Что празднует церковь в день памяти александра невского?

12 сентября Русская православная церковь отмечала большой праздник день перенесения мощей великого князя Александра Невского У этих мощей довольно интересная история Александр Ярославич скончался от болезни 14 ноября 1263 года в Городце когда в

Княжение во Владимире

После побега Андрея княжество во Владимире перешло Александру Невскому. Скептически настроенные историки считают, что Александр намеренно договаривался с Батыем и новым ханом Орды Мунке о карательном набеге на город. Однако ученые не располагают прямыми свидетельствами данного предположения.

Историк Андрей Горский также отмечает значительные сдвиги в политическом устройства Руси:

  • Владимир обретает значение общерусской столицы.
  • Значимость Киева в период правления Александра Невского ослабевает.
  • На передний план истории выходит Великокняжеский престол во Владимире.
  • Новгород признает власть своего князя после согласования с Владимиром.

Централизация власти в средневековой Руси одновременно способствовала развитию и укреплению православной веры. Поход на Андрея Ярославича историк считает сугубо татарским планом, поскольку князь был против интересов Батыя в Каракоруме. А сам Александр Невский в значительной мере поспособствовал незначительному характеру карательного нападения.

Когда день рождения Александра Невского

Отмечен ли этот день в православном календаре?

Днем рождения князя долгое время считалось 30 мая 1221 г. Дату впервые назвал русский историк В.Н.Татищев. Однако, источники, которыми он пользовался, не найдены.

 С середины 1990-х гг. историки выявили другую возможную дату рождения святого – 13 мая. К ней склоняются сейчас большинство ученых. С церковной точки зрения конкретный день рождения угодника Божия принципиального значения не имеет. За редчайшими исключениями (дни Рождества Пресвятой Богородицы, св. Иоанна Крестителя, свт. Николая) обычно отмечается не рождение, а преставление святого, его переход к вечной жизни, либо перенесение мощей

Именно на эти даты обращается внимание также в случае блгв. кн

Александра.

800-летие со дня рождения князя

В связи с большим значением князя как государственного деятеля, в 2021 г. было принято решение о всероссийском праздновании ее юбилея. Дата празднования определена была 13 мая, исходя из новейших исторических данных. Вместе с тем, различные конференции, выставки, посвященные памяти святого, проходят по России в течение всего года.

Лед Чудского озера

Тем временем активность начали проявлять немцы, помощь которым стал оказывать князь Ярослав Владимирович, который грезил псковским престолом. В августе они начали свое наступление, с легкостью разбили отряд псковичей, насчитывавший 800 бойцов, а вскоре осадили и сам город, ворота которого открыли им бояре — их же сторонники.

Безбрежное Чудское озеро… По этим водам — правда, замерзшим, бежали в апреле 1242 года побежденные немцы от войск князя Александра Невского

Зима 1240-1241 годов для Александра (уже Невского!) стала не самой радостной: новгородцы отказались от его правления, изгнав его в родной Переславль-Залесский. Стоило немцам приблизиться к новгородским землям, как жители образумились. Александр возвращается в город и довольно быстро изгоняет врага. В 1242 году вместе с воинами из Владимира князь освобождает Псков, отбрасывая неприятеля далеко за контролируемые земли.

Немцы, однако, не ушли далеко. Они сгруппировались близ города Юрьева. В первом столкновении войска Александра Невского потерпели поражение, потеряв передовой отряд, поэтому военачальник решает ступить на лед Чудского озера, где и готовится к решающей битве. Она состоялась 5 апреля 1242 года. Неприятель бил в центр войска, а конница князя ударила с флангов. Это и привело к победе, обратив немцев в бегство. Русские еще несколько километров гнали противника по льду.

Почему Александр Невский – святой

Все свои силы и разум князь направлял на решение государственных проблем. И хотя западная угроза была сильна, над Русью нависала более суровая и могущественная на то время Золотая Орда. Александру Невскому приходилось считаться с мощью монгольской армии, которая по численности превышала русскую более чем в 8 раз.

Лобовое столкновение с подобным врагом привело бы к поражению и краху древнерусского государства. Князь отлично понимал необходимость дипломатии, и талантливо вел политику мирного урегулирования с грозным соперником. Он в прямом смысле заботился о державе и ее людях, за что Александра Невского и причислили к лику святых.

Известный историк, представитель евразийства Лев Гумилев видел в князе исключительно умного и талантливого создателя русско-ордынского альянса. В 1251 году Александр отправился в Орду и добился там поистине огромных успехов. Великому дипломату удалось побрататься с сыном Батыя – Сартаком. Таким образом, Александр сам стал сыном хана. Тогда же он привел на русскую землю мощный воинский корпус татар во главе с опытным нойоном Неврюем. Так называемая Неврюева рать была выдвинута против княжеского брата Андрея Ярославича, бежавшего после поражения в Швецию. Воевавший с ним брат Ярослав укрепился в Пскове.

Краткая биография Александра Невского

Первым и самым наиинтереснейшим фактом из биографии Александра Невского, служит то, что святой Александр никому не известен в настоящем изображении – в качестве его использовался образ актера, игравшего в картине «Князь Александр Невский».

Вот основные вехи его биографии:

  1. Князь был рожден в 1220 году.
  2. Все зависит от того города, в котором он пребывал, князь имел разные титулы: сначала в честь Новгорода, затем – Киева, а в конце – Владимира.
  3. Будучи совершенно юным, Александр Невский провел два наиболее значимых и вошедших в историю сражения – Невская битва и Ледовое побоище. Позже он редко выезжал на поле битвы, отдавая больше предпочтения дипломатии и политике.
  4. Благодаря ему, было составлено множество договоров, которые имели особую, историческую, значимость в развитии и жизни людей на Руси. Например, договор о налаживании торговли Руси с различными городами, который был действенным на протяжении 200 лет.
  5. Благодаря нему религия распространилась на север, где проживали поморы – истинные грешники и язычники.

Описание подвигов

Несмотря на то, что святой благоверный князь Невский большущую часть жизни занимался преимущественно государственными делами, многие его воспринимают только в качестве полководца. Оно и неудивительно, ведь именно князь выиграл самые значимые и попавшие в историю битвы, названные как «7 Великих поступков Александра Невского». Вот краткое описание каждого из них.

  1. Битва на Неве. Именно этот бой был самым первым для великого князя. Провел и выиграл его он в 20 лет. Во время битвы в устье реки Ижоры князь Александр Невский поразил насмерть копьем предводителя шведов и, тем самым, решил исход боя. После победы над шведами, он и получил свой первый титул, под которым мы его и знаем до сих пор – Невский. Особо знаменательно это сражение тем, что, согласно летописям, на противоположной стороне этой реки, не проводилось никаких битв, однако позже там было найдено множество убитых ангелом Господа шведов.
  2. Сражение с немцами. Город Новгород давно славился своим упрямым нравом. Все князья, управлявшие им, должны были отвечать двум требованиям: не сильно досаждать мирным жителям и, при этом, уметь защищать город от захватчиков. Именно потому, все владимирские князья, попеременно, то приглашались в Новгород — если существовала угроза нападения – то изгонялись за свой крутой нрав.
  3. Вот так и вышло, что князь Александр был изгнан из города, но во время нападения немцев срочно понадобился жителям. И, в конечном итоге, данный бой был проведен Александром и Андреем – младшим сыном князя Ярослава. Полководец Невский своими силами очистил Новгород, а вместе с помощью из Владимира – Псков.
  4. Ледовое побоище. Во время битвы с немцами и эстонцами, князь Невский достиг Чудского озера. Первая битва оказалась поражением для его войска. Однако, проявив воинскую смекалку и хитрость, святой Александр заманил немцев и эстонцев на лед. Подставив свой передовой полк, князь со своим отрядом окружил врагов и полностью уничтожил.
  5. Бой с литовцами. Начав военную кампанию с многочисленным войском, великий князь, вскоре, распустил всех новгородцев, оставив только свою дружину. Вместе они разбили наголову 10 князей и 2 многочисленных отряда. Слухи о полководце дошли аж до Золотой Орды. Хан Батый отправил его в ссылку, а когда благоверный Александр вернулся, назначил его Киевским посадником. Однако, Невский посчитал это оскорблением – этот город был полностью разорен и опустошен — и уехал в Новгород.
  6. Отказ от католической веры. Александр Невский принял у себя посланников католического папы, которые предложили ему взаимовыгодное сотрудничество. Святой должен принять их веру, а взамен они обещают ему поддержку во время борьбы с Ордой. Однако, князь отказался от такой чести.
  7. Святой князь. За распространение христианства, а также за особую, посильную, помощь в восстановлении русских городов и церквей, Александр Невский получил прозвание «благоверный». Как написано в «Житии князей»: «церкви воздвиг, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их».
  8. Таким образом, во многом благодаря этим поступкам, личность князя до сих пор пользуется популярностью не только в учебниках по истории, но и на экранах телевизоров, где его образ слегка видоизменен – правда, в наилучшую сторону.

12 сентября. Перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского

12 сентября 2018

Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо и братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича. Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Святой Александр был их вторым сыном.

Обряд посвящения Александра в воины провел святитель Симон, епископ Суздальский в Спасо-Преображенском соборе Переславля. Так святой Александр еще в юности получил первое благословение на ратное служение во Имя Бога, на защиту Русской Церкви и Русской земли.

В 1227 году князь Ярослав начал княжить в Новгороде Великом, куда взял с собой сыновей Феодора и Александра. Новгородцы остались недовольны Владимирскими князьями, и в 1229 году Ярослав с сыновьями ушел в Переславль.

С ранних лет святой Александр сопровождал в походах отца, став в 1235 году участником победной битвы с немцами на р. Эмайыги (в нынешней Эстонии). Когда в 1236 году Ярослав уехал в Киев, святой Александр начал самостоятельно княжить в Новгороде. В 1239 году он вступил в брак с дочерью Полоцкого князя Брячислава.

Во время Ярослав благословил супругов святой чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери, которая всегда была потом при святом Александре, как его моленный образ. В 13 веке Русь испытала нашествие многих врагов: монгольских орд, германских рыцарских полчищ.

В самый трудный период Промысл Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра — великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской. Во время нашествия Батыя в пределы нашего Отечества вторглись шведы. Князь Биргер прислал в Новгород к святому Александру гонцов: «Если можешь, сопротивляйся, — я уже здесь и пленяю твою землю».

В это время святой Александр еще не достиг и 20 лет. Перед сражением он долго молился в храме Святой Софии, Премудрости Божией. И, вспомнив псалом Давидов, сказал: «Суди, Господи, обидящым меня и возбрани борющимся со мной, приими оружие и щит, стани в помощь мне». Архиепископ Спиридон благословил святого князя и воинство его на брань.

Святой Александр обратился к своей небольшой дружине со словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные — на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были». За победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александром Невским.

О МОЩАХ СВ. БЛАГ. КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

Отрывок из книги «Святые мощи» (2007, Сатисъ). Из дневников секретаря Петербургского религиозно-философского общества Сергея Платоновича Каблукова., в 1917 году участвовавшего в ревизии Александро-Невской Лавры:

Летом 1917 года, ввиду немецкого наступления на Петроград, Святейший Синод поручил архиепископу Вениамину Петроградскому, епископу Серафиму и епископу Прокопию произвести вскрытие раки с мощами Св. Александра Невского и освидетельствовать останки на случай их срочной эвакуации. Со слов владыки Серафима СП. Каблуковым записано следующее: «По совершении краткого молитвословия святому Ал. Н., в 7 ч. 15 м. приступлено было к открытию раки: сперва отвинтили позолоченную бахрому, обрамляющую живописное изображение князя, находившееся на крышке раки, затем отвинтили же серебряные пластины, окружающие эту крышку. По удалении бахромы и пластин обнаружилось, что крышка раки прикреплена к последней на двух шарнирах на левой от входа в собор стороне ея. Имеющийся с другой стороны замок с петлей затем был легко открыт одним поворотом ключа, хранящегося в ризнице Лавры, и крышка с изображением и стеклом была приподнята и укреплена так, что образовала почти прямой двугранный угол с горизонтальной плоскостью.

Боязнь повредить живописное изображение заставила отказаться от мысли снять стекло, которое удерживалось металлическим венцом в головах изображения. По поднятии крышки раки оказалось, что в раке заключается открытый кипарисовый гроб очень большого размера и большой глубины. За крышкой были сняты один за другим три покрова, из коих два верхних оказались довольно простыми шелковыми, третий же, нижний, облекавший самые мощи, оказался дорогим, с шитым изображением князя. По удалении этого последнего покрова, увидели человеческую фигуру — целую, в монашеском одеянии схимника, со странно выпяченной грудью. Казалось т.о., что тело оказалось сохранным.

Удаление схимы и ближайший осмотр, подробно проведенный одним еп. Серафимом при явном смущении двух других преосвященных, обнаружил следующее: вся передняя часть головы и лоб оказались сделанными искусственно и вылепленными из воска, только небольшая верхняя часть — часть черепа подлинно-серого цвета. Грудь и живот оказались тоже искусственными, из ваты, зашитой в шелковые мешки. С прибавлением ваты оказались ноги и руки, т.к. подлинных костей было мало. «Чучело» князя, в которое т.о. были помещены подлинные мощи, именно часть черепа и части костей, рук и ног (и два ребра?) лежало на деревянной настилке, покрытой в несколько рядов тканями, так что ножки гроба оказались очень длинными (это — для удобства несения? — С.К.). На «чучеле» у боков оказался мешочек шелковый: с костями — мелкими в бумажке, с ароматическими веществами в виде порошка в другой. На бумаге с этими мелкими костями есть надпись, указывающая, что мощи были в церкви, подвергшейся пожару, при коем в этой церкви сгорели все деревянные образа».

О результатах освидетельствования было доложено Святейшему Синоду, по решению которого было произведено переоблачение мощей, т.е. были отделены подлинные мощи от инородных предметов. Выяснилось, что чучело было изготовлено во время царствования Петра I людьми, стремившимися скрыть правду о повреждении мощей от пожара. Восковая голова была растоплена и использована в виде «воскомастика», служащего для освящения престолов.

Участники событий выдвинули предложение о повсеместном переосвидетельствовании всех прочих мощей с целью исключить из употребления нелепый и кощунственный обычай «дополнения» мощей до полной фигуры.

4 (17) февраля 1919 года Патриарх Тихон, ввиду начала большевиками кампании по вскрытию мощей, издал указ об устранении поводов к соблазну верующих. «Благочестивое усердие верующих, — говорилось в указе, — окружая их останки благоговейным усердием, соорудило и для таковых честных мощей (речь идет о мощах, сохранившихся лишь в частично нетленном виде. — В.Ц.) драгоценные раки и оправы, иногда по подобию человеческого тела располагая в них в подобающих облачениях кости праведников и другие частицы святых их мощей… Считаю необходимым по обстоятельствам времени устранить всякий повод к глумлению и соблазну (в том, что доселе не вызывало соблазна и было лишь благочестивым народным обычаем), поручаю Вашему Высокопреосвященству с архипастырской заботливостью и рассуждением устранить всякие поводы к соблазну в отношении святых мощей во всех тех случаях, когда и где это признано будет вами необходимым и возможным».

Смерть святого Невского

В 1262 году произошло много сражений. Врагов гнали по всем русским землям до тех пор, пока всех их не разгромили. А вскоре хану Берке понадобилось многочисленное войско из Руси для отражения агрессии со стороны иранских захватчиков.

Князь Александр – один из тех, кто решил переговорить с ханом об отмене данного мероприятия. Он выехал к нему для проведения переговоров, но, вскоре, неожиданно занедужил и возвратился в Русь. Тяжело перенося болезнь, Невский принял торжественный церковный обет и стал зваться Алексием.

В 1263 году великого князя, полководца и дипломата не стало. Сначала его похоронили при монастыре во Владимире, но, после построения лавры, названной его именем, в Санкт-Петербурге, Александр Невский был перезахоронен в нее. И по сей день его мощи находятся именно там. Каждый желающий может прийти к ним и помолиться за свое здоровье или жизнь близких, а также получить благословение при решении каких-либо вопросов. Такое, как получил юный отрок, о котором речь пойдет ниже.

Суть идеи Петра I

Насельник Александро-Невской лавры иеромонах Пимен так рассказывает о планах и намерениях Петра:

На мой взгляд, именно эта версия логично и подробно объясняет все действия Петра Великого. Несомненно, царь в некоторой степени сравнивал себя и знаменитого князя, сумевшего одержать победу над грозной шведской армией.

И если сказанное иеромонахом Пименом верно, то выходит, что замысел о переносе мощей у Петра появился ещё в начале Северной войны, одного из самых сложных и драматических противостояний России и Швеции. Я даже не исключаю, что Пётр I как человек верующий считал, что перенос мощей Невского в новую столицу поможет придать сил русской армии и принесёт победу над шведским противником.

Владимир Боровиковский «Александр Невский (икона)»

Яркий пример перед глазами

Будущий святой родился в мае. Историки спорят, то ли датой его появления на свет стоит считать 13 мая 1221 года, то ли 30 мая 1220-го в Переславле-Залесском. Он был вторым сыном местного князя Ярослава Всеволодовича и его супруги Ростиславы Мстиславовны, первым был Федор. По мнению ряда историков, в юношестве Александр принял так называемый «княжеский постриг» в Преображенском соборе. Действо выглядело колоритно и фактически предопределило судьбу будущего воина: епископ Суздальский и Владимирский Симон при большом стечении народа надел на мальчика пояс с мечом и усадил на коня. К сожалению, старший брат Александра умер в возрасте 13 лет.

В 1230 году Ярослав был призван на княжение в Новгороде, поэтому он переезжает туда вместе с семьей. У мальчика с ранних лет был перед глазами яркий пример, поэтому стоять на перепутье и размышлять о том, кем же стать, Александру не пришлось. Судите сами: его отец лично участвовал в битвах с участниками крестового похода на Руси, который был благословлен римским папой Григорием IX против финских язычников и русских воинов. В 1234 году он вышел победителем из битвы на Омовже. После этого Новгород возглавил его младший сын, а в биографии Ярослава появляются княжение в Киеве, а далее во Владимире.

«Заиде солнце Русской земли»

Александр был отцом многодетным: у него родились сыновья Василий, Дмитрий, Андрей и Даниил — все они были князьями разных земель, а также дочь Евдокия. О последнем времени его жизни известно следующее. В 1262 году он по княжеской надобности уехал в Золотую Орду — поездка затянулась на год, и в это время Александр Ярославич заболел. Чем именно — история умалчивает, но известно, что незадолго до смерти он принял схиму под именем Алексия. И в ноябре 1263 года упокоился. «Заиде солнце Русской земли», — обратился к людям во Владимире после этого митрополит Кирилл.

Место упокоения мощей благоверного князя в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре РПЦ на восточной оконечности Невского проспекта в Санкт-Петербурге

Спустя три века после смерти инок Александр был канонизирован Русской Церковью — это произошло во время Московского Собора 1547 года при предстоятельстве митрополита Макария.

Сначала местом погребения Александра Невского стал Рождественский монастырь во граде Владимире, однако в 1724 году Петр Первый повелел перенести его мощи в Александро-Невский монастырь, получивший с 1797 года статус лавры в Санкт-Петербурге.

Пример защитника русских земель, князя Александра, в наши дни не может быть недооценен. И уж точно не будет преувеличением сказать, что он сохранил в свое время наше государство от поругания.

Замысел и создание монастыря

Несмотря на свой удалой и даже порой разгульный характер, Пётр Великий ответственно относился к решению вопросов, связанных с духовной жизнью народа. Вскоре после взятия Выборга, в 1710 году, царь осматривал его окрестности и определил, где будет возведён будущий монастырь во Имя Святой Живоначальной Троицы.

В 1713 году в деревянном храме, освящённого в честь Благовещенья Пресвятой Богородицы, прошла торжественная литургия. В дальнейшем монастырь связывала с новым городом дорога, что сегодня известна как Невский проспект.

План застройки монастыря, 1720-е годы

Обустройство Санкт-Петербурга проходило невероятно быстро. Уже через несколько лет после начала строительных работ это место представляло собой небольшой город европейского образца.

Но Пётр желал большего — он превращал Петербург в новую столицу. Когда в городе появился крупный храм, названный во Имя Святого Александра Невского, царь всерьёз задумался о переносе мощей князя.

Деяния великого князя

В те сложные времена князь боролся с врагами не только мечем, но и словом. Он проявлял истинные чудеса дипломатии в условиях, когда каждое решение могло стать поводом для войны. И если нападение происходило, Александр Невский отражал его с мастерством великого полководца.

Князя нельзя упрекнуть в чрезмерной осторожности. Об этом свидетельствует блестящая победа в Невской битве

Когда в июле 1240 года шведы во главе со своим ярлом и несколькими епископами вошли в Неву, над Ладогой нависла реальная угроза захвата. Александр Невский узнал о происходящем от старейшин. Он сразу понял, что времени на подготовку к битве нет.

Полный сбор ополчения был уже невозможен, поэтому князь со своей дружиной и небольшими отрядами из местных воинов решительно атаковал шведский лагерь. После победы над западными агрессорами русичи еще больше уверились в том, что их князь – истинный Божий посланник.

Мифы об Александре Невском

(Журнал «Фома» №1/69 январь 2009)

1. Сражения, которыми прославился князь Александр, были столь ничтожны, что в западных летописях они даже не упоминаются.

Неправда! Эта идея родилась из чистого невежества. Битва на Чудском озере отражена в немецких источниках, в частности, в «Старшей Ливонской рифмованной хронике». Основываясь на ней, отдельные историки говорят о незначительном масштабе сражения, потому что «Хроника» сообщает о гибели всего двадцати рыцарей

Но здесь важно понять, что речь идет именно о «братьях-рыцарях», выполнявших роль высших командиров. О гибели же их дружинников и набранных в войско представителей балтийских племен, составлявших костяк армии, ничего не говорится.
Что касается Невской битвы, то она не нашла никакого отражения в шведских хрониках

Но, по мнению крупнейшего российского специалиста по истории Балтийского региона в средние века Игоря Шаскольского, «…этому не следует удивляться. В средневековой Швеции до начала XIV века не было создано крупных повествовательных сочинений по истории страны типа русских летописей и больших западноевропейских хроник». Иными словами, следы Невской битвы у шведов и искать-то негде.

2. Запад не представлял угрозы для России того времени, в отличие от Орды, которую князь Александр использовал исключительно для усиления своей личной власти.

Снова не так! Вряд ли в XIII столетии можно говорить о «едином Западе». Возможно, правильнее было бы говорить о мире католицизма, но и он в целокупности был очень пестр, разнороден и раздроблен. Руси реально угрожал не «Запад», а Тевтонский и Ливонский ордена, а также шведские завоеватели. И разбивали их почему-то на русской территории, а не дома в Германии или Швеции, и, стало быть, угроза, исходящая от них, была вполне реальной.
Что же касается Орды, то существует источник (Устюжская летопись), который дает возможность предполагать организующую роль князя Александра Ярославича в антиордынском восстании.

3. Князь Александр не защищал Русь и православную веру, он просто боролся за власть и использовал Орду для физического устранения своего собственного брата.

Это всего лишь домыслы. Князь Александр Ярославич в первую очередь защищал то, что унаследовал от отца и деда. Иными словами, с большим искусством выполнял задачу стража, хранителя. Что же касается смерти его брата, то надо прежде подобных вердиктов изучить вопрос о том, как тот, в безрассудстве и молодечестве, положил русские рати без пользы и каким путем вообще приобрел власть. Это покажет: не столько князь Александр Ярославич был его губителем, сколько он сам претендовал на роль скорого губителя Руси…

4. Повернув к востоку, а не к западу, князь Александр заложил основы будущего разгула деспотизма в стране. Его контакты с монголами сделали Русь азиатской державой.

Это уже и вовсе беспочвенная публицистика. С Ордой контактировали тогда все русские князья. После 1240 года у них был выбор: умереть самим и подвергнуть новому разорению Русь или выжить и подготовить страну к новым битвам и в конечном итоге к освобождению. Кто-то очертя голову ринулся в бой, но 90 процентов наших князей второй половины XIII века избрали иной путь. И тут Александр Невский ничем не отличается от прочих наших государей того периода.
Что же касается «азиатской державы», то здесь сегодня действительно звучат разные точки зрения. Но я как историк полагаю, что Русь никогда ею не сделалась. Она не являлась и не является частью Европы или Азии либо чем-то вроде смеси, где европейское и азиатское принимает разные пропорции в зависимости от обстоятельств. Русь представляет собой культурно-политическую суть, резко отличную и от Европы, и от Азии. Точно так же, как Православие не является ни католицизмом, ни исламом, ни буддизмом, ни какой-либо иной конфессией.

Две экспертизы

После вскрытия саркофага имевшиеся фрагменты височных и берцовых костей, ключицы и ребра исследовал патологоанатом Г.В. Шор и ряд других специалистов. В подписанном ими заключении говорилось: «Осмотренные кости, несомненно, принадлежали человеческому скелету».

Но такой результат не устроил большевиков, стремившиеся очернить церковников в глазах общественности. Поэтому 2 августа 1922 г. состоялась повторная экспертиза мощей, которую проводил патологоанатом Ф.Я. Чистович с коллегами.

Возможно, под давлением властей, они пришли к выводу, что церковники обманывали народ, выдавая случайных набор истлевших человеческих останков за мощи святого. Во втором заключении экспертов было сказано, что «… в числе костей имеются обломки малой берцовой кости другого человека».

Установить истину в этом вопросе невозможно. Слишком много перипетий, пожаров и переездов перенесли останки Александра Невского. В советское время мощи князя тоже не знали покоя. В ноябре 1922 г. их доставили в Москву, где они пополнили экспозицию Центрального антирелигиозного музея. В 1948 г. святыню вернули в город на Неве. Вплоть до 1989 г. мощи хранились в Музее истории религии, который работал в помещении Казанского собора.

И лишь в эпоху перестройки сохранившиеся останки полководца были возвращены в Троицкий собор Александро-Невской лавры.

« «Грязные еретики»: какая привычка русских царей злила иностранных послов

Исторический июль 1240 года…

Самостоятельная жизнь Александра начинается с 15-летнего возраста. Уже в 1239 году он участвует в войне с литовцами и помогает русским войскам построить укрепления на реке Шелони. В этом же году он женился на девице Александре. Венчание совершилось в храме во имя святого Георгия в Торопце. Через год в Новгороде у княжичей (избранницей Александра стала дочь князя Брячислава Полоцкого) родился первенец Василий.

Историческим для Александра, а в глобальном смысле, для всей России, стал июль 1240 года. В это время в Неву вошел флот с войсками из Швеции. Те намеревались захватить село Ладога, и уверенно продвигались к месту операции. Поступок Александра иначе, как вспышкой патриотизма, и не назовешь: узнав об интервентах, он вместе с небольшой дружиной и успевшими собраться небольшими отрядами, не объявляя всеобщего сбора войск, определяет оптимальную для встречи недругов точку. И уже 15 июля он одерживает стремительную победу у устья реки Ижоры.

Мифы: что — ложь, а что — правда?

Вся жизнь Александра Невского окружена многочисленными легендами и мифами. Человеку неискушенному, а также не имеющему исторического образования, наверняка, довольно тяжело будет разобраться, что из историй о князе ложь, а что — правда? Именно поэтому перечислим основные мифы с их расшифровкой и пояснением в специальной таблице.

Мифы о князе Невском.

Правда о святом.

Все битвы, которые проводил Александр Невский, настолько незначительны, что найти информацию о них в шведских летописях невозможно.

На самом деле, это далеко не так. Взять, хотя бы, сражение на Неве или Ледовое побоище.

Первое названо ничтожным не из-за своей незначительности, а из-за малого количества жертв.

Второе же не освещено из-за отсутствия крупных сборников по истории.

Запад не нес угрозы, а Орду великий князь использовал только в личных целях.

На самом деле не было единой территории Запада – все было разобщено и разнесено. Угрозу Руси несли только два Ордена, которые устраивали бои только на территории русских земель.

Что касается Орды, то именно святой Александр организовал, согласно компетентным источникам, «антиордынскую» кампанию.

Благоверный Невский не желал мира на Руси, а занимался вынашиванием плана по устранению собственного брата.

На самом деле, князь стремился сберечь то, что было передано ему от предков, другими словами, он берег мир на Руси.

А насчет брата тоже ошибка. Именно он, а не Александр Невский, положил все русские войска на поле битвы и нечестным путем завоевал власть.

Обратившись к Востоку, Александр поспособствовал развитию деспотичности, а его общение с татарами превратили Русь в монгольскую державу.

На самом деле больше 90% князей заключили временное перемирие с Ордой. Это был тонкий политический подход – собрать все силы и обрушиться своей мощью на войско татаро-монголов с их последующим уничтожением.

Во Владимире

Легендарный полководец был похоронен в Рождественском монастыре г. Владимира. Об этом доктор исторических наук Роман Соколов написал в статье «Канонизация Александра Невского и судьба его мощей», опубликованной в журнале «Христианское чтение» (No 2 за 2021 г.). Исследователь отметил, что тело князя, скончавшегося в Городце-на-Волге, было перевезено во Владимир, поскольку именно этот город являлся номинальной столицей Северо-Восточной Руси.

Вскоре после смерти началось почитание Александра Невского. В 1381 г. останки князя были извлечены из склепа и помещены в специальный саркофаг. В 1491 г. во Владимире произошел страшный пожар, в котором пострадали многие церковные реликвии.

В 1547 г. Александр Невский был причислен к лику святых на уровне патриархии, а в 1591 г. архимандрит Рождественского монастыря Иона Думин составил новую редакцию жития князя, в которой доказывал, что пожар, случившийся столетие назад, не затронул мощи полководца.

Еще один разгул огненной стихии случился во Владимире в 1681 г. На этот раз сгорели не только все иконы, пламя задело и останки Александра Невского. Правда, неизвестно, насколько они пострадали и какая их часть сохранилась. В 1697 г. уцелевшие мощи переложили в новую раку.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: