Как возникло товарищество передвижных художественных выставок

Передвижники

Слайд 3Введение.Товарищество передвижных художественных выставок (передви́жники) — творческое объединение российских художников, существовавшее

в последней трети XIX века. В эстетическом плане участники товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Несомненно, что возникновение общества ТПХВ произошло в то самое время, когда это было особенно необходимо для России – как с точки зрения чистого искусства, так и с точки зрения его социального значения. Художники-передвижники стремились найти такую форму объединения, которая смогла бы обеспечить личную независимость художника от официальных, покровительствуемых правительством учреждений и меценатов, сделала более тесными и прямыми связи искусства со зрителем, с народом.

Сюжеты картин

Внешнее видео
Новичок в школе по Эмили хвостовиков

Передвижники изображали разносторонние аспекты общественной жизни, часто критически относясь к неравенству и несправедливости. Но их искусство показало не только бедность, но и красоту народного быта; не только страдания, но и стойкость и сила характеров. Передвижники осудили русские аристократические порядки и самодержавную власть в их гуманистическом искусстве. Они с сочувствием изображали освободительное движение русских людей (например, «Арест пропагандиста» , « Отказ от исповеди» , « Не ожидал » Илья Ефимович Репин ). Они изображали общественно-городскую жизнь, а позже использовали историческое искусство для изображения простых людей ( «Утро стрелецкой казни » Василия Сурикова ).

В период своего расцвета (1870–1890) передвижниковское общество развивало все более широкие рамки, с более естественными и свободными образами. В отличие от традиционной темной палитры того времени, они выбрали более светлую палитру с более свободной манерой в своей технике. Они работали над естественностью своих изображений и отображением отношений людей с их окружением. Общество объединило большинство талантливых художников страны. Среди передвижников были художники Украины , Латвии , Армении . Общество также показало работы Марка Антокольского , Василия Верещагина и Андрея Рябушкина . Работа критика и демократа Владимира Стасова была важна для развития искусства передвижников. Павел Михайлович Третьяков показал работы этих художников в своей галерее и оказал им важную материальную и моральную поддержку.

Влияние литературоведов

На передвижников повлияли общественные взгляды литературоведов Виссариона Белинского и Николая Чернышевского , которые придерживались либеральных идей. Белинский считал, что в литературе и искусстве должна быть возложена социальная и моральная ответственность. Как и большинство славянофилов, Чернышевский горячо поддерживал эмансипацию крестьян , что окончательно осуществила реформа 1861 года . Он рассматривал цензуру прессы, крепостное право и смертную казнь как влияние Запада. Из-за его политической активности официальные лица запретили публикацию любых его произведений, включая его диссертацию; но в конце концов он нашел свой путь в художественный мир России девятнадцатого века. В 1863 году, почти сразу после освобождения крестьян, цели Чернышевского были реализованы с помощью передвижников, которые взяли на вооружение широко распространенную славянофильско-народническую идею о том, что Россия обладает особой, скромной внутренней красотой, и придумали, как ее отобразить. холст.

↑ Идеи Товарищества

Основные идеи художников-передвижников: Передвижники считали, что человечество должно увидеть само себя сквозь историю. На смену академическому стилю пришел реализм и импрессионизм. Изображение настоящей жизни русского крестьянства в реалистичном стиле. Просвещение обычного, часто неграмотного, народа.

В творчестве присутствовал социально-психологический портрет. Передвижники были очень близки к народническому движению. В картинах художников осуждался крепостной помещичий быт и самодержавие. Художники популяризировали идеи борьбы за свободу и обновление общества. Передвижники боролись со всевозможными декадентскими течениями, основой которых было «искусство ради искусства». Своим лозунгом художники-передвижники провозгласили «искусство ради людей».

Творческая деятельность

29 ноября 1871 г. в Петербурге состоялось открытие первой передвижной выставки. На экспозиции были представлены работы шестнадцати живописцев. На суд зрителей было выставлено сорок семь полотен. Позднее, уже в Москве, число выставленных картин достигло 82. Эта же экспозиция впоследствии была перевезена в Киев и Харьков. Такие картины русских художников-передвижников, как «Майская ночь» (И. Крамского), «Охотники на привале», «Портрет купца И. С. Камынина», «Рыболов», «Портрет А. Н. Островского» (В. Г. Перова), «Грачи прилетели» (А. Саврасова), «Порожняки» (И. Прянишникова) вошли в историю русского художества. В своих работах реалисты опирались не только на опыт отечественной живописи, но и на достижения классического и современного мирового искусства. Многие представители товарищества в разные годы по направлению Академии художеств посещали зарубежные страны, где перенимали опыт своих коллег, изучали живопись различных эпох и стилей. Свои наблюдения и впечатления от увиденного они реализовывали в работах. Творчество художников-передвижников во многом определило движение мировой живописи девятнадцатого–двадцатого веков.

Пейзаж как самый популярный жанр передвижников

Пейзажная живопись процветала в 1870-1880-х годах. Передвижники писали в основном пейзажи; некоторые, как Поленов, использовали технику пленэра . Два художника, Иван Шишкин и Исаак Левитан, писали только пейзажи России. Шишкин до сих пор считается русским «певцом леса», а пейзажи Левитана славятся своим накаленным настроением. После Передвижников русский пейзаж приобрел значение как национальная икона.

Передвижники писали пейзажи, чтобы исследовать красоту своей страны и побуждать простых людей любить и сохранять ее. Левитан как-то сказал: «Я представляю себе такое изящество на нашей русской земле — разлившиеся реки, возвращающие все к жизни. Нет страны прекраснее России! Настоящий пейзажист может быть только в России». Передвижники придавали пейзажам национальный характер, чтобы люди других народов могли узнавать русский пейзаж. Пейзажи Передвижников — символическое воплощение русской национальности.

Особенности творчества передвижников и их значение

Реалистическое изображение жизни – главный их принцип. Собственно говоря, причиной «бунта 14» и было желание приблизить творчества к современной жизни и изображать её в своих произведениях. Чуждые русскому духу мифологические образы уже не привлекали молодёжь, которой хотелось найти свои идеалы

Для передвижников были характерны психологизм, внимание к деталям, социальная и классовая направленность, мастерство типизации. Ведущими стилями в творчестве передвижников были реализм и импрессионизм.Искусство передвижников оказалось востребованным в российском обществе, оно было созвучно своему времени.Большую помощь передвижникам оказал коллекционер и меценат П. М

Третьяков. Он постоянно обновлял свою галерею работами передвижников, умел понять талант и увидеть будущее не известной пока картины. Он приобретал в свою галерею произведения передвижников, оказывая им тем самым материальную и моральную поддержку. Многие из работ передвижников были сделаны по заказу Третьякова, в основном это портреты великих современников – писателей, композиторов, других выдающихся людей. Например, известный портрет Л.Н. Толстого был написан И. Крамским по заказу П.М. Третьякова

М. Третьяков. Он постоянно обновлял свою галерею работами передвижников, умел понять талант и увидеть будущее не известной пока картины. Он приобретал в свою галерею произведения передвижников, оказывая им тем самым материальную и моральную поддержку. Многие из работ передвижников были сделаны по заказу Третьякова, в основном это портреты великих современников – писателей, композиторов, других выдающихся людей. Например, известный портрет Л.Н. Толстого был написан И. Крамским по заказу П.М. Третьякова.

И. Крамской «Портрет Льва Толстого»

Товарищество передвижников просуществовало более 50 лет. За это время было проведено 47 передвижных выставок, география которых была очень обширной.И сейчас творчество передвижников востребовано и не забыто, это наше национальное богатство.

Известные художники-передвижники

Одним из учредителей был Алексей Саврасов. Художник-пейзажист прошел обучение вопреки воле отца. В основе его творчества находились работы немецких и английских живописцев. Был удостоен различных премий, но последние годы своей жизни художник жил в острой нужде.

Имена художников-передвижников были известны далеко за пределами нашего государства. Примерном является Иван Шишкин. С его творениями связана история русского пейзажа, а произведения искусства этого передвижника стали национальной классикой и приобрели популярность во всем мире.

Русские художники создали огромную портретную галерею. Возможно это стало благодаря Ивану Николаевичу Крамскому. Именно ему принадлежит известный во всем мире портрет Льва Толстого, написанный в 1873 году. На картине отчетливо видны не только внешние качества писателя, но и особенности его характера.

Одним из значимых явлений в истории русской живописи стала картина «Бурлаки». Илья Репин колоритно показал в ней образ простого народа. До этого художника данная тематика оставалась недоступной. С особой любовью он рисовал образы обычных крестьян. В 80-е годы 19 века художник обращается к портретному жанру, изображая различных известных деятелей той эпохи.

К художникам-передвижника относятся:

  • Василий Максимов;
  • Василий Перов;
  • Абрам Архипов.

Участники работали по разным художественным направлением, но объединяло их одно – идея народничества. Они противопоставляли свое творчество представителям официального академизма.

↑ Интересные факты о Товариществе

  • Критик В. Стасов назвал творчество передвижников «хоровыми картинами»;
  • Бунт художников-выпускников в 1863 году сорвал юбилейный конкурс Академии художеств. Большую помощь Передвижникам оказывал Павел Третьяков;
  • Большое количество картин художники писали по его заказу;
  • В конце своего существования Товарищество влилось в Академию художеств. Между молодым поколением художников и старшими начались противоречия. Свобода в создании сюжета картин была утрачена;
  • Победа в выпускном конкурсе, от которого отказались выпускники Академии Художеств, давала право на многолетнюю поездку в Италию, за которую платило государство;
  • За все время существования общества его членами были более 100 человек.

Слайд 12Репин Илья Ефимович (1844—1930) великий русский художник. Являлся одним из активнейших

членов «Товарищества передвижников».

Сенсацией стала картина Репина «Бурлаки на Волге» (1870–1873); на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры, и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Темпераментная кисть Репина насыщает мощной эмоциональной силой и исторические образы («Иван Грозный и сын его Иван», 1885). Эмоции эти порой буквально выплескиваются наружу: в 1913 году иконописец А. Балашов, буквально загипнотизированный Иваном Грозным, изрезал картину ножом.

Очень плодотворно работал над портретами, самые значительные из них портреты композиторов Мусоргского и Глинки, художников Сурикова и Крамского и др.

Репин Илья Ефимович

Первая выставка

Первая выставка передвижников была открыта в Петербурге 29 ноября 1871 г. в здании Академии художеств. Были показаны работы 16 художников. После Петербурга выставка экспонировалась в Москве, Киеве, Харькове и других городах (всего в 12 городах). Она стала настоящим событием в культурной жизни России. Особым успехом пользовались картины А. Саврасова «Грачи прилетели», Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» , скульптура М. М. Антокольского «Иван Грозный»

Скажем несколько слов об этих произведениях и обратим внимание на то, что все они основаны на сюжетах русской истории или русской природы

А. Саврасов «Грачи прилетели»

Журналист и литературовед И.М. Гронский так сказал о творчестве художника: «Саврасовых в русской живописи немного… Саврасов хорош каким-то интимным, только ему свойственным восприятием природы».

Картина «Грачи прилетели» стала культовой и заслонила собой, к сожалению, остальное творчество этого выдающегося художника. Но коль мы ведём разговор о первой выставке передвижников, то неизбежно следует сказать и о ней. Снова и снова, потому что о ней сказано, пожалуй, уже всё.

А. Саврасов «Грачи прилетели» (1871). Хост, масло. 62 х 48,5 см. Государственная Третьяковская галереяНа картине изображена Воскресенская церковь в селе Костромской губернии (сейчас это посёлок Сусанино). Церковь сохранилась до наших дней (сейчас в ней музей Ивана Сусанина). Русский пейзаж ранней весны показан неприглядным, но берущим за сердце каждого русского человека – вот в этом и есть особенность этой картины. Картина стала открытием в живописи. Её сразу же купил П. Третьяков , знаток и ценитель искусства, меценат и основатель известной галереи. Позже Саврасов сделал несколько копий картины.

Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871)

Холст, масло. 135,7 х 173 см. Государственная Третьяковская галереяСюжет картины – историческое событие. Сын Петра I от первого брака выступил против реформ отца. Произошло это под влиянием враждебно настроенных бояр. Заговор, в котором участвовал царевич, был раскрыт, и царевич бежал в Вену, а затем в неаполитанский замок Сент-Эльмо в Италии, но был возвращён оттуда по приказу императора. В России Сенат, с согласия отца, приговорил царевича к смертной казни. Но он умер в 1718 г. в Петропавловской крепости еще до приведения приговора в исполнение.Художник Н. Ге изучал документы и старинные портреты Петра I и царевича, костюмы начала XVIII в., а также точно воспроизвел кабинет императора в Петергофском дворце Монплезир.Петр I сидит за столом и пристально смотрит на сына. Он как будто ждёт ответа на заданный царевичу вопрос. Царевич Алексей стоит в замешательстве, потупив взор. Позы персонажей, выражения их лиц – всё говорит о том, что царевич не отрицает своей вины, а Пётр верит в то, во что ему, как отцу, верить не хочется. В комнате чувствуется напряжённая тишина и уже не нужно больше слов – всё сказано. Но внутренний диалог между ними как будто продолжается: отец ещё не потерял надежды на раскаяние сына. Но сын твёрд, хотя и кажется внешне хрупким.Картина произвела сильное впечатление на современников и сразу же была куплена П. Третьяковым для своей коллекции.

М.М. Антокольский «Иван Грозный» (1870)

Скульптура «Иван Грозный» стала первой большой работой М. Антокольского. За неё он получил звание академика. Статуя произвела огромное впечатление и на императора Александра II , он приобрёл её для Эрмитажа.

↑ Деятельность Товарищества

Товарищество за время своего существования провело: 48 выставок в различных городах, селах и деревнях Российской Империи. Первая выставка состоялась в 1871 году и длилась около двух месяцев. Начавшись в Санкт-Петербурге, она далее передвинулась в Москву, Киев и Харьков. Выставлялось 47 картин. Посетило выставку более 30 тыс. человек.

Резонанс первой выставки в обществе был достаточно сильный. Заработано было более 4 тыс. руб. Деньги были поделены между участниками. Передвижники имели большой успех на Международной выставке в 1878 году, в Париже. Для участия в выставке был изменен устав. Из него был исключен пункт о проведении выставочной деятельности только на территории России.

В финансовом плане передвижники соблюдали строжайшую дисциплину. Пять процентов с продажи каждой картину уходили в кассу Товарищества. Остальное разделялось между экспонентами. Благодаря Передвижникам было открыто множество новых художественных талантов, например В.Сурикова и Н.Ярошенко.

Много лет продолжалось противостояние между Передвижниками и Академией Художеств. Доходило до того, что пенсионеры Академии не имели право участия в выставках Передвижников. В начале 20-го века из Товарищества массово начали уходить художники, обострились конфликты. Последняя выставка была проведена в 1922 году.

Василий Максимович Максимов

Свои первые художественные навыки он получил в иконописных мастерских. Василий Максимович закончил в Петербургскую Художественную Академию по классу исторической живописи. Все свое творчество художник посвятил изображению самобытного крестьянского мира. Его картины не поражают остротой сюжетов и яркими красками

Однако эта особенность лишь привлекла внимание ценителей искусства. Наиболее известными его работами являются: «Все в прошлом», «Больной муж», «Семейный раздел». Так же как и многие другие художники-передвижники 19 века, Василий Максимович в своем творчестве стремился максимально отразить творческие идеалы и ценности своего времени

Так же как и многие другие художники-передвижники 19 века, Василий Максимович в своем творчестве стремился максимально отразить творческие идеалы и ценности своего времени.

История[править | править код]

В начале 60-х годов XIX века Российская империя вступила в эпоху Великих реформ Александра II. Крестьянской реформой было отменено крепостное право, проведены Земская и Судебная реформы, Реформа городского самоуправления, Военная реформа. Осуществлялась модернизация всех сфер жизни государства и общества; строилась новая Россия — успешнее той, что потерпела поражение в Крымской войне.

Артель

Составной частью реформ в области образования было и реформирование Императорской Академии художеств.
В 1859 году был принят новый устав Академии, которым вводился целый ряд прогрессивных изменений в её работу.
Тем не менее консервативные подходы в формах проведения конкурса на большую золотую медаль привели к конфликту:
9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание — написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати». Именно они организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» позже, в 1870 году некоторые её члены вошли в «Товарищество передвижных художественных выставок».Артель была первой попыткой образования в России независимого объединения художников. Опыт Артели учитывался при создании Товарищества.

Передвижники


Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886 год). Сидят (слева направо): С. Н. Аммосов, А. А. Киселёв, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, А. Д. Литовченко, И. М. Прянишников, К. В. Лемох, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, П. А. Ивачёв (заведующий передвижной выставкой), Н. Е. Маковский. Стоят (слева направо): Г. Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов, Е. Е. Волков, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, Н. А. Ярошенко, П. А. Брюллов, А. К. Беггров.

Идея объединения московских и петербургских художников на основе создания передвижной выставки была изложена в письме группы московских художников
к своим коллегам в Санкт-Петербургскую Артель художников. Артель, кроме И. Крамского и К. Лемоха, идею создания Товарищества не восприняла, но иные художники-петербуржцы, приходившие на «четверги» в Артель, горячо её поддержали. В сентябре 1870 года учредители Товарищества (14 человек) подали прошение министру внутренних дел А. Е. Тимашеву с просьбой утвердить проект устава Товарищества. Второго ноября 1870 года устав был утверждён. В § 1 устава провозглашалось: «Товарищество имеет целью: устройство… во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством…развития любви к искусству в обществе и облегчения для художников сбыта их произведений.» Уставом определялось, что делами Товарищества заведуют общее собрание его членов и правление, где все вопросы решаются голосованием (решения принимаются большинством голосов); приём в члены Товарищества проводится голосованием на общем собрании. Устав оставался в неизменном виде 18 лет, до апреля 1890 года, когда был принят новый устав, по которому демократические принципы принятия решений в Товариществе значительно сужались.

Расцвет деятельности Товарищества передвижников пришёлся на 1870—1880-е годы.
В состав передвижников в разное время входили

Абрам Архипов

Абрам Архипов. Автопортрет. Частная коллекция

Архипов был выходцем из очень бедной семьи. Но мы почти не увидим у него трагичных сюжетов. К тому же он больше остальных передвижников тяготел к импрессионизму. Который волей-неволей смягчает любую драму.

Но есть у Архипова главный шедевр, «Прачки», который как нельзя лучше вписывается в концепцию передвижников.

Однажды художник случайно забрёл в подвал одного дома. И увидел бедных женщин, которые с утра до позднего вечера возятся в корытах с водой.

Он был крайне поражён их тяжким трудом. Поэтому не мог не создать своих «Прачек».

Абрам Архипов. Прачки. 1901 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Пожилая женщина без сил опустилась на скамью. Ее худая, скрюченная рука кажется слишком миниатюрной для такого адского труда.

Лиц молодых прачек мы не видим. Будто Архипов даёт им надежду однажды вырваться из этой бесконечной круговерти тазов, мыла и пара.

Но все же Архипов предпочитал не грустить. И чаще изображал счастливых женщин.

В этой статье и так было много поводов для грусти. Поэтому завершу пост на более позитивной ноте. Портретом довольной и нарядной крестьянки.

Абрам Архипов. Женщина в красном. 1919 г. Нижегородский художественный музей

Товарищество передвижных выставок просуществовало 53 года (1870-1923 гг.). Уже в конце 19 века их стали все чаще критиковать. Обвиняя в литературщине и гипертрофированном трагизме.

А с возникновением моды на модерн и беспредметное искусство и вовсе перестали покупать.

Но вклад художников-передвижников в развитие русского искусства колоссальный. Живописное мастерство художников, работающих в свободной атмосфере, поднялось на невероятную высоту.

В том числе поэтому многие шедевры русской живописи созданы именно во второй половине 19 века, в пору рассвета эпохи передвижничества.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Примечания[ | ]

  1. 12Николай Троицкий . Культура: Искусство // Россия в XIX веке. Курс лекций. М., 1997. С. 398
  2. Г. Мясоедов, В. Перов, Л. Каменев, А. Саврасов, В. Шервуд (в дальнейшем в Товарищество не входил), И. Прянишников.
  3. 1234567 Товарищество передвижных художественных выставок. Письма и документы. Издательство «Искусство», Москва, 1987. Т. 1, 2.
  4. проводится минимум раз в год
  5. Правление состоит из двух отделений (московского и петербургского) в составе 5-ти членов правления и 1-го кандидата избираемых на 1 год. В первое правление (на 1871 год) избраны Ге, Мясоедов, М. и К. Клодт, Перов, Крамской и кандидат Прянишников.
  6. Был создан новый орган — Совет, которому передавалось управление всеми делами Товарищества. В состав Совета на пожизненной основе входили только члены-учредители.
  7. Произведения В. Ф. Аммона, С. Аммосова, А. П. Боголюбова, Н. Н. Ге, К. Ф. Гуна, Л. Л. Каменева, Ф. Ф. Каменского, М. К. Клодта, И. Н. Крамского, В. М. Максимова, Г. Г. Мяоедова, В. Г. Перова, И. М. Прянишникова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, М. П. Клодта.
  8. Выставку посетило 30 тыс. человек; продано произведений на 23 тыс. рублей.
  9. Список передвижных выставок Товарищества на сайте ТПХВ.РУ
  10. Первая параллельная выставка началась в августе 1886 года, показом экспозиции Нижнем Новгороде, и закончилась в апреле 1888 года в Витебске.
  11. Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Пензе, Тамбове, Козлове, Воронеже, Новочеркасске, Ростове, Таганроге, Екатеринославе и Курске.
  12. На передвижных выставках показывались лишь те произведения, которые ранее нигде не экспонировались.
  13. Экспонент — художник не состоявший в товариществе, но подававший заявку на участие в выставке определённого своего произведения. Работа экспонента принималась на выставку голосованием на общем собрании.
  14. Среди покинувших Товарищество были: В. Серов, С. Иванов, М. Нестеров, С. Виноградов, А. Архипов, Ап. Васнецов…
  15. БСЭ, т. 19,стр. 377

Список художников разных эпох

А

Россия 19 век, (маринист) Россия 18 век, (портрет)Адриансен Александр Фландрия 16 век, (натюрморт)Алст Виллем ван Голландия 17 век, (натюрморт)Анкер, Альберт Швейцария 19 век, (натюрморт)Антонелло да Мессина Италия 15 век, (портрет)Арельяно, Хуан де Испания 17 век, (натюрморт) Артсен, Питер Нидерланды 16 век, (натюрморт)Арчимбольдо, Джузеппе Италия 16 век, (натюрморт) Аст Бальтазар ван дер Нидерланды 17 век, (натюрморт)Все художники на «А»

Б

Россия 19 век, (портрет) Россия 19 век, (русский романтизм,) Россия 20 век, (передвижник)Базиль Фредерик Франция 19 век, (н-т) Италия 17 век (натюрморт)Бейерен, Абрахам ван Голландия 17 век, (натюрморт)Бекелар, Иоахим Голландия 16 век, (натюрморт)Берг, Гиллис Гиллиссон де Голландия 17 век, (натюрморт)Беренц, Кристиан Германия. 17 век, (натюрморт)Берт, Осиас Фламандия 16 век, (натюрморт)Все художники на «Б»

В

Россия 18 век, (портрет) Россия 19 век, (баталист) Россия 19 век, (передвижник)Венецианов Алексей Гаврилович Россия 19 век, (портрет) Голландия17 век, (натюрморт)Валлерант Вайлант Фламандия 17 век, (портрет) Испания 17 век, (барокко)Вальдмюллер, Фердинанд Георг Австрия 19 век, (портрет, натюрморт) Нидерланды 19 век, (постимпрессионист)Все художники на «В»

Г

Россия 19 век, (передвижник) Германия 15 век, (портрет) Италия 17 век (натюрморт, портрет) Италия 17 век (натюрморт) Германия 19 век, (жанр, пейзаж) Франция 19 век, (пейзаж, натюрморт) Нидерланды 17 век, (натюрморт)Гирландайо, Доменико Италия 15 век, (Итальянское Возрождение) Франция 19 век, (символизм) Фламандия 15 век, (Итальянское Возрождение)Все художники на «Г»

Д

Германия 15 век, (портрет) Италия 15 век, (портрет) Италия 16 век, (Высокое Возрождение)Дега, Эдгар Франция 19 век, (импрессионизм) Нидерланды 16 век, (натюрморт)Делакруа, Эжен Франция 19 век, (романтизм)Делапорт Анри Орас Ролан Франция 18 век, (натюрморт) Франция 18 век, (натюрморт, анимализм) Италия 14 век (готика)Джонстон, Джон Англия 19 век, (портрет)Все художники на «Д»

К

Кипренский Орест Адамович Россия 18-19 век, (портрет) Россия 19 век, (передвижник) Фламандия 17 век, (Натюрморт) Франция 19 век, (натюрморт) Голландия 17 век, (натюрморт) Фламандия 15 век, (Натюрморт) Италия 16 век, (натюрморт) Испания 17 век, (натюрморт) Италия 17 век, (барокко) Италия 17 век (барокко)Все художники на «К»

Л

Россия 18 век, (портрет) Россия 19 век, (передвижник) Италия 16 век, (Высокое Возрождение) Италия 16 век, (Высокое Возрождение)Лукас Кранах Старший Германия16 век, (Ренессанс) США 19 век, (монументализм) Франция 16-17 век, (караваджист) Германия. 19-20 век, (импрессионизм) Нидерланды 17 век, (Золотой век) Франция 17 век, (натюрморт)Все художники на «Л»

М

Россия 18 век, (портрет) Россия 19 век, (передвижник) Россия 19 век, (передвижник) Италия 18 век, (натюрморт)Мане, Эдуар Франция 19 век, (импрессионизм) Фламандия 15-16 век, (портрет)Мастер Колин Франция 15-16 век, (портрет) Испания 18 век, (натюрморт) Фламандия 15 век, (портрет) Северное Возрождение Франция 19 век, (барбизонская школа) Голландия 17 век, (натюрморт)Моне, Клод Франция 19-20 век, (импрессионизм)

П

Россия 19 век, (передвижник) Россия 19 век, (передвижник) Италия15 век, (Раннее Возрождение)Питер Клас Голландия 17 век, (Натюрморт) Германия 19 век, (натюрморт) Германия 19 век, (натюрморт)

Р

Россия18 век, (портрет) Россия 19 век, (передвижник) Нидерланды 17 век Нидерланды 15 век, (портрет) Италия 16 век, (Высокое Возрождение)Рубенс, Питер Пауль Фламандия 17 век, (барокко)

С

Суриков Василий Иванович Россия19 век, (передвижник) Россия 19 век, (портрет) Италия 15 век, (историческая живопись пейзаж)Снейдерс Франс Фламандия 17 век, (натюрморт)

Я

Россия 19 век, (передвижник) Нидерланды 15 век, (портрет) Нидерланды 17 век, (натюрморт)Ян Брейгель Старший Фламандия 17 век, (натюрморт)

Передвижники сегодня

В 2008 году была зарегистрирована некоммерческая ассоциация деятелей искусства и культуры «Новые передвижники». Участники продолжают творческие традиции ранее сформированного товарищества. Они занимаются:

  • организацией выставок;
  • проведением мастер-классов;
  • изданием каталогов, альбомов;
  • популяризацией живописи.

В 2009-2017 годы проведено около 60 российских и международных выставок. Сегодня в проектах принимают участие больше 1000 художников разного направления. Основателем является генеральный директор, почетный член Союза художников России Олег Максименко.

Слайд 9Яркие представители ТПХВ.Крамской Иван Николаевич (1837–1887), русский художник жанровой, исторической и

портретной живописи. Возглавил «Бунт четырнадцати». Во главе с Мясоедовым является основателем товарищества передвижных выставок.

Крамской Иван Николаевич

К лучшим произведениям не портретной живописи Крамского относятся картины: «Майская ночь» (по Гоголю), «Дама в лунную ночь», «Созерцатель», «Христос в пустыне» и некоторые другие. Портретов Крамской написал множество; из них особенного упоминания заслуживают портреты И. И. Шишкина, Григоровича, мальчика еврея, неизвестной, графа Л. Н. Толстого, Гончарова и многие другие. Они отличаются полным сходством и талантливой характеристикой лица, с которого портрет писался.

Художественные принципы[править | править код]

Для картин передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность. Ведущим стилем в искусстве передвижников был реализм. Я. А. Тугендхольд отмечал, что «…в основе „идейной“ и „гражданской“ живописи наших передвижников лежали чисто-русские и глубокие причины: „болезнь совести“, психология кающегося барства… „передвижничество“ на долгое время застраховало нас от последующих художественных открытий „аморального“ запада!» (под «открытиями запада» он имел ввиду импрессионистов и их последователей).
Вдохновленные идеями демократии о всеобщей свободе и благополучии, передвижники мечтали об искусстве во имя служения народу, его просвещения и развития. Эти стремления были выражены и в уставе товарищества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: