От аляски до красноярска. как перегоняли самолёты из сша в ссср

Начало великой отечественной войны 1941-1945 гг.

«Мы должны оказать России и русскому народу всю помощь, какую только сможем»

21:00. Сводка Главного Командования Красной Армии за 22 июня: «С рассветом 22 июня 1941 года регулярные войска германской армии атаковали наши пограничные части на фронте от Балтийского до Чёрного моря и в течение первой половины дня сдерживались ими. Во второй половине дня германские войска встретились с передовыми частями полевых войск Красной Армии. После ожесточённых боев противник был отбит с большими потерями. Только в Гродненском и Кристинопольском направлениях противнику удалось достичь незначительных тактических успехов и занять местечки Кальвария, Стоянув и Цехановец (первые два в 15 км и последнее в 10 км от границы).

Авиация противника атаковала ряд наших аэродромов и населённых пунктов, но всюду встретила решительный отпор наших истребителей и зенитной артиллерии, наносивших большие потери противнику. Нами сбито 65 самолётов противника».

23:00. Обращение премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля к британскому народу в связи с нападением Германии на СССР: «В 4 часа этим утром Гитлер напал на Россию. Все его обычные формальности вероломства были соблюдены со скрупулезной точностью… внезапно, без объявления войны, даже без ультиматума, немецкие бомбы упали с неба на русские города, немецкие войска нарушили русские границы, и часом позже посол Германии, который буквально накануне щедро расточал русским свои заверения в дружбе и чуть ли не союзе, нанес визит русскому министру иностранных дел и заявил, что Россия и Германия находятся в состоянии войны…

Никто не был более стойким противником коммунизма в течение последних 25 лет, чем я. Я не возьму обратно ни одного сказанного о нем слова. Но все это бледнеет перед зрелищем, разворачивающимся сейчас.

Прошлое, с его преступлениями, безумствами и трагедиями, отступает. Я вижу русских солдат, как они стоят на границе родной земли и охраняют поля, которые их отцы пахали с незапамятных времен. Я вижу, как они охраняют свои дома; их матери и жены молятся— о, да, потому что в такое время все молятся о сохранении своих любимых, о возвращении кормильца, покровителя, своих защитников…

Мы должны оказать России и русскому народу всю помощь, какую только сможем. Мы должны призвать всех наших друзей и союзников во всех частях света придерживаться аналогичного курса и проводить его так же стойко и неуклонно, как это будем делать мы, до самого конца».

22 июня подошло к концу. Впереди были еще 1417 дней самой страшной войны в истории человечества.

Аэродром «Уэлькаль» (Чукотский автономный округ)

Взлетно-посадочное поле аэродрома времен Великой Отечественной войны («Уэлькаль», Чукотский автономный округ).

Все, что осталось от героического прошлого первого пункта назначения Уэлькаля (Чукотский автономный округ). | Фото: Алексей Никулин.

Первым аэродромом, появившимся в цепочке Аляска-Сибирь, стал военный объект со взлетно-посадочным полем на окраине эскимосского поселка Уэлькаль (или «Челюсть кита»), расположенный на берегу Берингова моря. Его построили всего за несколько недель в летние месяцы, когда корабли смогли доставить нехитрый строительный материал, горючее и продукты питание, ведь это была перевалочная база и место отдыха летчиков, которые рисковали жизнью во время сверхсложных полетов в суровых климатических условиях. В конце 1980-х военный аэродром «Уэлькаль» прекратил свое существование, а доставка жителей поселка в основные населенные пункты осуществляется с помощью вертолетов.
 

Рядом с военным аэродромом сохранились могилы летчиков, а спустя 80-лет после начала полетов открыли мемориальный комплекс (Уэлькаль, Чукотский автономный округ).

Авторы Novate.ru, хотели бы обратить внимание на то, что в поселке еще в годы войны осуществлялось захоронение советских летчиков, погибших во время вылетов (тех, кого удалось обнаружить). А в августе 2022 года был открыт мемориал, посвященный 80-летияю трассы АсСиб и тем, кому не удалось ее преодолеть

Новые публикации

Бамбара на русском. В Мали интерес к языку Пушкина огромен 19.03.2024

В Русском доме в столице Мали Бамако прошла презентация учебника русского языка как иностранного (РКИ), адаптированного для западноафриканского языка бамбара (бамана). Новое пособие позволит малийцам осваивать русский язык без французского посредника, что ускорит и облегчит процесс.

Русист из Колумбии: Выпускникам российских вузов проще найти хорошую работу 19.03.2024

«Именно язык Пушкина будет объединять Россию с другими народами планеты», –  пишет в своем эссе «Пушкин – наше всё. И что? Нужен ли русский гений новому поколению?» на XXIV Международный Пушкинский конкурс «Российской газета» русист из Колумбии Дина Максимова.

Знай русский! 10,5 миллиона или миллионов просмотров? 19.03.2024

Как грамотно заявить о количестве просмотров на своей странице в социальной сети? Почему нельзя сказать «четверо подписчиц»? Верно ли написание «десяти миллионный пользователь»? Предлагаем вспомнить основные правила, которые необходимо знать при употреблении числительных.

Альфонсо де Хойос (Испания): Корни русофобии стоит искать там же, где и корни испанофобии 18.03.2024

Испанский общественный деятель Альфонсо де Хойос представил в Мадриде книгу о своём предке – первом герцоге Альмодоваре-дель-Рио, который служил послом в Российской империи при Елизавете Петровне, Петре III и Екатерине Великой. История отношений между нашими странами знала разные периоды как охлаждения, так и дружбы, и ставить точку здесь ещё рано, уверен испанец.

«Русские музыканты не идут, а летят вперёд». 180 лет Н. А. Римскому-Корсакову 18.03.2024

Мы часто говорим о великих музыкантах, коими русская культура очень богата. Но актуальны ли они сейчас в огромном мультикультурном мире или такой музыке нужен «перевод»? Николай Андреевич Римский-Корсаков, 180-я годовщина которого отмечается 18 марта, – случай очень необычный.

Знай наших! Николай Бердяев и его русская идея 18.03.2024

Одного из самых известных в мире русских философов – Николая Бердяева – называют «философом свободы». Сам он писал, что для него свобода – это «дух, творческий акт, личность, общение любви». Его поиск духовной свободы получился непростым: дворянин, революционер, заметная фигура Серебряного века, эмигрант, участник Сопротивления, гражданин СССР.

«Мы научились согревать руки о горячие стреляные гильзы». 100 лет Юрию Бондареву 15.03.2024

«Все мы вышли из бондаревских «Батальонов…»», – сказал когда-то Василь Быков от имени всех писателей-фронтовиков. Бондарев прожил долгую плодотворную жизнь и ушёл совсем недавно, в 2020-м, в возрасте 96 лет. 15 марта мы отмечаем 100-летие писателя.

Студенты из Казахстана в восторге от Всемирного фестиваля молодёжи 15.03.2024

Студенты Казахско-русского международного университета (КРМУ)  недавно вернулись из Сочи, где представляли университет и Русский центр на Всемирном фестивале молодёжи.  Попасть на фестиваль было непросто, но время, проведённое в Сириусе, навсегда останется в их памяти.

Базовый аэропорт «Сеймчан» (Магаданская область)

Строительство аэродрома «Сеймчан» проходило в районе вечной мерзлоты, что усложняло задачу (Магаданская область).
 

Первое здание аэродрома «Сеймчан» и ангара, который появился в 1942 году (Магаданская область).

В поселке Сеймчан Магаданской области попытки построить аэропорт предпринимали не раз. Даже были построены взлетно-посадочные площадки, но включение поселка в стратегически важный перегоночный маршрут ленд-лиза поспособствовало расширению уже имеющего аэродрома Дальстроя, в состав его инфраструктуры входила одна лишь взлетно-посадочная полоса, одно бревенчатое здание, в котором располагались: главный зал, диспетчерская, кабинет начальника и пару комнат для отдыха летного состава.
 

Деревянное здание аэропорта «Сеймчан», построенное в 1942 году, является объектом культурного наследия и до сих пор выполняет свои прямые функции (Магаданская область).

После подписания указа о строительстве базового узла для приема самолетов ленд-лиза он значительно был расширен. Появилось знаменитое здание аэропорта, большое похожее на сказочные хоромы (сейчас оно является объектом культурного наследия России), вспомогательные объекты, включая, бараки для сотрудников, столовую, ангар для ремонта самолетов, склад, мастерские.

«Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины»

18:00. Патриарший местоблюститель, митрополит Московский и Коломенский Сергий, обращается с посланием к верующим: «Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю… Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь… Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины».

19:00. Из записок начальника Генерального штаба сухопутных войск вермахта генерал-полковника Франца Гальдера: «Все армии, кроме 11-й армии группы армий „Юг“ в Румынии, перешли в наступление согласно плану. Наступление наших войск, по-видимому, явилось для противника на всем фронте полной тактической внезапностью. Пограничные мосты через Буг и другие реки всюду захвачены нашими войсками без боя и в полной сохранности. О полной неожиданности нашего наступления для противника свидетельствует тот факт, что части были захвачены врасплох в казарменном расположении, самолёты стояли на аэродромах, покрытые брезентом, а передовые части, внезапно атакованные нашими войсками, запрашивали командование о том, что им делать… Командование ВВС сообщило, что за сегодняшний день уничтожено 850 самолётов противника, в том числе целые эскадрильи бомбардировщиков, которые, поднявшись в воздух без прикрытия истребителей, были атакованы нашими истребителями и уничтожены».

20:00. Утверждена директива №3 Наркомата обороны, предписывающая советским войскам перейти в контрнаступление с задачей разгрома гитлеровских войск на территории СССР с дальнейшим продвижением на территорию противника. Директива предписывала к исходу 24 июня овладеть польским городом Люблин.

22.06.1941 Великая Отечественная война 1941-1945гг. 22 июня 1941г. Медсестры оказывают помощь первым раненым после воздушного налёта фашистов под Кишиневом. Георгий Зельма/РИА Новости

Соседство с историей

Район Вавилова не первый год находится в состоянии реновации: компания «СибЛидер» возводит свои высотки на месте бывших заводских бараков. Не обходится без напряжения. Так, например, покупатели жилья в высотках выступали против уплотнения застройки: пытались отстоять свои благоустроенные дворы с детскими и спортивными площадками, которые могли пойти под ковш из-за возведения новых зданий. 

Возмущал обитателей района и снос стадиона «Водник». Он был построен для заводчан в советское время, но с тех пор практически исчез и превратился в пустырь, который облюбовали местные школьники. В итоге, избежать нового соседства не получилось, и рядом с советскими пятиэтажками вырос новый микрорайон с высотками до 24 этажей. Население Вавилова сразу увеличилось на несколько тысяч человек.

Жильцы Авиадома не против обновления района. По их словам, старые бараки производили гнетущее впечатление, и становились порой местами криминального напряжения. Но не все так гладко в деле реновации. Например, часть их придомой территории просто «оттяпали», а соседние дворы у новостроек огородили заборами. Поэтому любоваться новыми детскими площадками приходится через решетки.

Стране нужны паровозы, нам нужен металл

Свое развитие правый берег Красноярска получил именно в 30-е годы прошлого века. Здесь был один мегарайон, включавший не только городскую территорию, но и соседний Дивногорск. Правобережье было отдано под промышленность, условия здесь были подходящими: много свободных площадей, удобный для строительства рельеф.

Так в начале сороковых годов выглядели дома на проспекте Красноярский рабочий

Позже, в годы войны, тут появились красноярские предприятия-тяжеловесы: «Сибтяжмаш», Красцветмет, каучуковый завод. Многие выросли за счет переброшенных с фронта предприятий — тот же «Сибтяжмаш» был создан на основе паровозостроительного завода из Брянской области.

Одновременно встал вопрос о расселении рабочих: генплан 1934 года предусматривал протяженные магистрали с большим количеством продольных улиц. Так пытались обеспечить самый короткий и быстрый путь для людей от дома до заводов. 

В то время в стране Советов работала группа голландских специалистов, которые помогали проектировать дома и улицы, в том числе, в Красноярске. Планировалось, что к концу 60-х годов правый берег станет «соцгородом» — ему отводилась роль будущего центра Красноярска. Строить жизнь заново, выводить людей из бараков и землянок начали с проспекта Красноярской рабочий и улицы Вавилова. На последней в 1934 году как раз и появилось первое каменное здание Кировского района. 

Память[править | править код]


Мемориал героям Алсиба в Киренске


Мемориальная доска в Красноярске


Памятник Bell PЗ9Q-1Q погибшему при перегоне на Алсибе и его пилоту, майору П.Ф Морозову в 1943 году. Якутск.

  • Уменьшенная копия мемориала в Фэрбанксе (Аляска, США) в Якутске, музей ДОСААФ.
  • Мемориал памяти в аэропорту г. Якутска над захоронением экипажа бомбардировщика Б-25, разбившегося в окрестностях города 7 мая 1943 года, с выбитыми на плитах именами 113 погибших на трассе лётчиков и мемориальная доска на здании международного сектора аэропорта.
  • Истребитель Р-39 «Аэрокобра» на постаменте в Якутске в сквере имени Гагарина.
  • Истребитель Р-39 «Аэрокобра» на постаменте в аэропорту г. Олёкминска (Республика Саха (Якутия)).
  • Мемориал в городском парке города Киренска на улице Ленина, посвящённый героям Алсиба.
  • Памятный обелиск в Кадыкчанe на могиле разбившихся на А-20 лётчиков: капитана И. А. Ковылина, сержанта Н. Д. Борискина и штурмана капитана Д. В. Михасёва.
  • Мемориальная доска в Красноярске на доме по ул. Вавилова, 35, посвящённая Алсибу.
  • Памятник на братской могиле 30 лётчиков, погибших 17 ноября 1942 года в Красноярске (Троицкое кладбище).
  • Памятник погибшим лётчикам экипажа C-47 в Эгвекиноте, скульптор К. Добриев.[источник не указан 2431 день]
  • Памятник Алсиб в г. Усть-Куте[источник не указан 1637 дней].
  • Монумент Алсиб в с.Тюнгюлю Мегино-Канагаласского улуса, где был запасной аэродром трассы[источник не указан 1637 дней].
  • Мемориал Аляска-Сибирь в Киренске в виде трёх летящих самолётов. Бостона, Аэрокобры и Киттихока. Автор мемориала Михалев И. Н.[источник не указан 1603 дня]
  • Мемориальная доска в память И.Мазурука — командира первой перегоночной авиадивизии Алсиб. Установлена на историческом здании аэропорта Сеймчан (Магаданская область) на улице, названной в его честь.
  • Обелиск в память погибшим участникам авиаперегона по трассе Уэлькаль — Красноярск в годы войны. Установлен в сквере авиагородка аэропорта Сеймчан (Магаданская область).
  • Памятник лётчикам перегона Алсиб. Установлен на площади аэропорта Магадан-13.
  • В 2023 году АО «Марка» была выпущена почтовая марка, посвящённая героям Алсиба. На марке изображён памятник А.Н. Ковальчука и К.Б. Кузьминых «Героям Алсиба» в г. Магадане. Тираж — 66 тыс. марок.

Потери[править | править код]


Авария истребителя П-39 в Номе (Аляска)

На советском участке трассы произошло 279 лётных происшествий, из них: 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Погибло 114 человек. Крупнейшей стала произошедшая 17 ноября 1942 года в Красноярском аэропорту катастрофа Ли-2 5-го перегоночного полка, в которой погибли 30 (по другим данным — 20) человек.

Причины потерь: сложные метеоусловия, плохое метеообеспечение, конструктивные недостатки и производственные дефекты (по этой причине потеряно 8 машин), неполная подготовка к вылету матчасти (потеряно 7 машин), плохая техника пилотирования в сложных метеоусловиях (потеряно 18 самолётов), недисциплинированность лётного состава (потеряно 8 самолётов), плохая организация полётов (потеряно 9 самолётов).

На американском участке трассы по всем причинам потерпели катастрофы 20 самолётов.

«Авиадом»

Пятиэтажное здание строили руками заключенных. Тогда только нарождался формат «сталинок», поэтому дом получился без особых изысков — выделяются разве что колонны на нескольких балконах с парадной стороны. Однако все отличительные особенности «сталинки» были на месте: трехметровые потолки, просторные квартиры.

В новое жилье решили переселить сотрудников самолето-мотороремонтных мастерских главного управления Северного морского пути, и пилотов полярной авиации. Самый лучший дом правобережья неспроста отдали летчикам. В СССР они находились на особом положении, тогда в ходу была фраза: «Всегда считался цветом нации, кто есть, кто будет в авиации». 

Рабочие места ремонтников находились на острове Молокова, который тогда назывался Телячьим, а позже переехали еще ближе — на правый берег. Так что авиаторы жили в роскошном по тем временам жилье, в шаговой доступности от работы. Красноярец Аль Прийдак вспоминает, как квартиру в «Авиадоме» получила его семья:

«Италия также объявляет войну Советскому Союзу»

14:00. Брестская крепость полностью окружена немецкими войсками. Советские части, блокированные в цитадели, продолжают оказывать ожесточенное сопротивление.

14:05. Глава МИД Италии Галеаццо Чиано заявляет: «Ввиду сложившейся ситуации, в связи с тем, что Германия объявила войну СССР, Италия, как союзница Германии и как член Тройственного пакта, также объявляет войну Советскому Союзу с момента вступления германских войск на советскую территорию».

14:10. 1-я погранзастава Александра Сивачева ведет бой более 10 часов. Имевшие только стрелковое оружие и гранаты пограничники уничтожили до 60 гитлеровцев и сожгли три танка. Раненый начальник заставы продолжал командовать боем.

15:00. Из записок командующего группой армий «Центр» фельдмаршала фон Бока: «Вопрос, осуществляют ли русские планомерный отход, пока остается открытым. В настоящее время предостаточно свидетельств как «за», так и «против» этого.

Удивляет то, что нигде не заметно сколько-нибудь значительной работы их артиллерии. Сильный артиллерийский огонь ведется только на северо-западе от Гродно, где наступает VIII армейский корпус. Судя по всему, наши военно-воздушные силы имеют подавляющее превосходство над русской авиацией».

Все для жизни

Вавилова быстро застраивается, поэтому растет и нагрузка на уже сложившуюся инфраструктуру. При этом, на работу ездят скорее отсюда, чем сюда. Поэтому в округе много продуктовых магазинов, есть лавки сапожника и часовщика, но вот зайти перекусить практически некуда. За основным досугом придется выходить в район проспекта Красноярский рабочий. Благо, по времени прогулка займет около десяти минут.

Детские сады. До муниципального садика идти совсем недалеко — около пяти минут пешком. Он разбит сразу на несколько филиалов и может принять в общей сложности тысячу ребятишек. Отзывы отличные. Но ждать нового здания не стоит. Всё-таки район хоть и не самый старый в городе, но большая часть образовательных учреждений построена еще в прошлом веке.

А вот частный сад находится сразу в соседнем дворе. Месяц занятий там обойдется в 12 тысяч рублей. Но муниципалитет зачастую компенсирует родителям большую часть затрат.

Образование. Через дорогу стоит лицей 11. Славится он тем, что ученики активно изучают историю трассы «Аляска-Сибирь» и даже помогали в увековечении памяти тех людей, кто приложил руку к работе «АлСиба». Хотя оценки у лицея средние. Кто-то восхищается педагогами, а кто-то, наоборот, ругает их за самоуправство и излишнюю строгость. 

Зато по окончании школы можно пешком ходить в университет. Если поступить в институт цветных металлов при СФУ, то дорога на пары будет занимать около десяти минут. Если с точными науками не складывается, то ребенка можно отдать в речное училище. Два таких разных места, а находятся совсем близко друг от друга.

Медицина. До детской поликлиники — чуть больше километра, и прогулка займет около 12 минут. С ребенком — чуть больше. Как это часто бывает, отзывы совершенно разные: от хвалебных до крайне негативных. Как итог, средний балл за приём и обслуживание пациентов. 

С медициной для взрослых ситуация идентичная. Идти пешком около десяти минут. Зато в распоряжении сразу две поликлиники: от Сибирского научно-клинического центра и муниципальная. У первой оценки средние, у второй — ниже двойки по пятибалльной шкале. 

Спорт и отдых. Поплавать в хлорированной воде можно в соседнем бассейне «Цветмет». Месячный абонемент стоит от 1360 рублей. Но предпочтение там отдают студентам СФУ, а случайному посетителю достается не самое удобное время. Если хочется более удобного графика, то к услугам футбольные школы, клуб смешанных единоборств или зал йоги.

Если перенапрягаться не хочется, то можно просто погулять. Исторически сложилось, что правый берег гораздо более «зеленый», чем левый. Поэтому на выбор сразу несколько скверов, аллей и небольшая набережная за ТЦ «Красноярье».

Транспорт. »Авиадом» и улица Вавилова — это транспортная артерия. Но параллельно проходит и проспект Красноярский рабочий, который имеет статус главной магистрали правобережья. Десять минут пешком и открывается путь в любую точку города на автобусе. Еще есть трамвай, чем не может похвастаться левый берег и исторический центр. По рельсам без пробок можно довольно быстро пересечь Красраб.

Правда, через эту часть города проходят и большие транзитные потоки. Поэтому в автобусе скорее всего придется стоять, а не сидеть. Автомобилистов ждут пробки, если утром ехать в центр через Предмостную.

Как появился «Алсиб»?

Уже с самого начала ВОВ советское государство терпело колоссальные потери. В первый день немцы смогли уничтожить около 1200 самолетов! Многие потери удавалось восполнить благодаря специальной программе под названием Ленд-лиз, разработанной американскими властями.

По ней из США в СССР осуществляли доставку необходимых боеприпасов, военной техники. Сначала грузы транспортировали водным путем через Атлантический океан. Они прибывали в Мурманск и Архангельск. Но затем данный способ доставки начал представлять опасность для русских, так как фашисты стали контролировать северную сторону Атлантики. А поставка грузов через иранский путь отнимала время.

Тогда Рузвельт предложил Иосифу Сталину выполнять транспортировку воздушным путем, который будет идти через Аляску в Сибирь. Вождь советского народа поддержал данную идею и власти приступили к ее реализации, начали строительство аэродромов в нужных городах. В некоторых населенных пунктах аэропорты уже были, их просто переделали для выполнения новой задачи.

Приходилось возводить аэродромы и в тех местах, которые еще не освоены людьми, имеют крайне суровые климатические условия, неразвитую инфраструктуру. Это были очень сложные задачи, но их с успехом выполнили.

Строительные работы проходили тайно. Американцы тоже в это время активно занимались возведением своей части «Алсиба». Пунктом, где передавали грузы СССР, был город Фэрбанкс.

Авиационный ленд-лиз в СССР: как организовывали транзит техники и грузов из Аляски

Советские и американские летчики на аэродроме Лэдд Филд, Фэрбенкс (1944 год, Аляска). | Фото: siberiantimes.com.

Маршрут следования самолетов ленд-лиза из Соединенных Штатов (штат Монтана), через Канаду, Аляску и часть территории СССР. | Фото: siberiantimes.com.

Начнем с того, что же такое ленд-лиз и почему он был так важен в годы Второй мировой войны. Понятие ленд-лиз (англ. lend-lease, где lend – «давать взаймы», а lease – «сдавать в аренду») появилось в мире благодаря Конгрессу США, который в марте 1941 году принял Закон о передачи взаймы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров и услуг странам-союзникам по антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны».
 

Старший лейтенант Н. Ф. Кузнецов возле North American AT-6 Texan и после успешного боевого вылета на доставленном в СССР самолете.

Изыскивая возможные пути доставки было разработано несколько направлений, среди которых выделялся маршрут Аляска – Уэлькаль — Сеймчан — Якутск — Киренск — Красноярск, получивший название Аляска-Сибирь или АлСиб (его еще называют Красноярский коридор). Небольшое расстояние от границ Аляски привлекало разработчиков маршрута, но организация взлетно-посадочных площадок и аэродромов усложнялись тяжелейшими климатическими условиями, отсутствием рабочей силы и строительных материалов.
 

Памятник героическим авиаторам АЛСИБ в Фэрбенксе (Аляска). | Фото: siberiantimes.com.

Исторический факт: Летом 1942 года к строительству недостающих транзитных точек были подключены: практически все население близлежащих населенных пунктов (включая школьников, начиная с 12-летнего возраста!), штат сотрудников сибирских и дальневосточных отделений Гражданского воздушного флота, заключенных, чьи лагеря относились к системе «Дальстроя» (лагеря ГУЛАГа на Чукотке и Колыме) и военных. Их усилиями было построено 16 основных и вспомогательных площадок, а также реконструированы имеющиеся аэродромы. Всего за годы действия АлСиба было доставлено 8094 самолета, а это почти 50% от поставок со всех направлений.

Количественные показатели работы трассы[править | править код]

Общая протяжённость трассы от Фэрбанкса до Красноярска составляла 6500 км, из них по территории СССР — 5000 км. С завода в США до фронта в СССР самолёту приходилось преодолевать до 14 000 км.

Согласно отчёту дивизии, по трассе Алсиба было доставлено 7908 одномоторных и двухмоторных самолётов. Бомбардировщиков: Б-25 — 729 штук, А-20 — 1355. Истребителей: П-40 — 47, П-39 — 2616, П-63 — 2396, П-47 — 3 штуки. Транспортных Си-47 — 707, Си-46 — 1 и 54 учебно-тренировочных Ат-6.

По трассе не только перегоняли самолёты, но и перевозили различные грузы: военное оборудование, золото, слюду (506 тонн), продовольствие, оборудование для госпиталей, хозканцелярские принадлежности, почту (в том числе 187 тонн дипломатической почты), а также инкубационные яйца, протезы, иголки для швейных машин, запчасти для часов и другое.

По трассе Алсиба перемещались дипломаты и военные специалисты. По трассе летали послы СССР в США М. М. Литвинов и А. А. Громыко, американские генералы, а в 1944 году вице-президент США Генри Уоллес.

За время существования — с октября 1942 по октябрь 1945 года — по авиатрассе были перевезены 128 371 пассажир, из них 17 322 платных, 18 753 тонны грузов, в том числе 9125 т платных и 319 тонн почты.

Перегонка и транспортировка самолётов в СССР:
1941-42 1943 1944 1945 итого
Морем через Мурманск и Архангельск 2532 804 766 688 4790
По воздуху через Иран 682 3016 1930 14 5642
По воздуху через Аляску 108 2486 3190 2047 7831

Новые жильцы

Сейчас дом на Вавилова не стоит особняком, а включен в общий ансамбль улицы. Квартиры занимают не лётчики, а рядовые красноярцы. Жилье, которое когда-то было роскошью, получили заводские рабочие. «Авиадом» еще в советское время перешел в распоряжение судостроительного завода, сформированного на базе авиаремонтного. 

Во дворе сохранился бывший фонтан, который теперь местные садоводы используют как клумбу

Прямо во дворе стоит газгольдер, поэтому кухонные дела позволяют сэкономить на электричестве. А вот чего действительно не хватает, так это лифта. Пять этажей в такой «сталинке» с высотой потолков больше трёх метров — это как семь этажей в новостройке. Между пролетами по-прежнему пустует пространство, где можно было бы смонтировать шахту и установит лифт. Но, по словам местных жителей, цена вопроса — больше двадцати миллионов рублей на подъезд, да и оборудовать машинное помещение попросту негде. 

Как рассказывают жильцы, главный минус здания — это перекрытия. Толстые стены из кирпича отлично сохраняют тепло и гасят шум, но перекрытия сделаны из дерева: спустя 86 лет их состояние вызывает серьезное беспокойство. При этом, ситуация изменится нескоро. Следующий капитальный ремонт намечен только на 2034 год, на вековой юбилей дома. Отремонтируют трубы горячего водоснабжения и тепла. А вот фасад обновят в лучшем случае только в 2046 году.

Вместо скоростного лифта в центре подъезда — головокружительная пропасть

Зато площадь квартир, по словам местных жителей, окупает многие неудобства. На одно жилое помещение приходится, в среднем, больше 77 квадратных метров. По меркам Красноярска с его обилием «человейников», это просто роскошь и невероятный простор. Цена за такие условия, кстати, не самая высокая: например, один из жильцов продает жилье на 95 «квадратов» за почти пять миллионов рублей. В соседней новостройке от «СибЛидера» примерно за те же деньги можно купить квартиру на 20 квадратных метров меньше. 

«Защита не отдельных стран, а обеспечение безопасности Европы»

4:30. В Кремле начинается совещание членов Политбюро. Сталин выражает сомнение в том, что происшедшее является началом войны и не исключает версии немецкой провокации. Нарком обороны Тимошенко и Жуков настаивают: это война.

4:55. В Брестской крепости гитлеровцам удается захватить почти половину территории. Дальнейшее продвижение остановлено внезапной контратакой красноармейцев.

5:00. Посол Германии в СССР граф фон Шуленбург вручает наркому иностранных дел СССР Молотову «Ноту Министерства иностранных дел Германии Советскому Правительству», в которой говорится: «Правительство Германии не может безучастно относится к серьезной угрозе на восточной границе, поэтому фюрер отдал приказ Германским вооруженным силам всеми средствами отвести эту угрозу». Через час после фактического начала боевых действий Германия де-юре объявляет войну Советскому Союзу.

5:30. По немецкому радио рейхсминистр пропаганды Геббельс зачитывает обращение Адольфа Гитлера к немецкому народу в связи с началом войны против Советского Союза: «Теперь настал час, когда необходимо выступить против этого заговора еврейско-англосаксонских поджигателей войны и тоже еврейских властителей большевистского центра в Москве… В данный момент осуществляется величайшее по своей протяженности и объему выступление войск, какое только видел мир… Задача этого фронта уже не защита отдельных стран, а обеспечение безопасности Европы и тем самым спасение всех».

7:00. Рейхсминистр иностранных Риббентроп начинает пресс-конференцию, на которой объявляет о начале боевых действий против СССР: «Германская армия вторглась на территорию большевистской России!»

Начало Великой Отечественной войны

«Враг будет разбит. Победа будет за нами»

12:00. Нарком иностранных дел Вячеслав Молотов зачитывает обращение к гражданам Советского Союза: «Сегодня в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолётов наши города — Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие, причём убито и ранено более двухсот человек. Налеты вражеских самолётов и артиллерийский обстрел были совершены также с румынской и финляндской территории… Теперь, когда нападение на Советский Союз уже совершилось, Советским правительством дан приказ нашим войскам – отбить разбойничье нападение и изгнать германские войска с территории нашей родины… Правительство призывает вас, граждане и гражданки Советского Союза, еще теснее сплотить свои ряды вокруг нашей славной большевистской партии, вокруг нашего Советского правительства, вокруг нашего великого вождя товарища Сталина.

Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».

12:30. Передовые немецкие части врываются в белорусский город Гродно.

13:00. Президиум Верховного Совета СССР издает указ «О мобилизации военнообязанных…»«На основании статьи 49 пункта «о» Конституции СССР Президиум Верховного Совета СССР объявляет мобилизацию на территории военных округов — Ленинградского, Прибалтийского особого, Западного особого, Киевского особого, Одесского, Харьковского, Орловского, Московского, Архангельского, Уральского, Сибирского, Приволжского, Северо-Кавказского и Закавказского.

Мобилизации подлежат военнообязанные, родившиеся с 1905 по 1918 год включительно. Первым днем мобилизации считать 23 июня 1941 года». Несмотря на то, что первым днем мобилизации названо 23 июня, призывные пункты при военкоматах начинают работать уже к середине дня 22 июня.

13:30. Начальник Генштаба генерал Жуков вылетает в Киев в качестве представителя вновь созданной Ставки Главного Командования на Юго-Западном фронте.

22 июня 1945 года встреча полка “Нормандия-Неман” на аэродроме Ле Бурже (Франция). Слева направо:инженер-капитан Николай Филиппов, майор Пьер Матрас, инженер-майор Сергей Агавельян, капитан Де Сен-Марсо Гастон и другие. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. РИА Новости/РИА Новости

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: