«черные мстители»: зачем иван грозный создал опричнину на самом деле

Опричнина ивана грозного. причины, политика, последствия.

Причины опричнины

События конца 1550 — начала 1560-х годов были тревожным предзнаменованием будущего опричного порядка. Итоги проводимых Иваном IV реформ оказались противоречивыми. 

Царь увидел угрозу ограничения своей власти в реформах Избранной рады, в связи с этим возникла необходимость укрепления государственного аппарата. 

Распространённым является мнение, что подобные перемены были вызваны смертью первой супруги царя — царицы Анастасии. В частности, англичанин Джером Горсей, агент «Московской компании» — объединения английских купцов, торговавших с Русским государством, — отмечал в своих записках, что Анастасия «была такой мудрой, добродетельной, благочестивой и влиятельной, что её почитали, любили и боялись все подчинённые. Великий князь был молод и вспыльчив, но она управляла им с удивительной кротостью и умом». 

Борьба Ивана Грозного с правящей элитой и столкновения с близкими родственниками, начало целой серии опал (например, на брата матери царя В.М. Глинского, князя И.Д. Бельского, князей Воротынских и других) и участившиеся побеги в Литву представителей дворянства явно указывали на то, что царь перешёл от пути поиска компромисса к более радикальному политическому курсу. 

Немаловажным был и факт осложнения отношений царя с двоюродным братом, старицким князем Владимиром Андреевичем. Когда в 1553 году царь Иван Грозный тяжело заболел, среди правящей элиты возникло предложение рассмотреть в качестве наследника престола двоюродного брата царя, а не его малолетнего сына. Этот эпизод был основанием для недоверия Ивана своему кузену. Как правитель небольшого княжества Владимир Андреевич, конечно, не представлял для царя настоящей опасности; проблема упиралась в отношение знати к вопросу престолонаследия. Недовольные действиями царя бояре и приказные люди могли выдвинуть Владимира как своего претендента на царский престол.

<<Форма демодоступа>>

Внутренние коллизии происходили на фоне осложнившейся и ухудшившейся международной обстановки: Русское государство воевало с Великим княжеством Литовским из-за Ливонии. В 1564 году покинул пределы Русских земель член Избранной рады, приближённый Ивана IV князь Андрей Курбский, который, узнав о грядущей опале, бежал в Литву. В знаменитой переписке царя с Курбским Иван Грозный указывает на полное согласие, царившее в его взаимоотношениях со знатью. 

Однако к середине 1564 года дело обстояло несколько сложнее. Всё чаще производились казни представителей знати без суда и следствия, а также ухудшались отношения царя с митрополичьей кафедрой.

‍ Иван Грозный. Парсуна. Начало 17 века (?). Копенгаген. Музей. («Копенгагенский портрет»)‍

Зимой 1564-1565 годов Иван Грозный отправился на традиционное богомолье в Троице-Сергиев монастырь, а оттуда в Александрову слободу и заявил, что более не желает царствовать. Царский гонец Константин Поливанов привёз в Москву от царя грамоты, в которых он сообщал, что отказывается от царства и отправляется «вселитися, идеже его, государя, Бог наставит». 

Исследователи сходятся во мнении, что действия Ивана Грозного никак не связаны с реальным решением отказаться от власти. Это был лишь способ воздействовать на правящую элиту, вынудить её пойти на уступки царю. 

Претензии Ивана касались действий бояр в период его малолетства, прежде всего, это касалось фактов расхищения казны и перераспределения государевой земли. Царь указывал на то, что бояре, «собрав себе великие богатства», «о всём православном христианстве не хотя радети и от недругов его от Крымского и от Литовского и от Немец не хотя крестьянства обороняти», «сами от служба удалятися и за православных крестиян стояти не похотели». 

Центральным же пунктом обвинений в сторону боярства были ограничения, чинимые правящей верхушкой царю в деле наказания изменников. 

Однако царь не просто заявил об оставлении престола, он наложил опалу на всех представителей правящего сословия, фактически отстранив их от власти. 

Также важным обстоятельством перед введением опричнины было и то, что царя в поездке изначально сопровождало отборное дворянское войско. В этой ситуации боярство едва ли могло решиться на прямое военное сопротивление царю. 

На руку Ивану в этом конфликте сыграла непростая международная обстановка, вызванная продолжением Ливонской войны. Всё это в совокупности привело к тому, что в Слободу отправилось большое посольство из Москвы, представители которого после переговоров с Иваном готовы были принять любые условия царя. Наиболее важными из них было признание исключительного права Ивана наказывать изменников, а также введение новой системы государственного управления — опричнины.

Опричнина как инструмент установления самодержавия

Иван IV Грозный не принимал европейский светский тип государства. Его идеалом была неограниченная монархия, где церковь санкционировала власть. Именно этой цели служила опричнина (1565-1572 годы). Без нее, как особого инструмента, созданного царской властью, самодержавие не смогло бы ни появиться, ни укрепиться. Опричнина была своеобразным событием в истории Московской Руси.

Определение 2

Опричнина – это часть государства, которая находилась в управлении царя и служила ему опорой в борьбе за формирование сильной центральной власти, а также название самого правления этого времени.

По итогам опричнины проблема государства и власти была решена в пользу власти, так как была ликвидирована экономически независимая власть собственника, который мог стать основой гражданского общества в России.

Осенью 1572 года опричнина была отменена. Произошли послабления. Были возвращены некоторые конфискованные имения, реабилитированы некоторые жертвы террора.

Важнейшая проблема соотношения власти и общества была решена победой власти. Общество опричниной было подчинено неограниченной власти царя. Установилась окончательно главенствующая роль единоличного правителя.

Следует особо сказать о Боярской думе, сформировавшейся в эпоху становления государства. Она состояла из московского боярства, бывших удельных князей и бояр, и, будучи по составу аристократической, символизировала автономию общества от государственной власти. Важнейшие вопросы великий князь не мог решать самостоятельно, лишь совместно с боярами. Боярская дума отражала демократические традиции, не исчезнувшие после образования Московского государства. В малолетство Ивана IV в 1533-1547 годах в стране установилось боярское правление. Центральная власть ослабла, в результате реформ некоторые функции власти были переданы на места. Повзрослевший Иван IV в боярах видел главных врагов, опираясь на узкий круг лично преданных ему.

В первых главах Соборного Уложения содержатся статьи о престиже царской власти и преступлениях против нее. Усиление власти монарха означало движение к установлению в России самодержавной абсолютной монархии. Окрепшее самодержавие переставало нуждаться в поддержке Земского собора – сословно-представительного органа.

В результате введения опричнины роль Боярской думы значительно упала. Место самых строптивых и истребленных бояр заняла бюрократия. Боярская дума была сохранена как дань традиции, однако стала управляемой.

Главной опорой власти была бюрократия. Расширился слой служилой бюрократии. Землевладельцы, независимо от размеров владения, превращались в служилую массу, находившуюся в зависимости от царя.

Были ликвидированы экономически независимые собственники, которые могли бы стать основой формирования прогрессивного гражданского общества. Произошло огосударствление общественной жизни: все зависело от государства и от царя лично.

Причины опричнины Ивана Грозного

Одной из причин опричнины была твёрдая убеждённость Ивана Грозного в том, что против него плетут заговоры

В ту эпоху царь вёл активные войны на западе, и основной предпосылкой опричнины стало его желание ускорить процесс централизации страны. С этой целью самодержец решил создать личный удел с особым статусом, а также опричное войско, причём все доходы с территории опричнины направлялись в государственную казну.  Именно тогда Иван Грозный фактически порвал с Избранной радой, неофициальным собранием бояр, составлявших его правительство. Представители Избранной рады считали, что процесс централизации Русского государства должен протекать естественно, неспешно и безболезненно, а царь желал его ускорить.

Ухудшение отношений Ивана Грозного с боярами и стало причиной введения опричнины. Не доверяя никому, царь решил создать личную гвардию, верную только ему. С этой целью он возвысил множество выходцев из низов, так как они, по его мнению, не могли иметь никаких притязаний на власть. По той же причине он не доверял боярам, подозревая их в том, что они тайно желают его смерти, чтобы захватить власть самим. Возможно, эти опасения были оправданы, так как после того, как Иван Грозный начал гнуть свою линию вопреки воле Избранной рады, его отношения с приближёнными резко ухудшились. Опричнина, по его задумке, должна была стать новой опорой для рискующей пошатнуться власти самодержавия.

Опричнина Ивана Грозного: второе послание и возвращение царя

Второе послание к народу содержало известие об отречении царя от своего царства по вине бояр. При этом царь просил москвичей, «чтобы они себе никоторого сумнения не держали, гневу на них и опалы никоторые нет». Иван помнил свое ужасное впечатление от бушующей толпы в момент московского пожара 1547 г. и правильно рассчитал реакцию народа. Под угрозой народной расправы Боярская дума и высшее духовенство бросились вымаливать у царя его возвращения на царство и править как ему «годно будет». Царь вернулся сильно постаревшим, с печатью глубокого психологического надлома на лице. После новых страшных обвинений «злобесных» бояр, последовал указ об опричнине, по которому «дело государево» отделялось от «дела земского».

ЦАРЬ ИОАНН IV ГРОЗНЫЙ

Конец опричнины Ивана Грозного

Причиной окончания опричины стало разочарование Ивана Грозного в этой идее

Окончательный конец опричнины наступил после того, как царь в ней разочаровался. После начала войны с Крымским ханством он рассчитывал на то, что опричное войско станет грозной силой, которая поможет ему одержать победу. Как оказалось, всё было совсем не так – опричники привыкли заниматься репрессиями и террором среди собственного мирного населения, а не воевать, так что на призыв царя идти на войну многие из них попросту не явились. Это показало Ивану Грозному, что от опричнины, как от военной силы, толку не будет никакого.

Плюсы и минусы военного коммунизма
Великобритания до 1 мировой войны

Тут он развернул репрессии уже против самих опричников, и под раздачу попали многие его приближённые. Всего было казнено несколько сотен человек, и такая же участь постигла всех их родственников, включая жён и детей. При этом Иван Грозный сам придумывал самые изощрённые и жестокие пытки.

Поход против Новгорода

В декабре 1569 г., подозревая новгородскую знать в соучастии в «заговоре» недавно убитого по его приказу князя Владимира Андреевича Старицкого и одновременно в намерении передаться польскому королю, Иван, в сопровождении большого войска опричников выступил против Новгорода.

2 января 1570 г. войска вступили в Новгород, и опричники начали свою расправу с жителями: людей забивали до смерти палками, бросали в реку Волхов, ставили на правёж, чтобы принудить их к отдаче всего своего имущества, жарили в раскаленной муке. Новгородский летописец рассказывает, что были дни, когда число убитых достигало полутора тысяч; дни, в которые избивалось 500 − 600 человек, считались счастливыми. Шестую неделю царь провёл в разъездах с опричниками для грабежа имущества; были разграблены монастыри, сожжены скирды хлеба, избит скот.

«Синодик опальных», составленный около 1583 года, со ссылкой на отчет («сказку») Малюты Скуратова, говорит о 1505 казненных под контролем Скуратова, из которых 1490 были отрублены головы, а еще 15 расстреляны из пищалей. Советский историк Руслан Скрынников, прибавив к этому числу всех поименно названных новгородцев, получил оценку в 2170-2180 казненных; оговариваясь, что донесения могли быть не полны, многие действовали «независимо от распоряжений Скуратова», Скрынников допускает цифру в три-четыре тысячи человек. В. Б. Кобрин считает эту цифру крайне заниженной, отмечая, что она исходит из предпосылки, что Скуратов был единственным или по крайней мере главным распорядителем убийств. Согласно новгородской летописи, во вскрытой могиле погибших обнаружили 10 тысяч человек. Кобрин сомневается, что это было единственное место погребения убитых, однако считает цифру в 10-15 тысяч наиболее близкой к истине. Общее население Новгорода тогда не превышало 30 тысяч. Однако убийства не были ограничены лишь самим городом.

Из Новгорода Грозный отправился к Пскову. Первоначально ему он готовил ту же участь, но царь ограничился только казнью нескольких псковичей и грабежом их имущества. В то время, как гласит популярная легенда, Грозный гостил у одного псковского юродивого (некоего Николы Салоса). Когда пришло время обеда, Никола протянул Грозному кусок сырого мяса со словами: «На, съешь, ты же питаешься мясом человеческим», а после — грозил Ивану многими бедами, если тот не пощадит жителей. Грозный, ослушавшись, приказал снять колокола с одного псковского монастыря. В тот же час пал под царем его лучший конь, что произвело впечатление на Иоанна. Царь поспешно покинул Псков и вернулся в Москву, где снова начались розыски и казни: искали сообщников новгородской измены.

Опричнина после утверждения[]

Опричнина люди в ней

Опричники должны были носить черные кафтаны и шапки. У колчана, было что-то вроде кисти или метлы, привязанной к палке, также к седлу была привязана собачья голова. По сему узнавали опричников.

Символами службы в опричнине были, по утверждению Таубе и Крузе, собачья голова и метла, привязанная к седлу: «Опричники (или избранные) должны во время езды иметь известное и заметное отличие, именно следующее: собачьи головы на шее у лошади и метлу на кнутовище. Это обозначает, что они сперва кусают, как собаки (врагов царя), а затем выметают все лишнее (измену) из страны».

Зарождение

К середине 1564 года дело в государстве были плохи. Всё чаще производились казни представителей знати без суда и следствия, а также ухудшались отношения царя с церковью. В декабре 1564 г. Иван IV вместе со своей семьёй, приближёнными и казной покинул Москву и уехал в Александровскую слободу. В начале следующего года он направил в столицу грамоты, в которых, во-первых, заявлял о том, что отказывается от царского престола, а во-вторых, обвинял бояр и духовенство во всех бедах. Грамоты были зачитаны на Красной площади, как того и требовал Иван IV. В городе началась паника, горожане требовали возвращения царя, тот вернулся, заручившись поддержкой народа.

Одним из первых дел государя был раздел страны на две части — опричнину и земщину. Неравноценность их заключалась в том, что в царский удел отошли преимущественно районы, богатые солью, что создавало экономическую базу опричнины. Создавалось опричнинское войско, которое должно было подавлять бунты и уничтожать вражеские войска.

Дела опричнины

Опричнина грабила помещиков и бояр, которые подозревались в заговорах, но кульминационным ужасом опричнины стало разграбления Великого Новгорода, который, как считали опричники, хотел уйти под Польский трон, также чуть не был разгромлен Псков, но обошлось немногочисленными казнями. Жестокость опричников вызывала ужас у народа. В 1566 г. Земский собор подал царю челобитную с просьбой отменить опричнину — вскоре составители челобитной были казнены. Новый митрополит Филипп (1507–1569), который сменил отказавшегося от своих полномочий Афанасия, также призывал Ивана IV к милосердию. Он требовал немедленной отмены опричнины и за это был убит. Ближайшим помощником царя в этот период стал Малюта Скуратов (первая половина 1530-х гг. — 1573 г.) — именно ему было поручено задушить Филиппа в одном из монастырей.

Опричнина также отбивала нападения Крымского хана Девлет I Герай, который грабил и разорял Русские земли.

Беглецы по религиозным причинам

Те, кто покинул Московское
царство по религиозным причинам, имели гораздо более скромный социальный
статус.

Из данных личностей особого
упоминания заслуживают Феодосий Косой, старец Артемий и Марк Сарыхозин.

Феодосий Косой был религиозным
вольнодумцем, в 1554 году нашедшим пристанище в Литве. О его взглядах нам
прежде всего известно благодаря трудам его оппонентов. В некотором смысле Косой
был первым русским протестантом. Он осуждал почитание икон, призывал к
возвращению ранней христианской морали, выступал против неравенства и обрядовой
стороны церковной деятельности. Любопытно, что в Литве еретик нашёл себе многих
сторонников, а местные власти не препятствовали его деятельности.

В отличие от Косого, старец
Артемий не был еретиком. Он стал жертвой процесса над Матвеем Башкиным,
проходившего в Москве. Опасаясь гонений, монах бежал в Литву, где занялся
просветительской деятельностью. Вместе со своим учеником (Марком Сарыхозиным)
он поселился в Слуцке под покровительством князя Юрия II Олельковича. Как и
Курбский, Артемий состоял в переписке с Иваном Грозным, которому пытался давать
советы по защите православия от еретического влияния.

Обращает на себя внимание тот
фактор религиозной свободы, который позволял людям разных религиозных взглядов
не бояться гонений на территории ВКЛ. Уже в следующем столетии ситуация
кардинально изменилась

Речь Посполитая позиционировала себя ультракатолическим
государством, в котором не было места терпимости к религиозной свободе.

Опричнина Ивана Грозного: курс на уничтожение оппозиции

Царь решился на уничтожение оппозиции. Конюший Челяднин был отправлен воеводой в Полоцк. Иван забрал в опричнину Костромской уезд, увеличил численность опричного корпуса до полутора тысяч человек, построил новый замок на Неглинной и переехал в него из кремля. Спешно возводилась новая каменная крепость в Вологде, куда должна была отправиться опричная гвардия с государственной казной. В конце концов Иван IV обосновался в Александровой слободе, которая также была хорошо укреплена и строго охранялась. Однако, он не чувствовал себя в безопасности. Отсюда выраженное им пожелание постричься в монастырь и даже бежать из страны, о чем дипломаты вели переговоры с английским двором.

В чем заключается специфика опричнины

Учреждение опричнины датируется 1565 годом. Тогда Иван Грозный издает две грамоты и выезжает из Москвы в Александрову слободу.

Первая грамота адресована митрополиту, в которой говорилось, что бояре и духовенство задействованы в государственных изменах, и их целью является расхищение казны государя и владение землями. Второй документ был обращен к населению. Там сообщалось, что царю пришлось выехать из-за заговорщических настроений среди бояр.

Чтобы вернуть государя в Москву, под давлением населения бояре направились в Александрову слободу. В качестве условия своего возвращения царь велел казнить врагов и организовать новое государственное устройство, называемое опричниной.

Система опричнины выражалась в разделении земель на следующие виды:

  1. Опричнина, т.е. земли, изымаемые царем под собственное ведомство.
  2. Земщина — земли, находящиеся под влиянием бояр.

Примечание

Чтобы реализовать задуманное, Иван Грозный организовал отряд опричников, состоящий из 1000 человек. Они выполняли функции тайной полиции государя и подчинялись ему напрямую. Также целью деятельности опричников было установление порядка в стране и борьба с инакомыслием.

Земли, которые выбрали в качестве опричных:

  • Московские;
  • Костромские;
  • Вологодские;
  • Можайские и др.

Жители других земель, которые не были признаны опричными, были вынуждены покинуть их. Взамен государство предоставило им участки в отделенных глубинках. Так, бояре были лишены прежнего экономического влияния, что и являлось одной из главных задач Ивана Грозного. Вопрос был решен через переход лучших земель страны в единоличное распоряжение царя.

Бояре, ожидаемо, были недовольны таким положением дел и проведенными методами. Противники политики Ивана Грозного отныне начали вести активную борьбу против царя, чтобы вернуть себе утраченные права. С ними и боролись опричники государя. Участь изменников и тех, кто был заподозрен в измене, оказалась незавидной: их или казнили, или отправляли в ссылку. В качестве символики опричники выбрали собачьи головы и метлы, которые они носили у седла своих лошадей.

Примечание

На земском соборе, проходившем в 1566 году, к Ивану Грозному обратились с обращением упразднить опричнину. Составители документа были казнены по приказу царя. Бояре и духовенство отреагировали практически сразу. Московский митрополит Афанасий отказался от своего сана, на смену ему назначили митрополита Филиппа Колычева. Он тоже был противником опричнины. Из-за своих взглядов митрополита войска государя отправили в ссылку.

Предыстория введения опричнины

Иван Грозный был известен как человек мнительный и недоверчивый по отношению к людям. Эти качества в нем обострились после событий 1553 г., когда после завершения Казанского похода Иван Васильевич достаточно сильно заболел и, опасаясь государственного переворота, приказал принести присягу своему сыну, царевичу Ивану, который тогда был еще младенцем. Бояре и придворные люди с неохотой присягали ему, а некоторые вообще отказывались. Дело в том, что царь был фактически при смерти, а его сын был совсем маленьким, что создавало боярам возможности для захвата власти. Однако, к удивлению многих, Иван выздоровел, а узнав о предательстве, не смог простить придворных.

Статья: Проведение политики опричнины

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Через несколько лет произошли события, усугубившие психическое состояние царя:

  • в 1563 г. умер митрополит Макарий, который долгое время имел сильное влияние на царя и во многом сдерживал его агрессию; после Макария пост митрополита переходит к Афанасию, занявшему сторону бояр, что еще больше укрепило мнение Ивана Васильевича о том, что вокруг сплошные враги;
  • в период 1560-х гг. среди бояр распространяется стремление бежать заграницу во избежание опалы; в 1564 г. приближенный Ивана Андрей Курбский бежит в Великое княжество Литовское, забрав с собой многих военачальников.

В результате Иван Грозный решил ликвидировать независимость бояр, которые на тот момент обладали достаточно большими правами и привилегиями.

В 1565 г. Иван Грозный вместе с казной, личной библиотекой, иконами, символами власти, уезжает из Москвы в Александровскую слободу, оставив две грамоты.

Первая была адресована митрополиту, и в ней Иван обвиняет духовенство и боярство во всех изменах, говоря о том, что они только и желают завладеть большим количеством земель и грабить царскую казну. Вторая грамота была обращена к населению, которому Иван Грозный объяснил свой отъезд возмутительными действиями бояр.

Также он объявил о своем отречении в пользу своего юного сына Ивана Ивановича. После прочтения этого послания по Москве прокатилась волна антибоярских выступлений, в результате чего, боярам пришлось просить Ивана вернуться обратно. С этой целью в Александровскую слободу была направлена делегация из бояр во главе с архиепископом Пименом IV, которая уговаривала Ивана Васильевича вернуться на царство. Он соглашается на их предложение, но с условием, что он вправе казнить изменников, лишать их имущества без нареканий со стороны духовенства и учредить в стране новый строй — «опричнину».

Последствия опричнины

Последствия опричнины многообразны. Как отмечает В. Кобрин, «писцовые книги, составленные в первые десятилетия после опричнины, создают впечатление, что страна испытала опустошительное вражеское нашествие». До 90 % земли лежало «в пустее». Многие помещики разорились настолько, что бросили свои поместья, откуда разбежались все крестьяне, и «волочились меж двор». Книги полны записями такого рода: «…опритчиные на правежи замучили, дети з голоду примерли», «опритчина живот пограбели, а скотину засекли, а сам умер, дети безвесно збежали», «опричиныи замучили, живот пограбели, дом сожгли». В Двинской земле, где собирал подати опричник Барсега Леонтьев, целые волости запустели по выражению официального документа «„от гладу, и от мору, и от Басаргина правежу“. В духовной грамоте 90-х гг. автор отмечает, что его село и деревню в Рузском уезде „опришницы розвозили, и та земля стояла в пусте лет з двацеть“. Экономические и демографические результаты опричнины резюмировал псковский летописец, записавший: „Царь учиниша опричнину… И от того бысть запустение велие Руской земли“».

Непосредственным результатом запустения был «глад и мор», так как разгром подрывал основы шаткого хозяйства даже уцелевших, лишал его ресурсов. Бегство крестьян, в свою очередь, привело к необходимости насильно удерживать их на местах — отсюда введение «заповедных лет», плавно переросшее в учреждение крепостного права. В плане идеологическом опричнина привела к падению морального авторитета и легитимности царской власти; из защитника и законодателя царь и олицетворяемое им государство превратились в грабителя и насильника. Выстраиваемая десятилетиями система государственного управления сменилась примитивной военной диктатурой. Попрание Иваном Грозным православных норм и ценностей и репрессии в отношении Церкви лишили смысла самопринятый догмат «Москва — третий Рим» и привели к ослаблению нравственных ориентиров в обществе. Как считает ряд историков, события, связанные с опричниной, явились непосредственной причиной системного общественно-политического кризиса, охватившего Россию через 20 лет после смерти Грозного и известного под именем «Смутного времени».

В плане военном, опричнина показала свою полную неэффективность, проявившуюся во время нашествия Девлет-Гирея и признанную самим царем.

В плане политическом, опричнина утвердила неограниченную власть царя — самодержавие. Это последствие, наряду с крепостным правом, оказалось наиболее долгосрочным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: