Как немецкий пилот приземлился на красной площади

Как немецкий пилот приземлился на красной площади

Самолёт на Красной площади

В семь вечера Руст стал снижаться над центром столицы и посадил свой самолёт на Большом Москворецком мосту. На главной площади страны не было места для манёвра посадки. Не спеша Матиас докатился на своей «Сессне» и до самой Красной площади. Выйдя из самолёта к собравшейся толпе зевак, немец начал раздавать автографы. Но момент его триумфа длился недолго.

Тут же к Русту подошли стражи порядка и арестовали его. Вскоре состоялся суд, по итогам которого парень получил четыре года тюрьмы. Но вышел он оттуда уже через год, навсегда лишившись пилотской лицензии. Матиаса Руста отослали на родину в Германию, там его признали неуравновешенным. Отчасти это произошло из-за мотивов пилота-хулигана.

Матиас Руст на суде

Как говорил сам Руст, посадкой самолёта на Красной площади он хотел призвать все страны к миру. Ничего криминального его поступок не нёс. Однако мало кто поверил немцу. В прессе ходили слухи, что он просто поспорил с друзьями или хотел впечатлить девушку. Другие же утверждали, что эта акция — не что иное, как реклама. Поговаривали, что отец Руста являлся продавцом самолётов «Сессна» в Европе. И таким образом его сын хотел улучшить показатели. А советские спецслужбы, конечно же, были уверены, что Рустом руководила иностранная разведка.

Еще:

  • Самые дикие выходки Ивана Грозного, признанного акциониста
  • «Русский Стоунхендж»: почему древние люди, покидая Аркаим, выжгли его дотла, и какие секреты хранит крепость под Челябинском?
  • 10 поразительных фактов о выдающемся российском математике Григории Перельмане
  • Кем был «светящийся монах», пугавший москвичей
  • Как мошенник Гришка Отрепьев стал Лжедмитрием?

Последствия

В 18.55 Руст подрулил к Покровскому собору и более 10 минут раздавал зевакам автографы. Вскоре его арестовали.

За этот эксцесс должности лишился министр обороны СССР маршал Соколов и главком войск ПВО Колдунов. Должности потеряли еще свыше 300 офицеров. Многие связывают это с оппозицией потерявших должности высших военных чинов к тогдашнему лидеру СССР Михаилу Горбачёву. Теперь Горбачев получил лояльное командование вооруженными силами, шедшее на все возможные уступки НАТОвским планам по сокращению вооруженных сил СССР. Результат этих уступок известен.

Руст провел более года под следствием и был выдворен из Советского Союза. Но вопрос о том, насколько спонтанным был его полет, окутан тайной до сих пор.

Роковой День пограничника СССР

Далее началась череда событий сыгравших с советскими службами злую игру. Эти события и позволили пилоту иностранной авиации посадить свою Цессна на Красной площади.

15.28 — истребителям разрешили взлет, дали указание опознать нарушителя и перекрыть границу. В первый заход цель не нашли. Во второй — заметили на низкой высоте и опознали как легкомоторное судно типа ЯК-12. Третьей возможностью опознать цель никто не воспользовался. Возможно, опознав иностранный самолет, командование советской авиации не допустило бы посадку Цессна на Красной площади.

Следующие попытки обнаружить нарушителя оказались безуспешными по причине переключения системы ПВО на его «тени» от метеорологических образований. И так на протяжении всего оставшегося полета службы авиации принимали самолет Руста то за «своего», то путали со стаей птиц, то засекали его отражения. Видимо чем дальше Руст летел, тем меньше было ожидание командования советской авиации возможности для нарушителей пробиться так далеко вглубь страны, и тем выше становились шансы самолета иностранной авиации Цессна приземлиться на Красной площади.

Под прицелом советских ПВО

Некоторое время Матиаса не могли обнаружить. На место последних зафиксированных координат выслали службу спасения, но они ничего не обнаружили. Оно и неудивительно, в это время Руст уже был над Финским заливом на территории СССР. Конечно же, его самолёт заметили, но удача и тут не подвела юного пилота.

Из-за того, что в Эстонии Матиас не ответил на позывные, действующие в системе распознавания «свой-чужой», сбивать его не стали. В 1984 году был издан приказ, согласно которому нельзя было сбивать гражданские и спортивные самолёты. Чуть позже Руст оказался над Псковом и снова пролетел незамеченным системой ПВО СССР.

В этом ему помогли проходящие под Псковом учения местного авиационного полка. Увидев новый самолёт, система «свой-чужой» автоматически присвоила ему номер. Кроме этого, автоматика системы снова помогла Матиасу уже над Торжком. Там его «Сессна» стала «участницей» советской поисковой операции. Вскоре Матиас Руст достиг своей цели — центра Москвы.

Самолёт Матиаса Руста в Немецком техническом музее

Преступление и наказание

В 19.10 Матиас Руст посадил машину на Большом Москворецком мосту, прокатился до Храма Василия Блаженного, вылез из самолета и принялся раздавать автографы и позировать перед фотокамерами. Фото- и автограф-сессия, правда, продолжались недолго: Матиас Руст был арестован. Свой день рождения, 1 июня, он провел в тюрьме. Самый гуманный суд в мире назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года. 3 августа следующего года Матиас Руст был помилован и выдворен за пределы СССР. В общей сложности «нахальный аэрокуренок» провел в Москве 433 дня. После своего возвращения в Германию, он был лишен права на вождение самолета как человек «неуравновешенный психически». Данное определение Руст подтвердил: во время прохождения службы в госпитале он набросился с ножом на медсестру за то, что она, якобы, отказалась пойти с ним на свидание. Затем он был пойман на краже свитера в супермаркете. В общем-то, если Советам достались шок и потрясение, то немецкий народ вместо национального героя обрел обычного хулигана.

Случайность первая: подготовка

В 1987 году юному Матиасу было всего 18 лет, но у него уже была лицензия пилота. Что, впрочем, неудивительно, так как его отец был владельцем бизнеса по продаже легкомоторных самолетов марки «Сессна». Но случайность (или спланированная закономерность) кроется совсем в другом.

Каким образом молодой и неопытный пилот в сложных погодных условиях, при которых и опытные боевые летчики-истребители летают не всегда, смог достичь границы СССР?

Ответ прост: перед вылетом Матиас тщательно подготовился. Сначала он облетел почти всю Северную Европу, включая Исландию. За более чем 2600 миль полета, из которых большая часть проходила над морем, Руст приобрел необходимый опыт. Более того, вместо заднего ряда сидений, он предусмотрительно смонтировал дополнительные топливные баки, что существенно повысило радиус полета легкой «Сессны».

Впрочем, есть вопросы, которые остались открытыми: мог ли 18-летний парень придумать всё это сам; или же его кто-то надоумил?

Случайность четвертая: путь к Москве

Достигнув станции Дно, Матиас более не менял прямого курса к Москве. И опять (случайно ли или нет) судьба благоволила ему. Попав уже в зону ответственности ПВО Москвы, «Сессна» появилась на экранах радаров, но в этот момент один из авиаполков производил учебные полеты, в воздухе находилось 12 машин. Ровно в 15.00 происходила смена кода опознания: «Я – свой самолет», под которую попал и Руст, «легализовавшись в воздушном пространстве СССР.

Чуть позже, когда метка в связи с выходом «Сессны» в другой район пропала, происходит ещё одна случайность. Накануне в районе Торжка произошла авиакатастрофа (столкнулись два наших боевых самолета), и к месту падения подходили вертолеты и самолеты, доставлявшие специалистов к месту происшествия. За один из них и приняли легкий самолет Руста.

На подходе к Москве, он опять попал на экраны радаров, но был принят за метеорологический зонд. Тем не менее двойка МиГов-23, поднятая на проверку сигнала, прочесала территорию, опять упустив нарушителя.

Гамбург-Хельсинки-Москва

Матиас Руст покинул хельсинский аэродром «Мальами» днем 28 мая. Конечной целью полета спортивного самолета американского производства «Цесна» был обозначен Стокгольм. Финский обслуживающий персонал посмеивался: «Мальчонка-то, видать, до Америки лететь собрался». Еще бы! До Швеции не больше полутора часов, а баки заправлены под завязку, да еще и дополнительные установлены в салоне. Матиас действительно не собирался в шведскую столицу. Его целью была «златоглавая», но в тот момент об этом никто не догадывался. Первую 20-ти минутку летчик шел по обозначенному маршруту, затем он связался с диспетчером, сообщив, что у него все в порядке и попрощался. В этот день на связь он больше не вышел.

Случайность третья: граница

Руст «наводился» на крупный ориентир – сланцевый комбинат в Кохтла-Ярве, дым из труб которого был хорошо заметен на дистанции до 100 км.

Тем не менее уже через час полета – в 14.10 самолет был взят на сопровождение советской РЛС П-15, 14-й дивизии ПВО. Расчёты ЗРК были подняты по тревоге, информация постоянно поступала на КП 6 ОА ПВО генерала Г. В. Кромина, командующего в то время Лениградской армией ПВО. Цели присвоили боевой номер 8255, но не сбивали. Дело в том, что после инцидента с корейским «Боингом» в 1984 году, существовал строгий приказ не сбивать гражданские самолеты. Знал ли об этом Руст, неизвестно, но этот факт ему определенно помог.

Между тем погода начала ухудшаться, как раз в том месте, где летел маленький самолет, низкая облачность и дождь не дали двум поднятым дежурным МиГам-23, обнаружить «Сессну» визуально. А потом Руст и вовсе пропал с радара, пройдя в аккурат между зонами ответственности 14-й дивизии ПВО и 54-го корпуса ПВО ВС СССР. В итоге военные списали цель 8255 как плотную стаю птиц, не обнаружив ни следа нарушителя. Случаен ли был его маршрут? Не слишком ли много совпадений?

«Это я удачно залетел!»

Вряд ли Руст мог знать, что в районе трех часов, когда он будет уже в районе Пскова, там будут проходить учебные полеты местного авиаполка. Одни самолеты взлетали, другие заходили на посадку. Ровно в 15.00 произошла замена кода системы госпознавания, при этом все летчики должны были одновременно сменить этот код. Но часть молодых «орлов» не совершила этой простой операции: забывчивость или подвело отсутствие опыта? В любом случае, система сделала их «чужими». В этой «каше из самолетов» один из командиров, не разобравшись в ситуации, автоматически присвоил всем истребителям признак «я-свой». Кто ж знал, что среди машин окажется и самолет Руста?! Свой дальнейший полет Руст совершил с советской воздушной пропиской. Вторичную легализацию Руст получил вблизи Торжка, где велись спасательные работы после столкновения двух наших самолетов –  тихоходную «Цесну» приняли за поисковый советский вертолет.

Полные баки и полный вперёд

Немец Матиас Руст с самого детства увлекался самолётами. Эту любовь ему привил отец, работавший инженером. Уже в 18 лет Матиас получил немецкую лицензию пилота и стал летать самостоятельно. Тогда же он задумал полёт в Москву, но сначала ему предстояло к нему подготовиться.

Для этого восемнадцатилетний пилот совершил несколько длительных тренировочных полётов. Таким образом Руст налетал много часов, что позволило ему достичь своей цели. Парень не собирался останавливаться, пока не добьётся своей цели — посадить самолёт на Красной площади.

Матиас Руст

Ранним утром 28 мая 1987 года Руст прибыл в хельсинкский аэропорт, где сел в привычный ему спортивный самолёт «Сессна». Конечным пунктом своего полёта Матиас указал Швецию. Это вызвало большое недоумение техников, перед полётом они заправили баки под завязку и установили дополнительные. Но никто ничего не заподозрил до поры, до времени.

Первые 20 минут полёта Матиас шёл по назначенному курсу. Но после связался с диспетчером, извинился и пропал с радаров. Больше он на связь не выходил.

Случайность вторая: вылет

Находившийся в своей стартовой точке – финском Хельсинки, Руст заправился под пробку, обозначил диспетчеру свой маршрут на Стокгольм, и в 13.10 28 мая 1987 года произвел взлет. Первые 20 минут он летел строго по маршруту, но затем произвел резкий разворот в сторону советской границы. Выключив радиостанцию, он пропал со связи с диспетчером.

Причем пилот действовал по всем правилам военной науки, снизившись до 80-100 метров, чтобы как можно дольше быть невидимым для советских РЛС ПВО. И подозрительно случайно его путь совпадал с авиатрассой гражданских лайнеров.

Пропавший самолет сразу начали искать финские спасатели и обнаружили в последней точке: где самолет Руста пропал с радаров – масляное пятно на воде. Спасатели сделали вывод, что «легкомоторник» разбился, и даже вызвали водолазов для поиска обломков. Откуда взялось то пятно, до сих пор остается загадкой, но оно обрубило за Рустом возможный «хвост».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: