Практикум 2

Трудный выбор александра невского. между востоком и западом

Отечественная история > 17. Выбор Александра Невского

17. Выбор Александра Невского

В 1240 г., когда Северо-Восточная и Южная Русь оказались захваченными монголо-татарами, с севера и северо-запада началось наступление шведских и немецких рыцарей. Отпором крестоносцам на северо-западе руководил сын великого князя Ярослава Всеволодовича новгородский князь Александр Ярославич (1220-1263). 15 июля 1240 г. Александр одержал первую свою крупную победу над шведами в битве на р. Неве. За эту победу Александр получил почетное прозвище Невский. Важным результатом победы явилось сохранение побережья Финского залива за Русью, что дало возможность продолжать торговлю с европейскими странами.Весной 1242 г. немецкие рыцари захватили Псков, Изборск, двигались к Новгороду. Главное сражение русского войска с немецкими рыцарями произошло 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера — Ледовое побоище. Талантливое командование Александра Невского и самоотверженность русских воинов привели к полному разгрому немецкого войска.Победы Александра Невского предохранили Русь от дальнейшей экспансии шведских и немецких рыцарей, защитили население северо-западных земель от политического, экономического и духовного порабощения. Александр Невский четырежды ездил в Золотую Орду, получил там ярлык на великое княжение (великий князь в 1252-1263). Он проводил спасительную для русских людей политику: «Меч на Западе, мир на Востоке». Александр Невский добился, чтобы из русских земель не забирали молодежь в ордынскую армию. Он понимал, что у Руси нет еще достаточно сил для успешной борьбы с Золотой Ордой, которая в то время в военном и политическом отношении была значительно могущественнее. Некоторые авторы считают, что Александр Невский готовил общерусское выступление против монголо-татар, но был отравлен во время последней поездки в Орду.Александр Ярославич Невский отказался от союза с крестоносцами против монголов, который ему предлагали посланники папы римского. За приверженность православию и выдающийся вклад в спасение Русской земли он был причислен Русской православной церковью к лику святых.В советское время Александр Невский оценивался как великий патриот, государственник и полководец. В годы войны был учрежден орден Александра Невского, который высоко ценился офицерами, так как давался за личную храбрость и умение при проведении боевых операций.В сражениях с западными врагами Александр Невский не потерпел ни одного поражения. Он стремился закончить военный конфликт мирным договором и одним из первых в Европе выдвинул принцип нерушимости границ.

Каково влияние монгольского ига на политический строй Руси?

В 30-е годы 13 века, накануне нашествия, Русь делилась на множество суверенных княжеств, иногда связанных военно-политическими договорами, иногда вассальной зависимостью. В общей сложности территории Древней Руси насчитывалось 18 крупных государственных образований, а если считать с вассальными княжествами, то около 30. При отсутствии политического единства, при неполном подчинении младших князей-вассалов старшим князьям, не было и единства военного. Поэтому монгольским ханам со своей великой армией, считавшейся наилучшей военной организацией мира в то время, не составило большого труда подчинить русские княжества и опутать их сложной административной системой.

Завоеванные татарским войском русские земли не вошли непосредственно в состав Золотой Орды. Золотоордынские ханы рассматривали русские земли как политически автономные, имеющие свою собственную власть, но находящиеся в зависимости от ханов и обязанные платить дань – «выход». Русские феодальные княжества стали в вассальные отношения к хану.

Чтобы как можно более четко поддерживать систему властвования, ханы вживляли элементы монгольской администрации на завоеванной территории. Цель ее была двойственной: обеспечивать армию рекрутами и собирать налоги для поддержания государства и императорской семьи.

Каждый русский князь должен был получить ярлык на княжение от хана. Хан мог в любое время забрать назад княжеский ярлык, если сомневался в преданности князя. Получение такой грамоты (ярлыка) обычно сопровождалось вручением русскими претендентами дорогих подарков хану и его близким родственникам, а с течением времени – и ближайшему окружению. Иногда русским князьям приходилось делать долги у ордынских купцов. Эти займы нередко намного превышали финансовые возможности князя. Тем самым еще более укреплялась зависимость русских князей от Золотой Орды.

Русские князья были также ограничены в административных полномочиях, поскольку из Орды назначались собственные чиновники для вербовки воинов и сбора дани
Для более успешного и скорого управления завоеванной страной, монголы применили тот же принцип деления населения, что и в своей армии. Каждому району соответствовала определенная сеть административных чиновников. Выход состоял из нескольких видов налогов, основным из которых являлась дань.
В 15 веке институт баскачества был упразднен. Выход стали собирать сами князья.

Традиционные взаимоотношения между монархией, демократией и аристократией, как тремя элементами власти, были совершенно разрушены монгольским нашествием. Прежнее равновесие их исчезло.
Одним из подтверждений этому может служить постепенное сокращение власти вече (одного из главных демократических институтов) и последующее его исчезновение. Князьям и боярам удалось приспособиться к требованиям завоевателей и установить с ними относительный мир. Горожане же и ремесленники особенно, вскипали негодованием при каждом очередном ограничении, вводимом новыми правителями. Поэтому монголы, со своей стороны, были полны решимости подавить сопротивление городов и ликвидировать вече как политический институт. Для этого, по всей видимости, они склонили русских князей к сотрудничеству, поскольку те сами опасались революционных тенденций вече в городах.

Действия монголов по внесению раздора между князьями посредством перетасовки ярлыков на княжение, играя на политических амбициях последних – стали причиной, не «желая этого», кардинальных изменений в наследственной традиции.

В Орде русские князья усваивали новые, неизвестные на Руси формы политического общения («бить челом»). Понятие абсолютной, деспотической власти, с которой русские были знакомы лишь теоретически, на примере Византии, вошло в политическую культуру Руси на примере ордынского хана. Ослабление городов создавало возможность для князей самим претендовать на такую же власть и подобное выражение чувств подданных.

Под влиянием специфически азиатских правовых форм и способов наказания, у русских развивалось традиционное родоплеменное представление о карающей власти общества и ограниченности княжеского права наказывать людей.
Теперь карающей силой стало не общество, а государство в лице палача. Именно в это время Русь узнала «китайские казни» — кнут («торговая казнь»), отрезание частей лица (носа, ушей, языка), пытки на дознании и следствии. Это было совершенно новое отношение к человеку по сравнению с прежними временами.

Слайд 19 3. Политические последствия монгольского завоевания: влияние татарского ига на –

властные отношения,
– взаимоотношение власти и общества,
– ментальность народа.

Джованни Плано Карпини (автор «Истории Монголов, именуемых нами Татарами»; первый из европейцев посетил Монгольскую империю с дипломатической миссией) «Император же этих татар имеет изумительную власть над всеми. Никто не смеет пребывать в какой-нибудь стране, если император не укажет ему. Сам же он указывает, где пребывать вождям, вожди же указывают места тысячникам, тысячники — сотникам, сотники же десятникам. Сверх того, во всем том, что он предписывает во всякое время, во всяком месте, по отношению ли к войне, или к смерти, или к жизни, они повинуются безо всякого противоречия Ту же власть имеют во всем вожди над своими людьми, именно люди, то есть татары и другие, распределены между вождями…. Как вожди, так и другие обязаны давать императору для дохода кобыл, чтобы он получал от них молоко, на два или на три, как ему будет угодно; и подданные вождей обязаны делать то же самое своим господам, ибо среди них нет никого свободного. И, говоря кратко, император и вожди берут из их имущества все, что ни хотят. Также и личностью их они располагают во всем, как им будет благоугодно».

Александр Тверской: во главе антиордынского восстания

С именем этого князя связана одна их самых драматичных историй Руси эпохи татаро-монгольского ига. Отец Александра, тверской князь Михаил, и брат, Дмитрий Михайлович Грозные Очи, были убиты в Орде при непосредственном участии московских князей, боровшихся с тверичами за ярлык на Великое Княжение. Принять решение о том, стоит ли мстить своим московским родственникам за их недостойное поведение, князь не успел. В Твери в первый же год его Великого Княжения разгорелось антиордынское восстание.

Восстание в Твери. Миниатюра из Лицевого Летописного Свода. (Wikimedia Commons)

15 августа в городе начался бунт, направленный прежде всего против ханского посла Чолхана. Тот вёл себя в Твери весьма разнузданно: выгнал из княжеского дворца Александра и поселился там, а его подручные относились к русским как к рабам. Чаша терпения переполнилась, когда татары попытались отнять кобылу у некоего дьяка Дудко — после этого инцидента начался настоящий погром. Александр не был инициатором этого выступления, но, увидев, что деваться, в общем-то, некуда и, безусловно, сочувствуя своим подданным, принял решение возглавить бунт.

На Тверь направилась карательная экспедиция, «Федорчукова рать», поддерживаемая московским князем Иваном Калитой. Узнав о приближении москвичей и татар к городу, Александр предпочёл скрыться и уехал во Псков. Каратели подвергли поселения Тверского княжества ужасным разрушениям, множество мирных жителей было убито.

Александр находился в изгнании долгие 11 лет, после чего принял решение вернуться на родину, надеясь на прощение хана. Тот сначала согласился вернуть князю-бунтовщику Тверь, но Иван Калита убедил хана Узбека в необходимости ликвидировать своего соперника. 28 октября 1339 года в Сарае Александр, не дожив до 40 лет, принял мученическую смерть. Ликвидация опасного соперника позволила Калите упрочить своё влияние на русские земли в качестве Великого князя.

Слайд 5Образ А.Невского в советской историографииВ первые постреволюционные десятилетия (1920-е – 1930-е

гг.): тиражировался исключительно «образ» «Невского-предателя», «прислужника попов», который «ценой народной крови» «купил себе в Орде ярлык на великое княжение» и «выхлопотал льготы для церкви». С конца 1930-х гг. новый официальный образ Александра Невского 1938 г.: фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский» – конструирование образа «солнца земли Русской». – его героическим сопротивлением крестоносной агрессии в Прибалтике в 1240 г. было остановлено продвижение Ордена на восток; – именно под его командованием «все объединенные силы, которыми тогда располагала Русь», в 1242 г. в «решительной битве» на льду Чудского озера, о которой «с тревогой и надеждой думал народ и в Новгороде, и во Пскове, и в Ладоге, и в Москве, и в Твери, и во Владимире» определили дальнейшую судьбу Русской земли ⇒ А. Невский – «спаситель земли Русской»; – «Победа на Чудском озере – Ледовое побоище – имела огромное значение для всей Руси, для всего русского и связанных с ним народов, так как эта победа спасала их от немецкого рабства. Значение этой победы, однако, еще шире: она имеет международный характер»; «этой крупнейшей битвой раннего средневековья впервые в международной истории был положен предел немецкому грабительскому продвижению на восток, которое немецкие правители непрерывно осуществляли в течение нескольких столетий».  

Основные этапы монголо-татарского нашествия

  1. Началось нашествие в 1236 году с завоевания башкирских племен, которые были вынуждены влить часть своих отрядов в ряды монгольской армии. К осени этого года войска монголов сосредоточились на территории прикаспийских степей.
  2. Весной 1237 года была полностью захвачена и разорена территория Волжской Булгарии. Булгары заранее готовились к захвату, что поощрялось со стороны русских князей, делали укрепительные сооружения, однако это не спасло их от огромной силы монгольского войска.
  3. До конца осени 1237 года монголы успешно наступали и в итоге разгромили племена половцев и алан и начали собирать свои войска вблизи Воронежа на границе Рязанского княжества. Рязанский князь не захотел сдаться добровольно, и начались военные действия и жестокие сражения с разорением земель.
  4. 16 декабря 1237 года монголы, руководимые Батыем, осадили Рязань, отгородив частоколом от внешнего мира.
  5. 21 декабря 1237 года монголы ворвались в Рязань, и началось ее разорение. Князь Юрий был убит, а князь Олег попал в плен, где пробыл до 1252 года. Разорение города и всего княжество было полным. Жгли деревни и городища, убивали стариков и детей. Далее войска двинулись разорять другие города по пути своего следования в Коломну – Преяславль-Рязанский, Ожск, Борисов-Глебов.
  6. 10 января 1238 года армия дошла до Коломны, где уже были стянуты дружины князей. В крепости находились войска из Владимира под предводительством сына князя Юрия Всеволода и воеводы Еремея Глебовича, а также остатки рязанской дружины. Бой шел с переменным успехом. В ходе него был убит Кулькан, младший сын Чингисхана, а также князь Роман Ингваревич и воевода Еремей. Небольшая часть дружины во главе с князем Всеволодом смогла уйти.
  7. 15 января 1238 года, дойдя по льду Москвы-реки монгольское войско, осадило Москву. Город пал и был разграблен через пять дней. После этого Батый повел своих людей на Владимир.
  8. 4 февраля 1238 года был осажден Владимир. В самом городе его князя не было, так как князь Юрий Всеволодович незадолго до этого ушел с небольшой дружиной на реку Сить собирать войска и ждать отряды от других князей. В городе оставался небольшой отряд дружины, жена и два сына князя. Часть монгольских войск отделилась и направилась брать город Суздаль, который был взят в результате штурма.
  9. 6 февраля 1238 года часть войска вернулась от Суздаля, и была предпринята попытка взять Владимир. С большими потерями штурм был отбит.
  10. 7 февраля 1238 года после жестоких боев Владимир был взят и разграблен. Войска Батыя отправились в направлении Новгорода, разоряя русские города и селения.
  11. 4 марта 1238 года войска князя Юрия с поддержкой от других князей и монголы встретились на реке Сити. Владимирские войска плохо подготовились к битве, а часть дружин от некоторых князей так и не пришла. Сражение было жестоким, однако и монголы также понесли существенные потери. После этого Владимиро-Суздальское княжество было полностью разорено.
  12. 22 февраля 1238 года на пути в Новгород Батый с войсками осадил Торжок. Город стоял 2 недели, но затем пал. Монгольское войско не дошло около 100 верст до Новгорода и развернулось обратно в степи. Среди причин были и наступавшая весенняя распутица, и тяжелые потери, которые понесли войска в ходе боев, а также обременительная ноша в виде награбленного добра. На обратном пути монголы разорили несколько городов, разделившись на отряды, и затем осели на лето в придонских степях.
  13. Зимой 1238-1239 годов войска Батыя, разделившись на отряды, совершали набеги на Городец, Муром, Нижний Новгород и другие.
  14. 3 марта 1239 года был осажден Переяславль Южный и вскоре пал.
  15. Осенью 1239 года монголы ворвались на территорию Черниговского княжества. 18 октября Чернигов был захвачен и разграблен. Далее монголы начали разграблять близлежащие земли. Была попытка похода на Киев, но она носила скорее характер разведки, ведь силы войска были истощены.
  16. Осенью 1240 года монголо-татарские войска начали наступление и разорение земель по правой части Днепра и вскоре подошли к Киеву.
  17. 6 декабря 1240 года был взят великий город Киев, несмотря на все его укрепленные сооружения и хорошую защиту. После этого часть отрядов Батыя вернулась в родные степи, а он с отрядами разорял местные земли до 1243 года, но таких масштабных как ранее походов уже не предпринималось.

Андрей Ярославич — предательство брата

Сын первого зависимого от Орды владимирского князя Ярослава Всеволодовича, Андрей получил ярлык на Великое Княжение из рук хана Гуюка. Однако это решение было принято вопреки воле Батыя — тот предпочитал видеть в качестве вассала другого сына Ярослава, Александра Невского, за 5 лет до этого разгромившего немецких рыцарей на Чудском озере. В 1250 году Андрей породнился с соперником Орды — Даниилом Галицким, что ставило под вопрос его лояльность монгольским хозяевам.


Великие князья Святослав Всеволодович и Андрей Ярославич. Рис. В. П. Верещагина. (Wikimedia Commons)

Когда в 1251 году новым ханом при поддержке Батыя стал Мунке, дни Андрея во Владимире были сочтены. Александр Невский уже в следующем году поехал к сыну Батыя, Сартаку, и, по сообщениям источников, донёс на своего брата, мол, тот не платит положенную дань и вообще ведёт себя нехорошо для зависимого от Орды князя. Таким образом, Неврюева рать и поход Куремсы на Даниила Галицкого следует рассматривать в связке: Батый стремился окончательно подчинить непокорных русских князей ханской воле.

Андрей предпочёл не оказывать сопротивления и не сдаваться татарам и бежал сначала в Новгород, а оттуда в Швецию. Впрочем, опала длилась недолго: уже через 5 лет князь вернулся на родину, при посредничестве Александра Невского помирился с ханом и даже получил через некоторое время во владение Суздаль — второй по значимости город Владимирского княжества.

Г. В. Вернадский о деятельности Александра Невского

К XIII веку Русь стоит перед грозными испытаниями. Самоё её существование — её своеобразие и самобытность — поставлены на карту. Развернувшаяся на великой восточно-европейской равнине, как особый культурный мир между Европой и Азией. <…> Русь в XIII веке попадает в тиски, так как подвергается грозному нападению обеих сторон — латинской Европы и монгольской Азии. Русь могла погибнуть между двух огней в героической борьбе, но устоять и спастись в борьбе одновременно на два фронта она не могла. <…>

Предстояло выбирать между Востоком и Западом . Двое сильнейших русских князей этого времени сделали выбор по- разному. Даниил Галицкий выбрал Запад и с его помощью попытался вести борьбу против Востока. Александр Невский выбрал Восток и под его защитою решил отбиваться от Запада. <…> Даниил разменялся на повседневные политические мелочи и упустил из рук главные нити исторических событий. Он выиграл несколько отдельных сражений, но проиграл самое главное — Православную Россию. Результатом его политики были долгие века латинского рабства юго-западной Руси.

Полную противоположность деятельности Даниила Романовича представляет собой деятельность Александра Ярославича. С гораздо меньшими историческими данными Александр добился больших и несравненно более прочных политических результатов. Шумная и блестящая эпопея Даниила Галицкого прошла впустую. Глубокая и настойчивая политическая работа Александра Невского привела к великим следствиям. Даниил имел в своём распоряжении исключительно благоприятные историко-географические силы: несравненный плацдарм в сердце Средней Европы; используй Даниил с тыла поддержку монгольской силы, он достиг бы результатов совершенно непредвиденных и необыкновенных. Он мог бы прочно утвердить Русь и Православие в Восточной и Средней Европе. Александр, наоборот, имел данные историко-географические из рук вон плохие. Северо-западный угол Европейской России не открывал перед ним широких международных перспектив. Но если Александр мало мог приобрести, он мог очень много — если не всё — потерять. Он мог потерять не только «окна в Европу» — Новгород и Псков: речь шла о самом существовании Руси, её культуры и самобытности, о срединном очаге этой культуры. Предстояло поддержать живую энергию русской культуры — Православие — и обеспечить сохранность основного уже в то время источника этой энергии — родины русской народности. Если бы латинский Запад разгромил Новгород, Псков, Тверь — могло бы оказаться, что остаток Северо-Восточной Руси был бы уже слишком слаб для самостоятельной жизни, мог бы вовсе раствориться в татарской стихии, а не её претворить в себя (как это произошло затем в действительности).

Историческая задача, стоявшая перед Александром, была двояка: защитить границы Руси от нападений латинского Запада и укрепить национальное самосознание внутри границ. Для решения той и другой задачи нужно было отчётливо сознавать и глубоко чувствовать — инстинктом, нутром, так сказать — исторический смысл своеобразия русской культуры — Православие. Спасение Православной веры и было основным камнем политической системы Александра. Православие для него не на словах, а на деле было — «столп и утверждение истины». Раз основа была неколебимая и прочная — Александр уже не боялся искать любых исторических союзников, чтобы эту основу утвердить. Глубоким и гениальным наследственным историческим чутьём Александр понял, что в его историческую эпоху основная опасность для Православия и своеобразия русской культуры грозит с Запада, а не с Востока, от латинства, а не от монгольства. Монгольство несло рабство телу, но не душе. Латинство грозило исказить самоё душу. Латинство было воинствующей религиозною системою, стремившеюся подчинить себе и по своему образцу переделать Православную веру русского народа. Монгольство не было вовсе религиозною системою, а лишь культурно-политическою. Оно несло с собою законы гражданско-политические (Чингисова яса), а не религиозно- церковные… Яркими маяками двух мирочувствований светят нам образы двух русских князей — Даниила Галицкого и Александра Невского.

Наследием блестящих, но непродуманных, подвигов одного было латинское рабство Руси Юго-Западной.

Наследием подвигов другого явилось великое Государство Российское.

Два подвига Александра Невского

Слайд 4Дореволюционная историографияXVIII в.: зарождение культа Александра Невского в официальной имперской идеологии.

Большинство дореволюционных отечественных исследователей негласно и «дипломатично» избегали писать о Невском.В.О. Ключевский («Курс русской истории» в 4-х томах) посвятил князю всего несколько строк (нет даже упоминания о Невской битве и Ледовом побоище).С.М. Соловьев («История России с древнейших времен», в 29 томах): «покончив с агрессией крестоносцев, Александр Невский действительно отверг предложенную папой римским помощь в борьбе с монголо-татарским нашествием. Более того, став Великим князем Киевским, Александр Ярославич неоднократно ездил «на поклон» к Батыю и даже брал у него войска для подавления восстания, которое будто бы поднял против татар родной брат Александра – Андрей Ярославич». «Зная, с каким намерением приходили шведы, мы поймем то религиозное значение, которое имела Невская победа для Новгорода и остальной Руси; это значение ясно видно в особенном сказании о подвигах Александра: здесь шведы не иначе называются как римлянами – прямое указание на религиозное различие, во имя которого предпринята была война».Н.А.Полевой («История русского народа») о Невской битве: «Сия небольшая победа доставила Александру название Невского. Память народная сохраняет иногда по странному своеволию, воспоминание о делах самых ничтожных, забывая большее».

Даниил Галицкий — между Ордой и Европой

Для галицкого князя Даниила Романовича вторжение монгольских войск изначально не поменяло вектор его политики. На протяжении практически всего своего правления он боролся с претендентами на Галич и Волынь, а также с могущественными боярами, имевшими огромное влияние на политику государства. Тесные связи с Венгрией и Польшей делали юго-западную Русь одним из субъектов политической жизни в этих странах. Тем не менее с монголами Даниил познакомился ещё во время битвы на Калке в 1223 году.


Памятник Даниилу Галицкому во Львове. (Wikimedia Commons)

Во время первого похода Батыя на Русь Даниил никак не участвовал в обороне северо-восточных земель. Впрочем, те события его слабо касались, гораздо важнее было разобраться с черниговскими князьями и уладить дела с европейскими соседями. В перерыве между монгольскими походами на Русь Даниил смог объединить Галицко-Волынское княжество и получил контроль над Киевом.

Однако уже в 1240 году отряды кочевников разорили Черниговское княжество и взяли Киев, предав его огню, после чего двинулись на вотчину Даниила. Хоть юго-западная Русь пострадала не так сильно, как северо-восток, монголы предали огню многие города региона, в том числе и Галич. Тем не менее Даниил понимал, что в регион пришла новая сила, с которой следует считаться. В 1245 году он поехал в Орду и признал свою зависимость от пришельцев. В то же время, согласно общепринятому в отечественной историографии мнению, он начал искать союзников в борьбе с ордынцами: венцом этой политики стала коронация Даниила по католическому образцу и признание его папой римским королём Руси. Однако современные учёные выдвинули гипотезу, согласно которой комбинация с коронацией была направлена не против Орды — Даниил, скорее, стремился стать полноценным игроком в восточноевропейской политике.

В 1254 году он предпринял локальное наступление на подконтрольную Орде Болоховскую землю, однако этот поход потерпел неудачу: в Галицко-Волынское княжество вторглись литовцы. Ордынский полководец Куремса в результате серии походов смог принудить Даниила к миру, а также вынудил его принять участие в походах монголов против Польши и Литвы в 1258—1260 годы. После этого галицкий князь не предпринимал против Орды враждебных действий вплоть до своей смерти в 1264 году.

Слайд 21Влияние на политические взгляды князей (формирование имперского / деспотического

/ азиатского / восточного политического сознания русских правителей)Политические идеи: Власть правителя безгранична; Народ безвластен, бесправен и покорен правителю; Функции государства: взимание дани (налога), поддержание порядка в стране, защита от внешнего врага (политические взгляды, лишенные сознания ответственности правителя за благо народа).В.Б. Кобрин и А.Л. Юрганов: «Едва ли под властью Орды могли свободно развиваться дружинные отношения, ведь князья сами были “служебниками” монгольских ханов. Русские князья, обязанные в новых условиях беспрекословно выполнять волю Орды, не могли уже примириться с независимостью старшей дружины, с ее былыми правами». ⇒

Русско-ордынский союз

Несмотря на успехи, положение Руси было еще шатким. Александр Невский стремится заключить дружеский союз с ордынцами.

К 1246 году хан Батый оказывается в сложном положении, когда против него начинают борьбу монголо-татарские царевичи. Батый ищет поддержки у русских. На Руси к Батыю относятся в целом неплохо, именуя даже «добрым ханом». Союзные связи русских и монголо-татар становятся вполне реальными.

В 1251 году Александр уезжает в Орду и начинает дружбу с Батыем и его сыном Сартаком. Союз непросто дается Александру. Его брат Андрей стоит на стороне Запада и спешит с его помощью выгнать монголов. Однако Батый послал на Русь войско, сокрушившее силы Андрея.

Даниил Галицкий также стремился выгнать монголов и сделать Галицко-Волынское княжество независимым. Однако западные ордены преследовали свою цель – покорить Русь. Невский, зная это, заключил союз с монголами.

Н. С. Борисов об Александре Невском как искусном политике

Что касается Александра Невского, то он в своём стремлении наладить мирные отношения с Ордой не был ни предателем интересов Руси, ни её добрым гением, спасителем. Князь действовал так, как подсказывал ему здравый смысл. Опытный политик суздальско-новгородской школы, он умел видеть грань между возможным и невозможным. Подчиняясь обстоятельствам, лавируя среди них, он шёл по пути наименьшего зла. Он был, прежде всего, хорошим хозяином и более всего заботился о благополучии своей земли. <…>

Князь оказался достойным сыном своего отечества. Именно в это время он проявил себя как искусный политик. Заручившись поддержкой на Востоке, Александр решил укрепить западные позиции Руси. Многочисленные и разнообразные договоры, поездки, военные вылазки дружины — всё это способство вал о возвышению статуса Руси, учету её интересов в политике государств Европы. <…>

Может ли один человек повлиять на ход истории? Оправдана ли жестокость? Не напрасно ли принесена в жертву свобода? Верно ли выбран путь православия на Руси? Трудно через столько лет размышлять над этими вопросами. Осуждать или оправдывать те или иные действия. Но значения событий того времени, и роли в этих событиях Александра, несомненно, велико. <…> Александр выступает, как пособник новых идей. Именно ему принадлежит существенная роль в формировании новых черт русского менталитета. Что же именно было сделано? Он путешествовал, анализировал, сравнивал, вёл переговоры, вводил новые житейские правила и государственные законы. Первое — это договор с монголами. С одной стороны, защита от западных агрессоров, с другой — порабощение на 300 лет. …Впрочем, существует и противоположная оценка действий князя. На период пребывания Александра на великом княжении Владимирском приходится упорядочение системы монгольского владычества над Русью (перепись 1257—1259 гг.). Исходя из этого факта, нередко изображают Александра чуть ли не главным виновником установления ига… Так, по мнению современного американского историка Д. Феннела… получение Александром Великого княжения знаменовало… начало новой эпохи подчинения Руси татарскому государству…

Представленные точки зрения — крайние подходы к рассмотрению вопроса. Но, скорее всего, в каждой из них есть доля истины. …Прижизненные заслуги — далеко не всё, чем славен образ Великого князя. Князю Александру суждено было обрести вторую, посмертную жизнь. Его имя стало символом боевой доблести… В 1547 г. он был включён в число святых, память которых отмечалась во всех без исключения храмах русской церкви. Особенно часто вспоминали об Александре Невском тогда, когда шла война со шведами или немцами… Почти утратив реальные черты, Александр превратился в своего рода историко-патриотическую икону. Историков, робко пытавшихся напомнить о здравом смысле, никто не желал слушать. Однако любая крайность с неизбежностью порождает другую, противоположную крайность. Создавая кумиров, люди со временем испытывают острую потребность их разрушать. По мере преодоления доверчивого идолопоклонства, как формы усвоения исторических знаний, всё чаще будут появляться желающие развенчать Александра Невского… И всё же не следует забывать, что в истории нашей страны существуют как бы два Александра Невских: умерший поздней осенью 1263 г. в Городце-на-Волге усталый, измученный болезнью человек и отброшенная им в будущее огромная тень. Человек этот был, конечно, не безгрешным, но при этом и отнюдь не худшим сыном своего жестокого века. Завершая рассказ о нём, нам хотелось бы предложить читателю три положения, в истинности которых едва ли можно усомниться:

  • это был полководец, успехи которого стали результатом соединения богатого военного опыта, накопленного его предками, с выдающимися личными бойцовскими качествами;
  • это был далёкий от сентиментальности политический деятель средневекового типа;
  • это был правитель, в тяжелейшее время обеспечивший своей стране десять лет мирной жизни. Русские полководцы XIII-XVI веков

10. Напишите резюме предложенных фрагментов трудов Дж. Феннела, Н.С. Борисова. Сформулируйте основную мысль авторов о деятельности Александра Невского. Какие доводы приводят историки для обоснования своей позиции? 11. Можно ли утверждать, что князь действовал вопреки интересам Руси, в угоду ордынцам? Отразите своё мнение в эссе: «Добродетели государя, противные силе, безопасности, спокойствию Государства, не суть добродетели» (Н. М. Карамзин).

Слайд 16С.М. Соловьев: «Русское государство образовалось в следствии внутренних движений». «Монголы остались

жить вдалеке, заботились только о сборе дани, нисколько не вмешиваясь во внутренние отношения, оставляя все как было, следовательно оставляя в полной свободе действовать те новые отношения, какие начались на севере прежде них».С.Ф. Платонов: «завоевав Русь, татары не остались жить в русских областях, богатых неудобными для них лесами, а отошли на юг, в открытые степи? При таких условиях если и находятся следы влияния татар в администрации, во внешних приемах управления, то они невелики и носят характер частных отрывочных заимствований; такие заимствования были и от варягов, и из Византии. Поэтому мы можем далее рассматривать внутреннюю жизнь русского общества в ХIII в., не обращая внимания на факт татарского ига».

Слайд 2610. Кривошеин Ю.В., Соколов Р.А. Феномен национального героя в общественном сознании

и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультет Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-natsionalnogo-geroya-v-obschestvennom-soznanii-i-ideologii-na-primere-aleksandra-nevskogo#ixzz4MCTc6uZ411. Нахимова Е.А. Мифологема Александр Невский в современной массовой коммуникации // Политическая лингвистика. 2010. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mifologema-aleksandr-nevskiy-v-sovremennoy-massovoy-kommunikatsii12. Рязановский В.А. К вопросу о влиянии монгольской культуры и монгольского права на русскую культуру и право // Вопросы истории. 1993. № 7. 13. Сокольский М.М. Заговор сре­дневековья (1978) // Сокольский М.М. Неверная память: Герои и антигерои России. Историко-полемические эссе. М., 1990. 14. Ужанков А. Меж двух зол. Исторический выбор Александра Невского. URL: http://www.pravoslavie.ru/archiv/mezhdvukhzol.htm

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: