Символ русской культуры — большой театр презентация, доклад

Большой театр в москве: история, архитектура, интерьеры, техническое оснащение

Труппа[]

Театр включает в себя администрацию, костюмерные и пошивочные мастерские,театральных работников всех уровней, балетную и оперную труппы, Оркестр Большого театра и Сценно-духовой оркестр.

Но так было не всегда. До 1917 года Большой театр вместе с Малым (а какое-то время — с Новым) театром входил в единую систему императорской труппы. Одни и те же артисты московской императорской труппы работали на разных сценах, принимая участие и в оперных, и в балетных, и в драматических постановках, и в концертах.

А вот это неправильно (балетная труппа, как и оперная в Большом театре появились только после 1917 года, когда разъединили театры императорской труппы, и в каждом театре появилась своя администрация):

День рождения Большого: главный театр страны отмечает 245 лет

Большому театру исполняется 245 лет. Главный культурный символ страны не раз менял и местоположение, и облик. А за свою многолетнюю историю он выпустил более 800 оперных и балетных спектаклей. Как работает сегодня один из самых известных и уважаемых театров в мире, знает корреспондент телеканала «МИР 24» Екатерина Макарова

Бетховенский зал на минус втором этаже Большого – сверхтехнологичный. Он принимает разную конфигурацию, становясь то камерным, то симфоническим. Вмещает 300 зрителей. Исторический зал – почти в шесть раз больше. Четыре сменные площадки – главная сцена может воплотить практически любую фантазию режиссера. К примеру, в опере «Саломея» мрачная картина сменялась на белые декорации прямо на глазах у зрителей.

За кулисами в это время работают около 30 человек: реквизиторы, осветители, монтировщики. А костюмы приносят сверху – пошивочный цех находится под самой крышей театра. Только для одного спектакля десятки портных шьют в течение полугода.

Занавес в тысячу квадратных метров. Балконы, обитые красным бархатом. Лепнина на всех шести ярусах. Люстра весом в две тонны. И все это покрыто сусальным золотом. Зрительный зал Большого будто сказочный дворец, танцевать в котором – мечта любой балерины. До Большого Светлана Захарова работала в Мариинке. Говорит, выкладываться на московской сцене – одной из самых больших в Европе – нужно в несколько раз больше.

«Я помню, что очень переживала, потому что сцена гораздо больше, одна из самых больших в России. От этого все равно наше движение меняется и усталости больше. Больше сцена – больше движений нужно сделать, чтобы заполнить собой, своим танцем эту сцену, – признается прима-балерина Большого театра, народная артистка РФ Светлана Захарова.

Свой 245-й сезон Большой театр открыл в прошлом сентябре. Во время долгого карантина здесь не отменили ни одну постановку – только переносили. И несмотря на еще действующие ограничения, в Большом обещают отыграть все 17 запланированных премьер.

Театр-феникс

Дело в том, что в 1816 Комиссия о строении Москвы (да да, была и такая, образовали в 1813 для ликвидации последствий знаменитого пожара) объявила конкурс на постройку нового здания театра, главным условием которого было использование обгоревшей стены театра Медокса! Конкурс выиграл Михайлов, но его проект оказался слишком дорогим, так что работу над театром взял в свои руки Осип Бове, известный на тот момент благодаря успешной реконструкции Красной площади. В 1824 было закончено тридцатисемиметровое здание, украшенное тройкой Аполлона.

Отпраздновали открытие нового здания весьма своеобразным представлением под названием «Торжество муз». Сюжет аллегорически рассказывал, как Павел Мочалов в роли Гения России объединился с музами и из руин театра Медокса построил новый. Каким бы ни был театр большим, вместить всех желающих в один день он не смог, так что торжественное представление пришлось повторить ещё раз.

Творческая жизнь Большого театра

Современный Большой театр включает в себя оперную и балетную труппы, сценно-духовой оркестр и оркестр Большого театра. Во время революции и Гражданской войны в Большом полностью сохранилась труппа. За это время публика увидела 170 оперных и балетных спектаклей. В 1919 году театру присвоено звание «Академический».

В 1937 и 1976 годах театр награжден орденом Ленина. Во время Великой Отечественной войны театр, эвакуированный в Куйбышев, создавал новые спектакли, и артисты выезжали с концертами на фронт. Коллектив театра вносил деньги в Фонд обороны и получил благодарность от Сталина.

В начале XX века в репертуаре театра – лучшие мировые произведения и выдающиеся русские оперы. На сцене блещут талантом Шаляпин и Собинов, Грызунов и Савранский, Нежданова, Балановская и Азерская. Над декорациями трудятся художники Васнецов, Коровин, Головин.

На сцене Большого театра родилось 800 спектаклей, премьеры опер Рахманинова и Прокофьева, Аренского и Чайковского. Балетная труппа – желанный гость в любой стране.

Звание Героя Социалистического труда удостоены И.Архипова, Ю.Григорович, И.Козловский, Е.Нестеренко, Е.Светланов, Г.Уланова, М.Плисецкая, М.Семенова. 80 артистов театра получили звание Народного артиста СССР в советский период.

Каждую весну перед зданием театра расцветают тюльпаны: «Галина Уланова» – насыщенно-розовый и «Большой театр» – ярко-красный, которые вывел голландский селекционер Лефебер. Цветовод, побывавший на выступлении Улановой и восхищенный талантом балерины, специально в честь ее и театра, на сцене которого она блистает, вывел новые сорта тюльпанов.

После реконструкции 2011 года старейший в Москве театр заблистал всеми красками. В июле 2016 года театр запустил серию уличных трансляций своих спектаклей. На главном фасаде театра смонтировали всепогодный экран.

В марте 2020 года Большой театр начал серию онлайн-трансляций ранее записанных спектаклей. С 2009 года в Большом театре работает Молодежная оперная программа, участники которой стажируются 2 года и участвуют в спектаклях театра.

Половые органы Аполлона

После реконструкции Большого театра 2005-2011 годов горожан взволновал вопрос наличия мужских половых органов у скульптуры Аполлона в квадриге работы Петра Клодта на вершине портика.

Дело в том, что москвичи привыкли видеть Аполлона обнажённым, и именно таким он изображён на 100-рублёвой купюре, но после реставрации скульптуры промежность мужчины вдруг оказалась закрыта фиговым листком.

По мнению работавших над Аполлоном реставраторов, фиговый листок был там и раньше, но отвалился в советские годы, поэтому Аполлон долгое время стоял без него, и горожане просто привыкли видеть его именно таким — тем более, что помимо листка был утрачен ещё и венок в правой руке покровителя искусств; таким образом, прикрытие полового органа листком было необходимо для восстановления исторического облика скульптуры. Однако, многие горожане убеждены, что такого быть не может, ведь даже если листок и отвалился в советские годы, не вполне понятно, откуда на его месте появился анатомически точный половой член, ведь Клодт едва ли задумывал листок съёмным, и в таком случае он едва ли был бы так аккуратно отлит.

Спустя несколько лет разговоры о члене Аполлона стихли, но в целом горожане по-прежнему не пришли к единому мнению по этому вопросу.

В наши дни, как и планировал Осип Бове, здание Большого театра стало одним из композиционных центров города и даже его символом. Театральная площадь превратилась в точку притяжения для горожан и туристов, и даже если кто-то из гостей столицы совершенно не интересуется театральными представлениями, он всё равно приходит сюда, чтобы своими глазами увидеть архитектурные достоинства Большого театра.

Можно сказать, что здание стало одной из культовых достопримечательностей Москвы на одном уровне с Кремлём, Красной площадью и другими историческими местами и постройками, которые входят в число «обязательных» к посещению туристами.

Большой театр находится по адресу Театральная площадь, 1. Добраться до него можно пешком от станции метро «Театральная» Замоскворецкой линии.

История Большого театра

История театра началась в марте 1776 года, когда московский губернский прокурор Пётр Урусов, известный меценат, получил от императрицы Екатерины II разрешение организовать и содержать «театральные всякого рода  представления, <…> концерты, воксалы и маскарады». Для театра было выбрано место на Петровке, поэтому он получил название Большой Петровский театр.

К сожалению, театр сгорел ещё до окончания строительства, и Урусов дистанцировался от затеи, передав стройку своему компаньону — английскому предпринимателю Майклу Меддоксу (в русской традиции — Михаил Медокс). Под руководством Меддокса по проекту архитектора Христиана Розберга было построено трёхэтажное кирпичное здание с белокаменными деталями; в зале были оборудованы партер, 3 яруса лож и галерея, вмещавшие в общей сложности около 1000 человек. Торжественное открытие Большого Петровского театра состоялось 30 декабря 1780 года. В 1794 году у Меддокса возникли финансовые трудности, и предприниматель передал театр государству: он превращается в Московский Императорский театр.

К сожалению, в 1805 году здание театра опять сгорело, и труппа стала выступать на разных площадках в домашних театрах московской знати. В 1806 году по проекту архитектора Карла Росси был построен новый деревянный театр на Арбатской площади, но уже в 1812 году он сгорел при городском пожаре, и труппа стала выступать в доме Апраксиных на Знаменке (в котором тоже время от времени случались пожары, но без фатальных последствий).

В 1816 году Комиссия о строении Москвы, организованная для ликвидации последствий пожара 1812 года, объявила конкурс на строительство нового здания театра на прежнем месте, обязательным условием которого было включение в новое здание обгоревшей стены бывшего театра Меддокса. В конкурсе приняли участие Доменико Жилярди, Пьетро ди Готтардо Гонзаго, Алексей Бакарев и другие именитые архитекторы, но ни один из представленных проектов не был принят. После повторного конкурса был выбран проект профессора Императорской Академии художеств Андрея Михайлова, однако, его признали слишком дорогим и чрезмерно масштабным, и проект поручили переработать архитектору Осипу Бове. Бове сохранил основы композиции Михайлова, но изменил пропорции, уменьшив размер здания, и внёс коррективы в отделку. Главный фасад был акцентирован портиком, на вершине которого размещалась скульптура Аполлона. По замыслу Бове, театр должен был включиться в разработанный им план послепожарной реконструкции Москвы и стать новым композиционным центром города, для чего перед ним была запланирована большая прямоугольная площадь, сначала называвшаяся Петровской, но в 1820-х переименованная в Театральную.

Императорский Большой театр открылся 18 января 1825 года представлением «Торжество муз», сюжет которого в аллегорической форме передаёт историю театра и повествует, как Гений России объединился с музами и создал из руин сгоревшего театра новый.

К сожалению, в 1853 году театр опять сгорел. Пожар длился несколько дней и уничтожил всё, кроме внешних стен и портика. В объявленном конкурсе на восстановление здания победил главный архитектор Императорских театров Альберт Кавос. Новое здание театра в основном сохраняло объём и планировку старого, но его высота была увеличена, а архитектурное оформление полностью переработано. Вместо скульптуры Аполлона портик увенчала бронзовая квадрига работы Петра Клодта, а на фронтоне разместили барельефного двуглавого орла — герб Российской империи. Обновлённый театр открылся 20 августа 1856 года.

После Революции 1917 года Большой театр стал называться академическим. Изначально ему грозило закрытие, но в конечном итоге театр был сохранён, а обветшавшее здание укреплено; имперскую символику на фасаде заменили советской. В 1976-1991 годах он носил название Государственный дважды ордена Ленина академический Большой театр СССР.

В 2005 году театр был закрыт на реконструкцию, которая должна была завершиться в 2008 году, но продолжалась до 2011. Реконструкция здания была неоднозначно принята общественностью: в конечном итоге от него остались всего 3 несущих стены (главный и боковые фасады), всё остальное было полностью перестроено. Тем не менее, в ходе реконструкции главный фасад Большого театра был качественно отреставрирован, а советский герб был заменён историческим двуглавым орлом.

На сегодняшний день театр носит название Государственный академический Большой театр России (ГАБТ), но гораздо чаще его называют просто Большим театром.

Залы и фойе

Большой театр – это не только сцена и зрительный зал, но и роскошные залы. С двух сторон главного фойе – Императорские фойе, Экспозиционный и Хоровой залы. Круглый зал, или Малое Императорское фойе, – с залом в форме квадрата и потолком в виде ротонды, которая и дала название залу, отличается удивительной акустикой.

Встав в центре зала и разговаривая, можно услышать собственный голос, отраженный от стен. В тишине зала до вас донесутся слова присутствующих людей, разговаривающих шепотом. Здесь император, встав в центр круга, произносил речь, которую слышали в каждом уголке зала. Большое Императорское фойе, получившее название в 1895 году по случаю коронации здесь Николая II, обновили, вручную восстановив каждый сантиметр жаккардовых тканей и гобеленов и восстановив символику конца XIX века.

Театр, построенный Альбертом Кавосом

Театр открылся 20 августа 1856 года. Архитектор, перестроив здание, увеличил высоту стен на 2 метра, создав главный фасад в крупных, выразительных и лаконичных формах классицизма.

Архитектура и особенности фасада

Здание выглядит торжественно: идеальная симметрия, восьмиколонный белокаменный портик, скульптурная композиция Петра Клодта: колесница с четверкой запряженных коней, скачущих по небу, и Аполлон, управляющий ими. Единственный декор главного фасада – квадратный руст и лента орнаментального фриза под карнизом как воплощение театральной архитектуры классицизма.

Над главным портиком возвели дополнительный фронтон, закрыв декорационный зал. На фронтоне красовался государственный герб России – гипсовый двуглавый орел. К внешнему убранству добавили скульптурные украшения, встроили декоративные ниши. Стены покрыли рустовкой, подъезды перед входом оборудовали пандусом для заезда карет. Фасад выкрашен в песочный цвет. Внушительность сооружения подчеркивает пространная Театральная площадь.

Зрительный зал

Большое внимание Альберт Кавос уделил зрительному залу, создав его шестиярусным на 2300 зрителей. В плане зал похож на скрипку, сужаясь к месту расположения оркестра

Чтобы создать хорошую акустику в зале, архитектор придумал много необычных решений: изменил кривизну стен, более плоским сделал потолок.

Панели обшили резонансной елью, из которой делают музыкальные инструменты. Портальную арку сцены увеличили до ширины зала, устроили акустические полости, углубили и расширили оркестровую яму. Лепнина выполнена из папье-маше, которое усиливает звук.

Интерьер зала – изящное соединение ренессанса с византийским стилем: сочетание белого, золотого и ярко-малинового цветов. Украшение зала – величественная хрустальная люстра, созданная во Франции специально для Большого театра. Вокруг люстры – изящная роспись «Аполлон и музы».

По центру фойе – вход в императорскую ложу с двуглавым орлом, расположенную напротив сцены. Над дверью ложи, которую поддерживают Атланты из папье-маше, красуется вензель последнего императора Николая II.

Большой театр…

28 марта 1776 года московский губернский прокурор князь Петр Васильевич Урусов получил высочайшее правительственное соизволение «содержать…театральные всякого рода представления, а также концерты… а кроме его, никому никаких подобных увеселений не дозволять…»

Этот день считается датой основания Большого театра, который назывался тогда Московским Публичным театром и имел труппу, состоящую из актеров студенческого театра Московского университета и крепостных. В 1780 году для него на Петровской площади было построено отдельное здание, которое в мае 1805 года полностью сгорело. После этого театр перешел в ведение казны и стал именоваться первым Императорским театром Москвы, для которого в 1824 году было возведено величественное здание. Пожар 1853 года уничтожил и его. И только восстановленный заново архитектором А. Кавосом в 1856 году, этот храм искусств дошел до наших дней.

Кавос, Альберт Катеринович.

Легендарный Большой театр не нуждается в рекламе. Его название говорит само за себя.
Большой театр — крупнейший театр оперы и балета России (находится в Москве). Основан в 1776 князем П. Урусовым. Здание в его современном виде существует с 1825 (после пожара 1853 открыто вновь в 1856). Зрительный зал на 2155 мест. В Большом театре были поставлены первые русские оперы Соколовского, Пашкевича. С 1806 Большой театр в ведении Дирекции Московских императорских театров.

Здесь осуществлены первые постановки на русской сцене опер «Роберт-Дьявол» Мейербера (1834), «Пират» Беллини (1837), «Ганс Гейлинг» Маршнера, «Почтальон из Лонжюмо» Адана (1839), «Фаворитка» Доницетти (1841), «Немая из Портичи» Обера (1849), «Травиата» Верди (1858), «Трубадур», «Риголетто» Верди (1859), «Фауст» Гуно (1866), «Миньон» Тома (1879), «Бал-маскарад» Верди (1880), «Зигфрид» Вагнера (1894), «Троянцы в Карфагене» Берлиоза (1899), «Летучий голландец» Вагнера (1902), «Дон Карлос» Верди (1917), «Сон в летнюю ночь» Бриттена (1964), «Замок герцога Синяя Борода» Бартока, «Испанский час» Равеля (1978), «Ифигения в Авлиде» Глюка (1983) и другие.

Сергей Яковлевич Лемешев. 1902 — 1977
В Большом театре прошли мировые премьеры опер Чайковского «Воевода» (1869), «Мазепа» (1884), «Черевички» (1887); опер Рахманинова «Алеко» (1893), «Франческа да Римини» и «Скупой рыцарь» (1906), Прокофьева «Игрок» (1974), ряда опер Кюи, Аренского и многих других. Среди солистов театра такие выдающиеся русские певцы, как Сандунова, Жемчугова, Е. Семёнова, Хохлов, Корсов, Дейша-Сионицкая, Салина, Нежданова, Шаляпин, Собинов, Збруева, Алчевский, Е. Степанова, В. Петров, братья Пироговы, Катульская, Обухова, Держинская, Барсова, Л. Савранский, Озеров, Лемешев, Козловский, Рейзен, Максакова, Ханаев, М. Д. Михайлов, Шпиллер, А. П. Иванов, Кривченя, П. Лисициан, И. Петров, Огнивцев, Архипова, Анджапаридзе, Олейниченко, Мазурок, Ведерников, Эйзен, Е. Кибкало, Вишневская, Милашкина, Синявская, Касрашвили, Атлантов, Нестеренко, Образцова и другие.

Из певцов более молодого поколения, выдвинувшихся в 80-90-х годах необходимо отметить И. Морозова, П. Глубокого, Калинину, Маторина, Шемчук, Раутио, Таращенко, Н. Терентьеву. В Большом театре работали крупные дирижёры Альтани, Сук, Купер, Самосуд, Пазовский, Голованов, Мелик-Пашаев, Небольсин, Хайкин, Кондрашин, Светланов, Рождественский, Ростропович. Выступал здесь в качестве дирижёра Рахманинов (1904-06). Среди лучших режиссёров театра Барцал, Смолич, Баратов, Б. Мордвинов, Покровский. На сцене Большого театра проходили гастроли ведущих мировых оперных театров: Ла Скала (1964, 1974, 1989), Венской государственной оперы (1971), берлинской «Комише-опер» (1965).

В 1995-2000 художественным руководителем театра был выдающийся русский танцовщик и балетмейстер В. Васильев, в 2000-2001 — Г. Рождественский, в 2001 художественным руководителем и главным дирижёром назначен А. Ведерников. В конце 1995 осуществлена новая постановка «Хованщины» с участием Ростроповича и Покровского, состоялась премьера «Лючии ди Ламермур», в опере «Тоска» выступил лауреат премии Верди Ларин (1996), в 1997 режиссёр Питер Устинов поставил здесь «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева.

Е. Цодоков

Большому театру — 245 лет

28 марта 1776 года считается днем рождения Большого театра — одного из крупнейших в мире театров оперы и балета, ставшего одним из самых узнаваемых символов России.

В этот день князь Петр Урусов получил разрешение императрицы Екатерины II на создание театра. Поначалу театр получил название Петровского, но открыться ему так и не было суждено — здание сгорело еще на этапе строительства.

Однако почти сразу началось строительство нового театра. Урусов после этой неудачи отошел от дел и новым театром занимался его бывший компаньон, англичанин Майкл Мэддокс. Мэддокс приехал в Россию за несколько лет до этого в качестве преподавателя физики для наследника престола Павла Петровича — будущего императора Павла I. После того как наследник подрос, Мэддокс уехал в Британию, где сделал достаточно успешную карьеру театрального антрепренера. Новое здание, строившееся по проекту архитектора Розберга, было построено в 1780 году. Театр получил название Большого Петровского.

В театре выступали европейские труппы, также стали появляться и российские. Специально для работы в театре готовили сирот — подопечных Московского воспитательного дома, с которыми занимались специально приглашенные из Европы балетмейстеры.Также распространенным способом пополнить труппу был выкуп крепостных актеров — те, как правило, получали вольную (в частности, родители одного из самых известных русских актеров николаевской эпохи Павла Мочалова были как раз выходцами из крепостных, купленных театром и получивших вольную).Дела англичанина шли неплохо, но постепенно он перестал справляться с финансовыми вопросами и в обмен на богатый пожизненный пансион передал театр в собственность казны, после чего он стал именоваться императорским.

После этого театр пережил несколько пожаров. Здание сгорело в 1805 году и несколько лет представления давались в домашних театрах богатых москвичей. Когда здание было отстроено, началась Отечественная война, и театр вновь сгорел в огне московских пожаров 1812 года.

Новое здание было возведено в 1825 году по проекту архитектора Осипа Бове, который переделал в более практичный ранее отвергнутый проект архитектора Михайлова. Однако и в этот раз оно не убереглось от огня, сгорев в 1853 году. Впрочем, само строение сохранилось. Восстановлением занимался архитектор Кавос. Оно в общих чертах сохранилось до наших дней.

Знаменитый «золотой» занавес после реконструкции

В дореволюционные времена Большой театр хоть и был известен, но оставался в тени столичных петербургских. Своего расцвета он парадоксальным образом достиг в советские времена, хотя большевики поначалу его едва не уничтожили.

Дело в том, что Ленин почему-то особенно ненавидел именно Большой театр и ополчился на него всеми силами. Луначарский умолял Ленина театр не трогать, но тот убеждал соратника, что Большой — это «кусок помещичьей культуры» и его необходимо закрыть.

Между Лениным и Политбюро развернулась настоящая битва за театр. СНК принимал указ не закрывать театр, Ленин узнавал об этом и требовал от ВЦИК отменить постановление СНК и театр закрыть.

К счастью, Ильич вскоре впал в «овощное» состояние, ему стало не до закрытия и театр сохранился.По иронии судьбы, вождь революции умер во время очередного съезда советов и о его смерти было впервые объявлено именно в здании Большого театра, поскольку долгое время он использовался не по своему прямому назначению: начиная с 1918 года в нем проводились различные съезды советов и т. п. мероприятия. Эта практика прекратилась только в начале 60-х, когда был построен Кремлевский дворец съездов.

После переноса столицы в Москву Большой театр автоматически превратился в один из ведущих театров оперы и балета. Он стал одним из главных и самых узнаваемых российских символов, его внешний вид ныне известен каждому жителю России — его изображение в настоящее время украшает собой сторублевую банкноту, которую держал в руках каждый.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: