Презентация, доклад становление школьного исторического образования в россии. шевчик о.д

Преподавалась ли история как учебный предмет в период с x по xviii век школьникам? — только факты!
преподавалась ли история как учебный предмет в период с x по xviii век школьникам? — только факты!

Введение

Российская историческая наука возникла в XVIII в., до этого времени идет сложный длительный процесс накопления исторических знаний, благодаря появлению письменности и возможности фиксации событий в рамках летописной традиции (простое воспроизводство фактов). Летописцы не понимали движущих сил общественного развития, объясняя факты с позиций провиденциализма (воля бога — главный двигатель истории). С течением времени события пытаются объяснить психологией людей, участников событий, как правило обличенных властью (князя, царя, императора).

Слово «историография» происходит от древнегреческого — «история» — исследование прошлого и «графо» — пишу. Понятие «историография» не однозначно. Таким термином часто называют историческую литературу по какому-либо вопросу, проблеме, периоду (например, историография Великой отечественной войны, историография дворцовых переворотов XVIII в. и т.д.), имея в виду библиографию и анализ, критический разбор литературы.

Иногда слово «историография» рассматривается как синоним исторической литературы. Исходя из подобного понимания авторов исторических работ в прошлом называли историографами. В Российской империи было звание придворного историографа, которое получали ученые, занимающиеся написанием официальной истории страны.

Русскими историографами были Г.Ф. Миллер (1748 г.), в 1767 г. — М.М. Щербатов, в 1803 г. Н.М. Карамзин. Придворные историографы получали жалование и имели доступ в архивы.

До начала XX века под историографией понимался сам процесс составления исторических работ.

Понятие «история исторической науки» утверждается только в начале XX века. С момента зарождения исторической науки слово «историография» служило её синонимом.

Как отказались от истории

Изучение и преподавание истории в мире началось сравнительно недавно. Многие считают рубежом конец XVIII века, когда в России, впервые в уставе народных училищ было выделено отдельной строкой – «Российская история». Безусловно, неакадемические попытки изучения истории были и ранее, например, их предпринимал знаменитый историограф – Василий Татищев. Привлекались и иностранцы, такие как Байер, Шлёцер и Миллер, к слову, их теории до сих пор вызывают дискуссии в научном сообществе. Но как часть программы образования история появилась впервые именно тогда, в 1786 году.

Изучение истории в образовательных учреждениях Российской империи было важной частью государственной политики. На это тратились деньги, а для составления пособий привлекались лучшие умы империи

Так в числе составителей были Николай Карамзин, Сергей Глинка, Петр Захарьин. Чуть позже знаменитая концепция графа Уварова – «Православие, самодержавие, народность», станет и идеологической концепцией школьного курса истории, воплощенной в пособиях Михаила Погодина.

Подлинным воплощением этой концепции станет учебник Николая Устрялова – «Начертание русской истории для средних учебных заведений» 1839 года.

Последним значимым учебником империи для средних учебных заведений можно считать «Краткие очерки русской истории» Дмитрия Иловайского от 1860 года. Пособие известного профессора переиздавалось 44 раза и свыше 50 лет было основным в России. Кстати, большинство будущих революционеров, марксистов и тех, кто принимал непосредственное участие в событиях 1917 года, а позже руководил Советским Союзом, учились именно по нему. Учебник считался «либеральным», хотя вся его либеральность состояла лишь в сокращении нравоучений (как у Устрялова) и более современном языке изложения.

Образование во второй половине века

В 1741 году на престол вступила императрица Елизавета Петровна, и при ней Корпус кадет был переименован в Сухопутный шляхетский кадетский корпус. В 1750-е годы открылись:

  • Морской шляхетский кадетский корпус;
  • Пажеский корпус;
  • Артиллерийская и Инженерная дворянские школы.

По инициативе графа Ивана Шувалова, фаворита императрицы, в 1755 году в Москве открылся первый в России университет, а в 1757 году — Академия художеств в Санкт-Петербурге. Первым её зданием стал особняк Ивана Шувалова на Малой Садовой улице.

С 1762 по 1796 год Россией правила Екатерина II. Важным событием в истории образования стало открытие в 1764 году Смольного института благородных девиц в Санкт-Петербурге — первого в государстве высшего учебного заведения для женщин. В 1783 году в Санкт-Петербурге по французскому образцу открылась Российская академия, которую возглавила фаворитка императрицы — Екатерина Дашкова. Усилиями 35 сотрудников академии к 1794 году был издан словарь русского языка.

Ключевые события в истории развития образования в России в 18 веке можно представить в таблице, которая пригодится при подготовке доклада по истории для 8 класса.

Дата

Событие

1701 год

Школа математических и навигационных наук в Москве

1725 год

Академия Наук

1755 год

Московский университет

1757 год

Академия художеств

1764 год

Смольный институт благородных девиц

1783 год

Российская академия

В 1780-е годы была проведена школьная реформа и появился Устав народных училищ, которые появились в губернских и уездных городах. Были разработаны единые учебные планы и методики преподавания. К концу XVIII века в империи появилось 550 таких училищ, в них обучались около 70 тыс. человек.

Рис. 3. Институт благородных девиц. 1765 год.

Что мы узнали?

Кратко говоря о российском образовании в XVIII веке, важно упомянуть такие заведения, как Академия наук, Московский университет, Артиллерийская и Инженерная дворянские школы, Смольный институт благородных девиц. Развитием образования занимались Пётр I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Иван Шувалов, Екатерина Дашкова

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Образование в первой половине века

Первым учебным заведением стала открывшаяся в 1701 году Школа математических и навигационных наук в Москве в Сухаревской башне.

В том же году была основана Артиллерийская школа, а в 1707 году появилось медицинское училище. В 1712 году была открыта Инженерная школа. К 1714 году был завершён процесс переноса столицы в Санкт-Петербург, и в 1715 году в этот город переехали старшие классы из Сухаревой башни. Они стали основной для создания Морской академии. Все перечисленные учебные заведения открылись в период Северной войны со Швецией.

При Петре I в России началось развитие металлургии, и поэтому при заводах на Урале и в Олонце стали открываться горные школы для подготовки специалистов. В новой столице при типографии появилась рисовальная школа.

Одним из событий последнего года царствования Петра I стал указ об учреждении Академии наук в январе 1724 года. Она открылась в Санкт-Петербурге в декабре 1725 года, и первым её президентом стал придворный медик Лаврентий Блюментрост, который родился в 1692 году в Москве, но образование получал в Париже, Лейдене и Амстердаме. Многие учёные в России в те годы были выходцами из европейских государств, например Якоб Герман, Леонард Эйлер и Якоб Брюс. Последний в 1702 году открыл в Москве первую русскую обсерваторию.

Рис. 1. Академия наук. 1725 год.

При императрице Анне Иоанновне в 1732 году был открыт Корпус кадетов для обучения дворянских детей. Те, кто его окончил, получали дворянские чины.

Для обучения духовенства при Петре I были созданы епархиальные школы. К 1727 году их было 46 и в них обучалось около 3000 человек. Для начального образования были открыты 42 цифирные школы с 2000 учащихся. После 1744 года их присоединили к духовным училищам. В 1730-е годы для солдатских детей появились гарнизонные школы.

Рис. 2. Московский университет. 1755 год.

Роль учебников и первоисточников

В период с X по XVIII век учебников в том виде, в котором мы знаем их сегодня, не существовало. Вместо этого ученики полагались на рукописные манускрипты и устные наставления своих учителей. Это означало, что содержание исторического образования сильно варьировалось в зависимости от учителя и доступных источников.

Первичные источники, такие как исторические документы и артефакты, также использовались для дополнения исторического образования. Однако возможность доступа к этим источникам была ограничена теми, кто имел на это средства. В результате историческое образование часто ограничивалось интерпретацией вторичных источников и учебников.

Основные принципы содержания школьного исторического образования в доперестроечный период

К началу 80-х годов в СССР постепенно сложилась стройная концепция отечественной истории в школьных учебниках. Начало формированию этой концепции положило постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О преподавании гражданской истории в школах СССР» от 15 мая 1934 года. В нем отмечалось, что главным недостатком в преподавании истории и учебников является их отвлеченный, схематический характер. Рекомендовалось твердо соблюдать исто-рико-хронологическую последовательность в изложении событий, «на основе чего только и возможны правильный разбор и правильное обобщение исторических событий, подводящие учащегося к марксистскому пониманию истории»1.

Другое постановление ЦК ВКП(б) «О введении в начальной и неполной средней школе элементарного курса всеобщей истории и истории СССР» от 9 июня 1934 года в целях коммунистического воспитания вводило систематический курс всеобщей истории и истории СССР с начальной школы до выпускного класса2.

Значительную роль в становлении данной концепции сыграли замечания И. В. Сталина, С. М. Кирова и А. А. Жданова на конспекты учебников по исто-рии СССР и новой истории . В них указывалось на ошибки в периодизации исторического процесса, например: «В конспекте свалены в одну кучу феодализм и дофеодальный период, когда крестьяне не были еще закрепощены; самодержавный строй государства и строй феодальный, когда Россия была раздроблена на множество самостоятельных полугосударств»4.

По мнению авторов замечаний, серьезные погрешности были допущены

при раскрытии узловых проблем. В частности, речь шла о национально-освободительном движении в Российской империи: «В конспекте не даны условия и истоки национально-освободительного движения покоренных царизмом народов России, и, таким образом, Октябрьская революция как революция, освободившая эти народы от национального гнета, остается немотивированной, равно как немотивированным остается создание Союза ССР»5.

Также в замечаниях обращалось внимание на нечеткие положения и формулировки: «В конспекте свалены в одну кучу понятия «реакция» и «контрреволюция», революция буржуазная и революция буржуазно-демократическая … Авторы конспекта слепо копируют затасканные и совершенно ненаучные определения всякого рода буржуазных историков, забывая о том, что они обязаны преподать нашей молодежи марксистские, научно-обоснованные определения»6

В дальнейшем основные положения отечественной истории были закреплены содержанием «Краткого курса», на которые в условиях тоталитарного общества опирались авторы учебников. С этого времени в отечественной науке утвердилась определенная схема описания событий советского общества, отойти от которой не удавалось почти никому. В советское время история рассматривалась как партийная наука.

«Краткий курс» провозглашал первейшей задачей исторической науки «изучение и раскрытие законов производства, законов развития производительных сил и производственных отношений, законов экономического развития об-щества» . Весь ход истории человечества «Кратким курсом» объяснялся закона ми «экономического и политического развития общества» . Утверждалось, что «на протяжении трех тысяч лет в Европе успели смениться три разных общественных строя: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодаль ный строй, а в восточной части Европы, в СССР сменилось даже четыре общественных строя» .

Согласно «Краткому курсу» история человечества «определяется … развитием материальных условий существования общества, изменениями способов производства материальных благ, изменениями взаимоотношений классов в области производства материальных благ, борьбой классов за роль и место в области производства и распределения материальных благ»10.

Классовая борьба рассматривалась как определяющий фактор исторического процесса. В «Курсе» декларировалось: «… историю делают .. . классы и … борьба классов»11. Итог классовой борьбы виделся в победе социалистической революции, при этом отмечалась возможность победы социализма в одной отдельно взятой стране: «… возможна победа социализма первоначально в нескольких странах или даже в одной, отдельно взятой стране .. . , что одновременная победа социализма во всех странах ввиду неравномерности развития капитализма в этих странах невозможна, что социализм победит первоначально в одной или нескольких странах, а остальные страны в течение некоторого време-ни останутся буржуазными странами» .

Слайд 42 Интегративные тенденции проявились и в подходе к изучению

социальных предметов. Прежние модели исторического образования, основанные на монархических и либеральных идеях, не соответствовали изменившимся целям обучения. Для написания новых учебников требовалось время. Поскольку в российской исторической науке практически отсутствовали исследования прошлого с марксистских позиций, в школах РСФСР с 1920 г. вместо истории стал преподаваться курс обществоведения с элементами исторических знаний. Новая учебная дисциплина включала сведения по политической экономии, марксистской теории социализма, конституции РСФСР, истории. Программы ориентировали на социологический, а не конкретно-исторический подход к изучению прошлого.

Слайд 51Цели развития были направлены на формирование у учащихся «творческого мышления, познавательной

активности, самостоятельности суждений, способности к самообразованию».Методологическая основа построения курсов истории была единой: её основу составляло марксистское учение о развитии общества как закономерном процессе смены общественно-экономических формаций. Такой подход соответствовал марксистской концепции об определяющей роли экономического фактора в развитии исторического процесса.Идеологическая направленность обучения в 1960—1980-е гг. вызывает вполне обоснованную критику в современной научно-педагогической литературе. Основным недостатком советской системы обучения истории являлась её концептуальная основа, которая не предполагала альтернативных вариантов интерпретации прошлого.

Возникновение и становление исторической науки

И. воз­ник­ла как осо­бый лит. жанр в глу­бо­кой древ­но­сти из ми­фо­ло­гич. пред­став­ле­ний, при­об­рет­ших фор­му ле­ген­дар­но-эпич. ска­за­ний, и лишь по­сте­пен­но, на про­тя­же­нии мно­гих сто­ле­тий, при­об­ре­та­ла чер­ты нау­ки. Пред­став­ле­ния о еди­ном про­стран­ст­ве И., од­но­на­прав­лен­ном ли­ней­ном не­об­ра­ти­мом вре­ме­ни, вос­хо­ж­де­нии че­ло­ве­ка от пер­во­го «за­ве­та» Бо­га к по­сле­дую­щим впер­вые поя­ви­лись в Биб­лии с са­мо­го на­ча­ла её фор­ми­ро­ва­ния во 2-й пол. 2-го тыс. до н. э. При­мер­но столь же древ­няя ис­то­рич. тра­ди­ция су­ще­ст­ву­ет в Ки­тае, а так­же в Древ­нем Егип­те, Ме­со­по­та­мии и др. древ­ней­ших оча­гах ци­ви­ли­за­ции. Сле­дую­щий шаг в раз­ви­тии ис­то­рич. пред­став­ле­ний свя­зан с ан­тич­ным ми­ром (5 в. до н. э. – 5 в. н. э.), соз­дав­шим пред­по­сыл­ки для вы­чле­не­ния соб­ст­вен­но И. из еди­ной по­зна­ва­тель­ной сис­те­мы и пре­вра­ще­ния её в са­мо­сто­ят. от­расль по­зна­ния; воз­ник­ли греч. (по­лис­ная) и рим. (дер­жав­ная, им­пер­ская) тра­ди­ции. В 3–5 вв. н. э. фор­ми­ро­ва­лась хри­сти­ан­ская кон­цеп­ция ис­то­рич. раз­ви­тия, опи­рав­шая­ся на биб­лей­скую тра­ди­цию и дос­ти­же­ния ан­тич­ной ис­то­рич. мыс­ли. В то же вре­мя эта кон­цеп­ция пре­одо­ле­ла ха­рак­тер­ное для ан­тич­но­сти пред­став­ле­ние о цик­лич­но­сти и по­вто­ряе­мо­сти И. и вы­дви­ну­ла про­ви­ден­циа­лист­скую по сво­ей су­ти идею еди­но­го ли­ней­но­го про­цес­са, рас­про­стра­няю­ще­го­ся на всю ой­ку­ме­ну. Ср.-век. ис­то­рия, по пре­иму­ще­ст­ву опи­са­тель­ная, в Но­вое вре­мя ста­ла боль­ше объ­яс­няю­щей, что и пре­до­пре­де­ли­ло её пре­вра­ще­ние в нау­ку в 18–19 вв. в стра­нах Зап. Ев­ро­пы и в Рос­сии. Ус­лож­не­ние ре­шае­мых И. за­дач при­ве­ло к диф­фе­рен­циа­ции и спе­циа­ли­за­ции ис­то­рич. зна­ния. Из со­ста­ва И. вы­де­ли­лись ис­точ­ни­ко­ве­де­ние и вспо­мо­га­тель­ные ис­то­ри­че­ские дис­ци­п­ли­ны (ну­миз­ма­ти­ка, сфра­ги­сти­ка, па­лео­гра­фия, мет­ро­ло­гия, ар­хео­гра­фия, ди­пло­ма­ти­ка, ар­хи­ви­сти­ка и др.). Как са­мо­сто­ят. от­рас­ли на­уч­но­го зна­ния с собств. ме­то­ди­ка­ми и ме­то­до­ло­ги­ей оп­ре­де­ли­лись ар­хео­ло­гия и эт­но­гра­фия (эт­но­ло­гия). Поя­ви­лась осо­бая дис­ци­п­ли­на, изу­чаю­щая раз­ви­тие са­мой ис­то­рич. нау­ки, – ис­то­рио­гра­фия. В 18–19 вв. ста­ли фор­ми­ро­вать­ся нац. ис­то­рио­гра­фич. шко­лы, уко­ре­нять­ся на­прав­ле­ния, обу­слов­лен­ные до­ми­ни­ро­ва­ни­ем тех или иных ми­ро­воз­зрен­че­ских и ис­то­рио­соф­ских идей. И. ока­за­лась вос­тре­бо­ван­ной об­ще­ст­вом и вла­стью, ко­то­рые уви­де­ли в ней мощ­ное ору­дие для раз­ре­ше­ния со­ци­аль­ных и по­ли­тич. про­блем. Од­на­ко на ру­бе­же 20 и 21 вв. в са­мой ис­то­рич. нау­ке воз­ник­ли но­вые про­бле­мы, ко­то­рые ча­стью со­об­ще­ст­ва ис­то­ри­ков вос­при­ни­ма­ют­ся как сим­пто­мы кри­зи­са. Сбли­же­ние И. с др. нау­ка­ми, ак­тив­ное ис­поль­зо­ва­ние ме­то­дов, раз­ра­бо­тан­ных эти­ми нау­ка­ми, даль­ней­шая диф­фе­рен­циа­ция ис­сле­до­ва­ний су­ще­ст­вен­но обо­га­ти­ли ис­сле­до­ва­тель­ский ар­се­нал ис­то­ри­ка, но в то же вре­мя соз­да­ли уг­ро­зу рас­ще­п­ле­ния тра­диц. пред­ме­та ис­то­рич. нау­ки, пре­вра­ще­ния её са­мой в под­от­рас­ли др. на­ук. Си­туа­ция усу­губ­ля­ет­ся на­рас­таю­щи­ми про­цес­са­ми в об­ществ. соз­на­нии, всё бо­лее ув­ле­чён­ном па­ра­диг­ма­ми по­стмо­дер­низ­ма, с его без­гра­нич­ным ре­ля­ти­виз­мом, при­зна­ни­ем со­су­ще­ст­во­ва­ния на­уч­но­го и па­ра­на­уч­но­го зна­ния, сти­ра­ни­ем гра­ней ме­ж­ду стро­гим ис­сле­до­ва­ни­ем и сен­са­ци­он­ны­ми «от­кры­тия­ми», пред­ло­жен­ны­ми пуб­ли­ке людь­ми, не об­ла­даю­щи­ми про­фес­сио­наль­ны­ми зна­ния­ми и уме­ни­ем. Ре­шить все эти про­бле­мы ис­то­рич. нау­ка в со­стоя­нии на пу­ти раз­ви­тия собств. ме­то­до­ло­гич. ба­зы, уг­луб­лён­но­го изу­че­ния ис­точ­ни­ков и по­пу­ля­ри­за­ции ре­зуль­та­тов серь­ёз­ных на­уч. ис­сле­до­ва­ний.

В художественной литературе

В романе Девятнадцать восемьдеся т четыре (1949) Джорджа Оруэлла, правительства Океании постоянно пересматривает исторические записи в соответствии с современными политическими объяснениями партии. Когда Океания находится в состоянии войны с Евразией, публичные записи ( газеты, кино, телевидение) указывают, что Океания всегда была в состоянии войны с Евразией; тем не менее, когда Евразия и Океания больше не воюют друг с другом, исторические записи подвергаются отрицанию; таким образом, населению промывают мозги, чтобы поверить в то, что Океания и Евразия всегда были союзниками против Остазии.

Главный герой рассказа, Уинстон Смит, является редактором Министерства правды, ответственным за постоянный историческийревизионизм, который устранит противоречия прошлое в современном мире Океании. Чтобы справиться с психологическими стрессами жизни во время войны, Смит ведет дневник, в котором замечает, что «Тот, кто контролирует настоящее, контролирует прошлое. Тот, кто контролирует прошлое, контролирует будущее», и таким образом иллюстрирует основные идеологические цель исторического отрицания.

Франц Куровски был чрезвычайно плодовитым немецким писателем правого толка, посвятившим всю свою карьерусозданию нацистской военной пропаганды, за которой последовали послевоенные военные чтиво и ревизионистские истории Вторая мировая война, , заявляя о гуманном поведении и невиновности военных преступлений Вермахта, прославляя войну как желаемое состояние, при этом сфабриковав свидетельства очевидцев зверств, предположительно совершенных союзниками, особенно бомбардировочное командование и воздушные налеты на Кельн и Дрезден как запланированный геноцид гражданскогонаселения.

Как отказались от истории

Изучение и преподавание истории в мире началось сравнительно недавно. Многие считают рубежом конец XVIII века, когда в России, впервые в уставе народных училищ было выделено отдельной строкой – «Российская история». Безусловно, неакадемические попытки изучения истории были и ранее, например, их предпринимал знаменитый историограф – Василий Татищев. Привлекались и иностранцы, такие как Байер, Шлёцер и Миллер, к слову, их теории до сих пор вызывают дискуссии в научном сообществе. Но как часть программы образования история появилась впервые именно тогда, в 1786 году.

Изучение истории в образовательных учреждениях Российской империи было важной частью государственной политики. На это тратились деньги, а для составления пособий привлекались лучшие умы империи

Так в числе составителей были Николай Карамзин, Сергей Глинка, Петр Захарьин. Чуть позже знаменитая концепция графа Уварова – «Православие, самодержавие, народность», станет и идеологической концепцией школьного курса истории, воплощенной в пособиях Михаила Погодина.

Подлинным воплощением этой концепции станет учебник Николая Устрялова – «Начертание русской истории для средних учебных заведений» 1839 года.

Последним значимым учебником империи для средних учебных заведений можно считать «Краткие очерки русской истории» Дмитрия Иловайского от 1860 года. Пособие известного профессора переиздавалось 44 раза и свыше 50 лет было основным в России. Кстати, большинство будущих революционеров, марксистов и тех, кто принимал непосредственное участие в событиях 1917 года, а позже руководил Советским Союзом, учились именно по нему. Учебник считался «либеральным», хотя вся его либеральность состояла лишь в сокращении нравоучений (как у Устрялова) и более современном языке изложения.

Слайд 38В начале ХХ в. среди преподавателей средних учебных заведений были популярны

учебники В.О.Ключевского («Краткое пособие по русской истории»), С.Ф.Платонова («Учебник русской истории для средней школы», «Сокращённый курс русской истории для средней школы», 1914). В этот период шли поиски новых идейных и структурно-содержательных основ создания учебной литературы для учащихся средних учебных заведений.Реформы 1860-х гг. способствовали процессу дальнейшего совершенствования обучения истории в России. Помимо классического, появилось реальное образование. К этому времени в российской школе окончательно сложилась концентрическая структура преподавания истории,существовавшая вплоть до 1917 г.

Слайд 30В учебниках проводились идеи православия и самодержавия как незыблемой основы русской

государственности

Большое внимание уделялось формированию национального сознания молодого поколения. Преподавание истории строилось на основе «репетиционного метода», который предполагал многократное повторение фактов, их механическое заучивание.Новым этапом развития российской историографии стали исторические труды С.М.Соловьёва, в частности его 29-томная «История России с древнейших времён»

В этом фундаментальном труде последовательно реализуется принцип историзма, а сама история России рассматривается как закономерный и органичный процесс мирового развития.

Запрещение истории

До начала 20-х годов специализированные советские учебники истории не создавались. Можно выделить только учебное пособие Екатерины Замысловской – «Учебник Истории» 1923 года. Остальные авторы продолжали брать за основу дореволюционные пособия. Но в это же время в СССР побеждает историческая школа Михаила Покровского, который декларировал принципиальный отказ от структурированного и поэтапного изучения истории. Покровский говорил, что «История – есть политика, опрокинутая в прошлое», и историю заменило обществознание с небольшими, самыми сжатыми вкраплениями исторических нарративов. Например, Покровский дошел до того, что пытался объяснить восстание декабристов исключительно экономически, колебанием цен на зерно, при этом, конечно, не указывал никаких имен. Таким образом, свыше 10 лет в СССР изучение истории в школах было если и не забыто, то отодвинуто на второй план.

Тем не менее перед страной стояли объективные внешние и внутренние вызовы, и руководство СССР не могло их не видеть. Приближалась новая большая война, страна активно модернизировалась и индустриализировалась. Общее образование внедрялось везде, по сути, первое поколение массово образованных граждан начало формироваться именно в конце 20-х – начале 30-х годов. Более того, советская пропаганда и идеология тоже прошла немалый путь, от идей мировой революции она стала двигаться к национально-патриотической направленности. Всё это требовало не просто вернуть историю в школу, но и качественно изменить содержание курса, чтобы воспитать поколение патриотов.

Сталин, Жданов, Киров

В 1934 году, находясь в отпуске эти три члена ЦК решили действовать и вернуть преподавание истории в школы. Однако после столь долгого перерыва в методической и научно-педагогической работе создать учебник истории с нуля было не так просто.

Для этого в СССР был объявлен конкурс. Согласно постановлению ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О преподавании отечественной истории в школах СССР» от 1934 года, вопрос считался решенным. Это постановление надолго, фактически до начала 90-х годов, определило структуру и содержание исторического образования в младших и средних классах школы. Добавим, что во многом именно эта структура сохраняется и сейчас: сначала элементарная история отечества, затем история Древнего мира в 5 классе, затем в следующих классах история Средних веков, новая и новейшая истории. Но предстояло определить нужные учебники и наметить план, по которому предполагалось претворять эти реформы в жизнь. Сталин, Киров и Жданов лично написали краткие тезисы, по которым предстояло создавать новый учебник. Это единственный раз в истории нашей страны, когда учебным пособием занимался лично глава государства.

Однако по конкурсу на учебник истории, проводимому в 1936-1937 годах, победителя выявлено не было. Все работы не устроили Сталина, а их было свыше 40 вариантов. Чуть позже была выбрана работа коллектива авторов Московского педагогического института под руководством Алексея Шестакова. Сталин и Жданов лично просмотрели новый «Краткий курс истории СССР» и повторно внесли правки. Любопытно, что Сталин вычеркивал целые главы, посвященные лично ему. А Жданов добавил в учебник ставшие знакомыми нам всем фразы о польской интервенции в 1612 года, первобытно-общинном строе славян и влиянии византийского христианства.

Автором школьного курса стала Анна Панкратова, глава института истории АН СССР, которой удалось создать простой и достаточно взвешенный курс школьной истории.

Учебник Шестакова переиздавался 25 раз, Панкратовой – 22 раза. Пережив и хрущевскую оттепель, и брежневский застой, эти учебники с небольшими изменениями дожили до 90-х годов. Во многом именно эти учебники стали культурно-историческим стержнем, сформировавшим несколько поколений советских людей, помогли выиграть войну, заново отстроить страну, а затем добиться и новых прорывов. И пусть сейчас господствуют совсем другие образовательные подходы и книги, нам не следует забывать того урока, который всегда дает наша общая история. А главное – не следует забывать её саму.

Как преподавалась история

Когда история впервые была введена в качестве академического предмета, она обычно преподавалась как отрасль теологии

История использовалась для преподавания моральных уроков, и основное внимание уделялось изучению древней истории, особенно классической Греции и Рима. Цель состояла в том, чтобы рассказать ученикам о добродетелях и пороках этих древних обществ и применить эти уроки в их собственной жизни

Со временем история стала более секуляризованной и стала преподаваться как самостоятельный предмет, а не просто как отрасль теологии. Фокус исторического образования сместился на изучение национальной истории, с особым акцентом на историю страны, в которой находилась школа. Это рассматривалось как способ привить ученикам национальную гордость и патриотизм.

Слайд 5 Феофан Прокопович завел в Петербурге собственную школу в свом

доме на Карповке на Аптекарском острове для бедных детей всякого звания. Это была лучшая для того времени школа как по своему помещению, так и по обстановке и по обучению. В ней преподавались закон божий, русский, латинский, греческий языки, грамматика, риторика, логика, римские древности, арифметика, геометрия, география, история и рисование. Феофан Прокопович очень любил свою школу, употреблял на нее много денег и попечений и успел ее сделать лучшей школой своего времени. Для нее он написал весьма полную инструкцию, в ней узаконивается строгая дисциплина с точным распределением классов для занятий и увеселений, строгий надзор за учениками, отрешение школьной жизни от посторонних влияний. Для развлечения учеников Феофан Прокопович завел при школе сценические представления и музыку.

Разветвления и судебная власть.

Некоторые страны криминализируют исторический ревизионизм исторических событий, таких как Холокост. Совет Европы определяет его как «отрицание, грубое преуменьшение, одобрение или оправдание геноцида или преступлений против человечности » (статья 6 Дополнительного протокола к Конвенция о киберпреступности).

Международное право

Некоторые государства-члены Совета предложили дополнительный протокол к Конвенции Совета Европы Конвенции о киберпреступности, касающийся материалов и «актов расистского характера». иликсенофобский характер, совершаемый через компьютерные сети »; переговоры по нему велись с конца 2001 г. по начало 2002 г., и 7 ноября 2002 г. Комитет министров Совета Европы принял окончательный текст протокола под названием Дополнительный протокол к Конвенции о киберпреступности, касающийся криминализации Акты расистского и ксенофобского характера, совершенные через компьютерные системы («Протокол»). Он открылся 28 января 2003 г. и вступил в силу 1 марта 2006 г.; по состоянию на 30ноября 2011 года 20 государств подписали и ратифицировали Протокол, а 15 других подписали, но еще не ратифицировали его (включая Канаду и Южную Африку).

Протокол требует, чтобы государства-участники криминализовали распространение расистские и ксенофобные материалы, а также расистские и ксенофобские угрозы и оскорбления через компьютерные сети, такие как Интернет. Раздел 1 статьи 6 Протокола конкретно касается отрицания Холокоста и других геноцидов, признанных в качестветаковых международными судами, учрежденными с 1945 года, соответствующими международно-правовыми документами. Раздел 2 статьи 6 позволяет Стороне Протокола по своему усмотрению привлекать к ответственности нарушителя только в том случае, если преступление совершено с намерением разжечь ненависть, дискриминацию или насилие; или использовать оговорку, разрешив Стороне не применять статью 6 — частично или полностью. В пояснительном отчете Совета Европы к Протоколу говорится, что «Европейскийсуд по правам человека ясно дал понять, что отрицание или пересмотр« четко установленных исторических фактов, таких как Холокост, -… будет исключено из-под защиты статьи 10 статьей 17 ‘Европейской конвенции о правах человека «(см. решение по делу Lehideux and Isorni от 23 сентября 1998 г.);

Два англоязычных государства в Европе, Ирландия и Великобритания, не подписали дополнительный протокол (третий, Мальта, подписал 28 января 2003 г., но еще нератифицировал его). 8 июля 2005 г. Канада стала единственным неевропейским государством, подписавшим конвенцию. В апреле 2008 года к ним присоединилась Южная Африка. Правительство Соединенных Штатов не считает, что окончательная версия Протокола соответствует Конституционным правам Соединенных Штатов, закрепленным в Первой поправке, и сообщило Совету Европы, что Соединенные Штаты не станут Сторона протокола.

Внутренн ее законодательство

В нескольких странах, в том числе:

  • Австрия, существуют внутренние законы против отрицания и языка вражды (которые могут включать в себя отрицание) (Статья I §3 Verbotsgesetz 1947 с обновлениями 1992 года и добавленным пунктом §3h).
  • Бельгия (Бельгийский закон об отрицании Холокоста ).
  • Чешская Республика.
  • Франция (Закон Гейссо ).
  • Германия (§130 (3) Уголовного кодекса).
  • Венгрия.
  • Израиль.
  • Литва.
  • Люксембург.
  • Польша (статья 55 закона об учрежденииИнститута национальной памяти 1998 г.)
  • Португалия.
  • Румыния.
  • Словакия.
  • Швейцария (статья 261bis Уголовного кодекса).

ДополнительноВсе y, Нидерланды рассматривают отрицание Холокоста как преступление на почве ненависти, что является наказуемым преступлением. Более широкое использование внутреннего законодательства включает французский закон Гейссо 1990 года, который запрещает любые «расистские, антисемитские или ксенофобные »высказывания, а Чешская Республика и Украина ввели уголовную ответственность за отрицание и минимизацию преступлений коммунистической эпохи.

Заключение

Хотя в период с X по XVIII век история не всегда преподавалась школьникам как учебный предмет, со временем ее значение как предмета изучения постепенно росло

В связи с тем, что в этот период основное внимание уделялось религиозному образованию, история изначально преподавалась как раздел теологии с упором на древнюю историю. Однако по мере распространения и секуляризации образования история стала преподаваться как самостоятельный предмет, с упором на национальную историю и патриотизм

Несмотря на ограниченный доступ к первоисточникам и отсутствие стандартизированных учебников, преподавание истории в этот период заложило основу для развития истории как академического предмета

Сегодня изучение истории продолжает оставаться важной частью образования, давая ценные уроки и понимание прошлого, которые могут служить источником информации для нашего настоящего и определять наше будущее

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: