«икона нации» или «местечковый патриот»: кем на самом деле был тарас шевченко

Биография тараса шевченко

Вольная грамота

Документ об освобождении всегда являлся односторонним волеизъявлением помещика, желание крепостного в ней никаким образом не учитывалось. В документе, помимо условий выхода из зависимости, оговаривались вопросы исполнения крестьянином государственных повинностей и уплаты податей в казну.

Интересно, что кроме судьбы самого крестьянина вольная грамота также затрагивала будущее его семьи и даже не рожденных еще детей. Одним из наиболее ярких примеров таких вольных грамот был отпуск на волю ставших известными художников, поэтов и музыкантов. Российское дворянство, желая выступить в роли меценатов, посылало своих крепостных на обучение к различным мастерам и, нередко, в университеты и Академию художеств.

При этом, крепостной мог как освобождаться от крепостной зависимости, так и продолжать быть собственностью помещика. Интересен пример вольной грамоты, составленный тестем А.С.Грибоедова, князем Чавчавадзе крепостному художнику Георгию Майсурадзе. В этой грамоте оговаривалось, что крепостной получает вольную, однако дальнейшая его судьба напрямую зависела от его успехов в Академии художеств.

Так, отсутствие каких-либо поощрений в учении обязывало художника трудиться на бывшего хозяина еще 5 лет после окончания Академии, тогда как Первая золотая медаль освобождала Майсурадзе ото всяких обязанностей. Увы, такие примеры довольно гуманного обращения были редкостью.

Вольные хлебопашцы

Одним из первых государственных актов, регламентировавших возможность освобождения крепостного, был Указ о «Вольных хлебопашцах». Подписанный в феврале 1803 года документ позволял помещикам отпускать своих крепостных с землей за выкуп или исполнение повинностей. Более того, ничто не мешало хозяину отпускать своих крепостных без выкупа – условия регламентировались в специальном соглашении.

Осторожный по своему характеру указ, как этого и следовало ожидать, имел ограниченное действие. За период царствования Александра I из крепостной неволи таким образом освободилось не более 300 тысяч человек (мужчин и женщин), то есть около 1% всех крепостных

При этом Указ имел важное значение: он продемонстрировал неготовность российских помещиков расставаться с бесплатной рабочей силой и, таким образом, отодвинул решение крестьянского вопроса

Еще один шаг, предпринятый государством для регламентации выхода, был сделан в правление императора Николая I. В 1839 году был создан секретный комитет, который возглавил сторонник умеренных реформ Киселев. Николаю понравились предложения Киселева, так как они не вносили серьезных изменений в характер собственности, оставляя за помещиками и казной землю.

Согласно подписанному царем в 1842 году Закону об «Обязанных крестьянах», крепостной по воле помещика мог получить личную свободу и земельный надел в пользование. За это он должен был выполнять те же самые повинности, что и в крепостной зависимости. Разница заключалась в том, что теперь помещик не мог увеличить объем этих повинностей (оброка, барщины) или отнять у крестьянина землю.

Стоит отметить, что подобные условия снова не полюбились помещикам: практически никто так и не воспользовался законом. По-прежнему, одним из наиболее применимых актов оставался Указ «О вольных хлебопашцах», который также имел лишь ограниченное применение.

Выкуп Шевченко

Сложнее сложилась судьба российского и украинского поэта и художника Тараса Шевченко. По рождению он был крепостным помещика Энгельгардта, который рано приметив таланты мальчика, направил его учиться у «богомазов», т.е. иконописцев. После этого хозяин направил Шевченко на обучение к преподавателю Виленского университета, а потом и в столицу, где он должен был постигнуть все тонкости работы живописца.

Именно в Санкт-Петербурге талантливый крепостной познакомился с видными деятелями российской культуры, в частности, с поэтом Жуковским и художником Брюлловым

Обратив внимание на таланты Шевченко, они стали добиваться освобождения у Энгельгардта, однако личные письма и воззвания к гуманизму успеха не возымели. Узнав о выдающихся способностях своей собственности, помещик боялся продешевить, уверенно набивая цену за освобождение

Он несколько раз отказывал известным художникам, причем даже тогда, когда за Шевченко приехал договариваться известный живописец и любимец императора Венецианов.

Только в 1838 году удалось собрать необходимую сумму. Памятником этому событию служит портрет Жуковского работы Брюллова, ныне выставленный в Третьяковской Галерее. Этот портрет был специально написан для благотворительной лотереи в Аничковом дворце, на которой и были наконец собраны деньги для выкупа Тараса Шевченко.

« Какой была разведка на Руси до Петра

«Годен на комнатного живописца»

Однажды помещик Звенигородского уезда Киевской губернии Павел Энгельгардт заметил, как один из его дворовых втайне перерисовывает портреты кисти знаменитых художников. Недолго думая, барин распорядился наказать крепостного розгами за самовольное копирование шедевров: талантливый юноша пытался написать портрет героя Отечественной войны 1812 года Матвея Ивановича Платова. Через несколько дней, поразмыслив, Энгельгардт сменил гнев на милость и более не препятствовал тяге своего слуги к прекрасному. В конце концов, решил он, за обученного искусствам крепостного могут дать больше денег в случае его продажи. В 1828 году напротив фамилии Тараса Шевченко управляющий поместьем оставил запись: «Годен на комнатного живописца».

Известный в будущем поэт сначала прославился как талантливый художник. Сын крепостного крестьянина Григория Шевченко Тарас родился в 1814 году и в одиннадцатилетнем возрасте стал сиротой. Когда о его страсти к живописи узнал Павел Энгельгардт, Тарасу было позволено обучаться в Петербурге у художника-декоратора Василия Ширяева. Юный ученик трудился на редкость усердно и делал большие успехи; с каждым днем его работы становились все лучше. В 1836 году, срисовывая статуи в Летнем саду, Тарас Шевченко познакомился со своим земляком – живописцем Иваном Сошенко. По достоинству оценив талант юноши, тот представил его звездам российской живописи того времени Алексею Венецианову и Карлу Брюллову, а также поэту и наставнику великого князя Александра Николаевича Василию Жуковскому.

Выкуп Тараса Шевченко. Художник П. Сулименко. 1949 год

Всеобщая симпатия к Тарасу Шевченко со стороны именитых деятелей искусства сыграла решающую роль в деле выкупа его из крепостного состояния, которым он втайне тяготился. Заметив переживания молодого художника, Брюллов, Жуковский и граф Михаил Виельгорский стали готовиться к нелегкой беседе с Павлом Энгельгардтом. Для начала визит помещику нанес Карл Брюллов и начал постепенно подводить его к главному предмету разговора своими рассуждениями о филантропии и милосердии. Увы, должного эффекта задушевный разговор не возымел: Энгельгардт понял, на что намекает живописец, но прикинулся непонимающим – пришлось Брюллову уехать ни с чем. Следующим попытать счастья решился Алексей Венецианов и на этот раз перешел сразу к делу, спросив у барина о конкретной сумме. Когда Энгельгардт понял, что собеседник настроен решительно, то заикнулся о двух с половиной тысячах рублей. Спасители Тараса Шевченко растерялись – таких денег у них не было. Для сравнения, за обычного дворового в те годы требовали 25-40 рублей, а за обученного ремесленника – около тысячи.

Тарас Григорьевич

1814-1861

Судьба не была ласковой и к Тарасу Григорьевичу Шевченко — сыну крепостных, принадлежавших помещику Энгельгардту. Уже в детстве Тарас полной чашей испил горечь сиротства и унизительного рабства.

С ранних лет у Шевченко проявился музыкальный дар, тяготение к рисунку и красоте родного языка. Украдкой срисовывал он картины в барских покоях, затаив дыхание, слушал бродячих кобзарей, бандуристов и лирников, рассказы деда — современника, а возможно, и участника казацко-крестьянских восстаний. В 1838 году благодаря усилиям поэта В. Жуковского и художника К. Брюллова Шевченко был выкуплен из крепостной неволи. В этом же году он поступил в Петербургскую академию художеств. В 1840 году выходит его первый поэтический сборник — «Кобзарь». Эта небольшая книга совершила переворот в украинском искусстве: никто не раскрывал так полно страдания и чаяния украинского народа, никто не говорил об этом так страстно и с такой болью.

Кобзарь — это народный украинский певец и музыкант, сама мудрость народная, сама его совесть. Идя от села к селу, он зажигает сердца людей жаждой мщения и надеждой.
Как и песни кобзарей, слово Шевченко обладало чудодейственной силой.

С появлением «Кобзаря» Шевченко становится известным народным поэтом. Произведения Шевченко распространяются в списках среди заключенных царских тюрем. Их воздействие испытывают Некрасов, Кольцов… Украина, Кавказ, Сибирь, Петербург… Поэт охватывает взором всю Российскую империю. Всюду царит насилие, всюду страдает народ. И Шевченко выступает в защиту народов Кавказа («Кавказ»), его волнуют судьбы славян («Еретик»). Он зовет народы к революционному действию, к единению в «семье великой, в семье вольной, новой». Выдающимся памятником мировой культуры стало «Завещание» (1845) поэта, известное во многих странах мира. «Схороните и вставайте, кандалы порвите» — таково завещание поэта и борца.

За сочинение «возмутительных и в высшей степени дерзких» стихотворений поэта ссылают в 1847 году в Оренбургский корпус солдатом. На приговоре Николай I написал собственноручно: «Под строжайший надзор с запрещением писать и рисовать». Шевченко был освобожден и вернулся в Петербург в 1858 году. Десятилетняя муштра и лишения не сломили поэта. Несмотря на тяжелую болезнь, он до конца остался тверд духом.

Белыми петербургскими ночами Тарас убегал в Летний сад и рисовал стоящие там мраморные статуи. Однажды ночью в Летнем саду его увидел проходивший мимо художник. Он привел оробевшего Тараса к Брюллову. «Великий Карл» с интересом рассматривал рисунки крепостного юноши.

Брюллов и его друзья решили вырвать Шевченко из неволи. Великий художник отправился к помещику, хозяину Тараса. Он вернулся в мастерскую оскорбленный и разгневанный: господин не пожелал освободить своего раба без выкупа. Помещик просил за Тараса две с половиной тысячи рублей.

У Брюллова и его друзей таких денег не было. Но художник нашел выход из положения. Он написал портрет известного поэта Жуковского и оценил его тоже в две с половиной тысячи рублей. Портрет вышел превосходный. Портрет разыграли в лотерею. Знатные вельможи, которым не было никакого дела до судьбы крепостного художника, не прочь были раскошелиться в надежде приобрести портрет кисти великого мастера. Нужные деньги были собраны. Тарас Шевченко получил «вольную» и стал учеником Брюллова.

Тополь


(Отрывок)

Ходит ветер по дубраве,
По полю гуляет,
У дороги тонкий тополь
До земли сгибает.
Гнется тополь одинокий,
Клонится покорно;
Кругом поле точно море —
Широко, просторно.
То чумак пройдет дорогой,
Невесело глянет;
То присядет со свирелью
Пастух на кургане,
Поглядит — сожмется сердце;
Кругом — ни былинки!
Только тополь одинокий
Никнет сиротинкой.

Т. Г. Шевченко (перевод с украинского)

Крепостной Тропинин

Известный художник Тропинин, автор «Кружевницы» и прославленного портрета Пушкина, был крепостным семейства Морковых. Хозяева посылали масльчика учиться сначала на кондитера, а потом и в Академию художеств, однако не спешили расставаться со своей «образованной собственностью». Художник трудился на Морковых в их имении на Украине, причем там он женился на девушке из вольных.

Согласно российскому законодательству, супруги должны были иметь равный статус, поэтому все ожидали, что Морковы отпустят ставшего уже довольно знаменитым художника. Вместо этого, они сделали супругу и все будущее потомство Тропинина вечными крепостными. Только в 1823 году 47-летний художник наконец получает вольную: граф Морков под влиянием новых веяний безвозмездно отпустил его.

1.Выкуп Шевченко.

Вспомним обстоятельства выкупа Т.Г.Шевченко (1814-1861) из крепостной зависимости.

До 1838 Шевченко был крепостным крупного малороссийского  помещика П.В.Энгельгарта, плохо относившегося к своим крепостным, но Шевченко он позволил научиться рисовать и хотел его сделать своим крепостным домашним живописцем.

Т.Шевченко. Портрет П.В.Энгельгарта. 1833. Акварель

В 1836, рисуя в Летнем саду в С.-Петербурге, Шевченко познакомился с художником И.М.Сошенко, тот показал его А.К.Мокрицкому, ученику К.П.Брюллова.

Аллея Летнего сада со статуями. 1800-ые годы, то есть когда «француз убогий» «в Летний сад гулять водил»…Пушкина. Акварель неизвестного художника

Тот показал его Брюллову. Брюллов решил выкупить Шевченко и дать ему свободу. Энгельгарт противился, торговался и боялся продешевить. Брюллов очень нелицеприятно отзывался об этом крепостнике.

Для получения требуемой суммы Брюллов написал портрет В.А.Жуковского.

Портрет был начат в апреле 1837, закончен в 1838. Аккуратный Жуковский приходил на петербургскую квартиру Брюллова, выдержанную в красных тонах, иногда Брюллов посылал ученика к поэту на приглашение на сеанс. Будущий римский пенсионер и ученик Брюллова А.К.Мокрицкий так вспоминал эти процедуры:

Рисование портрета затянулось, поскольку Жуковский в качестве наставника должен был сопровождать будущего Александра II в его путешествии по России.

В 1838 в Аничковом дворце, где жил сын Николая I будущий Александр II и где была квартира у В.А.Жуковского, состоялась лотерея. Лотерею выиграла императрица Александра Федоровна (супруга Николая I). Картина была куплена за 2500 рублей. «Этою ценою куплена была моя свобода», — пишет потом Шевченко. Ему было тогда 24 года.

Брюллов. Портрет Жуковского. 1837-1838. Киев. Национальный музей Т.Г.Шевченко

А вот, как сам Жуковский изобразил процесс рисования его портрета.

Рисунок из письма Жуковского от апреля 1838

Жуковский же дал описание рисунка:

Все рисовали шаржи и карикатуры, когда-то этим делом впервые начал заниматься великий Бернини. А почитайте самого Шевченко про события тех дней — сколько в них признательности окружающим его людям.

Александра Федоровна подарила портрет Жуковского своему сыну будущему Александру II, чьим наставником был Жуковский. Любопытно, что независимый Брюллов не сразу отдал портрет из своей мастерской, мотивируя это необходимостью его закончить. Об окончании работы над портретом было сообщено в «Художественной газете» в 1841, но еще в 1849 портрет находился в мастерской Брюллова. После смерти Брюллова в 1852 (сам художник находился в Риме), вероятно, портрет достался его родным.

С портрета Жуковского были сделаны две копии учениками Брюллова А.Мокрицким и Н.Быковым.

Интересно, что бы сказал сейчас сам Шевченко по поводу того факта, что в 1940-ых (!) годах, при Сталине, создавался и был открыт Киевский государственный музей имени Т.Г.Шевченко, наполненный произведениями русских мастеров эпохи Брюллова и самого «брюлловца» Шевченко. Теперь шедевр Брюллова – оригинал картины «Портрет Жуковского» — хранится в Киеве именно в этом музее, носящим современное название «Национальный музей Тараса Шевченко». Музей посвящен жизни и творчеству Шевченко, хотя основные события его биографии и образования разыгрывались в Северной Пальмире и связаны с русской Альма-матер русских художников (то есть в Императорской Академией художеств). Из 47 лет жизни Шевченко прожил в России 27 лет, из них – 17 лет в Санкт-Петербурге. Умер он в Санкт-Петербурге.

Отпускная Т.Г.Шевченко, выданная 22.04.1838

Эту отпускную Жуковский вручил Шевченко в мастерской Брюллова 25.04.1838.

От воли до ссылки

И тут Алексей Венецианов вспомнил, как год назад из крепостных выкупали другого художника, его ученика Ивана Каширина. Тогда для получения вольной грамоты использовали лотерею, на которой разыгрывали работы Каширина общей стоимостью в тысячу рублей. На этот раз предстояло выручить в два раза больше, поэтому за дело принялся сам «Великий Карл» и написал портрет В.А. Жуковского. Работу мастера предстояло разыграть в лотерее с участием царской семьи.

Вольная, выданная Тарасу Шевченко помещиком Киевской губернии П.В. Энгельгардтом

14 апреля 1838 года в Царскосельском дворце решалась судьба крепостного Тараса Шевченко. Сорок процентов необходимой стоимости внесли представители императорской фамилии: царица Александра Федоровна пожертвовала 400 рублей, а еще 600 отдали великая княжна Мария Николаевна и цесаревич Александр Николаевич. Теперь от долгожданной свободы Шевченко отделяло полторы тысячи рублей ассигнациями, и эту сумму внесли другие участники лотереи (существует иное мнение – возможно, сами организаторы взяли кредит на остаток суммы, чтобы помочь своему ученику). Портрет Жуковского, впрочем, все равно достался Александре Федоровне, а в руках у Тараса Шевченко оказался самый ценный документ – отпускная с указанием, что «волен он избрать себе род жизни, какой пожелает». Иван Сошенко, которому Тарас Григорьевич был обязан своим знакомством с «Великим Карлом» и другими устроителями выкупной лотереи, более других радовался успехам земляка и вспоминал: ««Вдруг в комнату мою через окно вскакивает Тарас. Бросается ко мне на шею и кричит: «Свобода! Свобода!» Поняв, в чем дело, я уже со своей стороны стал душить его в объятиях и целовать. Сцена эта кончилась тем, что оба мы расплакались, как дети».

Выбор казался очевидным: вскоре после освобождения из крепостной зависимости Шевченко начал посещать классы Академии художеств и стал одним из любимых учеников Карла Брюллова. Но поэтический дар возобладал над талантом живописца. В 1840 году вышел первый сборник стихов Тараса Шевченко «Кобзарь», принесший ему известность. Поэзия бывшего крепостного часто носила протестный характер. В 1846 году Шевченко вступил в тайное Кирилло-Мефодиевское общество, был арестован и отдан в солдаты в Орскую крепость с запретом писать и рисовать. Лишь через десять лет по ходатайству графини Анастасии Ивановны Толстой и старых друзей Тарас Шевченко вернулся в столицу, где доживал последние годы в доме при Академии художеств, занимался гравюрой и писал стихи.

Автопортрет Тараса Шевченко. 1861 год

Творческий путь

Первым самостоятельным решением Шевченко стало поступление в Академию художеств. В этот период расцвело и поэтическое дарование Тараса Григорьевича. В 1840 году им был выпущен сборник поэтических произведений «Кобзарь», которому было суждено стать знаменитым. Он приобрел такую популярность, что неоднократно переиздавался еще при жизни поэта.

Перу Шевченко принадлежат поэмы «Гайдамаки», «Еретик», «Катерина», «Наймичка», «Кавказ». Эти произведения были написаны на украинском языке, за что столичные критики не раз осуждали Шевченко за провинциальность. Немало прозаических и поэтических произведений Тараса Григорьевича написано и на русском языке. Среди них повести «Княгиня», «Близнецы», «Художник», в которых встречается много автобиографических подробностей.

Арест

В 1846 году Шевченко во время своего визита в Киев был втянут в новообразовавшееся Кирилло-Мефодиевское братство. Поэт не сразу догадался, что это была политическая организация, однако было уже поздно: начались аресты членов братства. Шевченко обвинили в национализме и призывах к отделению Украины от России.

Поэт на 10 лет был отправлен рядовым в Оренбургский корпус для выполнения рекрутской повинности, но самым страшным для него наказанием стал запрет рисовать и писать.

Шевченко пытались помочь Василий Жуковский, Алексей Толстой и прочие влиятельные друзья, но безрезультатно. Лишь в 1857 году, после смерти императора Николая I, им удалось добиться отмены наказания.

Долгожданная свобода

В 1829 году Тарас попал в прислуги к помещику П. В. Энгельгардту. Увидев рисунки Тараса, Энгельгардт решил сделать из него личного живописца и отдал на обучение портретисту, преподавателю Виленского университета.

Спустя полтора года Энгельгардт переехал в Петербург и, желая сделать из Шевченко домашнего живописца, отправил юного Шевченко на обучение к художнику. Именно в этом городе в 1836 году произошло судьбоносное знакомство Шевченко с художником И. Сошенко, который ввел Тараса в свет, познакомив с поэтом Василием Жуковским, секретарем Императорской Академии художеств В. Григоровичем, художниками Венециановым и Брюлловым. Представители искусства сразу разглядели в Шевченко большой талант и решили принять посильное участие в его судьбе.

Было принято решение о выкупе начинающего художника, однако Энгельгардт ни за что не хотел продавать крепостного, в которого вложил так много средств. Переговоры о выкупе затянулись, и Шевченко утратил было надежду получить свободу. Его благодетелям пришла в голову гениальная идея: разыграть в лотерею портрет Жуковского, написанный Брюлловым, и на вырученные деньги купить Шевченко вольную.

В краткой биографии Шевченко стоит отметить важный для него день — 22 апреля 1838 года, когда он стал свободным человеком. Друзья заплатили за него Энгельгардту рекордную по тем временам сумму — 2500 рублей, которые удалось выручить от продажи портрета Жуковского.

Детство и юность

Будущий писатель родился 25 февраля (9 марта) 1814 года в селе Моринцы Киевской губернии в семье крепостных крестьян. Их хозяином был племянник князя Потемкина, В. В. Энгельгардт. Спустя два года семейство Шевченко перебралось в село Кирилловку, где прошло детство будущего поэта.

Когда Тарасу исполнилось 9 лет, от тяжелого труда и страшной нищеты умерла его мать. Отец вскоре взял в жены женщину с тремя детьми. Мачеха сурово обращалась с неродными детьми, и Тарасу жилось в доме несладко. Он стал чумаковать вместе с отцом: возил на продажу барскую пшеницу в Умань, Киев, Одессу.

В 1825 году, не выдержав тяжелых условий барщины, скончался отец Тараса. Мальчик пошел в услужение к местному дьячку, у которого учился основам грамоты.

Тарас с ранних лет почувствовал тягу к рисованию. Он специально устроился на работу к дьяконам-иконописцам, чтобы учиться любимому делу. Мальчик выполнял самую тяжелую работу, но при этом получил возможность постигать азы живописи и иконописи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: