Преподобный антоний великий

Преподобный антоний великий

О тексте жития Антония Великого

Диего Веласкес. Св. Антоний и Павел-Отшельник

Источниками наших сведений об Антонии Великом являются сообщения церковных историков Сократа, Созомена, Руфина, блаженного Иеронима и других, но главным из них является древнейшее греческое агиографическое произведение «Жизнь Антония», написанное около  года одним из видных греческих писателей IV века отцом Церкви святителем Афанасием Александрийским. Это творение святителя Афанасия считается одним из лучших его писаний, шедевром аскетической и житийной литературы. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что это житие нужно читать всем христианам. «Повествование сие мало значительно в сравнении с Антониевыми добродетелями, — пишет святой Афанасий, — однако же и из сего заключайте, каков был Божий человек Антоний. С юных лет и до такого возраста соблюдавший равное усердие к подвижничеству, ни по старости не обольщавшийся дорогими снедями, ни по немощи тела своего не изменявший вида своей одежды, ни в чём однако же не потерпел он вреда, Глаза у него были здоровы и невредимы и видел он хорошо. Не выпало у него ни одного зуба, а только ослабли они в дёснах от преклонных лет старца. Здоров он был руками и ногами (…). А что всюду говорили о нём, все удивлялись ему, даже не видавшие любили его — это служит доказательством его добродетели и Боголюбивой души».

Монастырь Святого Антония Великого,

Коптская икона Антония Великого

Из многочисленных произведений, посвящённых Антонию Великому и известных в греческой письменности, в славянском переводе распространилось лишь житие, написанное Афанасием Александрийским. По единодушному мнению специалистов, перевод был сделан в Болгарии; появление его объясняют антиарианскими эпизодами жития и сравнивают его в этом отношении со словами против ариан Афанасия Александрийского, которые были переведены Константином Преславским. Исследователи спорят лишь о личности переводчика Иоанна пресвитера. Одни считают, что названный в послесловии жития Иоанн — это Иоанн Экзарх, другие полагают, что вдохновитель перевода Иоанн — это архиепископ Иоанн Охридский, деятельность которого приходится на XI в. В первом случае перевод Иоанна пресвитера датируют X в., во втором — XI в. В настоящее время преобладает первая точка зрения.

Змеиный день

     А вот Змеиным днём в нашей стране день памяти этого святого (соответственно, прозванного в народе Змеевиком) стал совершенно случайно. Как гласит старинное славянское предание, именно 12 июня все пресмыкающиеся гады выбираются из нор после зимней спячки и отправляются справлять свои свадьбы. Причём на сие мероприятие ужи, медянки и гадюки идут поездом, то есть друг за другом, сцепившись хвостами, а возглавляет необычную процессию многоглавый змей — царь пресмыкающегося племени.

     Не случайно же до наших дней дошла старинная присказка, отражающая всю опасность заветного дня: «На Змеевика не ходи в травы, не тревожь лесные чащи, не пытай судьбу«.

     Причём крестьяне на Исаакия даже не выгоняли в луга скотину, боясь помешать змеиным свадьбам. Но люди с авантюрной жилкой, напротив, «ходили в травы» и устремлялись в леса 12 июня. И это было неспроста! Наши предки верили, что найденная в именно этот день сброшенная змеиная шкурка является мощным денежным талисманом, способным буквально озолотить своего владельца.

     Чтобы раздобыть заветный «магнит» для денег, смельчаки отправлялись в лес, вооружившись следующими оберегами: ладанкой с частицей марьина корня (пиона уклоняющегося) и ясеневой палкой. Эти нехитрые предметы долгое время считались сильным средством защиты. Люди верили, что душистое растение способно отпугнуть пресмыкающееся, а посох из ясеня лишит змей воли и парализует их на несколько минут.

     Вот только с заветной палкой ни в коем случае нельзя было нападать на змей и уж тем более лишать их жизни. Считалось, что за покалеченную и, конечно, за убитую подругу всё змеиное племя будут страшно мстить её обидчику и к Крестовоздвиженью (православный праздник, отмечается 27 сентября) непременно погубят бедолагу.

     Итак, 12 июня отправляться в лес на поиски змеиных шкурок решались немногие. А вот охотников разжиться талисманом накануне праздника находилось немало, потому кожа,  сброшенная тогда ужом или гадюкой, тоже становилась волшебной. Правда, деньги она притягивать не могла, а вот залечивать нарывы вполне.

     Также многие женщины считали, что отвар из змеиной шкурки, приготовленный со специальным заговором, поможет им надолго сохранить красоту и здоровье. Полученной в ходе этой процедуры жидкостью они разбавляли родниковую воду, обливались ею, а после закапывали заветную кожу в землю подальше от дома.

     Кроме того, положенные у порога дома 12 июня специально заготовленные выползки уберегали живущее в нём семейство от ссор и скандалов, и под кровом этого жилища навсегда воцарялся мир и покой.

     Также на Исаакия было принято высаживать бобы, которые перед процедурой посадки проходили определённую подготовку.

     Но так как к 12 июня снега уже давно не было, хозяйки отправляли детей в лесные овраги, на дне которых пока можно было найти столь необходимый для бобов ингредиент.

     Ещё «героями» Змеиного дня были пионы. Предания гласят, что пресмыкающиеся хоть и 
«недолюбливают» этот цветок, но всё же относятся к нему с уважением. К заветному дню пион  обретает определённую силу. А потому его лепестки, разбросанные у дома 12 июня, на целый год могли избавить его владельцев от происков нечистой силы.

     Кроме того, душистое растение помогало молодым красавицам обрести своё личное счастье. Считалось, если вечером накануне заветного дня барышня повесит на куст пиона свою ленту и прочтёт специальный заговор, она непременно вскоре свяжет судьбу свою с богатым и красивым кавалером.

Подвиги борьбы с грехом. Прежде всего с помыслами

198. Далеко гони от себя злые
помышления, предаваясь Богу; и Он покроет тебя десницею
Своею.

199. Не всякому помыслу своему следуй.

200. Помыслов и пожеланий своих не
исполняй.

201. Смотри, не попускай уму твоему
увлекаться памятью прежних грехов, чтоб они не
возобновились в тебе.

202. Не обращай в уме своем грехов,
некогда совершенных тобою, чтоб они опять не
возобновились. Будь уверен, что они прощены тебе в то
время, как ты предал себя Богу и покаянию, и ни мало в
том не сомневайся.

203. Об удовольствиях и утехах, которым
предавался ты во время нерадения своего, не вспоминай, и
речей о том не заводи, говоря: я то сделал, или это
нарушил; ибо это может послужить тебе в преткновение.

204. О страстях, которым работал ты в
мире, совсем не поминай, чтоб опять не возбудить
похотения их, и это не послужило тебе в соблазн.

Смирение

183. Возлюби смирение, и оно покроет все
грехи твои.

184. Будь смирен во все дни жизни твоей
и прилежи всему прекрасному.

185. Того, кто слабей тебя в
добродетелях, считай равным себе; равнаго же себе в
добродетелях почитай гораздо превосходящим тебя в
совершенстве.

186. Не завидуй тому, кто идет вверх; но
лучше всех людей считай высшими себя, чтоб с тобою был
Сам Бог.

187. Не ходи с гордыми, но ходи со
смиренными (это о подражании и содружестве).

188. Будь во всем смирен, — в осанке, в
одежде, в сидении, в стоянии, в походке, в постели, в
келлии и во всх принадлежностях ея.

189. Если станут хвалить тебя за дела
твои, не радуйся тому и не услаждайся тем, утаевай их
сколько можешь; не позволяй себе кому-нибудь говорить об
них, и всячески постарайся достигнуть того, чтоб люди не
хвалили тебя.

190. Бойся сделаться известным по
какому-либо из дел твоих.

191. Если кто укорит тебя безвинно в
каком грехе, смири себя, и получишь венец.

192. Приучи язык свой говорить: прости
мне, — и придет к тебе смирение.

193. Навыкни, чтоб язык твой во всех
случаях, во всякое время и всякому брату говорил: прости
мне. Ибо если будешь всегда говорить: прости мне, — то
скоро достигнешь смирения.

194. Будь готов при всяком слове
(обличительном), которое слышишь, говорить: прости мне;
— потому что такое смирение разстроивает все козни
врага.

195. Знай, что смирение есть не иное
что, как чтоб всех людей почитать лучшими себя. Твердо
содержи в уме своем, что ты виновен во многих грехах, —
голову свою держи поникшей долу, а язык твой пусть будет
готов сказать тому, кто нанесет тебе обиду: прости мне,
владыко мой! Постоянным же предметом помышления твоего
да будет смерть.

196. Люби труды, всем себя подчиняй,
уста свои держи заключенными, — и достигнешь смирения;
смирение же привлечет отпущение всех грехов твоих.

197. Прежде всего не считай себя
чем-либо, — и это породит в тебе смирение; смирение же
породит науку (опытность и здравомыслие);- на ука же
родит веру; вера же родит упование; упование же родит
любовь; любовь же родит повиновение, а повиновение родит
неизменное постоянство (твердость в добре).

Богословие аскетизма

Аскетизм в контексте христианской духовности

Аскетизм вправе считаться важной составляющей христианской духовности – его принципы и ценности пронизывают всю историю Церкви. В основе аскетизма лежит стремление к обретению Божественной благодати через постоянное духовное упражнение, посредством которого человек может обрести свою истинную природу, обновленную во Христе

Аскетические практики исходят из понимания, что наше призвание как христиан – это жизнь, посвященная Богу. Это призвание требует от нас особого внимания к духовному, моральному и этическому росту. Поэтому аскетизм включает в себя многообразные формы духовной дисциплины, такие как молитва, пост, чтение Святого Писания, милосердие, терпение и умерщвление страстей.

Однако аскетизм – это не просто выполнение набора правил или дисциплин. Это путь сердца, на котором человек, углубляя свою любовь к Богу и ближнему, усиливает свою духовную жизнь. В этом смысле аскетизм тесно связан с мистическими аспектами христианской духовности, поскольку он ведет к переживанию более глубокого общения с Богом.

Православная Церковь всегда уделяла большое внимание аскетизму. Святые отцы, подвиги которых описаны в Патериках и житиях святых, были поистине великими аскетами

Их учения и жизненный опыт являются ценным руководством для всех, кто желает следовать духовному пути.

Аскетизм, таким образом, является интегральной частью христианской духовности и важным средством для достижения более глубокого понимания и проживания христианской веры.

Взгляд Православной Церкви на аскетизм и подвиги святых отшельников

В православной традиции аскетизм не является лишь личным выбором – он тесно связан с общим пониманием природы человека, его отношений с Богом и мира. Подвиг аскетизма, исключая лишнее и отвлекающее, сосредоточивает нас на главном – на Боге, нашем Творце и Спасителе.

Святые отшельники (те, кто принял на себя этот подвиг) играют особую роль в истории Церкви. Они проливают свет на многие важные аспекты христианской жизни и демонстрируют нам, что даже в условиях мира, пронизанного грехом и заблуждением, возможно проживание в соответствии с высшими духовными ценностями.

Их жизни являются истинным примерам отказа от мирских сует и забот, увлечения молитвой и страстного стремления к божественному познанию. В своих подвигах они воплотили концепции аскетизма и самоотвержения, которые являются важнейшими элементами православного понимания христианской жизни.

Примеры жизни отшельников и их подвиги имеют большое значение для современных христиан

Они напоминают нам о важности духовного упражнения, тишины, поста и молитвы, показывают, что в любых жизненных обстоятельствах можно обрести духовную глубину и близость к Богу.. Вместе с тем, православная традиция подчеркивает, что подвиг аскетизма и отшельничества не является единственным путем к духовному совершенству

Несмотря на свое значение, он не является обязательным для всех верующих. Церковь учит, что каждый человек может найти свой путь к Богу в соответствии с его личными обстоятельствами и возможностями

Вместе с тем, православная традиция подчеркивает, что подвиг аскетизма и отшельничества не является единственным путем к духовному совершенству. Несмотря на свое значение, он не является обязательным для всех верующих. Церковь учит, что каждый человек может найти свой путь к Богу в соответствии с его личными обстоятельствами и возможностями.

Изречения святого Антония

Из творений самого преподобного Антония до нас дошли: 1) Речи его, числом 20, трактующие о христианских добродетелях, особенно монашеских, 2) Семь посланий к монастырям — о стремлении к нравственному совершенству и духовной борьбе и 3) Правила жизни и увещания к монахам.

В конце V столетия появилось собрание изречений, отражавших монашеский идеал. Следующие изречения приписываются Антонию:

  • «Если ты в миру не смог ужиться с людьми, то потом ты не сможешь справиться с одиночеством».
  • «Я видел все ловушки, врагом расставленные на земле, и сказал со вздохом: „Кто сможет их обойти?“ Тогда я услышал голос, сказавший: „смиренный“».
  • «Кто в пустыне в своей келье предаётся тишине, тот неуязвим для трёх искушений: слуховых, речевых и зрительных; одна лишь борьба предстоит ему: борьба с чувственностью».
  • «Как рыбы издыхают, если долго находятся на суше, так и монахи лишаются притягательной силы, даруемой тишиной, если они надолго покидают свою келью, проводя время со светскими людьми. Как рыба должна вернуться в воду, так и мы должны стремиться в келью, чтобы во время пребывания за её пределами не пропустить стражу в своём сознании».
  • «Не попадёт в рай тот, кого не искушали. Отними искушение — и никто не обретёт спасения».
  • «Будем убегать ненависти и распрей. Кто находится в дружбе с заражённым ненавистию и сварливым, тот находится в дружбе с хищным зверем. Точно, доверяющий себя зверю безопаснее того, кто доверяет себя сварливому и заражённому ненавистию. Неотвращающийся от сварливости и негнушающийся ею не пощадит никого из человеков, ниже друзей своих».
  • «Бьющий кусок железа наперёд смотрит мыслью, что намеревается сделать: серп, меч или топор. Так и мы должны размышлять: к какой добродетели приступить нам, чтобы не трудиться понапрасну».
  • «Гордость и высокоумие низвергли диавола с неба в преисподнюю, — смирение и кротость возносят человека с земли на небо».
  • «Ежедневно умирай, чтоб жить вечно: потому что боящийся Бога жив будет во веки».
  • «Если кто заговорит о неполезном для души, — будь подобен глухому, который не слышит, и немому, который не говорит».
  • «Если случится кому, по наущению диавола, подвергнуться падению: тот да восстанет покаянием, — да прибегнет к Тому, Который низшел на землю для спасения одной овцы, увлеченной грехом в заблуждение».
  • «Если увидишь, что брат впал в грех, то не соблазнись на него, не презирай и не осуждай его; иначе впадешь в руки врагов твоих».


Святой Антоний Великий, избиваемый демонами, желающими прогнать его с места отшельнического подвига, гравюра Мартина Шонгауэра, 1480

  • «Люби смирение; оно покроет все грехи твои».
  • «Молитва, совершаемая с небрежением и леностию — празднословие».
  • «Не будь сластолюбив и предан объедению, чтоб не возобновились в тебе прежние твои согрешения».
  • «Не забывай трудов, понесенных тобою ради добродетели, не впади в леность, чтоб не оказаться в последний час твой нерадивым и заблудшим с пути правого; но возлюби Господа до конца, чтоб наследовать милосердие».
  • «Не приклони слуха, чтоб услышать зло о ближнем; будь другом человеков, и стяжешь жизнь».
  • «Не ропщи и не позволь себе оскорбить кого-либо».
  • «Не считай себя мудрым: иначе гордостию вознесется душа твоя, и ты впадешь в руки врагов твоих».
  • «Непрестанно бодрствуй над собою, чтобы не быть обольщенным и сведенным в заблуждение, чтоб тебе не впасть в леность и нерадение, чтоб не быть отверженным в будущем веке. Горе ленивым! приблизился конец их и некому помочь им, нет им надежды спасения».
  • «Никому не предлагай того, никого не учи тому, чего прежде сам не исполнил на деле».
  • «О добром деле, которое желаешь сделать, отнюдь не говори, — исполни его, не разгласив о нём предварительно».
  • «Остерегись рассердиться на кого-либо, — прощай всем».
  • «От ближнего нам и жизнь, и смерть. Ибо если приобретем брата, то приобретаем Бога, если же соблазним брата, то согрешим против Христа».
  • «Ощутив гнев, тотчас отвергни его далеко от себя, чтоб радость твоя о Господе пребыла ненарушенною до конца. Умоляю, как юношей, так и старцев, чтоб они не дозволяли гневу обладать собою».
  • «Прочь — ложь! она изженет из тебя страх Божий».
  • «Радуйся в искушениях, которые будут допущены тебе: при посредстве их приобретается духовный плод».
  • «Сын мой! не умножай слов: многословие удалит от тебя Духа Божия».
  • «Удали от себя ненависть, охраняй себя от вожделений твоих, равно как и от скверных помышлений».

Наставления св. Антония Великого в изрядном количестве включены в известный сборник, содержащий речения отцов церкви и других духовных писателей «Добротолюбие» (Филокалия).

История Древней Руси

Основной соавтор
Jaaj.Club

Запись исторических событий — великое изобретение человечества

Важно знать о том, что было, чтобы понимать настоящее. Всегда интересно — читать о том, что происходило со страной в Древние времена

Как появились предки, кто правил до династии Рюриков и другая важная информация. Это всё история древней Руси.

В данном разделе вы найдете информацию о событиях в Древности, которые происходили на территории Руси и познакомитесь с тем, что называют лженаукой. Это тоже важно, чтобы уметь отличать ложь от правды. Знание истории — это оружие с невежеством, которым может владеть любой человек.

Забытые боги, традиции и быт — это всё умерло, но тени былого остались на страницах произведений.

Читать онлайн

Отшельники пустыни

Аскеты ранней Церкви поначалу не отделяли себя от мира. Они практиковали свои аскезы среди своих собратьев. Но спустя некоторое время, примерно в 250 году, жестокие гонения, которым подверглись христиане, заставили многих искать убежища в пустынях, где они были бы в относительной безопасности от власти императорского Рима и могли бы служить Богу без посягательств.

Первые из этих отшельников как их называли, не жили общинами. Даже когда несколько из них жили по соседству, каждый жил в своей собственной келье, зарабатывая на жизнь собственным трудом и совершая свои религиозные обряды в одиночку. Жизнь этих пустынных отшельников не предназначена для подражания обычным христианам, даже несмотря на то, что их святость и усердие были одобрены Церковью. Она восхваляет их как людей, которые были исполнены духа жертвенности и стремления к совершенству, которые посвятили себя пожизненной молитве и покаянию, которые победили слабости и стремления природы и отказались от всего ради Бога.

Биография[править | править код]

Родился в коптской семье благородных и богатых родителей, воспитавших его в христианской вере. Святой уже с детских лет отличался исключительным благочестием. Когда умерли его родители, Антонию было двадцать лет и у него на руках осталась малолетняя сестра. По преданию, однажды войдя в храм, он услышал евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твоё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19, 21). Стараясь следовать словам Евангелия как можно точнее, то есть жить именно так, как оно учит, Антоний вскоре отказался от родительского наследства в пользу бедных из своего селения. Услышав же через время слова Иисуса: «Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе; довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34), Антоний поручил сестру верным и известным ему девственницам, покинул свой дом и стал подвизаться рядом со своим селением под руководством одного старца в служении Богу.


«Мучения святого Антония» — предположительно, первая работа Микеланджело.

Вскоре Антоний оставил старца, уединился в Фивадской/Фиваидской пустыне и жил сначала в гробовой пещере вблизи родного селения, а потом, взяв с собой шестимесячный запас хлеба, поселился в развалинах воинского укрепления в Писпире на берегу Нила. Здесь он пробыл около 20 лет в уединении, только изредка отзываясь на просьбы лиц, приходивших видеть и слышать его. Во время этого уединения Антоний, будучи много раз искушаем дьяволом, наложил на себя ещё более трудные обеты, даже с приходящими к нему беседовал через узкое отверстие, проделанное в стене, чтобы ничем не прерывать своего постничества. По преданию, когда Антоний уже не выдерживал духовных страданий, ему явился Иисус Христос, сообщивший, что Он был рядом всё время. Предание также сообщает, что в конце его дней у Антония появились многочисленные ученики и последователи. Письменная агиография, однако, говорит лишь о двух учениках.

После 305 года Антоний прерывает своё уединение, чтобы по многочисленным просьбам организовать монашескую жизнь отшельников, которые селились рядом с ним и подражали ему. Во время гонения императора Максимина в 311 году он посетил Александрию, ободрял христиан и появлялся в наиболее опасных местах. Когда гонение стихло, в 313 году Антоний Великий ушёл ещё дальше — на берег Красного моря, в монастырь близ Суэцкого залива в Писпирских горах. Здесь, чтобы избавить приносивших ему хлеб учеников от хлопот, он возделывал сам небольшое поле. Время от времени он посещал лиц, начавших подвизаться в Фиваде под его руководством.

Прожив уединённо около 70 лет, Антоний встретился со святым Павлом Фивейским, прожившим в пустыне около 90 лет и сообщившим ему о том, что христианские гонения в Римской империи прекратились и что появилась ересь арианство.

Около 350 года по настойчивому приглашению Афанасия Великого, Антоний оставил уединение и пришёл в Александрию, чтобы выступить в споре против ариан. Последователи арианства, стремясь склонить на свою сторону сомневающихся, ложно утверждали, что и преподобный Антоний находится в их рядах. Антоний лично выступил на собрании, отрицал принадлежность к арианскому учению и заодно осудил его. Появление знаменитого подвижника оказывало могучее воздействие на толпы людей. Массы народа тянулись к нему и ждали от него чудес. Это уже были последние усилия старца, и возвратясь в свою пустыню, он на 105 году скончался. Двум ученикам, ходившим за ним в последние 15 лет его жизни, он велел не открывать места своего погребения, из опасения обоготворения.

При византийском императоре Юстиниане (527—565) его мощи были найдены и торжественно перенесены из египетской пустыни в Александрию (ок. 529 года), затем — в Константинополь (около 623 года), а в 980 году — в Мот-Сен-Дидье (ныне Сент-Антуан-л’Аббеи) близ Вьенна (Франция), где хранятся в 114-килограммовом ковчеге по сей день. Другие мощи, в виде одного лишь черепа, называемые «главой преподобного Антония», с 1491 года хранятся в городе Арле в кафедральном соборе св. Трофима. Ещё одни мощи Антония находились до недавнего времени в базилике св. Антония в Лос-Анджелесе, пока не были оттуда похищены в июне 2011 года (впоследствии обнаружились в полной сохранности и целостности в нескольких других храмах, которые католическая церковь решила «не рекламировать», из уважения к скромности святого). Церковь не скрывает их существование и предоставляет информацию о них по каждому запросу, но только исходящему от спрашивающего, по его собственной инициативе.

О смерти и о суде

151. Помни, что юность твоя прошла (силы
истощились), а немощи возрасли, и близко уже время
исхода твоего, когда имеешь ты дать отчет во всех делах
своих, и знай, что там ни брат не искупит брата, ни отец
не избавит сына.

152. Всегда поминай об исходе из тела и
не выпускай из мыли вечнаго осуждения; если будешь так
поступать, во веки не согрешишь.

153. Думай сам в себе и говори: я не
пребуду в этом мире больше нынешняго дня, — и никогда не
согршишиь пред Богом.

154. Всякий день полагай сам в себе, что
этот один день остался тебе в мире сем, — и сохранишь
себя от грехов.

155. Келлию твою преврати в темницу,
содержа в мысли, что все уже для тебя кончено и вот-вот
ударит час отрешения твоего от мира сего.

156. Блюди себя, чтоб не быть отвержену
в будущем веке. Горе нерадивым; ибо приблизился конец
их, и нет им помощника, ни надежды спасения.
Производители успеха — благодатная помощь Божия и свои
усилия и подвиги.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: