Античные историки и ораторы
Историческое повествование и накопление знаний о прошлом оформилось еще в глубокой древности, вместе с изобретением письменности. В этом плане сборниками сведений можно считать эпосы и Ветхий Завет. В античном мире появились первые известные историки: Геродот, Ксенофонт, Плутарх (у греков), Тит Ливий и Тацит (у римлян).
Советский историк Михаил Барг полагал, что «сферичный» мир Античности не придавал большого значения времени, поскольку не знал эсхатологии. Например, Фукидид, которого называют основателем исторической науки, воспринимал историю как статичный порядок вещей. Это означает, что история становится поучительной (а этого требовала древняя этика), только когда обращается к неизменным основам. А вот философ Александр Лосев считал, что мир древности динамичен, но всегда возвращается на круги своя, к «исходной точке». При этом античное чувство драматизма позволяло тогдашней философии истории мыслить в категориях постоянной борьбы, взлетов и падений.
Борьба случалась и на пересечении исторических и политических интересов. Исследуя сочинения древних, французский гуманист XVI века Жан Боден отмечал, что сочинители особенно охотно хвалят себя и указывают на дурные деяния врагов
К таким пассажам он советовал отнестись с осторожностью и больше обращать внимание на суждения беспристрастных сторон, например какого-то третьего арбитра
Независимо от того, как Филин оценивал храбрость римлян, дальнейшая судьба Карфагена известна. Но очевидно, что ни римляне, ни карфагеняне не могли бы быть только лишь позорными и трусливыми. Комментируя эти эпитеты, Боден проводил разницу между оратором и историком: задача первого — не исторические штудии, а политтехнологии. Такой талант он тоже признавал — отмечая, что один и тот же человек не может выполнять обе функции одинаково хорошо.
Итак, античные сочинители были не чужды ораторских искушений и порой создавали истории, рассказывающие только о бесконечных подвигах соотечественников. Впрочем, другие древние авторы (как правило, с третьей стороны) изобличали необъективность.
Возникновение и становление исторической науки
И. возникла как особый лит. жанр в глубокой древности из мифологич. представлений, приобретших форму легендарно-эпич. сказаний, и лишь постепенно, на протяжении многих столетий, приобретала черты науки. Представления о едином пространстве И., однонаправленном линейном необратимом времени, восхождении человека от первого «завета» Бога к последующим впервые появились в Библии с самого начала её формирования во 2-й пол. 2-го тыс. до н. э. Примерно столь же древняя историч. традиция существует в Китае, а также в Древнем Египте, Месопотамии и др. древнейших очагах цивилизации. Следующий шаг в развитии историч. представлений связан с античным миром (5 в. до н. э. – 5 в. н. э.), создавшим предпосылки для вычленения собственно И. из единой познавательной системы и превращения её в самостоят. отрасль познания; возникли греч. (полисная) и рим. (державная, имперская) традиции. В 3–5 вв. н. э. формировалась христианская концепция историч. развития, опиравшаяся на библейскую традицию и достижения античной историч. мысли. В то же время эта концепция преодолела характерное для античности представление о цикличности и повторяемости И. и выдвинула провиденциалистскую по своей сути идею единого линейного процесса, распространяющегося на всю ойкумену. Ср.-век. история, по преимуществу описательная, в Новое время стала больше объясняющей, что и предопределило её превращение в науку в 18–19 вв. в странах Зап. Европы и в России. Усложнение решаемых И. задач привело к дифференциации и специализации историч. знания. Из состава И. выделились источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины (нумизматика, сфрагистика, палеография, метрология, археография, дипломатика, архивистика и др.). Как самостоят. отрасли научного знания с собств. методиками и методологией определились археология и этнография (этнология). Появилась особая дисциплина, изучающая развитие самой историч. науки, – историография. В 18–19 вв. стали формироваться нац. историографич. школы, укореняться направления, обусловленные доминированием тех или иных мировоззренческих и историософских идей. И. оказалась востребованной обществом и властью, которые увидели в ней мощное орудие для разрешения социальных и политич. проблем. Однако на рубеже 20 и 21 вв. в самой историч. науке возникли новые проблемы, которые частью сообщества историков воспринимаются как симптомы кризиса. Сближение И. с др. науками, активное использование методов, разработанных этими науками, дальнейшая дифференциация исследований существенно обогатили исследовательский арсенал историка, но в то же время создали угрозу расщепления традиц. предмета историч. науки, превращения её самой в подотрасли др. наук. Ситуация усугубляется нарастающими процессами в обществ. сознании, всё более увлечённом парадигмами постмодернизма, с его безграничным релятивизмом, признанием сосуществования научного и паранаучного знания, стиранием граней между строгим исследованием и сенсационными «открытиями», предложенными публике людьми, не обладающими профессиональными знаниями и умением. Решить все эти проблемы историч. наука в состоянии на пути развития собств. методологич. базы, углублённого изучения источников и популяризации результатов серьёзных науч. исследований.
Поиск себя и смысла
- Будь собой – все остальные роли уже заняты.
- Если ты будешь кем-то еще, то кто же будет тобой?
- Ты не научишься видеть других людей, пока не начнешь видеть самого себя.
- Лучше пробыть львом один день, чем всю жизнь овцой.
- Чтобы быть лучше, нужно меняться. Чтобы достичь идеала, нужно меняться постоянно.
- Не нужно себя искать. Себя нужно создавать.
- Ты можешь искать того, кто сможет тебя спасти, или же неистово желать самому выступить в роли спасателя. Но единственный, кто сможет спасти человека по-настоящему – это он сам.
- Твои вчерашние мысли не должны влиять на твои сегодняшние решение.
- Лишь в самые темные часы мы можем увидеть истинную силу света внутри нас.
- Ты – то, что ты делаешь, а не то, что ты обещаешь сделать.
- Становись лучшей версией себя, чтобы менять к лучшему весь этот мир.
- Если хочешь встретить любовь всей своей жизни, тебе стоит заглянуть в зеркало.
- Праздную свою непохожесть, и мир последует твоему примеру.
- Любовь к себе – это не тщеславие, а здравомыслие.
- У тебя есть только одно тело. Заботься о нем и будь благодарен.
- Ты должен соответствовать только своим ожиданиям.
- Сила характера заключается в том, чтобы делать то, что тебе не хочется, но то, что тебе нужно сделать.
- В первую очередь ты должен влюбиться в самого себя.
- Не стыдись своего опыта – он может вдохновить кого-то.
- Лучше идти одному, чем в толпе, идущей в другом направлении.
- Порой место, в котором ты находишься – не то, в котором ты должен быть.
Сделай себя приоритетом.
Ты сильнее, чем ты думаешь.
Твои возможности откроются тебе только тогда, когда ты пересечешь мост из своих неуверенностей.
Твоя главная боль может стать твоей главной силой.
Ты боец
Посмотри на путь, который ты уже преодолел и не думай сдаваться.
Будь с собой помягче – ты делаешь все, что в твоих силах.
Забота о себе – акт выживания.
Любовь к себе – это роман на всю жизнь.
Научиться любить себя так же важно, как научиться ходить.
Единственный человек, который может потянуть тебя вниз – ты сам.
Забота о себе – топливо, которое позволяет тебе сиять.
Люби себя достаточно для того, чтобы устанавливать границы.
Помни, что твои время и энергия бесценны.
Проявляй к себе такую же доброту, какую ты проявляешь к другим.
Ты – твое собственное произведение искусства.
Потренируйся в самоспасении прежде чем попытаешься спасти кого-то еще.
Прислушивайся к своему телу и делай то, что ему нужно.
Самые крепкие отношения ты должен строить с самим собой.
Каждый день делай что-то из любви к себе.
Найди то, что заставляет твое сердце петь и создай собственную музыку.
Найди то, что питает твою душу и выдели для этого достаточно времени в своей жизни.
Прислушивайся к своему телу, когда оно говорит тебе остановиться.
Откажись от стремления стать идеалом и начни становиться собой.
Подари себе любовь, которую ты даришь другим.
Единственный человек, без которого ты не сможешь прожить – ты сам.
Прими в себе свою неидеальность.
Не ищи любовь и внимание у других. Дари их себе самостоятельно.
Ты не сможешь позаботиться о других, не позаботившись в первую очередь о себе.
Уважай свои границы, чтобы и остальные поступали так же.
Не пытайся взвалить на себя ответственность за чужую жизнь.
Просить о помощи не стыдно.
Ты – тот человек, которого ты ждал всю жизнь.
Чтобы узнать мир, нужно узнать себя.
Если ты хочешь изменить мир, начни с себя.
Борись с собой, а не с миром.
Говори с собой так же, как ты говоришь с самым любимым человеком.
Ты можешь обмануть кого угодно, но не себя самого.
Размышления – это разговор души с собой.
Ты можешь сам выбирать свои мысли сегодня.
Недостаточно образовывать ум
Необходимо также образовывать и сердце.
Цени себя настолько, чтобы бороться за свое счастье.
Любовь и другие люди
- Оценивай человека по его вопросам, а не по его ответам.
- Противоположность любви – не ненависть, а равнодушие.
- Позволяя человеку вызвать твой гнев, ты всецело отдаешься в его руки.
- Любовь всегда полна сложностей, но она также дает и энергию.
- Любовь послана с небес, чтобы беспокоить тебя до чертиков.
- Не додумывай за других их чувства и мысли.
- В любви как и в мечтах нет ничего невозможного.9000
- Как цветок не может жить без солнца, так и человек не может жить без любви.
- Любовь – игра, в которой выигрывают оба.
- Страсть заставляет мир вращаться, а любовь делает это место более безопасным.
- Любовь никуда не исчезает. Если она не встречает взаимности, она устремляется обратно, смягчая и очищая сердце.
- Любовь и доброта благословляют и дарителя, и получателя.
- Любовь – самое лучшее приключение.
- Любовь заставляет душу выбираться из своего укрытия.
- Жизнь слишком коротка для долгосрочных обид.
Любовь одновременно атакует голову, сердце и чувства.
Жизнь слишком коротка для того, чтобы тратить ее на неприятных людей.
Жизнь слишком коротка для того, чтобы ненавидеть.
Не трать драгоценное время на то, чтобы переубедить другого человека.
Не позволяй чужому мнению управлять твоей жизнью.
Прощать – значит любить.
Одни люди похожи на синяки – они заставляют вас страдать по ним некоторое время. Другие же оставляют шрамы на всю жизнь.
Любовь – это дым из вздохов.
Самые сложные отношения зачастую имеют самые легкие разрывы.
Любовь меняет человека так же, как родители ребенка – неуклюже и беспорядочно.
Жизнь – цветок, а его мед – любовь.
Вы потеряете себя, если будете пытаться найти любовь в ком-то, кто еще не нашел себя.
Любовь – это ответ на все вопросы.
Обнажайтесь перед тем, кто готов одеть вас своей любовью.
Любовь похожа на ветер – ты не видишь ее, но чувствуешь.
Мир крутится не из-за любви
Но именно она делает это все стоящим того.
Любовь – состояние, при котором счастье другого человека крайне важно для твоего собственного.11000
Любовь – голос во всех безмолвиях.
Любить – это открывать себя в другом человеке.
Настоящая любовь начинается тогда, когда ты находишь человека, чьи странности совместимы с твоими.
- Любовь – трепетное счастье.
- Любовь – это когда одна душа находится в двух телах.
- Любовь – привычка, от которой сложнее всего избавиться и которую сложнее всего удовлетворить.
- Излучай любовь везде, куда бы ты ни пошел.
- Делай все в этой жизни с любовью.
- Когда ты любишь то, что имеешь, у тебя есть все, что тебе необходимо.
- Будь человеком, который заставляет других чувствовать себя особенными.
- Одна рука дана тебе для того, чтобы помогать себе, а другая, чтобы помогать людям.
- Вы сами учите людей тому, как можно к вам относиться.
- Все люди приходят в твою жизнь по каким-то определенным причинам.
- Каждый человек в этой жизни либо учит тебя чему-то, либо становится твоим учеником.
- Ненависть можно победить только любовью.
- Лучшая любовь та, которая заставляет нас стремиться к большему.
- Любовь разжигает огонь в наших сердцах и приносит мир в наши умы.
- Смерть не может остановить настоящую любовь.
- Настоящая храбрость – это любить человека, не ожидая ничего взамен.
- Даря любовь, ты всегда выигрываешь.
- Мы принимаем ту любовь, которую, как нам кажется, мы заслуживаем.
- Если ты ненавидишь человека, значит он тебя победил.
- Всегда строй дружбу с тем, кто лучше тебя.
- Не трать время на советы, если человек не собирается ими пользоваться.
- Если тебе плюют в спину, значит, ты впереди.
- То, что ты думаешь об этом человеке, скорее характеризует тебя, чем его.
- Для любви не нужны причины.
- Настоящая любовь – это когда тебе хорошо и без этого человека, но с ним еще лучше.
- Где любовь, там и жизнь.
Когда мы задумываемся о нашей жизни?
Когда у человека в качестве статусов начинают появляться высказывания, имеющие глубокий смысл, возможно, он задумывается над своей жизнью. Конечно, это может быть просто красивый статус. Но по мере того, как человек идет по жизни, время от времени случается, что в какой-то счастливый или грустный момент он входит в ментальное состояние самосознания.
Это состояние полной открытости, когда начинаешь действительно глубоко анализировать и думать о том, что произошло. Иногда этот жизненный анализ вызвает какая-то серьезная проблема, сильное чувство, большой успех, удача или неудача, счастие, вдохновение. Что бы это ни было, вполне нормально иметь такие периоды в жизни, которые заставят остановиться и задумываться о жизни.
Смерть близкого человека – пожалуй, воспринимается людьми как самый плохой и сложный период в жизни. Ведь существование человека не готовит его к потере тех, кто глубоко в сердце. Поэтому это такой будильник для вашей души, который напоминает, что жизнь – это драгоценный дар.
Хотя будущее в такой момент может казаться мрачным, даже сильное эмоциональное потрясение со временем начинаешь принимать. И убеждаешься, что главное – наполнять жизнь смыслом, ведь каждый день может быть последним.
Достижение первой большой цели тоже заставляет людей думать над жизнью. Трудно не улыбнуться, когда, наконец, все сложилось хорошо и получилось сделать то, к чему шел очень долго. Это чувство способно вдохновлять на новое большое дело, достигать других высот, любить то, чем занимаешься, и обеспечивает мотивацию во всех сферах жизни.
Рождение ребенка переворачивает весь твой мир. Это даже не близкий человек, не друг или любимый. Дети стоят совершеннейшим особняком в жизни человека. Это – другая вселенная. Проводя время с детьми и испытывая их маленькие радости, мы просто задумываемся и начинаем понимать, как мало нужно для счастья. Ребенок напоминает нам о мелочах, о которых мы часто забываем. Не зря так и хочется поделиться красивыми цитатами или мыслями на эту тему.
Переезд в новый город или страну. Многие люди привыкли жить на одном месте среди знакомых людей и никогда не уезжали куда-то надолго. Однако переезд в другую страну или город может стать удивительным опытом. Когда приходится оставаться в совершенно новых условиях, обретать другой опыт, строить заново отношение с каждым человеком, то узнаешь о себе это так много, о чем даже не подозревал.
Религия откроет множество новых фактов. Вера вообще занимает особое место в жизни человека. У верующих свои мысли и убеждения, особая мудрость, которая меняет представление о жизненных ценностях.
Когда цель достигнута – это хороший повод подумать о жизни. Но и неудачу тоже можно использовать как решение разных проблем. Неудача – отличный способ научиться брать себя в руки, посмотреть на ситуацию с другой стороны, учиться на ошибках. Человек, который никогда не падал, не будет пытаться изменить себя в лучшую сторону.
Родственная душа – это человек, которого, наверное, каждый мечтает встретить. Нас могут окружать друзья и знакомые, но только родственная душа по-настоящему понимает без слов. Это необязательно девушка или парень. Просто это кто-то очень важный в жизни, который принимает тебя таким, какой ты есть, и с которым никто даже не сравнится.
Наверняка вы задумаетесь над жизнью во время депрессии. Это, конечно, не самое лучшее состояние. Но, возможно, душа и тело просто требуют перезагрузки. Это дает возможность сделать шаг назад и взглянуть на вещи немного по-другому.
Интересный мотивационный фильм или книга тоже могут значить очень много. Хорошее кино и литература заставляют не только забывать о житейской рутине, а способны оставлять глубокий след в душе. Некоторые произведения здорово меняют представления о жизни.
И, конечно, ничего так не окрыляет и не вдохновляет, как любовь. Не зря молодые люди так любят вместо слов любви наедине выкладывать в социальную сеть множество высказываний, афоризмов, философских мыслей об этом прекрасном чувстве. Любовь способна делать нас другими. И уж если в представлении о жизни что-то поменялось, почему бы не поделиться этим с другими?
История истории
Образ прошлого является важной частью картины мира современного человека и значительную его часть формирует история. Наряду с ней в создании образа прошлого участвуют: религия, искусство, мифология, литература, поэзия, Интернет и др
На сегодняшнем этапе наиболее авторитетным считается образ прошлого, построенный исторической наукой. Но так было не всегда.
История в европейской цивилизации, сначала предстает в виде мифа, в котором люди действуют наравне с богами, потом греки создают историю людей, в которой мифологический элемент относительно невелик. Мифологическую сменяет христианская Священная история, которую творит Бог, а рядом с ней создается профанная история, в которой действуют люди, но и они творят свою историю по воле Божьей. В XVIII веке появляется история философов, которые создают образ прошлого исходя из своих теоретических концепций, и наконец, XIX век – время, когда формируется позитивистская история, господствующая и поныне.
Постепенный отказ от истории в ее позитивистском понимании начался еще в начале ХХ века, с формированием неклассической истории. Однако наибольший ущерб истории как науке нанесла постмодернистская критика исторического сознания. Общий вывод Х. Уайта относительно истории, как науки, он сформулировал в своей знаменитой «Метаистории», где он пишет: «создается впечатление, что историческое сознание, которым западный человек так гордился с начала XIX века, может быть ничем иным, как теоретическим основанием идеологической позиции, с которой западная цивилизация рассматривает свои отношения не только с предшествующими ей культурами и цивилизациями, но и с современными и соседствующими в пространстве. Короче говоря, историческое сознание можно рассматривать как специфически западный предрассудок, посредством которого задним числом доказывается предполагаемое превосходство современного индустриального общества» . Увы, это однобокое суждение, не имеющее конструктивного содержания, и сводящееся к старому обвинению историзма в идеологизме. Оно не дает ничего нового для понимания феномена истории. Конечно, западный историзм XIX–XX вв. нес в себе мощный идеологический заряд, но он этим никогда не исчерпывался, и никогда к нему не сводился.
Постмодернизм подорвал веру с истинность исторического образа, создаваемого наукой, но не смог предложить более убедительного способа создания прошлого, поэтому историческая наука по-прежнему доминирует среди прочих средств, определяющих наше прошлое.
Эволюция западной истории свидетельствует о том, что история служит цели создания образа прошлого, и при этом она исходит из господствующей в данный момент мировоззренческой парадигмы, которая определяет не только содержание, но и методы создания образа прошлого . Исходя из этого можно утверждать, что история – это образ прошлого, создаваемый историком по правилам определенной теории.
Счастье и гармония
- Находясь в ожидании счастья, ты рискуешь дождаться лишь старости.
- Люди ждут всю неделю пятницы, весь год лета и всю жизнь счастья.
- Счастье не зависит от внешних обстоятельств.
- Счастье – это осознанный выбор.
- Депрессия начинается с разочарования.
- Нет человека более счастливого чем тот, кто по-настоящему благодарен.
- Пусть это и не имеет смысла, главное, что оно делает тебя счастливым.13000
- Счастье тебе к лицу.
- Хорошие мысли сияют на твоем лице и делают тебя прекраснее.
- Начинай каждый день с благодарностью в сердце.
- Чтобы стать счастливым, нужно перестать жаловаться на проблемы, которые у тебя есть, и начать благодарить за проблемы, которых у тебя нет.
- Счастье нельзя найти или заработать.
- Счастье – это духовный опыт.
Чтобы быть счастливым, нужно научиться проживать каждую минуту с любовью и благодарностью.
У тебя есть все для того, чтобы стать счастливым.
Фокусируйся на хорошем.
Начинай каждое утро с позитивных установок.
Хорошие вещи случаются лишь тогда, когда ты настроен позитивно.
Вдохновение идет изнутри.
Счастье – это когда твои желания и твоя действительность пребывают в гармонии.
Без гармонии не может быть счастья.
Ключ к гармонии в семье заключается в умении находить время друг для друга.
Настоящая красота заключается в гармонии между внешним и внутренним.
Счастье – это и смысл, и цель жизни.
Чтобы быть счастливым, нужно кого-то любить, что-то делать и на что-то надеяться.
Счастье подобно бабочке – чем больше ты за ним гоняешься, тем больше оно ускользает
Переключи свое внимание и тогда оно мягко сядет тебе на плечо.
Не ищи счастье в других. Ищи его в своем сердце.
За каждую минуту злости ты теряешь шестьдесят секунд счастья.
Твое счастье зависит только от тебя.
Мудрый человек доволен своей судьбой и не желает того, чего у него нет.
Счастье начинается тогда, когда ты начинаешь жить в моменте.
Не позволяй чужим поступкам нарушать твой внутренний покой.
Каждый новый день дарит тебе новые возможности для того, чтобы быть счастливым.
Ты будешь счастлив только тогда, когда ты сможешь позволить себе эту роскошь.
- Счастье – обнимать человека и понимать, что ты держишь в руках целый мир.
- Один из залогов счастья – наличие плохой памяти.
- Порой необходимо прекращать гонку за счастьем и просто довольствоваться тем, что есть.
- Чтобы быть счастливым, нужно извлекать максимум пользы из каждого прожитого тобой дня.
- Величайшее счастье жизни – убежденность в том, что тебя любят.
- Чем больше ты питаешь свое сердце счастьем, тем ненасытнее оно становится.
- Фокусируйся не на хэппи-энде, а на самой истории.
- Счастье заключается в постоянном повторении удовольствий.15000
- Счастье – это риск. Если ты не напуган, значит, ты делаешь что-то неправильно.
- У каждого человека свое представление о счастье.
- Самая красивая девушка та, что счастлива.
- Счастье – это парфюм. Обливая других, вы не можете не испачкать себя.
- Счастье – это не когда все идеально.
- Люди, делающие нас счастливыми, словно садовники, заставляющие наши души цвести.
- Счастлив тот, кто умеет находить прекрасное в самых скромных вещах.
- Нет большего счастья, чем чувствовать, что твое присутствие дарит любимым людям комфорт.
- Счастье не ждет тебя в конце пути. Оно находится здесь.
- Счастье становится реальным, когда ты им делишься.
Историческая реальность
Научная история строится на ряде допущений, важнейшими из которых являются: существование исторической действительности, и временная целостность мира, в котором пребывает человек; т.е. существование прошлого, настоящего и будущего, как частей некоего континуума. Оба эти допущения делают возможным существование реального объекта, а значит существование истории как науки. Однако история больше чем историческая наука, которая является только одной из форм ее существования, причем формой, как сегодня очевидно, – исторической, т.е. преходящей.
История, как образ прошлого в актуальном виде всегда содержится только в сознании создавшего ее историка, либо читателя его трудов. В книге истории нет, там есть только черные значки на белой бумаге, которые становятся историей в сознании читающего
Причем это всегда не некое абстрактное, а вполне конкретное сознание, что очень важно, потому, что от того, каким содержанием оно наполнено зависит и тот образ, который возникнет в процессе чтения. Один и тот же текст будет создавать в различных сознаниях разные образы, причем ни один из них не будет полностью соответствовать тому, который был у историка в момент написания им текста
Более того, по прошествии некоторого времени, сам историк, читая свой же текст часто говорит, что сегодня он написал бы его по другому, а это значит, что и его образ прошлого изменился, и текст уже не отражает даже образа прошлого его создателя.
Этот пример ставит проблему множественности образов прошлого. А если их так много, если даже сам авторский вариант оригинала образа, с которого он пишет свою историю меняется, тогда, как мы можем говорить о единстве истории и ее истинности? Но такая проблема стоит только в том случае, если мы считаем, что история – это идеальный образ в сознании историка. Если это некая реальность, пребывающая где-то в параллельном мире, тогда этой проблемы конечно нет. Нужно только попасть в этот параллельный мир и сравнить образ истории с оригиналом, правда, не слышал, чтобы это кому-либо удавалось. Тем не менее, историки упорно держатся за существование «объективной исторической реальности, противостоящей субъекту исторического познания».
Автор, исходит из того положения, что прошлого как реальности не существует. Прошлое может содержаться только в идеальном виде в сознании человека. На этом феномене основывается возможность истории, как идеального образа прошлого, которое мы никогда не можем иметь в реальности. Не имея реального прошлого, историк вынужден иметь дело только с идеальными его формами – например, воспоминаниями, мемуарами, документами. И даже тогда, когда он изучает материальные вещи, которые принято называть «остатками прошлого», они являются вещами прошлого лишь условно, поскольку они находятся в настоящем. Реальность одна, и если мы допускаем в настоящем присутствие прошлого, тогда все настоящее, окружающее нас автоматически превращается в прошлое, потому, что в данный момент ничего из того, что нас окружает не создается, а значит его правомерно рассматривать как остатки прошлого, но в этом случае пропадает настоящее. Если все же признать настоящее реальностью, тогда мы вынуждены признать, что «остатки прошлого», «следы прошлого», с которыми работает историк, существуют в качестве прошлого только в его сознании. Непротиворечиво прошлое может существовать только в идеальном виде в сознании историка.
Фальсификация и современность
В ХХ столетии структуралистские и постструктуралистские теории подвергли критике поиск объективности и вообще рефлексию как способ удостоверения истины. В «Мифологиях» Ролан Барт дал понять, что мифологизация — признак всех социумов. Особенно это заметно в эпоху новых медиа. Даже фальшивки — особенно фальшивки — оказывают на людей реальное влияние. Когда сама реальность виртуализируется, разница между фейком и нефейком теряется. Кадры военных действий дополняются спецэффектами или вовсе замещаются сценами из видеоигр, которые выдаются за актуальные события.
О таком параде гиперреальности писал Жан Бодрийяр в книге «Войны в Заливе не было»: конфликт превратился в медийный симулякр.
Зритель готов ее принять в качестве истинной, потому что ее удобно воспринимать и она эмоционально заряжена — так работает всякий медиафастфуд, особенно идеологический. Бывают и обратные процессы: явление, которое воспринималось всеми как теория заговора, существовало как гиперреальный шарж и получило соответствующую мифологию, внезапно оказывается правдой. Однако оно уже не может существовать в качестве правды, потому что попадает в заготовленное пространство, которое уже полно симуляций, клише и мемов.
Есть мнение, что для разговора о «настоящей истории» (то есть такой, которая лишена спекуляций) необходимо, чтобы прошлое было достаточно далеким. В этом смысле история ХХ века — еще свежая тема, которая является личной болью ныне живущих людей, не говоря уже о событиях 1990-х или 2010-х годов. Если события являются травмой, то они как будто делаются нефальсифицируемыми.
С другой стороны, медийными манипуляциями можно менять и события вчерашнего дня, и даже настоящее — прямо во время нанесения травм. Поэтому аргумент о том, что сфальсифицировать историю получится только после ухода поколения, не вполне соответствует актуальной ситуации. Трудно не согласиться с Аристотелем, который говорил, что «истории баснословны и не доставляют удовольствия не только когда слишком древние, но и когда совсем недавние».