Содержание
- 1 Предыстория
- 2 Операции
- 3 Планы обмана
- 4 Погода
- 5 Немецкий боевой порядок
- 5.1 Полуостров Котантен
- 5.2 Сектор Гранд-лагерей
- 5.3 Войска вокруг Кана
- 6 Атлантического вала
- 7 Бронетанковые резервы
- 8 Боевой порядок союзников
- 8,1 Зоны США
- 8,2 Зоны Великобритании и Канады
- 9 Координация с французским сопротивлением
- 10 Военно-морская флот активность
- 11 Бомбардировки
- 12 Воздушно-десантные операции
- 12,1 США
- 12,2 Британские и канадские
- 13 Высадки на берегу
- 13,1 Танки
- 13,2 Юта-Бич
- 13,3 Пуэнт-дю-Хок
- 13,4 Омаха-Бич
- 13,5 Голд-Бич
- 13,6 Джуно-Бич
- 13,7 Меч-Бич
- 14 Последствия
- 15 Операции после Дня Д
- 16 Военные мемориалы и туризм
- 17 В поп-культуре
- 17.1 Книги
- 17.2 Кино и телевидение
- 17.3 Видеоигры
- 18 См.
- 19 Ссылки
- 19.1 Также Примечания
- 19.2 Цитаты
- 19,3 Библиография
- 20 Дополнительная литература
- 21 Внешние ссылки
Битва при Фалезе и освобождение Парижа
Немецкая армия попыталась контратаковать, чтобы заставить союзников отступить. После нескольких стратегических ходов с обеих сторон, две армии встретились в битве при Фалезе.
Победа союзников в этом противостоянии позволила их войскам продвинуться к столице, Парижу.
24 августа союзники вышли на окраину города. Гитлер отдал приказ уничтожить его, прежде чем он перейдет в руки его врагов. Только инициатива маршала, решившего не подчиняться фюреру, предотвратила опустошение Парижа.
27-го числа союзники смогли войти во французскую столицу, не встретив сопротивления, что также было приказано фон Клюге.
День «Д»: американские сектора
Высадка американских войск 6 июня 1944 года проходила в сложных условиях, и в какой-то момент американское командование даже рассматривало вопрос об отмене операции и отводе уже высадившихся войск.
В американском секторе Нормандского побережья высаживались части 1-й армии США – всего 73 тысячи солдат, в т. ч. 15 600 десантников. В ходе первого этапа операции «Нептун» была осуществлена выброска воздушного десанта, которые составляли части 82-й и 101-й американских воздушно-десантных дивизий. Зона высадки – позади участка «Юта» на полуострове Котантен, севернее города Карантан.
УЧАСТОК «ЮТА»
Задачей американских десантников был захват дамб через затопленные немцами луга и мосты в районе городов Сент-Мер-Эглиз и Карантан. Им сопутствовал успех: немцы не ожидали здесь высадки и не готовились к серьезному отпору. В результате парашютисты вышли к намеченным целям, сковав противника у Сент-Мер-Эглиза. Этот городок и стал первым французским населенным пунктом, освобожденным в ходе Нормандской кампании.
Высадка морского десанта на участке «Юта» была проведена практически идеально. Сначала на позиции слабой 709-й немецкой стационарной дивизии обрушились снаряды главного калибра американских боевых кораблей. За ними последовала армада средних бомбардировщиков, полностью подорвав волю к сопротивлению и без того не слишком надежных подразделений противника. Ровно в 6:30, как и было предусмотрено планом, начали высаживаться части 4-й американской пехотной дивизии. Они подошли на несколько километров южнее запланированного участка, что сыграло им на руку – береговые укрепления здесь оказались значительно слабее. Одна за другой волны десанта высаживались на берег, сминая деморализованные немецкие части.
Потери американских войск на участке «Юта» составили всего 197 человек убитыми; даже потери флота США были больше – на минах подорвались и затонули эсминец, два пехотно-десантных катера и три малых танкодесантных корабля. При этом все поставленные перед войсками цели были достигнуты: на берег высадилось более 21 тысяч солдат и офицеров, 1700 единиц техники, был создан плацдарм 10 х 10 км и установлены контакты с американскими парашютистами и войсками на соседних участках.
УЧАСТОК «ОМАХА»
Если на участке «Юта» события развивались по плану, то на восьмикилометровом участке «Омаха», тянувшегося от Сен-Онорин-де-Перт до Вьервиль-сюр-Мер, ситуация была совершенно другой. Хотя и здесь немецкие войска (352-я пехотная дивизия) состояли в значительной степени из не имевших боевого опыта и плохо обученных солдат, они занимали достаточно хорошо подготовленные позиции вдоль побережья. Операция не заладилась с самого начала.
Из-за тумана корабельная артиллерия и бомбардировочная авиация, которые должны были подавить оборону противника, не смогли нащупать цели и никакого урона позициям немцев не нанесли. Вслед за ними начались трудности у экипажей десантных кораблей, которые также не смогли вывести их к запланированным целям. Когда же американские солдаты начали выбираться на берег, они попали под сильный огонь занимавших удобные позиции немцев. Потери начали стремительно расти, а в рядах высадившихся войск начала развиваться паника. Именно в этот момент командующий 1-й американской армией генерал Омар Брэдли пришел к выводу, что операция провалилась и собрался остановить высадку, а уже высадившиеся на «Омахе» войска эвакуировать с Нормандского берега. Лишь чудом операция «Нептун» не оказалась проваленной. Огромными усилиями американским саперам удалось пробить несколько проходов в обороне и минных полях противника, но у этих узких переходов сразу же образовались пробки- Столпотворение на прибрежной линии не давало высаживаться новым войскам.
Теперь американцы действовали лишь разрозненным группами, которые пытались хоть где-то укрыться от немецкого огня. К вечеру 6 июня американцам ценой больших потерь удалось захватить всего два небольших плацдарма. И все-таки операция «Нептун» завершилась успешно на всех участках. Были созданы необходимые плацдармы глубиной в 3-5 км и предпосылки для развития операции «Оверлорд». Потери американской армии на участке «Омаха» составили около 3 тысяч человек, немцы потеряли примерно 1200 человек.
Наш канал в Телеграм
Бронетанковые резервы
Роммель считал, что лучший шанс Германии — остановить вторжение на берегу. Он потребовал, чтобы подвижные резервы, особенно танки, были размещены как можно ближе к берегу. Рундштедт, Гейр и другие старшие командиры возражали. Они считали, что вторжение невозможно остановить на пляжах. Гейр выступал за традиционную доктрину: держать танковые соединения сосредоточенными в центральной позиции вокруг Парижа и Руана и развертывать их только тогда, когда будет определен главный плацдарм союзников. Он также отметил, что во время итальянской кампании бронетанковые части, дислоцированные у побережья, были повреждены в результате бомбардировки с моря. Роммель считал, что из-за господства союзников в воздухе крупномасштабное движение танков будет невозможно, когда начнется вторжение. Гитлер принял окончательное решение, которое заключалось в том, чтобы оставить три танковых дивизии под командованием Гейра и предоставить Роммелю оперативное управление еще тремя в качестве резервов. Гитлер взял под личный контроль четыре дивизии в качестве стратегических резервов, которые не будут использоваться без его прямого приказа.
Ход операции
Операция «Нептун» началась 6 июня 1944 года (дата также известна как «День Д»), закончилась 1 июля 1944 года. Её целью было завоевание плацдарма на континенте, которое продолжалось до 25 июля.
За 40 минут до высадки десанта началась плановая непосредственная артиллерийская подготовка. Огонь вели 7 линкоров, 2 монитора, 23 крейсера, 74 эскадренных миноносца. Тяжелые орудия объединенного флота вели огонь по обнаруженным батареям и железобетонным сооружениям противника, разрывы их снарядов, кроме того, очень сильно действовали на психику немецких солдат. По мере сокращения дистанции, в бой вступала более легкая корабельная артиллерия. Когда первая волна десанта стала приближаться к берегу, у мест высадки был поставлен неподвижный заградительный огонь, который прекратился сразу, как только войска достигли берега.
Примерно за 5 минут до начала высадки на берег штурмовых отрядов для увеличения плотности огня открыли огонь реактивные минометы, установленные на баржах. При ведении огня с ближних дистанций одна такая баржа, по мнению участника высадки капитана 3-го ранга К. Эдвардса, по мощности огня заменяла более чем 80 легких крейсеров или почти 200 эсминцев. Было выпущено около 20 тыс. снарядов на участках высадки британских войск и около 18 тыс. снарядов на участках высадки американских войск. Артиллерийский огонь кораблей, удары реактивной артиллерии, накрывавшие все побережье, оказались, по мнению участников высадки, более эффективны, чем удары авиации.
Был принят следующий план траления:
- для каждой из сил вторжения через минный барьер должно быть протралено два канала; траление каждого канала осуществляется флотилией эскадренных тральщиков;
- осуществить траление прибрежного фарватера для обстрела кораблями побережья и других операций;
- по возможности быстрее протраленный канал должен быть расширен для создания большего пространства маневрирования;
- после высадки продолжать следить за минно-заградительными операциями врага и осуществлять траление вновь поставленных мин.
Дата | Событие | Примечание |
---|---|---|
В ночь с 5 на 6 июня | Траление подходных фарватеров | |
5-10, 6 июня | Боевые корабли по протраленным фарватерам прибыли в свои районы и встали на якоря, прикрыв фланги развертывания десанта от возможных контрударов противника с моря | |
6 июня, утро | Артиллерийская подготовка | В обстреле берега приняли участие 7 линкоров, 2 монитора, 24 крейсера, 74 эскадренных миноносца |
6-30, 6 июня | Начало высадки морского десанта | Сначала в западной зоне, а на час позднее в восточной зоне первые отряды морского десанта высадились на берег |
10 июня | Завершена сборка искусственных портовых сооружений | 2 комплекса искусственных портов «Малберри» и 5 искусственных волнорезов «Гузберри» для защиты портов |
17 июня | Американские войска вышли на западное побережье полуострова Котантен в районе Картере | Немецкие части на полуострове оказались отрезанными от остальной территории Нормандии |
25-26 июня | Наступление англо-канадских войск на Кан | Цели не достигнуты, немцы оказали упорное сопротивление |
27 июня | Взят Шербур | К концу июня плацдарм союзников в Нормандии достиг 100 км по фронту и от 20 до 40 км в глубину |
1 июля | Полуостров Котантен полностью очищен от немецких войск | |
первая половина июля | Восстановлен порт в Шербуре | Порт в Шербуре играл существенную роль в снабжении войск союзников во Франции |
25 июля | Союзники вышли на рубеж южнее Сен-Ло, Комон, Кан | Нормандская десантная операция завершилась |
Операция «Оверлорд»
Высадка войск американской 1-й пехотной дивизии. Пляж «Омаха». Утро 6 июня 1944 года
14 января 1943 года в Касабланке (Марокко) состоялась тайная конференция с участием президента США Франклина Рузвельта и премьер-министра Британии Уинстона Черчилля, на которой были обсуждены планы совместных военных действий против Германии и ее сателлитов и было договорено о высадке союзников в Сицилии и осенью 1943 года во Франции. В марте 1943 года начальником штаба оперативной группы по подготовке десантной операции в Западной Европе был назначен британский генерал-лейтенант Фредерик Морган. Созданный им штаб в январе 1944 года превратился в Верховное Командование союзных сил в Европе, ставшее главным исполнителем операции «Оверлорд».
1 марта 1943 г. было утверждено направление основных усилий вторжения на северном побережье Нормандии, а в мае — сроки операции. После Третьей Вашингтонской конференции, прошедшей с 12 по 17 мая с участием Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля, на штаб генерала Моргана была возложена задача отработки плана высадки, а также разработки операций, чтобы ввести Вермахт в заблуждение по поводу действительного направления действий западных союзников. 8 мая 1944 года главнокомандующий союзными войсками в Европе генерал Дуайт Эйзенхауэр утвердил дату начала операции «Оверлорд» – 5 июня, на выбор которой повлияли режимы приливов-отливов у северного побережья Франции.
План вторжения во Францию
Специально для проведения операции «Оверлорд» судостроительными компаниями Англии и США в сжатые сроки были построены около 30 000 единиц десантных судов, разработаны и запущены в массовое производство плавающие и огнеметные танки, специализированные бронированные инженерные машины для создания проходов в минных полях, специальные баржи с реактивными установками залпового огня. Для ускорения темпов погрузки техники на морской транспорт на юге Англии была оборудована разветвленная сеть специальных подъездных дорог, которые спускались к морю, и по которым военная техника (танки, автомашины) с ходу загружалась прямо на баржи. Были также созданы временные искусственные порты и искусственные гавани для швартовки судов у побережья Франции.
Координация с французским сопротивлением
французского сопротивлениябитвы за Нормандию
Через лондонский État-major des Forces Françaises de l’Intérieur (Французские внутренние войска ) британский спецназ организовал кампанию саботажа будет реализовано французским сопротивлением. Союзники разработали четыре плана Сопротивления для выполнения в день «Д» и в следующие дни:
- План Верт был 15-дневной операцией по саботажу железнодорожной системы.
- План Блю имел дело с разрушением электрических объектов.
- План Торту был отложенной операцией, направленной на вражеские силы, которые потенциально могли бы усилить силы Оси в Нормандии.
- План Вайолет касался перерезания подземных телефонных и телетайповых кабелей.
Сопротивление было предупреждено. для выполнения этих задач с помощью сообщений, передаваемых французской службой BBC из Лондона. Несколько сотен таких сообщений, которые могли быть отрывками стихов, цитатами из литературы или случайными предложениями, передавались регулярно , маскируя несколько действительно значимых. За несколько недель до высадки группам сопротивления раздавались списки сообщений и их значений. Увеличение радиоактивности 5 июня было правильно истолковано немецкой разведкой как означающее, что вторжение было неизбежным или уже началось. Однако из-за шквала предыдущих ложных предупреждений и дезинформации большинство подразделений проигнорировали предупреждение.
В отчете Центра анализа информации по борьбе с повстанцами за 1965 год подробно описаны результаты саботажных усилий французского Сопротивления: «На юго-востоке, 52 локомотива были уничтожены 6 июня, а железнодорожная линия перерезана более чем в 500 местах. Нормандия была изолирована по состоянию на 7 июня ».
Атлантический вал
Атлантического вала
Встревоженный набегами на Сен-Назер и Дьеп в 1942 году, Гитлер приказал построить укрепления по всему Атлантическому побережью, от Испании до дорога, чтобы защитить от ожидаемого вторжения союзников. Он предполагал, что 15 000 огневых точек будут укомплектованы 300 000 военнослужащих, но нехватка, особенно бетона и людских ресурсов, означала, что большинство опорных пунктов так и не были построены. Поскольку ожидалось, что это будет место вторжения, Па-де-Кале был усиленно защищен. В районе Нормандии лучшие укрепления были сосредоточены на портовых сооружениях в Шербурге и Сен-Мало. Роммелю было поручено наблюдать за строительством дальнейших укреплений вдоль ожидаемого фронта вторжения, который простирался от Нидерландов до Шербура, и ему было поручено командовать недавно реформированной группой армий B, в которую входила 7-я армия, 15-я армия . и силы, охраняющие Нидерланды. В резервы этой группы входили 2-я, 21-я и 116-я танковые дивизии.
Роммель считал, что побережье Нормандии может быть возможной точкой высадки для вторжения, поэтому он приказал построить на этом берегу обширные оборонительные сооружения. В дополнение к бетонным огневым позициям в стратегических точках вдоль побережья он приказал установить на пляжах деревянные колья, металлические треноги, мины и большие противотанковые заграждения, чтобы задержать приближение десантных судов и затруднить движение танков. Ожидая, что союзники высадятся во время прилива, чтобы пехота проводила меньше времени на берегу, он приказал разместить многие из этих препятствий на отметке паводка. Запутанная колючая проволока, мины-ловушки и устранение наземного покрова делали подход опасным для пехоты. По приказу Роммеля количество мин на побережье было увеличено втрое. Воздушное наступление союзников над Германией подорвало люфтваффе и установило господство в воздухе над Западной Европой, поэтому Роммель знал, что не может рассчитывать на эффективную поддержку с воздуха. Люфтваффе могло собрать только 815 самолетов над Нормандией по сравнению с 9 543 самолетами союзников. Роммель организовал установку кольев-ловушек, известных как Rommelspargel (спаржа Роммеля), на лугах и полях для предотвращения высадки десанта.
нацистский министр вооружений Альберт Шпеер отмечает в его автобиографии 1969 года говорится, что немецкое высшее командование, обеспокоенное уязвимостью аэропортов и портовых сооружений на побережье Северного моря, провело 6-8 июня 1944 года конференцию для обсуждения усиления обороны в этом районе. Шпеер писал:
В самой Германии у нас почти не было войсковых частей. Если бы аэропорты в Гамбурге и Бремене могли быть захвачены парашютными подразделениями, а порты этих городов — небольшими силами, я опасался, что армии вторжения, высадившиеся с кораблей, не встретят сопротивления и в течение нескольких дней оккупируют Берлин и всю Германию..
Операция Нептун
Высадка в Нормандии получила название операции «Нептун». Это, в свою очередь, было частью другой крупной операции «Оверлорд», которая должна была закончиться освобождением Франции.
Союзники начали бомбардировку населенных пунктов в районе, находившегося в руках немцев, для облегчения последующей высадки.
В общем плане операции детализированы конечные цели операции. Для начала союзники хотели разрушить мосты, которые пересекали Луару и Сену, не давая нацистам послать подкрепление в Нормандию.
Другим принципиальным моментом было уничтожение немецких авиационных заводов в этом районе, а также складов горючего.
Верховному командованию союзников требовалась точная информация о местонахождении своих целей. По этой причине за несколько месяцев до атаки многие самолеты пролетели над этим районом, чтобы составить карту и разведать местность.
«День Д»
Немецкие береговые укрепления. Вкопанная башня танка. Берег «Омаха»
Из-за плохих погодных условий «День Д» пришлось перенести на сутки позже, и высадка союзников в Европе началась 6 июня 1944 года. На первом этапе в час ночи десантировалось 24 тысячи британских, американских, канадских и французских парашютистов; в половине седьмого утра на участке побережья шириной 80 километров начал высадку морской десант. Благодаря мощной поддержке авиации на большинстве направлений союзникам сразу удалось создать плацдармы и закрепиться.
К концу «Дня Д» в английском и американском секторах было высажено 5 пехотных, 3 воздушно-десантные дивизии и танковая бригада общей численностью 150 тысяч солдат. Им удалось захватить береговую полосу глубиной от 3 до 5 км и к 7 июня освободить от противника все побережье в зоне высадки. Потери составили у американцев — 6603 человека, в том числе 1465 убитыми, у англичан и канадцев — около 4 тысяч человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести.
Боевой порядок союзников
Командующий, ШАЭФ: генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр. Командующий 21-й группой армий: генерал Бернард Монтгомери
Зоны США
Командующий 1-й армией (США): генерал-лейтенант Омар Брэдли
Контингент Первой армии насчитывал около 73000 человек, в том числе 15 600 человек из воздушно-десантных дивизий.
- Юта-Бич
-
VII корпус, которым командовал генерал-майор Дж. Лотон Коллинз
- 4-я пехотная дивизия : генерал-майор Раймонд О. Бартон
- 82-я воздушно-десантная дивизия : генерал-майор Мэтью Риджуэй
- 90-я пехотная дивизия : бригадный генерал Джей В. МакКелви
- 101-я воздушно-десантная дивизия : генерал-майор Максвелл Д. Тейлор
- Омаха-Бич
-
V корпус, которым командует генерал-майор Леонард Т. Героу, что составляет 34 250 человек
- 1-я пехотная дивизия : генерал-майор Кларенс Р. Хюбнер
- 29-я пехотная дивизия : генерал-майор Чарльз Х. Герхард
Британская и канадская зоны
коммандос королевской морской пехоты3-й пехотной дивизииSword Beach
Командующий, Вторая армия (Великобритания и Канада): генерал-лейтенант сэр Майлз Демпси
В целом контингент Второй армии состоял из 83 115 человек, из них 61 715 британцев. Формально британские авиационные и военно-морские подразделения поддержки включали большое количество персонала из союзных стран, в том числе несколько эскадрилий британских ВВС, укомплектованных почти исключительно иностранными экипажами. Например, австралийский вклад в операцию включал регулярную эскадрилью Королевских ВВС Австралии (RAAF), девять эскадрилий Статьи XV и сотни сотрудников, отправленных в Подразделения Королевских ВВС и боевые корабли РН. Королевские ВВС предоставили две трети самолетов, участвовавших в вторжении.
- Голд-Бич
-
XXX корпус, которым командует генерал-лейтенант Джерард Бакнелл
50-я (Нортумбрийская) пехотная дивизия : Генерал-майор ДАХ Грэм
- Джуно Бич
-
Британский I корпус, которым командует генерал-лейтенант Джон Крокер
3-я канадская дивизия : генерал-майор Род Келлер
- Sword Beach
-
1-й британский корпус под командованием генерал-лейтенанта Джона Крокера
- 3-я пехотная дивизия : генерал-майор Том Ренни
- 6-я воздушно-десантная дивизия : генерал-майор RN Гейл
79-я бронетанковая дивизия : генерал-майор Перси Хобарт предоставил специализированные бронированные машины, которые обеспечивали высадку на всех пляжах в секторе Второй армии.
Операции
Операция «Оверлорд» — название, присвоенное основание крупномасштабного ложемента на континенте. Первая фаза, десантное вторжение и создание надежного плацдарма, получила кодовое название «Операция Нептун». Чтобы добиться превосходства в воздухе, необходимого для успешного вторжения, союзники предприняли кампанию бомбардировок (кодовое название Operation Pointblank ), нацеленной на производство самолетов, запасы топлива и аэродромы Германии. За несколько месяцев до вторжения были предприняты изощренные уловки под кодовым названием Операция «Телохранитель», чтобы помешать немцам узнать и место вторжения.
Высадке должны были предшествовать высадки. воздушно-десантные операции возле Кана на восточном фланге с целью захватить мосты реки Орн и к северу от Карентана на западном фланге. Американцы, высадившиеся в Юта-Бич и Омаха-Бич, должны были попытаться захватить Карентан и Сент. Lô в первый день, затем отрезал полуостров Котантен и в итоге захватил портовые сооружения в Шербур. Британцы с Sword и Gold Beaches и канадцы с Juno Beach будут защищать фланг США и пытаться создать аэродромы возле Кана в первый же день. (Шестой пляж под кодовым названием «Бэнд» считался к востоку от Орна.) Будет создано безопасное жилище всеми силами вторжения, связанными вместе, и будет предпринята попытка удержать всю территорию к северу от Авранша. — строка Falaise в течение первых трех недель. Монтгомери, которое продлится до тех пор, пока все силы союза не достигнут реки Сена.
Потери и итоги
В период с 6 июня по 24 июля американо-английскому командованию удалось осуществить высадку экспедионных сил в Нормандии и занять плацдарм около 100 км по фронту и до 50 км в глубину. Размеры плацдарма были примерно в 2 раза меньше предусматривавшихся планом операции. Однако абсолютное господство союзников в воздухе и на море позволяло сосредоточить здесь большое количество сил и средств. Высадка союзных экспедиционных сил в Нормандии явилась самой крупной десантной операцией стратегического значения в ходе второй мировой войны.
В течение Дня «Д» союзники высадили в Нормандии 156 000 человек. Американский компонент насчитывал 73 000 человек: 23 250 морской десант на пляж «Юта», 34 250 — пляж «Омаха» и 15 500 — воздушный десант. На британские и канадский плацдармы высадилось 83 115 военнослужащих (из них 61 715 — британцы): 24 970 — пляж «Голд», 21 400 — пляж «Джуно», 28 845 — пляж «Сорд» и 7 900 — воздушный десант.
Было задействовано 11 590 самолётов воздушной поддержки различного типа, которые совершили в общей сложности 14 674 самолёто-вылетов, сбито 127 боевых самолётов. На высадку воздушного десанта в течение 6 июня привлекалось 2 395 самолётов и 867 планеров.
Военно-морские силы задействовали 6 939 кораблей и судов: 1 213 — боевых, 4 126 — десантных, 736 — вспомогательных и 864 — для грузовых перевозок. Для обеспечения флот выделил: 195 700 моряков: 52 889 — американских, 112 824 — британских, 4 988 — из других стран коалиции.
К 11 июня 1944 года на французском берегу уже находилось: 326 547 военных, 54 186 единиц военной техники, 104 428 тонн военного имущества и запасов.
Потери союзников
В ходе высадки англо-американские войска потеряли погибшим 4 414 человек (2 499 — американцы, 1 915 — представители других стран). В целом общие потери союзников в День «Д» составили около 10 000 человек (6 603 — американцы, 2 700 — британцы, 946 — канадцы). Потери, которые понесли союзники включают: погибших, раненых, пропавших без вести (чьи тела так и не были найдены) и военнопленных.
Всего союзники в период с 6 июня по 23 июля потеряли 122 тыс. человек (49 тыс. англичан и канадцев и около 73 тыс. американцев).
Потери германских сил
Потери войск Вермахта в день высадки по оценке составляют от 4 000 до 9 000 человек.
Общий урон немецко-фашистских войск за период почти семинедельных боёв составил 113 тыс. человек убитыми, ранеными и пленными, 2117 танков и 345 самолётов.
От 15 000 до 20 000 мирных французских жителей погибло во время вторжения — в основном в результате бомбардировок союзной авиацией