«молодец», напугавший америку до дрожи

Ракетный поезд «баргузин» | посреди россии

Америка в лучах «Большой звезды»

Существенным прорывом, позволившим создать в США поезд с ядерными ракетами, стала широкомасштабная операция, осуществлённая в 1961 году и проходившая под секретным названием «Большая звезда». В рамках этого мероприятия поезда, являвшиеся прототипами будущего ракетного комплекса, перемещались по всей сети действовавших в стране железных дорог.

Цель учений состояла в проверке их мобильности и возможности максимального рассредоточения по территории США. По завершении операции её результаты были обобщены, и на их основе сконструирован поезд, ядерный арсенал которого составляли пять ракет «Минитмен».

В литературе

  • Комплекс описан в фантастическом постапокалипсическом романе В. Березина «Путевые знаки» из серии Вселенная Метро 2033. На Варшавском вокзале главные герои находят законсервированный «Скальпель» и отправляются из Санкт-Петербурга в Москву.
  • В романе Д. Корецкого «Атомный поезд» описывается вымышленный современный БЖРК.
  • В романе Дэйла Брауна «План Атаки» Россия в нарушение договоров о СНВ восстанавливает ракетные поезда, которые становятся для американцев одной из основных целей после удара российской стратегической авиации по США. Утверждается, что СССР располагал 150 БЖРК с тремя ракетами каждый, а также то, что ракета РТ-23 УТТХ представляла собой копию ракет американского БЖРК «Миротворец».

Историческая ценность самолёта

Самолет в начале своей службы, в 1914 году, был передовым воздушным кораблём, равного которому не было. Он задал сильный вектор развития как бомбардировочному, так и пассажирскому самолетостроению.

Аэроплан имел много возможностей для дальнейшей модернизации, но развал Российской империи помешал его развитию. Тем не менее впервые была отработана практика использования дальней бомбардировочной авиации.

Впервые был совершен дальний перелет, который дал старт гражданской пассажирской авиации. Поэтому можно сказать, что это был очень хороший самолет, который угораздило родиться в несчастливое время.

«Ярс» на железных колесах

Помимо трех тепловозов для одного состава, у «Молодца» имелся и еще один демаскирующий момент. Правда, для разоблачения необходимо было внимательно изучить состав. Из-за того, что ракета весила 105 тонн, не считая транспортно-пускового контейнера, для стандартных колесных пар это была запредельная нагрузка. И конструкторы при помощи специального дооснащения ходовой части распределили вес между тремя соседними вагонами.

А вот новый БЖРК «Баргузин» внешне неотличим от обычного технического поезда. В нем такие же с виду вагоны, нагрузка которых не превышает 65 тонн. Состав тянет один тепловоз. Но уже не прежний, а вновь разработанный, имеющий повышенную мощность. Но не это главное. Дело в том, что в «Баргузине» используются ракеты, которые весят более чем вдвое меньше, чем 15Ж61.

И это естественно и закономерно. Потому что КБ «Южное» прежде специализировалось на тяжелых ракетах. Самая знаменитая разработка днепропетровцев – МБР «Воевода». А МИТ, исполнитель темы «Баргузин», создавал ракеты, прежде всего предназначенные для установки на колесное шасси. И для нового БЖРК выбрана модификация МБР «Ярс».

У новой ракеты при большей дальности полета, равной 12 тысячам километров, меньше полезная нагрузка – она комплектуется не десятью, а шестью боевыми блоками по 150 килотонн каждый. Однако у нее существенно больше возможности преодоления систем ПРО за счет и короткого активного участка, когда работают маршевые двигатели, и маневрирования, а также аппаратуры радиоэлектронной борьбы. Ракета же комплекса «Молодец» могла лететь только по бесхитростной баллистической траектории. Но не за горами появление в США противоракетных комплексов, которые смогут осуществлять перехват МБР, не обладающих современными средствами самообороны.

Снижение веса ракеты дает три существенных преимущества. Во-первых, состав способен перевозить не три, а шесть ракет. Во-вторых, для каждой из них может использоваться, условно говоря, стандартный вагон с обычной ходовой частью, не требующей компенсации повышенной нагрузки на рельсы. И в-третьих, состав обслуживает один тепловоз, а не три, как это было в БЖРК «Молодец». Таким образом, ракетный комплекс «Баргузин» становится нераспознаваем ни для космической разведки, ни для наземной.

Есть и еще одно отличие от «Молодца». В конце 80-х годов перед тем, как пустить ракетный поезд на боевое патрулирование, в радиусе 1500 километров от места базирования комплексов были произведены грандиозные работы по укреплению железнодорожного полотна. Сделали более мощную подушку из крупного щебня и заменили деревянные шпалы на железобетонные. Это было необходимо потому, что нагрузка БЖРК на полотно превышала нормативную. Для «Баргузина» ничего этого делать не требуется.

Описание железнодорожного ракетного комплекса «Молодец»

Каждый железнодорожный комплекс состоял из трех вагонов-пусковых установок, в каждом из которых находилась МБР РТ-23УТТХ, и командного модуля, состоящего из семи вагонов. Также в составе поезда имелась цистерна с запасом горюче-смазочных материалов. Движение осуществлялось за счет двух тепловозов ДМ-62.

Нагрузка на колесные пары у железнодорожного комплекса была очень высока, чтобы они не разрушились во время старта, конструкторам пришлось придумать оригинальное техническое решение. Три пусковых вагона практически находились в единой сцепке: во время пуска они принимали часть нагрузки на себя, а затем, наоборот, догружали его.

Конструкция ракеты РТ-23УТТХ также получилась весьма необычной. Прежде всего, ее создателей сильно ограничивали габариты товарного вагона, поэтому часть ракеты сделана складной. Все три ступени изготовлены из композитных материалов, все они оснащены твердотопливными двигателями.

В головной части находились десять боевых блоков индивидуального наведения и система преодоления ПРО. Каждый из блоков имел мощность 0,43 Мт. Обтекатель ракеты был надувной, что также уменьшало габариты ракеты. Система управления РТ-23УТТХ – инерциального типа с бортовой вычислительной машиной.

Пуск ракеты мог быть осуществлен с любой точки маршрута. Крыша вагона раздвигалась, специальный манипулятор отодвигал контактную сеть, а ракета стартовала из контейнера минометным стартом. Сразу после выхода из контейнера ракета отклонялась от стартовой точки и только потом запускался двигатель первой ступени. Это нужно, чтобы ракетные газы не уничтожили поезд и железнодорожные пути под ним.

Командный модуль имел повышенный уровень защиты от электромагнитного излучения и аппаратуру специальной связи.

Поезд номер ноль: БЖРК «Молодец» был принят на вооружение 30 лет назад

О необходимости создания ракетного комплекса железнодорожного базирования в СССР говорили с 1960-х годов. Но конкретные действия в этом направлений начались в 1983-м после постановления ЦК КПСС.

Разрабатывать БЖРК доверили Днепропетровскому конструкторскому бюро «Южное», а основными создателями «поезда-призрака» стали братья Уткины: Владимир Уткин из КБ «Южное» отвечал за разработку ракеты, а Алексей Уткин, работавший в Ленинградском КБ специального машиностроения (КБСМ), отвечал за проектирование стартового комплекса и вагонов.

Первый железнодорожный состав, который мог остановиться на любом участке и произвести запуск ракет, каждая из которых несла 10 термоядерных боеголовок мощностью 500 килотонн, вышел на маршруты дежурства уже через несколько лет.

Но для создания такого комплекса конструкторам пришлось найти приемлемые решения для технических сложностей. А их было немало. Например, длина вагона с пусковой установкой не должна была превышать 24 метров, но таких коротких баллистических ракет не производили. Масса самой компактной МБР достигала 100 тонн — железнодорожные рельсы просто лопнули бы под нагрузкой трех ракет. Запуску мешали контактные линии, к тому же пламя при старте просто уничтожило бы и состав, и участок пути.

В результате были придуманы уникальные решения. МБР впервые в Советском Союзе сделали твердотопливной, трехступенчатой, с разделяющейся головной частью, выдвижными соплами и надувным обтекателем. Для размещения пусковых установок спроектировали вагоны грузоподъемностью 135 тонн с раздвижной крышей и восемью парами колес, снижавшими нагрузку на пути. Кроме того, пусковые вагоны находились в единой сцепке, что также уменьшало воздействие массы. Вдобавок к этому в боевом положении из каждого вагона выдвигались по два гидравлических упора. Перед стартом контактные провода раздвигались специальным манипулятором. А запуск сделали минометным — пороховой заряд выбрасывал ракету на высоту 20 метров, затем еще один заряд корректировал наклон сопла в безопасную для состава сторону, и после этого срабатывал двигатель первой ступени.

В БЖРК входило 17 вагонов — как у стандартного пассажирского состава. Все они были замаскированы под обычные пассажирские, почтовые или рефрижераторные, используемые для перевозки продуктов питания. Личный состав каждого поезда насчитывал 70 человек. Автономность, которая составляла 28 суток, обеспечивалась за счет вагона с топливом, а также отсеков с запасами питания и воды.

Первый «Молодец» заступил на боевое дежурство в октябре 1987 года. А уже после принятия комплекса на вооружение были развернуты три дивизии БЖРК, рассредоточенные на расстоянии многих тысяч километров: в Костромской области, в Пермском и Красноярском краях. В радиусе 1,5 тысячи километров от мест дислокации были обновлены железнодорожные пути: уложены бетонные шпалы, более тяжелые рельсы, насыпи укрепили плотным щебнем. Курсировали поезда не только по отдельным участкам, но и по магистралям общего назначения. Отчасти именно это обстоятельство позволяло особым составам уходить от слежки — военные США активно пытались вычислить советские БЖРК с помощью спутников. Но сделать им это так и не удавалось — отличить ядерный поезд от обычного состава было невозможно. К тому же составы оперативно меняли места расположения — за сутки они могли преодолевать тысячу километров. На железных дорогах СССР и России они имели условное обозначение «поезд номер ноль».

Начиная с 1991 года, в силу достигнутых договоренностей между Советским Союзом и западным блоком, ракетные поезда передвигались только по строго определенным маршрутам, связанным с постоянными местами дислокации. Впоследствии из-за ликвидации ракет РТ-23УТТХ по договору СНВ-2 необходимость в БЖРК отпала.

Кстати, существует легенда, что идею создания ракетных поездов советским военачальникам подсказали американские агенты с целью ввергнуть Советский Союз в мероприятия с многомиллиардными расходами. В США разработку БЖРК начинали еще в 1960-х годах. Там планировали запустить 30 составов со 150 ракетами. Однако проект был закрыт из-за дороговизны. В середине 1980-х Пентагон в рамках разработки новой тяжелой МБР Peacekeeper вновь инициировал создание ракетного поезда. Прототип прошел испытания, но после распада СССР — главного потенциального противника — США отказались от затратного проекта.

В России последний БЖРК был снят с боевого дежурства в 2005 году. 10 составов были утилизированы, два переданы на хранение в музеи.

Вместо эпилога

Холодную войну мы проиграли. Советский Союз исчез. А что же случилось с «ракетно-ядерным щитом»?

Американские аналитики утверждают, что в этом «щите» у России появилось немало «дырок». Их приходилось заделывать в экстренном порядке, и не всегда удачно. В процессе разоружения у нас были «выбиты» самые эффективные ракетные комплексы, а лучшее в мире предприятие в Днепропетровске, где (по выражению Н. С. Хрущёва) «ракеты делали, как сосиски», практически перестало существовать.

Процесс ядерного разоружения шёл однобоко, очень болезненно для нашей страны, а военного комплекса США почти не коснулся. Причин такого положения много. Но есть главная, о которой не принято публично говорить: создатели того самого «щита» — учёные и специалисты по ядерному и ракетному оружию — не принимали участия в переговорах и принятии решений. Считалось, что они секретные. При создании оружия политики не могут обойтись без учёных. А в большой политике, к сожалению, их мнения не спрашивают.

Кстати, и разнообразные реформы в науке осуществляют политики во власти, игнорируя точку зрения учёных. Ни к чему хорошему это не приводит.

О большой науке власти вынуждены вспоминать, когда народ оказывается на краю пропасти — будь это угроза войны или вирусная пандемия.

Неужели ошибки прошлого ничему политиков не учат?

Как он устроен

С виду обычный состав, который тащат три тепловоза. Обычные почтово-багажные и рефрижераторные вагоны. Но в семи из них — командная секция ракетного полка (пункт управления, узел связи, дизель-электростанция, общежития офицеров и солдат, столовая, мастерская-аппаратная). А в девяти — пусковые модули с «молодцами». Каждый модуль — из трех вагонов: командный пункт, пусковая установка с ракетой, технологическое оборудование. Ну и вагон-цистерна с горючим…

Тысячи подобных составов с почтой и мороженой рыбой бегали по одной шестой части суши. И только очень наблюдательный глаз мог заметить, что у вагонов-«рефов» с ракетами не четырехколесные, как обычно, а восьмиколесные тележки. Вес-то немаленький — почти 150 тонн, хотя на бортах надпись «для легких грузов». А три тепловоза — чтобы в случае необходимости растащить пусковые модули в разные концы необъятной державы…

«Битва» в Крыму

У неё есть точная дата начала: 28 августа 1969 г.

В этот день на бывшей даче Сталина неподалёку от Ялты состоялось заседание Совета обороны СССР. Вёл его Брежнев. Детали совещания до сих пор скрыты грифом «Совершенно секретно». Ясно главное: в этот день начала создаваться стратегия обороны страны, которая действует и сегодня.

Среди ракетчиков эти события назывались «маленькой гражданской войной». В «противниках» были два академика — Михаил Янгель и Владимир Челомей. У каждого была собственная концепция развития ракетно-ядерной техники. Челомея поддерживали некоторые конструкторы и министры общего машиностроения и обороны — Афанасьев и Гречко. На стороне Янгеля выступали академики Глушко и Пилюгин, а также Устинов и Смирнов. Генеральному секретарю и членам Политбюро ЦК предстояло поддержать ту или иную сторону и тем самым выбрать главное направление развития ракетной техники.

Первым выступал Владимир Николаевич Челомей. Элегантный, спокойный, уверенный в себе. Его идея: на вооружении нужно иметь большое количество простых в эксплуатации дешёвых ракет. «Если по нам ударят, — говорил Челомей, — мы ответим мощью всех ракет сразу».

А Михаил Кузьмич Янгель заявил, что надо создавать более мощные и более точные ракеты, ставить на борт вычислительные машины и преодолевать последствия ядерного взрыва.

«Битву» в Крыму выиграл Янгель. Руководство страны поддержало его. К сожалению, вскоре Михаил Кузьмич неожиданно скончался. Ему на смену пришёл молодой главный конструктор Владимир Уткин.

Статья по теме

Профессор Аркадий Бриш: «Создав ядерное оружие, мы обеспечили мир»

«Группе Челомея» показалось, что справиться с ним будет легче — мол, это ведь не маститый Янгель. Однако в КБ «Южное» было заведено жёсткое правило: рядом с опытным конструктором и учёным обязательно стоял молодой сотрудник, который перенимал бы опыт старшего товарища. Уроки Янгеля Уткин усвоил хорошо, и уже на следующем заседании Совета обороны он убедительно показал, что вполне достоин возглавлять лучшее оборонное ракетное КБ страны.

Под руководством академика В. Ф. Уткина были созданы уникальные ракетные комплексы как для защиты страны, так и для освоения космического пространства.

Примечания[править | править код]

  1.  . Энциклопедия. Оф. сайт Минобороны России. Дата обращения: 28 октября 2012.
  2. . Дата обращения: 26 апреля 2020.
  3. . Дата обращения: 22 апреля 2015.
  4. . Дата обращения: 22 апреля 2015.
  5. . Дата обращения: 22 апреля 2015.
  6. Александр Долинин. . «Красная Звезда» (30 августа 2005). Дата обращения: 9 января 2011.
  7. Глотин Д. П. и др. Надёжный щит Отчизны. РВСН на пермской земле / Под общ.ред. А. С. Королёва и М. А. Дружининой. — Пермь: Издательство «Маматов», 2009. — С. 50—51. — ISBN 978-5-91076-28-2.
  8.  . ИТАР-ТАСС (7 сентября 2009). Дата обращения: 18 сентября 2009.
  9. . Дата обращения: 23 апреля 2013.
  10. . Дата обращения: 23 апреля 2013.
  11. . Дата обращения: 23 апреля 2013.
  12. Вести (17 декабря 2014). Дата обращения: 23 января 2015.
  13. . ТАСС (12 мая 2016). Дата обращения: 12 мая 2016.
  14. . Дата обращения: 16 сентября 2021.
  15. Богдан ЛИСОВОЙ. Газета «Студенческая Правда». Дата обращения: 18 сентября 2009.

БЖРК «Скальпель» — предыдущие поколение ядерных поездов

Впервые разработки ядерных поездов начали проводиться в 60-х годах двадцатого века. Работы велись в СССР и США примерно параллельно.

При чем идею создания, по легенде, подбросили, именно, американцы. После неудачных попыток Соединенных Штатов по созданию комплекса было решение пустить дезинформацию о том, что такие поезда активно создаются и скоро выйдут на рельсы. Цель ложной информации была одна — заставить Советский Союз вкладывать огромные средства в нереализуемую задумку. В итоге — результат превзошел все ожидания.

13 января 1969 года был подписан Приказ Главнокомандующего «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23», во исполнение которого к 1980-м годам в СССР впервые в мире был запущен в производство и испытан в условиях, приближенных к боевым, ракетоносец на железнодорожной платформе, аналогов которому не было и нет во всем мире. Как говорили специалисты, на планете не существует более грозного и мобильного орудия, чем подвижный железнодорожный боевой состав с континентальной ракетой на борту.

Над созданием комплекса работал коллектив Российской Академии Наук во главе с братьями Алексеем и Владимиром Уткиными. В ходе создания перед конструкторами стояло несколько серьезных трудностей.

  • Во-первых, масса поезда — огромный вес мог деформировать железнодорожное полотно. Вес самой маленькой МБР (Межконтинентальная баллистическая ракета) составлял 100 тонн.
  • Во-вторых, прямое пламя при запуске ракеты расплавляло поезд и рельсы, на которых он стоял.
  • В-третьих, контактная сеть над вагоном, естественно, была препятствием для запуска ракеты. И это далеко не весь список проблем, с которыми столкнулись советские специалисты.

В БЖРК были использованы ракеты РТ-23У (по классификации НАТО СС-24 «Скальпель»). Для состава были изготовлены специальные ракеты, обладающие выдвижными соплом и обтекателем. Одна ракета несет разделяющуюся головную часть типа «MIRV» с 10 боеголовками мощностью 500 килотонн каждая.

Для распределения нагрузки на пути было принято оригинальное решение. Три вагона были соединены жесткой сцепкой, что обеспечило распределение веса ракеты на более длинный участок железнодорожного полотна. В боевом состоянии выдвигались специальные гидравлические лапы.

Для отведения контактной подвески сети, мешающей запуску было придумано специальное устройство, которое аккуратно убирало провода из зоны работы комплекса. Сеть перед запуском обесточивалась.

Для запуска ракеты было придумано также гениальное решение — минометный пуск. Пороховой заряд выбрасывал ракету на 20 метров над землей, после этого еще один заряд корректировал наклон сопла ракеты в сторону от поезда и уже после этого включался двигатель первой ступени. Таким образом столб пламени огромной температуры не наносил повреждений вагонам и путям, а был направлен в нужную сторону.

Автономность ракетного поезда составляла более 20 суток.

20 октября 1987 года, после проведенных на Семипалатинском полигоне испытаний, ракетный полк РТ-23УТТХ «Молодец» заступил на боевое дежурство. А уже к 1989 году на территории СССР были развернуты 3 дивизии БЖРК, рассредоточенные на расстоянии многих тысяч километров: в Костромской области, в Пермском и Красноярском краях.

Устройство БЖРК включает в себя железнодорожные модули различных назначений, а именно: 3 пусковых модуля МБР РТ-23УТТХ, 7 вагонов в составе командного модуля, модуль с запасами ГСМ в железнодорожной цистерне и 2 тепловоза модификации ДМ-62. Работа над усовершенствованием оборудования не прекращалась и после поступления в войска, и его боевой потенциал неуклонно рос.

БЖРК «Молодец» были кошмаром для американцев. На отслеживание поездов-призраков выделялись огромные средства. Спутники-разведчики искали 12 поездов-призраков по всей стране и никак не могли отличить боевой комплекс от состава с рефрижераторами (вагонами-холодильниками), везущими продукты питания.

После развала Советского Союза, уже в России все изменилось. 3 января 1993 года в Москве подписывается договор СНВ-2, согласно которому РФ должна уничтожить часть своего ракетного потенциала, в том числе и ракеты РТ-23У, поэтому к 2005 году, по официально версии, все БЖРК снимаются с боевого дежурства и уничтожаются, а несколько уцелевших отправляются на хранение для дальнейшей утилизации.

Комплекс официально стоял на боевом дежурстве в Советском Союзе в течение примерно 20 лет, до 2005 года.

Преимущества и недостатки

Официальными причинами снятия БЖРК с вооружения назывались устаревшая конструкция, высокая стоимость воссоздания производства комплексов в России и предпочтение подвижных установок на базе тягачей. Договор СНВ-2 предусматривал снятие БЖРК с дежурства.

Советский БЖРК с ракетой РТ-23 УТТХ обладал также следующими минусами:

  1. Невозможность полной маскировки поезда из-за необычной конфигурации (в частности, трёх тепловозов), которая позволяла определять местонахождение комплекса с помощью современных средств спутниковой разведки. Тем не менее американцы долгое время не могли засечь комплекс спутниками, и бывали случаи, когда даже опытные железнодорожники с 50 метров не различали состав, накрытый простой маскировочной сеткой.
  2. Более низкая защищённость комплекса (в отличие от, например, шахтных пусковых установок), который может быть опрокинут или разрушен ядерным взрывом в окрестностях. Для оценки воздействия воздушной ударной волны ядерного взрыва на вторую половину 1990 года был запланирован крупномасштабный эксперимент «Сдвиг» — имитация близкого ядерного взрыва путём подрыва 1000 тонн тротила (несколько ж/д эшелонов противотанковых мин ТМ-57 (100 тыс. шт.), вывезенных со складов Группы советских войск в Германии, выложенных в виде усечённой пирамиды высотой 20 метров). Опыт «Сдвиг» был проведён на 53 НИИП МО (Плесецк) 27 февраля 1991 года, когда в результате взрыва образовалась воронка диаметром 80 и глубиной 10 м, уровень акустического давления в обитаемых отсеках БЖРК достигал болевого порога — 150 дБ, а пусковая установка БЖРК снялась с готовности, однако, после проведения режимов по приведению в необходимую степень готовности, ПУ смогла провести «сухой пуск» (имитация пуска с использованием электромакета ракеты). То есть, командный пункт, ПУ и аппаратура ракеты остались работоспособны.
  3. Повышенный износ железнодорожных путей, по которым передвигался очень тяжёлый ракетный комплекс.

Сторонники использования БЖРК, среди которых инженер команды пуска на первых испытаниях БЖРК, начальник группы военных представителей Министерства обороны СССР на ПО «Южмаш» Сергей Ганусов, отмечают уникальные боевые характеристики изделий, которые уверенно преодолевали зоны противоракетной обороны. Платформа разведения, как подтвердили лётные испытания, доставляла боевые блоки цельной или суммарной массой 4 тонны на расстояние 11 000 км. Одного изделия, содержащего 10 боевых блоков мощностью 550 кТ каждый, хватало, чтобы поразить целое европейское государство. В прессе отмечалась также высокая подвижность поездов, способных перемещаться по железнодорожной сети страны (что позволяло оперативно менять дислокацию стартовой позиции свыше 1000 километров в сутки), в отличие от тягачей, действующих в сравнительно небольшом радиусе вокруг базы (десятки км).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: