «Джульбарс».
Съемки проходили в Крыму, куда доставили около 50 специально обученных собак, за которыми присматривали кинологи во главе с Александрой Степановой. Чтобы делить площадку с четвероногими, участникам группы пришлось пойти на жертвы — отказаться от спиртного и курить в отведенных местах, но Иван назвал это плюсом, поскольку команда была бодрой и свежей.
Животным в фильме было уделено особое внимание, ведь они олицетворяют такие эмоции, как смелость, доброта и преданность. Но все же центральными персонажами ленты остаются люди, которых воплотили Мария Андреева, Николай Мачульский, Алексей Барабаш и Софья Озерова
Когда съемочный процесс подошел к концу, Иван присоединился к команде «Легенды о Коловрате», где выступил в качестве режиссера-постановщика. Но после подготовительного этапа он выбыл из проекта по личным причинам.
«Иностранец»
реж. Мартин Кэмбелл
Фото: imdb.com
Среди жертв теракта в Лондоне оказалась дочь Куана – обычного иммигранта, хозяина маленького китайского ресторана. Ответственность за взрыв берет на себя некая неизвестная организация, именующая себя «Истинная ИРА», что привлекают к расследованию бывшего члена ИРА, а сейчас представителя интересов Ирландии в Великобритании Лиама Хеннесси. Куан находит Хеннесси и требует от него имена террористов. Лиам утверждает, что уже много лет не имеет с ИРА ничего общего, но Куан ему не верит.
Ирландская республиканская армия уже много лет больная тема для Британских островов. С ее деятельностью связаны сотни трагедий, но кинематографу она подарила множество замечательных сюжетов. Меньше всего в фильме про ИРА мы ожидали увидеть Джеки Чана, но, по всей видимости, актер пришелся там к месту. «Иностранец» крепкий драматический боевик о противостоянии интересов и культур, который должен понравиться даже тем, кто не особо жалует этот жанр. Хеннесси играет Пирс Броснан, а Джеки Чан показывает, что он великолепный драматический актер, пусть за его долгую карьеру мы этого, к сожалению, так и не рассмотрели.
Исторические несоответствия
Создатели фильма сделали большую работу, реконструируя Рязань XIII века. В современном российском кино это чуть ли не единственный пример такой исторической точности. Архитектура старой Рязани воссоздана по панораме советского археолога Александра Монгайта. Однако дома стоят слишком редко, а дороги – слишком широкие и прямые для средневекового города.
Крепостные стены Рязани создатели тоже не обидели и воссоздали с большой точностью.
Исторического костюма в фильме искать не стоит, хотя женские головные уборы (бармы и височные кольца), представленные в фильме, копируют содержимое клада тринадцатого века, найденного в Рязани.
Тем не менее, многие костюмы и детали порождены фантазией режиссёра-постановщика. Больше всего «пострадали» от неё ордынцы. Внешний вид хана Батыя из «Легенды о Коловрате» отсылает нас к фильму Зака Снайдера – «300 спартанцев», где главного антагониста зрителю представили разряженным и накрашенным. Главнокомандующий армии априори не мог выглядеть настолько метросексуально.
В итоге
А) Однозначно уже можно назвать тенденцией подачу образа завуалированного противника как имеющего татарские корни. Вспомним фильм «Орда». Теперь еще и «Коловрат». Как только русские герои как «Орды», так и «Коловрата» с прекрасных, пышущих жизнью русских земель въезжают на ордынскую территорию, пейзаж и виды сразу же сменяются на темно-серо-черные, а в «Коловрате» еще и дымные. Все призвано показать, что если это и не сама преисподняя, то, по крайней мере, ее «предбанник».
Правда, в фильме «политкорректно» не используется термин «татары», который как раз имеется в аутентичных источниках по периоду (например, русские летописи). Его заменили на «ордынцев» (как во всех школьных учебниках. Кстати, термина «ордынцы» источники не содержат — там есть «Орда» и «Татарове», но «ордынцев» там нет). Это, конечно, крайне «политкорректно», однако мало-мальски разбирающиеся в истории хотя бы на уровне «Википедии» люди могут несложно прийти к выводу, кем в итоге стали эти «ордынцы» (а они стали татарами). Неужели было сложно найти, раз уж это так необходимо некоторым, неприятелей хотя бы подальше, нежели чем в сердце современной РФ, где татары являются вторым по численности народом? Политкорректно ли это не по форме, а по сути?
Как писали кинокритики, данный фильм — это, действительно, собрание цитат, прямых и косвенных, из работ западных режиссеров. Стилистика постмодернизма, от которой многие открещиваются, как от чумы, тем не менее пропитала весь дух и суть нашего времени. «Все уже создано до нас» — вот его слоган. Ничего страшного в этом нет.
Однако при такой ситуации крайне важным становится «пропускание» этих «цитат» через себя, через свое «нутро», если хотите. Если режиссер (или любой другой криэйтор, чуть не сказал «творец», но вспомнил «Generation P» Пелевина) отдал часть своей души в финальный продукт, «сваренный» в том числе и из цитат других авторов, если у него есть стоящая идея, ради которой можно и нужно «цитировать» других, если это сделано талантливо, искрометно, с юмором, корректно, без передергиваний и ненужных инсинуаций, то можно считать, что работа удалась. Создано что-то новое. Пусть и не без помощи созданного до тебя. Главным показателем этого можно считать то, что продукт потребляется с удовольствием (в данном случае — фильм смотрится с удовольствием).
Про это произведение сказать так не могу. «Цитаты» приведены грубо, зачастую эклектично, не поддерживают генеральную идею проекта (которой попросту нет), плохо состыкованы между собой и т. д. В фильме нет «нерва», он не держит в напряжении, как хороший боевик, драма или триллер, и не вводит зрителя в приятную расслабленность, как хорошая мелодрама или комедия. Самое оптимальное, что можно делать при просмотре, — есть попкорн или пить пиво. Для меня это худшая характеристика.
Я полагаю, что причиной всего этого является банальная халтура и фейк, пропитавшие наше общество «пещерного потребления» и «суверенной демократии». Подмена содержания формой, изображение бурной деятельности при полном ее отсутствии, банальное перекачивание средств из одного хранилища в другое, фальшь и вранье — все это отражается в том числе и на кинематографе, который полностью дотационен и содержится на деньги налогоплательщиков. Если не менять себя, свой образ мыслей, ничего не изменится и во внешнем мире. В том числе и в кино.
Благодарю за устную беседу при подготовке этой рецензии И.Л. Измайлова и Д.М. Исхакова.
Булат Рахимзянов, фото facebook.com/centpart
Справка
- Окончил исторический факультет (1998) и аспирантуру (2001) Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина.
- Автор около 60 научных публикаций, в том числе двух монографий.
- Проводил научное исследование в Гарвардском университете (США) в 2006—2007 академическом году.
- Участник многих научных и образовательных мероприятий, в их числе — международные научные конференции, школы, докторские семинары. Выступал с докладами в Гарвардском университете, Санкт-Петербургском государственном университете, Высшей школе социальных наук (EHESS, Париж), университете Иоганна Гуттенберга в Майнце, Высшей школе экономики (Москва).
- Автор монографии «Москва и татарский мир: сотрудничество и противостояние в эпоху перемен, XV—XVI вв.» (издательство «Евразия», Санкт-Петербург).
- Область научных интересов: средневековая история России (в особенности восточная политика Московского государства), имперская история России (в особенности национальные и религиозные аспекты), этническая история российских татар, татарская идентичность, история и память.
ОбществоКультураИстория