Первая сталинская высотка: трудная судьба дворца советов

Сталинская реконструкция москвы

дворец в культуре и искусстве

Кадры из фильма «Новая Москва» 1938 года

  • Дворец Советов и Дворец Труда — единственные здания, где в проекте принимали участие все знаменитые советские архитекторы начала и середины XX века (включая Алексея Душкина (автора сталинской высотки у Красных ворот, «Детского мира» на Лубянке, станции метро «Кропоткинская»), Алексея Щусева и Константина Мельникова).
  • В Евпатории памятник Ленину установлен на пьедестале в виде дворца.
  • В фантастическом фильме «wikipedia-ru:Космический рейс» 1935 года, описывавшем события 1946 года, можно увидеть здание на панораме Москвы.
  • Дворец показан в фильме «Новая Москва» 1938 года.
  • Здание изображено на панно-барельефе, установленном у входа в здание Северного речного вокзала.
  • В монументальном панно «Хлопок» для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1939 года Александр Самохвалов изобразил хлопкоробов разных национальностей на ступенях лестницы Дворца Советов.
  • В мультипликационном научно-фантастическом фильме «Полёт на Луну», снятом в 1953 году (ремейке «Космического рейса»), в кадре панорамы Москвы также изображено здание.
  • Дворец присутствует в фильме «Шпион», экранизации «Шпионского романа» Бориса Акунина.
  • Сооружение использовано в качестве прототипа «Ока Мира», главного здания фракции «Империя» в российской онлайн-игры «Аллоды Онлайн».

Требования к проекту возведения

Всесоюзный конкурс, объявленный в 1931 г. на разработку чертежей, был вероятнее всего, прикрытием уже принятого вождем решения в пользу Дворца Советов Иофана. Его чертежи отвечали всем предъявляемым требованиям: здание в Москве необходимо разместить на большом открытом пространстве, не допускается ограждение колоннадами или другими сооружениями, высота здания советов должна в разы превосходить городской пейзаж, избегать храмовых мотивов, отображать всю монументальность и цельность новостроя.

Выбрав победителем проект Бориса, Отец народов сделал ряд замечаний, одним из которых было завершить Дворец в Москве верхушкой в виде высокой колонны. А колонну необходимо венчать серпом и молотом, подсвечивающихся изнутри с помощью электричества. Рассматривая небоскреб как памятник Ленину, архитекторы приняли решение завершить московский Дворец Советов монументальной скульптурой лидера большевиков.

Памятник Ильичу планировался как советский вариант Колосса Родосского. Конечный вариант постройки утвердили в феврале 1943 г. На нем здание Советов выглядит как самое большое здание на земле. Высота здания составляла 415 м, высота памятника Ленину – 100 м, а объем 7500 тыс. м3, как итог, это было самое высокое здание в мире на тот момент.

С трудом можно представить, но памятник Ленину можно было бы увидеть с расстояния 70 км. Задача перед зодчими стояла сложная: выразить в Колоссе идею нового государства, гарантировавшего процветание и благосостояние, и, прежде всего, построение социализма.

Генеральный план

Ни один из конкурсных проектов, озвученных ранее, не был признан достаточно убедительным, чтобы стать основой будущего реального плана преобразования Москвы. Поэтому в 1933 году для разработки такого плана были созданы проектные мастерские Моссовета. Вопросами реконструкции центра столицы в 1933—1935 гг. начала заниматься планировочная мастерская № 2 Моссовета, одним из руководителей которой был ленинградский архитектор Владимир Щуко.

В 1935 году Иосиф Сталин и Вячеслав Молотов утвердили постановление «О генеральном плане реконструкции города Москвы». К моменту утверждения генплана по нему уже велись масштабные градостроительные работы: в 1935 году завершили первую очередь метрополитена и развернулись проектные и строительные работы по сооружению канала имени Москвы.

Предполагалось, что новый генеральный план, разработанный Владимиром Семёновым и Сергеем Чернышёвым, будет воплощён в жизнь за десятилетие. Приоритетным направлением признавалось строительство Московского метрополитена, который получил имя Кагановича. Вплоть до Великой Отечественной войны работы по осуществлению Генерального плана шли непрерывно, с нарастанием объёмов всех видов строительства.

Большое значение придавалось также обводнению Москвы. В 1937 году было завершено строительство канала Москва-Волга (нынешнего канала им. Москвы), ставшего как водоснабжающей, так и судоходной магистралью

Особое внимание уделялось строительству каналов, которые должны были соединить столицу со всеми крупными реками европейской части страны. К 1937 году появились новые высокие незатопляемые набережные общей протяженностью 52 км, а в период с 1936 по 1937 год были реконструированы три существующих моста и построены девять новых.

Разрушение памятников архитектуры

Во время реализации госплана количество памятников московской архитектуры, официально состоявших под государственной охраной, заметно сократилось: в 1928 году их было 216, в 1932-м — 104, а к 1935 году осталось только 74 здания. В 1930-х годах на улице Фрунзе была снесена церковь Знамения, первое упоминание о которой относится к 1600 году. До 1925 года улица, на которой она находилась, называлась по её имени — Знаменка. 30 августа была закрыта церковь Большого Вознесения, расположенная у Никитских ворот, в которой за сто лет перед этим венчался Александр Пушкин. Здание сильно пострадало (в нём даже планировалось открыть крематорий), однако уцелело, и в 1970-е годы было отреставрировано.

По задумке, все значимые площади города, включая Красную, должны были увеличиться как минимум в два раза благодаря сносу находящихся вокруг них строений. Это придало бы большую значимость возводимым зданиям, а также служило бы местом для проведения масштабных массовых мероприятий.

Ширина практически всех важных улиц города, проспектов и шоссе тоже должна была увеличиться до 30—40 метров и более за счет сноса и переноса стоявших там зданий. Тверская улица и Новый Арбат — пример того, как должны были бы выглядеть прямые и широкие центральные улицы.

Почти все культовые сооружения в районе новостроек (по Тверской и Охотному ряду) были уничтожены, невзирая на их историко-культурную ценность. На улице Горького были заменены практически все фасады. Старинные здания, которые считали целесообразным сохранить (как, например, здание Моссовета и дом Союзов), надстраивались и с помощью специальной технологии переносились на уровень новой красной линии. Технологию переноса каменных зданий с отрывом от фундамента освоил инженер Эммануил Гендель.

Всё, что не подлежало переносу и могло мешать движению транспорта, сносили. Так были уничтожены Китайгородская стена с Иверскими воротами, Сухарева башня, единственный в своём роде памятник XVII века, в которой размещалась первая в России математическая навигационная школа, Триумфальная арка, сооружённая Осипом Бове у Белорусского (бывшего Александровского) вокзала в память о событиях 1812 года.

В 1930 году при реконструкции Сухаревской площади исчез рынок, который существовал на этом месте с 1812 года, а в 1934-м снесли знаменитую Сухареву башню, построенную по распоряжению Петра I. На месте башни установили доску почёта колхозов московской области, которая простояла на площади два года.

Уничтожены были и Красные ворота, существовавшие в Москве с начала XVIII века, автором которых является Дмитрий Ухтомский. Эта триумфальная арка, построенная в 1753 году, была снесена вместе со стоящей неподалёку церковью Трёх Святителей по причине расширения Садового кольца.

В ходе сталинской реконструкции в столице было уничтожено немало храмов. Среди них оказались Храм Христа Спасителя, место которого было отдано под строительство Дворца Советов, церковь Иоанна Воина на Убогом дому, где возвели гостиницу «Славянка», на месте Страстного женского монастыря появился театр «Россия», памятник Пушкину и сквер. По некоторым свидетельствам, та же судьба могла постигнуть и храм Василия Блаженного.

На месте частично снесённого Симонова монастыря построили Дворец культуры ЗИЛа. Уничтожение Симонова монастыря, основанного в 1370 году, стало одной из самых крупных потерь для церкви. С ним связаны многие ключевые события в истории России. Монастырь называли «щитом Москвы» — он нередко отражал первый удар неприятеля, пытавшегося взять приступом столицу. Сергий Радонежский любил монастырь и часто в нём останавливался, на его территории находились захоронения героев Куликовской битвы.

Помимо уничтожения памятников старой Москвы, пострадала и московская топонимия. В 1922-м и в 1937 годах по Москве прокатились две волны переименований. Восстановление прежних названий улиц и площадей, переименовывания станций метрополитена начинается с 1990 года. Площадь 50-летия Октября вновь стала Манежной, проспект Калинина — Новым Арбатом, а проспект Маркса вновь разделился на три улицы: Охотный Ряд, Театральный проезд и Моховую.

Новая топония была ситуативной и отражала политическую необходимость. Например, 25 ноября 1955 года московский метрополитен получил имя Владимира Ленина, а станция «Охотный ряд» стала станцией «Имени Кагановича». Через два года, когда сам Каганович оказался в числе участников так называемой антипартийной группы, станции вернули прежнее название — «Охотный ряд». Название просуществовало до 30 ноября 1961 года, когда его сменили на «Проспект Маркса». 5 ноября 1990 года станции вернули историческое название «Охотный ряд».

Ваш дом, сад, огород!

Как продлить огуречный сезон

13 июль

На некоторые огородные темы целые книги написаны, а бывает так, что самый простой и лёгкий способ решает проблему увеличения урожая с гораздо

1 052

Зимняя прививка в марте

20 март

Чтобы разгрузить хлопотный весенний период, прививку плодовых культур можно провести в феврале-марте (т.н. зимняя прививка)

414

Луковая рассада — моя отрада!

02 апрель

Сестра, живущая в Ставрополе, выращивает лук-порей безрассадным способом, а вот у нас, в Центральном регионе, чтобы получить хороший урожай, надо лук

709

Чтобы стручков было больше

28 март

Вьющаяся фасоль растёт у нас на участке и как огородное растение: её плети обвивают беседку и веранду, украшая стены цветами и стручками.

658

Секреты сладкой ежевики

23 март

Жизнь научила нас все рекомендации проверять на практике. Вот, к примеру, везде пишут, что сладкие ягоды растут только на хорошо освещённых

516

«Клоунада» Хрущева

«Сила всегда привлекает людей с низкой моралью, на смену гениальным диктаторам неизменно приходят мерзавцы. В этом есть своя закономерность» – А.Эйнштейн.

После смерти вождя народов, каким-то случайным образом страну возглавил «главный палач СССР» Н. С. Хрущев. В тщетных попытках избавиться от Сталинского прошлого и хоть как-то выглядеть на его фоне не столь жалким руководителем, он подготовил доклад «О культе личности и его последствиях», в котором обвинил Иосифа Сталина в неуважении к Владимиру Ильичу Ленину потому, как Дворец Советов в Москве, запланированный еще 30 лет назад так и не был построен и это должно быть исправлено. По своей никчемности и низости Хрущев может уступить только Горбачеву. Если первый разрушал страну по глупости, то второй – делал это целенаправленно, за деньги.

Естественно, Хрущев и не собирался возводить монументальное сооружение. Появление гиганта означало бы победу Сталинской эпохи и являлся бы кульминационным моментом всех его архитектурных преобразований. Хрущев же осуждал Сталина и поэтому не мог позволить этому свершится. Решение этого вопроса он нашел, как и подобает такому человеку, крайне циничное. Был объявлен конкурс на проект нового Дворца Советов, но с весьма занимательными критериями.

Достаточно привести краткий отрывок из описания конкурса: «свободны от формалистических, реставраторских, эклектических тенденций и подражания современной капиталистической архитектуре». Все расплывчато и абстрактно. Конечно же, благодаря таким формулировкам можно любому проекту сказать: «Вы нам не подходите!».

Несмотря на это, в конкурсе приняли участие многие известнейшие архитекторы: Б. Иофан, Д. Чечулин, И. Жолтовский и другие. Теперь же, все их чертежи и работы не проходили «конкурсный» отбор. Неудивительно, что не было выбрано ни одного проекта, способного удовлетворить таким критериям.

Хрущевская «клоунада» закончилась запланированным фарсом, а СМИ уже во всю боролись с собственной – советской архитектурой. В итоге, Дворец Советов в Москве так и остался главным гигантом СССР, но только на бумаге.

Высота памятника Ленина 100 м

Подборка вкусностей!

Пасха с цукатами

11 апрель

Ингредиенты: 0,5 л молока 2 ст. сахара 1,5 ч.л. соли 60 г свежих дрожжей 2 пакетика ванилина 1,5 кг муки 5 яиц 300 г сливочного масла 2 ст. изюма

563

Фаршированные мидии

28 март

Перед фаршировкой удалите в середине мидий «усик» и «бахромку». Мидии можно подавать как в холодном так и горячем виде (немного разогреть). Если

457

Безалкогольный коктейль «Солнечный»

21 март

Чем дальше идут года, тем раньше начинается лето и уже даже весной есть жаркие дни. Представляем Вашему вниманию отличный безалкогольный коктейль с

465

Шашлык в гранатовом соусе

21 март

Грузия… Воспетая в стихах и песнях, эта страна не перестаёт восхищать, удивлять и покорять. И грузинская кухня — не исключение… ​​​​

711

Булочки с яблоками и корицей

17 март

Приготовьте начинку: смешайте сахар, корицу, муку и масло до образования крошек, порежьте яблоки на небольшие кусочки. Тесто разделите на две части,

469

Как добраться до Дома Советов в Санкт-Петербурге

Достопримечательность находится на юге Северной столицы, буквально в паре шагов от входа на станцию метро «Московская», но попасть сюда можно несколькими способами, про которые не все знают. Чаще всего туристов отправляют по «лёгкому» пути до остановки «Московская площадь», что напротив здания, но плотность движения тут такая, что пробку, особенно летом, не избежать. Из плюсов — до фонтанов никуда не нужно шагать, просто перейти дорогу.

Второй вариант чуть дольше, и он ведёт от парка у восточного фасада напротив улицы Ленсовета. Ближайшая остановка — «Типанова», доезжают к ней на маршрутках, и дорога даже в разгар лета не будет такой загруженной, как перекрёстки с проспектом. От остановочного павильона нужно повернуть налево и пройти 400 метров до центрального крыльца, дом виден сразу, главное — не перебегать проезжую часть в неположенном месте.

С такси в Петербурге дефицита не наблюдается — мобильные приложения Яндекса, Uber и Maxim работают давно и без перебоев. Заказывать машину лучше заранее — в пик туристического наплыва часто приходится ждать водителя по часу, если не больше. Уличные таксисты — городской бич, с которым власти активно борются. Тарифы для иногородних пассажиров у них просто астрономические, а состояние таксопарка вызывает вопросы.

Тем, кто путешествует на личном или арендованном транспорте, нужно помнить — охраняемая парковка у Дома Советов (59.852153, 30.328083) бесплатная, но только когда подняты шлагбаумы. Если заезд перегорожен, нужно искать место на стояночных карманах вдоль улицы Типанова, или ехать до Авиационной (59.855362, 30.328158) — идти от неё практически полкилометра, зато никаких запрещающих штрафов, ограничений и эвакуаторов.

Дом Советов Санкт-Петербурга на Google-панораме:

Дом Советов, Санкт-Петербург, аэросъёмка:

История Москвы

  Москва дореволюционнаяА.Н. Толстой. Москва до XIX века.Н. В. Давыдов. Поддержание порядка, полиция.Н. В. Давыдов. Трактиры и рестораны.Д.А. Покровский. Кулачные бои.П.И.Богатырев. Крестовская застава.Пантелеймон Романов. «Под великопостный звон».И.А. Белоусов. «Еврейское гетто» в Москве.И.А. Белоусов. «Московские бани».Новодевичий монастырь.Галина Серебрякова «Катков и нигилисты»

  Москва социалистическая.МОСКВА Кагановича(из книги МОСКВА 1935 г.)Архитектор К. Алабян. Расцвет архитектурыАрхитектор И. Фомин. Новые проспекты.Л. Перчик. Планировка Москвы.Вальтер Дюранти. Самый интересный город в миреЕ. Габрилович. Нет Сухаревке!Инженер А. Бутусов. У товарища Сталина.Архитектор Б. Иофан. Дворец СоветовПример конкретного руководстваЗаметки парторга

Подготовка к строительству

В народе говорят, что строить что-либо на месте уничтоженного храма – занятие бесперспективное. Но, большевики, были атеистами и в приметы не верили. Напрасно. Первые же геологические изыскания показали, что почва в месте, где должен был расположиться Дворец Советов песчаная, много наносной породы, известняка и карстовых пустот, к тому же рядом находится река. Ее воды неминуемо затопляли бы подвалы будущего здания. Словом по всем параметрам выходило, что строить столь масштабное сооружение в этом месте нельзя. Но, большевики не привыкли сворачивать с выбранного пути. Провели битумизацию грунта. Разогретый до 200С битум по трубам закачивали в почву до тех пор, пока все пустоты не были уничтожены. Затем приступили к созданию фундамента, который должен был выдержать нагрузку в 500 000 тонн. После сложных расчетов фундамент расположили на глубине 21 метр ниже уровня Москвы-реки. При этом само здание должен был держать металлический каркас, закрепленный в бетонном фундаменте. Центральный институт металлургов Ленинграда даже разработал специальную марку стали для каркаса Дворца Совета. Сборка каркаса должна была проходить в четыре этапа с государственной приемкой каждого из них. Общая высота Дворца Советов должна планировалась — 420 метров, что на 13 метров было выше самого высокого здания тех лет – Эмпайр-стейт-билдинг.

Размер имеет значение

Дворец Советов должен был выглядеть как своеобразный древневавилонский зиккурат, но составленный их цилиндров, а не из четырехугольников. Ступенчатую постройку планировали увенчать 100-метровой скульптурой Ленина, который бы указывал товарищам верную дорогу перстом размером с двухэтажный дом. Для сравнения: фигура вождя народов оказалась бы выше колокольни Ивана Великого на 19 метров, а ведь его хотели поставить на 300-метровый постамент. В готовом виде Дворец Советов должен был оказаться выше, чем Эмпайр-стейт-билдинг. Этот факт радовал людей — в СССР очень любили рекорды. По приблизительным расчетам, увидеть здание можно было бы с расстояния в 35 километров. Работавшие над проектом Иофан, Щуко и Гельфрейх постоянно сталкивались с трудностями: нужно было учитывать сильный ветер, дующий на таких высотах. Основа здания состояла из сложного каркаса, для которого разработали специальную высокопрочную марку стали. Она получила название СДС — Сталь Дворца Советов.


Сравнение трех статуй. (wikipedia.org)

Внутри основу Дворца Советов составлял Большой зал в виде амфитеатра. По плану он должен был занимать площадь 12 тысяч квадратных метров и вмещать до 20 тысяч человек. Для пребывания такого огромного количества человек в закрытом помещении нужна была сильная вентиляция. Стены зала предполагалось украсить лепниной на революционную тематику — все в лучших традициях сталинизма. Рядом с Большим залом планировался Малый, на 5775 мест. Предполагалось, что он станет самым большим театральным залом в Европе. Кроме двух залов во Дворце предусматривались 4 аудитории и огромная библиотека. Чтобы быстро попадать из одной точки в другую, в здании планировали построить 62 эскалатора и 99 лифтов.


Сравнение размеров Дворца Советов. (wikipedia.org)

Выбор проекта

Конкурс на проект Дворца Советов считается самым масштабным за всю историю архитектуры Советского Союза. Принять участие приглашались архитекторы со всего мира и даже люди, по роду своей деятельности далекие от искусства и градостроительства. Дворец Советов был призван стать народным зданием, соответственно, внести свой вклад в его сотворение мог любой желающий.

Руководство обозначило принципиальный момент – здание должно быть высотным. Тем не менее, никакого конкретного технического задания участникам конкурса не дали, поэтому облик Дворца они могли полностью придумать сами, основываясь лишь на собственной фантазии. Несмотря на то, что проекты порой разительно отличались друг от друга, высотность ожидаемо победила приземистость.

Монументальную постройку было необходимо не просто вписать в окружающую среду, но заставить доминировать в ней. Дворец Советов снаружи виделся огромной высоткой с окружающей ее открытой площадью для демонстраций и прогулок, а внутри предполагалась череда холлов и залов для заседаний Верховного Совета СССР, а также проведения массовых мероприятий.

Среди иностранцев, представивших свои проекты Дворца Советов, отличился американский архитектор Гектор Гамильтон. Он удостоился второй премии на Всесоюзном этапе конкурса

В 1932 году журнал Time подчеркивал, что премия Гамильтону – это важное доказательство открытости конкурса. Архитектор, не слишком известный на тот момент в профессиональном сообществе, получил награду благодаря своим талантам, а не громкому имени. Увы, проект, носивший рабочее название «Простота», сгубила именно незамысловатость

Гамильтон, к примеру, упустил из виду такую деталь, как площадь возле Дворца Советов (в плане ее не было). Но где же тогда проводить демонстрации?

Увы, проект, носивший рабочее название «Простота», сгубила именно незамысловатость. Гамильтон, к примеру, упустил из виду такую деталь, как площадь возле Дворца Советов (в плане ее не было). Но где же тогда проводить демонстрации?

Проект именитого французского архитектора Ле Корбюзье (впоследствии известен как один из основателей архитектурного стиля брутализм) тоже не вполне соответствовал поставленной задаче. Здание, спроектированное Ле Корбюзье, называли то ангаром, то стадионом, то огромным заводским корпусом – чем угодно, только не дворцом.

В феврале 1932 года вышло постановление, в котором архитекторам снова настоятельно рекомендовали не бояться высотности. Наконец, в мае 1933 года Совет строительства одобрил проект советского зодчего Б. М. Иофана. Финальный план, в разработке которого помимо Иофана приняли участие В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх, был таков: здание Дворца Советов – самое высокое в мире, выше Эйфелевой башни или Эмпайр-стейт-билдинг. Его высота – 415 метров.

Б. М. Иофан, Л. В. Руднев (в дальнейшем архитектор главного здания МГУ) и Д. Н. Чечулин (архитектор дома на Котельнической набережной) предлагали построить несколько высотных зданий, чтобы сгладить масштаб Дворца Советов. А. В. Щусев конкретизировал замысел: архитектор высказался за строительство восьми новых высоток и призвал расположить их в местах, названия которых содержат эпитет «красный» – окрестности Красной площади, Красные ворота, Красная Пресня.

Гонка в строительстве между Москвой и Берлином

Одновременно с реализацией идеи Дворца Советов в Москве в Берлине возводили не менее монументальное здание – Купольный Дворец (Дом собраний). Адольф Гитлер также, как и Иосиф Сталин занимался переустройством столицы. В планах должны были появится монументальные сооружения: рейхсканцелярия, верховное командование вермахта, партийная канцелярия, дворец самого Гитлера и Дом собраний.

В отличии от большевиков фюрер отказался сносить постройки с историческим значением – старый рейхстаг, здесь предлагали начать масштабную стройку. Он предложил использовать старое здание под библиотеку. Новое здание парламента должно было вместить гораздо большее число депутатов.

Размеры Купольного дворца были колоссальными – 21 млн. м2. Гитлер был в неописуемом восторге от мысли возведения монумента такого масштаба. Надо отметить, что немецкий диктатор очень сильно расстроился, когда узнал высоту Дворца Советов, так как Дом собраний существенно уступал по этому показателю. В этот момент между вождями началось своеобразное соревнование: кто сможет выше и дороже построить будущий символ процветания страны.

Фюрер, пытаясь примериться с мыслью, что Купольный Дворец не сможет превзойти Сталинский небоскреб, решил для себя, что его дворец будет уникальным творением архитекторов тысячелетнего рейха. В годы войны Гитлер на время оставил реализацию своих архитектурных замыслов, но никогда не забывал о конкуренции с Дворцом Советов СССР. В планы немецкого диктатора входило уничтожение высотки после захвата Москвы.

Здание Советов в Москве. Кадр из фильма “Шпион”

идея создания

Снос храма Христа Спасителя, год

В большинстве документов 1930-х годов слово «советов» писалось со строчной буквы, реже — с заглавной. Традиция написания «Дворец Советов» возникла в 1950-х годах.

Идею строительства в столице Дворца Советов впервые озвучил в году Сергей Киров на Первом Всесоюзном съезде Советов, проходившем в здании Большого театра:

По замыслу партийного руководства, Дворец Советов строился не только в качестве здания для проведения собраний, съездов и размещения органов государственной власти. Величественное сооружение должно было стать «эмблемой грядущего могущества, торжества коммунизма не только у нас, но и там, на Западе». По словам наркома просвещения Анатолия Луначарского, дворец изначально задумывался как архитектурная доминанта города, «чтобы дать Москве некоторое завершающее здание, чтобы дать Москве — красному центру мира, — зримый архитектурный центр». В году члены Ассоциации новых архитекторов предложили в качестве площадки для будущего дворца место храма Христа Спасителя

Строительство столь грандиозного дворца не могло быть осуществлено в годы Гражданской войны и поэтому было отложено. Восстановление и развитие экономики СССР позволило вновь вернуться к этой идее в 1950-х. Решение о строительстве Дворца Советов принимал лично Иосиф Сталин.

Новая Москва

В первые месяцы после утверждения постановления «О генеральном плане реконструкции города Москвы» в 1935 году стало ясно, что трудовые и материальные ресурсы не соответствовали реализации «гигантского размаха московского строительства». Из-за отсутствия строительных механизмов и машин, постоянных кадров рабочих, инженеров, руководителей-хозяйственников установленные планы выполнять не удавалось, а затраты на строительство увеличивались. ЦК ВКП(б) и СНК СССР пришлось рассмотреть дополнительно вопросы по решению проблем строительства «Об улучшении строительного дела и об удешевлении строительства» от 11 февраля 1936 года.

Так, в течение года с привлечением лучших специалистов подготавливали взрыв Храма Христа Спасителя, чтобы на его месте построить Дворец Советов, архитектором которого был Борис Иофан. Почти два года тысячи рабочих разбирали руины взорванного храма. Идея строительства дворца на месте храма Христа Спасителя имела особое значение: разрушение главной московской церкви — символа победы царизма над Наполеоном было важным шагом в процессе удаления символов прошлого. На смену религиозному символу старой России приходит новый символ новой империи. Дворец Советов должен был стать самым высоким зданием планеты, опередив американский Эмпайр-стейт-билдинг.

Строительство дворца, начатое только в 1937 году, так и не завершилось — началась война. К 1939 году закончилось строительство фундамента высотной части, главного входа и стороны, обращённой к Волхонке. Однако сваи фундамента из высокопрочной стали разобрали для изготовления противотанковых ежей. В 1942 году стальные конструкции здания были демонтированы и использованы для строительства мостов на железной дороге, созданной для снабжения северным углем центральных районов. После войны ещё какое-то время существовало управление строительства Дворца Советов, архитектор Борис Иофан продолжал работу над проектом. И только в 1960 году было принято решение прекратить дальнейшее проектирование дворца. Место стройки перенесли на гребень Ленинских гор, а Дворец Советов заменили новым зданием МГУ, архитектором которого стал Лев Руднев. Работы над новым зданием велись в очень сжатые сроки, поэтому в основу лёг проект Иофана, что подчёркивало преемственность здания МГУ по отношению к Дворцу Советов. На память о Дворце Советов осталась станция метро «Кропоткинская» (прежде одноимённая) работы мастера Алексея Душкина, которая изначально задумывалась как подземный вестибюль дворца.

Постройки 1930-х годов

Реализация генерального плана началась в районе Манежной площади и улицы Горького — с создания таких знаковых образцов новой архитектуры, как жилой дом № 13 на Моховой улице архитектора Ивана Жолтовского, здание Ленинской библиотеки архитекторов Владимира Гельфрейх и Владимира Щуко, здание Госплана архитектора Аркадия Лангмана, гостиница «Москва» архитектора Алексея Щусева, Дом на набережной, построенный по проекту Бориса Иофана на противоположной стороне реки.

Традиционализм советских архитекторов опирался на дореволюционный опыт архитектуры. Так строился дом № 13 на Моховой в 1934 году, где был использован один из излюбленных декоративных приёмов — колоннада. Дизайн здания вызывал интерес к нему со стороны жителей столицы. Москвичи приходили смотреть «красивый дом».

Первой гостиницей, построенной при советской власти, была гостиница «Москва». Она возводилась с 1933 по 1936 год. В здании прослеживаются характерные черты от переходного периода конструктивизма к сталинскому ампиру. Гостиницу украшали скульптуры, панно, живопись, мозаика. В 2004 году здание было снесено, а к 2013-му на его месте построили новое.

Здание Наркомзема построено в 1928—1933 годах в стиле позднего конструктивизма. При строительстве применялись новые технологии, новые материалы и был реализован авангардный дизайн, что предполагало каркасную систему здания. Также в архитектуре строения появились округлые элементы.

Жилой дом № 77 на улице Осипенко (нынешней Садовнической) построен в 1929 году архитектором П. Яньковским. В 1937-м в связи с реконструкцией Краснохолмского моста через Москву-реку было принято решение разделить дом на две части и перенести одну из них, длина которой составляла 86 м, а вес — 9 тыс. т, развернув на 19 градусов.

На противоположной стороне реки в 1931 году по проекту Бориса Иофана был построен Дом на набережной. Он создавался специально для партийной элиты того времени. Здесь проживали известные учёные, герои гражданской войны, герои Труда, писатели и деятели культуры.

Символ коммунизма

Изначально в проекте Иофана над зданием возвышалась 18-метровая скульптура рабочего с факелом в руке под названием «Освобожденный пролетарий». Но, по словам И.В. Сталина, Дворец Советов должен был стать памятником Ленину и его достижениям. Так обозначилась новая задача: увенчать Дворец 100-метровой скульптурой Ильича. В ясную погоду ее теоретически можно было бы увидеть на расстоянии семидесяти километров от Москвы. Предполагалось, что статуя Ленина будет в три раза выше и в два раза тяжелее нью-йоркской статуи Свободы. Одна ее голова по объему лишь немного уступала колонному залу Дома Союзов на Большой Дмитровке.

Как выглядит Дворец Советов «на бумаге»? Его главный вход, возле которого установлены памятники Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу, обращен к Кремлю. Внутри здания – взаимодействие всех видов искусства. Фрески, например, должны были занять около 20 тысяч квадратных метров стен (при сравнении выясняется, что это шесть Красных площадей). Помимо них – скульптуры, бюсты, барельефы и полотна в стиле соцреализма.

Наибольший интерес представляет Большой зал, расположенный в центре Дворца. В нем можно было бы поместить на выбор колокольню Ивана Великого, Исаакиевский собор или любое здание высотой 25 этажей. Партер большого зала мог трансформироваться в сцену, водный бассейн и даже ледовую арену. Подобные превращения должны были происходить в течение нескольких минут при помощи электрического подъемника. Круглая форма Большого зала затрудняла проведение киносеансов, и у создателей проекта нашлось оригинальное решение проблемы. Следовало установить сразу четыре экрана, боковые грани которых сложатся в фигуру куба. Три из них обращены к разным сторонам амфитеатра, один – к сектору президиума.

Большой и Малый залы Дворца Советов соединялись посредством открытого форума для народных собраний. Кроме того, в здании хотели расположить зал сталинской Конституции, зал героики Гражданской войны и архив документов, связанных с историей установления советской власти.

Амбициозность проекта требовала высокой технической оснащенности. Инженеры подсчитали, что в дни съездов и сессий Верховного Совета в здании будет находиться до 50 тысяч людей! Скоростные лифты, эскалаторы, шумоизоляция, самовыдвигающиеся кресла, автоматические системы уборки помещений, наличие радиосвязи в здании – все это должно было стать неотъемлемой частью внутреннего облика Дворца Советов.

Остановка работ

Реализация грандиозных планов создания Новой Москвы была остановлена с началом Великой Отечественной войны в 1941 году. В послевоенный период генеральный план продолжал реализовываться со значительными коррективами. В панораме столицы появились новые высотные акценты — так называемые сталинские высотки. Все восемь (построены только семь) московских высоток были заложены в один и тот же день 800-летия Москвы — 7 сентября 1947 года, и в один и тот же час — в 13:00 по московскому времени.

Участки для строительства были выбраны в основном на пересечении радиальных магистралей с Садовым кольцом и рекой Москвой. Предполагалось, что высотные здания создадут комплекс градостроительных доминант, подчеркнут радиально-кольцевую структуру городского плана и станут основой формирования новых ансамблей площадей города. Так, например, здание Московского государственного университета наиболее значимо с градообразующей точки зрения, именно поэтому оно построено на Воробьевых горах — в самом высоком месте Москвы.

На смену сталинскому классицизму пришёл сталинский ампир — лидирующее направление в архитектуре советской России с 1936 по 1955 годы. Известный архитектор того времени Натан Остерман писал: «Коммунизм… выступает не только как общественный порядок, но и как закон природы». Для сталинского ампира характерно сочетание монументальности с использованием архитектурных ордеров, композиций из скульптур трудящихся, спортсменов, военных, а также портиков, барельефов, колонн, панно из мозаики, государственной символики, гербов. Для отделки фасадов и внутренних интерьеров использовались мрамор, гранит, бронза. Характерными памятниками архитектуры того времени являются здание Главного павильона ВСХВ и станции метрополитена.

В это же время прекращается снос православных храмов, во многом лишённых своих опознавательных знаков — колоколен, пятиглавия. Это позволило некоторым из них сохраниться до нашего времени. Общепризнано, что сталинские высотки являются вершиной послевоенного «советского ар-деко» в городской архитектуре.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: