6 российских фильмов, получивших «оскар»

Первый оскар

«Утомленные солнцем»1994, лауреат

https://youtube.com/watch?v=NdZ67x2Meuc

Уже следующий фильм принес Никите Сергеевичу заслуженный «Оскар» и стал настоящим событием в новом российском кино, которое в эпоху перестройки медленно затухало из-за отсутствия должного финансирования. Кроме того, он открыл Михалкову дорогу к сердцам американских актеров. В одном из следующих фильмов, «Сибирский цирюльник», снялись два актера из будущей «поттерианы»: Ричард Харрис, первый исполнитель роли Альбуса Дамблдора, и Роберт Харди, бессменный Корнелиус Фадж. «Утомленные солнцем» мог вместе с «Оскаром» также взять и главный приз в Каннах, но там, к сожалению для Михалкова, в основной программе участвовал тогда еще мало известный Квентин Тарантино с «Криминальным чтивом», которому и достался главный приз.

Недокументальная история Хатыни

Фильм снят по мотивам произведений Алеся Адамовича «Хатынская повесть», «Партизаны» и «Каратели», причем Климов и Адамович совместно работали над сценарием.

В каждом из них присутствует сцена уничтожения белорусского села, не имеющего имени в фильме. Впрочем, есть ли смысл называть?

За время Великой Отечественной войны на территории Белоруссии было уничтожено 5295 (современные источники говорят о 9093) хуторов, деревень и сел.

Из них 628 сожжены вместе с имеющимся на месте населением, и по меньшей мере 186 — вместе с грудными детьми, немощными стариками и инвалидами.

Именно о них писал автор. В «Карателях» фигурирует «акция устрашения» 15 июня 1942 года в селении Борки Кировского района Могилёвской области. В «Хатынской повести» — одноименный населенный пункт, ставший сегодня международным мемориалом.

В соответствии с эти собирательные образы антигероев картины имеют исторические прототипы в лице членов специальной команды СС «Дирлевангер» и добровольческой дивизии Вячеслава Муравьева.

Выжившие после Хатыньской трагедии и ряда подобных событий оставили не только художественные мемуары, но и документальные свидетельства послевоенных судебных процессов над преступниками.

Их сравнение с лентой даёт ужасное понимание: изображение на экране стремится к документальной достоверности, что не берутся опровергать даже самые горячие головы.

Нужно ли спорить о раскрытии характеров и художественном изображении персонажей? Это уже не имеет никакого значения.

Российские (и советские) фильмы – лауреаты «Оскара»

 1942 – «Разгром немецких войск под Москвой»

кадр из фильма «Разгром немецких войск под Москвой»

Первый советский фильм, завоевавший «Оскара». Снят Л.Варламовым и И.Копалиным по инициативе Сталина. Фильм создавался поистине с кровью — погибали фронтовые кинооператоры, в 30-градусные морозы отказывала аппаратура. Но советский народ должен был увидеть свою важнейшую победу. Лента с триумфом прошла по экранам. После переозвучивания и перемонтажа фильм был отправлен в Америку. Под названием «Москва наносит ответный удар» получил награду за лучший документальный фильм.

 1968 – «Война и мир»

кадр из фильма «Война и мир»

С.Бондарчук взял на себя серьезную ответственность — воссоздать на экране мощнейший роман Л.Толстого. Почти 6 лет работы, грандиозные батальные сцены. В съемках Бородинской битвы было занято рекордное число массовки — 120 тыс. человек. Производство картины обошлось в огромную сумму, по разным сведениям, от 8 до 18 миллионов рублей. Великолепный актерский ансамбль, использование музейного реквизита, красивые костюмы — фильм весьма впечатляющий.

 1975 – «Дерсу Узала»

Советско-японский фильм А.Куросавы по книгам русского географа В.Арсеньева.

кадр из фильма «Дерсу Узала»

Дерсу Узала – реально живший человек, проводник известного путешественника по Уссурийскому краю. Простой охотник покорил ученого своей мудростью и отвагой. Фильм одновременно и приключенческий и философский. Съемки велись на Дальнем Востоке. Исполнителей главных ролей, Максима Мунзука и Юрия Соломина, советские власти не отпустили на церемонию награждения.

1980 – «Москва слезам не верит»

Мелодраму В.Меньшова кинокритики обругали.

кадр из фильма «Москва слезам не верит»

Однако у народа картина получила полное признание – 85 миллионов зрителей в первый же год проката. Простые девчонки в поисках своего счастья – такой сюжет неизменно близок людям. Фильм прошел с феноменальным успехом, очень понравился Брежневу. Почти 100 стран купили ленту. Режиссер на вручении «Оскара» не присутствовал – он был «невыездным». Да и узнал о награде чуть ли не последним. Статуэтка киноакадемии оказалась в его руках только в 1989 году.

1994 – «Утомленные солнцем»

кадр из фильма «Утомленные солнцем»

Фильм Н.Михалкова — трагическая история о честности и совести. В ничем неомраченную жизнь семьи сталинского комдива исподволь приходит беда. 1936 год, начало политических репрессий. Противостояние человечности и тоталитаризма. Безупречный выбор актеров, талант режиссера — и на экране предстает подлинная атмосфера тех страшных для страны лет. В 2009 в Лондоне был поставлен одноименный спектакль, основанный на событиях фильма.

1999 – «Старик и море»

Мультфильм А.Петрова снят по повести Хемингуэя.

кадр из м\фильма «Старик и море»

Работа продолжалась два с половиной года. Техника, в которой работает Петров, непривычная всем компьютерная анимация. «Пальцевая живопись» требует неимоверного терпения, ибо каждый кадр буквально рисуется на стекле. Талантливый художник создал глубоко одухотворенную картину. Проект был очень затратным, но великолепный результат стоил того. В 2000 получил «Оскара» за лучший короткометражный анимационный фильм.

«Кавказский пленник»1996, номинант

Для Сергея Бодрова-старшего «Кавказский пленник» — не единственный фильм, связывающий его с «Оскаром». Спустя три года он поставит французско-российскую картину «Восток-Запад», также номинированную на награду американской киноакадемии, но также оставшуюся без награды. «Кавказский пленник», в котором одни из своих лучших ролей сыграли Сергей Бодров-младший и Олег Меньшиков, оказался любопытным переложением рассказа Льва Толстого, в котором действие аккуратно перенесено из Чечни XIX века в Чечню современную. Фильм был номинирован и на «Золотой глобус», но там тоже проиграл.

Из ребенка в старики за 3 дня

Сюжет фильма умещается в одно предложение: это история 16-летнего белорусского подростка по имени Флёра, отправившегося из погибшей в ходе зачистки деревни в партизанский отряд и повторно столкнувшийся с ужасом тотального уничтожения
соотечественников.

О шаблонной канве даже не задумываешься. Настолько реалистичных и жестких сцен советский кинематограф не знал ни до, ни после «Иди и смотри».

Режиссер раз за разом погружает зрителя в однотипные сцены, монотонно втаптывая ощущения в грязь белорусских болот.

Исполнитель главной роли Алексей Кравченко за 2 часа экранного времени превращается из пышущего здоровьем молодцеватого деревенского паренька в седого старика.

Он теряет близких, теряет друзей, находит их вновь и сталкивается с двумя полярностями человека на фоне абсолютного ада.

Зрители идут вместе с ним. И уже когда по традиции военных фильмов ожидаешь закономерный итог, Климов заставляет задуматься о гуманизме, даря какую-то совершенно христианскую веру в человека и человечность.

По ходу ленты желающие увидят множество библейских сюжетов и языческих традиций, сохранившихся в быту; философские диспуты в виде картин и чистые человеческие чувства.

Прежде всего — тотального страха, опустошения, которые превращаются в качели, позволяющие героям и зрителям лучше понять себя самих.

О смутно схожих эмоциях рассказывает спустя 15 лет «Бойцовский клуб». Но ни он, ни множество других гуманистических фильмов не вызывают такой эмоциональный шок, как делает это «Иди и смотри».

И это не все. Если забыть о гимнастерках и реальных событиях в основе, «Иди и смотри» можно рассматривать первым слешером современного формата, который обходит большинство фильмов ужасов восьмидесятых.

Вот только оторваться от монотонного фильма практически невозможно.

«12»2007, номинант

Третий фильм Никиты Михалкова, выдвинутый на соискание награды американской академии, был заведомо обречен на проигрыш, и не только потому, что у него были сильнейшие конкуренты в лице «Лабиринта Фавна» и победившего в номинации фильма «Жизнь других». Просто для американцев это был уже второй ремейк оригинального фильма Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин», а уж о том, что судебная драма — жанр для США столь же привычный, сколь и банальный и говорить не приходится. Несмотря на культовый статус оригинального фильма, вариант Михалкова награждать академики не захотели. Впрочем, это не помешало картине выйти на Западе и собрать приличную кассу и отзывы зрителей.

Российские фильмы, которые номинировались на «Оскар» в разные годы

Кроме лауреатов, заслуженно добившихся успеха, немало отечественных фильмов боролись – и борются — за премию американской академии киноискусства:

Но не следует думать, что для российского кино «Оскар» или другие кинопремии – самоцель. Кино создается в первую очередь для людей. Лучшие советские и российские фильмы во все времена несли послание к человеческому в человеке. Возрождение духовности – что может быть важнее?

P.S. Критики много рассуждали (и продолжают это делать) по поводу кризиса российской киноидустрии, хотя за последнее десятилетие стали чаще появляться отечественные ленты, отмеченные на иных международных фестивалях.

Представляется, что в подобной ситуации уместнее говорить не столько о «кризисе жанра» российского кино, сколько о его становлении в новых для себя и государственно-политических, и социально-общественных, и даже эстетических реалиях. Думается, что и здесь у нашей страны – свой особый путь, главное, поскорее его обрести.

Возможно, лучший фильм про войну. Не только в России

Премьера «Иди и смотри» собрала 30 миллионов человек по СССР. После фильм был выпущен ещё в 11 странах мира, включая США.

По словам Климова, во время сеансов у кинотеатров за рубежом дежурили кареты «скорой помощи», увозя слишком впечатлительных зрителей. Впечатляет он и сегодня, о чем можно найти множество рецензий на IMDb.

В том же 1985 фильм был выдвинут от СССР в число претендентов на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», но не получил номинацию.

Кинокритик Роджер Эберт («Chicago Sun-Times») в 2010 назвал последнюю работу Климова «одним из самых опустошающих фильмов о войне», где, по его предположению, «живые, должно быть, завидуют мёртвым».

Он же признался, что вряд ли видел фильм, более безжалостно изображающий человеческое зло.

После реставрации ленты в 2017 году силами «Мосфильма» лента Климова получила награду Venezia Classici в рамках 74-го Венецианского кинофестиваля, обойдя десятки мировых классиков.

Рейтинг 97% на основе профессиональных отзывов кинокритиков только подтверждает мнение итальянских специалистов-синефилов.

«Частная жизнь»1982, номинант

«Частная жизнь» рассказывает историю пожилого человека, бывшего директора крупного предприятия, который не может найти себе место на пенсии. По нашему мнению, это один из лучших советских фильмов, выдвигавшихся на «Оскар», который, очевидно, был недостаточно понятен американским академикам, чтобы победить. Режиссер Юлий Райзман предсказал целую эпоху, трагичную для старых людей, которые не могли приспособиться к новому режиму в «период застоя». «Оскар» фильм не получил, зато попал на крупнейший киносмотр в Венецию, а актер Михаил Ульянов получил немало наград в СССР и на Западе за выдающуюся главную роль в картине.

«Братья Карамазовы»1969, номинант

Большой фанат Достоевского (помимо «Карамазовых», он также сделал лучшую экранизацию «Идиота» в истории кино), мастер «народной комедии» Иван Пырьев, держал у себя в шкафчике целую стопку сценариев по произведениям великого русского писателя, а «Братья Карамазовы» стали для него последней картиной в карьере. Пырьев умер во время съемок, но фильм все же был доснят. Драматический контекст создания не помог картине завоевать награду, но фильм Пырьева до сих пор считается одной из лучших киноэкранизаций Достоевского. Грубоватый, эмоциональный, слегка «мужицкий» стиль автора идеально подошел классической эпопее про братьях Карамазовых.

Фильм, который должен увидеть каждый

«Иди и смотри» — нестандартная для советского и российского кинематографа лента. В ней нет современного безудержного «Можем повторить». В ней нет и ощущения «праздника со слезами на глазах».

Нет и попытки передать атмосферу, дух, мысли поколений, как это удачно получилось с романтично-печальным «Я родом из детства».

Он о другом. Не фильм даже, а тест на человечность и кусок нашей истории, о котором боятся вспоминать.

«Иди и смотри» стоило бы назвать главным антивоенным фильмом, ощущения после которого затмевают «Апокалипсис сегодня», «Человек за солнцем» и сотни других, рассказывающих о настоящей войне.

Разве что «Нити» и «Письма мертвого человека» могли бы как-то тягаться по силе и тематике с белорусской картиной. Но они о другом.

Фильм Климова нужно посмотреть, прочувствовать каждому. И что-то изменится: внутри и снаружи. Может быть, мы станем чуточку лучше. Как хотелось бы Климову, Адамовичу и их герою.

iPhones.ru

Как за час стать седым стариком.

Авторский фильм, которого могло не быть

Название советского двухсерийного художественного фильма режиссёра Элема Климова «Иди и смотри» смотрится нестандартно даже для кинематографа эпохи Перестройки: «Iдзi i глядзi».

Но национальная (герои говорят на смеси русского и белорусского) на первый взгляд лента задумывалась под совсем другим названием «Убейте Гитлера» как манифест о человечности.

Но никак не военный фильм.

Сценарий не был утвержден соответствующими государственными органами по общему для всего советского кино требованию и попал в Госкино уже в виде сценария.

Будущий шедевр смогла спасти только настойчивость автора, изменившаяся политическая повестка и, может быть, факт работы над сценарием известного белорусского писателя Алеся Адамовича и самого Климова.

Сама идея снять фильм о маленьком партизане, заставшим уничтожение собственной деревни, казалась руководителям корректной. Но ряд сцен оказались «абстрактным гуманизмом», недопустимым в «стране победившего социализма».

Именно они сегодня заставляют задумываться и делают работу Климова завершенной. Благо, сценарий удалось отстоять — пожертвовали только названием и тремя годами простоя в съемках.

В результате снятая всего за 9 месяцев лента оказалась уникальным явлением советского кинематографа. Ни до, ни после ничего подобного так и не появилось.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: