Ярослав мудрый и его сыновья

Примечания[править | править код]

  1. Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Глава II
  2. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — М.-Л.: «Издательство Академии Наук СССР», 1950. — 659 с. //«Ізборник». Історія України IX-XVIII
  3. Зиборов В. К. Киевские граффити и дата смерти Ярослава Мудрого (источниковедческий анализ)//Генезис и развитие феодализма в России. Л.,-1988.
  4. Костомаров Н. И.Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей.Глава II\\Проект «Хронос» (см. Костомаров Н. И.)
  5. Соловьёв С. М.ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН т.1 гл.7\\Проект «Хронос» (cм. Соловьёв С. М.)
  6. М.Д. Приселков. История русского летописания XI — XV вв. СПб., 1996.
  7. Роман Багдасаров, Леонид Гурченко ЗАВЕТ — МОЛЧАНИЕ (Искомая Русь в картинах Юрия Шмелёва)\\Газета «Завтра» 35(352 29-08-2000)
  8. Назаренко А. В.Древняя Русь на международных путях. — М.: Языки русской культуры, 2001.
  9. Назаренко А.В. О династических связях сыновей Ярослава Мудрого. Отечественная история / РАН. Ин-т рос. истории. — М.: Наука, 1994. — N 4-5.
  10. Рождественская М.В. Начало русской литературы
  11. «Сказание о святых Борисе и Глебе», по сильвестровскому списку издано И. И. Срезненским, с предисловием издателя, в 1860 году
  12. Сага об Эймунде Хрингссоне\\Мифы и легенды народов мира.»Сказки» проект ИД «Провинция»
  13. «О.Головко, слідом за М.Ільшим та А.Грабським, на підставі саги про Еймунда дуже сміливо відніс смерть Бориса до справи рук варягів, надісланих Ярославом Мудрим у 1017р.»Леонтій Войтович. Князівські династії Східної Європи (кінець IX — початок XVI ст.):склад, суспільна і політична роль. Історико-генеалогічне дослідження. — Львів: Інститут українознавства ім. І.Крип’якевича, 2000. — 649 с. (ISBN 966-02-1683-1) (Розділ третій. РЮРИКОВИЧІ. ПЕРСОНАЛЬНИЙ СКЛАД) (укр.)
  14. Ляпунов Б. В. Из глубины веков. О работах лауреата Сталинской премии М. М. Герасимова. М.: Госкультпросветиздат, 1953
  15. Лада Аристархова.Ярослав.Очень мудрый.Госоркестр дал премьеру\\Газета «Культура» №9 (7316) 28 февраля — 6 марта 2002 г.
  16. Кино про Ярославль

Внутренняя политика Ярослава Мудрого

Правление Ярослава Мудрого нередко называют периодом расцвета Древнерусского государства. Почему?

  • За счет принятия христианства происходило активное храмовое строительство. Подробнее о храмовом строительстве при Ярославе и других князьях вы можете почитать в статье «Культура русских земель до конца XV века».
  • Началось создание первого единого сборника законов — Русская правда.
  • Было упорядочено социальное строение общества. В чем это выражалось? Население было разделено на категории: высшие сословия и низшие сословия.
  • Была установлена лествичная система престолонаследия, по которой престол передавался старшему мужчине в роду. Обо всех этих нововведениях вы можете прочитать в статье «Русская правда. Категории населения».

Итоги внутренней политики Ярослава Мудрого:

Развитие культуры. Во время правления Ярослава Мудрого активно строились новые города, школы, храмы. Например, после победы над печенегами, был построен Софийский собор в Киеве.

Начало устройства правовой системы

Законы – это очень важно. Ярослав Мудрый начал создание первого сборника законов – Русской правды, после чего она будет дополняться следующими правителями.

Установление определенного порядка наследования престола

Из-за лествичной системы престолонаследия будут происходить многие междоусобицы.

Правление Владимира и Ярослава часто встречаются в заданиях ЕГЭ и ОГЭ, поэтому предлагаем вам попрактиковаться, чтобы точно ничего не забыть. Рассмотрим один из возможных вариантов задания №5 ОГЭ:Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с Владимиром I и Ярославом Мудрым. Выберите термин, «выпадающий» из списка.1) Династические браки2) Письменный свод законов3) Междоусобицы4) Борьба с монголами5) Языческая реформаРешение:1. Династические браки – да, они впервые на Руси заключались при Ярославе Мудром.2. Письменный свод законов – да, Ярослав Мудрый издает первый письменный свод законов.3. Междоусобицы – да, оба князя пришли к власти в результате междоусобиц.4. Борьба с монголами – нет, она начнется только в XIII веке.5. Языческая реформа – да, Владимир I проводил языческую реформу в 980 году.Так как в задании нас просят найти термин, «выпадающий» из списка, ответом будет только борьба с монголами.Ответ: 4

На этом мы завершаем изучение темы правления Владимира I и Ярослава Мудрого, которые провели многие важнейшие преобразования в Древнерусском государстве. В следующей статье мы узнаем, как будет складываться история Руси дальше: рассмотрим один из сложнейших периодов – правление Ярославичей, а также правление Владимира Мономаха, о котором мы упоминали выше. Приглашаем вас в статью «Древнерусское государство в 1054–1132 гг.».

Ярослав Мудрый

Великий князь Ярослав Мудрый

А. Кившенко. «Чтение народу «Русской правды» в присутствии великого князя Ярослава»

Софийский собор в Киеве, где находится гробница Ярослава Мудрого

1035 лет назад родился Ярослав Мудрый, четвёртый сын великого Киевского князя Владимира, прозванного в народе «Красно Солнышко», и полоцкой княжны Рогнеды. Детство Ярослава было трудным – у него болели ноги, он позже других детей научился ходить. Мальчик выучился грамоте, очень любил читать книги.

На шестом году жизни совершили над Ярославом обряд пострижения: отрезали прядь волос – в знак того, что повзрослел княжич и будет отныне не матерью воспитан, а наставником. Становился он с каждым годом в присутствии великого князя Ярослава» всё сильнее и мудрее. Да только от прежней болезни хромота осталась, за что и получил княжич прозвание – хромец.

А в 11 лет был отправлен отцом княжить в город Ростов, а потом и в Новгород. И платил Ярослав отцу, князю Киевскому, ежегодную дань в 2 тысячи гривен серебра. В 1014 году он перестал подчиняться отцу, а через 5 лет сам стал великим князем Киевским.

За время своего правления он объединил почти все русские земли. Успешно воевал с Польшей, победил племена ятвягов, литовцев, мозовшан, разгромил печенегов.

При Ярославе Мудром появились на славянской земле первые письменные законы. По повелению князя были собраны и записаны те обычаи, по которым судили на Руси.

Это был перечень наказаний и штрафов за те или иные проступки, провинности и преступления.

Князь был очень образован. Он основал первую государственную библиотеку на Руси. Она была не только хранилищем книг, но и книгописной мастерской: здесь трудились переводчики, художники, мастера по выделке пергамента, ювелиры.

Ярослав заботился об образовании детей. Для распространения грамоты он велел духовенству обучать детей и устроить в Новгороде школу для 300 мальчиков.

Князь основал города Ярославль, Юрьев (сейчас г. Тарту), украсил Киев многими постройками, построил новые каменные стены, устроив в них знаменитые Золотые ворота.

За ум и начитанность, за построение городов и храмов, за мудрость в управлении землями русскими князя назвали «Мудрым». Ярослав Владимирович правил Киевской Русью 37 лет – до 1054 – года и сделал свою страну одной из самых больших, сильных и культурных государств Европы.

Похоронен Ярослав в мраморной гробнице в Киевском Софийском соборе.

Материал подготовлен Центральной детской библиотекой им. Ярослава Мудрого, г. Ярославль

Для того, чтобы оставить комментарий необходимо зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином и паролем

Москва – столица нашей Родины

В каждом государстве есть самый главный город – столица. Как правило, здесь находятся …

Поле у белгородского поселка Прохоровка называют Третьим ратным полем России. На нем …

Ссылки[править | править код]

  • Ярослав I Владимирович — статья из ЭСБЕ
  • Ярослав Владимирович Мудрый.//проект «Хронос»
  • Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — М.-Л.: «Издательство Академии Наук СССР», 1950. — 659 с. //«Ізборник». Історія України IX-XVIII
  • Ипатьевский список «Повести временных лет»//«Ізборник». Історія України IX-XVIII
  • Карта. Киевская Русь в XI в.// УНПК Орловский Государственный Технический Университет
  • Н.И. Костомаров.«Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» Глава 2.Киевский Князь Ярослав Владимирович//c www.magister.msk.ru
  • ЯРОСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ (Ярослав Мудрый)//Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»
  • Правление Ярослава I. Война с Византией\\«Всемирная история»
Предшественник:Вышеслав Владимирович Князь новгородскийок.— Преемник:Владимир Ярославич
Предшественник:Святополк Владимирович Великий князь киевский Преемник:Святополк Владимирович
Предшественник:Святополк Владимирович Великий князь киевский Преемник:Изяслав Ярославич (Изяслав I)

Ярослав — создатель новых традиций

Основы братолюбия

Именно при Ярославе Мудром были возведены в лик святых мученики Борис и Глеб. Как считал, историк Д. Лихачев такое решение было выгодно самому Ярославу, так как князь считался мстителем за невинно погибших, а это помогало вырастить авторитет в глазах народа и за рубежом.  Таким образом, культ первых русских святых был важным событием с политической точки зрения.

Именно во время правления Ярослава Мудрого было создано «Сказание о Борисе и Глебе» — житие святых. В нем пропагандировались основы братолюбия, семейных и братских уз.

Сказание о святых Борисе и Глебе

Кроме этого, Ярославу принадлежит еще одно «неслыханное деяние»: крещение и повторное захоронение останков братьев Владимира Святославича — Олега и Ярополка, погибших еще в конце десятого века во время усобицы.

Смысл такого поступка историки видят в том, что Ярослав формально причисляет князей к христианству.

Принцип старейшинства

Ярослав в своем завещании указал новую систему престолонаследия. До него власть от правящего князя могла передаваться любому члену династии, что порождало войны и междоусобицы.

Теперь киевский престол после смерти правителя передавался старшему брату умершего, а если такого не оказывалось, то власть переходила к брату по старшинству.  А сыновья умершего князя имели право на престол только, если не было претендента из братьев Великого князя. Сыновья старшего брата имели право третьей очереди. Все остальные князья, не имевшие права на киевский престол, получали наделы.

Русская правда

Ярослав хотел упорядочить правила и нормы, действующие на Руси, и создал «Русскую правду» — сборник из 37 глав уголовных и гражданских законов. Написан документ на древнерусском языке и считается основой русского права.

«Русская правда» узаконила кровную месть, штрафы за убийство, санкции за порчу имущества, регламентировала торговлю и устанавливала процесс судебных разбирательств.

События

17.02.2024 09:49

* * *

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook, где анонсируются самые интересные авторские работы и жизнь издательского агентства Коллекция Jaaj.Club.

* * *

04.02.2024 07:46

* * *

Начался
V Международний Писательский Турнир
На Вылет

ТУРНИРНЫЕ БИТВЫ

ТУРНИРНАЯ ТАБЛИЦА

Пользователям от 15 писательского уровня доступен дополнительный функционал турнирного жюри.

КАБИНЕТ ЖЮРИ

Кроме того, каждый просмотр, комментарий и зрительская симпатия увеличивают шансы на победу вашего любимого автора!

* * *

16.01.2024 20:47

* * *

Активирована новая услуга!

Бестселлер Jaaj.Club

Услуга рекламирует выбранную книгу на главной странице Jaaj.Club. Опция рекламы доступна на странице просмотра книги.

Бестселлер держится на главной странице Jaaj.Club до тех пор, пока его не перебил рекламой другой.

* * *

Святые родственники

Будущий православный святой благоверный князь Ярослав (конунг Ярицлейв) был свояком общехристианского будущего святого, норвежского конунга Олафа Святого — они были женаты на сёстрах: Ярослав на старшей сестре, будущей православной святой Ингигерд, Олаф на младшей сестре — Астрид.

До того у обеих святых была одна невеста — принцесса Ингигерд Шведская (на Руси благоверная княгиня Ирина), которая весной 1018 года дала согласие выйти замуж за Олафа Норвежского и собственноручно вышила плащ с золотой застёжкой своему жениху, а осенью того же года по требованию отца дала согласие выйти замуж за Ярослава (свадьба состоялась в 1019). Романтические отношения Олафа и Ингигерд с 1018 по 1030 год описываются в трёх скандинавских сагах: «Саге об Олафе Святом», «Пряди об Эймунде» и т. н. «Гнилой коже». В 1029 году Олаф, будучи в изгнании в Новгороде, написал вису (стихотворение) об Ингигерд; часть его дошла до настоящего времени. Согласно сагам, Олаф в Новгороде зимой 1029/1030 явил два чуда исцеления: в частности, излечил тяжело больного девятилетнего сына Ярослава и Ингигерд, будущего православного святого Владимира (Вальдемара). После гибели и прославления Олафа в Новгороде, б. стольном граде Ярослава, была возведена церковь Олафа Святого, прозванная в народе «варяжской».

Малолетний сын будущего святого Олафа Магнус Добрый был после гибели отца усыновлён будущим святым Ярославом Мудрым, воспитывался в его семье и по достижении совершеннолетия при помощи приемного отца получил обратно престол Норвегии, а затем и Дании.

Также Ярослав Мудрый — брат православных, первых прославленных на Руси святых — князей Бориса и Глеба, отец православного святого Владимира Ярославича, дед местночтимого православного святого Владимира Мономаха и католического Гуго Великого.

Ярослав похоронен в Софии Киевской в бывшей шеститонной проконесского мрамора гробнице святого римского папы Климента, которую его отец Владимир Святой вывез из завоёванного им византийского Херсонеса. Гробница цела до сих пор.

Правление Великого князя Ярослава Мудрого

Князь Мал сватался к Ольге, княгиня жестоко покарала древлян, она сожгла город. Дочь князя Мала, Малуша стала рабыней Ольги. Но может Малуша было дочерью простого смерда. От нее у Святослава родился сын Владимир. Он посватался к княжне Рогнеде, а та назвала его робичем. Владимир разрушил Полоцк, обесчестил княжну на глазах отца и братьев. Убил её родственников, по закону язычников вступил в брак с Рогнедой.

При нем началось составление летописного свода. Под Киевом поселились первые монахи-отшельники. В стране возникли первые монастыри. В ней не было смертной казни: за преступления человек отвечал имуществом и свободой.

Европейские державы стремились к союзу с Ярославом.

Урегулировав взаимоотношения с Великим Новгородом, добившимся от него многих привилегий и вольностей, обрушился на подступивших к Киеву печенегов, разгромил их и положил конец их нашествиям. В 1037 начал масштабное строительство в Киеве, заложил собор Святой Софии, монастыри св. Георгия и св. Ирины, Золотые Ворота и другие сооружения. В 1038 ходил войной на ятвягов и устраивал династические браки — свою сестру Марию выдал замуж за Польского Князя Казимира I Восстановителя, а дочь Анастасию — за Принца Венгерского Андрея. В 1040-1041 воевал с литовцами и мазовцами.

В 1043 из-за убийства русских купцов в Константинополе начал военные действия против Восточной Римской Империи, но потерпел поражение. В 1045 помог своему зятю Андрею Венгерскому взойти на престол Венгрии. В 1047 помог зятю Казимиру I против мазовцев. В 1050 похоронил горячо любимую супругу Ирину, с которой он советовался по всем важным делам. В 1051 пытался, впервые в русской истории, добиться церковной независимости от Константинопольской Церкви, возведя на митрополичий престол русского иерарха Илариона автора знаменитого «Слова о Законе и Благодати». Ярослав I заслужил прозвание Мудрого за свою ученость, покровительство наукам и образованию и законотворческую деятельность.

В 1016 году Ярослав разбил войско Святополка близ Любеча и поздней осенью занял Киев. Он щедро наградил новгородскую дружину, оделив каждого воина десятью гривнами. Из летописей: « … И отпусти их всех домой,— и дав им правду, и устав списав, тако рекши им: по се грамоте ходите, якоже списах вам, такоже держите » Победа под Любечем не окончила борьбу со Святополком: вскоре тот подступил к Киеву с печенегами, а в 1018 году польский король Болеслав Храбрый, приглашённый Святополком, разбил войска Ярослава на берегах Буга, захватил в Киеве сестёр, жену Анну и мачеху Ярослава и, вместо того чтобы передать город «стол» мужу своей дочери Святополку, сам сделал попытку утвердиться в нём. Но киевляне, возмущённые неистовствами его дружины, начали убивать поляков, и Болеслав должен был поспешно оставить Киев, лишив Святополка военной помощи.

А Ярослав, после поражения вернувшись в Новгород, приготовился бежать «за море». Но новгородцы во главе с посадником Константином Добрыничем, изрубив его суда, сказали князю, что они хотят биться за него с Болеславом и Святополком. Они собрали деньги, заключили новый договор с варягами конунга Эймунда и сами вооружились.

Приход Владимира Святого к власти и первые шаги

Почитание в христианстве[править | править код]

Ярослав Мудрый

Благоверный князь Ярослав Мудрый, почитается христианами сразу после смерти, впервые как Святой упоминается у Адама Бременского, который в «Деяниях первосвященников Гамбургской церкви», датируемых 1075 годом, Великого князя Ярослава Владимировича он называет святым. Ярослав Мудрый формально не входил в число святых Русской Православной Церкови, 9 марта 2004 года в связи с 950-й годовщиной смерти, был внесён в святцы Украинской Православной Церкви МП, а 8 декабря 2005 года, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, 5 марта было внесено в месяцеслов, в честь дня поминовения благоверного князя Ярослава Мудрого.

Крещение Руси

В средневековой литературе

Ярослав — традиционный персонаж литературных произведений агиографического жанра — Житие Бориса и Глеба.
Сам факт убиения служит для древних летописцев излюбленной темой для отдельных сказаний. Всего «Сказание о Борисе и Глебе» сохранилось более чем в 170-и списках, из которых старейшие и наиболее полные приписываются преподобному Нестору и черноризцу Иакову.

Там говорится, например, что после смерти Владимира, власть в Киеве захватил пасынок Владимира Святополк. Опасаясь соперничества родных детей великого князя — Бориса, Глеба и других, Святополк прежде всего подослал убийц к первым претендентам на стол в Киеве — Борису и Глебу. Гонец, посланный от Ярослава, передаёт Глебу весть о смерти отца и убийстве брата Бориса… И вот опечаленный скорбью князь Глеб плывёт по реке в ладье, и её окружают настигшие его враги. Он понял, что это конец и промолвил смиренным голосом: «Раз уже начали, приступивши, свершите то, на что посланы». А сестра Ярослава Предслава предупреждает, что их брат Святополк собирается устранить и его.

В 1834 году профессор Санкт-Петербургского университета Сенковский, переведя на русский язык «Сагу об Эймунде», обнаруживает там, что варяг Эймунд вместе с дружиной был нанят Ярославом Мудрым. В саге рассказывается как конунг Ярислейф (Ярослав) сражается с конунгом Бурислейфом (Борисом), причём в саге Бурислейфа лишают жизни варяги по распоряжению Ярислейфа. Затем некоторые исследователи на основании саги про Эймунда поддержали гипотезу, что смерть Бориса — «дело рук» варягов, присланных Ярославом Мудрым в 1017 году, учитывая то что по летописям Ярослав, и Брячислав, и Мстислав отказались признать Святополка законным князем в Киеве.

Лишь два брата — Борис и Глеб заявили о своей верности новому киевскому князю и обязались «чтить его как отца своего» и для Святополка весьма странным было бы убивать своих союзников. До настоящего времени эта гипотеза имеет как своих сторонников, так и противников.

Также историки, начиная с С. М. Соловьёва предполагают, что повесть о смерти Бориса и Глеба явно вставлена в «Повесть временных лет» позже, иначе летописец не стал бы снова повторять о начале княжения Святополка в Киеве.

Сыновья

  • Владимир (1020—1052) — князь новгородский.

  • Изяслав (1024—1078) — женился на сестре польского короля Казимира I — Гертруде.

  • Святослав (1027—1076) — князь черниговский, предполагают, что женат был дважды: первый раз на Килликии (или Кикилии, Цецилии), неизвестного происхождения; второй раз вероятно на австрийской принцессе Оде, дочери графа Леопольда.

  • Всеволод (1030—1093) — женился на греческой царевне Ирине Мономах, от брака с которой родился князь Владимир Мономах.

  • Вячеслав (1036—1057) — князь смоленский

  • Игорь (1036—1060) — женился на германской принцессе Кунигунде, графине Орламюнде.

Комментарии

О какой «колонизации» Марса может идти речь, если свою планету Земля толком не знаем?

20.03.2024
89Siete

Последний представителя этого вида львов в дикой природе погиб в начале 20 века. И всё по вине человека.

18.03.2024
Kongo

Благодаря раскопкам курганов мы знаем, что у скифов был высокий уровень культурной утончённости как в искусстве, так и в изготовлении оружия и одежды.

18.03.2024
LISKI

Согласно многим теориям, получившим широкое признание среди антропологов, культура отражает то, как люди интерпретируют свою биологию и окружающую среду.

17.03.2024
Erikus

Первоначально при создании икон следовали византийским канонам и рисовали удлиненные лица с прямым длинным носом, маленьким ртом и широко открытыми, но суровыми глазами.

17.03.2024
Cocinera

Год рождения Ярослава и старшинство

Ярослав впервые упоминается в Повести временных лет в статье 6488 (980) года, в которой рассказано о женитьбе его отца, Владимира Святославича, и Рогнеды, а после перечисляются 4 сына, родившихся от этого брака: Изяслав, Мстислав, Ярослав и Всеволод. В статье 1054 (6562) года, где рассказывается о смерти Ярослава, говорится, что прожил он 76 лет. Соответственно, согласно летописным известиям родился Ярослав в 978 или 979 году. Эта дата является общепринятой.

Однако существует мнение, что данный год является ошибочным. В статье под 1016 (6524) годом говорится о вокняжении Ярослава в Киеве, и упоминается, что

«Бе же Ярослав тогда 28 лет».

Если верить этому известию, то Ярослав должен был родиться в 988 или 989 году. Объясняется это по разному. Татищев считает, что имела место ошибка и должно быть не 28, а 38 лет. В не сохранившихся до нашего времени летописях, бывших у него в распоряжении (Раскольничья, Голицынская и Хрущёвская летописи), было 3 варианта — 23, 28 и 34 года, а согласно Оренбургскому манускрипту дату рождения Ярослава следовало отнести к 972 году. При этом в некоторых поздних летописях читается не 28 лет, а 18 (Софийская первая летопись, Архангелогородский летописец, Ипатьевский список Ипатьевской летописи). А в Лавреньевской летописи было указано, что «И бы тогда Ярослав Новегороде лет 28», что дало основание С. М. Соловьёву предположить, что известие относится к продолжительности новгородского княжения Ярослава: если принять правильным 18 лет — то с 998 года, а если 28 лет — то совокупное правление в Ростове и Новгороде с 988 года. Соловьёв также сомневался в правильности известий о том, что Ярославу в год смерти было 76 лет.

С учётом того, что брак между Владимиром и Рогнедой по устоявшемуся сейчас мнению был заключён в 978 году, а также того, что Ярослав был третьим сыном Рогнеды, он не мог родиться в 978 году. По мнению историков датировка в 76 лет появилась для того, чтобы представить Ярослава старше Святополка. Однако есть свидетельства о том, что именно Святополк был старшим из сыновей на момент смерти Владимира. Косвенным свидетельством этому могут служить слова Бориса, которые он сказал своей дружине, не желая занимать Киев, поскольку именно Святополк является старшим:

Онъ же рече: «Не буди мне възняти рукы на брата старъшаго: аще и отец ми умре, то сь ми буди въ отца мъсто»

В настоящий момент факт старшинства Святополка считается доказанным, а указание возраста считается свидетельством того, что летописец пытался представить старшим именно Ярослава, обосновав, таким образом, его право на великое княжение.

Дополнительные сведения о возрасте Ярослава на момент смерти представляют данные исследования костных останков Ярослава, проведённые в 1939—1940 годах. Д. Г. Рохлин указывает, что Ярославу в момент смерти было больше 50 лет и указывает в качестве вероятного года рождения 986, а В. В. Гинзбург — 60—70 лет. Основываясь на этих данных предполагается, что Ярослав мог родиться в период между 983 и 986 годами.

Кроме того, некоторые историки вслед за Н. И. Костомаровым высказывали сомнения о том, что Ярослав является сыном Рогнеды. Однако это противоречит известиям летописей, в которых Ярослав неоднократно называется её сыном. Существует также гипотеза французского историка Арриньона, согласно которой Ярослав был сыном византийской царевны Анны и именно этим объясняется вмешательство в 1043 году Ярослава во внутривизантийские дела. Однако эта гипотеза также противоречит всем другим источникам.

Внешняя политика князя

Ярослав Мудрый родился, вероятно, около 978 года в семье князя Владимира и Рогнеды. При жизни отца он занимал престол в Новгороде Великом. После смерти Владимира он вступил в противостояние со своим братом Святополком Окаянным.

Рис. 1. Ярослав Мудрый.

Святополк потерпел поражение в 1019 году в битве на реке Альте и сбежал в польские или чешские земли, где и скончался. Вступив на престол, Ярослав вскоре вынужден был начать войну со своим племянником Брячиславом, который правил в Полоцке. Этот конфликт тоже закончился победой князя. В следующей войне 1023–1024 годов со своим братом Мстиславом, тмутараканским князем, Ярослав потерпел поражение и уступил ему земли по левому берегу Днепра.

В 1029 году Ярослав помог Мстиславу разгромить ясов, осаждавших Тмутаракань. В 1030 году князь одержал победу над племенем чудь и основал город Юрьев, который получил своё название в честь крестильного имени Ярослава — Георгий (он же Юрий).

В 1031 году князь победил поляков и вернул Червенские города, расположенные в верховьях реки Сан, а также основал там город Ярослав. В 1036 году были разгромлены печенеги, тюркоязычные степняки из Причерноморья, тревожившие своими набегами Русь около 70 лет. В том же году скончался Мстислав и земли по левому берегу Днепра перешли под власть Ярослава.

В 1038 году Ярославом было разгромлено балтийское племя ятвягов, а спустя 3 года он совершил поход на ладьях в Мазовию на северо-востоке польских земель. В 1043 году ему пришлось воевать с Византией, и этот конфликт закончился династическим браком. Женой одного из сыновей Ярослава Мудрого, Всеволода, стала византийская царевна Мономахиня, и от этого брака родился будущий князь Владимир Мономах.

В годы княжения Ярослава Мудрого были заключены династические браки его дочерей (Елизаветы, Анастасии и Анны) с королями Норвегии, Венгрии и Франции. Его сыновья также вступили в брак с принцессами из Австрии и Польши.

Рис. 2. Русь при Ярославе Мудром.

Историческое значение

Основал Юрьев (ныне Тарту), который в 1061 году был отвоёван эстами, Ярославль, Юрьев Русский, Ярослав и Новгород-Северский.

При Ярославе Мудром Киев часто сравнивали по красоте с Константинополем. Титмар Мерзебургский считал уже в это время Киев чрезвычайно большим и крепким городом, в котором около 400 церквей и 8 рынков. Другой западный хронист того же века, Адам Бременский, называет Киев соперником Константинополя, «блестящим украшением».

При Ярославе возникли первые русские монастыри. В 1030 году Ярослав основал монастыри Святого Георгия: Юрьев монастырь в Новгороде и Киево-Печерский монастырь в Киеве; повелел по всей Руси «творити праздник» святого Георгия 26 ноября («Юрьев день»). Он издал Церковный устав и «Русскую правду» — свод законов древнерусского феодального права. В 1051 году, собрав епископов, он сам назначил митрополитом Илариона, впервые без участия константинопольского патриарха. Иларион стал первым русским митрополитом. Развернулась интенсивная работа по переводу византийских и иных книг на церковно-славянский и древнерусский языки. Огромные средства тратились на переписку книг. В 1028 году в Новгороде была основана первая большая школа, в которой были собраны около 300 детей священников и старост. При нём появились монеты с надписью «Ярославле серебро». На одной её стороне был изображен Иисус Христос, на другой — Георгий Победоносец, покровитель Ярослава.

Известно, что для поддержания мира на северных границах Ярослав ежегодно отправлял варягам по 300 гривен серебра. Причём плата эта была слишком малой, скорее символической, но она обеспечивала мир с варягами и защиту северных земель. Ярослав первым издал закон о престолонаследии, согласно которому наследование шло не от отца к сыну, а от старшего брата младшему.

М. Д. Приселков трактует один из переводов, что титул Ярослава — император. Иларион называл его «каганом», а в граффити на стене Софийского собора в Киеве, повествующей о его смерти в 1054 году, Ярослав Мудрый назван кесарем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: