Памятник «тысячелетие россии»

Памятник «тысячелетие россии»: где находится, описание, история

Нижний ярус. Выдающиеся персонажи русской истории

Изначально планировалось, что горельеф (третий ярус) будет сюжетно повторять второй: шесть медальонов, на которых шесть эпох российского государства должны были быть изображены более развернуто — и отражать участие в жизни страны народа, таким образом завершая триаду «народностью». Однако произошло вот что. За нижний ярус памятника отвечал скульптор Петр Клодт — известнейший мастер своего времени. Работая над памятником, он оказался в подчинении у своего вчерашнего ученика — юного художника Микешина, автора монумента. Когда Клодт впервые показал Микешину и императору Александру II эскизы своих барельефов для памятника, оба сразу поняли: не то! Оказалось, Клодт просто повторил сюжеты второго яруса, ни капли их не разработав. Микешин решил, что Клодт, не желая быть в подчинении у своего вчерашнего ученика, намеренно саботировал заказ или отнесся к нему спустя рукава. В реальности же Клодт — блестящий анималист, автор знаменитых коней на Аничковом мосту в Петербурге — просто растерялся перед непривычной для него задачей: сочинять сюжет из русской истории… Принимать эскизы Клодта было невозможно, заново объяснять ему задачу — нелепо. Надо было что-то срочно решать. И тогда Микешин от безысходности сказал императору первое, что пришло в голову: «Я мог бы предложить представить на барельефе всех достойных людей, которые по разным отраслям знания, ума и науки способствовали возвеличению России». Идею приняли. Так памятник превратился в летопись России в лицах и обрел свою главную изюминку — 109 фигур выдающихся российских деятелей. Их можно разделить на четыре группы:  

Просветители

31 фигура, например, святые Кирилл и Мефодий, святой Сергий Радонежский и другие. 

Государственные люди

26 фигур, например, Ярослав Мудрый, императрица Екатерина II и другие.  

Военные деятели и герои

36 фигур, например, Михаил Кутузов, Богдан Хмельницкий и другие 

Писатели и художники

16 фигур, например, Ломоносов, Пушкин и другие. 

История памятника

За несколько лет до празднования тысячелетия России Академия художеств провела конкурс на проект памятника. Его было решено установить в Великом Новгороде. Ведь именно в этот город был призван Рюрик, с которого началась государственность России. Александр II поддержал создание такого памятника и место его установки, а потом лично участвовал в утверждении проекта.

В конкурсе победил проект молодого художника Михаила Микешина, он привлек своего друга скульптора Ивана Шредера. Дополнительно в создании монумента участвовали множество других специалистов. Основной памятник отливали из бронзы в Санкт-Петербурге и переправляли по реке, а гранит добывали на северном побережье Ладожского озера.

Весной 1861 года началась установка монумента. Под него выкопали фундамент глубиной 10 метров, укрепили гранитом и заложили внутрь ящик с медалями, монетами и памятной надписью о целях создания памятника.

Торжественное открытие «Тысячелетия России» состоялось 8 сентября 1862 года во время празднования этого события. В Новгороде собралось множество людей, в том числе императорская семья со свитой. Был устроен крёстный ход, военный парад и торжественный салют.

После революции памятник хотели снести, так как считали его символом самодержавия и православия. Его отстояли ученые, но во время праздников прятали – обшивали досками. Ещё раз чуть не погиб монумент в годы Великой Отечественной войны. Немецкие оккупанты хотели вывезти его в Германию, и уже почти разобрали. Но удалось увезти только ажурную ограду и фонари. После освобождения Новгорода от памятника остался постамент с нижней частью державы. Скульптуры были разбросаны на снегу по всей площади, мелкие детали исчезли.

«Тысячелетие России» восстановили очень быстро, после войны его уже не закрывали, а в 60-е годы сделали объектом культурного наследия. Реставрировали его еще несколько раз, фонари и ограду восстановили только в 70-е годы.

Кто изображен на 3 ярусах

Верхний ярус – православие

Ярус, обозначающий православие, состоит из двух фигур: первая – ангел, поддерживающий крест и олицетворяющий русское православие, вторая – женщина, упавшая на колени и являющаяся символом России.

Средний ярус – шесть эпох государства Российского

17 фигур, расположенные на этом ярусе, сгруппированы в шесть групп, которые символизируют шесть периодов истории России.

Писатели и художники

1 Денис Фонвизин
2 Михаил Ломоносов
3 Александр Пушкин
4 Николай Карамзин
5 Николай Гоголь
6 Федор Волков
7 Дмитрий Бортнянский
8 Михаил Глинка
9 Гаврила Державин
10 Василий Жуковский
11 Михаил Лермонтов
12 Александр Кокоринов
13 Николай Гнедич
14 Александр Грибоедов
15 Карл Брюллов
16 Иван Крылов

Государственные деятели

1 Александр I
2 Петр Великий
3 Гедимин, князь Литовский
4 Екатерина II
5 Ольгерд, Великий князь Литовский
6 Витовт, Великий князь Литовский
7 Царь Алексей Михайлович
8 Михаил Сперанский
9 Тайный советник Иван Бецкой
10 Ярослав Мудрый
11 Анастасия Романова
12 Окольничий Алексей Адашев
13 Патриарх Филарет
14 Иван III
15 Князь Яков Долгорукий
16 Государственный канцлер Безбородко
17 Государственный канцлер князь Кочубей
18 Дипломат Ордын-Нащокин
19 Генерал-фельдмаршал Воронцов
20 Николай I
21 Владимир Мономах
22 Патриарх Гермоген
23 Боярин Артамон Матвеев
24 Протопоп Сильвестр
25 Григорий Потемкин
26 Отрок Михаил Романов

Военные деятели

1 Святослав Игоревич
2 Богдан Хмельницкий
3 Александр Невский
4 Адмирал Лазарев
5 Петр Салтыков
6 Иван Сусанин
7 Михаил Барклай-де-Толли
8 Дмитрий Донской
9 Даниил Галицкий
10 Мстислав Удалой
11 Михаил Тверской
12 Граф Бурхард Миних
13 Александр Суворов
14 Даниил Щеня, князь
15 Довмонт, князь Псковский
16 Ермак Тимофеевич
17 Князь Кейстут
18 Михаил Скопин-Шуйский
19 Даниил Холмский, московский воевода
20 Адмирал Сенявин
21 Алексей Орлов
22 Матвей Платов
23 Михаил Воротынский
24 Вице-адмирал Корнилов
25 Марфа Борецкая (Посадница)
26 Михаил Кутузов
27 Михаил Голицын
28 Дмитрий Пожарский
29 Иван Паскевич
30 Адмирал Нахимов
31 Кузьма Минин
32 Авраамий Палицын
33 Петр Багратион
34 Борис Шереметев
35 Иван Дибич
36 Петр Румянцев

Просветители

1 Святой Кирилл
2 Платон. Митрополит Московский
3 Сергий Радонежский
4 Иннокентий. Архиепископ Херсонский и Таврический
5 Святой Зосима Соловецкий
6 Митрофан Воронежский
7 Княгиня Ольга
8 Варсонофий. Архиепископ Тверской
9 Святой Кукша Печерский
10 Петр Могила. Митрополит Киевский
11 Князь Владимир
12 Гурий. Архиепископ Казанский
13 Стефан Пермский
14 Дмитрий. Митрополит Ростовский
15 Святой Авраамий Ростовский
16 Святой Мефодий
17 Святой Савватий Соловецкий
18 Федор Ртищев
19 Феодосий Печерский
20 Иона. Митрополит Московский
21 Григорий Конисский. Архиепископ Белорусский
22 Тихон Задонский
23 Патриарх Никон
24 Кирилл Белозерский
25 Максим Грек
26 Антоний Печерский
27 Алексий митрополит
28 Феофан Прокопович. Архиепископ Новгородский
29 Макарий. Митрополит Московский
30 Нестор-летописец
31 Константин Острожский

Центральный ярус

На этом ярусе размещены 17 фигур высотой чуть больше трех метров. Скульптуры разбиты на шесть групп, которые чётко ориентированы по частям света.

Символика центрального яруса

Скульптуры исторических персонажей этого яруса олицетворяют символические этапы российской истории: призвание варягов, крещение Руси, начало освобождения от монголо-татарского ига, зарождение самодержавия на Руси, появление династии Романовых и образование Российской империи.

Мы видим фигуру великого киевского князя Владимира Святославича, Владимира-Крестителя, с восьмиконечным крестом в руках. Слева от него женщина, которая подносит ребенка для крещения. А справа от князя киевлянин низвергает языческого идола. Эти фигуры обращены на юго-запад, в сторону Византии, откуда и было заимствовано христианство.

Справа от князя Владимира мы видим фигуру Рюрика, первого правителя Древней Руси. Он смотрит на юг, в сторону Киева. Рюрик изображен в кольчуге, остроконечном шлеме и наброшенной на плечи звериной шкуре. 

Возникает вопрос: что означает загадочная надпись на остроконечном щите Рюрика? 

Надпись на щите Рюрика

На щите выбита надпись «ЛЪТА STO». Это летописная дата призвания варягов, выполненная на кириллице. Достаточно вспомнить, что раньше в алфавитах буквы имели свои цифровые соответствия. 

  • «ЛЪТА» означает год
  • S — «зело» со значком слева внизу обозначает шесть тысяч
  • Т — «твердо» обозначает триста
  • О — «он» обозначает семьдесят

Получается 6370 год, подразумеваемый от сотворения мира. Чтобы перевести в другое летосчисление (от Рождества Христова) используем несложный математический расчет: 

6370 — 5508 = 862 год от Рождества Христова. Согласно летописным источником, это год призвания варягов на Русь и создания Древнерусского государства.

Третья скульптурная группа олицетворяет период освобождения от монголо-татарского ига. В центре изображен стоящий в кольчуге и шлеме князь Дмитрий Донской. Он держит в руках знаки власти у татар — бунчук и шестопер. А ногой он попирает поверженного татарского воина. Фигура князя обращена на юго-восток, в сторону Золотой Орды, откуда шло монголо-татарское войско.  

В этой скульптурной группе несложно узнать Ивана III, носившего титул «государь всея Руси». Скипетр, держава, шапка Мономаха — всё это символы царской власти. Слева от него изображен мурза Золотой Орды, подносящий в знак покорности бунчук, а справа — поверженный рыцарь. Иван III смотрит на восток, в сторону Москвы, которая стала центром сбора русских земель в единое государство. 

Следующая скульптурная группа посвящена образованию Российской империи. Петр Первый в мундире офицера Преображенского полка с лавровым венком на голове. А над ним — ангел, указывающий России новый путь. Эти фигуры обращены на север, в сторону Санкт-Петербурга. 

Ещё одна группа фигур посвящена началу царствования династии Романовых. Там изображены Михаил Федорович Романов, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Эта группа ориентирована на северо-запад, в сторону Польши, которая претендовала на русский престол. 

Описание[править | править код]

Памятник 1000-летию России, 1883 г.

Памятник представляет собой гигантский шар-державу на колоколообразном постаменте; общие очертания монумента колоколообразные (по некоторым предположениям, он был призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России»). Вокруг державы установлены шесть скульптурных групп. Общая высота памятника 15,7 м (высота пьедестала — 6 м; высота фигур — 3,3 м; креста на державе — 3 м).

Диаметр гранитного постамента — 9 м; шара-державы — 4 м; окружность горельефа — 26,5 м. Вес металла памятника — 100 тонн, вес бронзового литья — 65,5 тонны (шар-держава — 400 пудов; колоссальных фигур — 150 пудов; крест на шаре — 28 пудов).

Всего памятник содержит 128 фигур. Скульптурные изображения делятся на три уровня:

  1. Группа, венчающая композицию, из двух фигур — ангела, поддерживающего крест (олицетворение православной церкви) и коленопреклонённой женщины (олицетворение России). Установлена эта группа вверху на державе (символ государственной власти монарха), покрытой узором из изображений крестов. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью: «Свершившемуся тысячелѣтію государства Россійскаго въ благополучное царствованіе императора Александра ІІго лѣта 1862».
  2. Среднюю часть памятника занимают 17 фигур (т. н. «колоссальные фигуры»), группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории Русского государства (согласно официальной историографии того времени). Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства.
  3. В нижней части монумента расположен фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических деятелей, воплощая идею опоры самодержавной власти на общество в лице его славнейших представителей. Внутри каждого раздела персоны расположены согласно позиции на памятнике слева направо.

Слайд 9Средний ярус Крещение Руси (988—989 годы): великий князь киевский Владимир

Святославич в центре композиции с поднятым вверх восьмиконечным крестом, женщина, протягивающая ему ребёнка, и славянин, низвергающий языческого идола Перуна (обращены на юг).

Начало изгнания татар (Куликовская битва, 1380 год): Дмитрий Донской, в правой руке держит шестопер, попирает ногой побежденного татарского мурзу (обращены на восток, к Москве).

Призвание варягов на Русь (862 год): фигуры — первый князь Рюрик в остроконечном шлеме с остроконечным щитом (надпись «Лета 6370» — по византийскому летоисчислению = 862 год н. э.), в звериной шкуре, наброшенной на плечи, и языческий бог Велес (обращены на юг, к Киеву).

Средний ярус[править | править код]

Первый князь Рюрик в остроконечном шлеме с остроконечным щитом (надпись «Лета 6370» — по византийскому летоисчислению, разница между этим летоисчислением и современным равна 5508 лет, следовательно получается 6370-5508=862 год н. э.), в звериной шкуре, наброшенной на плечи. За ним справа находится языческий бог Велес (см. фото) (обращены на юг, к Киеву). Эта группа выполнена скульптором П. С. Михайловым.

Великий князь киевский Владимир Святославич в центре композиции с поднятым вверх восьмиконечным византийским крестом, славянка, протягивающая ему ребёнка для крещения, и славянин, низвергающий языческого идола Перуна (обращены на юг). Эта группа выполнена скульптором Р. К. Залеманом.

Дмитрий Донской, в правой руке держит шестопёр, а в левой — бунчук, попирает ногой побеждённого Мамая[источник не указан 367 дней] (обращены на восток, к Москве). Эта группа выполнена скульптором Р. К. Залеманом.

Иван III в царских ризах, шапке Мономаха, со скипетром и державой, принимающий от коленопреклонённого воина Золотой Орды знак власти — бунчук. Рядом лежат побеждённый в битве литовец и поверженный ливонский рыцарь с обломанным мечом (обращены на восток). На заднем плане — обращённая спиной фигура человека-«сибиряка», поддерживающего державу, символизирующая начавшееся присоединение Сибири к Русскому царству. Эта группа выполнена скульптором И. Н. Шредером.

Михаил Фёдорович — родоначальник династии Романовых, князь Пожарский в одежде древнерусского воина с непокрытой головой, защищающий его обнажённой саблей, и коленопреклонённый Кузьма Минин, вручающий ему шапку Мономаха и скипетр. Эта группа выполнена скульптором Р. К. Залеманом.

Основание Российской империи (1721 год)

Пётр I в мундире офицера Преображенского полка и порфире, увенчанный лавровым венком со скипетром в правой руке, и Гений-крылатый ангел, указывающий путь на север, к месту будущего Санкт-Петербурга. У ног Петра поверженный на колени швед, защищающий своё разорванное знамя (обращены на север, к Петербургу). Эта трёхфигурная группа выполнена скульптором И. Н. Шредером.

Интересные факты

С этим грандиозным монументом связано несколько интересных фактов:

  • в группу государей не включили Ивана IV Грозного, так как в Новгороде с его именем связаны трагические события;
  • не менее трети средств, которые были потрачены на строительство, пожертвованы населением;
  • некоторые писатели изображены в римских тогах;
  • при утверждении списка Александр II вычеркнул Тараса Шевченко, Алексея Кольцова, Федора Ушакова;
  • Петр I представлен два раза – на среднем и нижнем ярусах;
  • многие критиковали этот памятник, но даже большевики не решились его снести;
  • после освобождения Новгорода в Великую Отечественную войну памятник восстановили очень быстро, для людей он стал символом России.

В среднем ярусе есть фигура, которая заслонена другими, и на неё обычно не обращают внимания. Это простой крестьянин, он стоит спиной и поддерживает шар-державу. Это символ того, что именно простой русский труженик является основой государства, поддерживает и оберегает его.

Нижний ярус

На нижнем ярусе монумента «Тысячелетие России» размещены 109 скульптур. Они сгруппированы в тематические разделы.

Как сгруппированы фигуры нижнего яруса

«Просветители» (31 персонаж) – проповедники, основатели монастырей, монахи, историки, летописцы

«Государственные люди» (26 персонажей) – великие князья, цари, императоры, патриархи, дипломаты, общественные деятели

«Военные люди и герои» (36 персонажей) — князья, военные деятели, адмиралы и полководцы

«Писатели и художники» (16 персонажей) — ученые, поэты и писатели, драматурги, архитекторы, музыканты, художники

Давайте посмотрим на две тематических группы нижнего яруса. Отдельных персонажей можно узнать благодаря иллюстрациям из школьных учебников истории. 

Итак, мы идём слева направо. Слева от чаши сидят Кирилл и Мефодий, создатели славянской азбуки. За ними стоит княгиня Ольга и князь Владимир Святославич, крестивший Русь. Справа от чаши — преподобные Антоний и Феодосий Печерские, основатели Киево-Печерского монастыря. Рядом с ними — летописец Нестор, один из авторов знаменитой «Повести временных лет».

Справа от Нестора стоит преподобный Кирилл Белозерский, основатель Кирилло-Белозерского монастыря. Перед ним — святой Алексий, митрополит Киевский и всея Руси. Рядом с Алексием изображен преподобный Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиева монастыря. И на переднем плане с раскрытой книгой сидит Максим Грек — афонский монах, философ, писатель и переводчик. 

Взгляд сразу выхватывает две фигуры с посохами. Слева — патриарх Московский и всея Руси Никон, который провел церковную реформу. Рядом с ним — митрополит Дмитрий Ростовский. Справа от него виден Феофан Прокопович, писатель, историк, первый вице-президент Священного Синода, созданного при Петре Первом. 

В левой части снимка мы видим великих киевских князей. Ярослав Мудрый держит в руках «Русскую правду», первый свод законов Древней Руси. Рядом с ним сидит Владимир Мономах. Справа от него — великие литовские князья Гедимин, Ольгерд и Витовт. Честно говоря, я была изумлена, увидев их фигуры на этом фризе. 

Персонаж со щитом, скипетром и державой это Иван III, великий князь Московский, «государь всея Руси». Здесь мы тоже видим и двуглавого орла на щите, и шапку Мономаха. 

Справа от Ивана III стоят сподвижники Ивана Грозного — священник Сильвестр, первая жена Анастасия Захарьина-Юрьева и воевода Алексей Адашев. Затем идёт патриарх Гермоген. А справа от него сидит Михаил Федорович Романов, основатель династии Романовых, со своим отцом, патриархом Филаретом.  

За патриархом Филаретом изображены дипломаты Афанасий Ордин-Нащокин, глава Посольского приказа, и Артамон Матвеев. Справа от них сидит второй царь из династии Романовых Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим. А за ним стоит со скрещенными на груди руками его сын Пётр Первый с одним из своих сподвижников Яковом Долгоруковым. 

На заднем плане — Иван Бецкой, президент Академии художеств, и Александр Безбородько, который несколько лет был канцлером Российской империи. 

Слева без труда можно узнать сидящую на троне императрицу Екатерину Вторую  и её фаворита, генерал-фельдмаршала Григория Потёмкина. Позади него — министр иностранных дел Виктор Кочубей и император Александр Первый. За императором — его сподвижники: государственный секретарь Михаил Сперанский и генерал-фельдмаршал Михаил Воронцов. Замыкает группу «Государственных людей» император Николай Первый, прозванный современниками «жандармом Европы».  

Как вы понимаете, фигур на памятнике гораздо больше. Мы посмотрели только две тематических группы — «Просветители» и «Государственные люди». 

Страницы истории

Монумент «Тысячелетие России» был установлен в 1862 году, в год тысячелетия призвания варягов на Русь. 

В 1857 году был объявлен сбор средств для памятника. Жители страны собрали чуть более 72 тысяч рублей, правительство выделило еще 400 с лишним тысяч из государственной казны.

Очень много времени потребовалось для составления «списка видных людей», который утверждался самим императором. Было много споров и обсуждений. Например, новгородцы выступили против изображения на памятнике Ивана Грозного. Почему? Да потому что жители прекрасно помнили так называемый Новгородский погром.  

Новгородский погром — поход опричного войска на Новгород в 1569—1570 годах под личным руководством Ивана Грозного, сопровождавшийся массовыми убийствами. Жертвами погрома стали по разным оценкам от 2 до 15 тысяч человек. Кроме того, вследствие погрома в городе начали свирепствовать голод и болезни. (По данным Википедии) 

В 1859 году при Императорской Академии художеств был создан Конкурсный совет с участием архитекторов и инженеров. Он рассмотрел 52 представленных эскиза будущего монумента. В итоге остановились на проекте 24-летнего художника Михаила Микешина. 

В связи с большим объемом и сложностью работы над изготовлением памятника работала целая группа скульпторов и архитекторов. 

Строительство монумента

Для памятника требовались разные строительные материалы. Для фундамента использовали гранит. Его привозили из Сердобольских каменоломен, которые находились на Ладоге. Бронзовые детали памятника изготавливались в Санкт-Петербурге, а затем переплавлялись  сначала по Неве, а затем по Волхову в Великий Новгород. Готовые фрагменты памятника осматривал и одобрял сам император Александр II.

Памятник был открыт 8 сентября 1862 года. Торжества по этому поводу длились целых три дня. 

После Октябрьской революции 1917 года большевики стали рассматривать монумент как символ самодержавия. Сносить его не стали, но со всех сторон закрыли досками и фанерой. Правда, через некоторое время их убрали. 

В годы войны Великий Новгород был оккупирован фашистскими войсками. Немцы разобрали памятник, скульптуры нижнего яруса упаковали в ящики для отправки в Германию. К монументу даже подвели узкоколейку, чтобы увезти решетку и бронзовые фонари.

20 января 1944 года город был освобожден советскими войсками. Власти Новгорода приняли решение восстановить памятник «Тысячелетие России». На тот момент у него был полностью уничтожен верхний ярус и не хватало многих деталей, таких как посохи, копья, щиты в руках у отдельных фигур. К монументу вновь подвели узкоколейку, возвели леса. В ноябре 1944 года отреставрированный памятник был вновь открыт. 

Автор работы

Почему автором стал не скульптор, а художник

Михаил Микешин и его друзья Иван Шредер и Виктор Гартман узнали о конкурсе: оба решили поучаствовать и на следующее утро встретились вновь, чтобы поделиться идеями. Шредер, будучи не очень удачливым скульптором, ничего придумать не смог, поэтому согласился работать по проекту, предложенному Микешиным.

Из-за того, что Микешин был художником, он не был скован никакими веяниями в скульптуре того времени, что как раз касалось его друга Шредера.

Именно поэтому проект памятника у Михаила смог полностью отразить историю России в развитии.

Судьба авторов

Дружба авторов быстро закончилась: вся слава перешла к Микешину, несмотря на то, что вклад Микешина и Шредера был одинаковым. Шредера не устраивало и то, что им обеим была выделена пожизненная пенсия в размере 1200 рублей.

Умер он от сердечного приступа, который внезапно застал его на работе, в 1896 году.

Средний ярус. Шесть эпох государства Российского

Символизирует «самодержавие». Вокруг шара-державы — семнадцать трехметровых фигур. Они составляют шесть скульптурных композиций. В центре каждой — государь, олицетворяющий свою эпоху:  

Рюрик — основание государства Российского в 862 году.  

Святой равноапостольный князь Владимир — крещение Руси в 988 году. 

Святой великий князь Дмитрий Донской — освобождение от татаро-монгольского ига в 1380 году. 

Иван III — основание самодержавного царства Русского в 1491 году.

Михаил Романов — восстановление самодержавия в 1613 году.  

Петр I — основание Российской империи.  

Неслучайно и то, в каком направлении обращены взгляды государственных деятелей. Князь Владимир смотрит в сторону Византии: оттуда он принес на Русь христианство. Петр I — на основанный им Петербург. Михаил Романов — на запад: туда русские прогнали польских и шведских интервентов. Князь Дмитрий Донской — на Орду: туда ушли побежденные монголы. Иван III — на Москву, прежнюю столицу (ведь когда устанавливался памятник, столицей был Петербург). А вот Рюрик… Он должен был бы смотреть на Новгород, куда его призвали княжить. Но в Новгороде-то он и стоит, так что его взгляд устремлен на второй по значению древнерусский город — Киев.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: