Новодевичий монастырь

«Придворная» обитель

Но монастыря могло бы не быть вовсе, не одержицарь Василий III такую нужную России победу. В 1514 г., подойдя к стенам Смоленска, который тогда был центром воеводства Великого княжества Литовского, князь Василий III дал клятву: «Коли Божиею волею достану свою отчину, град Смоленск и земли Смолен­ския, тогда поставлю в Москве на Посаде девичь монастырь, а в нём храм…» 30 июля 1514 г. Смоленск был взят. А через 10 лет, в 1524 г., в Москве появилась Великая обитель Пречистой Богородицы Одигитрии (в пере­воде с греческого «Путеводительницы») Новый Девичий монастырь с соборным храмом во имя Смоленской иконы ➊.

По одной из легенд, Девичье поле, находящееся в конце ул. Пречистенка (ныне Б. Пиро­говская), было выбрано для монастыря потому, что когда-то именно там татаро-монголы выстраивали в ряд русских красавиц, выбирали самых румяных, белолицых и молодых и увозили в Золотую Орду.

Чтобы возвести один из самых больших в России женских монастырей, Василий III выделил из казны 3 тысячи серебром. А по столице ползли нехорошие слухи: мол, князь начал строить монастырь только через 10 лет после данного обета, потому что решил наконец постричь в монахини свою жену Соломонию Сабурову, которая 20 лет не может родить ему детей. И правда, Василий III как раз в это время затеял первый в истории России бракоразводный процесс, и в 1525 г. в Богородице-Рожде­ственском монастыре в Суздале его супруга Соломония приняла постриг, став Софией. А князь вскоре женился на дочери литовского князя Елене Глинской, которая родила ему сына, Ивана IV, Грозного.

В январе 1598 г. в Новодевичий монастырь въехала на ПМЖ вдова царя Фёдора I Иоанновича царица Ирина Фёдоровна Годунова. С собой она привезла и братаБориса. Три раза к монастырю приходил бить челом русский люд, прося «Бориску на царство». И только на третий раз Борис любезно согласился и переехал в Кремль, а Ирина Фёдоровна осталась в монастыре. Новоиспечённый царь не забыл хлеб-соль монашьей обители. Он приказал отреставрировать Смоленский собор, построить домовую церковь во имя Иоанна Предтечи (ныне церковь святителя Амвросия Медиоланского) ➋, возвести новые кельи. Чтобы сохранить монастырь от врагов, по приказу Годунова вокруг святого места была сооружена крепость с башнями.

Палаты Ирины Годуновой, с­естры Бориса. Фото: АиФ / Валерий Христофоров

При Петре I в 1689 г. после Стрелецкого бунта в Новодевичий монастырь была отправлена роднаясестра царя Софья. Её постригли в монашки и заставили смотреть из окон святой обители, как казнили поддер­жавших её стрельцов. Говорят, царь самолично рубил головы своих предателей. Иногда сразу отсечь не удавалось, и над монастырём летел душераздирающий крик умирающего в страшных муках. Софья была заточена в Надпрудной башне ➌, что недалеко от центральных ворот монастыря, поэтому в народе башню окрестили Софьиной. По преданию, если дотронуться рукой до этой башни и загадать желание, оно непременно сбудется. Правда, местные святые жительницы очень не любят это поверье, потому что особо страстно желающие нацарапывают свои мечты прямо на стенах Софьиной темницы.

Софья подарила Новодевичьему монастырю не только башню желаний — на её деньги здесь были построены церкви и колокольни. А Пётр I «подарил» монастырю свою первую жену, Евдокию Лопухину. Царственной особе выделили по случаю пострига собственные палаты, которые были названы Лопухинским корпусом ➍.

Напрудная башня. Новодевичий монастырь. Фото: АиФ / Валерий Христофоров

Современная история

в 1922 году монастырь упразднили, а позднее закрыли. С 1934 года обитель является частью ГК «Государственный исторический музей». Богослужения возобновились в стенах монастыря лишь в конце Великой отечественной войны, а в 1945 году Церкви вернули Успенский трапезный храм. В этот же год храм освятили. Начиная с 1964 года Успенский храм и Лопухинские палаты стали кафедральным собором и резиденцией митрополита Крутицкого и Коломенского.

В 1988 году в Успенском храме установили иконостас из разрушенного храма Успения Богородицы на Покровке. Осенью 1994 года в обители возобновилась монашеская жизнь и был учрежден женский монастырь. Монастырь находился в ведении митрополита Крутицкого и Коломенского. После 70-летнего перерыва, 10 августа 1995 года, Святейший Патриарх Алексий II совершил Литургию в Смоленском соборе. Богослужения в Смоленском соборе проходят и в настощее время. Совершаются они летом в праздники и выходные дни. В январе 2011 года распоряжением Правительства РФ весь комплекс зданий монастыря был передан в безвозмездное и бессрочное пользование Московской епархии. 6 мая 2012 года Русской Православной Церкви был возвращен древнейший на Руси список Иверского образа Божией Матери. 27 апреля 2021 года Указом Святейшего Патриарха Кирилла Новодевичий монастырь получил статус ставропигиального.

Цели, которым служил и служит Новодевичий монастырь

Скоро половина тысячелетия, как живет Новодевичий. Неудивительно, что история монастыря так богата на события и имена. За столь долгое время существования стены видели и красивое, и страшное.

Темница

Целых 2 века монастырь был местом, куда ссылали представительниц знатного рода, приближенных к царям, но неугодных им. Известно, что будущие монахини, по своей или нет воле принявшие постриг, жертвовали монастырю немалые средства. В заточении стен Новодевичьего побывали: царевна Татьяна, Евдокия Лопухина, овдовевшая Ирина Годунова, сестры Петра Великого Евдокия и Екатерина и другие. Однако не все женщины, оказавшиеся в темнице, полностью отрекались от мирских интересов. Некоторые и после пострига продолжали заниматься важными государственными делами.

Хочется отдельно упомянуть невеселую историю царевны Софьи Алексеевны. Известно, что Великая Государыня много сил отдала строительству и благоустройству Новодевичьего. А потом, после подавления Стрелецкого бунта, сама оказалась под стражей в Напрудной монастырской башне. По сей день считается, что если на стенах башни начертать заветное желание, то оно непременно исполнится.

Сиротский дом для девочек

Традиция привечать бездомных, сиротских девочек в стенах обителей, давая приют, кров, пищу, не обошла и Новодевичий. В начале XVIII века при монастыре был открыт сиротский дом. Таким образом, девочки оказывались под присмотром и в добрых руках. Монахини обучали сирот ремеслам, в том числе и плетению замысловатых брабатских кружев.

Благие дела

В стенах Новодевичьего монастыря чувствовали себя защищенно и спокойно женщины всех возрастов. Для самых маленьких работал Елисаветинский приют. Девочки постарше учились в церковно-приходской школе. Для девушек было открыто Филатьевское училище.

Местная больница оказывала все известные медицинские услуги. А для самых стареньких постоялиц существовала богадельня.

Нужно помнить, что в годы Первой Мировой войны монахини действовали как сестры милосердия, поддерживали раненых, спасали жизни. Отдадим им должное.

На краю гибели в 1812 году

Осень 1812 года чуть не принесла Новодевичьему гибель. Наполеон со своим войском устроились в монастыре на постой. Изысканность и величие обители не могли не впечатлить императора. А позже французский завоеватель был настолько оглушен великолепием самой Москвы, что стал одержим идеей уничтожить достояние столицы — монастырь. Император не желал покидать стольный град, пока не убедится, что Новодевичий сгорел до тла.

Усилиями монахинь задуманный французами гибельный пожар был предотвращен. А дальше…Самое интересное!

История гласит, что Наполеон был сбит с толку. Кто-то из москвичей, проживающих неподалеку от монастырских угодий, запалил собственный дом. Пожар так разбушевался, что император решил, что пылает Новодевичий. Тщеславный француз успокоился и оставил Москву.

Музеи и бытовки при новой власти

После победы Октября Новодевичий монастырь перестал служить верующим. Наступила эра воинствующего атеизма. Дабы сооружение не простаивало, новые власти основали здесь «Музей раскрепощения женщины», который несколькими годами позже был реорганизован в Музей Истории и быта.

Невозможно представить, но в кельях разместили ясли, а великолепную трапезную отдали под спортивный зал.

Большой удачей стало то, что при монастыре жил и трудился архитектор-реставратор Петр Дмитриевич  Барановский. Именно он стал спасителем множества старинных памятников страны, в том числе Новодевичьего ансамбля и Собора Василия Блаженного.

Лучшим решением, которое приняла новая власть в начале 30-х годов, стало провести реконструкцию монастырской территории. Так появился сквер с ухоженными газонами и удобными прогулочными тропинками.

Приют во время Великой Отечественной войны

В горькие и страшные годы Великой Отечественной войны Новодевичий стал домом для огромного количества людей, оставшихся без крыши над головой. Под жилье были переоборудованы и башни, и пристройки, и подвалы, а под монастырскими стенами выросли деревянные домики.

Отрадно, что летом 1944 года возродились духовные школы, открылся Богословский институт Православия и курсы пастырей.

Новодевичий монастырь в наши дни

Жемчужной красоты Новодевичий монастырь курируется одновременно РПЦ и Государственным историческим музеем. Неудивительно, что Новодевичий стал филиалом Государственного исторического музея. А в 2010 году в здании был открыт и Церковный музей Московской епархии, где можно увидеть и изучить уникальные снимки, документы и иконы, связанные с историей обители.

С осени 1994 года монахини вернулись в монастырь, где живут, работают, занимаются иконописью, а также вышивают золотом.

Режим работы Новодевичьего монастыря

Новодевичий монастырь расположен по адресу: г. Москва, Новодевичий проезд, 1. До достопримечательности можно добраться как на автомобиле по ТТК до Лужнецкого проезда, так и на общественном транспорте. Воспользовавшись метрополитеном и доехав до станции «Спортивная», вы можете пересесть на наземный транспорт (автобусы №64, №132 или троллейбусы №5, №15) или пройти полкилометра пешком.

Зайти на территорию монастыря можно с 9 часов утра до 5 часов вечера, а музеи, расположенные тут, открываются на час позже — в десять. Монастырь открыт для посещения ежедневно, кроме вторников и первого понедельника каждого месяца. При желании посетить Успенский храм или Смоленский собор, стоит учесть, что первый открыт круглогодично, а вот собор принимает гостей только четыре месяца в году, начиная с середины мая.

Вход на территорию обители запрещён в одежде, нарушающей общепринятые правила пребывания в храме. Лицам женского пола не следует надевать брюки, открытые блузки и платья, короткие юбки и массивные украшения. Также не допускается посещение монастыря мужчинами в шортах и майках. Свадебные процессии могут присутствовать тут только при участии в таинстве венчания. При этом требования к внешнему виду распространяются на всех присутствующих.

В связи с тем, что под газонами находятся захоронения, гулять по траве не разрешается. Нельзя брать с собой питомцев, перемещаться на таких транспортных средствах, как велосипеды, гироскутеры и самокаты, использовать колонки и другие технические средства, усиливающие звук. Вход в помещения, предназначенные для проживания насельниц и служебных нужд, не допускается. На территории запрещается курить и употреблять алкогольные напитки.

Реликвии Новодевичьего монастыря

Смоленская икона Богоматери

Главной святыней московского Новодевичьего монастыря является Смоленская икона Богоматери, принадлежащая к иконографическому типу «Одигитрия», в честь которой и названа обитель. Считается, что первообраз этой Богородицы очень древний и создан ещё евангелистом Лукой. В середине XI века икона попала на территорию Руси, и с тех пор практически не покидала её пределы вплоть до Великой Отечественной войны.

В середине ХV века, когда смоляне пришли просить Василия Темного отдать им икону их покровительницы, московский князь сделал её точную копию, которая осталась у москвичей. После возвращения в 1514 году старинного образа в московский монастырь он ещё не раз перемещался. Последний раз его видели в Смоленске в 1941 году. В московском же соборе Смоленской иконы хранится список, выполненный по приказу Василия II в 1456 году.

Иверская икона Богоматери

Иверская икона Богоматери — ещё одна святыня, оберегаемая Новодевичьим монастырём. Икона является точной копией Иверской, также написанной апостолом Лукой, продолжительное время находившейся в Никейской империи и пребывающей уже около десяти веков на святой горе Афон. В России об иконе узнали только в XVII веке, и Никон, будущий патриарх, просил прислать копию чудотворного образа.

К середине XVII века список иконы появился в России. Копию привезли с Афона для исцеления ею дочери Алексея Михайловича. Бо́льшую часть своего существования икона, доставшаяся Софье Алексеевне в наследство, провела в храме при Новодевичьем монастыре, где жила и сама царевна. В связи с закрытием при советской власти обители Иверская икона была вывезена тогда из Успенской церкви и возвращена сюда лишь в 2012 году.

Евангелие

Ещё одна реликвия вернулась в монастырь совсем недавно: в 2013 году российский искусствовед Алексей Леонидович Расторгуев преподнёс игуменье Маргарите (Феоктистовой) старинное Евангелие, приобретённое им на аукционе. Оно принадлежало Мелании Ерчаковой, настоятельнице монастыря во второй половине XVII века. Судя по собственноручно сделанной игуменьей записи в 1678 году, книга была пожертвована ею обители.

Дата, когда Евангелие оказалось за пределами обители, в нём не обозначена. Спустя 250 лет после первой записи в книге появилась отметка о её принадлежности музею сельского хозяйства в одной из деревушек на севере России. Далее реликвия оказалась в одном из государственных музеев Беларуси, разграбленном в военные годы. Книга напомнила о себе спустя сорок лет, появившись на выставке собрания икон из России и Греции.

Другие иконы

Также в московском Новодевичьем монастыре можно приложиться к нескольким иконам, написанным в XVII веке. К их числу относится около 15 образов, среди которых Владимирская икона Божией Матери, икона «Избранные святые» (1665 г.), «Спас Нерукотворный» (1684 г.) и другие. Увидеть здесь можно и принятый в дар в 1854 году от Ватопедского монастыря на Афоне список иконы «Отрада и Утешение».

Мощи Николая Чудотворца и захоронения на территории обители

На территории монастыря захоронено много известных личностей, таких как Дмитрий Алексеевич Милютин, Матвей Иванович Муравьёв-Апостол, Фёдор Иванович Буслаев, а на Новодевичьем кладбище — сотни знаменитых творцов русской и мировой культуры, политических деятелей и героев войны. Также среди святынь обители есть частички мощей одного из самых почитаемых в России святых — Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского.

Особенности архитектуры и интерьера Новодевичьего монастыря

Площадь Новодевичьего монастыря с прилегающими к нему территориями в виде пятиугольника составляет 5 га. Длина ограждения, возведённого при правлении Бориса Годунова, превышает 850 метров. Заслуга по замене деревянных крепостных стен кирпичными и их расширению принадлежит Софье Алексеевне. Благодаря ей высота стен варьируется от семи до одиннадцати метров, в то время как их толщина — около пяти метров.

На фоне крепостных стен с бойницами выделяются 12 башен: четыре угловые имеют круглую форму, а остальные восемь — квадратную. И те, и другие, как и кремлёвские, декорированы мерлонами. А за кирпичной стеной разместился Новодевичий монастырь, выполненный в стиле московского, или нарышкинского барокко и представляющий собой комплекс сооружений, большинство из которых спроектировано зодчим Петром Потаповым.

Собор Смоленской иконы Божией Матери — сооружение, построенное по подобию кремлёвского Успенского собора или архитектором Нестором, погибшим во время возведения сооружения, или Алевизом Новым. Вместе с главными храмами монастыря собор образует крест, который обращён к востоку. Впечатляют и размеры собора, возведённого «палатным образом»: он поднялся на 42,5 метра в высоту.

Собор установлен на подклети, цокольном этаже служебно-хозяйственного назначения, из большого белого кирпича. На скромных фасадах здания почти отсутствует декор, кроме поясков на выступах. Сводчатые потолки опираются на крестчатые столбы — архитектурный элемент, перенятый русскими зодчими у итальянских. За счёт асимметричного расположения пяти куполов в сторону алтаря они не покрывают часть собора, вынесенную вперёд.

Интерьер помещения составляют, преимущественно, картины, расположенные в несколько рядов и посвящённые русским воинам и князьям, а также благодати Смоленской иконы. В изображениях на фресках прослеживается концепция «Москва — третий Рим», популярная в период их создания и правления Бориса Годунова. В соборе погребены дочь и невестка Ивана Грозного, первая супруга и сёстры Петра I.

Певческие палаты — хоть и одноэтажное, однако самое масштабное жилое сооружение в архитектурном ансамбле, на постройку которого ушло около восьми лет. В здании длиной в сотню метров первоначально были кельи братьев, позже — келья игуменьи монастыря, а в 20-ые годы XVIII века палаты были выделены под приют для девочек. Входов в постройку несколько: перед каждым из них находится крыльцо, над которым висит по иконе.

Современное название палат сформировалось уже в XIX веке, когда в отстроенном здании поселились певчие монахини. На сегодняшний день помещения сооружения занимает трапезная комната и кельи тех, кто только готовится принять монашество. На протяжении нескольких веков палаты не раз реставрировались. Во время последних восстановительных работ в середине XX века была обнаружена печка с фрагментами древних изразцов.

Палаты Ирины Годуновой и Лопухинские палаты — другие жилые здания, названные в честь жён двух правителей — Фёдора I Ивановича и Петра I. Палаты Ирины Годуновой — скромное строение со скатной кровлей практически без украшений. А сооружение, в котором четыре года жила Евдокия Лопухина, представляет собой барочное двухэтажное здание, фасады которого украшены белокаменными лепными орнаментами и изящными наличниками.

Постройка знаменитой Успенской церкви с трапезной датируется уже концом XVII века. Она возведена на белокаменной подклети на западе от собора. Интерес к храму-трапезной объясняется его сводчатым потолком: несмотря на его площадь практически в 330 кв. м., опоры отсутствуют. Иконостас выполнен в западноевропейском фряжском стиле, для которого характерно достоверное изображение материального мира в деталях и движении.

Стрелецкая караульня у Напрудной башни — элемент архитектурного ансамбля, напоминающий о том, что монастырь был не только духовной опорой государства, но и защищал его границы. Выглядит караульня как скромное белое здание в два этажа почти без декора. В этом полускрытом строении размещался гарнизон стрельцов, призванных оборонять монастырь. Здесь же была заточена Софья Алексеевна, когда на престол взошёл Петр I.

Обитатели монастыря

Монастырь был царской обителью и в свои стены принимал только женщин и девушек царских кровей и знатных родов. Среди многих обитателей монастыря волей или неволей оказавшихся там были:

  • Иулиания Палецкая — супруга Юрия Васильевича, князя Угличского. Юрий Васильевич был младшим братом Ивана Грозного. Она приняла постриг в обители 30 апреля 1564 года с именем Александра. Благосклонный к ней Иван Грозный окружил её обстановкой подобающей особе княжеского рода. Жила она в особой келье. У Иулиании (Александры) были свои придворные, повара, погреба. Но в смутные времена, в 1569 году во время опричного террора была лишена жизни по велению того же Ивана Грозного.
  • Ирина Фёдоровна Годунова — жена Фёдора I Иоановича, в 1598 году удалилась в Новодевичий монастырь на девятый день после кончины супруга и приняла постриг с именем Александра. Но даже находясь в стенах монастыря первое время оставалась правительницей государства, вплоть до избрания на престол её брата Бориса Годунова в феврале того же года. Для своей сестры Борис Годунов приказал построить новые кельи и церковью во имя Иоанна Предтечи. В это же время Новодевичий монастырь коснулись и другие изменения, так был обновлён Смоленский собор, поставлен новый иконостас подновлены росписи, иконы украшены.
  • Царевна Софья — дочь царя Алексея Михайловича. Была заточена в монастырь, вместе с сёстрами, а в 20-х числах октября 1698 года была пострижена в монахини по приказу Петра I. Постриг Софья приняла с именем Сусанна. Софья Алексеевна внесла большой вклад в развитие Новодевичьего монастыря. На её средства были построены две церкви, колокольня, два жилых корпуса для её сестер, трапезная с Успенской церковью. Перед смертью, прожив в монастыре 15 лет, постриглась в великую схиму, взяв себе прежнее имя, София.
  • Евдокия Лопухина — первая супруга Петра I. Была пострижена в монахини с именем Елена в 1698 году. Постриг приняла Суздальском Покровском монастыре. Позднее, 1727 году была перевезена в Москву и помещена в Новодевичьем монастыре.

Икона, которую написал евангелист Лука?

Так говорят предания. Подтвердить или опровергнуть глубокую древность святыни сейчас невозможно, так как оригинал ее утрачен. Возможно, что она (подобно, например, Богородице Владимирской, о которой есть такое же предание) – одна из многих копий изображений Богородицы, традиция которых создана св. Лукой.

Одигитрия Смоленская: описание

Как говорят сохранившиеся изображения утраченной святыни, образ относится к типу «Одигитрия», то есть Путеводительница.

Отличительная черта таких икон – то, что Матерь Божия указывает рукой на Христа-отрока, восседающего на Её левой руке. Отличительные черты Смоленской –

  • то, что в левой руке Христа – свернутый свиток, правой же Он благословляет молящегося;
  • изображение на обороте оригинала Распятия и греческой надписи «Царь распят»; это может говорить, что образ написан греческим мастером и мог являться выносным, предназначенным для крестных ходов: такие иконы часто делались «двусторонними»; известно также, что в 1666 г., когда икону «поновляли», на обороте ее были изображены Пречистая Богородица и св. Иоанн Богослов, предстоящие Кресту.

Одигитрию следует отмечать от другого чудотворного образа, также Смоленского – Умиление, который был явлен в 1103 г. и имеет особую иконографию: Богородица, молитвенно сложив руки, с любовью взирает на лежащего Младенца.

Богословский смысл и значение

Одигитрию называют «Путеводительницей ко Христу», так как Божия Матерь своим жестом – указывая рукой на Господа – всех молящихся Ей обратиться к Её Божественному Сыну.

Новодевичье кладбище

Кладбище при Новодевичьем монастыре изначально служило местом последнего приюта монахинь. Но с XVIII столетия сюда стали захоранивать и представителей дворянства. Из-за более чем 26000 могил монастырское кладбище входит в перечень «Сто важнейших некрополей мира» ЮНЕСКО.

Некрополь

Кладбище было гигантским и неоднократно восстанавливалось. Сносились надгробия, оседала и проваливалась земля, склепы трещали по швам, обнаружилось, что большая часть захоронений никому не нужна. А последователи Октября после 1917 года полностью уничтожили остатки некрополя.

Ближе к сегодняшним дням энтузиасты постарались и нашли довольно много памятников, но расставить их пришлось произвольно. Ведь карты с могилами и списками погребенных отсутствовали. Тем не менее точно известно, что на территории некрополя Новодевичьего монастыря покоятся Денис Давыдов, Сергей Трубецкой, А.Н. Муравьев и М. И. Муравьев-Апостол,  А. П. Чехов. А. Н. Плещеев, А. А. Брусилов и многие другие герои и личности, важные для нашей истории.

Новое кладбище

С южной стороны Новодевичьего в XX веке, уже за монастырскими стенами появилось кладбище, которое определили как «новое».  В 30-е годы из Даниловской обители на Новое кладбище был перенесен прах Н. В. Гоголя. Позже более престижного после кремлевской стены места для захоронения не было.

Злая ирония судьбы в том, что Новый город усопших свел в одном месте палачей и казненных. Унижения ГУЛАГа и пытки в тюремных застенках пережили сотни невинных людей. Останки и жертв, и тех, кто отдавал жестокие приказы и исполнял их, покоятся в одной земле.

Среди известных исторических личностей и других знаменитостей Новодевичье кладбище хранит прах Льва Ландау, Андрея Туполева, Никиты Хрущева, Бориса Ельцина, «палача» Кагановича,  Александры Коллонтай, Андрея Громыко, Михаила Булгакова, Александра Скрябина, Юрия Никулина, Николая Гоголя, Сергея Прокофьева, Людмилы Зыкиной и многих других.

Про такое место, как Новодевичье кладбище, отлично говорит строка:

Экскурсии в Новодевичий монастырь

Ознакомиться в Новодевичьим монастырем и окрестностями можно как в сопровождении грамотного гида, так и самим. По этим ссылкам индивидуальная и групповая экскурсия в Новодевичий монастырь.

Организованная экскурсия по монастырю

Организованная экскурсия может быть как групповой, так и индивидуальной. Отдельно готовятся и проводятся прогулки для школьников и для иностранных туристов.

Место встречи, как правило, — станция метро «Спортивная». Монастырь неподалеку. Маршрут проложен по всей территории, Вы осмотрите достопримечательности и услышите захватывающие рассказы об обители, истории ее появления, обитателях. Экскурсия заканчивается посещением Новодевичьего кладбища, где можно поклониться любимым поэтам и артистам, отдать честь важным военачальникам.

Самостоятельное посещение монастыря

Самостоятельная прогулка вполне выполнима и бесплатна. Но прайс за вход в Музей — 300 рублей для взрослых и 100 рублей гражданам льготных категорий.

ВАЖНО: любителям запечатлеть объекты, находящиеся под охраной ЮНЕСКО, придется оплатить 200 рублей за видеосъемку и 100 рублей за использование фотоаппарата

Квест по Новодевичьему

Собрав группу 7-8 человек, можно устроить прекрасную и полезную прогулку по территории.

Место сбора – Надвратный храм у Северных ворот монастыря.

Разработанный маршрут длиной 2 км вы пройдете за 2 часа, но не заметите, как пролетит время. Ведь вы будете постоянно в интерактиве. По пути вы услышите исторические факты и загадочные легенды о храмах и святынях, расположенных на территории монастыря, получите увлекательную информацию о важных для истории страны личностях, имена которых хранят стены Новодевичьего.

Квест приведет к конечной точке – симпатичному памятнику «Дайте дорогу утятам». Эту латунную стаю во главе с мамой уткой подарила русским детям в 1991 году Барбара Буш. Название пришло из популярной доброй американской сказки «Дорогу утятам».

Парк «Новодевичьи пруды»

Любимый и с удовольствием посещаемый москвичами парк «Новодевичьи пруды» расположился под монастырскими стенами. Большой и Малый пруды вдохновляют художников и фотографов.

Но такой мирный пейзаж в этих местах был не всегда.

Страшные картины явились обитателям монастыря, когда в 1698 году приказом Петра I был осуществлен акт публичной казни бунтарей. Под келью царевны Софьи были повешены почти 200 стрельцов. А на прудах головы восставшим нещадно рубил сам царь.

Нынче романтичный парк «Новодевичьи пруды» привлекает покоем и тишиной. Здесь нет аниматоров и кафе, не звучат оркестры. Иными словами, в парке царствует природа, а на монастырь открываются чудесные виды.

К слову сказать, это место популярно у японских туристов. Парочки влюбленных также любят прогуляться по живописным дорожкам и мостикам, оставив на память о посещении замки с именами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: