Куда бежать, если больше нельзя в россию: к 100-летию «философского парохода»

1922 высылка интеллигенции. "философский пароход" (1922 год): эмиграция интеллигенции

Александр Угримов – под знаком высылки

В связи с «Философским пароходом» агроном Угримов упоминается редко. И совсем не просто так — он выдающаяся личность. На самом деле, он примечателен не столько своим вкладом в науку, сколько своим социальным окружением — он дружил с художником Леонидом Пастернаком, отцом знаменитого поэта Бориса Пастернака.

Что касается его вклада в сельскохозяйственную науку, то он ограничился рекомендациями обратить внимание на минеральные удобрения — именно этим ограничилась его диссертация «Потребность вишневых садов Юго-Запада России в питательных веществах». Первый раз — в 1922 г

Его, как и многих других, вывез за границу сам «Обербург Хакен». Однако он не терял связи с советским правительством — первые два года он работал сельскохозяйственным советником в представительстве советской потребительской кооперации в Германии. Затем в течение девяти лет он читал лекции по истории сельского хозяйства и географии возделывания сельскохозяйственных культур в Берлинском университете

Первый раз — в 1922 г. Его, как и многих других, вывез за границу сам «Обербург Хакен». Однако он не терял связи с советским правительством — первые два года он работал сельскохозяйственным советником в представительстве советской потребительской кооперации в Германии. Затем в течение девяти лет он читал лекции по истории сельского хозяйства и географии возделывания сельскохозяйственных культур в Берлинском университете.

В 1938 году он переехал во Францию, где возобновил свою профессию и преподавал в École Française de Manneri, школе для специалистов по муке. Словом, обычная биография человека, которому посчастливилось найти работу по специальности за границей.

Необычайное началось в 1947 г. Профессор Угримов и его сын, инженер Александр Угримов, вместе с несколькими десятками других русских были высланы из страны властями Четвертой французской республики. Это происходит таким образом, что напрашивается невольное сравнение с большевиками.

В СССР профессор Угримов продолжал работать по специальности на опытных станциях в Калужской и Ульяновской областях, а после реабилитации жил в Москве. Однако ненадолго — Александр Угримов умер в 1957 году.

Трезвый анализ отплытия философского парохода напоминает начало фильма Питера Джексона «Властелин колец», реплику королевы Галадриэль: «История стала легендой, легенда стала мифом…».

Коллаж Татьяны Соколовой

Мы просим вас зарегистрироваться на нашем сайте для получения небольшой, но регулярной оплаты. Милосердие.ru функционирует благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. Нам нужны деньги на командировки, съемки, зарплату нашим редакторам и журналистам, а также на техническую поддержку сайта.

Общение интеллигенции с европейскими государствами до революции

В результате осуществленного в 1931 году анкетирования выяснилось, что 472 русских ученых работали за рубежом. 5 академиков, а также около 140 профессоров высших школ и университетов было среди них. До того как произошла революция, тесное общение представителей интеллигенции с европейскими государствами было явлением естественным и никаких препятствий со стороны правительства не встречало. Художники отправлялись совершенствовать мастерство во Францию и в Италию, ученые тесно контактировали с зарубежными коллегами, молодежь считала престижным для себя окончить Сорбонну или другие университеты, расположенные в Австрии, Германии или Праге. Талантливые русские женщины, такие как Лина Штерн и Софья Ковалевская (на фото ниже), вынуждены были обучаться за рубежом, так как в России высшее образование для них было недоступно.

Имевшие средства россияне ездили за границу лечиться. Легальная эмиграция до середины 20-х годов также не встречала существенных препятствий: для этого достаточно было лишь получить разрешение руководителей страны. За рубежом, таким образом, всегда проживало постоянно или временно большое количество выходцев из России. Вместе с эмигрантами, изгнанными или добровольно покинувшими страну после Гражданской войны и революции, количество россиян, находящихся за рубежом, составляло около 10 млн.

Глава 3. Изгнание

12 марта 1922 года Ленин опубликовал свою программную статью «О концепции воинствующего материализма». Лидер революции критиковал либеральных экономистов и социологов, называя их крепостниками, а современных философов — «дипломатическими лакеями народа», и объявил борьбу против «буржуазной идеологии, философских реакционеров со всеми видами идеализма и мистицизма». Так, в 1922 году агенты секретных служб СССР (ГПУ/ОГПУ/НКВД/НКГБ) получили неограниченную власть решать судьбу ученых, писателей и поэтов, вбивая клин в интеллигенцию.

Уже 15 мая комиссар юстиции Курский получил письмо от фюрера:

Депортация и передача интеллектуалов, профессоров и философов в железные рукавицы тайной полиции ГПУ/ОГПУ/НКВД/НКГБ была способом решения проблемы, начавшейся в период с 1921 по 1922 год. После взрывной революционной попытки освободиться от архаики Россия вернулась к иерархии власти, которая ее угнетала.

И по сей день российское сознание, похоже, не изменилось. В Интернете постоянно появляются предложения возродить принудительную депортацию, а на критику условий часто отвечают: «Не нравится — уезжай».

Государство, самым важным активом которого является возможность покинуть его, — плохое государство.

Примечания

  1. Макаров В. Г., Христофоров В. С.
    Пассажиры «философского парохода» (судьбы интеллигенции, репрессированной летом — осенью 1922 г.) // Вопросы философии . — 2003. — № 7
    . — С. 113-137
    .

  2. Коллектив авторов.
    Революция и гражданская война в России: 1917-1923 гг. Энциклопедия в 4 т / Гл. ред. д. и. н. С. А. Кондратов. — М. : Терра , 2008. — Т. 1. — С. 391. — 560 с. — (Большая энциклопедия). — 100 000 экз.
    — ISBN 978-5-273-00561-7 .

  3. Письмо В. И. Ленина Ф. Э. Дзержинскому
    (неопр.)


    . Высылка интеллигенции
    . Фонд Александра Яковлева (19 мая 1922). Проверено 27 января 2010. Архивировано 31 марта 2012 года.
    РГАСПИ . Ф. 2. Оп. 1. Д. 23211. Л. 2-2об. Автограф. Опубликовано: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 54. С. 265-266.

  4. «Как нас уехали» (фрагмент воспоминаний) // Осоргин М. А.
    Времена. — Париж, 1955. — С. 180-185. Цит. по Хрестоматия по истории России. 1917-1940. / Под ред проф. М. Е. Главатского. — М.: АО «Аспект Пресс», 1994. — С. 265-268.

  5. Культурная революция // Большая Российская энциклопедия . — Т. 16. — М., 2010 г.

  6. Краткая хроника

  7. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. М., 1922 г., № 51, ст. 646

  8. Коган Л. А.

31 августа 1922 года в главной советской газете «Правда» появилось сообщение о том, что из страны высылаются представители интеллигенции, настроенные против советской власти:

С этой публикации начался отсчёт до рейса так называемого «Философского парохода» — это собирательное название немецких судов, на которых была осуществлена самая масштабная высылка интеллигенции в советской истории. Пароходов было два: Oberburgermeister Haken и Preussen, и в сентябре и ноябре 1922 года они доставили в немецкий Штеттин высланных из Петрограда представителей интеллигенции. Такие же рейсы отправлялись из Одессы и Севастополя, а с вокзалов в сторону Польши уходили поезда с теми, кто не принял власть Советов.

«Уволить 20-40 профессоров обязательно. Они нас дурачат. Обдумать, подготовить и ударить сильно», — писал Владимир Ленин Каменеву и Сталину в феврале 1922 года. Речь шла о профессорах Московского высшего технического училища, которые выступили против большевистских реформ высшей школы в 1921 году.

  • Пароход «Oberbürgermeister Haken»
  • Архивное фото

В первых списках 1922 года на выдворение оказалось 195 человек — врачи, профессора, педагоги, экономисты, агрономы, литераторы, юристы, инженеры, политические и религиозные деятели, а также студенты. Позднее 35 человек были вычеркнуты из этих списков после рассмотрения различных ходатайств.

Решению об изгнании предшествовала новая политика советской власти в отношении буржуазной интеллигенции, выступавшей на стороне оппозиции. С момента своего установления революционный режим натолкнулся на сопротивление в различных слоях общества, в том числе и в научных. Часть учёного сообщества с энтузиазмом поддержала большевиков, как это сделали, например, Тимирязев и Кащенко, но многие оказались в оппозиции, не всегда тайной.

Решение выслать за границу неугодных можно назвать радикальным, но если сравнивать со смертельными приговорами, которые выносились на публичных процессах, то данную меру можно назвать гуманной. К тому же власть Советов не могла пойти на расстрел двухсот выдающихся представителей русской интеллигенции. Поэтому в мае 1922 года Ленин в письме Дзержинскому предложил отказаться от смертной казни для активных противников советской власти и заменить её высылкой из страны.

Чем мешала большевикам интеллигенция?

Большевики не рассматривали интеллигенцию как политическую силу, опасную для себя. Троцкий в «Известиях» писал, что «политически ничтожны» элементы, которые высылаются. Однако они являются потенциальными орудиями в руках возможных врагов. Большевики, захватив после Октябрьского переворота единоличную власть, не чувствовали себя вполне уверенно, осознавая, что власть их является незаконной. Поэтому они боялись ее потерять. «Диктатура пролетариата», установленная ими, являлась в действительности произволом партийной номенклатуры. Партия старалась всяческим образом искоренить инакомыслие. Для этого следовало очистить страну от граждан, способных анализировать и мыслить самостоятельно, пресечь кардинально критику власти и свободомыслие. Организовав отправление «философского парохода», партия надеялась выполнить эту задачу.

Предпосылки и исторический контекст

Идеологические расхождения с советской властью и её неприятие побудили многих представителей русской культуры начала ХХ века покинуть родину, и это происходило уже с 1917 года.

В 1917 году выехал С. В. Рахманинов, в 1918-м — С. С. Прокофьев, в 1919-м — В. В. Набоков, в 1920-м — И. А. Бунин, И. С. Соколов-Микитов, З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковский, К. Д. Бальмонт, в 1921-м — Н. К. Метнер, А. Белый, А. М. Ремизов, Б. К. Зайцев, И. Г. Эренбург, В. В. Кандинский, в начале—середине 1922-го — Ф. И. Шаляпин, М. И. Цветаева, В. Б. Шкловский, Н. Н. Берберова, В. Ф. Ходасевич… Некоторые из них не вернулись из эмиграции.

Обсуждая причины высылки интеллигенции в 1922 году, когда Гражданская война уже закончилась, С. С. Хоружий указал, что при видимом распространении свобод при НЭПе советская власть начала сосредоточивать идеологические рычаги в своих руках и вела дело к идеологической диктатуре, инициатором которой был В. И. Ленин.

В третьем номере журнала «Под знаменем марксизма» за 1922 год вышла статья Ленина «О значении воинствующего материализма», которая ознаменовала начало борьбы с идеологическим ревизионизмом, считает кандидат философских наук А. П. Козырев. В ней Ленин указал на «связь между классовыми интересами и классовой позицией буржуазии, поддержкой ею всяческих форм религий и идейным содержанием модных философских направлений», которую не всегда видят материалисты из некоммунистов, которым кажется, что философская борьба ведется лишь ради достижения абстрактной истины, тогда как на деле следует не только опровергать ошибочные философские теорий, но и разоблачать врагов материализма. Он подчеркнул, что столкновение философских взглядов есть вместе с тем форма классовой борьбы.

Н. А. Дмитриева предлагает видеть истоки событий в более раннем периоде: в 1921 году советская власть предприняла первую попытку сотрудничества с широкой общественностью для преодоления голода при организации Комитета помощи голодающим — Помгола. «Большевиков смутило то, что вместо помощи голодающим на местах члены комитета стали активно устанавливать связи с заграницей и собираться туда в качестве миссионеров для проведения переговоров о поставке продовольствия, к чему советская власть не была готова, — указывает учёный. — Эмигрантская пресса освещала эти события превратным образом. В частности, белоэмигрантская газета „Общее дело“ писала, что на местах отряды Помгола захватывают власть, поскольку Советы не справляются с проблемами». На деле никаких отрядов у Помгола не существовало в принципе и именно советская власть и работала на местах, так что стратегии власти и общественников в борьбе с голодом не совпали.

Примечания

  1. Е.Ю.Спицын и Н.А.Дмитриева. . Исторические зарисовки. Канал МПГУ (25 декабря 2017).
  2. Дмитриева, Нина Анатольевна. . журнал «Пушкин», № 4, с. 58-63.. Скепсис, научно-просветительский журнал (2009). Дата обращения: 5 марта 2021.
  3. Коллектив авторов. Революция и гражданская война в России: 1917—1923 гг. Энциклопедия в 4 т / Гл. ред. д. и. н. С. А. Кондратов. — М.: Терра, 2008. — Т. 1. — С. 391. — 560 с. — (Большая энциклопедия). — 100 000 экз. — ISBN 978-5-273-00561-7.
  4. Степун Ф. А. Бывшее и несбывшееся: / послесл. Р. Гергеля. — 2-е изд., доп. — Санкт-Петербург: Алетейя. — Т. 1—2. — С. 621—622. — 644,  с. — ISBN 5-89329-195-6.
  5. Коллектив авторов. Революция и гражданская война в России: 1917—1923 гг. Энциклопедия в 4 т / Гл. ред. д. и. н. С. А. Кондратов. — М.: Терра, 2008. — Т. 1. — С. 393. — (Большая энциклопедия). — 100 000 экз. — ISBN 978-5-273-00561-7.
  6. Фёкла Толстая. . Наблюдатель. телеканал «Культура» (25 сентября 2017).
  7. Розенталь, Марк Моисеевич: . leninism.su. Издательство политической литературы (1969). Дата обращения: 5 марта 2021.
  8. . Высылка интеллигенции. Фонд Александра Яковлева (19 мая 1922). Дата обращения: 27 января 2010. РГАСПИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 23211. Л. 2-2об. Автограф. Опубликовано: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 54. С. 265—266.
  9. Культурная революция // Большая Российская энциклопедия. — Т. 16. — М., 2010 г.
  10. . old.ihst.ru. Дата обращения: 30 июля 2019.
  11. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. М., 1922 г., № 51, ст. 646
  12. Сарнов Б. М. // Сталин и писатели. Книга третья. — Эксмо, 2009. — 992 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-36669-9.

Интересные факты

Файл:Символ Фестиваля.JPG «Философский пароход», символ и главный приз фестиваля «Русское Зарубежье»

  • На корабле изгнанникам дали «Золотую книгу», которая хранилась на пароходе, — для памятных записей именитых пассажиров. Ее украшал рисунок Ф. И. Шаляпина, покинувшего Россию чуть раньше: великий певец изобразил себя голым, со спины, переходящим море вброд. Надпись гласила, что весь мир ему — дом.
  • «Философским пароходом» назвали пассажирский лайнер, доставивший участников XXI Всемирного философского конгресса «Философия лицом к глобальным проблемам», проходившего 10—17 августа 2003 года в Стамбуле, обратно в Россию. Символический подтекст этой акции был таков: русская философия возвращается на родину.
  • В 1997 году начались съёмки художественно-публицистического сериала «Не будем проклинать изгнанье», Режиссеры: М. Демуров, В. Эпштейн, второй фильм «Изгнание» посвящён «философскому пароходу»
  • В 2007 году учрежден ежегодный Международный кинофестиваль «Русское зарубежье», символом и главным призом которого стало скульптурное изображение «Философского парохода», работы Галины Шилиной
  • В 2007 году состоялась художественная выставка О. Цуцковой «Русская идея. Философский пароход»

Питирим Сорокин – номер первый

Его действительно можно рассматривать как таковой — как сумму различных параметров. Самым важным, конечно, является вклад Питирима Александровича в мировую науку. Хотя социологическое учение Сорокина не стало мейнстримом, его понимание социокультурной динамики и социальных кризисов по-прежнему часто цитируется современными исследователями. Ведь именно он ввел в научный аппарат такой термин, как «социальный переворот», и с легкой руки проник даже в повседневный язык.

Как ни странно, именно его имя стояло в начале списка тех, кто подлежал депортации. Ленин вступил с ним в личную полемику — в ответной статье Владимира Ильича, опубликованной журналом «Под знаменем марксизма» в марте 1922 года, впервые было объявлено о намерении депортации: «Рабочий класс в России сумел захватить власть, но он еще не научился ею пользоваться, иначе он давно бы любезно переправил таких учителей и членов ученых обществ в страны буржуазной «республики». Там у этих крепостных есть настоящее место».

Питирим Сорокин несколькими месяцами ранее опубликовал в журнале Economist статью под названием «О влиянии войны на состав населения, его характеристики и социальную организацию». Там Сорокин приходит к выводу, что эти дни приведут его к бесславному концу карьеры и, возможно, к политической смерти, потому что не стоит заигрывать с расизмом в современном мире. И он не просто флиртовал — он занимал открыто расистскую позицию:

«Война и революция выхолостили белую, наиболее одаренную расу в пользу цветной, менее одаренной; мы выхолостили великороссов в пользу иностранцев, население европейской России в пользу азиатской России, которая, за исключением сибиряков, была более отсталой и неискушенной и вообще несколько менее одаренной».

Конечно, интернационалист Ленин не согласился, и судьба Сорокина была предрешена — он был единственным ссыльным, который подписал обязательство под угрозой смертной казни не возвращаться в Россию.

Но его судьба в изгнании была не самой худшей. Он прибыл в США из Европы еще в 1923 году. И он начал читать лекции о текущих событиях в Советской России. В 1931 году Сорокин основал факультет социологии в Гарвардском университете.

В интервью газете «Новое русское слово» 26 августа 1942 года Сорокин заявил: «Историю Советской России можно разделить на два периода: до 1930 г. и после 1930 г. За последние двенадцать лет Советская Россия пережила большое культурное развитие. В музыке — благодаря творчеству Шостаковича и Прокофьева — Советский Союз, несомненно, занимает первое место в мире. В литературе, искусстве, скульптуре и т.д. Советы достойно продолжают добрые русские традиции XIX века. Во всех этих областях культуры Советский Союз продолжает традиции великого русского искусства и культуры. Россия не уступает ни одной другой стране.

В науке наблюдается большой расцвет. Советская математика — как подтвердят мои коллеги-математики в Гарварде — особенно замечательна. В области естественных наук дело, начатое Менделеевым и Павловым, с честью продолжают молодые советские ученые…».

Питирим Сорокин, богатый и очень уважаемый американский профессор, всю жизнь мечтал вернуться в Россию. Или, по крайней мере, уехать на некоторое время. Именно это обещание не возвращаться было нарушено, как сказал Сорокину в 1963 году советский разведчик Александр Феклистов:

«Философский пароход» – идея и реализация

Термин, введенный в научный обиход Хоружием, относится к более чем одному кораблю, отплывшему из Петербурга с интеллигенцией на борту. Термин «философский пароход» описывает депортацию русских ученых на различных кораблях и поездах в Европу.

В 1922 году Владимир Ильич написал статью, которая стала отправной точкой для борьбы с инакомыслием. Но большевики внезапно отказались от общепринятой практики расстрельных команд. Ленин предложил не убивать оппозиционеров, а депортировать их в Европу.

Историк Леонид Коган признал, что идея принудительной эмиграции учителей могла возникнуть одновременно во многих умах. Но Ленин считается вдохновителем и организатором акции.

В интервью американским журналистам в августе 1922 года лидер большевиков объяснил, почему он не расстрелял интеллигентов. Владимир Ильич отметил, что оппозиционные элементы были «политически незначительны», поэтому не было смысла их физически уничтожать. Более того, Ленин отмечал, что в РСФСР наступил относительно спокойный период, потому что гражданская война отступала. Лев Троцкий объяснил отказ от расстрела одним предложением: «Расстреливать их было не за что, и терпеть это было невозможно».

Оппозиционно настроенная интеллигенция была арестована в феврале 1922 года. Ленина возмутили профессора Московского высшего технического училища, протестовавшие против вмешательства государства в учебный процесс. Владимир Ильич приказал уволить 20-40 учителей.

Работы были возобновлены в мае. Ленин написал письмо Феликсу Дзержинскому. Вождь попросил наркома внутренних дел подготовить операцию по изгнанию интеллигенции. Стоит отметить, что через шесть дней после написания письма Владимир Ильич перенес инсульт. В июне «Железный Феликс» составил список из 195 человек, подлежащих депортации по политическим причинам. Список был составлен на основе трех документов с перечислением имен оппозиционных деятелей в Москве, Петербурге и Украине.

Дзержинский лично связался с самыми видными представителями интеллигенции. Например, комиссар беседовал с философом Николаем Бердяевым. В течение 45 минут Бердяев пытался объяснить Железному Феликсу, что он отвергает большевизм не в материальном, а в духовном плане. Бердяев отмечал, что страна, уничтожающая собственную культуру, не имеет будущего.

После пересмотра списка 35 человек были исключены из него. Профессоров, учителей, врачей, экономистов, агрономов, юристов, инженеров, писателей, философов и религиозных деятелей попросили уехать. На студентов было подготовлено два отдельных рейда, в ходе которых было арестовано 15 человек.

Активисты оппозиции были официально высланы из страны на три года. Власти попросили депортированных решить свои проблемы в России в течение 1-2 недель и подготовиться к переезду в Европу. Перед ссылкой большевики предупредили, что самовольное возвращение на родину будет встречено расстрелом.

Депортация оппозиционеров началась 17 сентября. Первое путешествие прошло из Одессы в Стамбул. На борту находились историк Антоний Флоровский и физиолог Борис Бабкин. Следующая группа мыслителей, экономистов и социологов была изгнана из страны по суше. Поезд Москва-Берлин начал курсировать 23 сентября.

Но сухопутный путь был менее популярен, чем морской. 29 сентября пароход «Обер-бургомистр Хакен» отправился из Петербурга в Штетин. В истории этот корабль стал ярким примером депортации русской интеллигенции советскими властями. Пассажирские места достались Николаю Бердяеву, Ивану Ильину, Семену Франку, Сергею Трубецкому, Владимиру Сворыкину — всего 30 представителям научной элиты.

№ 5. Записка заместителя председателя ГПУ И.С. Уншлихта в Оргбюро ЦК РКП(б)

Москва, 13 ноября 1922 года.

Организационному комитету Центрального комитета Коммунистической партии Российской Федерации

Что касается предложения ЦК КПУ об отмене депортации украинских учителей за границу, ГПУ информирует Организационное бюро о том, что депортация некоторых украинских учителей уже отменена решением ЦК КПУ. ГПУ не возражает против замены высылки за границу на высылку в отдаленные районы РСФСР.

Что касается других украинских профессоров-националистов, подлежащих депортации, то окончательное решение об изменении меры административного пресечения в отношении того или иного лица должно быть вынесено на рассмотрение КС КПУ.

Заместитель президента ГПУ /Уншлихт/.

  • ФГАСПИ, Ф. 17 Оп. 112. Д. 388. Σελ. 81-81 дюйм.
  • Оригинал. Напечатанный текст.
  • Подпись И.С. Уншлихт — автограф.

Предпосылки депортации

В годы гражданской войны многие представители интеллигенции поддерживали либо монархистов, либо партию конституционных-демократов (кадетов), но никак не большевиков. Кроме того, лидеры РСДРП(б) расходились с либеральной интеллигенцией в философских и общественно-политических взглядах. Некоторые преподаватели и деятели культуры, например Бунин и Рахманинов, выехали за границу еще в ходе гражданской войны, другие — остались в стране, надеясь примириться с советской властью.

В 1921-1922 годах большевики окончательно победили, советские республики стояли на пороге создания общей федерации. Народный комиссар просвещения Луначарский мечтал о создании новой, пролетарской культуры. Дзержинский писал о классовых врагах, оставшихся от старого режима, а ближайший соратник Ленина Троцкий считал, что некоторые представители «старой» интеллигенции являются шпионами Запада.

С 1921 года в прессе все больше стало появляться статей против «имперской профессуры». Плюс ко всему многие ее представители осуждали голод, начавшийся в результате «военного коммунизма» 1921 года и вдобавок ко всему свои протесты выражали иностранным представителям. Не хорошо, товарищи, не хорошо.

Список активной антисоветской интеллигенции Москвы и Петрограда. 31 июля 1922

Итог всем этим публикациям подвел сам глава большевиков. В мае 1922 года он напечатал статью «О значении воинствующего материализма». В ней он утверждал, что старая интеллектуальная элита выражает старые классовые интересы. Значит, борьба с ложными философскими взглядами — это основа классовой борьбы. Это был сигнал к действию. Чуть позже Лев Троцкий высказался:

Вот такой вот гуманизм по-советски. Но Троцкий немного лукавил: в августе 1921 года расстреляли поэта Николая Гумилева…

«Философский пароход» художник Дмитрий Пантюхин

К концу лета 1922 было готово окончательное решение: принудительная высылка из страны. Ученым, деятелям культуры и профессорам начали выписывать билет в один конец.

Тема недели: Православие, психология и психиатрия

Статья

К учению свт. Василия Великого о динамике психической жизни человека

Статья

О необходимости разработки целостной концепции человека на основе христианской антропологии и современной психологии

Статья

Актуальность богословского взгляда на современную психологию

Статья

Опыт теологического анализа места религиозности в структуре психического

Статья

Психоаналитические трактовки личности, религии и культуры в свете православной этики

Статья

Пастырская помощь членам семьи паллиативного больного в психологических стадиях переживания горя

Статья

О вере, психологии и научном подходе к пастырскому служению

Статья

Шаманы, духовники и психотерапевты: проблемы покаяния и исповеди в свете современного постмодернистского перехода к«психологическому» обществу

Статья

Психология для священника: польза или вред?

Статья

Какая психология полезна пастырям?

Статья

Духовничество и психотерапия. Беседа с профессором-психотерапевтом Федором Василюком

Статья

Феномен безответственности как форма психической патологии в светских и религиозных сообществах

Статья

Аналитическая психология К. Г. Юнга как религиозная система

Статья

Христианская и светская психология — точки соотнесения

Статья

К вопросу об исследовании социально-психологических особенностей современных монашествующих

Статья

Влияние виртуальной реальности на сознание человека с позиций христианской антропологии и современной психологии

Репрессии до 1922 года

В 1921 году арестовали членов Помгола, после чего были высланы его создатели и активные члены: Е. Кускова и С. Прокопович. Эта организация занималась тем, что помогала людям, которые голодали. Но она, к несчастью, завоевала значительный авторитет у населения и потому показалась власти опасной. Членам ее предъявлены были обвинения в шпионаже — тактика, позднее подхваченная и развитая И. Сталиным. Большевистская власть, таким образом, освобождалась очень активно от интеллигенции, мыслящей независимо, хотя она и не была ее политическим противником и не намеревалась бороться за власть. К этому времени уже разгромили политическую оппозицию, которую составляли меньшевики и эсеры — бывшие союзники большевиков, участвовавшие в подготовке и проведении революции. Часть из них была безжалостно расстреляна, другая — выдворена из страны или помещена в лагеря.

Русская эмиграция — изгнанные гении

Советские лидеры по-разному говорили об оппозиционно настроенной интеллигенции. Однако взгляды представителей большевистской элиты объединяло желание выслать из страны контрреволюционных учёных. К примеру, Владимир Ленин так писал Феликсу Дзержинскому: «К вопросу о высылке за границу писателей и профессоров, помогающих контрреволюции. Надо это подготовить тщательнее. Без подготовки мы наглупим… Всё это явные контрреволюционеры, пособники Антанты, организация её слуг и шпионов и растлителей учащейся молодежи. Надо поставить дело так, чтобы этих «военных шпионов» изловить и излавливать постоянно, и систематически и высылать за границу». Также в историю вошло выражение Льва Троцкого, касающееся людей с философского парохода: «Расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно».

Розыском оппозиционных интеллигентов занимался Дзержинский и подчинённые ему люди. В результате контрреволюционной кампании большевики репрессировали 225 человек, 67 из которых отправились в изгнание. Арестами и допросами представителей цвета русской нации часто занимались неграмотные люди. Философ и публицист Михаил Осоргин вспоминал: «За исключением умного Решетова, все эти следователи были малограмотны, самоуверенны и ни о ком из нас не имели никакого представления; какой-то там товарищ Бердяев, да товарищ Кизеветтер, да Новиков Михаил…». «Одно зимнее и одно летнее пальто, один костюм, по две штуки всякого белья, две денные рубашки, две ночные, две пары кальсон, две пары чулок» — таков небольшой список вещей, которые изгнанникам разрешали взять с собой в путь. Драгоценности, даже нательные кресты, вывозить за пределы РСФСР строго запрещалось.

Пароход, открывший список «философских», отошёл от Платоновского мола одесского порта в сторону Константинополя 17 сентября 1922 года. На борту корабля были два человека, которых принудили отправиться в путешествие. Первый — историк Антоний Флоровский; второй — учёный Борис Бабкин, занимавшийся изучением физиологии.

Пароход «Oberbürgermeister Haken». (wikipedia.org)

Мало кто знает, что буквально спустя шесть дней после отплытия первого философского парохода, 23 сентября, поездами Москва—Рига и Москва—Берлин за пределы РСФСР отправили экономистов, социологов, мыслителей. Однако наиболее предпочтительным способом высылки оппозиционных интеллигентов оставался корабль. В конце всё того же месяца, 29 сентября, из Петрограда в Штеттин отправился пароход Oberbürgermeister Haken («Обербургомистр Хакен»). На его борту оказались крупнейшие представители русской философии 20-го столетия — Николай Бердяев, Иван Ильин, Семён Франк, Сергей Трубецкой и многие другие. Также на корабле находился один из самых выдающихся инженеров в истории человечества, первопроходец в области телевидения Владимир Зворыкин. Подавляющая часть учёных покидала родину вместе с семьями. Лучшие умы России думали, что на берегу европейского города их встретят русские эмигранты. Однако ничего подобного не произошло — философы прибыли на территорию иностранного государства как самые обычные граждане.

16 ноября из бывшей столицы России в Штеттин ещё раз отплыл пароход. Назывался он Preussen («Пруссия»). На борту его оказались 44 человека, отправленных на чужбину за свои контрреволюционные взгляды. Поначалу большая часть философов-мигрантов, отправленных за пределы России на кораблях, жила в Германии. Однако с приходом в 1933 году к власти в стране Гёте Адольфа Гитлера многие из них перебрались во Францию. Жизнь на чужбине не уничтожила в русских философах интерес к осмыслению исторического пути развития родной страны, многие из них написали свои лучшие труды о России, находясь в изгнании.

«Философский пароход» — интеллигенция в изгнании: факты о высылке оппозиции из СССР

100 лет назад, 29 сентября 1922 года, из Петербурга отплыл пароход с учеными, философами, писателями и их семьями. Русская интеллигенция не покидала страну в бесцельном путешествии или в поисках впечатлений и вдохновения. Интеллигенция отправилась в Европу под давлением большевиков, для которых пассажиры корабля стали врагами советской власти. В 1990-х годах ученый Сергей Хоружий ввел собирательный термин «философский пароход» для описания операции по высылке оппозиционных интеллектуалов. Подробнее о том, как Советский Союз избавлялся от нежелательных деятелей науки и культуры, читайте в статье 24СМИ.

Захват власти большевиками осенью 1917 года разделил российскую интеллигенцию, составлявшую менее 1 процента населения страны, на два лагеря. Интеллигенция играла важную роль в жизни государства: она читала лекции, публиковала научные и философские труды, писала книги и картины, создавала музыку и была связующим звеном с Европой.

Первая часть поддержала результаты Октябрьской революции и вступила добровольцем в Рабоче-крестьянскую Красную Армию или пропагандировала коммунистические взгляды в книгах или на трибунах. Футуристов соблазнил Владимир Маяковский. Символист Александр Блок и кинорежиссер Сергей Эйзенштейн также поддерживали большевиков.

Последний вступил в добровольческую армию и пытался противостоять сторонникам революции. Мирная часть блока отказалась принимать участие в гражданской войне, но выступила против Советов. Иван Бунин, Дмитрий Мережковский и Зинаида Гипиус поняли, что несогласие с идеями революции, как это случилось с казненным Николаем Гумилевым, может стоить им жизни, и бежали из страны.

Мирная интеллигенция включала ученых и философов, которые преподавали в университетах и не хотели покидать Россию, хотя события стали для них шоком. Некоторые представители интеллигенции остались в РСФСР, чтобы продолжать быть частью русской культуры. В течение пяти лет, пока продолжалось противостояние между красными и белыми, оппозиционная интеллигенция работала с высшими учебными заведениями, пропагандируя антибольшевистские взгляды.

Поскольку большевики были заняты гражданской войной, они поначалу не обращали внимания на деятельность учителей. Ситуация изменилась, когда ход матча изменился в пользу «красных». В 1921 году в Кронштадте вспыхнуло антибольшевистское восстание, возглавляемое матросами и социалистами-революционерами. Бывшие сторонники большевиков разочаровались в революции и пытались построить будущее страны без Владимира Ленина у власти.

Восстание было подавлено со всей силой. Руководство СССР понимало, что «порядок» должен царить даже среди левых

После «чистки» в своих рядах большевики обратили свое внимание на интеллигенцию, которая уже несколько лет занималась антисоветской деятельностью

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: