С плеч долой

С плеч долой - gornovosti.ru

Розги и битье в школах и семьях

К учащимся в школах при церквях и монастырях тоже применялись телесные наказания. В XVIII веке, когда создавалась система народных школ, удары розгами и веревкой, стояние коленями на крупе были прописаны в правилах учебных заведений. После издания Жалованной грамоты дворянству в течение нескольких десятилетий (с 1785 по 1820 год) на телесные наказания в школах был введен запрет. За это время в России было воспитано первое «непоротое поколение» — и именно те, кто рос в период отмены телесных наказаний в школах, приняли участие в восстании декабристов в 1825 году. Вот как писал об этом историк Натан Эйдельман в книге «Твой восемнадцатый век»: «Тут настало время сказать, что прямо из старинных, жестоких времен не могли бы явиться люди с тем личным достоинством и честью, что мы привыкли видеть у Пушкина, у декабристов… Для того чтобы появились такие люди, понадобится, по меньшей мере, два “непоротых поколения”». Выросли ли они в России — вопрос спорный: телесные наказания очень долго были абсолютной нормой не только в школах, но и в семьях.

Насилие как метод воспитания детей использовалось в разных сословиях. Еще в Домострое (сборник правил и советов во всех сферах жизни. Издание относят к XVI веку, а авторство приписывают протопопу Сильвестру. — Прим. ред.) были прописаны наказаний для детей: «Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности — упокоят тебя в старости твоей».

Для большинства семей, особенно крестьянских, такой метод воспитания был необходимостью. «Крестьяне занимались земледелием и животноводством, чтобы прокормить семью. Женщины трудились в полях вместе с мужчинами, а дети должны были помогать вести хозяйство — только так семья могла себя обеспечивать, — говорит психолог Татьяна Орлова. — Тяжелый быт, хозяйство, десять детей в семье, постоянно беременная, истощенная женщина. В такой ситуации каждый ребенок в семье должен был начать работать с пяти лет. Но мало кто в таком возрасте захочет пропалывать огород или следить за младшими, если его просто попросить об этом. Самым действенным и быстрым методом были физические наказания».

Узаконенные пытки и казни

Насилие в России веками оставалось методом государственного контроля. Телесные наказания широко использовались и были узаконены на Руси и во времена Российской империи. Впервые пытки и смертная казнь как меры наказания официально были зафиксированы при Иване III в Судебнике (своде законов) 1497 года, а при Иване Грозном эти методы стали одними из самых популярных. При Петре I насилие продолжилось: он усовершенствовал методы казни, начал использовать провинившихся для тяжелого труда, отправлял отбывать заключение в крепости.

Перемены начались в XVIII веке: в 1785 году Екатерина II Жалованной грамотой отменила телесные наказания для дворян. При следующих правителях их стали отменять для других сословий, но для крестьян все оставалось по-прежнему — даже после отмены крепостного права. Только в 1904 году в стране отменили последние виды насильственных наказаний, которые касались взрослых и детей-крестьян, занимавшихся ремеслом. Пороть до 1917 года продолжали только в тюрьмах.

Как насилие передается от одного поколения другому

Коллаж Павла Гончарова

Многим людям сложно определить, что такое воспитательное насилие над детьми — потому что каждый полагается на свой опыт. «Например, если человека в детстве били ремнем, то многие более “легкие” формы физического насилия для него не будут иметь значения. У всех разные представления о том, что такое личные границы, насколько можно в них вторгаться», — объясняет Татьяна Орлова.

В психологии, однако, есть характеристики, которые дают возможность отличить насилие от других методов воспитания: «Базовое отличие насилия от ненасилия — перестройка личных целей ребенка, — говорит Татьяна Орлова. — Ребенок в результате насилия начинает заботиться не о своих целях, а об эмоциональных потребностях родителя».

Еще один вид воспитательного насилия — психологическое. «Для одного проекта я подробно описывала, что это такое, — рассказывает Татьяна Орлова. — Например, родители спрашивают у ребенка, почему он получил четыре, а не пять в школе, или говорят такие фразы: “Пока не доешь, из-за стола не выйдешь», или: «Что это ты на себя напялила?” Люди спрашивают: “Неужели это насилие? А как вообще без этого?”» Распознать психологическое насилие многим трудно: привычные с детства фразы не воспринимаются как большая травма, но при регулярном повторении формируют у ребенка защитные механизмы: перфекционизм, комплекс самозванца, низкую самооценку или высокомерие. В короткой перспективе это помогает ребенку приспособиться и пережить насилие, но они могут остаться на всю жизнь и сильно мешать в будущем.

Сталкиваясь с насилием, человек учится обращаться с ним, используя жертвенные или абьюзивные механизмы. «Вырастая, такой человек сам становится либо жертвой, либо абьюзером, — объясняет Татьяна Орлова. — Велика вероятность, что эти формы поведения, усвоенные в детстве, человек будет транслировать, воспитывая своих детей». Однако специалисты убеждены, что избавиться от установок, усвоенных в детстве в результате воспитательного насилия, можно.

Развитие законодательства о маловажных преступлениях (проступках) в дореволюционной россии

В истории российского права писаные источники установления и применения отдельных «государевых кар за казнимые деяния» (то есть мер юридической ответственности за публично-правовые деликты в их современном понимании) существуют уже 1000 лет.

Начиная с Русской правды 1016 года (и особенно после победы в Куликовской битве над Золотой Ордой, ознаменовавшей освобождение от монгольского ига), в ходе объединения русских земель вокруг Москвы в XIV–XV веках и формирования централизованного государства русскими князьями и государями по мере необходимости издавались различные несистематизированные акты, в том числе с перечнями «казнимых деяний».

Мятежников – в котел

Судебник 1550 г. регламентировал применение смертной казни за тяжкие преступления, среди которых были государственная измена (крамола), военное предательство (сдача города врагу) и организация мятежа (подым). Причем, для каждого вида злодеяний полагался особый вид казни. Так, фальшивомонетчикам в горло заливали расплавленный свинец, разбойников вешали, изменников колесовали, самозванцев четвертовали, а мятежников заживо варили в котле с кипящей смолой, но могли и посадить на кол, по решению царя.

Вопреки устоявшемуся мнению, что сожжение людей заживо применялось преимущественно инквизиторами Западной Европы, на Руси такие казни практиковались довольно широко. Помимо бунтовщиков и мятежников мучительной смерти на огне подвергали людей, признанных еретиками, вероотступниками, богохульниками или колдунами. Считалось, что очищающее пламя уничтожает не только человека, но и все негативное, что может от него исходить.

Существовало несколько способов такой казни: на костре, в специально построенном деревянном срубе, в железной клетке или в котле. Иногда преступников буквально коптили заживо на медленном огне.

Автор книги «Палачи и казни в истории России и СССР» (Москва, 2013 г.) Владимир Игнатов отметил, что у Ивана Грозного сожжение было одним из любимых видов расправы над неугодными, но по отношению к изменникам он применял особую процедуру:

«Приговоренного сажали в котел, наполненный маслом, вином или водой, закрепляли его руки во встроенные в котел кольца, ставили котел на огонь, постепенно нагревая жидкость до кипения», – так исследователь описал данный вид казни.

Однажды Иван Грозный даже прервал трапезу и наблюдал, как этим способом умертвили более сотни человек.

Применение казни сегодня

Новый Уголовный Кодекс, принятый в 1997 году, существенно сократил перечень преступлений, за совершение которых преступник может быть казнен.

Смертная казнь может наступить только за преступления особой тяжести с посягательством на жизнь.

УК РФ предусматривает следующий перечень смертно наказуемых деяний:

  • Ст. 105 ч. 2 — Убийство с отягчающими обстоятельствами;
  • Ст. 277 — Посягательство на жизнь общественного деятеля;
  • Ст. 295 — Посягательство на жизнь судьи и следователя;
  • Ст. 317 – Посягательство на жизнь правоохранителя;
  • Ст. 357 – Геноцид.

В виде альтернативы смертной казни судьями применяется пожизненное заключение преступника или назначение срока лишения свободы в 25 лет.

Юридически эти лица даже имеют право написать прошение о выходе по условно-досрочному освобождению. Однако, их обращения в ста процентах случаев получают отказ.

Особенности смертной казни, закрепленные в УК РФ:

  • В качестве способа допускается только расстрел;
  • Не применяется в отношении женщин;
  • Не применяется в отношении мужчин, чей возраст более 65 лет или менее 18 лет;
  • Не назначается преступнику, который был выдан стране иностранным государством, в котором за его деяние не предусмотрена смертная казнь;
  • За покушение или приготовление к преступлению казнь не назначается;
  • При снисхождении присяжных казнь не применяется;
  • Казнь осуществляется непублично и отдельно в отношении каждого из заключенных;
  • На казни должны присутствовать врач, прокурор и представитель исправительного учреждения.

Среди ближайших стран-соседей, бывших союзников по советскому строю, смертная казнь сохранилась в Белоруссии. В Украине казнь отменена, в Казахстане президент наложил полный мораторий лишь в 2000-х годах.

Немного остановимся на описании того, как проходит смертная казнь в Белоруссии. Это на 2024 год вообще единственная страна в целой Европе, где еще сохранилась казнь. Проходит она через расстрел.

Сегодня нельзя однозначно сказать, что вопрос со смертной казнью в России остается решенным в пользу отказа от ее применения.

Законодатели умышленно откладывают вопрос ратификации Конвенции об отмене смертной казни дабы иметь возможность в любой момент к ней вернуться.

Мораторий на смертную казнь ничего не значит до тех пор, пока Уголовный Кодекс не претерпит изменения в части устранения в его содержании упоминаний о регламентации смертной казни.

Манифест Петра III

18 февраля (1 марта) 1762 года, Пётр III издал Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству». Этот закон значительно расширил сословные права и привилегии русского дворянства. Важным моментом было отмена обязательной гражданской или военной службы, которую ввёл Пётр I.

Согласно Манифесту Петра III, все дворяне были освобождены от обязательной гражданской и военной службы. Те, кто находился на государственной службе, могли выходить в отставку, за исключением офицеров во время военных действий или за три месяца до начала кампании. Было предоставлено право свободного выезда за границу, однако они обязаны были вернуться в Россию по требованию правительства, «когда нужда востребует».

В Манифесте также были определены ограничения относительно военной службы. Только те дворяне, кто прослужил на действительной службе не менее 12 лет, имели право на увольнение.

Единственной сословной обязанностью стало получение достойного образования, как дома, так и в российских или европейских учебных заведениях.

Манифест призывал дворянство продолжать службу, однако многие дворяне воспользовались возможностью и сразу после обнародования документа подали прошения об отставке. За десять лет после опубликования Манифеста около 7,5 тысяч человек уволилось с государственной службы, основную часть составили военные.

Мучительная смерть

Соборное уложение 1649 г., принятое в царствование Алексея Михайловича, поделило казни на простые и мучительные. К первым относились: повешение, отсечение головы, аркебузирование (расстрел, применявшийся преимущественно к военным) и утопление. Во вторую категорию входили: сожжение, четвертование, сажание на кол, колесование, заливание расплавленного металла в горло, подвешивание за ребра, зарывание живьем в землю.

Как правило, казни совершались на городских площадях при большом скоплении народа. Целью таких мероприятий было устрашение населения и предотвращение новых преступлений. Причем, тела преступников надолго оставляли на всеобщее обозрение.

При Петре I к Судебнику и Соборному уложению были добавлены многочисленные указы государя-императора о казни тех или иных лиц, а также Морской и Воинский уставы, которые значительно расширили список деяний, караемых смертной казнью.

Доктор исторических наук Евгений Анисимов в книге «Русская пытка. Политический сыск в России XVIII века» (Санкт-Петербург, 2004 г.) отметил, что в указах того времени существовали разные формулировки, регламентировавшие способ умерщвления приговоренного. Так, фраза «казнить смертью», начертанная высочайшей рукой, чаще всего означала простое отсечение головы или другой быстрый вид отправки человека на тот свет. А вот «учинить смерть жестокую» или «казнить без всякой пощады» – это был приказ помучить приговоренного перед неизбежным финалом.

Люди также спрашивают

Когда были отменены телесные наказания?

Законом 17 (29) апреля 1863 года были отменены телесные наказания как мера уголовного наказания (за исключением приговоров рецидивистам-каторжникам). В тот же день приказом по Военному министерству № 120 были отменены любые телесные наказания в российской армии.

Кто отменил телесные наказания крестьян?

17 апреля 1863 года, в день своего рождения, Александр Второй запретил наказывать провинившихся шпицрутенами, плетьми, кошками, прогонять их сквозь строй и клеймить. После освобождения крепостных крестьян в 1861 году власть над ними перешла сельскому обществу и волостному управлению.

Кто освобождался от телесных наказаний?

На время службы от телесного наказания освобождались: волостной старшина, его помощники, сельские старосты, заседатели волостного правления, судьи волостного суда, сборщики податей и смотрители хлебных магазинов.

За и против

Обратите внимание

Незаконное лишение свободы — уголовно наказуемое деяние. Схожие по составу преступления — похищение человека или . В первом случае обязательным признаком будет принудительном перемещение человека,
а в случае захвата заложников — понуждение похитителей исполнить их требование. Подробнее читайте в этой

Основной аргумент противников смертной казни – это возможность убийства невиновного человека в связи с ошибкой следствия или суда, не говоря о возможных коррупционных составляющих. Так по данным исследователей в США за 85 лет прошлого века было казнено 350 невиновных человек. Применение высшей меры наказания не оставляет возможности исправить эту ошибку в последующем.

Кроме этого по своей сути смертная казнь является узаконенным убийством. Целью уголовного наказания является исправление преступника, а не его уничтожение.

Несмотря на эти доводы в ежегодных опросах большинство граждан нашей страны высказываются за отмену моратория на смертную казнь в РФ и возвращение этого наказания в действие.

Сторонники применения высшей меры наказания приводят в пример Китай, где, как считается, удалось практически полностью искоренить коррупцию благодаря этому суровому наказанию. Страх перед смертью должен остановить человека от совершения преступных действий.

На сегодняшний день смертная казнь заменяется на . В связи с этим в качестве аргумента также приводится экономическая составляющая содержания осуждённых, совершивших тяжкие преступления.

Люди старшего поколения помнят ушедшие в прошлое газетные сообщения о вынесении смертных приговоров тем, кто совершал наиболее тяжкие преступления. Сейчас этого нет. Невольно возникает вопрос: когда отменили смертную казнь в России? Если сегодня она не применяется, значит, это обосновано соответствующим правовым актом. В предлагаемой статье мы и сделаем попытку разобраться, в каком году в России была отменена смертная казнь и произошло ли это вообще.

«Положительные» и «отрицательные» меры полицейской деятельности (внутреннего управления)

В правоведении Российской империи последней трети XIX века тему транспонирования западноевропейских патерналистских теорий «общественного блага», «абсолютизма», «меркантилизма», «камерализма» и общей науки о полиции в отечественную правовую теорию, а также в практику законодательного регулирования и государственного управления наиболее полно описал, проанализировал и раскрыл в своих работах один из известнейших ученых-юристов и специалистов по российскому полицейскому (административному) праву, профессор Императорского Московского университета И.Т. Тарасов.

Основоположником теории полицейского права И.Т. Тарасов называл прусского ученого Генриха фон Берга (1765–1843), издавшего в 1799–1806 годах семитомное «Руководство к изучению немецкого полицейского права» (в некоторых научных работах именуемое «Справочником германского полицейского права»), в котором была сделана первая в Европе попытка осмысления, структурирования и научного анализа права, полиции и юстиции в их взаимосвязи при управлении делами государства.

Суд над декабристами

Николай I, чье восшествие на престол было омрачено восстанием декабристов, оказался перед сложным выбором. Да и многие сановники не представляли, как поступить с арестованными. Судьбы 122 человек определил специально созданный Верховный уголовный суд, состоявший из 72 чиновников, военных и представителей духовенства.

Кандидат исторических наук Натан Эйдельман в книге «Лунин» (Москва, 1970 г.), посвященной биографии одного из декабристов, написал, что первое заседание суда состоялось 30 июня 1826 г. А перед этим комиссия, которую возглавил М.М. Сперанский, разделила всех участников восстания на 11 разрядов, согласно масштабам содеянного и степени их вины. Причем, лидеры декабристов М.П. Бестужев-Рюмин, П.Г. Каховский, С.И. Муравьев-Апостол, П.И. Пестель и К.Ф. Рылеев были выделены в особую группу «вне разрядов». Большинство членов суда высказалось за их четвертование.

Еще 31 активного участника движения предполагалось просто казнить, но без сопутствующих мучений. Николай I, как и ожидалось, смягчил приговор, отправив осужденных по первому разряду на вечную каторгу в Сибирь. Далее, согласно категориям, наказание постепенно смягчалось. Наименее ретивые участники восстания были отнесены к 9 разряду, им полагалось лишь поселение, без каторжных работ.

Вообще, исследователи отмечают, что суд над декабристами, проходивший без их участия, отличался неразберихой во мнениях, неопределенностью вопроса о наказании обвиняемых, а многие чиновники настаивали на наиболее суровом решении, поскольку боялись быть заподозренными в сочувствии к мятежникам.

История телесных наказаний в России

Телесные наказания существовали на Руси не всегда. В первом письменном своде законов периода княжения Ярослава Мудрого — «Русской Правде», было только два вида наказаний: лишение свободы и штраф. Однако, после татаро-монгольского нашествия в XIII веке, телесные наказания стали более распространенными.

В Судебниках Рюриковичей и Соборном Уложении Романовых были прописаны телесные наказания за различные нарушения. Такое изменение объясняется тем, что в XV-XVII веках взгляды на преступления в Российском государстве серьезно изменились. Преступление стало рассматриваться не только как злое действие по отношению к частным лицам, но и как угроза обществу в целом.

Однако, важную роль в истории отмены телесных наказаний сыграл «Наказ» Екатерины II. Она сформулировала новые принципы, согласно которым наказание не должно было испугать преступников, а скорее исправить их и вернуть на правильный путь. В 1767-1768 годах она написала «Наказ», где отменила телесные наказания для всех сословий, но быстро осознала, что это невозможно осуществить на практике.

Жалованная грамота дворянству

Основные положения Манифеста Петра III были подтверждены в Жалованной грамоте дворянству, принятой в 1785 году. Эта грамота отменила телесные наказания для привилегированного сословия дворянства.

Согласно Жалованной грамоте, дворяне больше не подвергались физическим наказаниям

Однако, важно отметить, что в 1797 году, при Павле I, телесные наказания были восстановлены для лиц благородного происхождения

См. также

События
08.02.2024, 07:33 16Каковы причины крестьянских восстаний?

События
18.01.2024, 10:59 22Что случилось с сыном Гектора?

События
20.03.2024, 03:08Какой город находился в блокаде 872 дня?

История телесных наказаний в России

Телесные наказания существовали на Руси не всегда. В первом письменном своде законов периода княжения Ярослава Мудрого — «Русской Правде», было только два вида наказаний: лишение свободы и штраф. Однако, после татаро-монгольского нашествия в XIII веке, телесные наказания стали более распространенными.

В Судебниках Рюриковичей и Соборном Уложении Романовых были прописаны телесные наказания за различные нарушения. Такое изменение объясняется тем, что в XV-XVII веках взгляды на преступления в Российском государстве серьезно изменились. Преступление стало рассматриваться не только как злое действие по отношению к частным лицам, но и как угроза обществу в целом.

Однако, важную роль в истории отмены телесных наказаний сыграл «Наказ» Екатерины II. Она сформулировала новые принципы, согласно которым наказание не должно было испугать преступников, а скорее исправить их и вернуть на правильный путь. В 1767-1768 годах она написала «Наказ», где отменила телесные наказания для всех сословий, но быстро осознала, что это невозможно осуществить на практике.

Выводы

Таким образом, дворяне были освобождены от телесных наказаний в результате Манифеста Петра III и Жалованной грамоты дворянству. Однако, в истории России телесные наказания существовали на протяжении длительного времени и были отменены только в конце XVIII века.

Литература:

  • Вернадский Г. В. Манифест Петра III о вольности дворянской и законодательная комиссия 1754-1766 // Историческое обозрение. 1915. Т. 20;
  • Марасинова Е. Н. Вольность российского дворянства (Манифест Петра III и сословное законодательство Екатерины II) // Российская история. № 4. 2007. C. 21-33;
  • Семевский В. И. Очерк царствования Петра III // Отечественные записки. 1867. № 8;
  • Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т. 25. М., 1994;
  • Фаизова И. В. «Манифест о вольности» и служба дворянства в XVIII столетии. М., 1999.

См. также в Президентской библиотеке: Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. СПб., 1830. Т. 15 (с 1758 по 28 июня 1762). № 11444. С. 912-915.

Важно отметить, что в 1797 году, при Павле I, телесные наказания были восстановлены для лиц благородного происхождения

Советское воспитание: контроль и жесткие меры

Во времена СССР детей продолжали воспитывать строго: нормой было невнимание к личности ребенка и телесные наказания. По мнению Татьяны Орловой, государственная диктатура сильно влияла на жизнь внутри семей, в людях появился страх перед властью: «Приходилось следить за тем, что ты говоришь и делаешь, чтобы вписываться в государственную идеологию

Конечно, это оказывало влияние на отношения в семье. Большинство родителей в советское время руководствовалось в воспитании детей не их потребностями, а стандартами и канонами социальных институтов. В условиях, когда на людях нельзя было сказать ничего лишнего, повести себя неуважительно к власти, постоянный контроль и жесткие меры в отношении детей были нормой. Не было уважения к потребностям детей, в таких условиях трудно наладить диалог между родителями и детьми».

Привычные для многих советских детей «шлепки по попе», психологическое и другие формы насилия и сейчас считаются приемлемыми во многих семьях, но в последние десятилетия ситуация меняется.

Как отказаться от воспитательного насилия

В последние десятилетия условия жизни и потребности людей сильно меняются, но все еще рано говорить о том, что современное поколение детей избавлено от воспитательного насилия. Современным родителям сложно осознать, как воспитывать детей, не прибегая к привычным жестким методам. «Многие люди сами воспитывались в насилии, и когда у них рождаются дети, молодые родители порой не понимают, как их воспитывать. Собственного опыта нет, а рядом есть бабушки и дедушки, которые выступают за “старые” методы, — говорит Татьяна Орлова. — Родитель может чувствовать и понимать, что воспитательное насилие наносит вред, но он не в силах самостоятельно изменить свое поведение с ребенком и чувствует себя виноватым».

Среди главных современных ценностей в воспитании детей — диалог, уважение к личности ребенка, умение договариваться, слышать потребности ребенка и выстраивать доверительные близкие отношения. Этого сложно достичь, используя усвоенные в детстве модели поведения. Специалисты предлагают несколько способов избавиться от паттернов поведения, которые человек неосознанно воспроизводит в воспитании детей. Первый — это психотерапия. Второй — научно-популярная литература. Например, множество исследований объясняют, как изменяется мозг у людей, переживших физическое и психологическое насилие в детстве, — уменьшается объем серого вещества в мозге, что сказывается на физических и умственных способностях человека (журнал American Journal of Psychiatry). Еще один способ измениться — отношения с чутким и поддерживающим партнером, готовым к диалогу. Через этот новый опыт человек, который жил в детстве в насильственных отношениях, может избавиться от своих защитных механизмов.

«Рост экономики и улучшение общественного климата позволит семьям воспитывать детей с большим вниманием к их личности, — говорит Татьяна Орлова. — В обществе будущего люди смогут свободно выражать себя, не будут бояться вступать в диалог, будут уверенно отстаивать свою точку зрения — но ненасильственным способом

Люди чаще будут отказываться от брака, где нет доверия и контакта, — а значит, дети перестанут воспитываться в семьях с нездоровыми отношениями между родителями. Это даст возможность избежать насилия над детьми, следовательно, во взрослом возрасте они не будут воспроизводить его, передавая следующему поколению».

Выводы

Таким образом, дворяне были освобождены от телесных наказаний в результате Манифеста Петра III и Жалованной грамоты дворянству. Однако, в истории России телесные наказания существовали на протяжении длительного времени и были отменены только в конце XVIII века.

Литература:

  • Вернадский Г. В. Манифест Петра III о вольности дворянской и законодательная комиссия 1754-1766 // Историческое обозрение. 1915. Т. 20;
  • Марасинова Е. Н. Вольность российского дворянства (Манифест Петра III и сословное законодательство Екатерины II) // Российская история. № 4. 2007. C. 21-33;
  • Семевский В. И. Очерк царствования Петра III // Отечественные записки. 1867. № 8;
  • Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т. 25. М., 1994;
  • Фаизова И. В. «Манифест о вольности» и служба дворянства в XVIII столетии. М., 1999.

См. также в Президентской библиотеке: Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. СПб., 1830. Т. 15 (с 1758 по 28 июня 1762). № 11444. С. 912-915.

Важно отметить, что в 1797 году, при Павле I, телесные наказания были восстановлены для лиц благородного происхождения

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: