Первые «пташки» авиационных кб

Русские самородки классный час, посвященный русским мастерам, изобретателям, ученым. изобретательство - это такое занятие, которое вопреки всем суровостям. - презентация

Атомная и водородная бомба

Академик Игорь Васильевич Курчатов занимает особое место в науке ХХ века и в истории нашей страны. Ему – выдающемуся физику – принадлежит исключительная роль в разработке научных и научно-технических проблем овладения ядерной энергией в Советском Союзе. Решение этой сложнейшей задачи, создание в cжатые сроки ядерного щита Родины в один из наиболее драматических периодов истории нашей страны, разработка проблем мирного использования ядерной энергии было главным делом его жизни. Именно под его началом создается и успешно испытывается в 1949 году самое страшное оружие послевоенного времени. Без права на ошибку, иначе – расстрел… А уже в 1961 году группой физиков-ядерщиков лаборатории Курчатова было создано самое мощное взрывное устройство за всю историю человечества — водородная бомба АН 602, за которой тут же закрепилось вполне уместное историческое название — «царь-бомба». При испытании этой бомбы сейсмическая волна, возникшая в результате взрыва, три раза обогнула земной шар.

Автомат

С 1913 года изобретатель Владимир Григорьевич Федоров приступает к работам, заключающимся в испытаниях автоматической винтовки (ведущей стрельбу очередями) под патрон калибра 6,5 миллиметра, которая являлась плодом его разработки. Уже спустя три года такими винтовками уже вооружают солдат 189-го Измаильского полка. Но серийный выпуск автоматов удалось развернуть лишь после окончания революции. На вооружении отечественной армии оружие конструктора находилось вплоть до 1928 года. Но, согласно некоторым данным, в период Зимней войны с Финляндией войсками все же использовались некоторые экземпляры автомата Федорова.

Часть 3. Заключительная

Учитель. Ребята, сегодня мы поняли, что первооткрыватели – это люди, которые следуют за своей мечтой, выходят за привычные рамки и открывают то, что не было известно раньше. Первооткрывателями могут быть путешественники, изобретатели, учёные. Открытия можно совершить даже в тех областях, где, на первый взгляд, все изучено.

путешественником, изобретателем?

Ответы обучающихся.

Учитель. Ребята, давайте посмотрим видео о проектах Движения Первых, которые могут помочь вам в будущем стать ученым, путешественником, изобретателем. Председатель правления Движения Григорий Гуров расскажет о том, в каких направлениях Движения могут принять участие ребята со всей страны.

Учитель. Все вместе мы можем включаться в полезные дела Движения Первых, чтобы учиться быть активными, первыми, ответственными за то, какие открытия будут сделаны в будущем. Новые открытия – в ваших руках.

ПОСТ-РАЗГОВОР

Чтение и обсуждение книги Феликса Кривина «Как стать кругосветным

путешественником».

Знакомство с материалами Русского географического общества, https://kino.rgo.ru/.

Посещение краеведческих музеев, природных заказников и заповедников, которые находятся в населенном пункте или близлежащих территориях.

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Литературное чтение: произведения о путешественниках, учёных- исследователях.

Окружающий мир: работа с географическими картами, формирование

умений использовать компас.

Технология: конструирование по модели (на плоскости). Взаимосвязь выполняемого действия и результата.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  • Портал фильмов Русского географического общества. Серия «Наши в мире» https://kino.rgo.ru/films/?page=36
  • Ф. Конюхов Тихий океан, — М. : Издательство Настя и Никита

Никита

  • Русские Колумбы / Т.Ю. Лубченкова. – М.: Белый город, 2002
  • Великая Россия:   наши   знаменитые   соотечественники   /   под.  Ред. С.Шиндиковой. – М.: Союз-К, 2009

Благодарность   учёным-исследователям,   посвятившим   свою    жизнь изучению географического, культурного и исторического наследия России.

Упорство вознаграждается

Можайский не сдался. При поддержке учёных и инженеров, того же Менделеева и морского министра С. Лессовского он смог собрать деньги на покупку двигателей. 21 мая 1881 года Можайский привёз из Англии две паровые машины, работавшие на керосине, а 3 ноября того же года запатентовал свой самолёт.

Снова началось обивание порогов министерств, ведомств и царских резиденций. Александр III в деньгах отказал. Военное министерство выделило лишь место для постройки самолёта в Красном Селе. Деньги давали энтузиасты. Сам Можайский вложил всё, что у него было, да ещё и влез в долги. На карту было поставлено всё.

Телеграф — Шиллинг

21 октября 1832 года первый в мире электромагнитный телеграф продемонстрировал русский ученый-электротехник Павел Львович Шиллинг. Его пятикомнатная квартира оказалась мала для демонстрации, и тогда ученый снял весь этаж. Передатчик был установлен в одном конце здания, где собрались приглашенные, а приемник — в другом, в кабинете Шиллинга. Расстояние между аппаратами составляло свыше 100 м. Шиллинг также разработал оригинальный код, в котором каждой букве алфавита соответствовала определенная комбинация символов, которая могла проявляться черными и белыми кружками на телеграфном аппарате. Демонстрацию изобретения посетили Борис Семенович Якоби, граф Бенкендорф, Император Николай I и Великий князь Михаил Павлович.

Самолет — Можайский

Разбег

Родился наш герой 21 марта 1825 года в Выборгской губернии. Его отец был адмиралом русского флота. Александр пошёл по стопам отца, окончил морской кадетский корпус и начал службу гардемарином на Балтийском флоте.

А.Ф. Можайский

В 1854 году старший лейтенант Можайский принял участие в кругосветном плавании, побывал в Японии. Интересный факт, который до сих пор помнят в Стране восходящего солнца: русский боевой офицер помог японцам получить представление о создании больших европейских судов. Он руководил совместной постройкой русскими и японцами шхуны «Хэда». Об этом увлекательном приключении русских моряков в Японии поведал писатель Николай Задорнов в книге «Хэда».

Можайский относился к той категории русских офицеров, которые не ограничивались только интересами флота, он остался в памяти современников как человек разносторонних интересов, широкой эрудиции, умеющий ориентироваться в самых сложных ситуациях. Идея создания летательного аппарата тяжелее воздуха посетила изобретателя задолго до её реализации на практике. Из воспоминаний его сына Александра Александровича известно, что этот замысел возник под влиянием наблюдений за полётом птиц. Ради своей мечты Можайский оставил воинскую службу и в 1876 году начал работать над задуманным проектом.

А.Ф. Можайский показывает Д.И. Менделееву модель своего самолета

Перед постройкой самого самолёта Александр Фёдорович изготовил его модель. В записке Главного инженерного управления Военного министерства в 1884 году говорилось, что наземные испытания были направлены на оценку тяги силовой установки. Модель имела четыре колеса, расположенные под фюзеляжем и могла совершать устойчивые полёты со скоростью 5 метров в секунду.

В 1881 году основные узлы самолёта Можайского были готовы. Под Санкт-Петербургом был выделен участок на Красносельском военном поле. Здесь и проходила сборка самолёта. Работы проходили медленно, так как изобретатель испытывал постоянную нехватку денег. Никто не интересовался его работами, и помощи со стороны не ожидалось.

Самолет А.Ф. Можайского

Парашют — Котельников

Конец

Можайский мучился ещё семь лет, но довести работу до конца так и не сумел. Он умер в 1890 году. Его самолёт, перевезённый в родовое имение, сгорел пятью годами позже. Двигатели постигла та же судьба, но на Балтийском заводе. От великого русского прорыва в авиации не осталось даже чертежей.

Правоту Можайского доказала история. Господствовавший миф о том, что аппараты тяжелее воздуха летать не могут, был посрамлён уже в начале 20-го века. Расчёты Можайского о возникающей на крыле подъёмной силе и её соотношении с весом летательного аппарата оказались правильными. Вполне возможно, что если бы в распоряжении Можайского оказалась нужная сумма денег, а в Англии производили бы чуть более мощные машины, датой первого полёта самолёта считалось бы не 17 декабря 1903 года, а 20 июля 1882 года.

«Жар-птица»

В 1882 году, несмотря на все трудности, с которыми столкнулся изобретатель, самолёт был готов. Можайский назвал своего первенца «Жар-птицей». Для испытаний была построена специальная взлётная дорожка в виде наклонного помоста. Самому провести испытания первого самолёта Можайскому не разрешили. Военное ведомство сочло, что 57 лет – это уже возраст не для подвигов. За штурвал сел И. Н. Голубев, механик, который всё время помогал Можайскому. Самолёт оторвался от земли, пролетел небольшое расстояние по прямой и сел (в разных источниках указывается разная длина полёта – от нескольких метров до сотни).

Самолёт Можайского весил 57 пудов (около 934 кг) и летел со скоростью 11 метров в секунду. Тягу обеспечивали два паровых двигателя мощностью 10 и 20 лошадиных сил. При посадке самолёт зацепился крылом за землю, а механик получил травму. В Военной энциклопедии говорилось: «Первый полёт аэроплана на военном поле в Красном селе дал результаты неважные: аппарат отделился от земли, но, будучи неустойчивым, накренился набок и поломал крыло. Дальнейших опытов не было за неимением средств. Аппарат Можайского интересен как первая практическая попытка построить большой аэроплан». Можайский пытался затем отремонтировать свой самолёт и улучшить его лётные качества, но вплоть до смерти, последовавшей 1 апреля 1890 года, ему этого сделать не удалось.

К. Арцеулов. Взлет самолета А.Ф. Можайского

17 декабря 2003 года во всем мире с большим размахом отмечалось 100 лет со дня полёта первого самолёта. Конструкция братьев Райт поднялась в воздух и за 12 секунд пролетела 37 метров. Вот с тех пор мир и отмечает рождение авиации. Забывая (как всегда), что ещё 20 годами раньше первый самолёт был построен в России.

Сегодня, когда без авиации трудно представить современную жизнь и когда вся история ее развития досконально изучена, нужно по достоинству оценить заслуги замечательного русского изобретателя. Можайский ведь первым предложил конструкцию самолёта, в которой имеются все элементы, присущие современным крылатым машинам: силовая установка, фюзеляж, хвостовое оперение, крыло, шасси.

Самолеты Андрея Туполева

В конструкторском бюро Андрея Туполева было разработано более 100 типов самолетов, 70 из которых в разные годы выпускались серийно. При участии его самолётов установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов, в том числе спасение экипажа парохода “Челюскин” при участии самолёта АНТ-4. Беспосадочные перелеты экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова в США через Северный полюс выполнялись на самолётах модели АНТ-25. В научных экспедициях “Северный полюс” Ивана Папанина также использовались самолёты АНТ-25. Большое число самолётов-бомбардировщиков, торпедоносцев, разведчиков конструкции Туполева (ТВ-1, ТВ-3, СБ, ТВ-7, МТБ-2, ТУ-2) и торпедных катеров Г-4, Г-5 применялось в боевых действиях в Великой Отечественной войне в 1941-1945 годах. В мирное время в числе разработанных под руководством Туполева военных и гражданских самолетов значились стратегический бомбардировщик Ту-4, первый советский реактивный бомбардировщик Ту-12, турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95, ракетоносец-бомбардировщик дальнего действия Ту-16, сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22; первый реактивный пассажирский самолет Ту-104 (был построен на базе бомбардировщика Ту-16), первый турбовинтовой межконтинентальный пассажирский авиалайнер Ту-114, ближне- и среднемагистральные самолеты Ту-124, Ту-134, Ту-154. Совместно с Алексеем Туполевым был разработан сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144. Самолеты Туполева стали основой парка авиакомпании “Аэрофлот”, а также эксплуатировались в десятках стран по всему миру.

Электродвигатель

Борис Семенович Якоби, архитектор по образованию, в возрасте 33 лет, будучи в Кенигсберге, увлекся физикой заряженных частиц, и в 1834 году он делает открытие –  электродвигатель, работающий по принципу вращения рабочего вала. Мгновенно Якоби становится знаменитым в ученых кругах, и среди многих приглашений на дальнейшее обучение и развитие он выбирает Петербургский университет. Так, вместе с академиком Эмилием Христиановичем Ленцем он продолжил работу над электродвигателем, создав еще два варианта. Первый был предназначен для лодки и вращал гребные колеса. С помощью этого двигателя судно легко держалось на плаву, двигаясь даже против течения реки Невы. А второй электродвигатель был прообразом современного трамвая и катил по рельсам человека в тележке. Среди изобретений Якоби можно отметить также гальванопластику – процесс, который позволяет создавать идеальные копии исходного предмета. Это открытие повсеместно применялось для украшений интерьеров, домов и многого другого. Среди заслуг ученого также числится создание подземных и подводных кабелей. Борис Якоби стал автором около десятка конструкций телеграфных аппаратов, а в 1850 году изобрел первый в мире буквопечатающий телеграфный аппарат, который работал по принципу синхронного движения. Это устройство было признано одним из крупнейших достижений электротехники середины XIX века.

Видеомагнитофон — Понятов

Первый в мире видеомагнитофон был представлен в США 14 апреля 1956 года Александром Михайловичем Понятовым, русским эмигрантом. Изобретатель потратил 8 лет на создание этого устройства, а производство новинки осуществила фирма «Ampex», созданная самим Понятовым в 1944 году. Аббревиатура названия расшифровывалась как «Александр Матвеевич Понятов — экселенс» («экселенс» — в переводе с английского означает высшее качество).

Понятов и егo видеомагнитофон Ampex

Его изобретение стало решением крайне злободневной задачи того времени: поставить на промышленную основу вывезенные из побеждённой Германии трофейные технологии магнитной записи.

Интересно, что ранее эту работу предложили фирме RСA, но специалисты во главе с Давидом Сарновым и Владимиром Зворыкиным отказались, сказав, что это невозможно. За 10–15 лет компания Понятова прошла путь от никому неизвестной фирмы до мирового лидера, установив высокие стандарты качества в индустрии магнитозаписи.

Спецоборудование «Ampex» использовалось в медицине, авиации, космонавтике. Эта же компания позже сделала телевидение цветным. В 50-е и 60-е гг. знаменитая сегодня компания «Sony» могла только мечтать о такой славе и том уровне технологий, которыми обладала тогда «Ampex».

Антибиотик — Манассеин, Полотебнов, Ермольева

О свойствах пенициллина знали ещё Парацельс и Авиценна. Но выделить из него вещество, обладающее лечебными силами им в то время не удалось.

В 1869–1871 годах русские ученые Манассеин и Алексей Герасимович Полотебнов указали на лечебные свойства грибка Penicillium и занялись изучением его культивирования. Свою работу А. Г. Полотебнов закончил следующими словами: 

Следующим кто обратил своё внимание на удивительные свойства плесени был Эрнст Дюшен в 1897 году. Закончив необходимые исследования, он послал диссертацию в парижский Институт Пастера, но, увы, безрезультатно

Маститые учёные попросту отмахнулись от «фантазий» молодого медика.

Затем в 1929 году британец Александр Флеминг повторил это фундаментальное открытие. Но с момента публикации результатов его опытов до появления реального препарата на основе пенициллина прошло ещё десять лет. И только в 1939 году лекарство стало выпускаться в промышленных объёмах, весьма пригодившись союзникам во второй мировой войне. Затянувшееся открытие второго фронта англичане объясняли в том числе и тем, что до начала активных боевых действий им требовалось произвести достаточный количественный запас антибиотика.

Любопытно, что подобная забота о простых солдатах не распространялась на «красных» — все просьбы советских ученых о получении формулы препарата остались без ответа. Американцы так и не поделились рецептом чудотворного лекарства, хотя прекрасно знали насколько остро фронтовая медицина нуждалась в антибиотиках. И тогда советским учёным пришлось изобрести препарат ещё раз.

Британский ученый Александр Флеминг

В 1943 году это сделала Зинаида Ермольева. Примечательно, что отечественный препарат оказался более сильным, чем американский аналог, в чём смогли убедиться ученые из США, которых пригласили для ознакомления с новым открытием.

Оценив преимущества советского лекарства, они попросили образец для тщательного изучения и получили его. Только дома, исследуя российский препарат, специалисты пришли в недоумение — он был совершенно неотличим от американского. И лишь спустя годы выяснилось, что работники спецслужб подменили образцы, отправив за океан тот же препарат, что привезли для сравнения американцы. Такой «ответ» коллегам.

МиГ-1: быстрее «мессеров»

История первого «МиГа» началась в ОКБ Николая Поликарпова. Изначально проект истребителя, который назывался И-200, прорабатывался в бригаде проектов ОКБ под руководством М.И. Гуревича. Это должна была быть принципиально новая по конструкции скоростная машина, способная конкурировать в небе с немецкими «мессершмиттами». Для разгрузки поликарповского КБ по этой теме был создан особый конструкторский отдел, возглавил который А.И. Микоян, а его замом был назначен М.И. Гуревич. В итоге И-200 стал первенцем среди «МиГов», получив название МиГ-1 в декабре 1940 года.

Самолет успешно прошел государственные испытания. По тем временам он демонстрировал весьма выдающиеся характеристики: максимальная скорость 636 км/ч и практический потолок 12 000 м. По этим показателям он значительно превосходил Messerschmitt Bf 109E – тогда главного потенциального противника ВВС Красной армии.

Истребитель МиГ-1 постоянно совершенствовался. Так, у военных было замечание по поводу недостаточной дальности и продолжительности полета, и тогда конструкторы установили на машину дополнительный фюзеляжный топливный бак на 250 литров и провели ряд других улучшений. Доработанный самолет, получивший название МиГ-3, сыграл важную роль в боях Великой Отечественной войны. Именно на нем совершал свои первые подвиги легендарный Александр Покрышкин.
 

«Русский свет». Лодыгин и Яблочков. К 170-летию со дня рождения изобретателей

Полёт

20 июля 1882 года механик И. Голубев, один из немногих соратников, деливших с Можайским все невзгоды, совершил полёт на самолёте своего шефа, развив скорость 11 м/с. Самолёт был повреждён при посадке, однако это не отменяло успешности полёта. К сожалению, даже несмотря на наличие официальных лиц и публики никакой документальной фиксации полёта не велось. Не были сделаны замеры параметров полёта, не говоря уж о фотосъёмке или официальном протоколе — изобретателю был важен практический результат.

Развить успех Можайскому не удалось. В первую очередь, из-за денег, а во вторую — из-за бюрократического футбола, в ходе которого самолёт пытались сбросить друг на друга Военное министерство и Русское техническое общество.

Микрохирургия глаза

Миллионы врачей, получив диплом, горят желанием помогать людям, мечтают о будущих свершениях. Но большинство из них постепенно теряют прежний запал: никаких стремлений, одно и то же из года в год. У Федорова энтузиазм и интерес к профессии год от года лишь рос. Спустя всего шесть лет после института он защитил кандидатскую диссертацию, а в 1960 году в Чебоксарах, где он тогда работал, провел революционную операцию по замене хрусталика глаза на искусственный. Подобные операции проводились за рубежом и ранее, однако в СССР считались чистым шарлатанством, и Федорова уволили с работы. После этого он стал заведующим кафедрой глазных болезней в Архангельском мединституте. Именно здесь в его биографии началась «империя Федорова»: вокруг неуемного хирурга собрался коллектив единомышленников, готовый к революционным изменениям в микрохирургии глаза. В Архангельск потянулись люди со всей страны с надеждой снова обрести утраченное зрение, – и они действительно прозревали. Инновационного хирурга оценили и «официально» – вместе со своей командой он перебрался в Москву. И начал творить совершенно фантастические вещи: делать коррекцию зрения при помощи кератотомии (особых насечек на роговице глаза), пересаживать донорскую роговицу, разработал новый метод оперирования глаукомы, стал пионером лазерной микрохирургии глаза.

Паровая машина — Ползунов

Первым в мире изобретателем, заставившим пар работать был древний грек Герон Александрийский, который около 130 года до нашей эры создал так называемый эолипил — примитивную паровую турбину. Современные инженеры, воссоздав эолипил, смогли убедиться, что «турбина» делала до 3600 оборотов в минуту!

В России же первая двухцилиндровая вакуумная паровая машина была спроектирована механиком И. И. Ползуновым в 1763 году и построена в 1764 году в Барнауле.

Спустя 20 лет, в апреле 1784 года в Лондоне шотландский инженер Джеймс Уатт получил патент на паровую машину и стал считаться её изобретателем. И хотя технически изобретения различались, но всё же почему так произошло?

Увы, но, как правило, судьба изобретения во многом зависит от готовности общества его применять, а также от того насколько открытие выгодно с экономической точки зрения. В Англии быстро осознали перспективность разработки Уатта. За десять лет в период с 1785 по 1795 годы было выпущено 144 паровых двигателя, а к 1800 году в Англии функционировала уже 321 паровая машина. Их применяли буквально во всех сферах производства.

Часть 1. Мотивационная

Учитель. Ребята, послушайте стихотворение. Как вы думаете, кого называют первыми?

Первые – это всегда непросто, Но покоряются первым звезды,

Горы седые, дно океана, вечные холода. Первые – это, конечно, трудно,

Что же, на помощь друзья придут к нам. Если нас много, легче дорога,

Друга плечо рядом всегда.

Светлана Астапчик

Учитель. Первыми называют людей, которые начинают что-то раньше других, тех, кто открывает новое в окружающем нас мире и может вести за собой.

Учёных, исследователей, путешественников, которые первыми сделали важное для человечества, страны открытие называют первооткрывателями. На прошлых занятиях мы с вами говорили о многих учёных, исследователях, вспомните и назовите их

В чём они были первыми?

Ответы обучающихся.

Учитель. Действительно, сложно представить историю России без таких выдающихся людей, как Сергей Королёв, который изобрел первый искусственный спутник Земли. Вы помните имя Юрия Гагарина, совершившего первый полет в космос, Дмитрия Ивановича Менделеева и его

«Периодическую систему химических элементов». Давайте узнаем и о других выдающихся открытиях российских учёных и путешественников.

Посмотрим видеоролик о них.

Демонстрация видеоролика «Первооткрыватели»

29 января в России отмечается День первооткрывателя. История этого праздника берёт своё начало с открытия в 1820 году континента Антарктида российскими мореплавателями под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.

В 1733-1743 годах российскую Арктику исследовала Великая Северная экспедиция Витуса Беринга, братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых, Степана Малыгина, Семёна Челюскина и других путешественников. Её участники во время морских и пеших походов нанесли на карту почти всё русское побережье Ледовитого океана, берега Охотского и Берингова морей.

Последнее значимое географическое открытие современности совершил наш соотечественник Борис Вилькицкий. В 1913 году экспедиция на ледоколах

«Таймыр» и «Вайгач» под его руководством открыла Северную Землю (Землю Императора Николая II) и остров Малый Таймыр.

Наши соотечественники были первооткрывателями в самых разных сферах: освоении космоса, медицине, микробиологии, кинематографе, информационных технологиях, строительстве, сельском хозяйстве, промышленности и других областях.

Так в 1899 году инженер Ипполит Романов в Санкт-Петербурге представил первый электромобиль – четырёхколёсный экипаж. Это изобретение стало праотцом известного нам троллейбуса.

Сегодня сложно представить жизнь без цветных фотографий. И открыл нам их в 1902 году фотограф-исследователь Сергей Прокудин- Горский.

Прообразом современных роботов-помощников стала разработка советского инженера Бориса Гришина. В 1966 году он создал робота- секретаря для своей матери, которая серьёзно болела и нуждалась в уходе. Он мог передвигаться и ухаживать за человеком, отвечать на телефонные звонки, включал и выключал свет, бытовую технику, регулировал температуру в помещении.

Настоящим прорывом в мировой медицине стало открытие врача- кардиохирурга, изобретателя Лео Бокерии. Его экспериментальный метод хирургического лечения нарушений ритма сердца помог спасти десятки тысяч жизней и изменил представление о диагностике сердечных заболеваний. В этом году Леонид Антонович Бокерия отметит 85-летний юбилей).

Ответы обучающихся.

Моряк, инженер, исследователь

Александр Можайский родился в 1825 году в семье моряка и последовал по отцовской стезе, в 1841 году закончил Морской кадетский корпус. По тем временам это было отличное учебное заведение. Юноши, занимавшиеся в нём, получали не только знания по морскому делу, но и выходили из стен корпуса готовыми инженерами, картографами и гидрологами.

Знаний, приобретённых в отрочестве, Можайскому хватило для того, чтобы совершить кругосветное путешествие на парусных кораблях, строить шхуны и пароходы, проводить гидрологические изыскания в Средней Азии (и получить за это орден). На суше Александр Фёдорович успешно управлял имением умершего брата и был уважаемым мировым судьёй. Таких многосторонне образованных специалистов выпускал Морской кадетский корпус.

Петербург

В отличие от большинства изобретателей воздухоплавательных машин того времени, Можайский базировал свои разработки исключительно на экспериментах. Он первым создал прообраз аэродинамической трубы. Правда, его модели не обдувались воздухом, а скользили навстречу воздуху на тележке, но сути это не меняло. Можайский смог искать и измерять оптимальные углы наклона крыльев и всего самолёта.

В конце 1876 года изобретатель счёл свои модели достаточно проработанными и представил проект в Военное министерство. Министр граф Милютин создал комиссию из пяти человек во главе с Дмитрием Ивановичем Менделеевым. Великий химик был не чужд интереса к воздухоплаванию, и немало помог русским учёным в составлении методики испытаний летательных аппаратов. По решению комиссии Можайский получил 3 000 рублей на продолжение работ.

Построив за выделенные деньги действующую модель, Можайский обратился в Главное инженерное управление Военного министерства за ассигнованиями на постройку полноразмерного самолёта. По его подсчётам, требовалось ещё 19 000 рублей. Этот проект рассматривала другая комиссия, и в выделении денег Можайскому был отказано. Злые языки намекали на излишнее обилие немецких фамилий в списочном составе комиссии, которая зарубила ассигнования на самолёт Можайского…

Вместо эпилога

Эмигрировав во Францию, А.Кудашев преподавал в Политехнической школе в Париже, где некогда работали Гаспар Монж, Пьер Симон Лаплас и многие другие светила мировой науки. Дальнейшая судьба князя А.Кудашева, сыгравшего заметную роль на заре отечественного самолетостроения, остается невыясненной. Неизвестны дата его кончины и место захоронения. Князь Рифкат Кудашев пишет, что в списках похороненных русских на кладбище под Парижем Сен-Женевьев-де-Буа в Русском некрополе Кудашев А.С. не значится. Тем не менее, он считает, что список захоронений русских на этом кладбище не полон. С другой стороны, под Парижем находятся и другие кладбища, где может покоиться первопроходец российской авиации.

Михаил ЗГУРОВСКИЙ

  1. zn.ua

Вертолеты серии “Ми”

В годы Великой Отечественной войны академик Миль работал в эвакуации в посёлке Билимбай, в основном занимаясь усовершенствованием боевых самолётов, улучшением их устойчивости и управляемости. Его деятельность была отмечена пятью правительственными наградами. В 1943 году Миль защитил кандидатскую диссертацию «Критерии управляемости и маневренности самолёта»; в 1945 году — докторскую: «Динамика ротора с шарнирным креплением лопастей и её приложение к задачам устойчивости и управляемости автожира и геликоптера». В декабре 1947 года М. Л. Миль стал главным конструктором опытного КБ по вертолётостроению. После серии испытаний в начале 1950 года вышло постановление о создании опытной серии из 15 вертолётов ГМ-1 под обозначением Ми-1.

Велосипед — Артамонов

По словам итальянских археологов, при раскопках Помпеи на фреске и каменном саркофаге, возраст которых составляет порядка двух тысяч лет, были найдены изображения, напоминающие велосипед. А в 1974 году в рукописях Леонардо да Винчи обнаружили набросок устройства похожего на велосипед. С тех пор, несмотря на доводы некоторых ученых о том, что этот чертеж подделка, в Италии, где велоспорт является практически национальным спортом, бытует мнение, что именно их страна — родина велосипеда.

Памятник Ефиму Артамонову в Екатеринбурге

Однако если говорить о реальной рабочей модели, то первый двухколесный цельнометаллический педальный самокат, очень похожий на велосипед, всё же был построен в России. Произведен он был на Нижнетагильском заводе в 1801 году уральским крепостным изобретателем Ефимом Михеевичем Артамоновым.

Вскоре мастер приехал из Верхотурья в Москву, чтобы показать свое изобретение царю 27 сентября 1801 года, в самый разгар торжеств по случаю коронации. Верхом на своем изобретении он въехал на площадь перед Московским Кремлем, сопровождаемый любопытной шумной толпой. Царю так понравилась эта диковинка, что он выдал Артамонову и его семье вольную, освободив от крепостной зависимости.

Что такое файл cookie и другие похожие технологии

Файл cookie представляет собой небольшой текстовый файл, сохраняемый на вашем компьютере, смартфоне или другом устройстве, которое Вы используете для посещения интернет-сайтов.

Некоторые посещаемые Вами страницы могут также собирать информацию, используя пиксельные тэги и веб-маяки, представляющие собой электронные изображения, называемые одно-пиксельными (1×1) или пустыми GIF-изображениями.

Файлы cookie могут размещаться на вашем устройстве нами («собственные» файлы cookie) или другими операторами (файлы cookie «третьих лиц»).

Мы используем два вида файлов cookie на сайте: «cookie сессии» и «постоянные cookie». Cookie сессии — это временные файлы, которые остаются на устройстве пока вы не покинете сайт. Постоянные cookie остаются на устройстве в течение длительного времени или пока вы вручную не удалите их (как долго cookie останется на вашем устройстве будет зависеть от продолжительности или «времени жизни» конкретного файла и настройки вашего браузера).

О чем можно прочитать в блоге

  • 100 книг для чтения
  • 29 февраля
  • 70 лет победы в войне с Японией
  • Акция
  • Акция «Классное чтение»
  • Алгоритм создания буктрейлера
  • Безопасный Интернет
  • Белобородов Н.И.
  • Библиотека XXI века
  • Библиотечный квилт
  • БИЦ
  • Блогособытия
  • Болотов А.Т.
  • Буктрейлер
  • В помощь учителю
  • Великая Отечественная война
  • Вербное воскресенье
  • Весна
  • Вечная спутница книг
  • Видеолекции к урокам
  • Викторина «Доблесть Отечества»
  • Викторина «История ВОВ»
  • Викторина «Сказочные
  • Викторина о космосе
  • Виртуальная выставка
  • Виртуальная экскурсия
  • Внеурочная деятельность
  • волшебные»
  • Воссоединения Крыма с Россией
  • Всемирный день спасибо
  • Всемирный день здоровья
  • Всемирный день книги
  • Всемирный день кошек
  • Всемирный день поэзии
  • Всемирный день приветствий
  • Всемирный день ребенка
  • Всемирный день Солнца
  • Всемирный день шоколада
  • Всероссийский форум ШБ
  • Всероссийское тестирование
  • Встреча с писателем
  • Встречи
  • Выборы
  • Высказывания о женщине
  • Высоцкий В.
  • Герои Отечества
  • Год добровольца
  • Год кино
  • Год культурного наследия
  • Год литературы
  • Год науки и технологий
  • Год педагога и наставника
  • Год семьи
  • Год театра
  • Гороскоп
  • Гостевой пост
  • Григорий Остер
  • Грипп
  • ГТО
  • Дворяниново
  • День здоровья
  • День семьи любви и верности
  • День 8 марта
  • День весны и труда
  • День воинской славы
  • День воссоединения Крыма с Россией
  • День Героев Отечества
  • День героя-антифашиста
  • День Государственного флага РФ
  • День детских изобретений
  • День детского кино
  • День защитников Отечества
  • День знаний
  • День Ивана Купалы
  • День Конституции РФ
  • День космонавтики
  • День матери
  • День написания писем Деду Морозу
  • День народного единства
  • День Неизвестного солдата
  • День оружейника
  • День охраны окружающей среды
  • День памяти и скорби
  • День Победы
  • День православной книги
  • День рождения Деда Мороза
  • День рождения кроссворда
  • День России
  • День российского флага
  • День российской науки
  • День ручного письма
  • День Святого Николая
  • День славянской письменности и культуры
  • День словаря
  • День солидарности в борьбе с терроризмом
  • Детский кинотеатр
  • Детский сад
  • Дистанционное обучение
  • Достижения БИЦ
  • ЕГЭ
  • Журналы для детей и школьников
  • Зима
  • Игра «Будьте здоровы»
  • Игра «Профессия-военный»
  • Интерактивный плакат
  • Интересное в Туле
  • История библиотек
  • История учебников
  • Итоги года
  • итоговое сочинение
  • Календарь ОС
  • кино
  • Клуб КомпьюТоша
  • Книги блогеров
  • Книги-юбиляры 2014.2015 г.
  • Книги-юбиляры 2016г.
  • Книжные закладки
  • Книжный фуршет
  • конкурс
  • Конкурс чтецов
  • Космос
  • Краеведение
  • Крым
  • Куликово поле
  • Кулинарная страница
  • Лето
  • Литературная карта России
  • Литературная карта Тульской области
  • Масленица
  • матери
  • Международный день блогера
  • Международный день дарения книг
  • Международный день детской книги
  • Международный день друзей
  • Международный день защиты детей
  • Международный день Земли
  • Международный день птиц
  • Международный день родного языка
  • Международный день семьи. рекомендательный список
  • Международный день театра
  • Международный день толерантности
  • Международный день учителя
  • Международный день школьных библиотек
  • Мероприятия ИБЦ
  • Месячник ШБ
  • Методическая копилка
  • милые
  • Мой 2017 год
  • Народные куклы
  • Наши партнеры
  • Неделя детской книги
  • Новые нормативные документы ШБ
  • Новый год
  • Нормативные документы ШБ
  • О книгах
  • О кошках
  • О прекрасном
  • Общероссийский день библиотек
  • Олимпиада
  • Осень
  • Отдых
  • Отзывы о книгах
  • Памятка «О книге и библиотеке»
  • Памятники литературным героям
  • Памятники Тулы
  • Памятные даты
  • Памятные даты 2015-16 уч.г.
  • Памятные даты 2014-15 г.
  • Первая мировая война
  • Подарок
  • Подготовка рефератов
  • Полезные сайты
  • Поленово
  • Правила дорожного движения
  • Правила сетевого этикета
  • Праздник
  • Праздник весны и труда
  • Пресс-круиз
  • Публикация в СМИ
  • Пушкинский день России
  • Региональный форум библиотекарей
  • рекомендательный список
  • Рекомендательный список для библиотекарей
  • рекомендательный список «Есть такая профессия»
  • Рекомендательный список «Книги для семейного чтения»
  • рекомендательный список «Читаем о войне»
  • Родителям
  • Рождество
  • Российская электронная школа
  • Русская тряпичная кукла
  • Русские писатели
  • Светлая Пасха
  • Сетевой проект
  • Синичкин день
  • Совместный проект
  • Создание печатной книги
  • Спорт
  • Сталинградская битва
  • Старый Новый год
  • Стихи о зиме и Новом годе
  • Стихи о маме
  • стихи об оружейниках Тулы
  • Телефон доверия
  • Темы сочинений ЕГЭ-2016
  • Троица
  • Тула
  • Тула-библиотечная столица России
  • Тульский пряник
  • Тульский самовар
  • Туляки в ПЕрвой мировой
  • Туляки-герои
  • Туляки-ученые
  • Успенский Э.
  • ФГОС
  • Федеральный перечень учебников
  • Фестиваль
  • ФЗ и школьные библиотеки
  • флешмоб
  • Читаем детям о войне
  • Читают писатели
  • Что читать летом
  • Чувство Родины
  • Школьные истории
  • Экология
  • Электронная библиотека
  • Электронная выставка
  • Электронные пособия для учителей
  • Это интересно
  • Юбилей писателя
  • Юбилейные даты 2014-15 г.
  • Ясная Поляна
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: