Третьяковская галерея

Коротко о третьяковской галерее | путешествия по городам россии и зарубежья

Режим работы Третьяковской галереи

Музей работает каждый день, кроме понедельника. С четверга по субботу музей открывается в 10 часов утра и закрывается в 21:00, в другие же дни Третьяковская галерея закрывается на три часа раньше. Приобрести билет можно онлайн на официальном сайте Третьяковской галереи или в кассах не позднее, чем за час до закрытия музея. Для посетителей льготных категорий действуют скидки.

В приобретаемом билете указана дата и время сеанса. Сеанс представляет собой интервал в 30 минут, в течение которого вы имеете право зайти в галерею. При осмотре экспонатов без экскурсовода можно заказать аудиотур. Осматривать же экспонаты рекомендуется не более двух часов. Посетителям запрещается проносить с собой оружие, транспортные средства, художественные произведения, музыкальные инструменты и др.

Верхнюю одежду необходимо оставлять в гардеробе, а крупногабаритные предметы, напитки и зонтики нужно оставить в камере хранения, работающей в здании музея. На территории галереи нельзя проводить учебные занятия и экскурсии без согласования с администрацией музея. Делать фотографии или снимать видео разрешается при условиях, что вспышка выключена, а рядом нет знака о запрете на осуществление съёмки.

Режим работы Третьяковки и стоимость билетов

Постоянную экспозицию Третьяковской галереи, которая располагается в историческом здании, можно посетить по вторникам, средам и воскресеньям с 10.00 до 18.00, по четвергам, пятницам и субботам – с 10.00 до 21.00. В понедельник музей закрыт.

Стоимость билетов: 500 рублей – полный, 250 – льготный. Дети в возрасте до 18 лет проходят бесплатно.

График работы инженерного корпуса Третьяковки, где проходят выставки классического и современного искусства, не отличается от времени работы главного здания. При этом билеты приобретаются отдельно: 400 рублей – полный, 200 – льготный. Для детей до 18 лет вход бесплатный.

Гости Государственной Третьяковской галереи после осмотра экспозиции могут отдохнуть в кафе или ресторане. Кафе работает ежедневно кроме понедельника с 11.00 до 18.00. Ресторан же, можно посетить ежедневно с 10.00 до 23.00.

Кроме того, в холлах галереи есть несколько сувенирных магазинов, где можно купить небольшие подарки, книги и репродукции картин.

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

  • «По ступеням мастерства. Русский академический рисунок XVIII – начала ХХ века». Выставка знакомит посетителей с процессом обучения рисунку — основе любого вида изобразительного искусства. Это возможность обратиться к истокам творческой деятельности мастеров и понять, с чего они начинали свой путь. В экспозицию вошли учебные рисунки выдающихся русских художников: Александра Иванова, Карла Брюллова, Ореста Кипренского, Ильи Репина, Василия Поленова, Михаила Врубеля и других. Выставка продлится до 12 ноября 2023-го. 
  • «Александр Иванов — мастер акварели. Жанр и пейзаж». Это уже пятая монографическая выставка графики Александра Иванова в Третьяковской галерее. На этот раз зрителей знакомят с акварельными сценами из итальянской жизни, запечатленными Ивановым. Например, открывают выставку два раритета — ранние акварельные работы художника, на которых изображена его мастерская в Риме 1830-х годов. Выставка продлится до 19 ноября 2023-го. 
  • «Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова».20 наиболее «громких» картин, отобранных для этого проекта, — высшие достижения отечественного искусства XIX–ХХ столетий, которые в свое время отвергли за новизну приемов и смыслов. Это и «Боярыня Морозова» Сурикова, и «Березовая роща» Куинджи, и «После побоища…» Васнецова. Эти произведения представляют собой ядро коллекции Павла Третьякова, основателя Галереи, который безбоязненно покупал критикуемые обществом работы. Выставка продлится до 20 августа 2023-го. 

Здание Третьяковской галереи

П. М. Третьяков был страстным коллекционером — картин становилось с каждым годом всё больше и домашнее хранилище уже не вмещало все полотна. Тогда к особняку стали пристраивать дополнительные помещения.

  • В 1873 году сделали первую пристройку с южной стороны дома.
  • В 1882 музей расширили за счёт придомовой территории. Тогда открыли шесть новых залов. 
  • В 1885 году добавили ещё одно помещение с тремя залами на верхнем и пятью на нижнем этажах. 
  • В 1892 году пристроили три зала наверху и три внизу.

После смерти П. М. Третьякова управлять галереей стал Совет попечителей. В него вошли дочь основателя музея А. П. Боткина, князь В. М. Голицын, коллекционер И. Е. Цветков, художники В. А. Серов и И. С. Остроухов. 

На заседании в 1900 году решили изменить переднюю часть здания и построить её в русском стиле. В проекте участвовал художник В. М. Васнецов, который нарисовал новый облик музея. Здание строили с 1902 по 1904 годы. Выразительный белокаменный фасад стал лицом Третьяковской галереи. 

1900 год. Проект фасада

История здания

Дом в Лаврушинском переулке семья Третьяковых купила в 1851 году. Но история этого владения прослеживается еще с конца XVII столетия. Уже тогда здесь были возведены каменные палаты, которые перестраивались на протяжении последующих веков.

В 1856 году П. М. Третьяков приобрёл первые две картины русских художников – полотно Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами» и «Искушение» Николая Шильдера, – которые и положили начало его знаменитому собранию. Через некоторое время места для постоянно пополнявшейся коллекции стало не хватать, и в 1872 году Павел Михайлович пристроил к юго-западному углу главного дома дополнительный корпус, где и разместил свою галерею. По мере роста собрания в 1880-е годы по проекту архитектора А. С. Каминского, «семейного» зодчего Третьяковых (Александр Степанович был женат на дочери Сергея Михайловича Третьякова), в целях расширения экспозиционных площадей было возведено еще несколько строений, в том числе и по Малому Толмачёвскому переулку. Тогда же выстроена новая ограда с парадным входом со стороны Лаврушинского переулка.

Василий Худяков«Стычка с финляндскими контрабандистами»1853 г.

В 1892 году П. М. Третьяков передал свою коллекцию городу

Передача художественной галереи Павла и Сергея Третьяковых Москве явилась событием огромной важности. Дар был грандиозным по масштабу: он включал в себя 1902 произведения

В состав русской части вошло 1287 картин, эскизов и этюдов маслом, 518 рисунков, 4 мраморных и 5 бронзовых и терракотовых скульптур; иностранная часть составила 75 картин, 8 рисунков и 5 танагрских статуэток. Уникальность дара для истории русской культуры также заключалась в том, что подобные пожертвования, как правило, осуществлялись после смерти завещателей. В этом смысле прижизненный дар Третьякова — редкое исключение в истории отечественной художественной культуры. Уже после его смерти в 1899-1900 годах жилой дом Третьякова был перестроен и приспособлен под нужды галереи. А ещё через два года строения по Лаврушинскому переулку были объединены новым фасадом по проекту художника В. М. Васнецова, именно тогда и появился знакомый всем облик Третьяковской галереи.

В 1917 году, после окончания революции, Третьяковская галерея была национализирована, после чего в ней стали появляться различные вещи, принадлежавшие частным коллекциям — как русским, так и зарубежным.

В 1920-х — начале 1930-х годов к Третьяковке присоединили несколько соседних владений, в том числе и закрытую к тому времени церковь Святителя Николая в Толмачах. В 1936 году по проекту архитектора А. В. Щусева возведён дополнительный двухэтажный корпус с северной стороны от главного здания, залы которого вскоре были включены в основной маршрут экспозиции.

В годы Великой Отечественной войны экспонаты Третьяковской галереи были эвакуированы в Новосибирск и Пермь. Само же здание пострадало во время вражеских налетов. Но уже к 1944 году большая часть залов была отремонтирована.

В 1986–1995 годах основное здание в Лаврушинском переулке реконструировали. А через три года в здании Новой Третьяковки на Крымском Валу открылась первая постоянная экспозиция искусства XX века.

Слайд 2Павел ТретьяковПавел Третьяков начал собирать свою коллекцию живописи в середине 1850-х.

Годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856, когда Павел Третьяков приобрел две картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. ХудяковаПавел Третьяков начал собирать свою коллекцию живописи в середине 1850-х. Годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856, когда Павел Третьяков приобрел две картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова, хотя ранее в 1854—1855 годах он купил 11 графических листов и 9 картин старых голландских мастеров. В 1867 годуПавел Третьяков начал собирать свою коллекцию живописи в середине 1850-х. Годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856, когда Павел Третьяков приобрел две картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова, хотя ранее в 1854—1855 годах он купил 11 графических листов и 9 картин старых голландских мастеров. В 1867 году для широкой публики в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». Её коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров.

10 интересных фактов о Третьяковской галерее

1. Становление галереи, как коллекции купца Третьякова, началось с покупки западноевропейской живописи, а не произведений русских художников.2. Мало кто знает, что младший брат Павла, Сергей, тоже поучаствовал в создании галереи.3. Эмблема знаменитого музея – фасад здания. Он был выполнен по эскизу Васнецова.4. В музее можно встретить картину «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года». В 1913 году она подверглась «нападению» — человек, чью личность так и не смогли установить нанес несколько ударов острым ножом по полотну.5. За все время существования Третьяковской галереи она закрывалась несколько раз – из-за краж и на время военных действий.6. В 1999 году Галерее была подарена Чудотворная Икона Божьей Матери, которая, по преданию, смогла избавить Москву от нападения хана Махмет – Гирея.7. Идея создания частной галереи огромного масштаба пришла купцу в голову после посещения известного петербургского Эрмитажа.8. Картина, с которой все началось – «Стычка с финляндскими контрабандистами».9. В 1891 году произошла первая кража из Третьяковки, в результате которой пропали 4 картины, 2 из которых удалось вернуть.10. На знаменитой картине «Утро в сосновом бору» медведи нарисованы рукой друого художника. Однако, Шишкин стер скипидаром фамилию Савицкого, оставив всю работу за собой.

Третьяковка в советские годы

После революции коллекция Третьяковки была национализирована, а сама галерея стала главным художественным центром страны, основной задачей которого было отражение развития СССР. Уже в 1918 году она получила статус национального достояния, и начала развивать научную и выставочную деятельность. Первая временная экспозиция открылась в галерее в том же 1918 году и называлась «Художественные произведения московских частных собраний, выставляемых в Третьяковской галерее».

В 1933 году, согласно новой политике была проведена коренная перестройка экспозиции, при этом все работы художников-авангардистов были перенесены в хранилища. Во время Великой Отечественной войны основные фонды Третьяковки были эвакуированы в Молотов и Новосибирск. Для этого понадобилось целых 17 эшелонов! При этом научная деятельность в галерее не прекращалась.

В период битвы за Москву, здание Третьяковской галереи получило заметные повреждения, но сразу, как только враг отступил от столицы, началась его реконструкция, которая завершилась в 1944 году. Первая послевоенная экспозиция здесь заработала уже 17 мая победного 1945 года.

В первые годы советской власти перед Третьяковкой был установлен памятник вождю пролетариата В. Ленину. В 1939 году его сменил памятник Сталину, а в 1958 – скульптурная группа «Футболисты». В 1980 же году перед фасадом установили памятник основателю музея Павлу Третьякову. Авторами памятника стали архитектор Игорь Рожин и скульптор Александр Кибальников.

С 1986 по 1995 год здание Третьяковки было закрыто на капитальную реконструкцию. В этот период основная коллекция выставлялась в здании на Крымском валу. После завершения ремонтных работ обновленная галерея вновь распахнула свои двери для любителей русского художественного искусства.

Новая Третьяковка на Крымском Валу

  • Диджитал-маршрут «Место встречи с искусством». Это совместный проект VK и Третьяковской галереи, который дает возможность посетителям по-новому открыть работы знаковых художников. Чтобы пройти маршрут, в зоне входа в экспозицию в здании Новой Третьяковки необходимо отсканировать QR-код с помощью камеры ВКонтакте. Маршрут включает в себя 11 шедевров, рядом с каждым из экспонатов расположен QR-код, отсканировав который посетители смогут прочитать образовательные статьи, посмотреть видео с фактами о произведении и прослушать специальный плейлист от VK Музыки. Маршрут работает до конца 2023-го. 
  • «Воображаемый музей Михаила Шемякина. Лестница в искусстве». Это выставочный проект о «Воображаемом музее Михаила Шемякина» — исследовании, над которым художник работает более 60 лет. Шемякин с 1960-х годов анализирует тысячи изображений, текстов, фильмов, театральных постановок — чтобы выявить параллели и попытаться осмыслить историю культуры от древности до наших дней. В экспозицию вошли 54 произведения разных авторов из коллекции Третьяковской галереи, включая Михаила Ларионова, Бориса Кустодиева и Василия Поленова. Цель — показать, что практически все, созданное сегодня, взаимосвязано с тем, что было создано в прошлом. Выставка продлится до 17 сентября 2023-го. 
  • «Век графики. От Казимира Малевича до Олега Кудряшова». Последний показ новых поступлений графики проходил в 2003 году. Новая выставка знакомит посетителей с шедеврами классиков, которыми пополнилось собрание музея за последние 20 лет. В частности, зрители увидят работы Казимира Малевича, Владимира Фаворского, Ильи Кулешова и Павла Басманова. Выставка продлится до 1 октября 2023-го. 
  • «Расширенная экспозиция произведений В.Н. Гаврилова. К 100-летию художника». Гаврилов — живописец с уникальным чувством цвета и пространства — работал в русле традиций московской художественной школы. В расширенную экспозицию работ заслуженного художника РСФСР вошли такие картины, как «За родную землю», «Свежий день», «Лесные колокольчики» и другие. Выставка продлится до 27 августа 2023-го. 
  • «Николай Вечтомов. К 100-летию художника». Николай Вечтомов — яркий представитель «Лианозовской группы», творческого объединения, в 1950–1970-х противопоставившее себя официальной культуре. Тематика работ художника связана с его непростой биографией: сразу после окончания школы в 1941 году Вечтомова призвали в армию. В расширенную экспозицию вошли работы «Кавалеристская атака», «Дорога», «Конец последнего жителя» и другие. Выставка продлится до 21 августа 2023-го. 
  • «Расширенная экспозиция произведений Ильи Кабакова». В зале Ильи Кабакова в Новой Третьяковке представлены картина-инсталляция «Горное озеро», картина-стенд  «Все о нем (Ответы экспериментальной группы)», произведение «Полетевший Комаров» и другие. В центре экспозиции «маленький человек», каким его видел Кабаков — создатель такого вида искусства, как тотальная инсталляция. Выставка продлится до 1 октября 2023-го. 

Период Великой Отечественной войны

Галерею национализировали в 1918-ом и стали именовать Государственной Третьяковской галереей, так она называется и сейчас. Государство оказывало поддержку музею, и в начале правления советской власти количество экспозиций сильно возросло. Не хватало площадей для полотен. Они хранились в залах для показа.

Чтобы решить проблему новый директор архитектор А. В. Щусев решил сделать пристройку и соединить здание в Малом Толмачёвском переулке, находящийся по соседству к главному корпусу. Сюда перенесли административный и научный отделы, библиотеку, архивы. Архитектор А. В. Щусев внес огромный вклад в улучшение их функционирования. Сделали электрификацию, отопительную и вентиляционную систему. Он разработал проект нового двухэтажного здания. И в 1936 г. построили «щусевский корпус», дополняющий и сочетающийся по внешнему виду с главным. Начавшаяся война помешала развивать дальше музей.

Как только началась Великая отечественная война, экспонаты пришлось эвакуировать. В июле 41-го отправили железной дорогой основные шедевры в Новосибирск. В Оперном театре города, хотя и недостроенном, сделали выставку. Она стала филиалом Третьяковской галереи.

Вражеская армия усиленно забрасывала бомбами Москву. В основное здание в августе попали бомбы и в ноябре. Часть его разрушилась. Обвалились межэтажные перекрытия, потолок из стекла, получили частичные разрушения гараж и дом музейных работников. Перестала действовать вентиляция и отопление.

В Августе и ноябре 1941-го эвакуировали еще две очереди экспонатов. Отправляемая на барже в Пермь коллекция попала под вражеский обстрел. Но пострадала только крыша баржи.

Уже в следующем году начали заниматься восстановлением главного корпуса. Строительство заняло два года. Произведения начали привозить обратно в музей в 1944-ом. Торжественное открытие Государственной Третьяковской галереи прошло 17 мая 1945-го.

Третьяковская галерея сегодня

В настоящее время коллекция Государственной Третьяковской галереи включает в себя свыше 170 тысяч экспонатов, которые позволяют проследить развитие русского художественного искусства практически от его зарождения до нынешних дней.

Древнерусское искусство (залы №№ 56-62)

В течение нескольких столетий на Руси все изобразительное искусство было посвящено и подчинено религии. Самой популярной формой искусства были иконы, которые, так же как и само христианство пришли из Византии. Поэтому в залах, посвященных этому периоду можно увидеть собрание икон всех основных школ иконописи. Интересно, что здесь представлены как работы известных иконописцев, например, Андрея Рублева и Феофана Грека, так и иконы неизвестных авторов.

Среди экспонатов двусторонняя икона «Спас Нерукотворный», изображения Святого Георгия и Устюжского Благовещения. Самые старые иконы коллекции, привезенные из Великого Новгорода, датируются 1130-1140 годами.

Помимо икон, в залах с древнерусскими экспонатами можно увидеть мозаику «Димитрий Солунский» и фреску с изображением Святого Николая из Михаило-Архангельской церкви в Киеве.

Портретная живопись и академические произведения (залы №№ 1-15)

К XVIII светская живопись и скульптура заменила иконопись. Особое распространение получили портреты и скульптурные изображения. В этих залах размещены несколько десятков скульптур и портретов, с которых на современных посетителей бесстрастно взирают царские и императорские особы, вельможи, герои античности,

Среди представленных здесь работ есть картины не только русских художников, но и иностранцев, работавших в России.

Художники-реалисты и передвижники (залы №№ 16-31 и 35-37)

Ко второй половине XIX века в живописцы все больше вдохновляются идеями реализма, начинают отражать в картинах социальные проблемы. Некоторые из них, не согласные с политикой академии художеств создают свое собственное общество передвижников и работают в различных направлениях, что называется «на злобу дня»

Параллельно развивается пейзажная живопись, причем изображают мастера не только деревенские, но и городские пейзажи. При этом многие художники показывают в своих работах сельскую жизнь и закат дворянства, продолжают совершенствовать искусство портретной живописи.

Среди других направлений, которые получают широкое распространение в этот период, можно отметить изображение природы (И. Шишкин), исторические и былинные сюжеты (В. Васнецов), сцены баталий (В. Верещагин) и ряд других.

Михаил Врубель и Николай Рерих (залы №№ 32 -34)

В центре экспозиции представлены живопись, графика и скульптуры М. Врубеля

Особе внимание привлекают витражи, которые он создавал для украшения особняков зажиточных москвичей. Гости могут увидеть такие работы мастера как «Демон», «Испания», «Пророк», «Пан», «Царевна-Лебедь» и другие

Под самым большим витражом расположена сцена с роялем, где проходят музыкальные концерты.

Два смежных зала посвящены творчеству Николая Рериха, основной темой творчества которого были Киевская Русь и восточные цивилизации.

Живопись и скульптура рубежа XIX – XX веков (залы №№ 38-48)

В этой части экспозиции представлены яркие образцы русского искусства Серебряного века. В работах художников эпохи уже заметно влияние модернизма и декаданса, появляются новые способы выражения. В частности, в работах многих художников цвет перестает передавать реальность, а служит лишь определенным символом. Образы этого периода более противоречивы, чем у передвижников, усложнены и лишь косвенно отображают современность.

Графика и сокровищница (залы № 49-55)

В разделе графического искусства представлены несколько десятков гравюр, рисунков и акварелей знаменитых художников разных эпох и направлений. Так, среди работ можно увидеть эскизы к картинам Малевича, Шагала, Кандинского, испанские картины Сурикова, наброски и гуаши ряда художников объединения «Мир искусства».

Зал № 55 представляет собой настоящую галерею сокровищ. Здесь за стеклами витрин выставлены иконы в серебряных окладах, покровы дня икон Божьей Матери, расшитые жемчугом, различные ювелирные изделия.

Зачастую посетители Третьяковки пропускают эти разделы и совершенно напрасно, так как представленным здесь экспонатам тоже есть о чем поведать любителям русского искусства и истории.

Как добраться

Третьяковская галерея расположена в центральной части столицы, по адресу: Лаврушинский переулок, дом 10. Добраться сюда можно любыми видами транспорта

Отправляясь к музею на наземном общественном транспорте, обратите внимание на ближайшие к Третьяковке остановки: «Большая Якиманка» и «Метро «Третьяковская». До обеих остановок можно доехать на автобусах: в первом случае на №М6 и №Т8, во втором — на №М5

Если же вы воспользуетесь самым быстрым и популярным средством передвижения, метрополитеном, то меньше всего идти надо будет от станции метро «Третьяковская», расстояние от которой до Третьяковской галереи составит менее 350 метров. Чуть дальше, примерно на одном расстоянии, расположены станции «Полянка» и «Новокузнецкая», от которых идти в два раза дольше — около восьми минут.

Несмотря на то что посетители, как правило, выбирают общественный транспорт или пешую прогулку до Третьяковки, доехать до неё можно и на личном авто. Учитывайте при этом, что автомобильное движение по Лаврушинскому переулку не предусмотрено. Ближайшие к музею парковочные места — платные. Их можно найти в Малом Толмачёвском или 1-м Кадашёвском переулках. Координаты Третьяковской галереи: 55°44’29.0″с. ш., 37°37’12.9″в. д.

Современная деятельность

Здание Третьяковской галереи располагается в Лаврушинском переулке, доме под номером 10. Среднее количество посетителей насчитывает более полутора миллионов людей в год. Третьяковская галерея имеет несколько филиалов, в состав которого входит Инженерный корпус, несколько домов – музеев и даже храм в Толмачах. В 2014 году начались работы по возведению еще одного филиала, который будет располагаться в районе Кадашевской набережной.В самой галерее представлено несколько экспозиций:

  • Искусство Древней Руси 12-17 веков;
  • Искусство 18 века;
  • Искусство 19 века;
  • Искусство начала 20 века;
  • Искусство СССР и сокровищница.

Сама галерея состоит из 106 залов, экспозиции в каждом из них тщательно подобраны по живописцам и эпохам.

Третьяковка в советские годы

В 1918 году Совнарком принял декрет о национализации музея. Тогда же изменили название на Государственную Третьяковскую галерею. Благодаря передаче коллекции в собственность власти, в Третьяковку добавилось много работ из Государственного музейного фонда.

В 1936 году построено ещё одно здание с северной стороны главного корпуса по проекту А. В. Щусева — одного из ключевых советских архитекторов. В корпусе находятся четыре зала на верхнем этаже и четыре на нижнем. 

Во время Великой Отечественной войны выставку перевезли в Новосибирск и Пермь, чтобы экспонаты не пострадали от взрывов. В 1941 году на здание несколько раз падали бомбы. По окончании войны большинство залов музея восстановили и вернули коллекцию обратно. 17 мая 1945 года состоялось открытие Третьяковской галереи для посетителей. Тогда в музее было представлено 2500 работ.

В мае 1956 года исполнилось 100 лет с даты основания музея. На тот момент собрание включало более 35 000 экспонатов. 

Очередь в Третьяковку. 1925 годПамятник Ленину перед Третьяковской галереей. 1934 годПамятник Сталину у Третьяковки. 1950-55 год

Слайд 73 июня 1918 года3 июня 1918 года Третьяковская галерея была объявлена «государственной собственностью

Российской Федеративной Советской Республики» и получила название Государственная Третьяковская галерея. Директором музея был снова назначен Игорь Грабарь3 июня 1918 года Третьяковская галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и получила название Государственная Третьяковская галерея. Директором музея был снова назначен Игорь Грабарь, занимавший этот пост ещё с 1913 года3 июня 1918 года Третьяковская галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и получила название Государственная Третьяковская галерея. Директором музея был снова назначен Игорь Грабарь, занимавший этот пост ещё с 1913 года. При его активном участии в том же году был создан Государственный музейный фонд, который вплоть до 1927 года оставался одним из важнейших источников пополнения коллекции музея.

Слайд 5В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в

дар городу МосквеВ августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. 15 августаВ августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. 15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».

Особенности архитектуры Третьяковской галереи

Главное здание Третьяковской галереи, являвшееся изначально жилым особняком Третьяковых, расположено в Лаврушинском переулке. Самый значительный вклад в современный нам архитектурный облик сооружения внесли Третьяков, Калмыков, Васнецов и Башкиров. Именно Васнецов чуть менее 120 лет назад продумал, как можно эффектно связать главное здание с разбросанными вокруг него постройками.

Виктор Михайлович был новатором в плане отказа от станковой живописи, предполагающей создание произведений, являющихся автономным художеством и воспринимающихся независимо от окружающей среды. Васнецов занимался формированием «русского стиля», который охватывал бы разные виды искусства и в котором гармонично сочетался бы фольклор, древнерусское искусство и особенности зодчества тех времён.

Вход в здание архитектурно оформлен в виде выдвинутого вперёд портала, стена над которым украшена выпуклыми изображениями. На барельефе можно увидеть один из популярнейших сюжетов в древнерусском зодчестве — Георгия Победоносца, убивающего змея. Ниже, по обе стороны от двух рядов полукруглых окон, — название музея, выполненное вязью, древним декоративным кириллическим письмом.

Несмотря на наличие нескольких декоративных горизонтальных профилей, выполненных в национальном стиле, внешний вид сооружения выделяется на фоне многих зданий, также стилизованных под старину. В спроектированном Васнецовым фасаде, ставшем эмблемой Третьяковки, нет переизбытка декора, в то время как другие зодчие зачастую перегружали фасад архитектурными элементами отделки, свойственными искусству Древней Руси.

Помимо главного корпуса, в архитектурный ансамбль Государственной Третьяковской галереи также входит здание храма-музея Святителя Николая в Толмачах и Депозитария, где хранятся и реставрируются экспонаты. Гармонируют с ними корпуса Административный, Щусевский, залы которого включены в основной маршрут экспозиции, и Инженерный, где размещаются регулярные выставки и обеспечивается работа инженерно-технических служб.

Интересные факты

 В завещании Третьякова особо оговаривалось одно условие – бесплатный вход в картинную галерею.

 За свой щедрый дар Павел получил дворянство от императора. Однако Третьяков отказался от него, заявив, что купцом он родился, купцом и умрёт.

 Эмблемой Третьяковской галереи долгое время было изображение её фасада по рисунку знаменитого художника Васнецова. Однако в 2017 году у музея появился новый логотип — буква Т по проекту дизайнерского бюро ONY.

 Самой большой картиной, представленной в коллекции, считается «Явление Христа народу». Полотно принадлежит кисти Александра Иванова. Шедевр русского живописца имеет размеры 7,5 х 5,4 м. Как свидетельствуют исторические хроники, художник потратил на создание картины двадцать лет.

 За одной из стен залов Третьяковки расположена шахта большого грузового лифта, на котором картины доставляют из депозитария и обратно. Это стена закреплена на крупных петлях, при желании ее можно снять — она служит дверью в лифт. Наличие конструкции не афишируется, чтобы не подвергать опасности работы.

 Сегодня перед зданием музея установлена статуя Павла Михайловича Третьякова работы скульптора Александра Кибальникова. Однако она появилась возле галереи только в 1980 году. До этого перед музеем была установлена скульптура Иосифа Сталина, а её предшественником был монумент Владимира Ленина.

 Павел Третьяков периодически покупал полотна, запрещённые цензурой. Меценату рекомендовали не показывать такие картины посетителям, поэтому он честно закрывал их тканью. Но это не мешало любопытным потихоньку смотреть за занавеску. И как только проносился слух, что в галерее появилась новая «запрещёнка», залы буквально переполнялись посетителями. Именно так и случилось с картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».

Илья Репин«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»1883—1885 гг.

 Некоторые полотна Третьяков наотрез отказывался размещать в своей коллекции. Среди них «Девочка с персиками» Валентина Серова и «Неизвестная», написанная Иваном Крамским. По поводу последней Третьяков заявил, что она слишком красива и не похожа на реальную девушку. Обе эти работы попали в галерею уже после смерти её основателя.

 Одним из самых массовых мероприятий галереи стала выставка работ художника Валентина Серова, которая прошла в 2016 году. Ее посетили более 400 тыс. человек. У музея выстраивались многочасовые очереди, а руководство Третьяковки развернуло полевые кухни, чтобы накормить ожидающих горячей едой.

 Третьяковская галерея в Лаврушинском закрывалась в общей сложности на шестнадцать лет — на два года при Третьякове, на четыре во время ВОВ и на десять на реконструкцию.

История Третьяковской галереи

В 1774 году прадед основателя музея Е. М. Третьяков приехал в Москву со своей семьёй из Калужского наместничества. Из поколения в поколение род Третьяковых занимался продажей хлеба, дров, полотна. 

Основатель музея

В 1832 году родился П. М. Третьяков — меценат и предприниматель, который позже открыл публичную картинную галерею. Собственно, в его честь она и названа. У Павла было девять младших братьев и сестёр, из которых четверо умерли от скарлатины в 1848 году. С того времени родители решили обучать детей дома, поэтому П. М. Третьяков получил домашнее образование, стал помогать отцу в торговле и преуспел в этом деле. 

После смерти главы семейства Павел вместе с братом Сергеем продолжили ремесло отца, а в 1851 году купили здание в Лаврушинском переулке, 10. Оно располагается в Замоскворечье — историческом районе Москвы. Через несколько лет в этом доме Третьяковы основали музей.

Памятник Третьякову перед галереей

Как появилась первая коллекция

В то время среди богатых предпринимателей столицы распространилось меценатство, многие из них становились благотворителями. Не миновала эта участь и Павла Третьякова. Сначала в 1854-1855 годах будущий основатель галереи купил несколько графических листов и холстов художников голландской живописи. В 1856 году он приобрёл ещё две работы русских живописцев — «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова и «Искушение» Н. Г. Шильдера. 

За следующее десятилетие П. М. Третьяков добавил в своё собрание картины пейзажистов И. И. Шишкина и М. П. Клодта, реалиста В. Г. Перова, мариниста Л. Ф. Лагорио. Третьяков верил в силу и будущее русского искусства, в отличие от многих современников. Главной целью основателя было создать общественный музей и представить широкой публике полную коллекцию произведений отечественных художников.

«Искушение», Н. Г. Шильдер«Стычка с финляндскими контрабандистами», В. Г. Худяков

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: