Дмитрий лихачев

Дмитрий лихачев - биография, факты, фото

Константин Сёмин. Даже если Серебренников сядет, 30 серебренниковых продолжат пакостить

 
 

Публицист, лидер проекта «Последний звонок» Константин СЁМИН:Отросток олигархии. Даже если Серебренников сядет, 30 серебренниковых продолжат пакостить»Разговор идёт о человеке, который по сути дела занимается диверсионной работой. Я не говорю о правящем классе, я не говорю об интересах государства и тех, кому государство принадлежит. Но ведь оплеуха отвешивается общественному мнению, простому человеку, который сохраняет память о советском периоде прошлого. Человеку, который стремится сохраняться в себе человеческое. И выходит такой режиссёришка, начинает мордовать его тут, мордовать там. Вот эти постоянные оскорбления в адрес того народа, который эти творческие деятели именуют «быдлом» – они же не вызывали до сих пор ни гневной реакции с властной стороны, ни попытки одёрнуть оскорбляющих народ хулителей. Никто им не указывал на место, никто их вообще ни в чём не ограничивал. Наоборот, повсюду принимали с распростёртыми объятиями, говорили: ребята, творите, вы наша гордость, вы в Канны поедете, ещё куда-то, берлинская пальмовая ветвь вам в хвост. И это повсюду звучало и звучит. Что, произошло размежевание между теми, кто оплёвывает Родину сверху – и теми, кто сбоку, со сцены, из партеров или галёрок занимается разбрасыванием, распространением этого же яда? Нет же, никакого размежевания не произошло. Это по-прежнему тот же самый террариум единомышленников. Но вот какая-то коса нашла на камень в этом террариуме и кому-то, видимо, придётся пострадать. Я не могу выдавить из себя ни капли сочувствия, в первую очередь потому, что понимаю: ни один из тридцати таких серебренниковых в случае чего не выразит сочувствия мне и мне подобным.. Всё это прогнившее сословие на протяжении многих лет занималось демонстративным издевательством. Измывалось над русской культурой и советской культурой, которые на самом деле нераздельны, потому что лучшее из русской культуры было взято советской культурой на вооружение – в литературе, и в музыке, и во всём. И эта русская советская культура подвергалась постоянному планомерному уничтожению на протяжении многих лет. Причём это делалось не просто так. Было ясно, что это культура народная – она не элитарная, она не для декадентских салонов, она не для избранной кучки. Эта культура по-настоящему массовая. И, причиняя боль этой культуре, рассчитывали попасть на самом деле не в отдельного Римского-Корсакова или Шолохова – а в массу, в то самое проклятое, ненавистное простое «быдло», с которым серебренниковы себя ассоциировать не хотят. Тактика показательных ударов бича по цирковой арене абсолютно контрпродуктивна, она не дисциплинирует остальных серебренниковых. Она, наоборот, мобилизует многих из них: «Ведь незаслуженно же человек пострадал! Ведь он-то на самом деле же говорил правду о тоталитаризме, о сталинщине, о ежовщине, о кирзовых сапогах, которые наступают на нашу несостоявшуюся демократию. А за то, что он это говорил, правдорубец наш, за то, что этот человек осмеливался клевать в спину неповоротливое государственное туловище – за это его ударили бухгалтерским отчётом по голове. Вот какие иезуиты! Не могли прямо сказать, что они не совпадают с Серебренниковым в мировоззрении?» И появляются тридцать мини-серебренниковых, которые занимаются тем же самым, но у которых в мозгах вообще ничего нет. Они просто будут действовать как обезьяны. С серебренниковыми нужно поступать по-другому. Необходимо уничтожать основы для существования паразитического «творческого» класса. А поскольку паразитический класс является всего лишь отростком главного паразитического класса в стране – олигархии, – без решения вопроса об олигархии и о собственности, которой олигархи обладают, невозможно решить вопрос с веточками и отростками». Беседует Иван Вишневский 

https://youtube.com/watch?v=Th3zGhKeBMg

Важнейшие научные труды и книги Лихачева

Большая часть работ академика была посвящена изучению культуры Древней Руси и ее традиций:

«Национальное самосознание Древней Руси»;

«Новгород Великий: Очерк истории культуры Новгорода 11-17 вв.»;

«Человек в литературе Древней Руси»;

«Русские летописи и их культурно-историческое значение»;

«Поэтика древнерусской литературы»;

«Прошлое – будущему» и многие другие.

Главным научным интересом для него была именно древняя русская литература, в первую очередь – «Слово о полку Игореве» и «Повесть временных лет». Много лет он изучал и исследовал эти значимые произведения.

Сделанные открытия и наблюдения по текстам Дмитрий Сергеевич изложил в своих работах. Его переводы «Слова» во всем мире признаны как эталон. А после опубликованных исследований по «Слову» угасли споры о его подлинности.

Дмитрий Сергеевич так же много писал для детей и молодых людей, тех

Самые известные книги этой направленности — «Земля родная: Книга для учащихся» и «Письма о добром и прекрасном».

Плодом многолетних поисков и раздумий академика, глубоко знавшего и безмерно любившего культурные истоки стала «Декларация прав культуры». Идея декларации была в необходимости принять мировым сообществом ряд положений, чтобы хранить культуру как «достояние человечества» и развивать ее дальше.

Право на культуру равноценно праву на жизнь. Без культуры нет смысла жизни, понимания истории, невозможно дальнейшее развитие человечества.

Память

  • Имя академика при жизни присвоено малой планете № 2877 (1984).
  • В 1999 году имя Д. С. Лихачёва присвоено Российскому научно-исследовательскому институту культурного и природного наследия.
  • В 2001 году дочь академика — Людмила Дмитриевна Лихачёва и Джордж Сорос (американский финансист и основатель «Фондов Сороса» в различных странах) основали Благотворительный фонд имени Лихачёва.
  • Указом Президента Российской Федерации 2006 год объявлен в России годом Дмитрия Сергеевича Лихачёва.
  • В память о Лихачёве названы площадь, аллея и сквер в Санкт-Петербурге.
  • 1 августа 2016 года в Санкт-Петербурге Библиотеке № 1 («ЦБС Выборгского района» СПб) присвоено имя Д. С. Лихачёва.
  • В 2014 году Аэрофлот назвал в честь Д. С. Лихачёва один из своих новых лайнеров Аэробус.
  • В  Российской Федерации пять библиотек, включая библиотеку в городе Ростове-на-Дону, названы именем Дмитрия Сергеевича Лихачёва.
  • 28 ноября 2017 года в Санкт-Петербурге открыт информационно-выставочный центр Д. С. Лихачёва (особняк Румянцева, Английская наб., 44).

Чтения

В 1999 году по инициативе Лихачёва в Москве был создан Пушкинский лицей № 1500, в Москве. Академик умер через три месяца после постройки здания, не дожив до открытия лицея.

  • Ежегодно в честь Д. С. Лихачёва в Пушкинском лицее № 1500 и гимназии № 1503 города Москвы и проводятся Лихачёвские чтения, на которых съезжаются ученики различных городов и стран с выступлениями, посвящёнными памяти великого гражданина России.
  • Ежегодно в честь Д. С. Лихачёва в СПбГУП проводятся Лихачёвские чтения, на которых выступают видные деятели науки, культуры и искусства из России и зарубежных стран.
  • Ежегодно в честь Д. С. Лихачёва в Институте филологии и журналистики Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского проводятся Лихачёвские чтения (организатор и руководитель — Г. Ф. Самосюк).
  • Распоряжением губернатора Санкт-Петербурга в 2000 году имя Д. С. Лихачёва присвоено школе № 47 (Плуталова улица, дом № 24), где также проводятся Лихачёвские чтения.

Премии

  • В 2000 году Д. С. Лихачёву посмертно была присуждена Государственная премия Российской Федерации за развитие художественного направления отечественного телевидения и создание общероссийского государственного телеканала «Культура». Изданы книги «Русская культура»; «Небесная линия города на Неве. Воспоминания, статьи».
  • С 2003 года Президиумом РАН присуждается премия имени Д. С. Лихачёва за выдающийся вклад в исследования литературы и культуры Древней Руси.
  • В 2006 году Фондом имени Д. С. Лихачёва и Правительством Санкт-Петербурга была учреждена премия фонда имени Д. С. Лихачёва.

Памятники

Известны живописные, графические и скульптурные портреты Д. С. Лихачёва, исполненные в разные годы ленинградскими художниками и скульпторами, в том числе Варленом Пеном (1980).

  • В Санкт-Петербурге установлена памятная доска на доме, где академик прожил последние 35 лет (2-й Муринский пр., д. 34).
  • В 2006 году в Москве установлена памятная доска на доме № 4 по 1-му Неопалимовскому переулку, где размещалась редакция журнала «Наше наследие».
  • 6 ноября 2008 года на площади имени Д. С. Лихачёва был открыт памятный знак в виде гранитной стелы с бронзовым барельефным портретом Д. С. Лихачёва (архитектор В. Б. Бухаев, скульптор И. Б. Корнеев).
  • 25 мая 2011 года в атриуме библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино открыт памятник Д. С. Лихачёву.
  • В память о Лихачёве названа улица в Софии, 28 ноября 2015 года в сквере на этой улице открыт памятник.

Наука и творчество

Дмитрий Сергеевич всю жизнь посвятил научной деятельности. Его первая работа «Картежные игры уголовников» была написана во время отбывания наказания и опубликована в журнале «Соловецкие острова». В последствие полученный в лагерях жизненный опыт Лихачев назвал своим вторым и главным университетом.

Первое время после возвращения домой Дмитрий работал корректором и редактором в издательстве. После снятия судимости Лихачев поступил на работу в Институт русской литературы младшим научным сотрудником, а спустя три года стал старшим. Ученый занимался изучением древнерусских летописей. В одном из своих трудов он описывал борьбу с татаро-монгольским нашествием.

Накануне Великой Отечественной войны Лихачев защитил кандидатскую диссертацию, а после окончания ВОВ через два года и докторскую. Ее темой были Новгородские летописи двенадцатого века. С началом вторжения немецких захватчиков Дмитрий не покинул родной город, продолжая жить в блокадном Ленинграде и заниматься научной деятельностью. Летом 1942 года умер его отец, а Дмитрий с семьей по дороге жизни перебрался в Казань.

Исследования в области филологии и истории принесли Дмитрию Лихачеву известность, авторитет и мировую славу. Он первый охватил тысячелетний период духовности и русской культуры. Его научные труды описывают период от начала развития славянской письменности до современной эпохи.

С 1953 года Лихачева избрали членом-корреспондентом академии наук Советского Союза. В дальнейшем он стал иностранным членом наук некоторых зарубежных стран. Например, Болгарии, Сербии, Венгрии, США. С 1970 года Лихачев академик АН СССР.

Вся взрослая жизнь Дмитрия Сергеевича неразрывно связана с Санкт-Петербургским государственным университетом. Сначала он был его студентом, а потом преподавателем, доцентом, профессором кафедры исторической литературы. Кроме чтения лекций Лихачев занимался в стенах университета научно-исследовательской и просветительской деятельностью. Он стремился познакомить со своими разработками и исследованиями массовую аудиторию.

В конце концов, Дмитрий Лихачев достиг желаемого. В середине восьмидесятых на Центральном телевидении вышла программа с участием академика. Он в свободном формате общался с разновозрастной аудиторией. На передачах присутствовали представители разных социальных слоев населения.

Биография Дмитрия Лихачева

Дмитрий Лихачев появился на свет 15 (28) ноября 1906 г. в
Санкт-Петербурге. Он рос в интеллигентной семье со скромным достатком.

Отец филолога, Сергей Михайлович, трудился инженером-электриком, а мать, Вера Семеновна, была домохозяйкой.

Детство и юность

Будучи еще подростком Дмитрий твердо решил, что хочет связать свою жизнь с
русским языком
и литературой.

По этой причине, Лихачев поступил в Ленинградский университет на филологическое отделение факультета общественных наук.

Во время учебы в вузе, студент относился к числу участников подпольного кружка, где глубоко изучали древнюю славянскую филологию. В 1928 г. его арестовали, обвинив в антисоветской деятельности.

Советский суд постановил сослать Дмитрия Лихачева на печально известные Соловецкие острова, расположенные в акватории
Белого моря. Позже его отправили на стройку Беломорканала, а в 1932 г. досрочно освободили «за успехи в труде».

Стоит заметить, что время, проведенное в лагерях не сломило Лихачева. Пройдя через все испытания, он возвратился в родной Ленинград, чтобы окончить высшее образование.

Более того, Дмитрий Лихачев добился обнуления судимостей, после чего с головой погрузился в науку. Интересен факт, что годы биографии, проведенные в заключении, помогли ему в филологических исследованиях.

https://youtube.com/watch?v=nw80fja4x2w

Краткая биография

  1. 1928, февраль – арестован за участие в научном молодежном кружке. На заседаниях кружка участники выступали с докладами, обсуждали их. Сам юноша не находил объяснения своей вины. Следствие признало деятельность Лихачева в кружке контрреволюционной, и он был осужден на 5 лет.
  2. 1928-1932 – отбывал наказание в Соловецком лагере и Белбалтлаге. В заключении ему пришлось сменить несколько видов деятельности: работал в криминологическом кабинете, счетоводом, железнодорожным диспетчером, издавал журнал. Он организовал одну из первых детских колоний в СССР. По его инициативе подростки были отделены от взрослых заключенных, заселены в отдельные бараки, снабжены бельем и одеждой. Это спасло жизни сотен детей. Первая научная статья Дмитрия «Картежные игры уголовников» была опубликована в лагерном журнале. Его освободили досрочно. Вернувшись в Ленинград, устроился работать литературным редактором, а затем корректором по иностранным языкам.
  3. 1938 – по ходатайству руководства с Лихачева сняли судимость, он смог поступить на работу в Институт русской литературы (Пушкинский дом) и заниматься научной работой.
  4. 1941 – защитил кандидатскую диссертацию. Основной темой исследований ученого стала древнерусская литература.
  5. 1941-1942 – вместе с семьей находился в блокадном Ленинграде, продолжал работать. В начале лета 1942 года семья Лихачевых была эвакуирована. В 1942 опубликована первая книга, брошюра о защите древнерусских городов (соавтор – М. Тиханова).
  6. 1950-1960-е – изданы труды: «Человек в литературе Древней Руси», «»Развитие русской литературы X-XVII веков. Эпохи и стили», «Великое наследие» и другие. Эти работы были новыми тенденциями в российском и мировом литературоведении и истории литературы. «Поэтика древнерусской литературы» (1967) заинтересовала массового читателя и стала бестселлером.
  7. 1950 – изданы памятники древнерусской литературы «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве» в переводе Лихачева на современный русский язык с сохранением оригинального строя речи и с его комментариями.
  8. 1954 – возглавил сектор древнерусской литературы Института русской литературы.
  9. 1955 – в «Литературной газете» опубликована статья Лихачева о необходимости защиты памятников старины. Это было начало многолетней деятельности ученого по сохранению и защите памятников истории и культуры.
  10. 1966 – получил Орден Трудового Красного Знамени.
  11. 1970 – избран действительным членом Академии наук СССР.
  12. 1970-е – выступил против проекта перестройки архитектурного ансамбля Невского проспекта. В результате власти Ленинграда отказались от своих планов.
  13. 1976 – начало выхода 12-томника «Памятники литературы Древней Руси». Лихачев вместе с академиком Л.А. Дмитриевым был составителем и редактором этого монументального научного издания.
  14. 1986 – выступление академика против уже утвержденного плана поворота северных рек, грозившего затоплением территорий русского севера, сыграло решающую роль. Работы по повороту рек были прекращены.
  15. 1986 – избран председателем правления Советского культурного фонда. Под его руководством фонд вел масштабную работу по возвращению в Россию культурных коллекций, раритетов, собранных соотечественниками и хранившимися за границей. В этом же году стал Героем Социалистического Труда.
  16. 1988 – инициировал создание журнала «Наше наследие», органа культурного фонда. Это первое российское периодическое издание серьезного содержания с современным дизайном и высоким качеством полиграфии.
  17. 1990-е – стал одним из инициаторов создания телеканала «Культура». Предлагал, чтобы редакция канала находилась в Петербурге.
  18. 1999 – 4 июня получил Медаль Пушкина, а 30 сентября умер в Санкт-Петербурге. Похоронен на Комаровском кладбище.

Дмитрий Лихачев в старости

Цитаты

Многие цитаты известных людей становятся крылатыми после их смерти, но в случае с Лихачевым произошло иначе. Еще при жизни высказывания филолога были интересны окружающим и использовались при подходящем случае.

«Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе».

«Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе».

Лихачев был убежден в том, что любовь должна быть умной, так как необходимо замечать недостатки и бороться с ними. Иначе слепо любящая мать может воспитать нравственного урода.

Также Филолог советовал окружающим быть правдивыми. Ведь когда человек врет, собеседник чувствует это. У него возникает чувство отвращения к лжецу.

«Ложь всегда выдает себя, ложь всегда «чувствуется», и вы не только становитесь противны, хуже — вы смешны».

Некоторые люди взяли себе на заметку цитату о том, что скромность и умение помолчать, одно из лучших качеств в человеке.

Значение творческой и общественной деятельности

Д. С. Лихачёв внёс значительный вклад в развитие изучения древнерусской литературы. Его перу принадлежат одни из лучших исследований по таким литературным памятникам, как «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника» и др. В монографии «Развитие русской литературы XI—XVII вв.: Эпохи и стили» (1973) Д. С. Лихачёв обосновал концепцию теоретической истории литературы, цель которой — исследовать литературу в развитии: «характер процесса, его движущие силы, причины возникновения тех или иных явлений, особенности историко-литературного движения данной страны сравнительно с движением других литератур». Эта монография стала первым опытом теоретической истории русской литературы.

Д. С. Лихачёв принимал непосредственное участие в сохранении и реставрации различных культурных объектов Санкт-Петербурга и пригородов, в частности, в воссоздании парка «Монрепо».

Совместно с Игорем Моисеевым и Татьяной Устиновой содействовал инициативе Виктора Попова, приведшей к основанию в Москве школы № 1113 с углублённым изучением музыки и хореографии для одарённых детей.

Во многом посодействовал развитию книжной серии «Литературные памятники», являясь с 1970 года председателем её редколлегии.

Народный артист России Игорь Дмитриев так охарактеризовал основное значение Д. С. Лихачёва в развитии русской культуры:

«Гордость русского народа, гордость интеллигенции. Я не знаю, кто сможет занять его место и кто сможет иметь право говорить так о любых проблемах российской культуры с таким знанием и с такой болью за неё.»

В то же время учёный критиковался некоторыми коллегами за конформизм; «непатриотичное» стремление быть признанным на Западе; притеснение не согласных с ним подчинённых; эклектизм и поверхностность работ не по своей специальности. По словам литературоведа М. О. Чудаковой, «один из побочных результатов ухода из научной жизни учёных первого ряда — на их место оказался невольно вытолкнут судьбой тот, кто должен был достойно занимать второй ряд, — Д. С. Лихачёв. На наших глазах он, можно сказать, изнемогал, долгие годы выполняя функцию единственного опорного столба и постепенно невольно реставрируя в нашем извращённом обществе сталинскую схему: один главный в каждой области культуры. Наличие одного такого академика с его набором качеств, <…> было удобно дряхлеющей советской власти, но стало удобно постепенно и власти постсоветской, а также и самой интеллигенции, так как в весьма трудное время снимало с неё необходимость личных действий».

Работавший под руководством Лихачёва филолог Д. М

Буланин посвятил ряд публикаций исследованию представлений об академике «как духовном вожде русской интеллигенции, будто бы привлёкшим к ней внимание вершителей судеб России и ставшим её перед ними предстателем». По мнению Буланина, этот миф «выгоден власти, для интеллигенции он губителен»

В рецензии на книгу Буланина религиовед В.М.Лурье резюмирует: «… Лихачёв… был таким человеком, который нашёл возможность оставаться „человеком государственной службы“ даже тогда, когда его государство было захвачено варварами. Он не вписывался ни в один из типов русской интеллигенции, сохранявшихся при советской власти, — ни либеральной, ни националистической, — но зато очень и очень вписывался в любимый К. Н. Леонтьевым тип грека-фанариота, умевшего маневрировать между турецкой властью и чаяниями своего племени, тоже отчасти национально-консервативного, отчасти либерально-европейского, и за это умение ставшего одинаково необходимым тем и другим. Периодически возникали ситуации, когда по отношению к интеллигентам он проявлял себя не „своим“. Тогда на него обижались, подчас, очень глубоко. Но в глазах большинства эти обиды некоторых всегда с лихвой перевешивались реальной помощью другим, которых всегда было больше. Эта помощь была такого свойства, что один интеллигент другому интеллигенту оказать бы её не смог (вплоть до отмазывания от КГБ на стадии раскручивания последним дела о международной антисоциалистической организации)».

Краткая биография академика Дмитрия Лихачева

Дмитрий Лихачев родился в Санкт-Петербурге, там же он провел и свое счастливое детство с любящими родителями. Будущий ученый получил хорошее образование: сначала — в школе Карла Мая, а после — в Ленинградском университете.

В 21 год Лихачёв был арестован за шутливый доклад на студенческой встрече. Его осудили как контрреволюционера и отправили в лагерь. В той жизни было много страшного — холод, голод, болезни, тяжелая работа. Но именно там он написал и опубликовал свою первую статью.

— позже напишет в своих воспоминаниях ученый.

В 1932 г. он вернулся в Ленинград, в 1935 г. опубликовал еще одну статью по материалам, собранным во время заключения.

В 1941-1942 гг. Дмитрий жил в осаждённом Ленинграде, но не прекращал научной деятельности, продолжая собирать материалы для будущих трудов. В этом он черпал силы для жизни.

В 1942 г. в соавторстве с Марией Тихановой им была выпущена книга «Оборона древнерусских городов».

Самыми плодотворными для Дмитрия Сергеевича стали послевоенные годы. Он посвятил множество трудов истории культуры славян, много работал с летописями.

Кроме научной, академик вел просветительскую деятельность — устраивал телевизионные передачи в формате свободного общения, живые встречи, отвечал на все письма, которые приходили к нему.

За свою деятельность ученый был удостоен многих наград: как отечественных, так и зарубежных. Он являлся члeном Академий наук нескольких государств и имел звание доктора в разных странах.

Дмитрий Лихачёв ушел из жизни в своем родном городе, не дожив совсем немного до 93 лет. Он оставил потомкам более тысячи уникальных работ.

Наука и творчество

В начале Великой Отечественной войны (1941-1945) Дмитрий Лихачев оказался в
блокадном Ленинграде. И хотя ему приходилось каждый день бороться за свое существование, он не переставал изучать древнерусские документы.

В 1942 г. филолога эвакуировали в
Казань, где он по-прежнему занимался научной деятельностью.

В скором времени на работы молодого Лихачева обратили внимание российские ученые. Они признали, что его труды заслуживают особого внимания

Позже, об исследованиях Дмитрия Сергеевича узнала и мировая общественность. Его стали называть глубоким знатоком в самых разных областях филологии и русской культуры, начиная от славянской литературы и заканчивая современными событиями.

Очевидно, до него еще никому не удавалось так скрупулезно изучить и описать 1000-летнее содержание духовности, наряду со славянской и русской культурой, в таких крупных масштабах.

Академик исследовал их нерушимую связь со всемирными интеллектуальными и культурными вершинами. Кроме этого, он в течение длительного срока накапливал и распределял научные силы по важнейшим исследовательским направлениям.

Дмитрий Лихачев внес значительный вклад в развитие просветительской деятельности в
СССР. На протяжении не одного десятилетия он стремился донести собственные идеи и мысли до общественных масс.

Во время правления
Михаила Горбачева
на его программах, транслируемых в телеэфире, выросло поколение людей, которое сегодня относится к представителям интеллектуальной прослойки общества.

Эти телепередачи представляли собой свободное общение между ведущим и аудиторией.

До конца своих дней Лихачев не прекращал заниматься редакторской и издательской деятельностью, самостоятельно корректируя материалы молодых ученых.

Любопытно, что филолог всегда стремился отвечать на бесчисленные письма, которые приходили к нему с разных уголков необъятной родины. Стоит заметить, что он негативно относился к любому проявлению национализма. Именно ему принадлежит следующая фраза:

«Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим».

От многих своих коллег, Лихачев отличался прямотой и стремлением докопаться до истины. К примеру, он критически отзывался о любых конспирологических доктринах в осознании исторических событий и не считал правильным признавать за
Россией
мессианской роли в истории человечества.

Дмитрий Лихачев всегда оставался верным родному Петербургу. Ему неоднократно предлагали переехать в
Москву, но он всегда отклонял любые подобные предложения.

Возможно это было связано с Пушкинским домом, в котором располагался институт русской литературы, где Лихачев проработал свыше 60 лет.

За годы своей биографии академик опубликовал примерно 500 научных и 600 публицистических трудов. Круг его научных интересов начинался от исследования иконописи и заканчивался изучением тюремного быта заключенных.

Культурологические и философские воззрения

Имея специальность медиевиста- исследователя, Лихачёв посвятил себя изучению словесности, искусства и истории Древней Руси, уже предполагает обширный кругозор, энциклопедизм Лихачева.

Замечание 1

Лихачёв являлся убеждённым сторонником теологичности в развитии культуры. В своих трудах Лихачёв даёт понять, что культура развивается, проходя путь от хаоса к гармонии, идя от просветления высшего смысла к произведению в культуре.

Концептосфера национального языка играет одну из важных ролей в культуре, по Лихачёву, которая концентрировала культурные смыслы, ссылаясь на все уровни ценностного и смыслового единства культуры. С помощью концептосферы любой национальной культуры, культура существует в качестве определённой целостности.

Чем больше культура имеет внешних и внутренних связей с какими-либо культурами, а так же отдельными отраслями культуры, тем полнее и богаче она будет, с этой помощью культура продвигается в своём историческом развитии.

Высшие достижения культуры, то есть философия, литература, искусство, как говорил Лихачёв, не могут иметь никаких закономерностей, а обладают антизакономерным, случайным характером.

Гениальные творцы и их достижения не включаются в состав культурно-исторический контекст, понимаясь в качестве бунта, отклонения от нормы, соперничество с традициями. В этом смысле они являются безграничным источником для инноваций, расширяющих мировую культуру.

За свои заслуги в отечественной и мировой культуре Лихачёв не раз награждался почётными наградами и удостаивался государственными премиями, настолько значителен был его вклад в эту область. Он считался при жизни классиком русской культуры $20$ века.

Вопрос-ответ:

Кто такой Дмитрий Сергеевич Лихачев?

Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906 — 1999) — крупнейший русский мыслитель, литературовед, культуролог, академик РАН, научный деятель и учёный. Он совершил огромный вклад в развитие русской культуры и литературы, а также в сохранение её достояния.

Какие работы Дмитрия Сергеевича Лихачева самые известные?

Самые известные работы Лихачева — это «Краткий словарь литературных терминов», «Очерки по истории русской культуры», «Искусство перевода», «Лица России», а также множество научных трудов по русской культуре.

В чем заключается наследие Лихачева для современности?

Лихачев не только оставил после себя множество научных работ, но и укоренил в нашей стране сознание оценки культурного наследия, поддержки и сохранения культурного наследия России сквозь время. Всё это можно назвать наследием Лихачева.

Что связывало Лихачева и культуру России?

Лихачев всю свою жизнь был посвящена изучению и развитию культуры России. Он оставил огромный след в российской науке и литературе, в анализе русской и зарубежной литературы, в искусстве перевода и т.д., что сделало его одним из выдающихся представителей российской культуры, переосмыслившим разные её проявления.

Какие награды Лихачев получил за свою деятельность?

За свою научную и культурную деятельность Лихачев был награжден практически всеми российскими и зарубежными премиями по литературе, искусству, культуре, науке. Он был лауреатом Государственной премии СССР, Национальной премии России, премии Имени Ленина, премии Имени Пушкина, премии Имени Гоголя и многими другими.

Какие были недостатки в жизни и деятельности Лихачева?

Личной жизнью Дмитрия Сергеевича Лихачева не занимался ни он, ни его биографы, поэтому о недостатках человека ничего неизвестно. Что касается научной и культурной деятельности, анализ этого вопроса предполагает субъективную оценку его работ и может выдвигать разные то претензии, и похвалы в равной степени.

Каким образом Лихачев внес вклад в сохранение культурного наследия России?

Лихачев внёс значительный вклад в сохранение культурного наследия России, активно занимаясь экспертизой памятников архитектуры, реставрацией зданий, проявляя активность в сохранении книжной культуры и грамотности русского народа. Он организовал множество музеев и библиотек, а также издал целый ряд научных и художественных изданий, усовершенствовал систему проведения археологических работ и многое другое.

Какой научный вклад в общественную жизнь сделал Лихачев?

Лихачев внёс огромный и многогранный вклад в общественную жизнь, он проводил научные и практические конференции, заседания, круглые столы, презентации, выступления и т.д.). Основные научные интересы Лихачева связаны с литературой, культурой, языком, археологией и архитектурой. Так, к примеру, он обосновал и описал уникальность и национальные особенности русской литературы, очертил культурную историю России, определил многие духовные и культурные основания русского народа.

Личная жизнь

В жизни Дмитрий Лихачев был романтиком, жил скромно и достойно, никогда не выхвалялся славой и известностью. Со своей супругой Зинаидой Александровной Макаровой Дмитрий познакомился в период работы в издательстве в 1932 году. Спустя три года молодые люди поженились. Они пронесли свою любовь и уважение друг к другу через всю жизнь.

В 1937 году, а именно 4 августа, в семье Лихачевых родились девочки-близнецы. Родители назвали дочек Вера и Люда. Дочери выросли, получили высшее образование, вышли замуж. Они со своими семьями долгое время оставались с родителями. В большой квартире академика всем хватало места, да и жили они дружно.

Людмила пошла по стопам отца. Она по образованию была искусствоведом. Работала в Русском музее в отделе древнерусского искусства. Была замужем за геофизиком Сергеем Зилитинкевичем. Их дочь Вера профессор Манчестерского университета, дважды была замужем и у нее двое детей.

Убеждения

Дмитрий Лихачёв родился в семье старообрядцев федосеевского, беспоповского согласия. С уважением относился к Русской Церкви, особенно к духовенству, пострадавшему в лагерях. С некоторыми из них он находился в близкой дружеской связи (см. об этом в книге Д. С. Лихачёва «Воспоминания», М., 2007). В разделе «О жизни и смерти» в своей книге «Русская культура» он писал так:

«Религия либо занимает основное место в жизни человека, либо у него её нет вовсе. Нельзя верить в Бога „попутно“, „между прочим“, признавать Бога как постулат и вспоминать о Нём только, когда спрашивают».

Дмитрий Лихачёв был председателем общественного юбилейного Сергиевского комитета по подготовке к празднованию 600-летия преставления преподобного Сергия Радонежского (1992 г.). В 1996 году Дмитрия Сергеевича с его 90-летием поздравил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, поднёс в дар юбиляру икону Божией Матери. Дмитрий Сергеевич перекрестился и поцеловал образ. На вопрос, по какому обряду он хотел бы быть похоронен, Дмитрий Сергеевич ответил: «По старому».

Никогда не состоял в КПСС, отказывался подписывать письма против видных деятелей культуры СССР, но не был диссидентом и стремился найти компромисс с советской властью. В своём предисловии к книге «Слово о полку Игореве», вышедшей в 1955 году в издательстве «Детгиз», а также во введении и заключении к книге «Возникновение русской литературы» (1952), ссылался на труды Сталина, Маркса и Энгельса. Позже Лихачёв так вспоминал об этом:

Найти в моих работах что-либо антисоветское было трудно. И всё-таки я был явно не «свой»: Сталина и Ленина почти не цитировал

На это обратили особое внимание, когда вышла моя книга «Возникновение русской литературы». Заставили написать введение и заключение с соответствующим цитированием «корифея всех наук».— Лихачев Д.С. «Проработки»

В октябре 1990 года участвовал в т. н. «Римской встрече» и подписал т. н. «Римское обращение» (подробнее см. Витторио Страда). В октябре 1993 года Лихачёв подписал «Письмо сорока двух» с призывом о запрете коммунистических и националистических партий и движений.

В интервью 1995 года Лихачёв говорил следующее:

«Ведь что такое… Октябрьский переворот? Против кого он был направлен? Против интеллигенции. Первый год во власти стояли полузнайки. Стали арестовывать профессоров.»

30 сентября 1998 года Лихачёв принял из рук президента Ельцина восстановленный орден Андрея Первозванного № 1. Сразу же после церемонии вручения Д.С. Лихачёв передал орденские знаки восстановленного ордена на хранение в Государственный Эрмитаж.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: