Российская академия наук: замыслы петра i и трехвековая история

Учреждение академии наук при петре i - предыстория создания и история развития академии наук

Новые публикации

Бамбара на русском. В Мали интерес к языку Пушкина огромен 19.03.2024

В Русском доме в столице Мали Бамако прошла презентация учебника русского языка как иностранного (РКИ), адаптированного для западноафриканского языка бамбара (бамана). Новое пособие позволит малийцам осваивать русский язык без французского посредника, что ускорит и облегчит процесс.

Русист из Колумбии: Выпускникам российских вузов проще найти хорошую работу 19.03.2024

«Именно язык Пушкина будет объединять Россию с другими народами планеты», –  пишет в своем эссе «Пушкин – наше всё. И что? Нужен ли русский гений новому поколению?» на XXIV Международный Пушкинский конкурс «Российской газета» русист из Колумбии Дина Максимова.

Знай русский! 10,5 миллиона или миллионов просмотров? 19.03.2024

Как грамотно заявить о количестве просмотров на своей странице в социальной сети? Почему нельзя сказать «четверо подписчиц»? Верно ли написание «десяти миллионный пользователь»? Предлагаем вспомнить основные правила, которые необходимо знать при употреблении числительных.

Альфонсо де Хойос (Испания): Корни русофобии стоит искать там же, где и корни испанофобии 18.03.2024

Испанский общественный деятель Альфонсо де Хойос представил в Мадриде книгу о своём предке – первом герцоге Альмодоваре-дель-Рио, который служил послом в Российской империи при Елизавете Петровне, Петре III и Екатерине Великой. История отношений между нашими странами знала разные периоды как охлаждения, так и дружбы, и ставить точку здесь ещё рано, уверен испанец.

«Русские музыканты не идут, а летят вперёд». 180 лет Н. А. Римскому-Корсакову 18.03.2024

Мы часто говорим о великих музыкантах, коими русская культура очень богата. Но актуальны ли они сейчас в огромном мультикультурном мире или такой музыке нужен «перевод»? Николай Андреевич Римский-Корсаков, 180-я годовщина которого отмечается 18 марта, – случай очень необычный.

Знай наших! Николай Бердяев и его русская идея 18.03.2024

Одного из самых известных в мире русских философов – Николая Бердяева – называют «философом свободы». Сам он писал, что для него свобода – это «дух, творческий акт, личность, общение любви». Его поиск духовной свободы получился непростым: дворянин, революционер, заметная фигура Серебряного века, эмигрант, участник Сопротивления, гражданин СССР.

«Мы научились согревать руки о горячие стреляные гильзы». 100 лет Юрию Бондареву 15.03.2024

«Все мы вышли из бондаревских «Батальонов…»», – сказал когда-то Василь Быков от имени всех писателей-фронтовиков. Бондарев прожил долгую плодотворную жизнь и ушёл совсем недавно, в 2020-м, в возрасте 96 лет. 15 марта мы отмечаем 100-летие писателя.

Студенты из Казахстана в восторге от Всемирного фестиваля молодёжи 15.03.2024

Студенты Казахско-русского международного университета (КРМУ)  недавно вернулись из Сочи, где представляли университет и Русский центр на Всемирном фестивале молодёжи.  Попасть на фестиваль было непросто, но время, проведённое в Сириусе, навсегда останется в их памяти.

История

Петербургская академия наук была основана в 1724 году по указу Петра I. Она стала одним из первых научных учреждений в России. Главной целью академии было развитие науки и просвещение.

На протяжении многих лет академия была в центре научной и культурной жизни Петербурга. Здесь проводились исследования в различных областях знания, велась работа над историческими и естественно-научными исследованиями, а также разрабатывались новые методы и теории.

Одним из основных достижений академии была подготовка и публикация множества ученых трудов и изданий. Благодаря этому, академия стала известна и признана как в России, так и за рубежом.

Важной частью работы академии была подготовка молодых ученых. Здесь проводились лекции и семинары, организовывались научные конференции, где молодые ученые могли представить свои исследования и получить обратную связь от опытных ученых

В ходе своего существования академия прошла через многочисленные изменения и реформы. Она совершенствовала свою деятельность и стремилась быть в курсе последних научных достижений. К настоящему времени Петербургская академия наук является одним из ведущих научных центров России.

Основание академии

Петербургская академия наук была основана в 1724 году по указу Петра I. Она стала первым научным учреждением в России и играла важную роль в развитии науки и образования в стране.

Основное назначение академии заключалось в изучении естественных и гуманитарных наук, а также содействии развитию промышленности и сельского хозяйства. Ученые академии занимались проведением научных исследований, составлением карт и географических описаний, изучением языков и истории.

В первые годы своего существования академия сталкивалась с различными трудностями, связанными с недостаточным финансированием и нехваткой квалифицированных кадров. Однако благодаря усилиям Петра I и поддержке других высокопоставленных чиновников, академия смогла развиваться и расширять свои научные исследования.

Первые годы

Петербургская академия наук была основана в 1724 году по указу Петра I. Это было одно из первых высших учебных заведений в России, имевшее целью развитие науки и образования. Учреждение было названо в честь Петра I, который был известен своей любовью к наукам и научным исследованиям.

Первые годы работы академии были трудными и полными вызовов. Ученые академии столкнулись с отсутствием современного оборудования и литературы, но несмотря на это, они активно занимались научными исследованиями и публиковали свои работы.

Одной из важных задач академии было привлечение иностранных ученых и специалистов. В рамках этой задачи были созданы специальные приемные комиссии, которые отбирали кандидатов из разных стран. Благодаря этому ученые академии получили доступ к современным знаниям и методам исследования.

Первые годы работы академии также были связаны с организационными изменениями. В 1725 году был учрежден Типографский приказ, который занимался изданием научной литературы и документов академии. Также в это время были разработаны первые правила работы академии и созданы ее основные структурные подразделения.

Развитие в Петровскую эпоху

В Петровскую эпоху академия наук в Петербурге значительно расширяет свою деятельность и приобретает все большую известность как центр научных исследований и образования.

Петр I активно поддерживал развитие академии, считая ее важным инструментом модернизации России. В 1724 году он издал указ, который объединил академию с Медицинским корпусом, что позволило создать одну из первых медицинских школ в России. Также были открыты физико-математический и риторический классы.

В академии активно занимались научными исследованиями в различных областях знаний

Особое внимание уделялось астрономии, геодезии, физике, ботанике, химии и медицине. Академики проводили эксперименты, составляли таблицы и карты, разрабатывали новые технологии и методы исследования

Академия также активно занималась образовательными программами. Разработанная академиками система образования позволяла выпускникам получить широкий фундаментальный образование и стать экспертами в своих областях знаний.

В Петровскую эпоху академия наук играла важную роль в развитии науки и образования в России, становясь одним из центров научной мысли и интеллектуального развития страны.

Предыстория создания Академии

Планы по открытию АН появились у Петра Алексеевича во время Великого посольства, но начавшаяся русско-шведская война помешала реализации этого проекта.

Работа с 1718-го по 1723 год

Составление проектов началось в 1718 году. Именно в это время одним из сподвижников Петра Первого Г. Фиком был составлен доклад, на который государь наложил положительную резолюцию. В 1720 году Петр Алексеевич стал почетным членом Парижской академии. После этого события работа по созданию аналогичного учреждения ускорилась

Важно отметить, что императору был нужен не столько научно-образовательный, сколько научно-прикладной центр. Именно такую задачу он ставил перед своими соратниками

В 1723 году император привлек к работе по организации Академии:

  • лейб-медика Л. Блюментроста;
  • руководителя императорской библиотеки И. Шумахера;
  • канцеляриста П. Курбатова.

Все эти люди были невероятно образованны для своего времени: лейб-медик лично организовывал Аптекарский огород и владел пятью языками; библиотекарь, уроженец Франции, получал образование в Англии, Германии и Голландии; канцелярист был постоянным спутником Петра Великого во время его европейского вояжа.

«Проект» Л. Блюментроста и его реализация

22 января 1724 года Л. Блюментрост составил окончательный проект-положение об основании Академии и Университета.

Он содержал три ключевых тезиса:

  • Университет открывается для обучения юношества наукам;
  • Академия открывается для работы «ученых мужей» по накоплению и преобразованию знаний;
  • Академия и Университет – две части единой организации, которые работают совместно.

Таким образом, создаваемая организация должна была одновременно стать и научным, и образовательным центром Империи.

В проекте также было указано, что содержание АН должно осуществляться за счет казны, то есть эта организация автоматически становилась государственным учреждением, ответственным за научно-техническое развитие Империи.

Академики и профессора, согласно этому проекту, должны были не только заниматься чистой наукой и обучать студентов, но и:

  • следить за развитием европейской науки;
  • следить за открытиями, которые совершают русские ученые;
  • апробировать и внедрять новые открытия в повседневную жизнь Империи.

Развитие науки и техники в Петровскую эпоху

В петровскую эпоху развитие науки и техники обуславливалось практическими государственными потребностями. Это касалось гидро- и картографии, геодезии, изучения земных недр и поиска полезных ископаемых. Русскими гидрографами были составлены карты Балтийского, Азовского, Каспийского и Белого морей. Экспедициями под руководством В. В. Атласова, Д. Г. Мессершмидта, И. М. Еврейнова и Ф. Ф. Лужина, Ф. Беневенина, И. С. Унковского совершались географические открытия в Средней Азии, Сибири и на Дальнем Востоке. Картографические занятия С. У. Ремезова, начатые на рубеже XVII-XVIII вв., были продолжены К. Кириловым, составившим сводный «Атлас Всероссийской империи». Первый том «Атласа» вышел в 1732 г. В январе 1725 г. Петром был подписан указ о первой Камчатской морской экспедиции под руководством В.И. Беринга и А. Л. Чирикова для выяснения, где Камчатка «сошлась с Америкой». Экспедиция длилась с 1725 по 1730 г. Также успешной была деятельность изобретателей. Михаил Сердюков предлагал ряд новшеств при строительстве гидротехнических сооружений; Яков Батищев создал машину для водяной обточки стволов ружей; Ефим Никонов составил проект создания подводных лодок; Иван Беляев разрабатывал своеобразные оптические инструменты. Механик Александр Нартов изобрел винторезный и токарный станки, создал оптический прицел.

Первая четверть XVIII в. ознаменовалась рядом бесценных исследований отечественной истории. Крупнейшими из них были двухтомная «Гистория Свейской войны», в создании которой участвовал сам Петр I (была издана М. М. Щербатовым уже в конце XVIII в. с названием «Журнал или поденная записка императора Петра Великого») и «Ядро российской истории», написанное секретарем русской дипломатической миссии в Швеции А. И. Манкиевым (вышла в 1770 г.). Видный дипломат Б. И. Куракин написал «Гисторию о царе Петре Алексеевиче» (была опубликована в конце XIX в.).

История Академии наук

В XVIII веке в Российской империи появилась первая научная академия. Её основал Пётр I, побывав в Европе и посмотрев на высшие школы в других странах. Благодаря его решению, научная деятельность в России стала активно развиваться и была признана за рубежом.

Основание Петербургской Академии наук

Пётр I хотел создать в Россию научный центр, похожий на Парижскую академию. Поэтому в 1724 году выпустил указ об основании Петербургской Академии наук. Хоть первоначальный проект и не был похож на европейские университеты, все равно стал прорывом в российском образовании.

Во-первых, при Академии были созданы университет и гимназия, которые формировали единство, а не были отдельными учреждениями. Во-вторых, финансировали Академию из государственной казны в обмен на «научно-техническое обслуживание» страны.

Для Академии выделили дом на набережной Васильевского острова, пригласили профессоров из-за рубежа. Уже в первый год в ней трудилось 15 академиков, а научная деятельность в России была признана в Европе. Работы даже печатали в журналах в Голландии, Франции и Германии.

Уже к концу XVIII века при Академии открылись значимые научные организации. Появилась Кунсткамера, Астрономическая обсерватория, Анатомический театр и типография, где печатали сборники трудов «Комментарии».

История Академии в XIX веке

В XIX веке началось время перемен. В 1803 году выпустили новый устав, который изменил основную деятельность Академии на исключительно исследовательскую. Гимназия и университет закрылись, Кунсткамеру разделили на ряд отдельных музеев, а в типографии стали выпускать новый «Технологический журнал». Одновременно начали активно развиваться почти все области:

  • математика — открытие неевклидовой геометрии Лобачевским, создание новых направлений в математическом анализе и теории вероятности Чебышёвым, исследования Остроградского и Буняковского в математической физике;
  • физика — создание электрической дуги Петровым, открытия Ленца в электромеханике, изобретение гальванопластики и судового электродвигателя Якоби и первое радио Попова в России;
  • химия — создание периодической таблицы Менделеевым, открытие теории химического строения Бутлеровым;
  • филология — установление норм правописания в русском языке Гротом, составление словарей.

Благодаря Академии, к концу XIX века Российская империя стала мировым лидером в области математики, получила лауреатов Нобелевской премии и стала внедрять в жизнь новые открытия академиков.

Академия после революции

В 1917 году Петербургская академия была переделана в Российскую академию наук. Она просуществовала до 1925 года, а после была перенесена в Москву и переименована в АН СССР.

Сейчас в здании бывшей Петербургской академии наук проводят лекции, конференции, совещания и форумы. Здесь же размещен научный центр, который проводит исследования и разрабатывает методические пособия.

Развитие учреждения

Первое научное учреждение состояло из президента, секретаря (секретарем был назначен И. Шумахер; с 1728 года он фактически исполнял обязанности президента) и 15 профессоров, которые работали на кафедрах, объединенных в три группы:

  • математическую (математика, механика, физиология, навигация, география);
  • физическую (анатомия, медицина, физика, химия, ботаника, зоология);
  • гуманитарную (история, логика, ораторское искусство, проведение).

При Академии открывались Университет и Гимназия, а также работали ряд учреждений вспомогательного характера, такие, как типография, выпускавшая вестник Академии «Комментарии». К Академии также были присоединены Ботанический сад, Аптекарский огород, Кунсткамера.

Система членства среди работников была следующей:

  • адъюнкт – помощник профессора, его заместитель;
  • академик – полноправный член Академии, основной научный работник.

Развитие в XVIII в.

Практически сразу после своего открытия АН установила тесные связи с аналогичными учреждениями Западной Европы. Труды русских академиков публиковали как санкт-петербургские издательства, так и издательства Лондона, Парижа, Лейпцига и других городов.

Во второй-третьей четверти XVIII века академики работали по таким новым направлениям, как:

  • эмбриология (К. Ф. Вольф);
  • электричество (Г. В. Рахман);
  • магнетизм (Ф. У. Эпинус);
  • металлургия;
  • математический анализ (А. Эйлер);
  • гидродинамика (Д. Бернулли).

В 1736 году была открыта школа японского языка, в 1741 году – школа китайского языка. М. В. Ломоносов открыл химическую лабораторию в 1748 году, а также способствовал организации Московского университета.

Благодаря деятельности академиков, удалось составить «Атлас Российский», первую генеральную карту Империи, а также организовать ряд экспедиций на Камчатку, Аляску, Алеутские острова.

В это же время началась русификация Академии (перевод документации и типографии на русский язык, прием на работу русских ученых). В 1783 году была открыта Российская Академия (не путать с АН), основной задачей которой стало составление словаря русского языка (Екатерина II заботились об углублении процесса русификации АН и развитии отечественной филологии).

В 1747 году был составлен Устав (Регламент) АН, который заменил устаревший проект 1724 года; с 1759-го вводились звания почетного члена и члена-корреспондента АН, а с 1780 года профессора начали проводить публичные лекции для всех желающих, естественно, по-русски.

Развитие в XIX в.

В 1803 году АН реорганизовали:

  • был принят новый устав;
  • три класса кафедр упразднялись; открылось два новых отделения: физико-математическое и историко-филологическое;
  • университет и гимназия закрылись;
  • открылись самостоятельные Университеты в ряде городов Империи;
  • открылись Научные общества.

Таким образом, АН стала центральным научным учреждением государства.

В первой половине XIX века на базе АН открылся Азиатский музей (1818 год); под её эгидой было совершено первое кругосветное путешествие и первая антарктическая экспедиция.

С 1841 года начался перевод всей документации АН, а также ее периодических изданий на русский язык.

Внедрение светского образования

Петр I считал необходимым развитие ориентированного на Европу светского образования. Было решено открыть государственные школы с целью подготовки образованных людей из семей дворянских, купеческих и верхушки посада.

Благодаря реформам Петра I в России появилась система профессионального образования. В 1701 году были основаны Навигацкая, Пушкарская, Приказная, Госпитальная и другие школы, находившиеся под опекой государственных органов. Школа «Математических и навигацких наук» была открыта в Москве 27 августа 1701 года. Здесь обучались будущие капитаны, кораблестроители, а также преподаватели для иных школ.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Выпускники Навигацкой, Медицинской, Инженерной, Артиллерийской школ получали общее и профессиональное образование, затем получали ведущие должности и становились проводниками внедряемых реформ.

Петровская эпоха предоставляла талантливым людям из народа уникальные возможности для личностного роста. Приоритетной государственной задачей было развитие светского мышления, грамотности, приветствовалась образованность в противовес религиозности и церковной консервативности.

Определение 1

Светское образование – это образование, полученное без церковного влияния.

Открытая в 1725 году в Санкт-Петербурге Академия наук была любимым творением императора в последний период жизни. Она начала работу после смерти императора, который разработал Устав и основные положения Академии, выписал из немецких земель мировую звезду по математике Леонарда Эйлера. АН в Петербурге, в отличие от европейских, совмещала функции учебного и научного центра, при Академии была организована гимназия. Профессора в основном приглашались из Германии. Наряду с Эйлером другой знаменитостью стал профессор механики Даниил Бернулли, в его труде «Гидродинамика» содержится фундаментальный «закон Бернулли» для идеальной жидкости.

Вначале студентов было мало, тут по большей части учились дети дворян или проживающих в России иностранцев. Однако после введения стипендии и мест для студентов, учащихся за счет государства, среди них появились разночинцы и крестьяне. Дети крестьян, мастеровых и солдат, как правило, ограничивались только младшими классами.

реформы Петра I в сфере образования и науки:

  • Открытие множества школ (цифирные, гарнизонные, епархиальные школы, Инженерная, Артиллерийская, Навигацкая;
  • Создание системы профессионального образования;
  • Направление молодых дворян на учебу за границу;
  • Изменение содержания образования: на первом месте вместо церковных оказались светские науки;
  • Создание светских учебников;
  • Издание печатной газеты «Ведомости»;
  • Основание первой библиотеки в 1714 году;
  • Создание Академии наук;
  • Развитие отечественной науки: внедрение русских изобретений, организация географических, геологических и других экспедиций;
  • Введение нового летоисчисления с 1 января 1700 года;
  • Основание в Санкт-Петербурге первого музея – Кунсткамеры.

Определение 2

Кунсткамера — первый музей России, созданный императором Петром I.

Важнейшим итогом достаточно хаотичных образовательных реформ, проводившихся от случая к случаю, и не создавших стройной системы образования, был сдвиг в сторону обмирщения людского сознания. Вливание в дворянское сословие «свежей крови» из низов общества – социальная мобильность по службе росла. Страна получила образованных, грамотных, активных и честолюбивых людей. Воспитание гармонично развитой личности и моральная сторона процесса обучения Петра Первого и соратников мало интересовала. Задача воспитания честного человека на службе не была поставлена и, соответственно, не была решена.

Скандалы вокруг РАН

Время от времени РАН попадает в новости совсем не из-за научной деятельности.

Вдова известного российского писателя и философа Александра Зиновьева Ольга даже предложила органам внутренних дел проверить сотрудников Института философии РАН на детекторе лжи на предмет их лояльности интересам России. По её словам Ольги, «русофобы» института «должны быть подвергнуты самой настоящей денацификации». Эту идею поддержал политолог и философ Александр Дугин.

На эти обвинения Институт философии никак не отреагировал. Директор ИФ РАН Абдусалам Гусейнов к словам Зиновьевой о детекторе лжи отнёсся иронично и лишь высказал встречное предложение — проверить на нём всё население.

Помимо идеологических претензий, к некоторым сотрудникам РАН возникают и экономические. Например, в 2023 году профессора Татьяну Волосовец обвинили в растрате. По версии следствия, специалист руководила двумя институтами по изучению проблем детства и семьи. При этом она незаконно выписала премии самой себе и ближайшим подчинённым на общую сумму более 1 млн рублей.

Успехи последнего года

В последнее время усилия руководства РАН и всего академического сообщества направлены на укрепление взаимоотношений с органами власти, восстановление авторитета и высокого статуса Академии, включение РАН в государственную систему принятия научно-обоснованных решений и планомерное совершенствование научной экспертизы.

В начале ноября на заседании комитета Госдумы по науке и высшему образованию, посвященном ежегодному докладу Академии наук «О реализации государственной научно-технической политики в РФ и о важнейших достижениях, полученных российскими учеными», президент РАН академик Геннадий Красников отдельно остановился на вопросах научно-методического руководства РАН, усиления ее экспертной роли и роли научных советов РАН. К Российской академии наук сегодня все чаще обращаются за экспертизой проектов государственных решений. Фактически ни один значимый государственный проект в настоящее время не обходится без экспертизы Академии наук.

– РАН экспертирует «дорожные карты» по государственным высокотехнологичным проектам, формирует программу фундаментальных и поисковых научных исследований, в том числе для обороны и безопасности России. По сравнению с прошлым годом количество экспертиз РАН выросло почти в полтора раза. Только в этом году мы уже выдали свыше 40 тыс. экспертных заключений, – такие цифры привел Геннадий Красников.

– Наша общая задача накануне 300-летия Академии – это обеспечить ее полное включение в процесс принятия государственных решений. Действительно, РАН всегда была опорой для государства. Считаю, что мы обязаны мобилизовать ее интеллектуальный ресурс на благо страны, – подчеркнул депутат Владимир Кононов, заместитель председателя комитета.

Ранее в этом году на общем собрании РАН глава Академии Геннадий Красников также отмечал:

– История показывает, что Академия всегда была прочной основой государства. Сегодня РАН становится для России стратегическим, интеллектуальным ресурсом, возможности которого необходимо сосредоточить на решении приоритетных государственных задач. Речь идет об обеспечении технологического суверенитета, переходе экономики на инновационный путь развития, в основе которого лежат достижения фундаментальной науки.

В настоящее время к Академии относятся с особым вниманием. Год ее юбилея приходится на Десятилетие науки и технологий, которое было объявлено в России в 2022 г

– и мы видим, что, как и 300 лет назад, сегодня надежды на развитие страны связывают с развитием науки, с деятельностью ученых. В конце концов, девиз, под которым работает главный научный центр нашей страны – Tantum possumus, quantum scimus – «Мы можем столько, сколько знаем».

Президенты академии наук

За 300 лет около трех десятков человек поочередно занимали должность президента Российской академии наук. В их числе были государственные деятели, врачи, писатели, физики, химики, математики, географы, геологи.

Здание РАН в Санкт-Петербурге. Фото: с сайта РАН www.ras.ru

Первым президентом академии стал потомственный врач Лаврентий Блюментрост. Он пользовался большим доверием Петра I, с 1719 года был его личным доктором. Академией наук Блюментрост руководил более 7 лет. После него пост занимали еще трое иностранцев, а в 1746 году первым русским президентом главного научного учреждения страны был назначен граф Кирилл Разумовский. На этом посту у него два рекорда — по возрасту назначения (в 18 лет) и по продолжительности пребывания (52 года). При этом большую часть этого срока Разумовский формально числился президентом, академией руководили назначенные директора.

За 300 лет истории Академии наук единственной женщиной, возглавлявшей ее, стала Екатерина Дашкова (в девичестве Воронцова). Она была очень образованным человеком и общалась на равных с известными представителями интеллектуальной элиты Европы — Дидро, Вольтером и другими. Екатерина Дашкова не только единственная в России, но и первая в мире женщина, вставшая во главе академии наук. Она внесла большой вклад в ее развитие, находясь на этом посту 13 лет, с 1783 по 1796 годы.

В 1917 году Петербургскую академию наук переименовали в Российскую академию наук, в 1925 году — в Академию наук СССР. С 1991 года высшее научное учреждение Российской Федерации вновь называется Российской академией наук (РАН). В ее структуру входят региональные отделения, научные центры и представительства. С сентября 2022 года РАН возглавляет академик, профессор, доктор технических наук Геннадий Красников.

Открытие

28 января 1724 года был издан указ Петра об учреждении АН. В нем подчеркивалось, что большая часть академиков должна быть из «славянского народа», дабы «удобнее было бы русских учить». После этого указа Л. Л. Блюментрост начал переписку с учеными европейских государств, приглашая их на работу в Россию и во вновь создающуюся Академию. После смерти императора, его супруга, императрица Екатерина I, продолжила начатое мужем дело. Именно в период ее правления была фактически основана Академия.

Весь 1725-ый год формировался штат Академии; 7 декабря был издан основополагающий Манифест, а уже 27 декабря прошло первое торжественное заседание вновь назначенных академиков и профессоров.

1 августа 1726 года было организовано публичное торжественное Общее собрание АН, на котором присутствовала императрица, ее дочери-принцессы и все придворные.

Президенты

Первым президентом стал, как уже указывалось выше, Л. Блюментрост. Он же был единственным россиянином в ее первом составе. В 1727 году он попал в опалу и передал все дела секретарю. Его преемник, барон фон Корф, начал работу по составлению Устава АН. Его отношения с работниками учреждения были намного лучше, чем у предшественника, хотя именно в этот период наблюдался некий упадок в научной работе.

После Г. фон Корфа у АН было 13 президентов. С 1746 года была введена должность вице-директора. Это было связано с тем, что прямые руководители часто пренебрегали своими обязанностями или просто не были достаточно подготовленными (К. Разумовский, например, большую часть времени проводил либо при Дворе, либо, пребывая в опале, в Малороссии). Самыми молодыми были К. Г. Розумовский и П. П. Бакунин (в год назначения им исполнилось по 18 лет); первой женщиной-президентом стала Е. Дашкова (сподвижница Екатерины II, способствовавшая ее возведению на престол); дольше всего пост занимал К. Г. Розумовский – 52 года.

Последним президентом АН (до 1915 года) был великий князь Константин Константинович Романов, поэт и историк. После 1915-го и до 1917-го годов президента у АН не было.

Интересные факты об Академии наук

  • Это первое высшее учебное заведение в Российской империи. Академию основали в 1724 году по указу Петра I.
  • Не все приближенные Петра разделяли идею создания Академии. Современники считали, что такое учебное заведение будет бессмысленно, когда в России почти нет низших школ.
  • В первые годы в Академии наук было всего 3 кафедры: математическая, физическая и гуманитарная.
  • Деятельность Академии была почти сразу признана в Европе. Один из французских критиков писал, что Парижская и Лондонская академия не могли достичь таких результатов за 60 лет.
  • В конце XVIII века в Академии стали проводить публичные лекции. Они были открыты для всех желающих и велись на русском языке.
  • Немалую роль в истории Академии сыграл Михаил Ломоносов. В 1736 году он был зачислен в Академический университет, а в 1745-ом стал профессором химии и первым российским академиком в области естествознания. Он старался внести в Академию не только научный вклад: боролся за право на обучение для низших сословий и разрабатывал устройство Академической гимназии.
  • Академию наук всегда воспринимали как «немецкую». Здесь велось обучение на иностранных языках, а вся документация была на немецком, латинском и французском.
  • Чтобы стать президентом Академии наук в Российской империи, не надо было становиться профессором. Их назначали монархи.
  • Возраст для президентов и директоров тоже не был препятствием. Графа Разумовского назначали на должность президента в 18 лет. Павел Бакунин, литератор, тоже стал вице-директором в 18 лет.
  • Академией наук несколько лет руководила княгиня Дашкова. Она стала первой женщиной-руководительницей в научном учреждении в мире.
  • Петербургская научная академия организовывала экспедиции. Их участники исследовали земли от Каспийского моря до Камчатки и внесли огромный вклад в изучение географии, окружающего мира и природных ресурсов России.

Реформа РАН

Реформирование РАН началось в 2013 году с подачи Дмитрия Ливанова, который на тот момент занимал пост министра образования РФ. Ливанов заявил, что РАН стала неэффективна, и предложил создать альтернативную организацию из «учёных дееспособного возраста».

Идею поддержал Дмитрий Медведев, в то время премьер-министр России. Медведев заявил, что существующая система государственных академий наук нуждается в обновлении.

При этом «новая РАН» должна была всё своё имущество (земли и здания) передать в ведение специально созданной организации — Федерального агентства по научным организациям. До этого РАН сама распоряжалась собственным имуществом и имуществом подведомственных ей организаций.

Как отмечают юбилей российской науки

ss=»article-paragraph»>К юбилейному дню рождения РАН в стране проходят научные, образовательные, культурно-просветительские, информационные и другие тематические события. Вечером 8 февраля в Кремлевском дворце состоится торжественное мероприятие, посвященное 300-летию учреждения.

Одним из ключевых событий, приуроченных к юбилею, станет Всемирный научно-образовательный форум «Наука — обществу и миру». Его планируют провести в июле в Санкт-Петербурге.

К юбилейной дате в России учреждена медаль «300 лет Российской академии наук». На ее лицевой стороне на фоне здания Кунсткамеры изображен Петр I и указано название медали, на обороте — цифры 1724, 2024 и две скрещенные лавровые ветви по окружности. Кроме того, Банк России сообщил, что 15 января 2024 года выпустил памятную серебряную монету номиналом 3 рубля «300-летие Российской академии наук».

Памятная серебряная монета. Фото: пресс-служба Банка России

Наука — главный двигатель прогресса. За три столетия работы РАН открытия российских ученых внесли существенный вклад в развитие разных сфер жизни людей. Во всем мире известны имена Михаила Ломоносова, Ивана Павлова, Дмитрия Менделеева, Константина Циолковского, Игоря Курчатова, Сергея Королева и многих других представителей нашей страны. От достижений науки зависит развитие экономики, соцсферы, качество жизни населения, поэтому ее поддержка — один из приоритетов современной России.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: