Сталин

Конспект "и.в. сталин. массовые репрессии" - учительpro

Страна в период формирования культа личности

Культ личности вождя стал формироваться уже в 30-е годы. Это время сопровождается началом формирования плановой экономики страны. За две пятилетки (1928-1937 гг) в стране был построено множество промышленных заводов в Магнитогорске и Челябинске, тракторные заводы в Сталинграде и Харькове, автомобильные и машиностроительные заводы, была запущена ДнепроГЭС, развернулось железнодорожное строительство Турксиба. При таких успехах среди ярых сторонников идей коммунизма личность Сталина стремительно росла, однако следует знать, какой ценой они были достигнуты.

ТОП-5 статей

которые читают вместе с этой

Для борьбы с мнимыми врагами установившегося режима в армии и среди населения проводились регулярные «чистки». Суды проводились в виде сталинских «троек», когда в течение короткого срока три человека принимали решение о расстреле по большей части ни в чем неповинных людей. Человека могли расстрелять за то, что его предки были церковнослужителями или принадлежали сословию, не вписывающегося в рамки коммунистической идеи.

В европейской части Советского Союза в 30-х годах население испытывало ужасный голод, который захватил север Казахской ССР, юг РСФСР и часть Украинской ССР. Только в Украине от голода погибло более 11 миллионов человек за 1 год. Ради проведения индустриализации и коллективизации населению не хватало продовольствия, а весь урожай с полей следовало сдавать в пользу государства. Рабочие на стройках спали прямо на рабочих местах, а там, где не хватало рабочих рук, привлекались заключенные и репрессированные, которых по стране было несколько десятков миллионов человек. Апогеем стал закон «О трех колосках», когда расстрелу могли подвергнуть колхозников за то, что они унесли с колхозного поля даже несколько зерен.

Миллионы людей в 30-е годы умерли от голода, были расстреляны или приняли смерть в лагерях.

Слайд 5

Причины репрессий Теоретическое обоснование репрессий – лозунг И.В.Сталина о неизбежности обостренияклассовой борьбы в процессе социалистического строительства.1.Стремление искоренить инакомыслие в среде специалистов, окончательно подчинить их своейволе(Шахтинское дело , процесс Промышленной партии ).2.Преследование цели сгустить в стране атмосферу всеобщего недоверия и подозрительности,вселить в умы рядовых коммунистов и населения страны мысль о необходимости дальнейшегоужесточения политического режима перед лицом «угрозы классового врага».3. Убийство С.М.Кирова в 1934 году (руководитель ленинградской партийной организации,сподвижник И.В.Сталина).4. Преследование цели нанести удар по тем коммунистам, которые отказывались признатьправоту сталинских методов строительства социализма или просто сомневались в них (средиРепрессированных доля лиц с высшим образованием почти втрое превышала общесоюзныйуровень).5. Репрессии были способом «отвести удар» с партии на репрессированных: постоянныетрудности на производстве и в быту, все беды и неудачи списывались на них как на «враговнарода».НЕМНОГО ЦИФР.С 1930 по 1953 гг. к смертной казни было приговорено не менее 800 тыс.человекКонцентрационные лагеря прошли 18 млн человек

Региональный компонент

Однако вызвавший широкое общественное обсуждение и дискуссии вопрос единого учебника — лишь одна сторона сложной комплексной проблемы.

В феврале прошлого года Центр современной кавказской политики провел исследование преподавания региональной истории в Северо-Кавказском федеральном округе. Оно проводилось методом контент-анализа учебников и методических материалов по изучению школьниками истории России и родного края. При этом анализировались основные посылы в содержании преподавания истории регионов и их народов, уровень формирования у школьников на этой основе государственной идентичности.

Экспресс-анализ преподавания истории России и региона в субъектах СКФО, представленный директором исследовательских программ ЦСКП «Кавказ» Александром Серавиным, исполнительным директором ЦСКП «Кавказ» Игорем Соповым и эксперт ЦСКП «Кавказ» Максимом Макаровым, показал, что единая система в преподавании этого предмета отсутствует.

Во всех субъектах СКФО преподавание всемирной и российской истории ведется с 5 по 11 классы по общероссийским программам и учебникам. В некоторых субъектах СКФО (Дагестан) она занимает очень заметное место в учебных планах, а в других (Чечня, Ингушетия) вообще ликвидирована как отдельный предмет. Очень разнится уровень обеспеченности регионов учебниками по национальной истории: от вполне сносного (Северная Осетия, Кабардино-Балкария) до очень слабого (Дагестан, Карачаево-Черкесия).

Авторы исследования отмечают, что наряду с тем, что большинство изданных и рекомендованных профильными министерствами в регионах учебных пособий содержат тезис о том, что «наша страна» — это, безусловно, Россия, в ряде изданий он размыт или игнорируется.

Безусловно, требуют обсуждения в научных и профессиональных кругах освещение в учебниках сложных тем совместной истории народов Северного Кавказа, к которым следует отнести Кавказскую войну XIX века, депортацию народов периода Великой Отечественной войны, некоторые события недавнего постсоветского прошлого.

По оценке доктора исторических наук, профессора кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии Пятигорского государственного лингвистического университета Юрия Клычникова, учебники по региональной истории этноориентированы.

— Их можно назвать не учебниками по истории региона, а учебниками по истории конкретного народа. Естественно, с комплементарной трактовкой прошлого конкретного этноса, — поясняет он. – Зачастую в них содержится серьезный конфронтационный потенциал.

Популярное

О государстве и гос. суверенитете

2063

Ноги затекли на низком старте, «бренд» держит за трусы

1731

Набиуллина против правительства России. Анализ её выступления в Госдуме.

1648

ГП: могущество истинное и мнимое

1643

Извини, Карлсон! Тут уж мы сами…

1505

Фильм «ЗАМЫСЕЛ» (2019)

1411

От Пушкина до Микки-Мауса, от победы до беды

1335

Великий Пётр и торчащие уши матрицы

1312

Хозяева надсмотрщиков — вне Библии. Всевышний никого не насилует Истиной

1252

Секреты Геральдики

1234

Случилось!!! Началось? Можно ли изнасиловать учительницу с криком: «за Родину»?

1221

Большие игры в мере и вне её

1208

Самый квалифицированный и умелый педагог должен работать в яслях. Что есть учеба в Университете

1160

Надувная сила политической ренты

1067

У вас лопаты есть? Улыбайтесь!

1059

КАТЫНЬ. Александр Штефанов против ревизионистов

896

Старые грабли для нового начальства

881

Концессия «Lena Goldfields»

871

Троица и тяга взаимная

755

Цивилизация так и не смогла вырваться из дремучего Средневековья

755

Управление: образ, сокращённо, кратко, малая толика

754

Взгляды на мiр

713

Формирование культа личности Сталина

Еще при жизни вождя его именем было названо большое количество объектов, среди которых были заводы, культурные центры и населенные пункты.

Не было забыто и участие Иосифа Джугашвили в обороне города Царицын в годы Гражданской войны, который впоследствии был переименован в Сталинград. В 1929 году город Душанбе был назван Сталинабад.

В поиске ответа на вопрос, каковы же были причины установления культа личности Сталина, не стоит забывать об установившемся политическом режиме в 30-е годы. Именно тогда И.В. Сталин устранил опасных для него соратников Ленина с политической арены. Льва Троцкого советские агенты отыскали и убили на другом конце мира – в Мексике. Зиновьева и Каменева устранили в самом СССР, равно как и иных представителей «троцкистско-зиновьевского объединенного центра».

Рис. 1. Лев Троцкий в Мексике.

Победа во Второй Мировой войны подняла авторитет Сталина до небывалых высот, сделав его чуть ли не самым популярным человеком на Земле. Таким образом, среди советских людей сформировался культ личности вождя и веры в верность всех его решений и поступков. Даже масштабные политические репрессии уходили в тень на фоне того индустриального и военного рывка за 20 лет, который был сделан при Сталине за время форсированной индустриализации.

Рис. 2. Портрет Сталина.

Советской пропагандой Сталин был объявлен теоретиком марксизма-ленинизма и его портрет ставился на одну ступень с К.Марксом, Ф.Энгельсом, В.И. Лениным. Даже в литературе появилось такое направление, как «сталиниана», в котором восхвалялась личность вождя.

Линейный подход

Новый линейный подход дает возможность более основательно изучать прошлое. К тому же более поздний и спорный период изучается старшеклассниками, поэтому можно вести более откровенный и глубинный разговоров об истории страны со старшеклассниками.

Руководитель Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение», член авторского коллектива новой линейки учебников по истории А. Данилов: «Новые учебники отличаются от прежних главным образом тем, что в их основе лежат единая для всех методологическая концепция и единый содержательный стандарт, разработанные Российским историческим обществом. Это попытка достичь на их основе общенационального консенсуса по нашей истории».

«Диктатура пролетариата» в марксизме-ленинизме

Отрицая существования иных переходных форм от капитализма к коммунизму, партия большевиков была готова начать революцию, сопровождаемую невиданным насилием, а саму революцию приравнивала к гражданской войне .

Определение Ленина

Развитие теории о диктатуре пролетариата происходило и во время существования «государства диктатуры пролетариата» . Ленин писал о «диктатуре пролетариата»:

Комментарий

То, что на протяжении всего XX века именовалось «ленинским учением о диктатуре пролетариата», являло собой не что иное, как разновидность идеологии тоталитаризма . В марксизме отсутствовало понятие «партии нового типа». Учением марксизма-ленинизма о «партии нового типа» по сути свело диктатуру пролетариата к диктатуре революционной партии, контролирующей все стороны жизни общества, начиная с политики и экономики и кончая частной жизнью его членов. Находящаяся у власти монопольно правящая партия сочетает идеологию, призванную вызывать энтузиазм, с террором, постоянно внушающим страх .

Обходной маневр

Сталин приводил примеры того, как по его мнению, делать не надо: «Один из таких ретивых «обобществителей» доходит даже до того, что дает приказ по артели, где он предписывает «учесть в трехдневный срок все поголовье домашней птицы каждого хозяйства)», установить должность специальных «командиров» по учету и наблюдению, «занять в артели командные высоты», «командовать социалистическим боем, не покидая постов» и — ясное дело — зажать всю артель в кулак. Что это — политика руководства колхозом или политика его разложения и дискредитации? Я уже не говорю о тех, с позволения сказать, «революционерах», которые дело организации артели начинают со снятия с церквей колоколов. Снять колокола — подумаешь какая революционность!»

На основании статьи Сталина 14 марта 1930 года вышло постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от «О борьбе с искривлением партийной линии в колхозном движении».

Процесс всеобщей коллективизации был остановлен, особо рьяные руководители на местах отдавались под суд. Никто более не чинил препятствий массовому оттоку из колхозов ранее вступивших туда крестьян. Более того, как бы мимоходом брошенная фраза про церковные колокола прекратила политику массового закрытия сельских приходов.

«Ни о какой смене курса речи не шло. Сталин просто сбил волну недовольства», — говорят современные критики вождя.

Все так и есть. Иосиф Виссарионович своим «Головокружением от успехов» сбил кипение страстей. Количество протестных выступлений резко пошло вниз. Возможность сохранять приусадебные участки, мелкий скот и хотя бы одну корову на семью стала фактором, примирявшим большинство крестьян с колхозами. Поскольку их хозяйство и раньше было небольшим, то минусы для них практически исчезали. А за непримиримых на следующем этапе должен был взяться репрессивный аппарат.

Танцы вокруг Лиги. Почему Сталин недолюбливал «дом свиданий империалистов»
Подробнее

Разоблачение культа личности

Через 3 года после смерти вождя, в 1956 году, новый генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев во время XX съезда партии 25 февраля зачитал доклад о развенчании культа личности Сталина. Доклад Хрущева «О культе личности и его последствиях» содержал в себе информацию о недавно минувших годах, негативные последствия которых возлагались только на И.В. Сталина. В 1961 году тело И.В. Сталина было вынесено из Мавзолея.

Рис. 3. Доклад Хрущева о культе личности.

Публичному осуждению также были подвергнуты репрессии военных и партийных деятелей. Отступление армии в первый год войны было связано именно с этим. Несмотря на то, что доклад зачитывался на условно закрытом заседании в присутствии 1349 делегатов, информация о нем достигла самых дальних уголков страны и обсуждалась даже в ячейках ВЛКСМ. Доклад был переведен на многие языки и обсуждался даже в капиталистических странах. Несмотря на эти события, в самом СССР текст доклада был опубликован лишь в 1989 году.

Что мы узнали?

Говоря кратко о культе личности Сталина, следует отметить, что несмотря на его незыблемость, он был смело развенчан. Пошатнулась вера советского народа в вождя, в лидера партии как в великого проводника к построению социализма. Именно с развенчания культа личности вождя начинается спад развития советского государства.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Культ личности Сталина

21 декабря 1929 г. Сталину исполнилось 50 лет. С этого дня «институт вождей» был ликвидирован, а Сталин был публично объявлен «первым учеником Ленина» и единственным «вождем партии». Сталина начали называть организатором Октября, создателем Красной Армии и выдающимся полководцем — победителем армий белогвардейцев и интервентов, хранителем ленинской «генеральной линии», вождем мирового пролетариата и великим стратегом пятилетки. В стране появился «отец народов» и «лучший друг советских детей».

Причины формирования культа личности:

— идеологические: в соответствии с классическим марксизмом диктатура пролетариата влекла за собой неизбежное насилие над определенными социальными группами;

— социально‑экономические: изменение социальной структуры после гражданской войны, а также состава ВКП(б) и жесткое руководство экономикой со стороны государства;

— психологические: общинная психология русского крестьянства и ориентированность большинства населения не на принятие самостоятельных решений, а на мудрое центральное руководство; отсутствие демократических традиций в российском обществе;

— субъективные: наличие в партийном руководстве людей, готовых поддержать по тем или иным причинам складывавшийся режим личной власти, личные качества И. В. Сталина.

Появление термина

Положение о диктатуре пролетариата, уточнение её места в историческом процессе изложено в «Анти-Дюринг» Ф. Энгельса ( — гг.) и в «Критике Готской программы» К.Маркса (1875 год), в которой Маркс делал вывод: «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата»
. Данный тезис получил дальнейшее развитие в работе В. И. Ленина «Государство и революция»
(1917 год): «Демократия для гигантского большинства народа и подавление силой, то есть исключение из демократии, эксплуататоров, угнетателей народа, — вот каково видоизменение демократии при переходе от капитализма к коммунизму»

Теоретики революционного марксизма объясняли коренное отличие процесса превращения капиталистического общества в коммунистическое от предыдущих смен формаций тем, что зачатки новых форм отношений зарождались внутри старых обществ. При капитализме, однако, зарождение новых коммунистических форм невозможно. Ленин, к примеру, писал:

Справиться с этой задачей может, согласно марксизму, только диктатура пролетариата, которая (а) насильственным путём отберёт у господствующего класса буржуазии существующий государственный капиталистический механизм, уничтожит его, создаст новый, пролетарский государственный механизм и (б) будет подавлять попытки буржуазии вернуть себе власть.

Слайд 10Окончание ВОВ

Причины победы:1. Массовый героизм советского народа(солдат, мирного

населения).2. Сложившаяся командно-административная система позволила СССР провести ускоренную мобилизацию экономики, перевести её на военный лад.3. СССР удалось одержать экономическую победу над Германией:наладить выпуск намного большего количества боевой техники, чем империи Гитлера. 4. Единение СССР, Великобритании и США в борьбе с немецко-фашистской агрессией. 5. Военное искусство военачальников – К.К.Рокоссовского, И.Ф.Ватутина,И.С.Конева, А.М.Василевского, И.Х.Баграмяна, В.И.Толбухина,Р.Я.Малиновского, И.Д.Черняховского, Л.А.Говорова, К.А.Мерецкова,А.И.Еременко.

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Отошёл я ото сна, посмотрел на улицу… 
(5/4)

Отошёл я ото сна, посмотрел на улицу… 
(5/4)

Случилось!!! Началось? Можно ли изнасиловать учительницу с криком: «за Родину»? 
(5/3)

Надувная сила политической ренты 
(5/3)

Цивилизация так и не смогла вырваться из дремучего Средневековья 
(5/2)

У вас лопаты есть? Улыбайтесь! 
(5/2)

Неумеха? В руководители! 
(5/1)

Взгляды на мiр 
(5/1)

Большие игры в мере и вне её 
(3/3)

Когно-ментальщики и суровая правда войны 
(5/4)

Отошёл я ото сна, посмотрел на улицу… 
(5/4)

Белогвардейщина, фашизм и карачун 
(5/4)

Мультфильм «Каиновы слёзы» (1981) Тадеуша Павленко: забытый мультфильм о каинах и иудах 
(5/4)

И принесли к московским куполам! 
(5/4)

Бхарат: Великая борьба 
(5/3)

Дух овнов и Сила богатырская 
(5/3)

Случилось!!! Началось? Можно ли изнасиловать учительницу с криком: «за Родину»? 
(5/3)

Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские 
(5/110)

Центральный банк России работает на её уничтожение 
(5/64)

Ну, за самодержание!… 
(5/64)

7 советов от гениального врача Николая Амосова . 
(5/57)

Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»? 
(5/52)

Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно 
(5/50)

Самые яркие примеры смекалки у советских солдат 
(5/47)

Смотрите ж: всё стоит она! 
(5/39)

Слайд 7ВОЕННЫЕ СТОЛКНОВЕНИЯ С ЯПОНИЕЙ Июль-август 1938 – вооруженные столкновения

между советскими ияпонскими войсками у озера Хасан.Весна-осень 1939 – вторжение

японских войск на территорию Монголии; вооруженный конфликт на реке Халкин-Гол.Международная обстановка1938 – Мюнхенское совещание: передача Судетской области Чехословакии Германии.1939 – ликвидация Чехословакии как независимого государства.CCCР И ГЕРМАНИЯ23 августа 1939 – подписание «Пакта Молотова-Риббентропа» сроком на 10 лет.Сфера влияния СССР: Эстония, Финляндия, Бессарабия, Северная Буковина, ЗападнаяУкраина, Западная Белоруссия.Сфера влияния Германии: Литва, Польша.28 сентября 1939 – советско-германский договор «О дружбе и границе», определявший границы между договаривающимися сторонами.Сфера влияния СССР: Западная Украина и Западная Белоруссия вошли в состав СССР.

«Нельзя насаждать колхозы силой. Это было бы глупо и реакционно»

Всякое действие рождает противодействие. Начались массовые протесты, которые очень быстро от мирного возмущения перешли к вооруженному сопротивлению. Удивляться этому не приходится – за оружие брались те, кто за десять лет до этого сражался на фронтах Гражданской войны. Причем в рядах «кулаков» порой оказывались и те, кто воевал в свое время в Красной Армии.

К весне 1930 года правоохранительные органы докладывали о тысячах акций неповиновения в различных уголках страны, в том числе с применением оружия, в которые были втянуты более 1 миллиона человек. В планы большевиков определенно не входило развязывание новой Гражданской войны – хотя бы потому, что это убивало надежду на решение ранее поставленных задач.

И тогда слова снова взял товарищ Сталин. 2 марта 1930 года в газете «Правда» была опубликована статья под названием «Головокружение от успехов».

Выбранный курс Иосиф Виссарионович сомнению не подвергал: «Это факт, что на 20 февраля с, г. уже коллективизировано 50% крестьянских хозяйств по СССР. Это значит, что мы перевыполнили пятилетний план коллективизации к 20 февраля 1930 года более чем вдвое. Это факт, что на 28 февраля этого года колхозы успели уже ссыпать семян для яровых посевов более 36 миллионов центнеров, т. е. более 90% плана, т. е. около 220 миллионов пудов. Нельзя не признать, что сбор 220 миллионов пудов семян по одной лишь колхозной линии — после успешного выполнения хлебозаготовительного плана — представляет огромнейшее достижение. О чем все это говорит? О том, что коренной поворот деревни к социализму можно считать уже обеспеченным».

Но одновременно генсек партии говорил об «опасных и вредных настроениях», которые не имеют «широкого распространения», но в перспективе могут поставить дело колхозного движения под угрозу срыва.

Статья по теме

Споры о Сталине. Лучший друг физкультурников или кровавый тиран?

«Успехи нашей колхозной политики объясняются между прочим тем, что она, эта политика, опирается на добровольность колхозного движения и учет разнообразия условий в различных районах СССР. Нельзя насаждать колхозы силой. Это было бы глупо и реакционно. Колхозное движение должно опираться на активную поддержку со стороны основных масс крестьянства. Нельзя механически пересаживать образцы колхозного строительства из развитых районах в районы неразвитые. Это было бы глупо и реакционно. Такая «политика» одним ударом развенчала бы идею коллективизации», — писал Сталин.

«Можно ли сказать, что принцип добровольности и учета местных особенностей не нарушается в ряде районов? Нет, нельзя этого сказать, к сожалению, — сетовал генсек. — Что может быть общего между этой «политикой» унтера Пришибеева и политикой партии, опирающейся на добровольность и учет местных особенностей в деле колхозного строительства? Ясно, что между ними нет и не может быть ничего общего. Кому нужны эти искривления, это чиновничье декретирование колхозного движения, эти недостойные угрозы по отношению к крестьянам? Никому, кроме наших врагов».

Сталин определял, что на текущий момент основным звеном колхозного движения является сельскохозяйственная артель: «В сельскохозяйственной артели обобществлены основные средства производства, главным образом, по зерновому хозяйству: труд, землепользование, машины и прочий инвентарь, рабочий скот, хозяйственные постройки. В ней не обобществляются: приусадебные земли (мелкие огороды, садики), жилые постройки, известная часть молочного скота, мелкий скот, домашняя птица и т. д.».

О чём болит голова у 23-летнего руководителя колхоза
Подробнее

Слайд 11

Цена победыГибель 27 млн человек Разрушение 1710 городов и посёлков32 тыс. крупных и средних промышленных предприятий вышли из строя, разрушению подверглись 48 тыс. км железных дорог, 1870 мостов, 427музеев, 1670 церквей было разграблено. Был нанесён огромный экологический ущерб природе: в проливе Скагеррак немцы затопили около 270 тыс. тонн отравляющих веществ. Немало их запасов хранят воды Черного, Белого, Охотского, Баренцева, Японского морей. Постепенно распространяясь в Мировом океане, эти вещества продолжают угрожать всему живому. В земле России, Украины, Белоруссии до сих пор таятся неразорвавшиеся мины, снаряды и бомбы времён войны.

Гражданская война и консолидация большевистской власти

Гражданская война, которая разразилась в России после Октябрьской революции 1917 года, существенно повлияла на возникновение и укрепление большевистской диктатуры. Этот период оказался решающим для консолидации власти большевиков и установления однопартийного режима.

Когда в 1918 году гражданская война началась, большевики столкнулись с ожесточенным сопротивлением демократической оппозиции, антибольшевистских сил и иностранных интервентов. Положение большевиков оказалось крайне уязвимым в условиях вооруженного конфликта, и им требовалась укрепленная централизованная власть для борьбы с противниками.

Красная Армия, созданная большевиками, стала главным инструментом по поддержанию и расширению своей власти. Большевики активно мобилизовали рабочий класс и крестьянство для службы в армии, предлагая им солидарность, возможность защищать свои интересы и преодолеть период непрекращающейся войны. Это помогло сформировать базу поддержки для большевиков и обеспечить им преобладание в гражданской войне.

Большевики также предприняли ряд репрессивных мер, чтобы подавить оппозицию и укрепить свою власть. Они проводили политику «Вооруженного мира», которая заключалась в жестком преследовании и уничтожении политических оппонентов. В результате многие лидеры других партий, считавшиеся угрозой для большевистской власти, были арестованы, казнены или вынуждены покинуть страну.

Одной из ключевых мер, направленных на консолидацию большевистской власти, было создание Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), которую позже переименовали в ГПУ, ОГПУ и НКВД. ВЧК стала главным инструментом для подавления политической оппозиции и установления контроля над всеми сферами общественной жизни. Ее сотрудниками были осуществлены массовые аресты, введена система принудительных коллективизации и санкционировано политическое террористическое государство.

Гражданская война также позволила большевикам использовать пропаганду и идеологическую мобилизацию в своих интересах. Они активно распространяли свои идеи и усиливали контроль над средствами массовой информации. Это позволило им формировать общественное мнение и поддержку для своих политических мероприятий.

Таким образом, гражданская война сыграла решающую роль в консолидации большевистской власти. Большевики использовали различные стратегии, включая мобилизацию населения, репрессии и пропаганду, чтобы обеспечить свое господство над Россией. В результате они смогли установить авторитарную однопартийную диктатуру, которая сохранялась до конца советского периода.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: